Работа с пдз что

Как работать с дебиторской задолженностью: инструкция

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с проблемой взыскания просроченной дебиторской задолженности. Если у собственника нет постоянного юридического сопровождения, то обычно заботы по данной процедуре ложатся на плечи бухгалтеров компаний. Однако, чтобы правильно выстроить процесс взыскания задолженности, необходимо учитывать ряд правовых аспектов, которые помогут эффективно и быстро получить деньги. А от правильно построенного алгоритма взыскания может зависеть место компании на рынке, особенно если учесть текущее состояние экономики.

Консультанты MILTON LEGAL подготовили для Юридической консультации «Российской газеты» инструкцию, где пошагово описали процесс работы с дебиторской задолженностью.

Традиционно работа с дебиторской задолженностью делится на два крупных этапа.

1. Досудебная работа — когда вы пытаетесь добиться от контрагента добровольной оплаты задолженности.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 3 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ.

2. Судебное взыскание — когда должник в разумные сроки не произвел оплаты, несмотря на все попытки найти компромисс.

Следует отметить, что от правильно выстроенной досудебной работы с должником зависит очень многое. Для бизнеса гораздо выгоднее найти компромисс с партнером, чем тратить время и деньги на длительные судебные разбирательства.

Поэтому необходимо провести работу с задолженностью и составить пошаговый план работы, который в дальнейшем поможет как в переговорах с должником, так и в ходе судебного разбирательства.

На этом этапе необходимо проанализировать все необходимые документы, которые подтвердят факт наличия дебиторской задолженности (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ или услуг и иная документация).
Правильно функционирующая система документооборота компании сделает сбор доказательной базы для взыскания дебиторской задолженности простой задачей. В любом случае нельзя допускать бардак в документах или работать с контрагентами и клиентами на основе устных договоренностей. Даже если партнер, с которым вы планируете сотрудничать, – ваш родственник, друг или хороший знакомый, соблюдение всех необходимых формальностей только лишний раз продемонстрирует ваши профессионализм и ответственность.
Если же контрагент отказывается подписывать документы или постоянно переносит подписание, ссылаясь на занятость, следует задуматься о целесообразности сотрудничества.

Провести анализ текущего состояния должника, его активов, показателей доходности и позиций на рынке необходимо для того, чтобы понимать — есть ли у него вообще активы для погашения задолженности.

Если анализ деятельности должника показал проблемы в бизнесе, то наилучшим выходом будет инициация процедуры банкротства с дальнейшим взысканием долга за счет реализации на торгах его имущества.

Кроме этого, понимание внутренних проблем компании-должника может сослужить хорошую службу при проведении переговоров с должником и поможет в поиске возможных выходов из сложившейся ситуации.

Прежде чем направлять претензии и угрожать судебными разбирательствами, обязательно следует сесть с должником за стол переговоров.

Узнайте у должника о причинах просрочки платежей, предложите ему несколько вариантов решения проблемы. Рассрочка или отсрочка исполнения обязательств по договору — одни из самых оптимальных выходов из ситуации с просроченной «дебиторкой». Взыскание долга в судебном порядке, а тем более участие в процедуре банкротства сулят дебитору дополнительные затраты.

Решение пойти должнику навстречу и предоставить некоторые послабления в выплате задолженности может послужить опорой для дальнейшего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества.

Переговоры прошли успешно, и вы договорились о новых условиях взаиморасчетов? Обязательно составьте необходимые дополнительные соглашения, которые в полной мере будут отражать достигнутые договоренности.

Эти документы необходимы не только должнику, но и кредитору на тот случай, если и по новым договоренностям оплата не будет поступать или будет поступать с нарушением оговоренных сроков.

Если должник не выходит на связь или во время переговоров не удалось найти компромиссное решение, необходимо соблюсти досудебный порядок взыскания задолженности и направить в адрес должника письменную претензию.

По общему правилу, установленному ст. 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по адресу или месту жительства ответчика. В силу ч. 4 ст. 36 АПК РФ иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Если в течение 30 дней ответа на претензию не поступило, смело обращайтесь в суд. Проведенный ранее анализ состояния должника поможет вам в принятии решения взыскивать долг в арбитражном суде или подавать заявление о банкротстве должника.

Длительность судебного разбирательства по взысканию дебиторской задолженности может составлять от четырех до восьми месяцев (в зависимости от того, будет ли должник затягивать процесс). Процесс банкротства длится значительно дольше и обычно занимает несколько лет.

После вынесения судом положительного решения относительно взыскания задолженности необходимо получить исполнительный лист и передать его в службу судебных приставов. Либо вы можете самостоятельно узнать об открытых расчетных счетах должника в налоговой инспекции и предъявить исполнительный лист непосредственно в банк.

Пристав возбудит исполнительное производство, и при наличии средств на счете должника весь долг будет списан в пользу дебитора.

Очень важно контролировать работу судебных приставов и проверять, проводятся ли своевременно все необходимые процедуры. Такой подход обеспечит наиболее скорое исполнение решения суда.

Но все же самый главный момент в работе с дебиторской задолженностью — это недопущение просрочек как таковых. Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору контрагентов. Своевременная проверка показателей компании и ее места на рынке поможет избежать необходимости взыскания, а при наличии проблем добросовестный контрагент сам оповестит вас о них и предложит начать поиск компромиссного решения.

Начиная работу с новым партнером или клиентом, обязательно проверьте данные о юридическом лице в одной из картотек для проверки контрагентов.

Четыре основных показателя, на которые стоит обратить внимание.

1. Дата регистрации компании.

В данном вопросе очень важно понимать, совпадает ли дата регистрации компании с заявлениями самого контрагента. Если нет, то необходимо уточнить информацию по юридическому лицу, от имени которого ваш предполагаемый контрагент действовал ранее.

2. Показатели доходности компании.

Если расходы компании серьезно превышают ее доходы, то вполне вероятно, что при выплате долгов могут возникнуть сложности.

3. Отсутствие задолженностей перед налоговыми органами.

Добросовестный контрагент, вероятнее всего, не будет допускать просрочек обязательных платежей по налогам и сборам.

4. Участие в судебных процессах.

Очень яркий показатель работы компании, который может дать гораздо больше информации, чем сотня отзывов клиентов и партнеров. Если к компании в разное время подавалось много однотипных исков, то это очень яркий показатель ее недобросовестности в работе.

Подробнее узнать о взыскании дебиторской задолженности можно по ссылке.

Источник

Бизнес-процессы: Работа с просроченной дебиторской задолженностью (ПДЗ)

Статья написана для директоров и руководителей отделов продаж, которые пока не автоматизированно работают с долгами клиентов. Призвана помочь им быстро внедрить шаблонный процесс в деятельность

Что это такое

и зачем с этим работать

Из популярных процессов в части долгов контрагентов обычно выделяют:

Сегодня поговорим о возврате ПДЗ. Это прямо процесс из «ТОП 3» запросов клиентов нам на автоматизацию.

Необходимые условия

для внедрения процесса в жизнь компании

1. Договора, заключённые с вашими клиентами, должны содержать пункты:

Не указано в договоре? Не лучший вариант, но поможет ГК РФ статья 314, по которой оплата должна произойти в «разумные сроки» или в 7ми дневный срок с момента востребования по свершению обязательств.

2. Задачи по нему должны возникать сами и системно. Нет системы = нет контроля = лишняя нагрузка на пинки, напоминания и оправдания.

4. Должна быть ответственность у исполнителей процесса. Т.е. если менеджер получает свой процент независимо от оплаты клиента, то и работать с ПДЗ интереса для него не будет.

Из чего состоит процесс

и какие события в него входят

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Схема работы представлена на рисунке выше. Если работаете через бизнес-процессы, то стартовать события схемы нужно за день до плановой оплаты по договору (если ещё нет денег от клиента). Все варианты работы с задолженностью схожи в том, что в зависимости от срока долга определенный исполнитель должен провести определенные мероприятия по взаимодействию с клиентом по этому долгу. Мы постарались объединить опыт разных внедрений и показать некий усреднённый шаблон, который будет легко изменить под свои потребности.

Мероприятий в процессе условно 4 типа:
1. У клиента есть долг, но он не просрочен.
Работают:
— менеджер клиента
Используемые документы:
— письмо напоминание об оплате
— событие в crm о звонке клиенту и результате общения

В этом случае наша система уже должна включиться и постараться предвосхитить возникновение просрочки. Система сама отправляет письмо клиенту с напоминанием, что от него нет оплаты. Дополнительно формируется задача менеджеру о телефонном звонке клиента.

Система зафиксировала момент просроченной оплаты и автоматически напомнила клиенту и менеджеру об этом событии. Менеджер должен уточнить у клиента дату оплаты, если она в срок до 7 дней, то считаем, что все процесс идёт «как задумано». Менеджер устанавливает новую дату оплаты, и система ждёт проведения платёжки. Желательно получить от клиента гарантийное письмо.
Если же менеджер понимает, что есть риск, либо клиент говорит, что оплатит позже, чем через 7 дней, то процесс эскалируется до руководителя отдела продаж (РОП)

3. Оплата по договору просрочена на 2 дня
Работают:
— руководитель отдела продаж (РОП)
Документы:
— письмо досудебное требование исполнить обязательства по договору
— событие в crm о звонке клиенту и результате общения

РОП подключается к процессу и связывается с клиентом. Либо назначает встречу, либо в телефонном разговоре уточняет у клиента причины, устанавливает в системе новую дату оплаты (мероприятия в каждом случае разнообразны и зависят от политики компании). Если дата оплаты превышает допустимый срок, эскалирует процесс дальше.

4. Оплата просрочена на 10 и более дней.
Работают:
— юридический отдел / служба безопасности

Итого

как это использовать

Источник

Эффективная работа с дебиторской задолженностью

Увеличение дебиторской задолженности снижает финансовую устойчивость компании. Нехватка оборотных средств не только приводит к зависимости от внешних источников финансирования, но и негативно сказывается на платежеспособности, рентабельности, продуктивности бизнеса в целом. Эффективная работа с дебиторской задолженностью обеспечивает финансовую стабильность и способствует динамичному развитию. Давайте разберемся, как правильно организовать работу с задолженностью на предприятии.

Причины возникновения

Возникновение дебиторской задолженности в бизнесе – это не отклонение, а скорее норма. Важно держать ее объем на приемлемом уровне. Задача руководства компании – разобраться в причинах возникновения, разработать мероприятия по борьбе с дебиторской задолженностью и обеспечить контроль их выполнения.

Среди основных причин возникновения можно выделить следующие:

Многие компании провоцируют долги сознательно, особенно в условиях финансового кризиса. Ограниченность в финансовых ресурсах заставляет их затягивать с платежами.

Рост долгов перед вами рано или поздно скажется на эффективности бизнеса. Поэтому важно разобраться в причинах возникновения дебиторской задолженности, разработать методы борьбы с нею и минимизации рисков ее возникновения в будущем.

Этапы работы с дебиторской задолженностью

Работу по возврату дебиторской задолженности можно условно разделить на несколько этапов:

Работа с долгами должна проводиться комплексно. На каждом из этапов используются свои методы, которые предприятие выбирает самостоятельно.

Методы борьбы с дебиторской задолженностью

Система работы с дебиторской задолженностью разрабатывается каждой компанией самостоятельно, зависит от специфики бизнеса, масштабов убытков, наличия ресурсов и других факторов.

Работа с дебиторами должна проводиться на постоянной основе. Необходимо проводить анализ величины задолженности, ее структуры, оценивать платежеспособность клиента и выбирать оптимальные методы работы с должниками, которые принесут результат.

Телефонные звонки, отправка писем

Звонить контрагенту необходимо не только тогда, когда он просрочил платеж. Хороший результат дает профилактика. Напомните партнеру, что через несколько дней наступает дата, когда нужно рассчитаться за товары или услуги. Во многих случаях напоминание о близком сроке платежа работает. Если же платеж просрочен, телефонный звонок – это самый простой метод «давления» на должника. Важно правильно наладить процесс:

Если должник не идет на контакт или уклоняется от расчетов, необходимо переходить к более действенным методам. Первый шаг – это рассылка писем. Рекомендуется наладить автоматическую рассылку писем параллельно с телефонными звонками. Вначале рассылаются письма с напоминанием о сроках платежа, в случае просрочки – с требованием оплатить долг. Для работы с должниками должен быть разработан шаблон письма-напоминания и письма-требования.

Письма с напоминанием о сроках платежа можно высылать на электронную почту. Строгие письма-требования рекомендуется отправлять с уведомлением о получении. Если дело дойдет до судебного разбирательства, они будут свидетельствовать о том, что вы пытались выйти на контакт с клиентом и разрешить вопрос.

Переговоры

Сознательные контрагенты, у которых возникли временные финансовые трудности, обычно идут на контакт и пытаются договориться об отсрочки платежа. Соглашаться на это или нет, зависит от конкретной ситуации. Переговоры – это один из этапов работы с дебиторской задолженностью и провести их нужно. Важно перед их проведением подготовиться – собрать данные о должнике и разработать стратегию ведения переговоров.

Ведение переговоров – целая наука. Часто их проведение является крайней мерой, когда сроки стали критичными и превысили 90 дней. Если речь идет о крупной сумме, целесообразно к ведению переговоров привлекать руководителей высшего звена, которые не только владеют техниками переговоров, но и уполномочены принимать соответствующие решения. Можно привлекать целую команду специалистов (например, юристов, финансовых аналитиков и т. д.).

Если в ходе переговоров достигнуты какие-либо договоренности, это обязательно должно быть зафиксировано и отражено в соответствующих документах.

Привлечение сторонних специалистов по взысканию

Если у компании нет достаточных ресурсов для борьбы с дебиторской задолженностью, она может привлекать для этих целей сторонних специалистов в формате аутсорсинга. Этот подход позволяет эффективно работать с должниками, оптимизировать расходы и не отвлекать персонал компании от решения основных производственных задач.

Такой формат работы имеет ряд преимуществ:

Аутсорсинг для борьбы с проблемной задолженностью используется не только малым и средним бизнесом, которому сложно организовать эффективную систему работы, но и крупным бизнесом, который стремиться оптимизировать свою деятельность и рационально использовать ресурсы.

Продажа долга

В некоторых случаях выгоднее продать задолженность, чем тратить время и средства на ее возврат. Законом разрешена переуступка прав требования денежных средств или других активов третьему лицу. Продажа позволяет сразу получить деньги, пусть и меньшую сумму (за вычетом дисконта). Такой шаг целесообразен, если компания остро нуждается в деньгах или задолженность признана безнадежной.

Обращение в суд

Взыскание долга через суд – крайняя мера. Обычно на нее идут, если работа с дебитором не дала желаемого результата. Это касается долгов, просрочка по которым превысила 90 дней. Предварительно компания высылает письмо-претензию, в котором требует выполнять обязательства до указанного срока. В нем указываются требования к должнику, сумма претензии, доказательства, подтверждающие обстоятельства, реквизиты для уплаты долга.

Направление такой претензии является формой досудебного урегулирования спора. Если вы не получили ответ, можно готовить документы для передачи в суд. Подготовка искового заявления должна выполняться профессиональным юристом, чтобы исключить риск проиграть дело. Если в штате такового нет, рекомендуется привлекать адвокатов извне или обращаться в юридическую контору.

Ответственные за дебиторскую задолженность компании

Управления рисками позволяет не допустить бесконтрольный рост задолженности, эффективно планировать деятельность и обеспечить финансовую стабильность. Управление дебиторской задолженностью подразумевает разработку мероприятий, направленных на недопущение возникновения задолженности и снижения ее объема.

В условиях современного бизнеса свою эффективность доказала система ответственности и мотивации сотрудников. Практика показала, что заинтересованность персонала в оперативном получении платежей позволяет существенно сократить объемы дебиторской задолженности.

Внедрение такой системы на предприятии подразумевает:

В штат может быть введена отдельная единица или отдел, отвечающий за работу с должниками. Если речь идет о небольшой компании, которая не может себе этого позволить, ответственность за данное направление работы возлагается на бухгалтеров, сотрудников юридического отдела, линейных руководителей.

Непосредственно к работе с дебиторами привлекаются и рядовые сотрудники. Как правило, это работники отделов продаж, которые непосредственно контактируют с покупателями. Важный момент – разработка системы мотивации, которая учитывает взаимосвязь между объемом, качеством задолженности и вознаграждением персонала. Должна быть предусмотрена и система наказания. Но наказание должно применяться исключительно к сотрудникам, которые показывают низкую эффективность. Нельзя наказывать сотрудников за ситуацию, на которую они не в силах повлиять.

Профилактика возникновения

Лучший метод борьбы с долгами – профилактика их возникновения. Профилактические мероприятия должны проводиться беспрерывно. Их цель – предотвращение финансовых рисков.

Для поддержания уровня дебиторской задолженности на приемлемом уровне необходимо:

Рост дебиторской задолженности и ухудшение ее качества приводит к снижению платежеспособности предприятия. Дефицит оборотных средств влечет за собой увеличение кредиторской задолженности, как следствие – снижение рентабельности, иногда ведет к сокращению объемов производства и даже банкротству. Эффективная работа, направленная на уменьшение задолженности должна проводиться постоянно, включать в себя не только работу с должниками, но и профилактические мероприятия. Используйте эти инструменты комплексно, это позволит обеспечить финансовую стабильность и процветание вашего бизнеса.

Источник

Как работать с дебиторской задолженностью

Проводить четкий контроль дебиторской задолженности необходимо на постоянной основе. С помощью определенных действий компания сможет решить ряд вопросов и задач, избавится от ненужных растрат и сохранить финансовую стабильность.

Почти все фирмы имеют ДЗ. Но не все могут провести тщательную работу по взысканию долгов от контрагентов. Статья поможет проработать все тонкости и приемы в работе с ДЗ.

Как проводить работу с дебиторской задолженностью и где она отражается на балансе

Работа с дебиторской задолженностью требует четкой техники и контроля платежей от клиентов. Как работать с дебиторской задолженностью — расскажем ниже в статье.

Первое, что необходимо сделать компании — определиться с критической и нормальной суммой ДЗ. Это и будет индикатором в деятельности с контрагентами: критическая отметка будет показывать случаи, где необходимо усилить работу с должником по дебиторской задолженности.

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Уместно написать положение по процессам с дебиторской и кредиторской задолженностью, где будет конкретно прописано, кто имеет право на подпись договоров с данными о последующей оплате, когда и на какую сумму контрагенту направляется письмо с напоминанием о необходимом погашении задолженности, кто в ответе за нормальный показатель ДЗ.

Работа с просроченной дебиторской задолженностью чаще всего не проводится компанией, либо нет ответственных лиц по этому вопросу. А лучше было бы систематизировать этот процесс. Каждый работник должен знать, что входит в его обязанности, и как работать с дебиторской задолженностью. Предлагаем три варианта возможных решений:

Что касаемо уменьшения рисков по неуплате долгового обязательства, то этот момент необходимо решать на начальном этапе. Например, проверку контрагентов проводят перед заключением сделки. Необходимо изначально анализировать их финансовое состояние, чтоб быть уверенным, что контрагенты будут вам платить.

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Учет ПДЗ (просроченной дебиторской задолженности) отражается на балансе кредиторов вместе с активами компании и денежными средствами.

Этапы в работе с ДЗ

Весь рабочий процесс с ДЗ можно разделить на следубщие этапы.

Компания сама отслеживает и разрабатывает эти этапы.

Продажа дебиторской задолженности

Наступают моменты в деятельности компании, когда ей необходимо продать долг контрагента. Это может произойти в таких случаях:

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Перед тем, как продать долг дебитора, придется выполнить такие процессы:

Взаимозачет дебиторки и кредиторки

Если между дебитором и кредитором имеются долги, и эти долги взаимны, тогда можно рассматривать процедуру взаимозачета дебиторки и кредиторки — это и есть один из вариантов работы с долгами.

Чтобы провести взаимозачет, должно выполняться следующее:

Перед оформлением процедуры сверяют суммы по долгам. Оформляют путем соглашения или акта взаимозачета.

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Важные моменты в работе с подотчетной ДЗ

ДЗ может возникать по подотчетным суммам в таких ситуациях:

Для стабилизации возврата денежных средств фирме следует применить подобные меры:

Итоги плохой работы по долгам кредиторов

Если фирма не имеет налаженной работы с долгами, то она может столкнуться с такими трудностями:

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Заключение

Практика показывает, что лучше дела у того кредитора, кто активен и настойчив относительно своих должников. Объяснение по этому поводу таковое — должнику проще отдать долг тому, кто напоминает о себе на постоянной основе.

У компании кредитора должен быть хороший имидж для контрагентов, а также внутри компании у сотрудников. Помимо этого, организация-кредитор должна и сама быть исправным плательщиком своих долгов.

Источник

Работа с пдз что

Работа с пдз что. Смотреть фото Работа с пдз что. Смотреть картинку Работа с пдз что. Картинка про Работа с пдз что. Фото Работа с пдз что

Недисциплинированные клиенты должны вашему предприятию различные суммы денег. Некоторые суммы настолько велики, что это наносит серьёзный ущерб вашему бизнесу, да и множество «мелких» долгов, неуплата которых вызывает недоумение, тоже складывается в большую сумму. Чтобы истребовать их и не испортить отношения с дебиторами, необходима соответствующая технология.

Дальнейшее изложение основано на том, что у вас хороший товар, и вы надлежащим образом выполнили обязательства перед должником в рамках договора и действующего законодательства.

Почему возникает просроченная дебиторская задолженность

Во всех этих случаях главным вашим инструментом должен быть договор с дебитором. К сожалению, обычно договоры между предприятиями – формальные бумажки, не защищающие ни одну из сторон от произвола другой.

Договор, снижающий риск возникновения дебиторской задолженности

Чтобы договор был залогом бесконфликтного сотрудничества сторон, он должен содержать подробные алгоритмы действий контрагентов в различных ситуациях.

Перед заключением договора стороны заверяют друг друга в своей надёжности и обязательности. И какими тщательными не были бы переговоры, всё равно все нюансы предусмотреть не удаётся. Часть представлений участников переговоров и понимание ими тех или иных деталей остаётся различным. При этом все важные для каждого из переговорщиков представления воспринимаются ими как данное другой стороной обязательство.

Если какие-то из деталей тщательным образом не отразить в договоре, то различные понимания заключают в себе риск потенциального конфликта. Часто в договор включается никогда не вызывающий возражений пункт следующего содержания: «Стороны признают полноту настоящего договора и замену им всех предыдущих соглашений между ними в письменной или устной форме». Эта правильная фраза отменяет право сторон сказать о чём-то не попавшем в договор: «А вы обещали». Этот пункт равноценен тому, что никаких переговоров до подписания договора не было. Поэтому не надейтесь, что как вам кажется, дебитор что-то ещё обещал. Если это и было, то не имеет значения. Должник заботится только о своих интересах, что естественно. Вы тоже обязаны позаботиться о своих. Кстати, ваши устные обещания также аннулированы. Мало ли что в запале ляпнули ваши продавцы.

Почему должник не платит и как с этим бороться

Чтобы он не мог не платить, договор надо снабдить условиями, когда выгоднее заплатить. То есть необходимо предусмотреть санкции за нарушение обязательств, которые бы вынудили должника изменить его платёжные приоритеты, или взять кредит, либо продать дорогой его сердцу актив, но расплатиться с вами.

Во время переговоров о заключении договора вопрос о применении санкций следует рассматривать в качестве проверки обязательности контрагента. Возражения против включения в договор положений о серьёзных санкциях за просрочку платежей должны восприниматься как тревожный звонок. Преодолеть эти возражения можно указанием на заверения в порядочности, сделанные контрагентом, и включением «зеркальных» санкций за невыполнение обязательств вашим предприятием.

Бесконфликтность применения санкций обеспечивается включением в договор легко принимаемого пункта следующего содержания: «Стороны осознают выставление счёта на оплату пени в качестве надлежащего выполнения штрафующей стороной обязательств по договору».

Кстати, не забывайте включать в договоры пункты, предусматривающие ограничения, приостановку или прекращение выполнения обязательств вашего предприятия перед дебитором при возникновении просроченной задолженности.

Алгоритм исполнения обязательств, информационное наполнение договора

В мире ничего очевидного для всех нет. Что очевидно вам, не является таковым для клиента и наоборот. Поэтому чем подробнее в договоре будут отражены действия сторон, их последовательность, сроки исполнения, условия совершения, порядок документарного оформления, тем точнее будут выполнены обязанности сторон и соблюдены их интересы.

Не экономьте на бумаге, на которой будет напечатан договор, она окупится мгновенно. Представители контрагента в состоянии прочитать и понять текст размером и в десятки страниц. Описывая алгоритм исполнения обязательств, стороны будут чаще «по мелочам» быстро приходить к согласию, что благотворно сказывается на установлении взаимопонимания и доверительных отношений. Скорее всего, такой подход позволит вам сократить время согласования договора в целом.

В ходе исполнения договора или применения его результатов нередко у клиентов возникают те или иные трудности, о которых они не могут догадаться заранее. Например, при внедрении технологии, о деталях которой написано ниже, может возникнуть сопротивление ваших работников. Причинами тому могут быть: страх перед изменениями порядка исполнения обязанностей, необходимость пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с представителями клиентов, личные материальные потери из-за исключения возможностей получения необоснованного дохода и другие.

Возникновение непредвиденных клиентом трудностей вызовет недовольство вашим товаром и вами с любыми возможными последствиями. Чтобы избежать негативных последствий для вас, клиент должен быть предупреждён обо всех потенциальных неочевидных для него трудностях, которые могут возникнуть даже при неукоснительном выполнении сторонами обязательств по договору. Для этого включите в договор информационные пункты, в которых будет отражено то, что клиент предупреждён и понимает природу потенциальных трудностей. Эти пункты не требуют согласования, не обязывают стороны к выполнению каких-либо действий, но они гарантируют вам отсутствие возникновения у клиента мнения, что вы его обманули. Понимание клиентом возможности возникновения трудностей обеспечивает ему более тщательный подход к эксплуатации вашего товара. А это выгодно и вам, ведь клиент может избежать эти трудности.

Шаблоны договоров

Рекомендую вам разработать набор шаблонов договоров для различных наиболее часто возникающих вариантов ваших взаимоотношений с клиентами. Это не только сэкономит время на составление и согласование конкретного договора, а и позволит не забыть отразить в нём принципиально важные для вас положения.

Шаблон – не догма. Никогда не говорите клиенту, что договор может быть заключён только в том виде, в котором его разработали вы. В противном случае вы потеряете большинство самых хороших потенциальных клиентов. Единственным исключением из этого может быть договор присоединения, который состоит из двух частей: собственно из договора и неподлежащих изменению со стороны клиента правил пользования его товаром. Но и в этом случае клиенту могут быть предоставлены права по включению в договор важных для него и приемлемых для вас положений.

В шаблонах договоров могут быть пункты, на незыблемости которых вы не только можете, а и должны настаивать. Это такие пункты, исключение которых практически неизбежно приведёт к конфликту с клиентом. Например, готовые программные продукты продаются по принципу «как есть». То есть, каким бы очевидным для клиента не было обязательное наличие в продукте той или иной функции, если разработчик её не реализовал, то никакие претензии по этому поводу от покупателей не принимаются.

Если потенциальный клиент настаивает на исключении такого пункта из договора, то выгоднее отказаться от клиента, чем потом с ним конфликтовать, когда он будет отказываться платить, пользуясь надуманными предлогами.

Почему ваши работники увиливают от истребования дебиторской задолженности

Почти всегда увиливание от истребования дебиторской задолженности связано с психологическими барьерами, выстраиваемыми работниками перед самими собой. Причинами обычно являются:

Разработка технологии истребования задолженности

Управленческие технологии, как и производственные, включают в себя строгие последовательности действий, совершаемых работниками. Построение цепочки шагов следует начать с формулировки последнего шага. В данном случае это – бухгалтерская проводка, закрывающая дебиторскую задолженность клиента. Сформулировав этот шаг в прошедшем времени «Совершена бухгалтерская проводка», необходимо также в прошедшем времени последовательно сформулировать все предшествующие шаги, включая шаг «Зафиксировано возникновение просроченной дебиторской задолженности».

Формулировка шагов в прошедшем времени – приём, позволяющий разработчику технологии продумать всё, чтобы гарантировать выполнимость каждого шага.

Чтобы фиксация возникновения просроченной задолженности происходила автоматически, надо продолжить формулировку шагов до момента «Заключён договор с клиентом». В их числе надо отразить движение документов и передачу информации об исполнении договорных обязательств.

Процесс истребования просроченной дебиторской задолженности будет включаться немедленно, когда ваши работники будут узнавать о её возникновении. Для этого надо предусмотреть информирование соответствующих работников об исполнении обязательств по договорам между вашим предприятием и клиентами. То есть ваши работники должны письменно сообщать друг другу о заключении каждого договора с клиентами, о сроках отгрузок и оплат товаров (услуг), о фактах поступления платежей, и другие особенности договоров. Для этого удобно использовать программные продукты класса CRM-систем. Это упростит и автоматизирует создание, хранение и передачу необходимой информации.

По мере каждого перехода к предшествующему шагу технологии её разработчик автоматически определяет, кто из имеющихся у него работников должен выполнять этот шаг. Выявляются точки перехода между отдельными работниками и подразделениями предприятия. Становятся очевидными процедуры передачи информации и документов, а также требования к контролю того, что получает принимающий. Отсюда вытекают критерии приёмки или отказа в ней. Таким образом, на каждом шаге каждый исполнитель обязан тщательно выполнить свои обязанности.

Нормативное обеспечение технологии

Кроме действующего законодательства в нормативное обеспечение технологии входит ряд документов. В том числе:

Шаблоны информационных и отчётных документов.

Эти документы необходимы не только для оформления взаимоотношений с клиентами, а и для формализации исполнения обязанностей вашими работниками. Наличие этих документов:

Очень важный документ

Им является учебное пособие «Как продавать товар «Х»». Это не только важнейший инструмент для продавцов, а и психологическая опора для работников, в обязанности которых входит истребование дебиторской задолженности.

Дело в том, что обычно работники предприятий знают крайне мало о своих товарах и услугах. Проверьте своих сотрудников, могут ли они хотя бы чётко, не говоря уже о том, чтобы убедительно ответить на относящиеся к вашим товарам вопросы:

Зная ответы на эти вопросы, работники не будут пренебрежительно относиться к вашим товарам. Они будут знать, что справедливо требуют заплатить честно заработанные деньги. Ведь продав вам своё время и пробездельничав в офисе, они с чувством попранной справедливости станут требовать зарплату, если вы её не выплатите им вовремя из-за того, что должники с вами не рассчитались.

Как разработать этот документ, можно прочитать в моём электронном сборнике пятидесяти статей «Секреты успеха», опубликованных в журнале «Станочный парк». Этот сборник я могу прислать бесплатно по вашей заявке. А о разработке технологии в целом подробнейше описано в моих книгах «Откровенно об управлении предприятием» и «Биороботизация работников».

Принципы и приёмы внедрения технологии истребования задолженности

Прежде чем внедрять технологию не поленитесь лишний раз всё тщательно проверить. Конечно, идеал недостижим, и без изменений в работе предприятия не обойтись, но технология изначально должна быть разработана так, чтобы в неё можно было не вносить изменения годами.

Соблюдение этого принципа обеспечит вам минимальное сопротивление работников внедрению технологии. У них не должно быть обоснованных доводов для её критики. Даже если какие-то шероховатости будут выявлены, то постарайтесь не вносить правок в технологию. Ведь если работники почувствуют, что что-то можно изменить, то усилят напор с целью отмены технологии в целом. Ну, не хотят они перемен в своей работе и в сознании, жизненно необходимых для вас.

Работники должны под подпись ознакомиться с вашим приказом о внедрении технологии. Подпись под документом обязывает. Она же лишает работника возможности сказать: «А я не знал».

Чтобы исполнять технологию надлежащим образом, работники должны хорошо знать содержание своих технологических инструкций. Объём каждой инструкции может составлять несколько десятков страниц. Оправдываясь мнимой нехваткой времени на изучение, они будут саботировать внедрение технологии. Для предотвращения этого необходимо организовать приёмку экзамена на знание инструкции у каждого работника. Двух – трёх дней для подготовки к экзамену достаточно, ведь инструкцию необязательно знать наизусть. Она – рабочий инструмент, который должен быть «под рукой» на случай, если понадобиться уточнить правильность выполнения обязанностей.

Проведение экзамена лишит работников возможности не знать, что и как они обязаны выполнять. Заодно вы проверите отношение задействованных в технологии на их отношение к вашим приказам и вообще к исполнению своих обязанностей.

В первые недели внедрения технологии вам необходимо ежедневно проверять отчёты работников о выполнении обязанностей по истребованию задолженностей. Они обязаны видеть и чувствовать вашу решимость, что это всерьёз и навсегда.

В течение трёх – четырёх недель со дня сдачи экзамена, а может быть и быстрей, ваши работники втянуться в исполнение требований технологии. Их ропот заметно ослабнет. Вы сможете дать поблажку себе лично в регулярности проверок ежедневной отчётности. Но работники должны всегда знать, что контроль не ослаб и никогда не будет прекращён.

Ваши работники должны хорошо знать и чувствовать, что вы не печатаете и не воруете деньги, что их зарплата выплачивается из тех средств, которые ваше предприятие получает от клиентов. Разработав и внедрив технологию истребования дебиторской задолженности, вы создадите базу для планомерного развития своего бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *