Рахманинов вокализ о чем произведение

Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова

Одно из самых моих любимых произведений. Слушайте!
(В источнике, откуда взяла эту статью, было всего два ролика, решила ещё добавить, хотя их бесконечно много)

Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова

Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом.

О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его, само собой, сразу приходит в голову слово «божественно».

И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) есть немало поистине шедевров. Каждому их произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д., каждое его произведение достойно внимания.

Сегодня разговор будет только об одном из его произведений, которое называется «Вокализ» op.34 №14.

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Вокализ – это вокальная миниатюра для голоса с фортепианным аккомпанементом. Вокализ можно отнести и к песне, и к романсу. В оригинальной публикации указывается, что песня может исполняться как сопрано, так и тенором, чаще выбирается именно сопрано (теноры исполняют на октаву ниже). Вокализ, как обычно, не содержит слов, он поется на одном гласном звуке, который выбирает сам исполнитель.

Вокализ был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской –советской оперной певице. Вокализ – одно из самых известных произвдений С.В.Рахманинова.

Парадокс заключается в том, что оно звучит чаще не в оригинальном вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. Есть 4 аранжировки для оркестра, 3 для камерного ансамбля, 10 аранжировок для ф-но или другого солирующего инструмента, 5 для одиночного инструмента и 2 для других инструментов.

И это только известные аранжировки, кроме того, есть и малоизвестные. Такое огромное количество аранжировок предоставляет исполнителям широкую возможность продемонстрировать красоту звучания и певучесть своего инструмента. С другой стороны, вокализ можно рассматировать как упражнение или этюд для развития вокальной техники – разных приемов вокального звукоизвлечения – legato, staccato, nonlegato, выработки красивой певучести и подвижности голоса.

Stjepan Hauser performing Vocalise by Sergei Rachmaninov with the Zagreb Soloists at 2CELLOS classical concert at the Lisinski Concert Hall in Zagreb, June 2015.

Пение вокализов необходимо для выработки у певцов основных певческих навыков.

Кроме того, вокализы являются основой для выявления особеностей тембра голоса и развития умения использовать динамику звучания. После исполнения вокализа певцу значительно проще исполнять произведения с текстом. Но, вокализ С.В.Рахманинова по жанру и значению намного шире всех этих понятий, поэтому он относится к числу концертных произведений.

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1 сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в следующем году вышли в свет.

Moscow Boys Choir: Rachmaninov’s «Vocalise» 1957

Композитору потребовалось еще некоторое время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении тональности: es moll на cis moll.

«Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант рукописи.

С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музее-квартире)».
Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ».

Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
— Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне.

«Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз.

Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы.

Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный.

Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

Трогательную историю об отношении самого С. Рахманинова к этому своему произведению рассказал великий скрипач XX века Натан Мильштейн, лично знавший и много общавшийся с композитором:

Ансамбль скрипачей Большого театра. Старая запись даже слышен скрип иглы

Вокализ Рахманинова в исполнении Виктора Зинчука.

Вероника Джиоева (сопрано)
Камерный оркестр Новосибирской филармонии
Дирижер Алим Шахмаметьев

Согласитесь, трудно выбрать одно из переложений, все они великолепны, потому что за основу взята гениальная музыка.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Вокализ (Рахманинов)

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Вокализ, опус 34, № 14 — песня Рахманинова, опубликованная в 1912 году как последняя из его «Четырнадцати песен, опус 34». Написанная для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). Песня была посвящена Антонине Неждановой.

Содержание

Диапазон

Несмотря на то, что в оригинальной публикации указывается, что песня может исполняться как сопрано, так и тенором, чаще всего выбирается именно сопрано. Как и многие другие музыкальные произведения, песня была транспонирована в множество других тональностей, что позволяет исполнителю выбирать наиболее подходящий для его голоса вариант. Исполнение песни тенором производится на октаву ниже, чем исполнение сопрано.

Аранжировки

В скобках указаны авторы аранжировок.

Для оркестра

Для камерного ансамбля

Для фортепиано и другого инструмента

Для одиночного инструмента

Другие

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Вокализ (Рахманинов)» в других словарях:

Рахманинов С. В. — Сергей Васильевич (20 III (1 IV) 1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р н Новгородской обл. 28 III 1943, Беверли Хилс, Калифорния; похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью Йорка) рус. композитор, пианист и дирижёр. Происходил … Музыкальная энциклопедия

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич — ( 1 IV 1873, имение Онег, ныне Новгородская обл. 28 III 1943, Беверли Хилс, Калифорния) И у меня был край родной; Прекрасен он! А. Плещеев (из Г. Гейне) Рахманинов был создан из стали и золота; Сталь в его руках, золото в сердце. И. Гофман Я… … Музыкальный словарь

Рахманинов Сергей Васильевич — (1873, усадьба Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии — 1943, Беверли Хиллс, Калифорния, США), композитор, пианист, дирижёр. Феноменально одарённый музыкант, прославился как «пианист века». Автор трёх опер, трёх симфоний,… … Москва (энциклопедия)

Рахманинов Сер. Вас. — РАХМАНИНОВ Сер. Вас. (1873 1943) композитор, пианист, дирижер. Образование получил в Моск. конс. в кл. Н. С. Зверева, А. И. Зилоти (фп.), А. С. Аренского (теория музыки, свободное сочинение), С. И. Танеева (контрапункт). Ранние выступления Р. как … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

вокализ — а; м. [франц. vocalise из лат.] Муз. Упражнение или вокальная пьеса для голоса, не имеющие текста и исполняемые на одних гласных звуках. * * * вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов… … Энциклопедический словарь

Терменвокс — Etherwave, собранный из деталей Роберта Муга Классификац … Википедия

Theremin — Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет… … Википедия

Детское послание — (The Teen Age Message, TAM) межзвёздное сообщение, переданное Евпаторийским планетным радаром к шести близлежащим звездам солнечного типа в течение августа сентября 2001 года. В отличие от предыдущих только цифровых сообщений Послание… … Википедия

Метнер, Николай Карлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Метнер. Николай Карлович Метнер … Википедия

Метенр — Николай Карлович Метнер Николай Метнер. Почтовая карточка (1910 год) Дата рождения 24 декабря 1879 (5 января 1880) Место рождения Москва Дата смерти 13 ноябр … Википедия

Источник

Вокализ» С.В. Рахманинова: знакомство с произведением

Не зря певческий голос композиторы называют самым луч­шим музыкальным инструментом. Ведь голосом можно выразить нужную интонацию, например радость или горе, счастье или стра­дание, искреннее, чем на инструменте.

Современницей композитора С.В. Рахманинова была известная русская певица Антонина Васильевна Нежданова. До нас до­шли записи оперных арий и русских романсов в ее исполнении. У Неждановой был голос сопрано.

Какие оперные партии сочинили композиторы для певиц с голосом сопрано? (Снегурочки, Людмилы, Сольвейг.)

Свой «Вокализ» композитор Рахманинов посвятил певице Неждановой. Вот как он пояснил свой выбор: «Вы своим голо­сом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Послушайте начало «Вокализа» С. Рахманинова. (Слушание начала «Вокализа».)

— Кто исполнял это произведение?

— Какой характер музыки?

— Какому жанру ближе всего это произведение?

— О чем могла говорить эта музыка?

— Попробуйте вместе со мной исполнить главную тему «Во­кализа».

(Педагог исполняет на инструменте и голосом лейтмотив про­изведения, школьники его повторяют.)

— Попробуем разобраться, в чем необычная красота этой му­зыки. Как ритмически выстроено это произведение? (Сле­дует необычное чередование коротких и длинных звуков.)

— Как меняются высота главного напева, его регистр? (Про­исходит переход мелодии из высокого регистра в средний.)

А еще музыку очень украшают волнообразные движения вверх, похожие на всплески волн.

(Педагог демонстрирует пример такого восходящего движения мелодии.)

«Вокализ» С. Рахманинова можно с полным правом назвать песней для голоса с оркестром. Конечно, для исполнения такого трудного и длинного сочинения нужен специальный певческий голос. Но представьте себе, что вы работаете дирижером, что ваш оркестр должен исполнить «Вокализ» Рахманинова, но нет ис­полнителя.

— Что в таком случае придется сделать? (Поручить исполнить вокальную партию какому-нибудь инструменту оркестра.)

— Какому инструменту оркестра вы доверите исполнить во­кальную партию, чей инструментальный голос ближе всего к человеческому? (Скрипки.)

Существует множество обработок «Вокализа», где роль со­лирующего инструмента выполняют и аккордеон, и саксофон, и другие инструменты. Настолько нравится эта пьеса музыкантам, что все хотят ее исполнять.

— Близка ли мелодия «Вокализа» русской народной песне по своему характеру?

— Как называют певицу, которая исполняет музыкальное про­изведение одна? (Солистка.)

3. Понятия о народной песне

— Какие жанры русских народных песен вы знаете? Приве­дите примеры. (Ответы детей.)

— Какому жанру русской народной песни близок «Вокализ»? (Лирической песне.)

А еще есть такой жанр народной песни, который называется «плач».

— Запишите в тетрадях определение этого жанра русской на­родной песни. (Школьники записывают определение жанра: «Плач — жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялась специальными певицами — плакальщицами».)

Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволю­ционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты его жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет — почти на всю жизнь, и родные прощались с мим, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставляли настоящие рыдания, всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами — плакальщицами. Может быть, в ка­кие-то моменты и в «Вокализе» вы услышите страдание, и тогда и мелодии произведения зазвучит плач.

Как сложили песню(отрывок)

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечер­ней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседует с горничной моего шабра, земского начальника.

— А еще чего пишут? — выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

— Да ничего еще-то, — задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвиж­ными глазами.

— Значит, — получи поклоны да пришли деньжонок, — так ли?

— А кто как живет — сама догадайся. эхе-хе.

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклян­ным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

— Родные, — грустно и сердито говорит Устинья, — а отойди от них на три версты — и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я тоже, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь — не вся вместе, — а половина души в деревне осталась, и всё думается день-ночь: как там, что там.

Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно го­ворит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к че­му-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.

. Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

— Ну-кось, Машутка, подсказывай.

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце.

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

Беспокойно мне, девице молодой.

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

Все тоскою сердце мается.

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

— Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить. Ну-ко.

— Какой получилась у женщин новая песня по характеру? (Жалобной, невеселой, словно в ней они передают тоску по сво­ему родному дому.)

Как вы думаете, была в этой песне развернутая сложная мелодия? (Нет.)

— В чем особенность текста песни, которую сочинили жен­щины? (В стихах нет рифмы.) Верно, это так называемые белые стихи, которые часто встречаются в русских народных песнях.

— О чем сначала идет речь в их песне? (Об описании природы.) Верно, а потом следует переход к чувствам человека.

Как называются произведения, где передаются чувства ав­тора? (Лирические, лирика.)

— Можно ли «Вокализ» Рахманинова также причислить к раз­ряду лирических музыкальных произведений?

VII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Кто такая солистка?

— Какое произведение для исполнения его солисткой вы се­годня слушали?

VIII. Вокальная импровизация

— Попробуйте и вы сочинить мелодию к словам, которые при­думали женщины в рассказе М. Горького. Запомните эти слова.

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце

Беспокойно мне, девице молодой.

Все тоскою сердце мается.

— Какой жанр вы бы выбрали для создания мелодии к этим словам?

— Каким будет характер мелодии?

— Можно ли эти слова пропеть речитативом? (Школьники демонстрируют свои варианты импровизации.)

IX. Рефлексия

— Какой новый жанр, где сочетается музыка вокальная и ин­струментальная, вы сегодня узнали?

— В каких песнях и ариях вам ранее встречались вокализы?

— Для какого голоса сочинен «Вокализ» С. Рахманинова?

— Назовите фамилию певицы, которая его первой исполняла.

— Какие арии композиторы поручили исполнять сопрано?

— Что такое речитатив?

— О чем можно сложить песню?

— Как вы понимаете слова писателя Н.В. Гоголя: «Под пес­ни. рождается, женится и хоронится русский человек»?

— Какое новое название жанра русской народной песни вы сегодня узнали?

— Когда исполнялись плачи?

— Кто исполнял плачи?

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 4299 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Мультимедийный материал: С.Рахманинов. Вокализ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Вокализ.docx

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведениеРахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

в 1915 году. («Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века).

Посвящен «Вокализ» выдающейся русской певице

Антонине Неждановой Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Широкий русский напев как бы облечен в форму барочной арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов.»
«Вокализ» Рахманинова называют часто музыкой покаяния.

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова ( 1873 — 1950 ) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано ), педагог, народная артистка СССР ( 1936 ).

Наибольшую известность Неждановой принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя»

и Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова. Помимо оперных партий Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

-русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени.

В обширном репертуаре А.Неждановой значительное место занимали народные — русские, украинские и белорусские песни.

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведениеА. Нежданова в роли Людмилы из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведениеА.Нежданова в роли Татьяны из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведениеРахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Поёт Вероника Джиоева. С.Рахманинов «Вокализ».


Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведениеРахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть фото Рахманинов вокализ о чем произведение. Смотреть картинку Рахманинов вокализ о чем произведение. Картинка про Рахманинов вокализ о чем произведение. Фото Рахманинов вокализ о чем произведение

Родилась 29 января 1979 года в г.Цхинвал Южной Осетии. Училась во Владикавказском училище искусств им. В. А. Гергиева (педагог Н. И. Хестанова), в 2000—2005 гг. училась в Санкт-Петербургской консерватории (класс проф. Т. Д. Новиченко). В 2006 году принята в Новосибирский театр оперы и балета.

Источник

Урок музыки «Вокализ» С.Рахманинова, 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Жанры вокальной и инструментальной музыки. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.

Цель: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

— развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа,

— расширять художественный кругозора учащихся,

— развивать умение выделять главное, вести записи в тетради,

— формировать исполнительские навыки.

— воспитывать музыкальный вкус,

— формировать позитивное отношение к классической музыке.

-познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в

-показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;

-раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона,Ф.Шуберта;

Музыкальный материал: «Вокализ» С.В.Рахманинова, «Романс» Г.Свиридова, «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, фортепиано.

— раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса;

— общность жанров песен без слов и баркаролы;

— вокально-хоровая работа над песней;

Учитель: Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ»С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.

Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

Дети слушают «Романс» Г.Свиридова и думают над вопросом.

Дети отмечают выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка, музыкальное сопровождение фортепиано, напоминающее переборы гитары.

Немецкий композиторXIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте, какие черты песен на воде можно услышать в произведении.

Дети слушают «Песню венецианского гондольера»из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

Дети слушают «Баркаролу» Ф.Шуберта.

Дети вместе с учителем выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

Вокально-хоровая работа над песней. (На данном уроке целесообразно разучить 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)

Словно как лебедь по влаге зеркальной,

Тихо качаясь, плывет наш челнок,

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).

В небе заката лучи догорают,

Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).

Час незаметно за часом проходит,

Дальше скользим мы по зеркалу вод.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).

О, неужели на крыльях туманных

Утро с собой их опять принесет?

О, неужели опять принесет?

О, неужели опять принесет!

Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *