Раннее эстетическое развитие музыкальная школа что это
Отделение «Раннее эстетическое развитие детей»
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут
они испытывать его на себе, тем лучше для них.
В.Г.Белинский
Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста не является обязательным при обучении в ДШИ, однако, оно весьма желательно для дальнейших занятий музыкой и другими эстетическими дисциплинами, поскольку посредством практических занятий дети учатся петь, музицировать и импровизировать на шумовых и простых звуковысотных инструментах, знакомятся с теоретическими основами музыкальной грамоты в занятной игровой форме.
Отделение создано в 1992 году. Проект отделения для дошкольников разработола и воплотила в жизнь Нина Юрьевна Князева, которая в настоящее время возглавляет Отдел культуры и туризма управления делами Бутурлинского муниципального района.
Главной задачей отделения являлось всестороннее развитие творческих способностей ребенка. Здесь дети с большим удовольствием занимаются лепкой, ритмикой, основами музыкального исполнительсва. На отделении работали в течение ряда лет опытные преподаватели, знающие свое дело: Константинова Надежда Николаевна, Рябухина Ольга Викторовна, Абрамова Анастасия Михайловна, Джафарова Галина Николаевна, Смирнова Алевтина Михайловна и др.
С каждым годом контингент воспитанников отделения раннего эстетического развития детей растет и на данный момент составляет 66 человек. На отделении трудятся как опытные, так и молодые педагоги:
— Еремеева Виктория Николаевна, руководитель отделения, преподаватель дисциплин « Развитие музыкальных способностей », « Элементарное музицирование »;
— Куртыгина Сетлана Викторовна, преподаватель ритмики;
— Князева С.А., преподаватель рисования и лепки.
Занятия носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Занимаются дети с возраста 4 лет по предметам: музыка и пение, ритмика, рисование и лепка.
Основной целью отделения раннего эстетического развития детей является максимальное раскрытие и воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на отделении, являются:
– раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, так и грамотных любителей искусства;
– развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
– воспитание произвольности психических процессов и формирование важнейших учебных действий;
– развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ в будущем. Воспитанники отделения раннего эстетического развития детей проводят открытые показы, концертные мероприятия для родителей, демонстрируя свои первоначальные навыки самостоятельного творчества.
Учащиеся других отделений школы искусств являются желанными гостями на творческих праздниках, где демонстрируют своё музыкальное искусство, пропагандируя различные музыкальные инструменты, по которым ведётся обучение в школе.
Группы раннего эстетического развития
В ДМШ им. Й. Гайдна работают группы раннего эстетического развития детей. Обучаются дети 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти летнего возраста по направлениям: слушание музыки, ритмика и хор, музыкальная грамота (музыкальные игры).
На уроках слушания музыки даются первоначальные навыки осознания музыкального произведения: характера, темпа, динамических оттенков, музыкального размера.
На предмете музыкальная грамота в игровой форме, с использованием наглядных пособий, дети знакомятся с азами музыкальной грамоты.
На ритмике, через движение под музыку, детям дается понятие музыкальной формы и музыкальных жанров, отрабатывается умение ритмичного исполнения отдельных элементов танца.
На хоровых занятиях ведется работа над постановкой дыхания при пении, расширением диапазона голосовых данных, правильной дикцией, интонированием попевок и детских песен.
В работе с детьми используются шумовые инструменты, ксилофоны. Два раза в год: в конце 2-ой четверти и в мае дети выступают перед родителями, исполняя песни, танцевальные композиции, ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах. А группы шестилеток в мае показывают музыкальные сказки. По желанию родителей дети могут получать индивидуальные часы по инструменту уже с 5-ти летнего возраста. Дети, посещавшие группу 6-леток, в мае проходят вступительные испытания. Как правило, все поступают в школу, так как показывают гораздо лучшие результаты, нежели дети без подготовки.
При поступлении в 1-ый класс школы учитываются рекомендации преподавателя группы раннего эстетического развития детей, приемной комиссии, а также желание самого ребенка и его родителей в выборе инструмента или отдела, на котором будет обучаться ребенок.
РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Отделение раннего эстетического развития для дошкольников в ДМШ было открыто в 1993 году. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 урока, продолжительностью 30 минут.
Учащиеся получают уроки музыки, ритмики, рисования, азбуки театра и живой родник.
На отделении работают опытные педагоги, любящие детей и умеющие найти индивидуальный подход к каждому ребёнку: Попова Л.Ю.(живой родник), Орлова Т.Ю. (рисование), Юрченко Ф.Ш. (музыка), Кузнецова О.Б. (ритмика, театр), концертмейстер Волохова Е.Г.
Обучение в группах раннего эстетического образования ставит перед собой следующие цели и задачи:
обогащение духовного мира ребёнка;приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной деятельности;формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей. На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма. На уроках ритмики ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения. Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга. На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление. А уроки развития речи и математики (живой родник) помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.
Более 10 лет в ДШИ «ЭТЮД» существует отделение раннего эстетического развития и уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов (“азбуки”) языка искусств.
За последние годы сложилась практика обязательного участия малышей в отчетных концертах школы. Кроме того дети выступают на площадках детских садов,ежегодно учавствуют в городских конкурсах – фестивалях, где занимают призовые места.
В программе обучения на отделении раннего эстетического развития углублённое изучение предметов: музыка, ритмика, основы изобразительного искусства, танец, логоритмика, оркестр, хор.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма.
На уроках танца ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения.Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга.
На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать.
Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Обучение «до школы» позволяет заинтересовать ребенка, развивает его музыкальные способности, раскрывает индивидуальность каждого. Как нельзя лучше уроки ритмики вырабатывают в детях опыт движения под музыку и предоставляют возможность реализовать себя в танце. Известно, что занятия рисованием и лепкой рекомендованы детям для развития мелкой моторики, способствуют улучшению мировосприятия и общей психологической картины. А уроки развития речи и математики помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
Свои творческие успехи, учащиеся отделения раннего эстетического развития демонстрируют на концертах и утренниках, которые проходят с неизменным успехом в нашей школе. За эти годы малыши представили на суд публики музыкальные мини-спектакли «Сказка о глупом мышонке», «Муха-цокотуха», «Уроки вежливости», «Здравствуй, гостья Зима», «Осенины» и многие другие.
Первые успешные шаги детей отмечены в Городском конкурсе поделок из природных материалов (2 место).
Занятия в отделении раннего эстетического развития помогают малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому свой путь во «взрослое» искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения «Раннего эстетического развития детей» поступает в первый класс нашей школы.
Рабочая программа для групп раннего эстетического развития «Музыка»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Новошахтинска
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для групп раннего эстетического развития
по предмету: «Музыка»
срок обучения 3 года
П/С МБУДО «ДШИ» Директор МБУДО «ДШИ» « » _________2020г. Л.Г.Шабанова
Разработчик: Михайлова Т.С.
Рецензент: ________________ ______________________
(подпись) (расшифровка росписи)
Рецензент: ________________ ______________________
(подпись) (расшифровка росписи)
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
— Срок реализации учебного предмета
— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
— Сведения о затратах учебного времени
— Форма проведения учебных аудиторных занятий
— Цель и задачи учебного предмета
— Структура программы учебного предмета
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки учащихся
— Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
I .Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области дошкольного образования в детских школах искусств.
Учебный предмет «Музыка» рассчитан на три года, для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Она позволяет ввести малышей в новый, незнакомый, чудесный мир музыки, познакомить с музыкальной грамотой в живой непринужденной форме- форме игры, сценки, сказки, забавного стихотворения или интересной истории из жизни любимых детских персонажей и игрушек. Эти игры помогут развитию у ребенка слуха, чувства ритма и динамики.
Предмет «Музыка» включает следующие направления обучения: музыкальная грамота, интонационное развитие, ритмическое развитие, ознакомление с окружающим миром, слушание музыки, творческие задания.
В основу программы легли рекомендации по методике разработки всего комплекса знаний и навыков, разработанный Н. Дьяченко, Н.А. Котляревским, Ю. Полянским («Теоретические основы обучения и воспитания в музыкальной школе» г. Киев,1989г). Так же активно используются в практике основные принципы методики развития музыкального слуха Г. Шатковского (в частности, формирование ладового слуха).
Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся. Составитель программы также обращается к методическим разработкам Ж. Металлиди и А. Перцовской, М. Котляревская-Крафт, И. Москальковой, Л. Бахтан, Е.Н. Вишняк.
Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.
Данная программа «Музыка» предусматривает:
2.Срок реализации программы
Представленная программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год (4-5 лет), 2 год (5-6 лет), 3 год (6-7 лет).
Занятия по развитию музыкальных способностей проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного урока согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы в дошкольных организациях – 30-35 минут. Наполняемость групп – от 10-15 человек.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является аудиторное групповое занятие. В этом возрасте начинают проявляться творческие способности формирующейся личности ребенка-дошкольника.
Рекомендуются на уроке использовать такие формы, как:
· Традиционный урок, на котором излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
· Практические занятия, где дети осваивают азы музыкальной грамоты в игровой форме;
· Интегрированный урок (музыкальная грамота, слушание музыки, хор,оркестр)
· Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, родителей, педагогов и гостей.
5. Цели и задачи учебного предмета «Музыка» для дошкольников
Цель программы – осуществление целенаправленного развития воспитания учащихся дошкольного возраста, формирование основ музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса через эмоциональное, активное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: слушание музыки, пение, игра на элементарных музыкальных инструментах.
· Дать учащимся необходимые знания, умения, навыки, обеспечивающие базу для последующего знакомства с музыкой;
· Освоить азы музыкальной грамоты в игровой форме;
· Приобщить детей к разным видам музыкально-творческой деятельности
· Развивать музыкальные способности, речевые навыки, эмоциональное восприятие музыки;
· Развивать музыкально-творческие навыки;
· Обогатить впечатления детей, расширить музыкально- художественный кругозор
· Воспитать музыкально-эстетический вкус;
· Привить интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
· Приобщить ребенка к народной, классической и современной музыкальной культуре;
· Сформировать у ребенка такие качества к себе, как уверенность, активность, инициативность.
6.Структура программы учебного предмета «Музыка» для детей дошкольного возраста
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
На занятиях по предмету «Музыка» используются следующие методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
· Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
· Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
· Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
· Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
· Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
· Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
· Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
· Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
· Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
· Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
· Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
· Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
· Групповой (организация работ в группах)
· Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Необходимое обеспечение для занятий по учебному предмету:
1. Наличие специального кабинета (кабинет для групповых занятий).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Набор шумовых инструментов
7.Наличие дидактического материала.
8 Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа над интонированием
На первых занятиях у ребенка формируются умение слушать, различать музыкальные и не музыкальные звуки. Затем – умение различать звуки по высоте, определять окраску звучания. Одновременно проходит работа над временными характеристиками звука (краткий, долгий) и качественными определениями (острый, колючий, мягкий, плавный и т.д.). Высота звука связывается с пространственно-образными восприятиями: большой, толстый предмет – значит звук низкий, грубый; маленький предмет – звук высокий, тонкий.
Ребенок этого возраста хорошо знает звуки, извлекаемые разными животными, поэтому в определение качества звука можно опереться на прослушивание звуков окружающего мира (различные голоса животных, пение птиц, гудок паровоза и т.д.). Без четкого определения понятий высоты звука ребенок не сможет овладеть таким сложным навыком, как интонирование.
Проводя параллели с развитием произвольной и непроизвольной памяти, нужно отметить, что овладение приемами интонирования может быть также произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребенком собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование – это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата к звукам и звукокомплекса извне.
В качестве практического материала для овладения произвольным интонированием можно предложить групповое пропевание детьми песен в удобной тесситуре. Непроизвольное интонирование связывается обычно с попыткой пения песенок довольно широкого диапазона, интересных по мелодике и содержанию, в которых ребенок интуитивно подражает, подстраивает звучание своего голоса к голосу педагога или какого-либо музыкального инструмента.
Работа над метроритмом
Определить временные границы явления четырехлетнему ребенку очень сложно. Для него понятия «вчера, завтра, утро, вечер» весьма абстрактны, так же как и музыкальные понятия – долгие, длинные и короткие, быстрые звуки. А ведь именно с этих понятий начинается осознание звуковых соотношений во времени. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче нового материала опираться на то, что известно ребенку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Например, звуки как капли дождя, как иголки у ежа (острые, колючие); собака лает – звуки краткие, кошка мяукает – звуки долгие и т.д.
Особую роль в восприятии соотношения длительностей играют двигательные упражнения. Восьмые, четверти, паузы сопровождаются определенными движениями рук (педагог может сам выбрать, какими именно), причем следует обращать внимание не только на соотношение движений во времени, но и на качественное исполнение: восьмые сопровождаются энергичным движением, четверти – более мягким, плавным.
Большую помощь в усвоении этой стороны музыкального времени окажут общеразвивающие темы, связанные с узнаванием и пониманием природных временных явлений и понятий – времена года, дни недели, часы, минуты и т.д.
Хороший эффект для успешного восприятия ритма дает усиление контраста длительностей тембровым контрастом.
Развитие тембрового слуха
Развитие тембрового слуха всегда эффективно еще и потому, что педагог может придумать массу игровых ситуаций, которые делают урок ярким и доступным. Это могут быть игры – викторины, игры – соревнования, а также коллективное музицирование.
При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности:
1. Лучше всего детьми этого возраста воспринимаются произведения в оркестровом звучании как наиболее ярком и красочном.
2. У детей дошкольного возраста преобладает образное восприятие музыки, поэтому основной материал на уроках слушания музыки составляют программные произведения.
3. Прослушивание произведений должно предваряться объяснением педагога или эмоциональной настройкой.
4. Подбор произведений по слушанию музыки связывается по тематике с уроками изобразительного искусства, ритмики. Повторное прослушивание по мере необходимости может проводиться и на этих занятиях.
5. Дети 4 лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием сначала в течение 1-2, потом 3-5 минут; дети 5 лет – сначала 2 минуты, затем 5-7 минут. Следовательно, основным жанром музыкальных произведений, предложенных педагогом, может быть миниатюры или сюиты.
6. На музыкальных занятиях может быть использовано и такая форма подачи материала, как мелодекламация, усиливающая образное эмоциональное восприятие и направляющая его в нужное русло.
7. Нельзя обойти вниманием и такую яркую форму прослушивания, как маленький концерт, который могут дать на занятиях дети более старшего возраста.
8. Некоторые музыкальные произведения, которые дети слушают на занятиях. Могут вызвать у них импровизационную двигательную реакцию. Это реакция должна быть адекватной прослушиваемому материалу.
Рассмотрим несколько конкретных примеров использования на занятиях описанных форм работы.
В разделе, посвященном изучению таких элементов музыкального языка как мажор и минор, динамика и темп, возможно прослушивание миниатюр П.Чайковского (пьесы из «Детского альбома»).
При изучении тем, связанных со временами года, подбираются произведения, раскрывающие явления природы в конкретных образах (Р. Шуман – «Дед Мороз», С. Прокофьев – «Дождь и радуга»).
Параллельно с программной музыкой можно знакомить детей с жанровыми миниатюрами
(песня, танец и марш), развивая их восприятия в этом направлении. Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (например, при прослушивании колыбельной – укачиванием куклы), инсценировкой ( например, народной песенке «На зеленом лугу»).
Крупные произведения можно прослушивать частями, каждый раз напоминая музыку предыдущего урока.
Музыкальное развитие ребенка является частью общего психофизического развития. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие, воображения.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также всего происходит в процессе игры в основном виде деятельности ребенка. Следовательно,
При построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних игровых заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию.
Занятия в группах раннего эстетического развития активизируют полезную деятельность детей. Ребенку приходится все время производить различные логические операции – сравнивать, объединять, обобщать.
Результат таких интенсивных занятий наступает очень быстро. И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного в таком раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности.
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыка»