Работа с биллингом что это
Эффективный биллинг платежей: что это и зачем он нужен?
Биллинг представляет собой систему дистанционных взаиморасчетов, передачи денежных средств. Действует данная система во многих сферах человеческой жизни. От энергетики до рекламы и науки. В современном мире это эффективный инструмент для произведения расчетов, сбора информации о клиентах.
Значение термина
Биллинг (от англ. bill – счет) – система контроля оплаты услуг. Сюда входит расчет тарификации, выставление счетов на оплату. Система работает по принципу модульного действия. То есть однотипно для разных сфер жизни. Особенность биллинговых расчетов – клиент может не иметь банковского счета. Проводимые операции действуют без индивидуальных счетов.
Система действует прозрачно для налоговых органов и участников платежей. В то же время операции с деньгами закрыты от несанкционированного доступа посторонних лиц.
Действие биллинговых расчетов распространяется на бюджетную сферу, банки, телекоммуникации.
Биллинг в бюджетной сфере
Для расчетов бюджетной сферы (в том числе ЖКХ) биллинг стал основой расчетов. Система незаменима при оплате пошлин, налогов, электроэнергии, газоснабжения.
Как работает биллинг в бюджетной сфере:
Для плательщика удобно, что все необходимые реквизиты уже находятся в системе. Биллинг работает в автоматическом режиме. Клиенту следует лишь найти в списке услуг ту, что необходимо оплатить. А также выбрать фирму-получателя денег. ИНН и другие данные получателя самопроизвольно высветятся в окне платежа. Клиент проверит данные и нажмет кнопку «Оплатить».
Денежные средства перечисляются моментально. Причем клиент способен отследить движение денег.
В программное обеспечение входят данные о каждом плательщике. В том числе его льготы. К примеру, льготы инвалидов либо пожилых людей, пенсионеров. Человеку для получения льготы следует представить соответствующий документ. То есть для получения налоговой льготы в налоговую службу. Единоразово. Далее работник внесет данные в программу. Платежи автоматически перейдут на другую тарификацию.
Что делать, если вы забыли распечатать квитанцию об оплате? Это распространенная ошибка плательщиков. Но, ошибка не страшна. Автоматическая система имеет архив платежей. Через онлайн-режим можно зайти в систему, найти проведенный платеж, распечатать квитанцию. Подобная система действует при оплате через онлайн-кабинеты на личной страничке банков.
Телекоммуникации и биллинг
Самые распространенные расчеты по биллинговой системе – оплата счетов телефона, телевидения. Многие люди не задумываются об этом. Подходя к терминалу, внося средства не номер телефона, они производят оплату через систему биллинга.
Эффект системы клиент чувствует сразу. Платежи начисляются в течение пары минут при минимальных комиссиях. Зачастую комиссии и вовсе отсутствуют.
Работает способ аналогично бюджетной сфере. Клиент подходит к банкомату, терминалу. Выбирает в списке оператора, вводит номер телефона либо договора на телевидение. Вносит сумму. Нажимает кнопку «Оплатить». Тут же через онлайн-кабинет оператора возможно проследить движение денег.
Банковский биллинг
Банковские операции перевода денежных средств тесно связаны с расчетами биллинговой системы. С помощью подобной автоматизации клиент самостоятельно способен оплатить через банкомат любые платежи. Но не только это. Плательщик может войти в систему, как зарегистрированный пользователь. А также изменить данные для платежей. К примеру, сменить тарифный план, или отключить услугу.
При подключении номера телефона к банковской системе, тут же придет сообщение о проделанной работе. Система предложит обратиться к оператору, если изменения внесли не вы.
Финансовые организации пользуются автоматизированной системой при рассылке писем. Как почтовым образом, так и на телефон.
Вывод. Биллинговая система – эффективная для многих сфер жизни программа платежей. С помощью нее исчезли бесконечные очереди желающих заплатить налог, пошлину в учреждениях. Оплатить долги теперь можно не выходя из дома. Следует войти в систему посредством онлайн-кабинетов, ввести данные, оплатить. При наличии домашнего принтера, тут же распечатать квитанцию об успешной оплате.
Биллинговые системы будущего, и как они изменяют рынок связи
Сотовые операторы уже несколько лет находятся на перепутье. Услуги по передаче голоса и смс быстро устаревают. Традиционный бизнес теряет рентабельность. Основной целью стал поиск новых товаров и услуг, которые помогут остаться на острие прогресса и бизнеса. Операторы отказываются от названия «поставщик мобильной связи» и приходят к гордому «поставщик цифровых услуг» или даже «lifestyle enabler». Аналитики пишут, что это одно из проявлений глобальных процессов, которые характерны для многих отраслей экономики. Мы же подойдем к этому с прикладной стороны и объясним, почему это у телекома все так резво получается и что еще получится впереди.
В основе деятельности оператора связи лежит BSS (Business Support System) — комплексное решение для обслуживания деловых бизнес-процессов, софтверное сердце операторского бизнеса. В числе задач BSS – распознать, тарифицировать, посчитать клиента, предоставить ему услуги, выставить счет, принять оплату и сделать это так, чтобы всем было приятно. Даже этот перечень уже выглядит внушительно. А сейчас, с развитием операторского бизнеса BSS непрерывно усложняются и берут на себя все новые задачи. Когда-то это были отправка служебных смс и формирование допустимых отрицательных лимитов, а сейчас, например, еще и продвинутый адвайзинг, подсказки новых тарифов, индивидуальные предложения новых услуг.
При этом с инженерной точки зрения системы стремятся к упрощению. Операторы заинтересованы в том, чтобы стоимость поддержки BSS росла не так быстро, как ее функциональность. В идеальной картине мира вендор предлагает оператору максимум функциональности при минимальной сложности решения. Хорошие BSS дают оператору возможность снизить затраты на эксплуатацию, не допускать сакрализации персонала, легко менять отдельные функциональные блоки и наращивать возможности бизнеса с помощью обновлений.
По данным консалтинговой компании J’son & Partners Consulting
А главное, они позволяют быстро реагировать на действия конкурентов и выводить на рынок новые комплексные услуги. Арендовав BSS, банк или крупная торговая онлайн-площадка может без значительных затрат в любой момент выйти на рынок как виртуальный оператор (MVNO) и переманить аудиторию у старых игроков.
BSS-системы и цифровая трансформация
Какими должны быть BSS-системы, чтобы соответствовать всем потребностям операторов сегодня? Давайте представим этап развития, который они проходят в данный момент.
Итак, в последнее время телеком-отрасль активно развивается, появляются новые технологии, маркетологи выводят на рынок новые предложения, партнеры предлагают совместное продвижение. Дальше развилка следующая: если BSS поддерживает новый бизнес, ее развивают; если нет – ее существенно изменяют или полностью заменяют. Так все выглядит в идеале.
А теперь спустимся на землю. Много ли есть счастливых и беззаботных телеком-операторов? Они постоянно находятся в движении — слияния, поглощения, периоды взрывного роста, замедление этого роста, развитие новых направлений. На планомерное и углубленное развитие BSS в таких условиях не остается ресурсов. В итоге собирается целый багаж проблем: трудная интеграция, избыточная НСИ, функциональные провалы и большое количество кастомного кода.
Что оператору хочется получить после всех этих потрясений? Комплексную платформу, на которой можно быстро выстроить end-to-end процессы. О трансформации классических биллинговых систем в digital-платформы говорили много лет, и вот требования начинают оформляться. Прежде всего среди маст-хэвов упоминается конвергентность, горизонтальная масштабируемость, поддержка облачных и гибридных моделей развертывания. Отдельным блоком стоят требования к «фронтам»: оператору жизненно важно общаться со своим клиентом везде, где он бывает, – в соцсетях, по SMS, через мессенджеры, личный кабинет, мобильное приложение и т.д.
Среди важных бизнес-требований также выдвинуты возможность создания супербандлов и тесная интеграция с партнерскими платформами. Партнеры так же важны для оператора, как и клиенты – они формируют ассортиментную экосистему оператора и дают ему дополнительную возможность зарабатывать. Наконец, самое главное требование к BSS — это улучшение показателя TTM (time-to-market).
Все это должно быть собрано в прозрачную, легко интегрируемую и конфигурируемую «коробку», которая обеспечит оператору адаптацию к активно изменяющимся требованиям бизнеса при сохранении низкого ТСО.
Взгляд разработчиков
Потребности операторов понятны, но вот с технической реализацией BSS есть разногласия. Главное из них — вопрос «абсолютного каталога». На счет того, должен ли каталог быть абсолютным, среди вендоров и операторов нет единого мнения. Пока предпочтительнее смотрится многоуровневая система каталогов и квази-каталогов:
Решая проблему каталогов, необходимо учитывать множество вопросов. К самым сложным из них относятся вопросы бандлирования. Они решаются с помощью большого пула правил по доступности и назначению абоненту продуктов, акций, партнерских и комплексных услуг, а также специальному ценообразованию при наборе бандла. Например, оператор продает смартфон по цене 10 тысяч рублей. И отдельно — тарифный план за 1 тысячу рублей в месяц. Купив вместе смартфон и тариф, покупатель заплатит 9 тысяч и три месяца будет получать в подарок пакет трафика 5 ГБ. А если еще купит беспроводные наушники за 5 тысяч, то получит красивый шарик. А в прошлом месяце оператор за наушники дарил горшок без меда. А в следующем будет дарить, скажем, шаланду, полную кефали. Не важно, что — важно, чтобы правила применялись автоматически, в заданное время и по штатному алгоритму взаимодействия с OMS и модулем начислений. С такой важной функциональностью каталог становится основным инструментом в вопросе сокращения TTM. Так что, решив вопрос идеального каталога, вендор решает главную задачу оператора.
Будущее BSS
Что будет определять развитие BSS в ближайшем будущем? Сам клиент. А с технической стороны — различные технологии сбора и анализа данных о нем. Здесь самое место таким нашумевшим вещам как big data, machine learning, IoT. BSS не сможет пассивно прятаться за обслуживанием традиционной связи. Без широких аналитических и предиктивных возможностей для персонализации система не сможет обслуживать digital-задачи оператора.
Работа с персональными предпочтениями клиентов приведет к распространению индивидуальных предложений по структуре бандлов и ценам. Затем начнется всеобщая эра кросс-продаж — удивительных по нынешним меркам кампаний. Например, оператор, РЖД и контент-провайдер сделают совместную акцию для пассажиров «сапсанов» и других скоростных поездов. Или выяснится, что человек уже 10 лет является и абонентом оператора, и клиентом «Перекрестка». На такой юбилей положен презент по совместной программе лояльности: юношам — суперкод для World of Tanks от оператора, девушкам — кулинарная книга Джейми Оливера от гипермаркета.
Выход в официальное пространство систем удаленного здравоохранения наверняка побалует нас яркими кампаниями операторов и клиник типа «Проверь спину – получи инвайт на телемедицину!». Сюда же подключатся страхование, банкинг, развлекательные услуги — словом, все что позволит телеком-оператору именоваться lifestyle enabler.
BSS, выросшая из простейшего биллинга, расширяется по всем направлениям, следуя рынку и зачастую предвосхищая его. В ней найдут отражение все значимые этапы прогресса — цифровизация, IoT’зация, 5G… Рано или поздно телеком-разработчики будут не просто создавать биллинговые системы, а отвечать за «бэк-энд» огромного куска потребительского рынка.
Материалы для публикации предоставили главный аналитик «Петер-Сервис» Татьяна Атанова и главный системный архитектор корпоративных решений Алексей Семенюта.
Чему я научился, разрабатывая биллинговую систему
Полгода назад я устроился в финтех-стартап, имеющий примерно 15 тысяч клиентов. Моя задача заключалась в развитии биллинговой инфраструктуры. Когда я пришёл в компанию, меня немного беспокоила узость задач моей новой должности и нового отдела. Я думал: ну какая глубина может быть в биллинге? Разве у нас не закончатся задачи спустя 3-4 месяца? Клиент регистрируется, ежемесячно оплачивает подписку, вот и всё, правда ведь?
Вообще да, но на самом деле нет. Это только самый простой сценарий, а кроме него существует множество пограничных случаев и тонкостей.
Поиск всех этих пограничных случаев один за другим был не самым приятным процессом. Было бы здорово, если бы кто-то составил краткое руководство о том, что мне нужно знать. Поэтому вот и оно, моё руководство! Если вы размышляете о создании (или даже об использовании) системы биллинга, то читайте внимательно.
Деньги не всегда десятичны
И те, и другие иногда ошибаются. Да, конечно, в США и большей части Европы деньги десятичны.
Но с Японией другая ситуация — вы не можете взять оплату в 2500,50 японских йен. Впрочем, можно и не трогать Японию — в Исландии тоже нет дробных значений валюты. И наоборот — иракский динар имеет в дроби три десятичных знака.
Строго говоря, можно возразить, что целые числа тоже являются десятичными, но они могут разрушить вашу систему неожиданным образом. Поэтому при создании биллинговой системы нужно сделать её достаточно гибкой, чтобы она могла обрабатывать события в этих странах, даже если пока они не входят в сферу ваших интересов.
Храните деньги с записью наименьшего возможного деления.
Например, в большинстве ситуаций:
Код | Номер | Д | Валюта | Регионы, в которых используется эта валюта |
---|---|---|---|---|
BIF | 108 | 0 | Бурундийский франк | |
CLP | 152 | 0 | Чилийский песо | |
DJF | 262 | 0 | Франк Джибути | |
GNF | 324 | 0 | Гвинейский франк | |
ISK | 352 | 0 | Исландская крона | |
JPY | 392 | 0 | Японская йена | |
KMF | 174 | 0 | Франк Комор | |
KRW | 410 | 0 | Южнокорейская вона | |
PYG | 600 | 0 | Парагвайский гуарани | |
RWF | 646 | 0 | Руандийский франк | |
UGX | 800 | 0 | Угандийский шиллинг | |
VND | 704 | 0 | Вьетнамский донг | |
Полный список валют с их делением можно найти в стандарте ISO 4217, часть которого есть в Википедии.
Нельзя отменять или аннулировать уже созданные счета
По крайней мере, в большей части Европы. В США аннулирование неоплаченных счетов является распространнёной практикой. Однако это незаконно в большинстве стран ЕС. Если вы сделаете ошибку, это создаст большую головную боль!
Это «стандартная бухгалтерская практика», однако иногда больно узнавать о ней, потому что ошибки случаются. После создания счёта для его отмены можно сделать только одно: создать возвратную накладную на полную сумму.
Что такое «возвратная накладная»? Можно рассматривать её как счёт в обратную сторону. Возвратные накладные — это отдельный уникальный тип коммерческого документа. Как и счета, они имеют собственный номер.
То есть возвратная накладная — это документ, позволяющий отметить исходный счёт как «оплаченный», даже несмотря на то, что деньги не передавались между сторонами.
Возвратные накладные также полезны для взимания общей суммы, которую должен заплатить клиент. Допустим, вы составили счёт клиенту за 20 пользователей по 10 фунтов, но пять из этих пользователей были неактивны и должны быть отменены. На исходный счёт в 200 фунтов можно оформить возврат на 50 фунтов (5 × 10), то есть клиенту нужно будет заплатить 150 фунтов.
Не все биллинговые системы соответствуют законодательству
При расширении на новый регион недостаточно просто составить прейскурант на продукты и услуги. Вам нужно убедиться, что ваша система отвечает требованиям различных правил и норм, которые могут обладать довольно неочевидными тонкостями.
Многие компании покупают услуги сторонних продуктов SaaS, и мы часто предполагаем, что они соответствуют всем необходимым нормам.
Я обнаружил, что это не всегда так (разумеется, обязанность проверки лежит на вас).
Например, Stripe выполняет проверку VAT только один раз, при настройке VAT. Он не проводит никаких последующих проверок и не сопоставляет информацию о клиенте.
Некоторые другие сервисы вообще этого не делают, поэтому убедитесь, что ваша система отвечает требованиям!
Возможно, у вас получится хитростью ввести налоговую информацию, например, в поле для адреса. Как бы то ни было, проверяйте биллинговую систему на соответствие требованиям!
Что происходит, когда пользователь меняет тарифный план?
Я думал, что регистрация в системе компании — это просто. Клиент регистрируется и после кратковременного пробного периода использует продукт как платный бессрочный (evergreen) пользователь, и всё замечательно!
Идеальная компания начинает пользоваться продуктом и не меняет ничего на протяжении всего своего жизненного цикла
Как и многие другие компании, мы предлагаем различные уровни сервиса. Однако мы взымаем оплату за месяц заранее. Поэтому если повышает или понижает уровень сервиса, нам нужно изменить его тарифный план в какой-то момент в будущем.
Смена тарифного плана может быть запланирована на будущую дату, однако клиент может захотеть немедленно начать использовать новый уровень сервиса.
Кажется, что это вполне нормально, но тут стоит рассмотреть различные ситуации.
Вы можете также мгновенно заранее запросить оплату, но что насчёт пропорционального распределения?
Довольно тривиальный пример. Иногда в счетах бывают десятки строк. Проблема!
Существует ещё, наверно, с десяток других вариаций жизненных циклов компаний. Хотя такие ситуации возникают не всегда, они обязательно возникнут, когда у вас появится хотя бы пара сотен клиентов. Думайте заранее, как будете обрабатывать все эти случаи!
А если принудительно отказаться от пограничных случаев?
Клиенты — это не компании. Они люди. А у разных людей есть разные потребности.
Если вы работаете в среде не с чрезмерно строгими правилами, то вам придётся выбирать, насколько серьёзно вы будете заставлять следовать этим правилам.
Вот некоторые мелкие примеры, с которыми мы сталкивались:
На мой взгляд, лучше поддерживать бизнес и завоёвывать благосклонность клиентов, чем быть непреклонным.
Ничто не бывает простым
Какой бы простой ни казалась поначалу сфера задач, в ней всегда присутствует глубина и есть множество вопросов, требующих ответа.
Я осознал, насколько сложно проектировать, разрабатывать и эксплуатировать биллинговые системы, если вы хотя бы ненамного отклоняетесь от «стандартного» поведения. Однако вкладываясь в их правильную реализацию, вы идёте навстречу потребностям клиентов, отделов продаж, техподдержки и финансовых отделов!
Хоть это и самые важные пять пунктов, которые бы я хотел знать перед началом работы с биллинговыми системами, данный список далеко не полон.
На правах рекламы
Серверы для бизнеса и любых крупных проектов — это про наши эпичные серверы. Максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe, надёжный дата-центр в Москве, защита от DDoS-атак «из коробки», активация сервера в течение минуты!
Биллинговые системы: основные понятия
Биллинг. Какие ассоциации вызывает этот термин? Может быть, есть какая-то связь с Биллом Гейтсом? Нет, к счастью он еще не «сунул свой нос» в область телекоммуникаций. Ну это так — шутка. А если быть серьезным, то давайте рассмотрим происхождение слова биллинг. Английское слово «bill» можно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета».
Что такое биллинговая система?
Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых; цикл выполняемых ими операций именуется биллингом. Биллинговая система (БС) — это бухгалтерская система, программное обеспечение, иными словами — «софт», разработанный специально для операторов. Каких операторов? Телекоммуникационных. Т. е. речь не идет лишь об операторах сотовой связи. БС используются также операторами обычной (стационарной, проводной) связи. В малых офисах, например, можно вести биллинг телефонии (анализировать: кто звонил, когда, сколько длился разговор). IP-телефония — другая область применения БС. А интернет-провайдеры? Они тоже используют БС, например, для формирования счетов, учета трафика. Любая БС создается на основе определенной системы управления базами данных (СУБД). Большинство БС в мире создавалось на основе СУБД Oracle. Среди других СУБД можно выделить Sybase и Informix как рассчитанные на большие объемы информации. А вот названия некоторых биллинговых систем: BIS, Flagship, CBOSS, Arbor, Bill-2000-prepaid. Стоит упомянуть, что под БС может подразумеваться и аппаратное обеспечение, участвующие в организации биллинга.
Терминология
Я постараюсь рассмотреть все основные понятия и определения, относящиеся к БС. Основной упор буду делать на БС, используемые операторами сотовой связи. Но большинство определений также подходит и к БС, используемым в других сферах. Постараюсь объяснять как можно проще, чтобы большинству читателей материал был понятен. Если у Вас будет что добавить к введенным мною терминам, пишите на e-mail.
Существуют несколько названий биллинговой системы: АСР — автоматизированная система расчетов; ИБС — информационная биллинговая система.
Одним из важных качеств БС является ее гибкость, то есть способность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Гибкая система адаптирована не только к сиюминутным потребностям оператора; за счет таких качеств, как настраиваемость, модульность и открытость она позволяет решать перспективные задачи. Чем больше у системы возможностей для настроек, тем лучше. А что такое модульность? Модульный принцип построения системы — это такой принцип, при котором вся система собирается из отдельных частей (модулей), как дом собирается по кирпичикам. БС тоже состоит из таких модулей — подсистем. БС включает в себя, например, подсистему предварительной обработки данных, подсистему оперативного управления биллингом, подсистему оповещения клиентов (читайте ниже о структуре и функциях БС). Под открытостью системы подразумевается открытость исходного кода программного продукта, что позволяет оператору не зависеть от разработчика в будущем и самостоятельно обслуживать и модернизировать систему. Тесно связано с гибкостью БС и следующее качество автоматизированных систем расчета — масштабируемость.
Масштабируемость по нагрузке. При росте абонентской базы, появлении дополнительных услуг не должна появляться необходимость изменять или дорабатывать программную часть БС. Увеличение возможностей БС должно достигаться за счет модернизации аппаратной части системы. Что важно учитывать при проектировании масштабируемых систем? Необходимо использовать СУБД, рассчитанные на большие объемы данных. СУБД должна быть совместима с различными компьютерными платформами, чтобы обеспечивать поддержку многопроцессорного режима работы.
Надежность — одно из основных требований, предъявляемым к любой системе. Надежность БС определяется надежностью СУБД и технологий, используемых при разработке системы. Далеко не последнее место занимает надежность поставщика (разработчика) прикладного программного обеспечения: время его работы на рынке и, как косвенный показатель, процент присутствия разработанных им систем на телекоммуникационном рынке. Почему показатель косвенный? А разве Microsoft Windows самая лучшая и надежная операционная система?… И при этом она занимает значительную долю рынка. Однако надежность БС обеспечивается также соблюдением определенных стандартов при их разработке (об этом читайте ниже).
Мультиязычность — возможность устанавливать различные языки для представления информации.
Мультивалютность — возможность работать с любыми валютами
Отложенный биллинг — биллинг, при котором расчеты производятся после состоявшихся звонков.
Горячий биллинг — изменение баланса счета происходит в процессе разговора, и информацию об остатке на Вашем счету можно получить сразу после звонка.
Оптимизация биллинга — улучшение, совершенствование оператором своей БС.
Большие БС — системы, применяемые крупными операторами.
Постинг биллинга — фиксация результатов расчета биллинга; после расчетов результаты становятся доступными пользователям (рассылаются, печатаются).
Что может, что должна или за что отвечает БС?
Вы пользуетесь услугой prepaid? Вы задумывались, как так получается, что сразу после звонка можно узнать об изменении баланса на Вашем счету? Вас обслуживают по кредитной системе? Кто подсчитывает сумму, которую Вы должны заплатить за предоставленные услуги? Все это «обязанности» биллинговой системы. Вы подключены по авансовой системе? Когда-нибудь замечали «исчезновение» незначительных сумм с Вашего счета? У Вас было такое: хотите узнать остаток Вашего счета, а автоинформатор предоставляет Вам сведения вчерашней свежести? Все это «глюки» биллинговой системы.
Так как БС предназначена для автоматизации расчетов с клиентом, то она и должна обеспечивать эту автоматизацию начиная с заключения договора до выписки счетов за услуги сотовой связи, причем корректно. При помощи подсистем автоматических услуг и автоматического сбора данных АСР должна предоставлять абонентам возможность самообслуживания. Некоторые БС позволяют абонентам оформлять заказы на подключение и производить оплату услуг через Интернет.
Структура и функции БС
Схема организации биллинга не сложна: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Расчетной системе «известны» тарифы. Она идентифицирует вызов и выполняет необходимые расчеты, формируя тем самым счет абонента. Очевидно, что в памяти системы должны храниться не только нормативы, тарифы и информация об услугах, но и данные о клиентах, заключенных контрактах с абонентами и сторонними поставщиками услуг связи (если таковые имеются), а также о стоимости передачи информации по разным каналам и направлениям (системой должно быть также предусмотрено наличие дилеров: у них могут быть другие расценки, например, на подключение). Кроме этого, любая БС должна иметь базу, хранящую историю платежей: только эти сведения позволяют контролировать процесс оплаты и автоматизировать так называемую активацию/деактивацию абонентов. Эту функцию БС можно еще назвать защитной, так как она не позволяет пользоваться услугами сотовой связи тем, кто за них не платит.
По функциональным возможностям БС можно разделить на три класса: предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и системы среднего класса для региональных сетей.
БС, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне, в различных временных зонах, т. е. они должны быть мультивалютными и мультиязычными.
Заказные системы национального масштаба создаются под определенного оператора. Оператору может понадобиться новая БС, совместимая с уже существующей расчетной системой. Разумеется, стоимость таких единичных систем значительно выше.
В масштабе региона можно вполне обойтись стандартными БС. Однако и такие системы должны обладать качествами, перечисленными выше: гибкостью, масштабируемостью, надежностью.
Любая БС создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях, — то есть БС не является «коробочным» продуктом. Но существует и стандартный набор функций, поддерживаемых практически всеми БС. В него входят:
операции, выполняемые на этапе предварительной обработки и анализа исходной информации, например, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору);
Как уже было сказано, БС должна обладать гибкостью или модульностью. Каждый элемент АСР обеспечивает реализацию конкретного участка технологической цепочки обслуживания клиента. Основные подсистемы, характерные для биллинга, это: подсистема предварительной обработки данных о соединениях, оперативное управление биллингом и подсистема оповещения клиентов.
Подсистема предварительной обработки данных.
Это приложение анализирует исходную информацию о соединении, определяет класс предоставляемой услуги и параметры трафика (направление вызова, источник, зоны взаиморасчетов, условия роуминга). В состав данной подсистемы входит декодер исходной информации о соединениях. Одна из сложнейших процедур этой подсистемы — поддержка роуминга. Дело в том, что требуется конвертировать роуминговые записи всевозможных форматов от разных коммутаторов (с учетом различных стандартов передачи информации в канале связи) и разных биллинговых систем в тот формат записи, которым пользуется данная БС. Программное обеспечение (ПО) тарифицирует все записи о соединениях между операторами (согласно проходящему трафику) и создает служебные таблицы, которые используются остальными подсистемами для выполнения расчетов с абонентами, взаиморасчетов операторов связи и формирования отчетов. Современные БС позволяют обрабатывать различные телекоммуникационные услуги, обеспечивая удобное выставление счетов (один клиент — один баланс — один счет). Это достигается за счет применения «интеллектуальных систем» предварительной обработки исходной информации о соединениях, трафике и услугах, выполняющих тарификацию независимо от вида связи.
Подсистема оперативного управления биллингом.
Данная подсистема дает возможность автоматически или через оператора биллинговой системы изменять условия подписки абонентов на коммутаторе, т. е. блокировать связь конкретного абонента или снимать эту блокировку, включать или отменять услугу. Вы звоните оператору и говорите: «Включите мне, пожалуйста, голосовой ящик». Вам отвечают: «Пожалуйста, назовите свой номер». После еще нескольких «обменов любезностями» Ваш голосовой ящик оказывается включенным.
Подсистема оповещения клиентов.
Неотъемлемая часть современного биллинга — подсистема оповещения клиентов с помощью голосовых или электронных сообщений. Информацию для рассылки уведомлений и объявлений данная подсистема берет из таблиц базы.
Перечисленное деление на функциональные подсистемы не является «строгим» для всех БС. Это лишь пример «классической» АСР.
Стандарты биллинга
Чтобы обеспечить взаимопонимание между различными БС разных операторов (это, например, требуется при роуминге, были разработаны группы стандартов биллинга. Основных международных групп стандартов три.
В 1998 г. американский институт стандартов ANSI утвердил стандарт ANSI 124. Дальнейшим усовершенствованием и поддержкой ANSI 124 занимается ассоциация TIA. После этого компания CIBERNET создала рабочую группу для определения спецификаций бизнес-процессов при передаче сообщений в стандарте ANSI 124, которые получили название NSDP-B&S. Данные спецификации устанавливают однозначное соответствие между бизнес-процессами телекоммуникационных операторов и информацией, передаваемой при обмене данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.
В 1998 г. было опубликовано описание первого североамериканского биллингового стандарта CIBER, который в настоящее время поддерживается фирмой CIBERNET и ее комитетом CAC-IS. Этот комитет объединяет разработчиков биллинговых систем и телекоммуникационных операторов. Главная область применения CIBER — сотовые сети стандарта AMPS.
Европейский (по происхождению) стандарт ТАР появился в 1992 г. Он поддерживается рабочей группой TADIG. Большинство операторов Европы используют ТАР2, хотя существует и третья версия. С 1995 г. модификация ТАР2, известная как спецификация TD.27, или NAGTAP2, начала применяться и в США.
Вместо заключения
Вы достаете из кармана свой сотовый, набираете номер, жмете «вызов» и… разговор состоялся. Теперь Вам не терпится узнать остаток на Вашем счете. Если биллинг системы «горячий», Вам тут же сообщают эту сумму. «Все точно подсчитала, хорошая биллинговая система», — думаете Вы. А в это время другой абонент узнает, что он только что исчерпал лимит времени и его отключили. «Зачем мне этот «горячий» биллинг! Глупая биллинговая система!», — сетует он… Да, одновременно всем не угодить!
Особая благодарность за информационную поддержку Большовой Галине, обозревателю журнала «Сети».