Работа методиста в доу в чем заключается
В помощь начинающему методисту.
Диана Саляхова
В помощь начинающему методисту.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения определяется грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы. Данная служба определяется уставом ДОУ и координирует работу ДОУ.
Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.
В качестве общих задач методическойработы можно представить следующее: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач развития и содержания методической работы.
В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.
Наиболее значимой в методической работе является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития).
Цель методической работы в режиме функционирования может быть сформулирована как «поддержание достигнутого качества образовательного процесса или оптимизация его результатов», в режиме развития – как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями».
При решении задачи управления функционированием образовательного процесса ДОУ основное внимание направлено на организацию и контроль выполнения образовательной программы, а также на выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Методическая работа должна быть целенаправленной, т. е. ее содержание и формы должны определяться целью и задачами.
Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)
№ п/п Функции управления Функции старшего воспитателя
1 Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике
2 Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду.
Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия.
Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки
3 Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов.
Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу
4 Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада.
Оказывает методическую помощь педагогам.
Готовит и проводит заседания педагогических советов.
Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей.
Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов.
Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями
5 Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды
6 Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе
Профессиональные требования
к старшему воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.
Старший воспитатель обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.
1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением,выполняя следующие функции:
— подбор кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
— создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
— формулировка социального заказа своему ДОУ, выработка философии, определение цели;
— стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ;
— создание имиджа ДОУ среди населения;
— выбор (разработка) образовательных программ для детей;
— организация образовательной, воспитательной работы с детьми;
— организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
— развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов;
— развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.
2. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей,предусматривая:
— повышение квалификации воспитателей;
— помощь воспитателям в самообразовании;
— составление сетки занятий по возрастным группам;
— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
— обмен опыта работы сотрудников ДОУ;
— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
— развитие преемственности ДОУ и школы;
— совершенствование работы с родителями;
— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
3. Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу,включающую:
— подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета;
— проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов;
— организацию работы творческих групп;
— своевременное приобретение оборудования, необходимого для учебно-воспитательной, методической работы;
— ведение картотеки издаваемой учебно-методической и педагогической литературы;
— комплектование, пропаганду среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
— организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
— проведение совместных мероприятий со школой;
— подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания;
— своевременное оформление педагогической документации;
— формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
4. Старший воспитатель осуществляет контроль работы воспитателей,состоящий:
— в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы;
— посещении по графику занятий в группах;
— контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
— организации взаимодействии в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
— регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков;
— изучении планов воспитателей по самообразованию.
Старший воспитатель обеспечивает определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный,для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики:
— первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов
— осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
— усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;
— обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Должностная инструкция методиста в детском саду
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция методиста в ДОУ (детском саду) разработана на основе «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26.08.2010г, Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года, с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудового Кодекса Российской Федерации и других нормативных актов, регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем в Российской Федерации.
1.2. Данная должностная инструкция устанавливает основные функции, должностные обязанности методиста в детском саду, определяет права и ответственность, регламентирует взаимоотношения, а также связи по должности в коллективе дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Методист дошкольного образовательного учреждения относится к категории специалистов.
1.4.
1.5. Методист назначается и освобождается от должности заведующим детским садом. Методист подчиняется непосредственно заведующему ДОУ, выполняет работу под руководством заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе (старшего методиста) дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Методисту образовательного учреждения непосредственно подчиняются воспитатели, педагог-психолог и педагог-организатор.
1.7.
1.8. В своей работе методист ДОУ руководствуется должностной инструкцией, трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка детского сада, приказами и распоряжениями заведующего дошкольным образовательным учреждением, а также инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, инструкциями по эксплуатации копировально-множительной техники.
1.9.
1.10. Методист в ДОУ должен строго соблюдать должностную инструкцию, Конвенцию ООН «О правах ребёнка», инструкцию по охране труда для методиста, пройти обучение и иметь навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.
2. Функции
Методист осуществляет следующие функции:
2.1. Организация методической работы дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Планирование и организация инновационной и опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.
2.3. Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, методической литературой по проблемам образования.
2.4. Обеспечение взаимодействия детского сада по инновационной и опытно-экспериментальной работе с другими образовательными учреждениями Российской Федерации и органами управления образования.
3. Должностные обязанности
3.1. Осуществляет методическую работу в дошкольном образовательном учреждении.
3.2. Анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
3.3. Оказывает помощь педагогическим работникам детского сада в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, в разработке рабочих образовательных программ.
3.4. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и пособий по учебным дисциплинам, дидактических материалов и т.д.
3.5. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта педагогических работников образовательного учреждения.
3.6. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников ДОУ, оказывает им консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям деятельности.
3.7. Участвует в работе по организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, аттестации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
3.8. Участвует в деятельности по научно-методическому обеспечению содержания образования, в разработке перспективных планов заказа учебников, учебных пособий, методических материалов.
3.9. Обобщает и распространяет информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе и информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.
3.10. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению предметных конкурсов и олимпиад, выставок, слетов, соревнований и т.д.
3.11. Вносит предложения по совершенствованию образовательной деятельности в детском саду.
3.12. Участвует в деятельности педагогического и иных советов дошкольного образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.13. Участвует в разработке перспективных планов детского сада, планов работы методического совета, в подготовке его решений.
3.14. Организует совместно с заведующими методическими объединениями работу по разработке методических пособий, контрольно-оценочных средств, учебно-планирующей документации, обеспечивающих образовательную деятельность.
3.15. Оказывает помощь педагогическим работникам в подготовке к планированию занятий и аттестации.
3.16. Координирует методическую работу педагогов по разработке и выполнению образовательных программ, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательной детельности. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.18. Участвует в разработке перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов.
3.19. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы дошкольного образовательного учреждения.
3.20. Оказывает поддержку педагогическим работникам ДОУ в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы.
3.21.
3.22. Участвует в подготовке дошкольного образовательного учреждения к процедуре лицензирования и аккредитации.
3.23. При использовании электронного оборудования, в том числе клавиатуры и мыши, ежедневно дезинфицирует их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.24. Строго соблюдает должностную инструкцию методиста, трудовую дисциплину и установленный режим дня в ДОУ, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы на рабочем месте.
3.25. Своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
3.26. Соблюдает культуру и этику общения с коллегами по работе, воспитанниками и их родителями (законными представителями), этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, в быту и общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
4. Права
Методист, в пределах своей компетенции, имеет право:
4.1. Принимать участие в разработке образовательной политики и стратегии развития дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Вносить на рассмотрение администрации детского сада предложения по улучшению деятельности образовательного учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности педагогических работников; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Запрашивать лично или по поручению администрации дошкольного образовательного учреждения от структурных подразделений (методических объединений) и педагогических работников информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4.4. Привлекать педагогических работников структурных подразделений (методических объединений) к решению задач, возложенных на него с разрешения заведующего дошкольным образовательным учреждением.
4.5. Присутствовать на занятиях, проводимых с воспитанниками детского сада, при предварительном согласовании с учителем, с целью изучения и распространения опыта его работы, оказания методической помощи в организации учебно-воспитательной деятельности.
4.6. На рабочее место, которое соответствует требованиям и нормам охраны труда, пожарной безопасности.
4.7. Получать у администрации и применять информационные материалы, нормативные и правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.8. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов работников дошкольного образовательного учреждения.
4.9. Знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, касающихся учебно-методической работы, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих должностных обязанностей и трудовых функций.
4.10. На ознакомление с имеющимися материалами личного дела, отзывами о своей работе, жалобами и иными документами, отражающими оценку труда методиста ДОУ, предоставлять по ним пояснения.
4.11. Участвовать в работе органов самоуправления образовательной организации, в работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых методистом должностных обязанностей.
4.12. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи, предусмотренные законом. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики.
4.13. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4.14. Методист имеет все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения, а также право на социальные гарантии.
5. Ответственность
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Методист в дошкольном образовательном учреждении работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному из расчета 36-часовой рабочей недели, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и утвержденному заведующим детским садом.
6.2.
6.3. Принимает активное участие в общих мероприятиях: педсоветах, семинарах, заседаниях методических объединений, педагогических и родительских собраниях, производственных совещаниях и совещаниях при заведующем.
6.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под подпись с необходимыми документами.
6.5. Сообщает заведующему дошкольным образовательным учреждением и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности методиста его обязанности могут быть возложены на заместителей заведующего или сотрудников из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего детским садом, изданного с соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации.
6.7. Информирует заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в организации условий его деятельности (ремонте оргтехники или мебели), соответствии рабочего места нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы методиста образовательного учреждения.
6.8. Информирует заведующего (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление методиста в дошкольной образовательной организации с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а).
«___»____________202___г. _____________ /_______________________/
Чем занимается методист в детском саду
Содержание статьи
Первый помощник
Методист в детском саду курирует воспитательную работу. В его обязанности входит контроль над работой воспитателей и других педагогических работников (музыкального руководителя, логопеда, психолога), проверка планов воспитательной работы, составление расписания занятий, необходимых и обязательных. Подготовка проведения занятий. Также посещение этих занятий, их анализ.
В круг полномочий методиста детсада входит работа с молодыми специалистами, прибывшими в дошкольное учреждение. Методист обязан оказать помощь на начальном этапе работы молодому педагогу, помочь в организации работы с детьми.
Хотя стоит сказать, что главной функцией современного методиста детсада является отнюдь не контролирующая, а прежде всего направляющая. Это должно проявляться как в работе с опытными воспитателями, так и с молодыми педагогами. Методист обязан доводить до сведения педагогов дошкольного учреждения все нововведения в сфере образования в целом, и в частности дошкольного, разъяснять непонятные моменты, проводить индивидуальную работу с воспитателями.
С кем взаимодействует методист
Работает методист в детском саду в тесной связи с педагогом-психологом, например, они совместно проводят диагностику знаний, умений и навыков воспитанников разного возраста. В контакте со старшей медсестрой методист обеспечивает необходимую и достаточную психолого-педагогическую нагрузку на каждого ребенка в отдельности.
Вместе с заведующей методист организует педсоветы в учреждении, занимается ежегодно комплектованием групп воспитанников, проводит оснащением учебных групп необходимой мебелью и игрушками.
Методист детского сада не только посещает и анализирует проводимые воспитателями занятия с детьми, но и сам их проводит в плане передачи опыта. Часто методист детсада привлекается к работе с родителями, например, проводит с ними родительские собрания вместе с заведующей или самостоятельно.
Во время отсутствия руководителя на методиста возлагаются обязанности по руководству детским садом.
Рабочим местом методиста является методический кабинет, куда педагоги могут обратиться за соответствующей литературой и консультацией.
Таким образом, круг обязанностей методиста весьма обширен. Назначаются на эту должность в основном опытные воспитатели, хорошо себя зарекомендовавшие с профессиональной точки зрения.