Работа психолога в колледже с чего начать
Статья «Психолог ССУЗа. Просто о сложном»
Психолог ССУЗа. Просто о сложном
Эта статья для начинающих психологов, которые только начинают работу в данной сфере
Голова идет кругом, в таком темпе проходит первое полугодие. А что же нас ждет во втором? Да почти ничего! Неравномерность нагрузки и не проработанный план действий дали о себе знать. А отсутствие работы – это хуже, чем её избыток. Так, напрашивается вывод, что для продуктивной деятельности нужно её структурировать, и к этому я вернусь позже. В начале, я говорила о вызове, и теперь настало время пояснить эту мысль. Когда молодой, неопытный психолог приходит на первое место работы (в данном случае я пишу только о ССУЗе), ему говорят, что входит в его обязанности и передают дела предшественника (в лучшем случае). Если найти и почитать современную литературу по организации работы психолога колледжа, то мы столкнёмся либо со сложными и витиеватыми, зачастую неконкретными, обязанностями специалиста, либо это будет описано так, что психолог обязан владеть этими знаниями априори, так что останавливаться на них нет никакого смысла.
Я хочу на своем примере показать, как справляюсь и как вижу свою деятнельность. Что-то у нас с вами будет общим, а чего-то вам будет не хватать, или, напротив, какие-то функции будут в новинку. Своей задачей я ставлю в максимально простой и доступной форме показать коллегам, как можно организовать дела, чтобы яснее представлять, чем мы занимаемся из года в год.
Рис. 1 Деятельность психолога ССУЗа
Изначально мною планировалась именно такая подача организации работы. Но внимательный читатель сразу найдет недостающее звено, а именно – родители. Чего же, собственно, хотят родители? Чаще всего, это помощь психолога в том, чтобы мотивировать ребенка на обучение. Хотя помощь – громко сказано. Скорее всего, на психолога повесят это «бремя», под предлогом запроса. Поэтому, я предлагаю объединить этот вопрос в отдельный консультационный блок и разобрать его наравне с обращениями по проблемам студентов.
Разберем по пунктам то, что требует от психолога администрация ССУЗа:
При составлении плана на год, необходимо помнить, что целесообразно распределить нагрузку равномерно, в течение всего учебного года, а так же выделить время для самообразования. Так как примеров подобной документации вполне достаточно в сети интернет, мы не будем тут надолго останавливаться.
Адаптация студентов к учебному процессу.
Четко продуманный и отработанный план адаптации – залог успешного ее проведения. Естественно, с опытом будет нарабатываться база, но молодому специалисту на первых порах тяжело войти в колею. Первое, что нужно сделать: определиться с тем, что вы будете делать и какие у вас сроки. В моем случае, это период с сентября по декабрь. С самого начала учебного года я знакомлюсь со студентами, провожу первичную диагностику, провожу тренинги на знакомство и сплочение коллектива, выявляю группу риска, занимаюсь коррекционной работой и вторичной диагностикой. Итог своей работы я представляю в виде общего отчета, характеристик на каждого студента и презентации, которую представляю на педсовете по итогам первого семестра. Это большой и кропотливый труд, поэтому очень важно, чтобы время оставалось и на консультации студентов, родителей, и на обработку диагностического комплекса, и на работу с отчетными документами.
Осуществление работы по всем направлениям психологической деятельности.
Так я объединила оставшиеся функции и предлагаю сразу разобраться по каждой. Психологическое просвещение направлено на повышение компетенции преподавателей и родителей в вопросах особенностей подросткового и юношеского возраста. Сюда мы можем отнести лекции, беседы, выступления на родительских собраниях и т.д. Зачастую о таких мероприятиях вас уведомляют заранее и времени на подготовку предостаточно. Но бывают и форс-мажоры. На этот случай предлагаю обзавестись парочкой готовых отработанных лекций (лучше с наглядными иллюстрациями, презентациями).
Психологическая профилактика. Как же любят в это понятие вбирать все направления (от консультации до коррекции). Зачастую границы данного направления размыты и скорее игнорируются. Для себя я выделяю лишь два важных пункта: следим (сопровождаем) студентов группы риска и, совместно с кураторами, обеспечиваем обязательную внеурочную занятость всех студентов. Если студент не посещает спортивную секцию/тренажерный зал, музыкальную/художественную/танцевальную школу, то педагогической задачей является вовлечение его в кружковую секцию при колледже (художественное объединение, компьютерный клуб, спортивное направление и прочее).
Психологическая диагностика. Здесь каждый психолог выбирает для себя то, что по душе. Изначально я подбирала отдельные методики на агрессивность, тревожность и так далее. В итоге, у меня получалось очень много материала для обработки, который не всегда удовлетворял результатом, и был недостаточно показательным. Сейчас я стараюсь переходить на многофакторные опросники, при этом, не забывая и о проективных методиках. Очень важно собрать свою копилку психодиагностического материала, для того, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться не в ущерб своему времени.
Психологическая коррекция. Сюда мы можем отнести индивидуальную работу и тренинги. Например, мы выяснили, что в группу риска входит 16 человек, из них 4 агрессивных, 4 с высоким уровнем тревожности, 4 склонны к суицидальным проявлениям и 4 имеют низкий социальный статус в группе. Для первой тройки я до сих пор разрабатываю тематические тренинги, а вот для изгоев групп я предлагаю индивидуальные занятия, на которых своей задачей ставлю помочь студенту приобщиться к коллективу, найти то, из-за чего происходит столкновение интересов в группе.
Психологическое консультирование. Сюда я хочу отнести все запросы: от преподавателей, родителей и студентов, в том числе обращение по темам. Чтобы существенно облегчить себе работу в данном направлении необходимо иметь четкую пошаговую структуру консультирования, которая включает в себя такие пункты как:
1. Запрос. Ваша задача перевести жалобы клиента в запрос, то есть конечную цель, к которой он хочет прийти с вашей помощью. Никак иначе!
2. Диагностика и выявление причин произошедшего. Домашнее задание.
Рис. 2 Алгоритм диагностической работы в каждом случае
3. Решение. Здесь я могу лишь посоветовать, чтобы техники и методы, отработанные лично вами или найденные в различных источниках, были максимально универсальными для многих ситуаций. Таким образом, вы сможете обрести уверенность в консультировании.
4. Завершение. Оценка результатов совместной работы. Как вариант, составить анкету, в которой клиент сможет отразить преимущества и недостатки проведенной работы.
Я считаю, что этих четырех шагов, которые включают в себя 1-2 дня консультации вполне достаточно. Во-первых, у вас не всегда будет время для долгосрочного консультирования. Во-вторых, давайте будем честны друг с другом: нам за дополнительную переработку никто не платит и, если клиенту необходимо глубокое погружение в проблему – милости просим к специалистам консультантам центра психологической помощи. Наша же задача научить клиента справляться с такими ситуациями самостоятельно, а не делать работу за него. Это действительно важно.
Ну, и напоследок, то, чего же хочет сам психолог. А на самом деле, любой специалист нуждается в признании, чтобы уверенно работать и при этом не разочароваться в профессии. Я предлагаю, не гнаться за различными сертификатами и курсами повышения квалификации. Конечно, как уже говорилось, самообразование – это очень важно, но дело в том, что зачастую вам скармливают информацию, которой впоследствии вы и не воспользуетесь (как половиной университетских знаний, в моем случае). Именно поэтому я представила выше основные трудности и задачи, с которыми сталкиваюсь ежегодно. Это помогает мне конкретизировать то, в чем следует развиваться в дальнейшем. Наш помощник – это накопленный и хорошо представленный материал. 50% того, что делает психолог – выполняет его копилка. Предлагаю рассмотреть подробнее:
1. Создание сборника рекомендаций. В начале года необходимо позаботиться об информационных стендах, которых может быть два и более. На общем стенде всегда должна быть страничка психолога. Здесь вы размещаете любую полезную статью, в зависимости от периода учебной работы. Например, с 1 сентября мы выставляем статью «Советы первокурсникам», с 1 декабря «Как легко подготовиться к сессии», с 1 февраля «Давайте жить дружно», а с 1 апреля «Защита дипломного проекта без стресса». Название и содержание статей должны быть легкими, ориентированные на актуальную проблему.
Второй стенд – ваш личный и его место в вашем кабинете. Так вышло, что на перемене у меня всегда много студентов. Некоторые пришли сообщить, что после занятий им нужно будет поговорить, кто-то рисует и отдыхает, ну, а кто-то просто зашел пообщаться. Я считаю, что это хорошо, когда у ребят есть место отдыха, тем более под моим «присмотром». Они часто читают информацию стенда и буклетов, которые я заблаговременно расположила на столе для творческих занятий. Я могу подготовить рекомендации по межличностному взаимодействию, о любви, дружбе, половому воспитанию. В силу возраста, кто-то может постесняться спросить, а прочесть, в таком случае, проще. Содержание буклетов может быть направлено на пропаганду здорового образа жизни, борьбе с курением, алкоголизмом и наркотиками.
2. Организация хранения опыта, информации. Полученный нами опыт необходимо сохранить и распределить по папкам (как на компьютерном столе, так и в печатном виде). Мои наработки хранятся как на работе, так и дома. Старайтесь избавляться от ненужной, устаревшей или неактуальной информации ежегодно (например, во время летних каникул). Во-первых, это позволит разгрузить кабинет, во-вторых, вы проведете своеобразную инвентаризацию в своем багаже знаний, и, в-третьих, в очередной раз сможете систематизировать и обобщить полученный за год опыт.
Надеюсь, что мои наблюдения из собственной практики в чем-то оказались полезными для вас. Если вы в чем-то не согласны, или хотите обсудить содержание статьи, то добро пожаловать на мою страничку педагогического сообщества УРОК. РФ
Нужен ли психолог в колледже? (Из опыта работы педагога-психолога)
Не для кого не секрет, что в системе начальной и средней профессиональной подготовки вот уже несколько лет идет так называемая “оптимизация”. Осуществляется она путем сокращения учреждений НПО. Однако это не самое страшное! Проработав педагогом-психологом 17 лет из них в начальном профессиональном образовании 8 лет, я столкнулась с интересной ситуацией. Новый директор сообщила мне о том, что в настоящее время учреждению актуальнее иметь социального-педагога, а не психолога. И как же мне стало обидно! Многие выпускники встречая меня, педагога-психолога, с теплотой вспоминают наши факультативные занятия, рассказывают о своих достижениях. Это и подвигло меня поделиться своим профессиональным опытом и в очередной раз показать значимость психологической службы не только в школах, но и колледжах, техникумах, ведь учатся там те же десятиклассники!
Поступив в профессиональное учреждение подросток проходит период адаптации, и от того как пройдет адаптация зависит состояние его здоровья, дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и весь общеобразовательный процесс.
При поступлении в профессиональное учреждение (когда будущие обучающиеся подают заявление) им предлагают ответить на вопросы ознакомительной анкеты (общие сведения о себе, его интересы и увлечения, почему он поступает в учебное учреждение) и дифференциально-диагностический опросник (по типам профессии). Это является предварительной диагностикой, что позволяет формировать группы.
Как правило обучающиеся с интересом участвуют в диагностике и по желанию в индивидуальном или групповом порядке проходят консультацию по результатам диагностики. На консультациях они получают рекомендации: на что необходимо обратить внимание, что корректировать в себе и как для успешного обучения в профессиональном учреждении. Здесь следует отметить, что количество обучающихся с заниженной самооценкой очень минимальное, практически единичные случаи. Если человек уверен в себе, своих силах, имеет цель в своей жизни, он может достичь высоких результатов, как в обучении, так и в жизни. Вот почему многие обучающиеся, которые были неуспевающими в школе, переступив порог профессионального учреждения, чувствуя постоянную заботу и переживание за них, вдохновляются окружением и могут учиться значительно лучше. А эти понятия и раскрывает педагог-психолог на консультациях.
Уже в октябре создается расширенная информация об обучающихся первого курса: адекватность учебной самооценки, соответствие уровня сформированности познавательных процессов и их произвольности по возрасту, социально-психологический статус ребенка, психологические характеристики личности обучающегося и состояние его здоровья.
На первом психолого-педагогическом консилиуме педагог-психолог предлагает информацию о результатах очередного набора обучающихся. Все данные по каждой группе доводятся до сведения педагогов в корректной форме, не называя фамилию, психолог дает рекомендации по работе с группой, на что следует обратить внимание.
В целях успешной адаптации первокурсников с первых дней обучения проводятся факультативные занятия. Предлагаю свою разработку факультативного курса “Социально-психологический практикум”:
Цели и задачи курса:
— сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у обучающиеся;
— научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;
— использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.
Освоение материала даст возможность обучающиесям приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.
Особенностью факультативного курса является проблемность обучения, она происходит за счет привлечения обучающиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.
Содержание факультативного курса “Социально-психологический практикум” включает изложение теоретического материала: основные понятия подросткового возраста, качеств личности, межличностных взаимоотношений, стили семейного воспитания (из области семейной психологии). Активные формы работы: игровые упражнения, творческие задания, тесты, дискуссии и обсуждения. Активные формы работы занимают большую часть курса, проигрывание ситуаций с элементами психологического тренинга дают возможность сформировать у обучающиеся навыки конструктивного ведения диалога, анализа интересов, чувств, мотивов общения и самоанализа, обучают обучающиеся приемам и методам саморегуляции.
Программа курса рассчитана на 42 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Форма проведения урока |
1.1. | Раздел 1. Подростковый возраст. |
Переход от детства к взрослости.
Физическое и психическое взросление.
Юность в разных исторических периодах.
Особенности развития личности подростка.
Поведенческие реакции подростка.
Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.
1
диагностика
Обсуждение результатов диагностики.
беседа
Креативность.
Источники формирования самооценки.
Взаимоотношение поколений.
Лидерство.
диагностика
Особенности юношеской дружбы.
Что такое саморегуляция?
Приемы и методы саморегуляции.
Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.
анкетирование
Как влияет образ мыслей на жизнь человека?
Приемы позитивного мышления, вера в удачу.
Психология семейных отношений.
беседа
беседа
Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?
беседа
Содержание
Раздел 1. Подростковый возраст.
Тема 1.1. Вводное занятие. Переход от детства к взрослости. Физическое и психическое взросление. Юность в разных исторических периодах.
Занятие построено в форме групповой дискуссии, рассматриваются следующие вопросы:
— переход от детства к взрослости;
— физическое и психическое взросление.
В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста “Капитан или пассажир?” (автор Прутченков А.С.), тест “Поддаетесь ли вы чужому мнению?” (для выявления уровня конформности поведения, автор Киршева Н.В. и Рябчикова Н.А.).
Тема 1.2 Подростковый возраст. Особенности развития личности подростка. Поведенческие реакции подростка. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.
Занятие включает обсуждение подросткового возраста, поведенческие реакции подростка. Чем характеризуется данный возрастной период, на что необходимо обратить внимание, чтобы успешно общаться с родителями и сверстниками. Изучение индивидуальных особенностей личности, в целях коррекции своего поведения, развития определенных качеств и особенностей личности.
Тема 1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся. Обсуждение результатов диагностики.
Занятие включает проведение диагностики индивидуальных особенностей личности с использованием теста Айзенга (подростковый вариант), опросника по схеме построения профессиональной перспективы (ЛПП), тест Томаса “Стили разрешения конфликтов” (выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях), ряд методик по определению уровня концентрации внимания, видов памяти и развития мышления.
Тема 1.4 Качества личности. Творческие способности
Занятие включает развивающие игровые упражнения, творческие задания, при помощи которых обучающиеся знакомятся с различными качествами личности, понятием Креативность, исследуют свои творческие способности и выявляют у себя новые. В конце занятия обсуждение: что нового обучающиеся узнали о себе?
Тема 1.5 Самооценка. Источники формирования самооценки.
Занятие построено на дискуссии, идет обсуждение особенностей поведения людей в зависимости от самооценки. Далее предлагается провести исследование свой самооценки, используем тест “Самооценка” (модификация Л.П.Пономаренко).
Тема 1.6 Самоотношение. Что включает в себя понятие “самоотношение”. Самоуважение – путь к уверенности в себе.
В процессе занятия обучающиеся знакомятся с понятием “самоотношение”, “самоуважение”, в ходе беседы идет обсуждение. Обучающимся предлагается изучить биографии известных людей и их достижения, в конце занятия подводим итог: что помогает человеку достичь успеха?
Раздел 2. Межличностные взаимоотношения.
Тема 2.1 Межличностные отношения. Взаимоотношение поколений.
Занятие включает дискуссию на тему: “Взаимоотношение поколений”, что мешает наладить хорошие взаимоотношения. Используя ролевые игры обучающиеся на практике узнают и изучают ошибки, совершаемые при знакомстве с новыми людьми. При проведении тренинга “Составь рассказ”, обучающиеся изучают типологию людей по методам восприятия информации.
Тема 2.2 Коллектив и личность. Лидерство.
Обучающиеся знакомятся с понятием “Коллектив”, видами коллективов, с этапами формирования коллектива, с распределением Родей в коллективах. Проведение диагностики позволяет обучающимся определить свое отношение к коллективу, и общий показатель сплоченности своего коллектива, на данном этапе формирования.
Тема 2.3. Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания).
Обучающиеся знакомятся с понятиями “Эмоциональная сфера личности”, “Чувства”, “Настроение”. Закрепляется материал проигрыванием игровых упражнений: “Изобрази эмоцию”, “Передай эмоцию”, “Как я могу владеть своими эмоциями”.
Тема 2.4 Любовь в жизни человека.
Занятие построено в форме дискуссии на тему : “Одна из форм переживания – любовь в жизни человека”, (здесь раскрывается понятие “любовь”, её разновидности, согласно греческой интерпретации, обсуждение ситуаций из жизни людей и произведений писателей). Обучающиеся получают советы по преодолению эмоций при расставании.
Тема 2.5 Что такое дружба? Особенности юношеской дружбы.
На занятии раскрывается и обсуждается с обучающимися феномен дружбы, с помощью ролевых и творческих упражнений: “Незаконченные предложения”, “Что препятствует сохранению дружбы?”. Изучаются факторы, влияющие на зарождение дружбы, составляются правила отношений, позволяющих сохранить дружбу. В конце занятия проводим тест “Настоящий друг” (автор Киршева Н.В., Рябчикова Н.А.).
Раздел 3. Здоровый образ жизни.
Тема 3.1 Что такое саморегуляция? Приемы и методы саморегуляции.
На занятии изучаем понятия “саморегуляция”, для чего необходимо знать приемы и методы саморегуляции. Далее занятие проходит в активной форме и отрабатываются навыки саморегуляции. В конце занятия обучающимся предлагается игровое упражнение релаксации “Капля”, с использованием аудио аппаратуры.
Тема 3.2 Почему подростки не слышат предостережений? Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.
Обучающиеся получают знания о вредных последствиях злоупотребления алкоголя и наркотических веществ. Идет обсуждение на тему: “Почему часть сверстников игнорируют предупреждения взрослых?”. В конце занятия проводиться викторина и тестирование “Что я знаю о курении?”.
Тема 3.3 Умение сказать “НЕТ” вредным привычкам.
Занятие полностью построено на отработке навыков отказа. Используются ролевые игры, обучающиеся проигрывают ситуации “За компанию”, “Маменькин сынок”, “Слабак” и непосредственно тренинговые упражнения в кругу.
Тема 3.4 “Брось сигарету” круглый стол.
Обучающиеся, предварительно подготовленные, обсуждаю совместно проблему курения. Занятие построено в форме круглого стола.
Тема 3.5 Позитивное мышление. Как влияет образ мыслей на жизнь человека? Приемы позитивного мышления, вера в удачу.
В процессе беседы обучающиеся знакомятся с представлением о важности позитивного мышления, как влияет образ мыслей на человека. Отрабатывают приемы позитивного мышления на тренингах: “Коллаж удачи”, “Умение получать хорошее”, “Избавление от негативных мыслей”. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “Вы умеете быть счастливым?” (болгарский еженедельник “Орбита”).
Раздел 4. Семейная психология.
Тема 4.1 Психология семейных отношений.
Занятие построено в форме дискуссии. Рассматриваются некоторые из проблем, возникающие в семье, факторы, влияющие на стабильность семейных отношений. В конце занятия обучающиеся разбиваются на группы, составляют перечень признаков гармоничной семьи, затем защищают свои проекты. Идет обсуждений.
Тема 4.2 Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление.
Занятие построено в форме игры. Разыгрывается ситуация “Неприятность на работе” (обучающиеся анализируют семейные конфликты и их преодоление).
Идет обсуждение и выводы. Самостоятельно обучающиеся составляют основные правила общения, выделят главные моменты.
Тема 4.3 Функции семьи.
Обучающиеся знакомятся с функциями семьи в форме лекции. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “РОП” (для выявления ролевых притязаний в браке) под редакцией М.К. Тутушкиной. Идет обсуждение результатов тестирования.
Тема 4.4 Стили семейного воспитания.
Обучающиеся детально останавливаются на воспитательной функции семьи. В процессе обсуждения разбирают типы негармоничного (неправильного) воспитания. Выделяют основные причины негармоничного (неправильного) воспитания.
Тема 4.5 Заключительное занятие. Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?”.
Обучающиеся подводят итоги всего курса, вспоминают все направления курса, что полезного приобрели, чему научились, высказывают свое мнение. Пишут мини сочинение “Что я знаю о себе?”. Желающие выступают со своими творческими работами перед группой.
И в заключение хотелось бы отметить, с первого курса обучающиеся имеют тесный контакт с педагогом-психологом, знают его в лицо, приветствуют его и приходят на консультации. Ведь зачастую обучающийся-подросток не всегда подойдет со своей проблемой к родителям или родственникам, некоторые испугаются, а другие и вовсе не имеют взаимопонимания с родителями, а вопрос нужно решить.
Так нужен ли психолог в профессиональном образовании?