Работа по бартеру что это значит
Что такое бартер. Объясняем простыми словами
Например, компания присылает блогеру свою продукцию на пробу. После того как блогер протестировал её, он пишет отзыв на продукт в своём блоге. Денег за товары и услуги никто не платит. Это и есть бартер.
Бартер может значительно помочь в развитии бизнеса: расширять клиентскую базу, оказывать услуги, производить больше товаров и так далее. Особенно бартер актуален для начинающих предпринимателей, у которых недостаточно средств для продвижения своего дела.
Пример употребления на «Секрете»
«В последнее время на съёмки мы приглашаем не моделей, а просто ярких личностей, девушек, которые интересны нашей аудитории. С ними мы обычно договариваемся по бартеру — им нравится наш бренд, им приятно получать качественные фотографии и украшения в подарок. Такие съёмки интереснее, потому что история, которая стоит за узнаваемым человеком, цепляет гораздо больше, чем просто красивое лицо. Мне кажется, что сейчас в коммерческой съёмке время личностей».
(Основательница сети магазинов «Сахарок» Светлана Ефремова — о том, как продвигать бренд в Instagram).
Ошибки в употреблении
Не путайте бартер с взаимозачётом. Он возможен в ситуации, когда у сторон есть неоплаченные долги друг перед другом. Например, одна фирма поставила другой товар, а эта компания оказала какие-то услуги первой, при этом обе из них не заплатили друг другу ни за товар, ни за услуги. В такой ситуации, для того чтобы привести отношения сторон к балансу, первая компания может зачесть в счёт оплаты товара оказанные услуги, а вторая в счёт оплаты услуги может зачесть поставленные товара.
Нюансы
В российском законодательстве нет определения бартера. Но есть понятие договора мены. Однако мена применяется только в отношении имущества. Нельзя передать таким образом услуги, результаты работ или право требования.
Договор мены регулируется так же, как и договор купли-продажи, то есть по тем же правилам.
Отличительная особенность договора мены заключается в том, что каждая из сторон договора одновременно признаётся и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она должна получить. Соответственно, «меняющиеся» обладают тем же набором прав и обязанностей, что и продавец с покупателем в договоре купли-продажи.
Важным условием договора мены является условие о цене обмениваемого: по умолчанию считается, что обмениваемое имущество является равноценным. Поэтому сторонам (для большей правовой определённости и защиты своих интересов) рекомендуется оценить действительную стоимость обмениваемого имущества. Если же в договоре будет сделана оговорка об обмене неравноценными товарами, то сторона, которая передает более дешёвый товар, должна доплатить другой стороне разницу в цене.
Важно
Хотя бартерные сделки проходят без денег, с них всё равно нужно платить налоги — как с любых других. Для налогообложения цена сделки также имеет существенное значение, потому как при получении дохода в натуральной форме, а не денежной налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог, исходя из рыночной цены полученного имущества. Поэтому, во избежание ситуации недопонимания с вашим налоговым инспектором, цену обмениваемого в договоре мены лучше определить близко к рыночной.
ООО и ИП на упрощёнке «доходы минус расходы» могут зачесть их себе в расходы и снизить таким образом налоговую базу.
Что нужно знать о бартерных сделках
Бартер — сделка, по которой стороны обмениваются равноценными товарами, а если один из товаров дороже, вторая сторона доплачивает разницу или дает больше своих товаров. Это понятие из практики, в законе его нет.
Бартер в законе называется меной
Об обмене между физлицами — статья 567 гражданского кодекса
В законе нет определения бартерной сделки, но есть глава о договоре мены. Она об обмене между физическими лицами, а вот отдельной статьи для компаний нет, но никто не запрещает компаниям обмениваться товарами, ориентируясь на закон для физлиц.
По бартеру можно обменивать:
Иногда бартером называют взаимозачет — это поставка товара на сумму долга. Например, компания А должна компании Б сто тысяч рублей, но вместо денег расплачивается красной икрой: двести банок по 500 рублей — как раз сто тысяч. Отличие взаимозачета в том, что есть денежный долг и нужно оформлять акт взаимозачета.
Три проблемы бартерных сделок
С бартерными сделками есть три проблемы: налоги, риск доначисления налогов и сложности с поиском партнеров для обмена.
С бартерных сделок нужно платить налоги — пункт 2 статьи 154 налогового кодекса
Налоги. Налогообложение для бартерных сделок не отличается от налогообложения для сделок купли-продажи. И из-за этого смысл бартера может потеряться: обычно компании идут на бартер, когда нет денег, — но полностью в натуральном виде провести сделку не получится, потому что нужно найти деньги на налоги.
ИП Лососев и ИП Рыбаков работают на упрощенке 6%. У Лососева типография, а у Рыбакова пекарня. Они обмениваются: один получает рекламный банер, а другой трехэтажный торт для промоакции. Сумма сделки — 10 000 рублей.
Оба должны заплатить налог — 600 рублей, это по 6% с дохода.
Можно не платить налоги с бартерной сделки, если учесть ее в расходах на бизнес. Так могут делать ИП на упрощенке доходы минус расходы и ООО.
Расходы для упрощенки 15%
Доначисление налогов. Налоговая с подозрением относится к бартерным сделкам, потому что компании могут занизить цену товаров и заплатить меньше налогов. Она вправе проверить договор бартерной сделки, и, если докажет, что цена в договоре отличается от рыночной на 20% в любую сторону, доначислит налоги.
ИП Рыбаков отдает блесны по бартеру за 20 рублей, хотя другие продавцы ставят цену от 90 до 100 рублей. Получается, что цена Рыбакова меньше средней на 79%.
Сложности с поиском партнеров. Для бартерных сделок нужно найти партнера, отвечающего одновременно двум критериям: у него есть нужный вам товар, и он готов поменять его на ваш товар.
Если готовы платить налоги и нашли подходящего партнера, нужно заключить договор.
Пример договора для бартерной сделки
Шаблон договора бартерной сделки в гугл-документах — чтобы его использовать, нужно создать копию и сохранить в своих документах
В договоре бартерной сделки указывают:
И стандартные пункты: номер договора, дата, реквизиты и подписи сторон, форс-мажор, урегулирование споров.
Важный пункт в договоре бартера — переход права собственности. Выделенная желтым фраза в переводе с юридического значит, что сторона 1 становится владельцем товара стороны 2, когда передает свой товар. Если же свой товар она не передала, то и права собственности на товар другой компании не получает. Даже если товар уже лежит на ее складе.
В пункте «разрешение споров» можно указать город, в котором компании будут судиться. Например, споры должны передаваться в арбитражный суд города Москвы.
Сделка по бартеру: как правильно оформить?
Бартерные сделки заключают, чтобы выгодно обмениваться товарами или услугами и не платить за это. Рассказываем, как это работает, приносит ли выгоду и как правильно оформить договор по бартеру.
Если вы только делаете первые шаги в бизнесе, вам точно пригодятся полезные и бюджетные инструменты для небольших компаний. Они собраны на цифровой витрине «Твой Бизнес».
Что такое бартер
Бартер — это договор, по которому происходит обмен товара на товар, или услуги на товар, или услуги на услугу без использования денег. Например, типография напечатала рекламные брошюры для транспортной компании, а за это перевозчик помог типографии доставить заказ на полиграфию в соседний город. Денег за товары и услуги никто не платит. Это и есть бартер.
Несмотря на то, что в законе нет чёткого понятия бартерной сделки, эти операции вполне правомочны, если оформлены правильно. Быть партнёрами по бартерным сделкам могут не только физические лица, но и компании: никто не запрещает им работать по бартеру в соответствии с договором.
Благодаря бартеру предприниматели развивают бизнес — производят товары, запускают рекламу, оказывают услуги, расширяют клиентскую базу. Особенно такой подход выручает начинающих предпринимателей, у которых пока нет средств для расчётов с подрядчиками.
Выгодны ли сделки по бартеру
Самое главное — договориться об условиях сделки обмена. Это особенно важно, если цены на предметы бартера существенно различаются. Например, Петя собирается отдать Кате килограмм груш и получить в обмен килограмм креветок. Раз стороны считают такой обмен приемлемым и условия всех устраивают, сделка будет иметь силу. Оценить пользу от договора бартера могут только сами участники сделки.
Чтобы сотрудничество было особенно выгодным, стоит выбирать для сотрудничества по бартеру компании, аудитория которых может стать вашими покупателями.
Как работает сотрудничество по бартеру
По бартеру можно не только обменивать товары, но ещё и продвигать свой бизнес и развивать личный бренд. Например, фитнес-инструктор может бесплатно проводить занятия для фотографа, а тот, в свою очередь, предоставит ему красивые снимки для рабочего аккаунта в соцсетях и не попросит за это денег. В этом случае работа по бартеру выгодна обоим участникам сделки.
Бартер — отличная возможность не тратить деньги на продвижение. Такой способ расчёта подходит для тех, кому необходимо сократить расходы на рекламу и промоактивности. Всё, что для этого нужно, — найти партнёра, готового работать по бартеру, и заключить с ним договор.
Часто по бартеру сотрудничают блогеры и компании. Например, косметическая фирма предоставляет популярному блогеру свои товары, а он в обмен на это пишет отзыв и размещает его вместе с фото товаров в профиле в Instagram. Работа по бартеру позволит компании получить дополнительных клиентов, а блогеру — бесплатную косметику или другие товары. Главное при этом действовать по закону.
Если стоимость товаров по бартеру различается, стороны ищут выгодное для всех решение. Например, фирма, которая производит канцелярские товары, может предоставлять бумагу и ручки пиццерии в обмен на бесплатные обеды для своих сотрудников. Если стоимость одного из товаров на обмен дороже, вторая сторона может доплатить разницу или предоставить больше своих товаров. Однако все условия сделки должны быть отражены в бартерном договоре.
Нужно ли платить налоги по бартерным сделкам?
Налогообложение для бартерных сделок применяется точно так же, как и для обычных сделок купли-продажи. Нередко на бартер идут, когда хотят сэкономить, — но даже в этих условиях полностью в натуральном виде провести сделку нельзя — деньги всё равно придётся потратить на уплату налогов.
Кроме того, фискальные органы часто с подозрением относятся к бартерным сделкам. Они считают, что партнёры могут специально занижать цену товаров и услуг, чтобы платить меньше налогов. Инспекторы вправе проверить договор, и если докажут, что цена товаров в договоре отличается от рыночной хотя бы на 20%, то любой из сторон сделки по бартеру доначислят налоги.
Как правильно оформить сотрудничество по бартеру
Обмен товаров и услуг по бартеру — это сделка по смешанному договору, где каждая из сторон выступает одновременно и заказчиком, и исполнителем. Для сделки «без денег» между физлицами достаточно заключить и устный договор. А если сотрудничать по бартеру собираются компании или ИП, то им обязательно нужен письменный документ, составленный по всем правилам.
В договоре бартерной сделки следует указать следующее:
Договор должен содержать и другие стандартные пункты: номер, дату, подписи сторон, урегулирование споров и прочие значимые условия сделки. Если сомневаетесь, привлеките юриста для составления договора.
Сотрудничество с блогерами по бартеру в «Инстаграме»: как найти исполнителя?
Цель любого рекламодателя — сэкономить бюджет и получить больше выгоды. Поэтому многие бренды предпочитают сотрудничество по бартеру с блогерами в «Инстаграме», чтобы сократить затраты, но при этом получить максимум от рекламы: новых фолловеров и потенциальных клиентов, увеличить охваты, привлечь внимание к продуктам компании и так далее.
Но работать таким образом с инфлюенсерами непросто. О том, как обойти подводные камни и создать коллаборацию с лидером мнений по бартеру, читайте в нашей статье.
Сотрудничество по бартеру в «Инстаграме» подразумевает, что вместо финансового вознаграждения вы бесплатно присылаете блогеру продукт компании, на который он должен сделать обзор. В выигрыше все участники: бренд получает рекламу, а исполнитель — полезную для него продукцию.
Условия бартера в«Инстаграме», как правило, подходят для тех, кто связан с бьюти-индустрией, спортивным инфлюенсерам, а также блогерам, которые пишут на тему воспитания и развития детей. Именно они с радостью тестируют новые продукты и используют их в быту.
Например, ваш бренд занимается продажей натуральной косметики. Вы находите профессионального косметолога и предлагаете ему сотрудничество на условиях бартера. Человек получает бокс с косметикой, пользуется ею, тестирует, а затем делает полноценный обзор продуктов.
Главное преимущество такого сотрудничества — экономия бюджета. Как правило, компаниям дешевле обходится оплата услуг инфлюенсера собственными товарами, особенно если речь о топовых блогерах.
Но есть и один существенный недостаток: у вас нет гарантий, что блогер честно выполнит свою работу. Например, вместо положительного отзыва о продукте получите негатив. Либо инфлюенсер может просто ничего не сделать и не выйти на связь, а товар вы уже отправили.
Инфлюенс-маркетинг больше подходит для продвижения товаров, чем услуг. Впрочем, можно пригласить топового блогера из вашего города на, допустим, сеанс массажа или бесплатную стрижку в один из салонов крупной сети. Но, скорее всего, это принесет меньший профит, чем если компания будет использовать другие каналы продвижения.
Давайте разберем на примере. Допустим, вы продвигаете центр детского развития в спальном районе. Вместо того, чтобы героически искать хотя бы двух инфлюенсеров со схожей ЦА, готовых прорекламировать компанию по бартеру, лучше вложить бюджет в РРС и таргет. Они принесут больше лидов, чем блогеры.
Перед тем как предложить бартер в «Инстаграме», компании нужно хорошо прокачать собственный аккаунт в социальной сети. Иначе с вами могут не захотеть работать. А если сотрудничество все же состоится, то «голый» коммерческий профиль может просто отпугнуть потенциальных клиентов.
Кроме того, даже если бренд работает над аккаунтом и регулярно продвигает его с помощью полезного контента, необходимо предварительно подготовиться к приему целевого трафика в Директ. Поэтому нужен ответственный за клиентов менеджер. SMM-щик в силу своей загруженности не всегда сможет отвечать на тонну сообщений.
Как правило, сотрудничать по бартеру соглашаются микро- и наноблогеры, но иногда и топовые инфлюенсеры. Все зависит от популярности вашего бренда и от его продукции. Поэтому перед тем, как предлагать сотрудничество человеку, трезво оцените, насколько продукт будет ему интересен.
Искать блогеров можно по хэштегам (хобби, интересам) и по геометкам. Кроме того, если ранее вас рекламировали крупные инфлюенсеры, то ждите в ЛС сообщения с предложениями о сотрудничестве от других блогеров, которые следят за действиями конкурентов.
Чтобы не искать лидеров мнений вручную, можно воспользоваться специальным сервисом, например, trendHERO. Это сайт поиска и проверки блогеров на накрутку и качество аудитории. С помощью инструмента можно быстрее найти кандидатуры для сотрудничества по бартеру.
Для начала нужно зарегистрироваться на сайте. Затем авторизоваться и выбрать подходящий для вашего проекта тариф. Вы можете для ознакомления использовать free-пакет с ограниченным количеством функций.
Чтобы подыскать подходящего исполнителя, необходимо перейти во вкладку «Поиск блогеров». На странице уже есть готовый список фильтров, с помощью которого можно осуществить подбор инфлюенсеров.
Мы рекомендуем в первую очередь указывать следующие параметры:
Также при необходимости можно указать, каким должен быть прирост подписчиков за 30 дней, стоп-слова, количество публикаций и так далее. Эти параметры помогут максимально сократить поиск подходящих аккаунтов.
После того как будут указаны все необходимые параметры, нажмите кнопку «Поиск», и система выдаст список блогеров. Рекомендуем выбрать от 3 до 10 потенциальных исполнителей и проверить каждого из них на накрутку, прежде чем писать письмо с предложением.
Почему стоит это сделать? Мы уже разобрались, что значит сотрудничество по бартеру в «Инстаграме», — это условно бесплатный метод продвижения. Но даже в таком случае реклама должна приносить результат, иначе вы зря потратите время и понесете убытки из-за бесплатной отправки товара.
Чтобы получить ответ, вам необходимо кликнуть по профилю блогера и нажать кнопку «Получить отчет». После того как система соберет все данные по аккаунту, вы получите статистику по фолловерам и их активности в профиле, а также информацию о качестве аудитории, показателях вовлеченности и прочее.
Советуем обращать внимание на параметр Account Quality Score (AQS). Это оценка качества аккаунта. Она указана с правой стороны в самом верху отчета.
Показатель учитывает качество аудитории, была ли накрутка, вовлеченность и другие параметры. Если AQS от 50 баллов, можно попробовать посотрудничать с блогером.
Посмотреть, сколько массфолловеров, подозрительных и коммерческих аккаунтов подписано на блогера, можно во вкладке «Тип аудитории». Чем больше реальных фолловеров, тем лучше для рекламодателя.
Вкладка «Прирост аудитории» покажет, как часто блогер участвует в гивах или использует другие методы накрутки подписчиков. Если на графике есть резкие пики, а затем спады — это плохой знак. Если количество возрастает равномерно, значит, сотрудничать можно.
Таким образом нужно проверить каждый отобранный аккаунт, чтобы отсортировать блогеров, с которыми сотрудничать не стоит. Затем переходим к следующей части: как предложить бартер в «Инстаграме», пример сопроводительного письма.
Можно создать единый скрипт и отправлять его всем инфлюенсерам, которые вас заинтересовали. Конечно, проверяйте текст, чтобы он смотрелся логично. Меняйте имена, когда обращайтесь к разным людям, при необходимости — геолокацию.
Отвечают примерно 30% блогеров, остальные игнорируют сообщение. Затем еще половина отсеивается, когда начинается обсуждение рекламы.
То есть, если вы написали, допустим, 10 писем, то ответ получите от 1–3 людей. И это хороший результат. Так что при поиске блогера для сотрудничества по бартеру придется писать очень многим.
Затем начинается этап обсуждения проекта и оплаты. Как правило, блогеры будут настаивать на более внушительном вознаграждении. Допустим, вместо одного тюбика помады — три.
Если инфлюенсер топовый, то можно согласиться. Но всегда лучше торговаться! Держитесь дружеского тона, иначе сделка может сорваться в самом начале.
Всегда составляйте техническое задание. К примеру:
Чтобы долго не рассказывать блогеру, почему этот снимок не подходит и что нужно переделать, пропишите все детали заранее и как можно подробней.
Затем оговариваете дату доставки товара и дедлайн по рекламе. После принимаете готовый результат — и все счастливы.
Итак, теперь вы понимаете, что значит работать по бартеру в «Инстаграме». Это не всегда легкий способ продвижения, так как сложнее подобрать исполнителя, чтобы получить ожидаемый результат.
Без сервиса-помощника trendHERO не обойтись, иначе можно потратить уйму времени на поиск блогера, а затем на его проверку. Рекомендуем всегда держать на мушке как минимум 10 аккаунтов, а лучше больше, так как всего 30% инфлюенсеров готовы сотрудничать по бартеру.
Все подробности оговаривайте заранее, чтобы результат удовлетворил компанию, а исполнителю не пришлось все переделывать.
Как жить по бартеру
И не платить почти ни за что
Иногда хочется сделать мелкий ремонт или подстричься, привезти с рынка мешок картошки или отправить шкаф на дачу, но лишних денег нет. Мы нашли способ получить все это бесплатно.
Услугами можно взаимовыгодно обмениваться и не платить за них — это называется «бартер». Например, вы подшиваете Васе брюки, а он за это чинит вам розетку. Деньги никто никому не платит.
Что делают по бартеру
По бартеру можно подвезти кого-то на машине, покрасить стену, забрать ребенка из школы, научить готовить еду или преподавать английский — и взамен получить что-то нужное.
Представим, что Петр умеет красить стены и чинить сантехнику. А его соседка Аня печет пироги и преподает английский. Они могут договориться: если Петр покрасит стены и починит подтекающий кран, Аня будет учить его неправильным глаголам и испечет пирог к празднику.
По бартеру можно обмениваться и вещами. Допустим, у Екатерины скопилось несколько теплых курток 52-го размера — как раз подойдут ее коллеге Лидии. За то, что Лидия получит куртки, она обещает 3 месяца забирать ребенка Екатерины из спортивной школы и приводить домой.
Где искать
Начните с друзей, родственников или соседей. Наверняка кто-то из них шьет или вяжет, умеет делать стрижки или может подтянуть вашего ребенка по математике — например, объяснить, что такое дроби.
В соцсетях. Во Вконтакте есть группы, где люди ищут услуги по бартеру, — их можно найти по поисковым запросам «обмен товаров и услуг», «бартер в Москве», «бартер в Екатеринбурге».
Там можно найти репетитора, тренера, массажиста или тех, кто хочет обменять свои вещи на что-то другое.
На сайтах. Личные вещи, технику и даже автомобиль поможет найти сайт «Баш на баш». Пользователи выкладывают там всё, что хотят отдать, и пишут, что надеются получить взамен.
Что предлагать взамен
Если не знаете, что предложить в ответ на оказанную услугу, начните с ревизии лишних вещей. Наверняка найдется одежда, ставшая не по размеру; мебель, которая только занимает место в квартире; старая или ненужная техника; автозапчасти.
Подключите всю семью: муж может забивать гвозди и чинить краны, а старшая дочь поможет с английским в обмен на кроссовки «Нью-бэланс».
Вспомните свое старое хобби или освойте новое. Если вы давным-давно шили что-то для себя или иногда делали красивые стрижки родственникам, самое время восстановить эти навыки — и через какое-то время милое хобби может превратиться во вполне прибыльную подработку.