Радуйся равви что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 26:49
Свт. Иоанн Златоуст
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
Свт. Иларий Пиктавийский
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
Блж. Иероним Стридонский
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
Евфимий Зигабен
И абие приступль ко Иисусови, рече: радуйся, Равви. И облобыза Его
Лука (22:48) говорит, что когда Иуда подошел к Иисусу Христу, чтобы поцеловать Его, то Иисус Христос сказал ему: Иудо, лобзанием ли Сына Человеческого предаеши? Великодушно высказал пред ним цель лобзания и упрекнул за то, что знак любви он делает знаком предательства. Однако не оттолкнул от Себя, но принял целование, и позволил взять Себя. Получив такое доказательство Его силы, кротости и человеколюбия, Иуда, однако, оставался злее всякого зверя.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
(Μк. 14:45; Лк. 22:47). Речь у Луки короче, чем у других синоптиков. Они пропускают весь рассказ Ин. 18:4-9.
По русскому переводу “тотчас” относится к “подошел.” Мейер объясняет тотчас после того, как Иуда дал знак. В Сироснайском кодексе порядок несколько изменен, сначала говорится о целовании, потом о приветствии. В Александрийском кодексе выпущены слова: “и поцеловал Его”. То, что было, хорошо выражено у Марка: “и пришед тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! (один раз — по лучшим чтениям) и поцеловал Его” Евангелисты указывают вообще на быстроту действий Иуды; но мельчайшие детали события на основание их показаний трудно определить. Глагол κατεφίλησεν (поцеловал) отличен от употребленного в 48 стихе φιλήσω (поцелую) и не выражен в русском и других переводах. Лучше можно передать значение его так: “расцеловал,” — может быть, несколько раз, но, вероятнее, только один, причем целование не только было всем видно, но и слышно. Иуда как бы чмокнул, целуя Христа. Какая тут противоположность всякому истинному, нелицемерному, происходящему от любви целованию! Какая глубокая и несомненная правдивость повествования! Кто мог выдумать что-нибудь более простое и вместе с тем в немногих словах так хорошо выразить всю глубину человеческого падения! Неудивительно, если “целование Иуды” вошло в пословицу. В двух словах тут целый психологический очерк, целая нравственная система. С одной стороны, Иуда хочет прикрыть своим целованием свою душевную низость и крайнюю подлость. С другой, целование — знак любви — делается символом самого ужаснейшего предательства и злобы. Всякий, подумав об этом, скажет, что так бывает и даже очень часто в действительной жизни. Слово “радуйся” (χαίρε) было обычным приветствием и по смыслу вполне равняется нашему: “здравствуй!”
Толковая Библия.
Троицкие листки
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
«Поцелуй Иуды» как исторический источник
Есть у нас в России хорошая поговорка: дорого яичко к Пасхе. Поскольку, раз у нас сегодня Пасха, давайте не только поздравим с этим праздником друг друга, но и используем его, чтобы вновь познакомиться с прекрасными средневековыми миниатюрами и изображенными на них воинами в доспехах. То есть опять обратимся к источниковой базе наших знаний о Средних веках.
«Сколько людей, столько… и описаний»
Об аресте Христа и поцелуе Иуды в Новом завете рассказывают все четыре его автора, хотя Иоанн описывает только сцену ареста. В Евангелии от Матфея сказано: «…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». (Мф. 26:47-49) Описание Марка более коротко: ««Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его». (Мк. 14:44-45) Лука же пишет об этом так: «…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-48)
«Поцелуй Иуды», барельеф со стены Бременского собора.
«Предательский поцелуй – библейская традиция»
«Арест Христа». Фреска ок. 1290 г. Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. На ней очень интересно изображены воины. Явно не в традиции Средневековья, хотя на некоторых шлемы, явно соответствующие времени создания фрески. Но не все… Скорее всего ее автор был в Риме и видел собственными глазами колонну Траяна или какие-то другие памятники древней римской истории.
То есть все зависело от источника информации и… интеллекта самого иллюстратора, попытавшегося на основе увиденного точно показать эпоху события. Потому что, когда этого не было, на тех же фресках появлялись вот такие воины, как, например, работы фра Анджелико (1395-1455). Фреска относится к 1437-1446 гг. и находится в музее Сан-Марко во Флоренции.
«Конан Дойль об аресте Христа»
Естественно, что такая вот кульминация земной жизни Христа не могла не найти своего отражения во всех видах искусства Средних веков, будь то скульптура, фресковая живопись или книжная миниатюра. А вот как описал сцену ареста Христа Артур Конан Дойль в своем историческом романе «Белый отряд». Он же упоминает и о рабе первосвященника Малхе, которому за то, что он ударил Христа по щеке, апостол Петр отсек мечом правое ухо: «Кстати, что касается убийства Спасителя, то это была прескверная история. Добрый падре во Франции прочел нам по записи всю правду о ней. Солдаты настигли его в саду. Может быть, апостолы Христовы и были людьми святыми, но как воинам им грош цена. Правда, один, сэр Петр, действовал как настоящий мужчина; но — если только его не оклеветали, он отсек слуге всего лишь ухо, а рыцарь не стал бы хвалиться таким подвигом. Клянусь десятью пальцами! Будь я там с Черным Саймоном из Нориджа и несколькими отборными людьми из Отряда, мы бы им показали! А если уж ничего бы не смогли поделать, мы бы этого лжерыцаря, сэра Иуду, так истыкали английскими стрелами, что он проклял бы тот день, когда взял на себя столь подлое поручение».
«Арест Христа» как исторический источник
Нас, однако, больше всего интересует то, как сцена ареста Христа и Иудиного целования была отражена в средневековой живописи – фресках и книжных миниатюрах. И опять-таки даже не изображение самого Христа, достаточно традиционное у всех художников, а людей, окружавших его. Потому, что здесь живописцы и иллюстраторы уже не следовали библейским канонам, а рисовали то, что хорошо знали – то есть окружавшую их жизнь.
Вот, например, фреска XV в. в Констанцском кафедральном соборе Девы Марии (бывшая епископская церковь в городе Констанц на Боденском озере, Германия). На ней хорошо виден самый настоящий рыцарь в «граненых», типично германских доспех и в шлеме салад. Согласно результатам Фоменко и Носовского, Иисус Христос жил в 1152–1185 гг. Но… тогда все равно не сходится, потому, что изображенные на фреске латы — это никак не XII, а именно XV в.
Это пентаптих, выполненный около 1390 года, представляет собой роспись темперой и золотом на дереве. Высота: 123 см; Ширина: 93 см. (Национальный музей в Варшаве) Прекрасное качество изображения позволяет сделать прекрасную реконструкцию воина этого времени, ориентируясь, ну, скажем, по крайней фигуре справа.
Очень много прекрасных миниатюр встречается в «Часословах». Вот одна из них из «Часослова» 1390-1399 гг. из Брюгге, в Бельгии. (Британская библиотека, Лондон). Как видите, страны – разные, книги – разные, художники и их живописная манера тоже отличается, а вот фигуры воинов похожи словно близнецы. И ясно почему: да просто мода в то время была такая, что где-то в Польше, что в городе Брюгге…
Ну, а вот таким в этот же «Часослове» представлен Св.Георгий, поражающий дракона. Здесь на себя внимание обращает его выгнутый щит, как раз по моде того времени и шлем бацинет с выпуклым забралом в отверстиях для дыхания.
А вот что об это сообщает Дэвид Николь…
Большинство мужчин на фресках носят бацинеты, причем некоторые с кольчужными авентайлами. Некоторые из последних носят поверх кольчуг жесткие воротники, воротниками, которые достаточно высоки и достают до края шлема. Причем длинные волосы мужчины слева указывают на то, что шлем и воротник между собой не соединяются. На некоторых надет шлем «железная шляпа», но поля у него узкие, что опять-таки было характерно для Италии.
Миниатюра с изображением воинов шлемах «шапель-де-фер» из «Библии моралисе» 1350 г. из Неаполя. (Национальная библиотека Франции, Париж)
Все воины одеты в кольчуги, а на одном из них, который стоит позади Христа, надеты даже латы, из-под которых видны кожаные претиги в чисто римской традиции. Интересно, что абсолютно у всех воинов из-под кольчуг видны длинные стеганые гамбезоны с вертикально выполненной простежкой, причем спускаются они ниже колен. Подобной длины гамбезоны на рыцарских эффигиях практически не встречаются, но вот на изображениях итальянской «милиции» — их можно увидеть довольно часто.
На данной фреске латной обуви ни у кого из воинов нет. Но из-под «стеганок» видны латные наголенники, то есть перед нами воины явно небедные, раз на них столько всего надето. По сути от рыцарей они отличаются только более простыми шлемами и отсутствием латной обуви.
Щиты разнообразны и интересны, начиная от обычного «змеевидного» типа с плоской вершиной, до более крупного щита с круглой вершиной заметным шипом в его основании. Последний мог использоваться для того, чтобы щит можно было воткнуть в землю, чтобы создать стену из щитов, за которой могла бы присесть пехота. Третьей формой щита является маленький баклер (у воина слева). Разнообразное вооружение включает в себя кинжалы, начиная с маленьких и до полноразмерных базилардов, одним из которых вооружен воин, стоящий позади Христа. Мечи практически не видны, но они есть у воинов, а на заднем плане показаны различные наконечники копий и боеголовка шестопера.
«Часословы» как источники
Интересно, что похожие доспехи мы видим и на миниатюре из знаменитого «Великолепного часослова герцога Беррийского», (иначе «Роскошный часослов герцога Беррийского»), 1405-1408 гг., созданного по заказу герцога Жана Беррийского братьями Лимбург. Этот манускрипт сегодня хранится в средневековом собрании Клойстерс, музея Метрополитен в Нью-Йорке и принадлежит к числу ценнейших исторических памятников Средневековья. В инвентарной описи 1413 года хранитель библиотеки герцога Робине д’Этамп описал это манускрипт как: «… прекрасный часослов, очень хорошо и богато иллюстрированный. В начале его располагается изящно написанный и иллюстрированный календарь; к нему примыкают сцены жития и мученичества Святой Екатерины; далее следуют четыре Евангелия и две молитвы к нашей возлюбленной Деве; с них начинаются часы Девы Марии и различные другие часы и молитвы…»
Миниатюра из «Часослова» герцога Беррийского. Здесь мы видим довольно любопытные фигуры воинов и, скорее всего, перед нами уже работы мастеров Возрождения, знакомых с образцами римского искусства, но синкретически соединяющие его с реалиями своего времени.
Ну и, конечно, мы не можем обойти молчанием миниатюрные сцены из «Бедфордского часослова» из собрания Британской библиотеки. Работы над рукописью могли начаться еще в 1410-1415 годах и продолжаться до начала 1420-х годов. Наиболее значительные дополнения в него были сделаны между 1423 и 1430 годами, когда рукопись находилась во владении Джона, герцога Бедфорда. Они включают в себя цикл полностраничных миниатюр из Книги Бытия, портреты герцога Бедфорда и его жены Анны Бургундской с молитвами к их святым покровителям.
Страница из «Бедфордского часослова». Интересующие нас миниатюры находятся на страницах в медальонах справа. То есть это самые настоящие миниатюры, требовавшие от иллюстраторов большого мастерства…
Сцена с поцелуем и «ухом Малха»
Допрос у первосвященника.
Несение креста. Как видите, художники особенно не фантазировали, а обрядили всех персонажей за исключением Христа в одежды своего времени.
Гроб воскресшего Христа и… два рыцаря, об этом чуде сообщающие.
Ну, и последняя иллюстрация с несением креста на Голгофу, 1452-1460 гг. и выполненная на пергаменте. Размеры: высота 16, 5 см, ширина 12 см. (Музей Конде, расположенный в замке Шантийи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 километрах севернее Парижа) На ней мы видим типичные рыцарские доспехи северной Европы, причем некоторые воины, явно победнее, носят бригандины. Интересно содержание миниатюры. На переднем плане куют гвозди для распятия. Христос облачен в царственный пурпур. Позади на дереве висит удавившийся Иуда, а дьявольский дух покидает его бренное тело.
И в заключение всех, кто читает этот материал, хочу поздравить с праздником Пасхи! Христос воскрес! Воистину воскрес!
Толкование на От Матфея 26:49
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 26:49 / Мф 26:49
Иларий Пиктавийский (
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
См. Толкование на Мф. 26:49
Иероним Стридонский (
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
И абие приступль ко Иисусови, рече: радуйся, Равви. И облобыза Его
Лука (22:48) говорит, что когда Иуда подошел к Иисусу Христу, чтобы поцеловать Его, то Иисус Христос сказал ему: Иудо, лобзанием ли Сына Человеческого предаеши? Великодушно высказал пред ним цель лобзания и упрекнул за то, что знак любви он делает знаком предательства. Однако не оттолкнул от Себя, но принял целование, и позволил взять Себя. Получив такое доказательство Его силы, кротости и человеколюбия, Иуда, однако, оставался злее всякого зверя.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его
(Μк. 14:45; Лк. 22:47). Речь у Луки короче, чем у других синоптиков. Они пропускают весь рассказ Ин. 18:4−9.
По русскому переводу “тотчас” относится к “подошел.” Мейер объясняет тотчас после того, как Иуда дал знак. В Сироснайском кодексе порядок несколько изменен, сначала говорится о целовании, потом о приветствии. В Александрийском кодексе выпущены слова: “и поцеловал Его”. То, что было, хорошо выражено у Марка: “и пришед тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! (один раз — по лучшим чтениям) и поцеловал Его” Евангелисты указывают вообще на быстроту действий Иуды; но мельчайшие детали события на основание их показаний трудно определить. Глагол κατεφίλησεν (поцеловал) отличен от употребленного в 48 стихе φιλήσω (поцелую) и не выражен в русском и других переводах. Лучше можно передать значение его так: “расцеловал,” — может быть, несколько раз, но, вероятнее, только один, причем целование не только было всем видно, но и слышно. Иуда как бы чмокнул, целуя Христа. Какая тут противоположность всякому истинному, нелицемерному, происходящему от любви целованию! Какая глубокая и несомненная правдивость повествования! Кто мог выдумать что-нибудь более простое и вместе с тем в немногих словах так хорошо выразить всю глубину человеческого падения! Неудивительно, если “целование Иуды” вошло в пословицу. В двух словах тут целый психологический очерк, целая нравственная система. С одной стороны, Иуда хочет прикрыть своим целованием свою душевную низость и крайнюю подлость. С другой, целование — знак любви — делается символом самого ужаснейшего предательства и злобы. Всякий, подумав об этом, скажет, что так бывает и даже очень часто в действительной жизни. Слово “радуйся” (χαίρε) было обычным приветствием и по смыслу вполне равняется нашему: “здравствуй!”
Иисуса называли раби
По материалам википедии:
Равви;н (от арам. ;;;; раби;н, возможно через греч. ;;;;;;;;; от ивр. ;;;;, рав; идиш ;;;, рoв/рув — перед собственным именем hоРа;в; букв. «великий», «значительный», «учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении еврейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.
Слова «раввин» или «рабби» нет в ТаНаХе. Наиболее раннее упоминание такого важного для современного иудаизма термина, как «рабби» («равви») встречается в «Новом завете», когда народ, ученики обращаются к Иисусу: «Рабби!» («Равви!») (Иоанн, 9:2,11:8,6:25 и др.), Никодим, один из иудейских руководителей, также обращается к Иисусу: «рабби!» («равви!») (Иоанн,3:2).
В иудейских талмудических источниках термин рав, раввин, ребе, рабби впервые появляется спустя 250—300 лет после событий, описанных в евангелиях, т.е. незадолго до того, как была выполнена кодификация «Нового завета» христианской церковью..
Обряд посвящения в раввины — смиха ивр. ;;;;;;;;;, буквально покрывание, рукоположение. Исторически известны и другие формы посвящения в раввины.
Вот места, где на греческом употребляются слова «рабби» или «раббуни», являющиеся неологизмом с иврита:
____________________________
Мф 23:7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель ;;;;;! учитель!
Мф 23:8 А вы не называйтесь учителями ;;;;;, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
Мф 26:25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви ;;;;;? Иисус говорит ему: ты сказал.
Мф 26:49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви ;;;;;! И поцеловал Его.
Мк 9:5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви ;;;;;! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
Мк 11:21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви ;;;;;! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Мк 14:45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви ;;;;;! и поцеловал Его.
Ин 1:38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви ;;;;;, — что значит: учитель, — где живешь?
Ин 1:49 Нафанаил отвечал Ему: Равви ;;;;;! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ин 3:2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви ;;;;;! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Ин 3:26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви ;;;;;! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
Ин 4:31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви ;;;;;! ешь.
Ин 6:25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви ;;;;;! когда Ты сюда пришел?
Ин 9:2 Ученики Его спросили у Него: Равви ;;;;;! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Ин 11:8 Ученики сказали Ему: Равви ;;;;;! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
Мк 10:51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель ;;;;;;;! чтобы мне прозреть.
Ин 20:16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни ;;;;;;;! — что значит: Учитель!
Апология Иуды
Более существенно сомнение в том, а предавал ли вообще Иуда Искариот Христа, хотя на первый взгляд такой вопрос лишен смысла, т.к. факт предательства (передачи Иисуса в руки врагов) зафиксирован как бы «со всей очевидностью». Но проблема в том, что одно и то же явление может скрывать качественно разные сущности и, соответственно, приводить к грубым ошибкам толкования событий. Есть такой датский фильм «Рассекая волны», где главная героиня совершает (в глазах общественного мнения) глубоко аморальные поступки, которые на поверку оказываются проявлением высшей нравственности на уровне святости. Поэтому для уверенных суждений о чьем-то поведении необходимо знать всю его подоплёку. А она в данном случае свидетельствует как раз в пользу Иуды Искариота.
Действительно, если уж говорить о предательстве, то поначалу Иисуса реально предали все остальные апостолы, в страхе за себя разбежавшиеся при аресте своего Учителя, а Пётр отрёкся от Него даже трижды (Мф 26: 70-73; Лк 22: 57, 58, 60; Ин 18: 17, 25, 27). Правда, в дальнейшем они реабилитировались. Существенно и то, что на казнь Иисуса в конечном счете обрекли простые люди, кричавшие Пилату: «Распни Его!». В «предательстве» же самого Иуды, как оказывается при ближайшем рассмотрении, не было вообще никакого смысла, поскольку для задержания Иисуса посредники не требовались. Ведь Его можно было узнать без посторонней помощи, Он ни от кого не скрывался, ходил с учениками по Иерусалиму открыто и постоянно выступал в людных местах с проповедями. «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф 26: 55; то же у Мк 14: 49; Лк 22: 53). То, что Иуда мог пойти на это из-за денег, практически исключено несоизмеримостью обещанной суммы с негативными последствиями для самого «предателя». К тому же,
Искариот, будучи казначеем общины, при соответствующих наклонностях имел возможность без проблем и осложнений регулярно «зарабатывать» гораздо больше, а то и попросту исчезнуть вместе с общей кассой. Да и вообще потом он возвратил полученные деньги: « И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27: 5). Кроме того, «предательством» он навредил лишь самому себе, но отнюдь не Иисусу, в планы которого входил именно такой сюжет (Мф 26: 2, 12; Ин 18: 4)).
Для Христа ситуация с предательством была важна в плане исполнения библейских пророчеств о Мессии: «…Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26: 52-54). «Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали» (Мф 26: 56). «Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня; но да сбудутся Писания» (Мк 14: 49). То же у Иоанна: «…Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою; Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (13: 18, 19); «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (17:12); «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (18: 11). «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем» (Мк 14: 21), и Путь этот был известен Ему заранее: «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его» (Ин 6: 64). «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф 26: 1, 2).
Еще до паломничества в Иерусалим, Иисус объявил, что Ему надлежит «идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21-23, Лк 18: 31-33). Свою приверженность Писаниям Он подтверждает и после своего воскресения: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк 24: 25-27, 46).
И вообще с этим «предательством» что-то явно не так. Смущает, скажем, абсолютно неадекватная реакция на него остальных учеников, даже не возмутившихся замыслом Иуды, когда Христос чётко обозначил будущего предателя и прямо подтолкнул его к действию, сказав, что предаст «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал его Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин 13: 26-27). То есть апостолы были готовы к тому, что выбор исполнения этого предательства «по заказу» может пасть на любого из них. Поражает также отсутствие соответствующих эмоций со стороны самого Иисуса, да и казалось бы разоблаченный в своих замыслах Иуда почему-то продолжал на виду у всех действовать как ни в чем не бывало.
Всё становится на места, если обратить внимание на слова Петра: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян 2: 23). То есть Иуда Искариот был избран самим Христом для миссии «предателя», которая неотъемлемой частью входила в план Бога-Отца и которую Иисус, естественно, мог поручить лишь самому надежному и преданному из апостолов, готовому ради своего Учителя к самоуничижению, способному пожертвовать ради Его дела не только жизнью, но и своим добрым именем, своей честью, чтобы таким образом «помочь» Ему принести Себя в жертву и погибнуть мученической смертью. Именно таким человеком и был Иуда Искариот, любимый ученик Иисуса, принявший участие в исполнении общего замысла спасения Мира от мрака бездуховности. После долгих, чисто человеческих колебаний, когда время пришло, Иисус сделал выбор, основанный на божественном откровении.
Как бы то ни было, предначертанное свыше «предательство», совершённое близким человеком (пусть и по высшему замыслу), должно было придать посмертному образу Иисуса за счет контраста между Ним и Иудой еще большее величие и святость, способствовать торжеству новой веры и очищению мира от греховности, в которой он давно погряз. Так «предательство» Иуды послужило катализатором последующего развития христианства.