Работники сельского хозяйства часто жалуются что техническая
Урок по географии в 9 классе по теме «Земледелие»
— сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия);
— определить специфику зональной специализации сельского хозяйства;
— совершенствовать умение анализировать тематические карты;
— научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
— рассмотреть основу АПК конкретно сельское хозяйство, которое состоит из земледелия (растениеводства ) и животноводства, сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия); определить специфику зональной специализации сельского хозяйства; совершенствовать умение анализировать тематические карты; научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
Рассмотреть проблемы развития земледелия и высказать свои варианты решения этих проблем.
Личностные – формирование интереса, развитие позитивных способностей, склонностей к изучаемой теме, развитие личностно-смыслового отношения к проекту, осознавать ответственность за свое будущее, рефлексивное осмысление поисковой деятельности для появления личностной позиции.
Форма работы : групповая (класс разбит на 6 групп: 2 группы слабого уровня, 2 группы среднего уровня и 2 группы сильного уровня).
— Что мы узнаем на уроке? (Отрасли сельскохозяйственного производства, их особенности.)
— Что научимся делать на уроке? (Определять основные районы выращивания зерновых и технических культур.)
Слайды №3-№5 (частично)
Письменная проверочная работа.
— Что такое агропромышленный комплекс?
— Что называется сельскохрзяйственными угодьями?
— Какова структура сельскохозяйственных угодий?
3. Индивидуальная работа слабые учащиеся работают с карточками, средние выполняют тест и более сильные работа по атласу.
Структура сельского хозяйства.
Работа с учебником на стр.160.
Показатели сельскохозяйственного развития в странах мира. Сравнение России с некоторыми зарубежными странами.
Величина и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
— Почему снижается количество посевных площадей? Какие проблемы для них характерны? Как можно решить эти проблемы?
— Как отражается сокращение посевных площадей на производстве сельскохозяйственных культур?
— как отразится сокращение производства зерновых и кормовых культур на животноводстве?
— Как вы думаете, чем можно это объяснить?
— какой из путей повышения технической оснащенности сельского хозяйства России вы выберете: увеличение производства тракторов и комбайнов строительство мастерских по их ремонту; изменение отношения к технике путем преобразования колхозов и совхозов в небольшие производственные подразделения, где техника является собственностью работников; другое (объяснить. Что именно)?
Факторы развития земледелия
Земледелие – древнейший вид деятельности. От чего же оно зависит? Факторы, влияющие на земледелие:
наличие земель, пригодных для пашни, и их плодородие;
биологические особенности сельскохозяйственных культур.
Большое значение имеют природные условия:
продолжительность вегетационного периода;
сумма осадков и коэффициент увлажнения;
обеспеченность территории водными ресурсами.
Эти агроклиматические ресурсы влияют на сезонность производства.
Большую часть продукции дает полеводство. Как видно на схеме «Структура растениеводства», ведущая роль в структуре полеводства принадлежит зерновым, они занимают около 50% пахотных земель страны. Общий объем производства составляет около 100 млн. тонн в год. По производству пшеницы – 5 место после Китая, Индии, США и Франции. В целом по производству зерновых наша страна находится на 4 месте в мире.
Технические культуры занимают 6 % посевных площадей, из которых ¾ приходится на подсолнечник. В России ежегодно собирается более 4 млн. тонн семян. По производству подсолнечника страна занимает одно из первых мест в мире.
— Заслушиваются сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле.
Картофель является наиболее распространенной культурой после зерновых. 90% его сосредоточено в Центральной России. Овощные культуры без картофеля занимают всего около 1% посевных площадей. Но их роль в питании человека трудно переоценить. Большая часть выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Площади садов и виноградников невелеки, менее 1 % посевных площадей. Однако 1 га садов, и тем более виноградника, способен принести больший доход, по сравнению с 1 га пашни. На севере выращивают груши, яблони, сливы; южнее – персики, абрикосы, черешню. На самом юге – виноград и цитрусовые. В России ежегодно соби.
рается около 2 млн. тонн плодов. Но этого недостаточно, поэтому часть фруктов приходится закупать за границей.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни и др. В России арбузы начали возделывать еще XVI в., и до XIX в. они были редким лакомством. В настоящее время эту культуру выращивают везде, где позволяют почвенно-климатические условия, кроме того, арбузы выращивают и в тепличных условиях. Родина дыни – Средняя и Малая Азия. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII в. из теплиц Англии более теплолюбивы, чем арбузы.
— Какова доля некоторых отраслей растениеводства?
* Проанализируйте диаграммы в атласе: «доля зерновых и зернобобовых культур в посевных площадях, «Структура технических культур» (см.стр. 18)
Заполнить таблицу: «Географические различия в специализации сельского хозяйства» (10 мин)
Цель и задачи работы:
Расширить представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
Порядок выполнения: используя текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу.
1 гр.: Кукуруза. Картофель, пшеница, рис, лен-долгунец.
2. гр.: ячмень, сахарная свекла, рожь, горчица, подсолнечник.
Используя дополнительный текст, карту атласа. Заполнить таблицу.
3 гр.: яровая пшеница, культура чайного куста, гречиха, соя.
4 гр.: озимая пшеница, виноградарство, рис. Горчица.
Порядок выполнения: используя дополнительный текст, текст учебника, дополнительную таблицу, карту атласа, которую необходимо сопостовлять с административной картой России, заполнить таблицу.
Условия, наиболее благоприятные ддля выращивания
Субъекты РФ, где производят культуру.
5 гр.: кукуруза, яровая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник.
6 гр.: озимая пшеница, лен-долгунец, рожь, рис.
Это одно из древнейших культурных растений, его используют в качестве сырья две совершенно разные отрасли промышленности. Южная граница его выращивания захватывает тропический пояс (остров Ява), северная проходит по 66° с.ш. Обособленный ареал его возделывания есть даже на территории Аргентины. На востоке эта культура распространена примерно до 90° в.д. Встречаются такие ее разновидности, как долгунец, межеумок и кудряш. О какой культуре идет речь? Где и в каких условиях ее выращивают в России. ( Лен. Выращивается на северо-западе России, где нежаркий и влажный климат).
В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от В.И. Иванова с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, кукурузу на зерно, коноплю, картофель, сахарную свеклу, а также садовую землянику для московских рынков. Выделили бы вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте свое решение. ( Во Владимирской области нельзя выращивать кукурузу на зерно, сахарную свеклу на сахар и коноплю из-за агроклиматических условий, также нерентабельно выращивать картофель. Садовую землянику выгодно растить лишь в том случае, если живешь рядом с крупным городом, где ее сможешь продать. И, наконец, о животноводстве он не сказал ни слова, хотя в условиях этой области оно более рентабельно, чем земледелие).
В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напчатана такая статья обозревателя и.В. Васильева: «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой» Объясните почему. (Земли весной гораздо больше нуждаются в осушении, чем в орошении. Пшеницу в новгородской области почти не выращивают, зато выращивают рожь и яровой ячмень. Свекла не может быть технической культурой – не дойдет до спелости, а на корм лучше выращивать травы).
Читать § 51, составить таблицу « Зональная специализация сельского хозяйства».
Предметные результаты — обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).
Объявляет основную цель урока, задачи урока.
Сообщение темы урока.
Объясняет особенности формы работы обучающихся.
Подгатовка к рабочей обстановке.
Обучающиеся сами формулируют цели и задачи урока.
(постановка учебной задачи, планирование)
Консультирует обучающихся, испытывающих затруднение в выполнении заданий.
Работают в парах и группах
Имеют возможность советоваться друг с другом, приходить к общему мнению, или выбирать и аргументировать свою точку зрения.
Результаты работы каждый ученик оформляет в тетради.
(поиск и выделение необходимой информации)
Логические (анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения)
Опрашивает учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании обучающимися нового материала.
Озвучивают результаты практической работы с различными информационными источниками.
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами)
Предлагает обучающимся задания, комментирует правильность выполнения задания.
Решают задачи на установление причинно-следственных связей
( установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)
Оценивает степень реализации целей и задач урока.
уровня выполнения поставленных в начале урока целей и задач.
(самоанализ выполнения поставленных задач)
объяснять роль и значение земледелия для страны, для человека, общества.
обучающийся проявит умение взаимодействовать в группе, коллективе, оформлять результаты собственной деятельности;
обучающиеся смогут точно и грамотно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами урока.
Правильно выполненная работа в тетрадях, соблюдение регламента выполнения работы
Презентация результатов исследовательской деятельности на этапе проверки усвоения обучающимися нового материала.
Заинтересованность в выполнении исследовательской работы, осознание того, земледелие ведущее звено сельского хозяйства и АПК, а именно растениеводство.
ГДЗ география 9 класс Алексеев, Низовцев, Ким Дрофа Задание: § 3 Сельское хозяйство Растениеводство
? Может ли российское сельское хозяйство полностью обеспечить страну продовольствием и сырьём?
Российская сельское хозяйство в целом может полностью обеспечить потребность страны продовольствием и сырьём, однако это будет достаточно ограниченный ассортимент продукции. К примеру, Россия, безусловно, может обеспечить себя продукцией животноводства и зернового хозяйства, однако климатические условия большей нашей страны не дают возможности выращивать ряд фруктовых и плодовых культур, риса, чая и так далее. Хотя и в отдельных регионах (Краснодарский край, Приморский край и др.) такие сельскохозяйственные культуры могут выращиваться, но их объемы составляют малую часть от закупаемых за рубежом.
Вопросы из текста параграфа
| Доля сельскохозяйственных угодий на территории России невелика, так как наша страна находится преимущественно на севере умеренного климатического пояса, большая часть территории нашей страны находится в лесных зонах.
1. Используя текст учебника, назовите и покажите на карте районы выращивания основных зерновых и технических культур (рис. 6, 8).
Основные районы выращивания пшеницы: Европейский Юг, Крым, Центральное Черноземье, Поволжье, Южная часть Урала и Западной Сибири.
Основные районы выращивания ржи: Поволжье, юг Урала, Волго-Вятский район, юго-восток Западной Сибири.
Основные районы выращивания риса: юг Приморского края, северо-запад Краснодарского края (низовья реки Кубань – Прикубанская низменность), юг Астраханской области (дельта Волги).
Основные районы выращивания кукурузы на зерно: Среднее Поволжье, Европейский Юг и Центральное Черноземье, Крым, юг Амурской области.
Основные районы выращивания сахарной свёклы: Прикубанская низменность, Центральное Черноземье, Среднее Поволжье, Юго-восток Западной Сибири, юг Центральной России, юго-восток Урала (Башкортостан).
Основные районы выращивания подсолнечника: Крым, Европейский Юг, Поволжье, Юг Урала и Западной Сибири.
Основные районы выращивания льна-долгунца: север и северо-запад центральной России, Юг Северо-западного района, Удмуртия, Юг Западной Сибири.
Основные районы выращивания сои: Прикубанская низменность, запад Центрального Черноземья, Юг Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область).
Основные районы выращивания чая: юг Краснодарского края.
2. В каких районах (природно-хозяйственных зонах) России наиболее развито растениеводство? Почему?
Наиболее растениеводство развито на юге и в центральной части европейской территории России, а также на юге Урала и Западной Сибири, так как здесь наиболее благоприятные природно-климатические условия (климат, почвы).
3. Подумайте, какие отрасли растениеводства распространены практически повсеместно. Почему?
Практически повсеместно развиты отрасли растениеводства: картофелеводство и овощеводство, зерновое хозяйство, так как эти отрасли являются основными для производства продукции сельского хозяйства.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные отрасли растениеводства в России. Какие из них, на ваш взгляд, имеют наибольшее значение?
Основные отрасли растениеводства России: зерновое хозяйство, выращивание технических культур (подсолнечник, лён-долгунец, подсолнечник, картофель), овощеводство. Наибольшее значение их них имеет зерновое хозяйство, а также выращивание картофеля и льна-долгунца, так как это наиболее востребованные культуры, кроме того для их выращивания существуют наиболее благоприятные природно-климатические условия.
2. Докажите на конкретных примерах зависимость растениеводства от агроклиматических условий.
Доказательства зависимости растениеводства от агроклиматических условий:
1) Рисоводство возможно только в условиях влажного и тёплого климата, поэтому территории его выращивания находятся на юге Дальнего Востока и на Прикубанской низменности в силу влажного и тёплого климата территорий.
2) Льноводство наиболее распространено в районах с мягким влажным климатом на юге лесной зоны, что связано с ареалами произрастания льна в условиях умеренно континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно холодной зимой в условиях избыточного увлажнения.
3. Вспомните из курса географии 8 класса, чем различаются экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство.
Экстенсивное сельское хозяйство характеризуется увеличением количества продукции без увеличения урожайности, то есть идёт лишь за счет расширения посевных площадей. Интенсивное сельское хозяйство характеризуется высокой урожайностью, без увеличения посевных площадей за счет использования удобрений и пестицидов, мелиоративными мероприятиями, высоким уровнем использования трудовых ресурсов и средств производства (оборудование)
4. Какова специализация земледелия в вашем крае? Какими причинами она обусловлена?
Мой край – Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Земледелие моего края характеризуется преобладанием картофелеводства и овощеводства, так как территория поставляет сельскохозяйственную продукцию на крупные предприятия пищевой промышленности, да и в целом, это обусловлено крупным городом – Санкт-Петербургом. На отдельных территориях развито выращивание льна и зерновых на корм скоту.
Низкие показатели по уровню механизации сельского хозяйства в России можно объяснить тем, что значительная часть техники продавалась и продаётся в зарубежные страны. Кроме того, как в СССР, так и в России использование техники ведется экстенсивно, то есть за счет её интенсивного использования, до момента полной выработки ресурса оборудования. В России принято использовать технику до её отказа, зачастую на полях работают давно устаревшие машины и претерпевшие неоднократный капитальный ремонт. Стоит отметить, что территория США, в целом, располагается южнее территории России, что говорит о большем количестве урожаев, которые можно снимать в Соединённых штатах за вегетативный сезон, поэтому необходимо большее количество сельхоз техники, также можно говорить о высокой урожайности в США за счет применения удобрений и ядохимикатов.
Ответы 8
В состав Центральной России входят районы:Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский.
На формирование хозяйства Центральной России повлияли выгодное экономико- и физико-географическое положение.
На территории региона встречаются бурый уголь, фосфориты, железная руда.
Для Центрального района характерно наличие торфа, бурого угля.
Для Центрально-Черноземного района характерно сочетание:черноземные почвы и железная руда.
Волго-Вятский район располагает лесными и водными ресурсами.
В границах Центральной России общегосударственное значение имеют:руды КМА, земельные ресурсы.
Отраслями специализации Центральной России являются:машиностроение, химическая, текстильная, сельское хозяйство.
В Центральной России преимущественное развитие получили:приборостроение, радиоэлектроника, транспортное машиностроение.
Особенностью трудовых ресурсов региона является высокая квалификация.
Выделите центры текстильной промышленности:Иваново, Ногинск, Орехово-Зуево.
Какой набор культур характерен для черноземной зоны Центральной России?Подсолнечник, сахарная свекла, пшеница.
Выделите города «золотого кольца»:Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль.
Наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства в Центрально-Черноземном районе.
Наиболее крупные автомобильные заводы России находятся в Центральной России и Поволжье.
Автомобили «Волга» и «Газель» производит завод в Нижнем Новгороде.
Владимир и Липецк являются центрами тракторостроения.
Путь, которым должна развиваться экономика Центральной России, это развитие наукоемких отраслей и конверсия оборонных предприятий.
Для поддержания столичного статуса Москвы необходимо:повысить роль науки, финансового и информационного обслуживания.
Первоочередному решению подлежит проблема реконструкции и технического перевооружения.
Крупнейший центр судостроения – Нижний Новгород.
Вопрос №1)В состав Центральной России входят районы:
1)Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский.
Вопрос №2)На формирование хозяйства Центральной России повлияли.
3)выгодное экономико- и физико-географическое положение
4)исторические предпосылки
Вопрос№3)На территории региона встречаются.
2)бурый уголь, фосфориты, железная руда
Вопрос №4)Для Центрального района характерно наличие.
1)торфа, бурого угля
Вопрос №5)Для Центрально-Черноземного района характерно сочетание:
2)черноземные почвы и железная руда
Вопрос №7).В границах Центральной России общегосударственное значение имеют:
3)руды КМА, земельные ресурсы
Вопрос №8)Отраслями специализации Центральной России являются:
2)машиностроение, химическая, текстильная, сельское хозяйство
Вопрос №9)В Центральной России преимущественное развитие получили:
2)приборостроение, радиоэлектроника, транспортное машиностроение
Вопрос №10)Особенностью трудовых ресурсов региона является.
1)высокая квалификация
Вопрос №11)В список городов-миллионеров входят:
3)Нижний Новгород, Москва, Воронеж
Вопрос № 12Выделите центры текстильной промышленности:
2)Иваново, Ногинск, Орехово-Зуево
Вопрос №13)К центрам черной металлургии относятся:
1)Тула, Липецк, Старый Оскол
Вопрос №14)Крупнейшими центрами химической промышленности региона являются:
3)Дзержинск, Новомосковск, Ярославль
Вопрос №15)Какой набор культур характерен для черноземной зоны Центральной России?
2)подсолнечник, сахарная свекла, пшеница
Вопрос №16)Выделите города «золотого кольца»:
3)Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль
Вопрос №17)Наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства.
1)в Центрально-Черноземном районе
Вопрос №18)Найдите ошибки в описании Центральной России?
4)большая протяженность сухопутной границы
Вопрос №19)Наиболее крупные автомобильные заводы России находятся.
3)Центральной России и Поволжье
Вопрос №20)Автомобили «Волга» и «Газель» производит завод.
2)в Нижнем Новгороде
Вопрос №21)Владимир и Липецк являются центрами.
2)тракторостроения
Вопрос №22)Путь, которым должна развиваться экономика Центральной России, это.
1)развитие наукоемких отраслей и конверсия оборонных предприятий
Вопрос №23)Для поддержания столичного статуса Москвы необходимо:
3)повысить роль науки, финансового и информационного обслуживания
Вопрос №24)Первоочередному решению подлежит проблема.
2)реконструкции и технического перевооружения
Тема: Земледелие
— сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия);
— определить специфику зональной специализации сельского хозяйства;
— совершенствовать умение анализировать тематические карты;
— научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
— рассмотреть основу АПК конкретно сельское хозяйство, которое состоит из земледелия (растениеводства ) и животноводства, сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия); определить специфику зональной специализации сельского хозяйства; совершенствовать умение анализировать тематические карты; научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
Рассмотреть проблемы развития земледелия и высказать свои варианты решения этих проблем.
Личностные – формирование интереса, развитие позитивных способностей, склонностей к изучаемой теме, развитие личностно-смыслового отношения к проекту, осознавать ответственность за свое будущее, рефлексивное осмысление поисковой деятельности для появления личностной позиции.
Оборудование: Экономическая карта России, карта растениеводства России, карточки с заданиями 3-го уровня.
Форма работы: групповая (класс разбит на 6 групп: 2 группы слабого уровня, 2 группы среднего уровня и 2 группы сильного уровня).
I. Организационный момент.
— Что мы узнаем на уроке? (Отрасли сельскохозяйственного производства, их особенности.)
— Что научимся делать на уроке? (Определять основные районы выращивания зерновых и технических культур.)
II. Проверка домашнего задания.
Слайды №3-№5 (частично)
Письменная проверочная работа. Фронтальный опрос.
— Что называется сельскохрзяйственными угодьями?
— Какова структура сельскохозяйственных угодий?
3. Индивидуальная работа слабые учащиеся работают с карточками, средние выполняют тест и более сильные работа по атласу.
Структура сельского хозяйства.
- Работа с учебником на стр.160.
Показатели сельскохозяйственного развития в странах мира. Сравнение России с некоторыми зарубежными странами.
Величина и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
— Почему снижается количество посевных площадей? Какие проблемы для них характерны? Как можно решить эти проблемы?
— Как отражается сокращение посевных площадей на производстве сельскохозяйственных культур?
— как отразится сокращение производства зерновых и кормовых культур на животноводстве?
— Как вы думаете, чем можно это объяснить?
— какой из путей повышения технической оснащенности сельского хозяйства России вы выберете: увеличение производства тракторов и комбайнов строительство мастерских по их ремонту; изменение отношения к технике путем преобразования колхозов и совхозов в небольшие производственные подразделения, где техника является собственностью работников; другое (объяснить. Что именно)?
Факторы развития земледелия
Земледелие – древнейший вид деятельности. От чего же оно зависит? Факторы, влияющие на земледелие:
1) наличие земель, пригодных для пашни, и их плодородие;
2) климатические условия;
3) биологические особенности сельскохозяйственных культур.
Большое значение имеют природные условия:
1) продолжительность вегетационного периода;
2) сумма осадков и коэффициент увлажнения;
3) обеспеченность территории водными ресурсами.
Эти агроклиматические ресурсы влияют на сезонность производства.
Большую часть продукции дает полеводство. Как видно на схеме «Структура растениеводства», ведущая роль в структуре полеводства принадлежит зерновым, они занимают около 50% пахотных земель страны. Общий объем производства составляет около 100 млн. тонн в год. По производству пшеницы – 5 место после Китая, Индии, США и Франции. В целом по производству зерновых наша страна находится на 4 месте в мире.
Технические культуры занимают 6 % посевных площадей, из которых ¾ приходится на подсолнечник. В России ежегодно собирается более 4 млн. тонн семян. По производству подсолнечника страна занимает одно из первых мест в мире.
— Заслушиваются сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле.
Картофель является наиболее распространенной культурой после зерновых. 90% его сосредоточено в Центральной России. Овощные культуры без картофеля занимают всего около 1% посевных площадей. Но их роль в питании человека трудно переоценить. Большая часть выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Площади садов и виноградников невелеки, менее 1 % посевных площадей. Однако 1 га садов, и тем более виноградника, способен принести больший доход, по сравнению с 1 га пашни. На севере выращивают груши, яблони, сливы; южнее – персики, абрикосы, черешню. На самом юге – виноград и цитрусовые. В России ежегодно соби.
рается около 2 млн. тонн плодов. Но этого недостаточно, поэтому часть фруктов приходится закупать за границей.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни и др. В России арбузы начали возделывать еще XVI в., и до XIX в. они были редким лакомством. В настоящее время эту культуру выращивают везде, где позволяют почвенно-климатические условия, кроме того, арбузы выращивают и в тепличных условиях. Родина дыни – Средняя и Малая Азия. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII в. из теплиц Англии более теплолюбивы, чем арбузы.
— Какова доля некоторых отраслей растениеводства?
* Проанализируйте диаграммы в атласе: «доля зерновых и зернобобовых культур в посевных площадях, «Структура технических культур» (см. стр. 18)
IV. Практическая работа.
Заполнить таблицу: «Географические различия в специализации сельского хозяйства» (10 мин)
Цель и задачи работы:
Расширить представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
Порядок выполнения: используя текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу.
1 гр.: Кукуруза. Картофель, пшеница, рис, лен-долгунец.
2. гр.: ячмень, сахарная свекла, рожь, горчица, подсолнечник.
Используя дополнительный текст, карту атласа. Заполнить таблицу.
3 гр.: яровая пшеница, культура чайного куста, гречиха, соя.
4 гр.: озимая пшеница, виноградарство, рис. Горчица.
Порядок выполнения: используя дополнительный текст, текст учебника, дополнительную таблицу, карту атласа, которую необходимо сопостовлять с административной картой России, заполнить таблицу.
Условия, наиболее благоприятные ддля выращивания
Субъекты РФ, где производят культуру.
5 гр.: кукуруза, яровая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник.
6 гр.: озимая пшеница, лен-долгунец, рожь, рис.
1. Это одно из древнейших культурных растений, его используют в качестве сырья две совершенно разные отрасли промышленности. Южная граница его выращивания захватывает тропический пояс (остров Ява), северная проходит по 66° с. ш. Обособленный ареал его возделывания есть даже на территории Аргентины. На востоке эта культура распространена примерно до 90° в. д. Встречаются такие ее разновидности, как долгунец, межеумок и кудряш. О какой культуре идет речь? Где и в каких условиях ее выращивают в России. (Лен. Выращивается на северо-западе России, где нежаркий и влажный климат).
3. В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, кукурузу на зерно, коноплю, картофель, сахарную свеклу, а также садовую землянику для московских рынков. Выделили бы вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте свое решение. (Во Владимирской области нельзя выращивать кукурузу на зерно, сахарную свеклу на сахар и коноплю из-за агроклиматических условий, также нерентабельно выращивать картофель. Садовую землянику выгодно растить лишь в том случае, если живешь рядом с крупным городом, где ее сможешь продать. И, наконец, о животноводстве он не сказал ни слова, хотя в условиях этой области оно более рентабельно, чем земледелие).
4. В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напчатана такая статья обозревателя и. В. Васильева: «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой» Объясните почему. (Земли весной гораздо больше нуждаются в осушении, чем в орошении. Пшеницу в новгородской области почти не выращивают, зато выращивают рожь и яровой ячмень. Свекла не может быть технической культурой – не дойдет до спелости, а на корм лучше выращивать травы).
VI. Домашнее задание.
Читать § 51, составить таблицу «Зональная специализация сельского хозяйства».
Предметные результаты — обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).