Работать коучем что это
Зачем нужны коучи? 8 неудобных вопросов о коучинге
Коучинг в России становится все больше востребован в деловой среде. У белых воротничков, предпринимателей, разработчиков и лидеров, кажется, что у всех вокруг есть личный коуч и психотерапевт.
Только вот для не посвященных людей не понятно – это что, дань моде и «король на самом деле голый» или все-таки работающий инструмент. Давайте попробуем в этом разобраться.
Мы собрали 8 неудобных вопросов, которые часто задают нам о коучинге и постарались на них емко и понятно ответить.
Коучинг – сотрудничество коуча и клиента, направленное на достижение целей последнего. При этом подразумевается, что заявленные цели превышают его теперешние возможности и не могут быть достигнуты с помощью привычных стратегий поведения. Коучинг нужен в тех случаях, когда обстоятельства, внутренний дискомфорт и неудовлетворенность вынуждают человека изменить поведение, чтобы получить другие, новые результаты. (определение Института Коучинга)
Коучинг — один из методов развития людей в одном ряду с обучением, менторством, консалтингом, психотерапией. Клиент встречается с коучем с определенной регулярностью на коуч-сессиях, прорабатывает то, что мешает получить результат и двигается к целям.
В коучинге фокус на будущем. Как из своих целей, мечт и желаний взять ресурс и использовать для решения конкретных задач сегодня. Психотерапия больше про прошлое, избавление от травм, которые мешают двигаться вперед. После их проработки тоже появляется ресурс, который можно использовать сегодня.
Поэтому психотерапия и коучинг работают в разных плоскостях. Условно можно разделить так: коучинг о драйве, мотивации, целях, быстрых результатах. Психотерапия о глубине, познании себя, своей силы и ограничений.
Наши личные сложности — комплексы, ограничения, страхи, внутренние конфликты влияют на то, как мы себя ведем и какие результаты получаем. Человек учится, работая с коучем над задачей, осознавать, что его ограничивает. Начинает действовать по-другому и получает новые результаты.
Коучинг наполнен техниками и практиками, основанными на научных опытах о работе человеческого мозга, обучении и развитии взрослых людей. Они помогают определить сегодняшние ограничения человека и их убрать.
Ответственность в коучинге – 50% лежит на коуче и на 50% на клиенте
Коуч отвечает за то, чтобы создать условия для человека, в которых он сможет быстро двигаться к своим целям и решать свои сомнения. Клиент отвечает за то, чтобы действовать по плану, который будет намечен вместе с коучем.
Когда это так, клиент получает результат и, следовательно, ответственность за него делится пополам с коучем. Конечно, заманчиво полностью делегировать свои результаты другим людям, но, к сожалению, так не бывает.
Коуч не поможет человеку, который считает, что не влияет на то, что происходит в его жизни, винит в неудачах обстоятельства. Тому, кто не готов взять ответственность за свои результаты. И тем, кому нужна професcиональная психотерапевтическая помощь, например, во время депрессии.
Коуч может нанести вред, только если начинает работать не в зоне коучинга. Например, не имея психологического образования, использовать психотерапевтические инструменты. Или, взяв на себя роль наставника, начнет подводить человека к решениям, которые сам считает верными. В итоге человек может принять решение, с которым внутренне не согласен.
Предлагаем вот что узнать перед началом работы:
1. Есть ли у коуча образование, аккредитованное международными ассоциациями коучинга: ICF, ICC, IAC, WABC, ICU и сколько часов оно длилось. Минимальный объем для получения диплома – 128 часов (ICF) и прохождение экзамена по международному образцу.
2. Сколько часов опыта работы у коуча с клиентами, от этого будет зависеть и цена. Мы в MostCoach считаем, что коучу нужен опыт работы минимум с 50 клиентами в своей теме, чтобы стабильно помогать клиентам достигать необходимых результатов.
Вот несколько реальных результатов проекта MostCoach:
· Увеличение дохода предпринимателя в 2 раза за 2 месяца работы с коучем;
· Смена профессии и ощущение себя «на своем месте»;
· Выход из найма в свой бизнес: за год увеличение личного дохода в 4 раза;
· Смена нелюбимой работы, обретение спокойствия и уверенности в будущем;
· Обретение лидером крупного бизнеса баланса работы и личной жизни.
Коучинг вдохновляет, открывает интерес, мотивацию, помогает разобраться в себе и в своих потребностях, увидеть новые возможности. Уделить время себе, в конце концов.
Так что, если вы настроены на собственное развитие – рассмотрите коучинг, как одну из возможностей!
Коучинг — что это такое, базовые инструменты и типовая модель коуч-сессии
Коллеги, всем привет!
В наши дни, наверное, каждый хоть раз слышал слова «коучинг» или «коуч» (а те, кто работает в ИТ, может быть, слышали эти слова чаще, чем хотели бы:)). Но как ни странно, далеко не каждый знает, что на самом должно стоять за этими словами. Поэтому в сегодняшней статье хотелось бы раскрыть две темы:
Дать представление о том, что такое коучинг в классическом понимании этого термина.
Рассмотреть несколько простых коучинговых инструментов, которые любой может использовать в жизни и в работе без какой-либо специальной подготовки.
Начнем с определения коучинга. Зачастую этот термин ассоциируется с чем-то, что идеально описывает следующий мем:
Такое представление о коучинге возникло, мягко скажем, не на пустом месте, но тем не менее оно далеко от классического определения.
Международная федерация коучинга, ICF, определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Честно скажу, когда первый раз увидел это определение, то мысли были примерно такие:
Но на самом деле, все не так плохо, и если раскрыть эти общие слова чуть подробнее, то в них появляется смысл:
Коуч отвечает за то, чтоб помочь клиенту найти наиболее подходящий способ решения его запроса. При этом коуч помогает клиенту осознать свои зоны роста и найти самому способы продвижения в этих зонах.
Клиент отвечает за то, чтоб активно и самостоятельно (пусть и с помощью коуча) находить решения своих задач и реализовывать их на практике.
Здесь ключевой момент в том, что коуч ничего не предлагает, не советует и ничему не учит, он помогает клиенту объективно увидеть ситуацию и самому выбрать наиболее правильное для него решение.
Тут может возникнуть вопрос «А если коуч не дает советы, то зачем он вообще нужен»?
Если в двух словах, то логика в том, что есть ситуации, где опыт других не особо применим, т.к. то, что помогает одному, может быть бесполезно для другого. И здесь уже важнее найти индивидуальное решение, которое поможет конкретному человеку в конкретной ситуации.
Примечание. В ICF для выдачи советов есть менторинг и наставничество (тут снова хочется вспомнить про картинку выше:)).
У такой модели взаимоотношения между клинетом и коучем есть свои ограничения и область применения, рассмотрим их подробнее:
1. Со стороны клиента:
У клиента должен быть запрос, который он готов прорабатывать в коучинговом формате. Если у клиента нет запроса, и он ничего не хочет решать – коучинг становится бессмысленным.
Клиент готов брать ответственность за себя, свое будущее и свои решения. Как ни странно, но не все на это готовы.
Клиент компетентен в той сфере, где лежит запрос. Например, если клиент – СЕО, и хочет определить для себя будущее своей компании, то он компетентен, т.к. знает и компанию, и бизнес, и рынок. Тогда подобный запрос можно разбирать в коучинговом формате. Если клиент – мастер маникюра с запросом из серии «хочу поднять +500K на Forex-е», скорее всего, это запрос не для коучинга. Ну или для специфического коуча:)
2. Со стороны коуча:
Коуч не дает советов.
Коуч честен с клиентом, но при этом не оценивает действия клиента. Коуч должен быть «зеркалом» для клиента. Если клиенту не нравится то, что он видит – это не вина зеркала.
Коуч искренне хочет помочь клиенту найти лучшее решение для клиента.
Коуч осознает границы своих возможностей и компетенций.
3. Нет смысла применять коучинг для шаблонных операций, где существуют готовые решения и лучшие практики.
Грубо говоря, если надо обучить кассиров тому, как быстрее пробивать товары на кассе, или автомехаников тому, как менять масло на ТО, то для этого не нужен классический коучинг. Коучинг применим там, где нет типового и стандартного решения, которое можно взять и использовать в готовом виде.
Теперь, когда коротко определили основные принципы и ограничения коучинга, рассмотрим базовые инструменты.
Инструмент 1 (открытые вопросы).
Т.к. коуч не дает советов, и клиент должен самостоятельно найти решение своего запроса, то задача коуча в первую очередь состоит в том, чтоб помочь клиенту посмотреть на его запрос под разными углами и объективно увидеть ситуацию в целом. Сделать это можно только с помощью правильных вопросов.
Вопросы бывают двух типов: открытые и закрытые.
Закрытый вопрос – вопрос, формулировка которого подразумевает только ограниченное множество ответов, например:
Ты будешь кофе с молоком или без?
Тебе удобно запланировать встречу в 14 или в 15ч?
Мы будем тестировать этот функционал или сразу выведем на прод?
Такие вопросы хороши для манипуляции, т.к. создают иллюзию выбора, но они не стимулируют появление новых идей.
Открытый вопрос не ограничивает ответ клиента и дает ему свободно высказаться. Обычно, это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова «Что», «Как», «Когда», «Почему», «Насколько» и т.п. Вот как можно было бы переформулировать закрытые вопросы из примера выше в открытые:
Что бы ты хотел выпить?
Какое время встречи для тебя наиболее удобно?
Насколько было бы полезно проверить этот функционал перед выводом в прод?
Еще примеры открытых вопросов:
Насколько ты удовлетворен качеством своей работы?
Что бы ты посоветовал поменять в процессе тестирования?
Как ты относишься к тому, что мы не можем выпустить релиз с первой попытки?
Отвечая на открытый вопрос, клиент высказывает свое мнение и лучше осознает ситуацию, свои потребности, цели и т.п. Поэтому основной инструмент в работе коуча – открытые вопросы.
Инструмент 2 («А что еще?»)
Очень часто, когда мы сталкиваемся с каким-то вопросом или задачей, первый вариант решения приходит очень быстро, почти не думая. Например, «Что мы можем сделать, чтоб выполнить задачу вовремя? – Сократить объем задачи/увеличить ресурсы/сэкономить на качестве» и т.д. и т.п.
Такие решения находятся быстро потому, что мы используем наш опыт и уже готовые «шаблоны» решений.
Эти «шаблонны» могут оказаться вполне эффективными и полезными, и тогда все ок, никаких проблем.
Но есть вопросы, где типовые решения не работают, и как раз такие вопросы чаще всего и попадают к коучу.
В этой ситуации надо помочь клиенту выйти за рамки привычных ограничений, и самый простой способ – задать собеседнику вопрос «А что еще можно сделать»? и желательно не один раз, а как минимум три. Звучит банально, но работает.
Наверняка, многие замечали, что подобные вопросы часто задают ведущие различных тренингов. Цель – именно в том, чтоб вытянуть из аудитории нешаблонные ответы.
Если не верите – попробуйте провести эксперимент. Когда будете искать решение какой-то задачи, не останавливайтесь на первом же ответе, а задайте себе или собеседнику несколько раз вопрос «А что еще можно сделать?». Скорее всего, начиная с третьего вопроса ответы будут гораздо креативнее:)
Инструмент 3 («сдвигающие» вопросы).
«Представь себе, что ты уже успешно провел переговоры о повышении ЗП, какие аргументы ты привел на этих переговорах?».
«Представь, что мы уже оптимизировали процесс вывода релиза, что мы сделали в первую очередь, чтоб подготовить план оптимизации?».
«Представь, что ты уже сдал сертификационный экзамен, где ты смог найти информацию, которая помогла в подготовке?/кто смог помочь тебе в подготовке?».
Можно немного модифицировать этот метод и предлагать собеседнику представить не то, что он сам уже решил проблему, а представить другого человека, который столкнулся с такой же проблемой, но уже решил ее. Например:
«Представь себе человека, которому нужно было бы расставить приоритеты между этими задачами, на основании каких критериев он бы мог это сделать?».
«Представь себе успешного трейдера, который удачно сформировал портфель акций. Что могло помочь ему в выборе?».
«Если бы ты смотрел на вопрос глазами успешного маркетолога, с чего бы ты в первую очередь начал компанию?»
Инструмент может показаться странным – «Если я знаю ответ, то я найду его и без сдвигающих вопросов, а если не знаю, то могу хоть 100 раз представить себя кем-то, и ничего не поможет».
Отчасти логично, но практика показывает, что почему-то, когда мы смотрим на вопрос со стороны, нам легче сломать «шаблон». Если все равно не верится – попробуйте несколько раз, результат скорее всего вас удивит:)
Инструмент 4 (шкала).
Этот инструмент помогает объективно оценить текущую ситуацию относительно тех изменений, которые мы хотели бы получить, и определить шаги, которые нужно сделать для реализации изменений. Суть инструмента простая:
1. У нас есть шкала от 1 до 10, где 1 – это наименее приемлемый вариант, 10 – состояние, которое максимально реализует запрос клиента.
2. Предлагаем клиенту описать состояние, соответствующее 1 и 10 на этой шкале. Например:
Если запрос из серии «хочу улучшить качество своей жизни», то предлагаем ответить на вопрос, какое качество жизни соответствует 1 (самое плохое) и какое качество жизни соответствует 10 (тот идеал, который хочет получить клиент).
Если запрос из серии «хочу создать команду мечты», то просим описать, что какое команда на 1 по шкале, и что такое команда на 10.
И т.д. Иногда можно попросить дополнительно описать клиента состояние, которое соответствует середине шкалы – 5ке (так будет проще сделать следующий шаг).
3. Просим клиента определить его текущее состояние на этой шкале, например, «как бы ты оценил свой текущий уровень жизни?», «как бы ты оценил свою текущую команду».
4. Далее просим клиента описать состояния, которое отличается на 1 и на 2 деления от его текущего состояния по шкале. Например, если клиент свое текущее состояние оценил на 6, то просим описать его, что появляется в состоянии, которое он оценил бы на 7 и на 8, и явно проговорить, чем состояние на 7 и на 8 отличаются от состояния на 6.
5. После этого задаем вопрос, что нужно поменять, чтоб изменить его состояние на 1 и на 2 пункта по шкале – «что нужно изменить, чтоб ты оценил свою команду на 7, а не на 6».
6. После этого определяем план действий, который необходим для реализации изменений.
Шаблон коуч-сессии.
Для того, чтоб коуч сессия была эффективна и полезна для клиента, она должна быть структурирована (т.е. коуч не просто так задает вопросы в произвольном порядке, а делает это в рамках структуры). Правильно выстроенная структура сессии помогает клиенту быстрее осознать и проанализировать свой запрос.
Один из самых простых, но эффективных вариантов структуры коуч-сессии – модель GROW (Goals-Reality-Opportunity-Will).
Goals – определяем с собеседником (клиентом) цель запроса – что он хочет для себя решить, как это повлияет на его жизнь, почему это важно для него. Критерии «хорошей» цели:
Экологична – положительно влияет на клиента и его окружение (в противном случае достижение цели может привести клиента к разочарованию).
Соответствует критериям SMART – мы должны понимать, что и когда мы хотим сделать, и как поймем, что мы ее достигли. Например, цели вида «Хочу стать успешным» сформулирована не по SMART, и для нее нужно определить критерии успешности, в какие сроки мы хотим этого достичь, как поймем, что мы получили желаемое и т.д. и т.п.
Reality – совместно с собеседником проясняем текущую ситуацию, узнаем ее описание As-Is. Уточняем, как текущая ситуация влияет на собеседника в конкретный момент и на его жизнь в целом, почему это его не устраивает, к каким последствиям приводит и т.д. и т.п.
Will – помогаем собеседнику детально описать ближайшие шаги, которые нужно сделать, чтоб реализовать выбранные ранее варианты. Желательно для каждого шага определить сроки и критерии выполнения.
Вот собственно и все, о чем сегодня хотелось бы рассказать. В завершение еще раз отмечу, что все, что описал в этой статье, это про классический коучинг, и в реальной жизни его используют далеко не все, кто называют себя коучами:)
Более того, многие коучи и советы дают, и рекомендации, и рассказывают про лучшие практики, и даже навязывают свое мнение там, где, на их взгляд, это может быть полезно клиенту:). Но даже при таком подходе они зачастую опираются на те базовые знания и инструменты, о которых я рассказал выше. Надеюсь, эти инструменты будут полезны и вам.
Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем
В России на коучинг не нужно получать лицензию. Чтобы оказывать такие услуги, достаточно просто назвать себя коучем. В итоге сейчас слишком много специалистов, предлагающих подобные услуги. Многие специалисты не имеют соответствующего образования и навыков. В результате цены варьируются в широком диапазоне: от 1-2 тысяч за часовую сессию лайф-коучинга, до нескольких тысяч евро в час за услуги коуча для руководителей крупных организаций.
Серьезные индивидуальные коучи обычно состоят в одной из коучинговых ассоциаций, которых в России несколько. Одна локальная ассоциация АРК и несколько отделений глобальных ассоциаций, самая крупная из которых ICF —
International Coaching Federation. В российском представительстве Международная Ассоциация Коучей — всего 600 с небольшим человек.
Каждая из ассоциаций публикует список членов, компетенций индивидуального коуча и этический кодекс, который соблюдают ее члены. Такой порядок гарантирует выравнивание контекста коуча и заказчика относительно состава оказываемых услуг. А также помогает регулировать важные вопросы сотрудничества, включая конфиденциальность.
Стоимость услуг за часовую сессию коучинга варьируется в зависимости от уровня сертификации, а следовательно, мастерства коуча.
Также стоимость зависит от подтвержденного опыта работы с крупными или известными заказчиками, знаменитости и харизмы. На рынке существуют коучи MCC, стоимость услуг которых составляет от 60 тысяч рублей до нескольких тысяч евро в час.
Сертифицированных командных коучей в России очень мало, их часто путают с фасилитаторами, чья стоимость услуг значительно ниже, но и результаты другие. Стоимость услуг командных коучей варьируется в широком диапазоне от 20 до 100 тыс. руб. в час за сессию. Сессия командного коуча обычно длится дольше, чем индивидуального – от 3 до 5 часов и более. Но командный коуч работает с командой и в расчете на одного человека сравнима со стоимостью индивидуального часа.
Сертификацию и членство коуча можно проверить на сайте ассоциации. Некоторые компании спрашивают потенциальных подрядчиков о курсах повышения квалификации, пройденных за последний год.
В бизнес коучинг люди приходят из разных профессий.
— руководители бизнеса разного уровня,
— психологи и психотерапевты (у меня есть один знакомый коуч в прошлом психиатр, но это скорее редкость). Иногда они называют себя бизнес-психологами.
Все эти специалисты привносят в коучинг компетенции «бывших» профессий: понимание бизнеса изнутри, работы с персоналом и психологии. Коучинг представляет собой квинтэссенцию всех трех категорий компетенций. Так или иначе каждый бизнес-коуч работает над развитием всех трех составляющих.
В основном коучами становятся люди в возрасте 35+, поскольку профессия предполагает определенный жизненный опыт и зрелость.
Бизнес и executive-коучинг востребован для организаций любого размера и отрасли. Везде, где результаты бизнеса зависят от людей коучинг может способствовать повышению их вовлеченности, эффективности и самоудовлетворения.
Наиболее активно услугами коучей по моим наблюдения пользуются крупные компании высоко конкурентных отраслей: FSI, Retail, FMCG, сервисные, ИТ компании и российские представительства крупных международные компаний. Последние наследуют традиции применения коучинга в бизнесе у родителей в Америке и Европе.В 2019 году компания IBM имела в штате несколько тысяч внутренних коучей и до сих пор нанимает внешних.
Руководители организаций, собственники и предприниматели обычно нанимают коучей для достижения результатов в следующих областях:
● пересмотр личной стратегии и баланс,
● изменение стиля лидерства,
● поиск новых идей и принятие решений,
● выход из операционки,
● развитие и диверсификация бизнеса,
● продажа бизнеса и IPO.
Большинство российских компаний используют коучинг для получения навыковых и психологических результатов для руководящих сотрудников и команд:
● работа над индивидуальными планами развития,
● вступление или повышение в должности (обычно управленческую),
● повышение личной эффективности,
● настойчивость vs агрессивность (управление эмоциями),
● уверенность в себе.
Заказчик-компания обычно ожидают повышения эффективности сотрудников за счет прокачки этих и других навыков. Однако важно сразу синхронизировать и узнать, что заказчик понимает под эффективностью и как будет измерять результаты коучингового проекта.
Критерием эффективности коучингового проекта является достижение заказчиком запланированных результатов в навыках и бизнесе. Ожидания будут оправданы, если заказчик понимает, что такое коучинг, сформулировал цели и выбрал профессионального и подходящего по стилю коуча. Разочарования здесь возможны, если нарушен один из принципов нарушен.
Избежать недоразумения и разочарования в результатах взаимодействия с коучем можно, если убедиться в квалификации и сертификации специалиста. Люди обычно не ходят к врачу, не будучи уверенными в образовании, не нанимают архитектора строить их дом, не посмотрев портфолио предыдущих работ и не проверив рекомендации. Хотя порой нанимают людей, на визитке которых написано «коуч». И даже не задают лишних вопросов. В основном это происходит в лайф-коучинге. Но случается бывает и в бизнес-коучинге, чаще — у заказчиков из малого и среднего бизнеса.
Основные тенденции отрасли.
Первое. Рост осведомленности заказчика о коучинге, как инструменте, его особенностях и преимуществах.
Второе. Становление рынка более организованным и упорядоченным. Случайных людей, которые называют себя коучами будет все меньше. И это не будет зависеть от утвержден/неутверждения профессионального стандарта на уровне Министерства Труда и социальной защиты РФ.
Третье. Рост на 30-50% в год объема рынка услуг профессионального бизнес-коучинга и командного. В связи с ростом уровня зрелости нашего общества и организаций эти темпы сохранятся, следуя за мировыми трендами. В итоге это приведет к повышению капитализации рынка коучинговых услуг и появлению большого количества качественных специалистов.
Четвертое. Командный коучинг получит большое распространение, поскольку индивидуальное развитие связано с взаимодействием людей между собой.И это мировой тренд.
В рамках TeamSonance мы оказываем услуги как командного, так и индивидуального бизнес-коучинга. Вы всегда можете обратиться за подробностями.
Для меня всегда оставалось непонятным, почему коучи, постигшие дзен, разбазаривают эти знания, а не используют их сами. Чтобы значит успех и достаток.
Коуч не учит, он помогает клиенту разобраться самому путем активного слушания и задавания вопросов. На самом деле, самый лучший результат от коучинга, когда клиента ‘осенило’ решение проблемы и он наконец-то увидел ясность пути.
Комментарий удален по просьбе пользователя
«»В бизнес коучинг люди приходят из разных профессий
Вы еще забыли указать инфоцыган, которые нахватаются поверхностных знаний и уже называют себя профи коуч.
Когда-то давно, чтобы быть фотографом нужны были пленки, реактивы и оборудование и много желания этим заниматься. Чтобы стать профессиональным фотографом, надо было присылать свои снимки в журналы, где их оценивали уже состоявшиеся профессионалы, которые редко что-то хвалили. Потом, почти одномоментно, фотографами стали все. При этом залайкивая фотки друг друга и пописывая комменты типа «это божественно». Ощущение, что почти все стали профессионалами. Но так не бывает. И узкий мирок профессиональных фотографов никуда не делся, чтобы выжить, он о вынужден был отделиться от мира «любителей», и еще сильнее ужесточить вход.
Действительно, подчас звание коуча носит человек далеко от профессии, поскольку эта быстрорастущая индустрия не так хорошо регулирована. Отсюда такая осторожность к услугам. Но, если вам удалось хоть раз достигнуть ясности в проблеме, либо раскрыть полностью свой потенциал с помощью коуча, то вы, верно, станете самими лучшими трубадурами коучинга.
Что такое коучинг в нескольких словах:
это возможность рефлексировать, услышать себя и найти в глубинах своего сознания путь к разрешению проблемы с профессиональной помощью. А именно, коуч совершенно ничему не учит, а посредством вопросов, вас слушает и слышит, отражая услышанное. Вы сами находите выход, вы сами несете ответственность за последующие шаги.
Учиться коучингу надо и хороших школ не так много, и они дороги. Аккредитация коуча, либо аккредитация школы которую он окончил является своеобразным гарантом качества предоставленных услуг.
В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.