Раньше теоретики и практики менеджмента считали что неформальные группы следует
Развитие и характеристики неформальных организаций
Развитие и характеристики неформальных организаций
Как возникают неформальные организации
Формальная организация создается менеджментом намеренно, но после этого становится также социальной средой, в которой люди взаимодействуют не по указке начальства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в результате чего возникает множество групп, основанных на дружбе, – неформальных групп, вместе представляющих неформальную организацию.
Неформальная организация – это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Мы опишем их позже. Важно понять, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть. Поэтому некоторые теоретики считают, что неформальная организация – это сеть неформальных организаций. Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп. Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Как мы уже говорили, члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями, частью которых они являются. Они тоже, по сути, организованы, в них тоже есть свои иерархия, лидеры и задачи; они имеют свои неписаные правила, нормы, которые определяют поведение их членов. Эти нормы также подкрепляются вознаграждениями и санкциями. Существенное отличие в том, что если формальная организация создается намеренно, то неформальная – как спонтанная реакция на активные неудовлетворенные потребности людей. На рис. 15.1 эта разница представлена наглядно.
Структура и модель формальной организации определяются в процессе управленческого планирования, а структура и модель неформальной – в результате социального взаимодействия людей. Описывая процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают:
Сотрудники на основе контактов и общих интересов формируют дружеские группы, которые произрастают из самой организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами и т. д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий – комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией.
Рис. 15.1. Формирование формальных и неформальных организаций.
Почему люди присоединяются к неформальным группам и организациям
Люди обычно знают, почему они присоединяются к той или иной формальной организации. Обычно они хотят помочь ей в достижении целей или нуждаются в вознаграждении в виде дохода или престижа в результате такого членства. Для вступления в группы и неформальные организации у людей также имеются причины, но они часто не осознают их. Как показали Хоторнские эксперименты, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем зарплата. Самыми важными причинами присоединения к неформальной группе являются чувство причастности, взаимопомощь, защита, общение, симпатия и общие интересы.
Причастность
Основная причина вступления в неформальную группу – стремление удовлетворить потребность в причастности, которая является одной из сильнейших потребностей человека. Еще до Хоторнских исследований Э. Мэйо обнаружил, что люди, работа которых не обеспечивает им возможности налаживать социальные контакты, как правило, ею не удовлетворены. Другие исследования показали, что причастность к группе и ее поддержка способствуют удовлетворению людей работой. Но несмотря на то, что потребность в причастности сегодня признана всеми, большинство формальных организаций планомерно над усилением социальных контактов не работают, и работники зачастую просто вынуждены примыкать с этой целью к неформальным группам.
Взаимопомощь
В идеальной ситуации подчиненные должны иметь возможность без ограничений обращаться к своему непосредственному начальству за советом либо для обсуждения своих проблем. В противном случае начальнику следует тщательно проанализировать свои взаимоотношения с подчиненными. Люди, ошибочно или верно, обычно думают, что начальник в формальной организации будет считать их плохими работниками, если они будут спрашивать его, как выполнить то или иное задание; многие просто боятся критики. Далее, в любой организации существует множество неписаных правил, которые регулируют менее важные процедуры, например продолжительность перерыва на кофе, отношение начальника к посторонним разговорам и шуткам, стиль одежды. Понятно, что по таким вопросам работники обращаются к начальнику редко.
Обычно в таких случаях они предпочитают прибегнуть к помощи коллег. Например, рабочий-новичок, вернее всего, попросит объяснить, как выполнить ту или иную операцию, другого рабочего, т. е. он будет стараться примкнуть к уже сформировавшейся социальной группе, включающей опытных рабочих. И эта ситуация выгодна обоим: и получающему, и оказывающему. Первый получает нужный совет, а второй – престиж и самоуважение. Таким образом, потребность в помощи способствует возникновению неформальных групп сразу двумя способами.
Защита
Люди всегда знали, что сила в единстве. Одной из основных причин, по которым первобытные люди объединялись в племена, было стремление к защите от враждебной внешней среды. Осознанная потребность в защите и сегодня является важной причиной присоединения людей к той или иной группе. Хотя в наши дни реальная физическая опасность в рабочей среде – явление крайне редкое, первые профсоюзы возникли именно на базе социальных групп людей, которые собирались в пабах и обсуждали неправомерные действия руководителей. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга, прикрывая тех, кто нарушает правила. Они, например, могут отметить карточку табельного учета за отсутствующего коллегу или объединить усилия в борьбе с опасными условиями труда. Неудивительно, что эта защитная функция приобретает особенное значение, если у персонала нет доверия к менеджерам.
Менеджеры тоже иногда создают неформальные группы с целью защиты, обычно для защиты своего подразделения от вторжения других подразделений организации. Например, маркетологи могут стараться добиться привилегий, обычно предоставляемых производственникам или финансистам, вступая как бы в сговор против своих «врагов». Студенты факультетов менеджмента часто не верят в то, что такие ситуации обычны для многих организаций. Но это действительно так, и это очень отвлекает людей от достижения целей организации. Эта проблема неформальных организаций еще раз подтверждает потребность в интеграции целей подразделений и в направлении их усилий на благо организации в целом. Во врезке 15.1 рассказывается, как неформальные организации используются женщинами-менеджерами.
Общение
Люди хотят знать о происходящем вокруг них, особенно если это касается их работы, однако во многих формальных организациях система внутренних коммуникаций недостаточно эффективна, а иногда менеджмент намеренно скрывает от своих подчиненных ту или иную информацию. Поэтому одной из важных причин вступления людей в неформальные группы является стремление получить доступ к каналу неформальных коммуникаций – каналу слухов. Мы обсуждали эти каналы в главе 6.
Врезка 15.1
Как женщины-менеджеры могут использовать неформальную организацию
Работающим женщинам следует сформировать систему неформальных взаимоотношений, чтобы общаться и помогать друг другу советами.
Зачем это нужно. Неформальные структуры в организации очень помогают стать полезным и эффективным членом организации сотрудником и выявить возможности для карьерного роста. Но следует признать, что на уровне менеджмента в таких структурах доминируют мужчины, которые раньше, чем женщины, начали в них объединяться.
Что могут группы женщин. Поставлять информацию об имеющихся вакансиях в разных подразделениях компании. Определять, на помощь кого из мужчин-менеджеров они могут рассчитывать.
Трудности, связанные с созданием группы. Существующие ограничения снижают конкуренцию среди женщин. Продвинуться по службе может каждая компетентная женщина, и помощь других женщин может оказаться решающим фактором.
Некоторые работающие женщины стараются укрепить свои позиции, выбирая работу, на которой они ни от кого не зависят. Но хорошая управленческая должность требует как раз обратного. Менеджер должен уметь делегировать свои функции другим; он зависит от людей, выполняющих порученную им работу, и ему надо уметь распределять ее так, чтобы человек четко понял задачу. Он должен поддерживать подчиненных, координировать усилия других людей и вызывать их доверие, доверяя в свою очередь им. И неформальные женские группы – отличное средство помочь друг другу развить эти навыки.
Источник. Воспроизводится по Boardroom Reports, July 15, 1977, p. 10, Boardroom Reports, Inc., Management’s Source of Useful Information.
По ним распространяются слухи и другая информация, которая либо вовсе не доходит из официальных источников, либо доходит с большим опозданием. Эта информация способна удовлетворить потребность индивидуума в психологической защите и причастности, а также обеспечить быстрый доступ к связанной с его деятельностью информации.
Симпатия и общие интересы
Люди часто присоединяются к неформальным группам, просто чтобы быть ближе к приятным им людям. Например, секретари и инженеры часто работают в больших комнатах, даже без перегородок между столами. Они имеют много общего и часто испытывают симпатию друг к другу. Они вместе ходят обедать, обсуждают рабочие и личные проблемы или совместно составляют петицию к руководству с просьбой о повышении зарплаты и об улучшении условий труда. Влияние фактора близости наглядно проиллюстрировало одно исследование на базе летных экипажей бомбардировщиков. Был сделан вывод, что люди чаще налаживают тесные взаимоотношения с теми, кто находится в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто работает в нескольких метрах от них. Кроме того, люди обычно тянутся к тем, кто, с их точки зрения, способен удовлетворить их потребность в причастности, компетентности, защите, уважении и т. д.
Характеристики неформальных организаций
Неформальные организации и причины, по которым люди в них вступают, имеют характеристики, как сходные с формальными организациями, так и отличные от них. Для понимания этих характеристик требуется отдельное исследование, которое мы не можем провести подробно в этой книге. Далее мы кратко опишем основные характеристики неформальных организаций, непосредственно связанные с менеджментом, поскольку они способны оказывать большое влияние на эффективность формальной организации.
Социальный контроль
Как выявила команда, проводившая Хоторнские эксперименты, формальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Основным механизмом этого контроля является установление и введение норм – групповых стандартов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свою позицию, индивидууму надо соблюдать эти нормы. В неформальных организациях, как правило, имеются четкие нормы относительно стиля одежды, поведения, приемлемых типов работы и протокола. Чтобы обеспечить их выполнение, группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает, группа может подвергнуть остракизму. Это очень жестокое и эффективное наказание, если человек зависим от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что бывает очень часто.
Социальный контроль со стороны неформальной организации может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к менеджерам и к их решениям. Обсуждая групповые нормы, У. Скотт утверждает: «Эти стандарты могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования».
Сопротивление переменам
Люди также используют неформальные организации для обсуждения предполагающихся или фактических перемен в их подразделении или в организации. Неформальные организации, как правило, сопротивляются переменам, что частично объясняется тем, что перемены зачастую несут в себе угрозу дальнейшему ее существованию. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение, связанное с притоком большого числа новых работников, и т. д. могут привести к распаду неформальной группы или к уменьшению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных потребностей. Иногда эти перемены помогают укрепить статус и власть конкурирующим неформальным группам.
Поскольку люди реагируют не на объективно происходящие, а на воспринимаемые ими события, предложенное изменение может быть воспринято группой как более угрожающее, чем оно есть на самом деле.
Если члены группы видят в переменах угрозу ее дальнейшему существованию, их совместному опыту, удовлетворению социальных потребностей, общим интересам или позитивным эмоциям, сопротивление переменам неизбежно. Менеджмент может уменьшить его, привлекая людей к процессу принятия решений, о чем мы уже неоднократно говорили.
Неформальное лидерство
Неформальные организации, как и формальные, имеют своих лидеров. Неформальный лидер достигает этого статуса благодаря своей власти над другими членами группы, т. е. так же, как лидер формальной организации. По сути, они при этом пользуются одними и теми же средствами. Следовательно, то, о чем мы будем говорить в следующих главах о власти и лидерстве, применимо и к формальному лидерству. Их существенно отличает лишь то, что формальный лидер пользуется поддержкой официально предоставленных ему полномочий и обычно действует в конкретной функциональной области. Неформальный же лидер, прежде всего, опирается на признание группы и основной упор делает на людей и взаимоотношения с ними. Сфера его влияния не ограничивается структурными рамками формальной организации. Иногда неформальный лидер одновременно является формальным, но зачастую он стоит на сравнительно невысокой ступени организационной иерархии.
К факторам, позволяющим человеку стать лидером неформальной организации, относятся возраст, стаж работы, профессионализм, расположение рабочего места, свобода передвижения по рабочей зоне и личные качества. Эти характеристики определяются ценностями конкретной группы. Так, например, в одних неформальных организациях возраст считается позитивной характеристикой, а в других – нет.
Неформальный лидер выполняет две основные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять группу. Иногда эти функции выполняют разные люди, и тогда в неформальной группе будет два лидера. Один будет решать вопросы, связанные с выполнением задач группы, а другой – вопросы социального характера.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Характеристики
Характеристики Металлический стандарт со 100%-ным резервированием:Счетная денежная единица – золото или серебро. Все депозиты до во-стребования – складские квитанции, требующие 100%-ного обеспечения резервами. Банкир выступает в качестве попечителя или ответственного
6.4.2.3. Визитные карточки для неформальных встреч
6.4.2.3. Визитные карточки для неформальных встреч К таким визиткам относятся семейные визитные карточки, специальные персональные визитные карточки для неформальных встреч, визитные карточки неофициального характера с буквенными обозначениями согласно стандартной
2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России
2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России Для осуществления функции банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов).Основной целью проведения Банком России
Характеристики доллара США
Характеристики евро
8. 2. Характеристики запаздываний
8. 2. Характеристики запаздываний Две характеристики запаздывания представляют очевидный интерес. Одна — длительность времени, выражающая среднее значение запаздывания D. Она полностью определяет «установившееся» запаздывание, при котором темпы потока на входе и
5.9. Характеристики
5.9. Характеристики Характеристика – это официальный документ, который выдает администрация предприятия своему сотруднику при решении целого ряда вопросов (поступление в учебные заведения, аттестация на должность и т. п.).В характеристике приводится отзыв о служебной
2.1. Основные характеристики
2.1. Основные характеристики Рынок недвижимости – это механизм, посредством которого соединяются интересы и права, устанавливаются цены на недвижимость.Рынок недвижимости и уровень его развития характеризует развитие национальной экономики (Денис Шевчук). В развитии
5.3 SEI, ISO-9000. Формальные процессы против неформальных
5.3 SEI, ISO-9000. Формальные процессы против неформальных Некоторые менеджеры, прочтя предыдущий раздел данной главы, могут высказать недовольство: «Вот здорово! Это выглядит гораздо более формальным, чем все, что мы когда-либо делали!» Когда мне приходилось сталкиваться с
ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧР
ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧР Далее приведены характеристики концепции УЧР, упоминаемые в работах основоположников этого направления и их последователей:• разнообразие;• стратегия, делающая акцент на интеграции;• ориентация на выполнение обязательств;• акцент на убеждении в
ПОСТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПОСТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ Отдел ЧР может содействовать эффективному управлению знаниями, проводя консультации по вопросам построения, основанным на процессах организаций. В таких организациях главное внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим
Ценностное предложение в определении линейных менеджеров (развитие организационных возможностей) и сотрудников (развитие индивидуальных способностей)
Ценностное предложение в определении линейных менеджеров (развитие организационных возможностей) и сотрудников (развитие индивидуальных способностей) HR создает дополнительную ценность для линейных менеджеров. HR-руководитель может помочь менеджерам избавиться от
Характеристики аудитории
Характеристики аудитории Побудительные мотивы человечества мало изменились за столетия. Входя в XXI в., мы продолжаем любить, ненавидеть, почитать, работать за еду и кров, защищать свои семьи и реагировать на нужды наших соседей во многом так же, как наши предки триста лет
66. Отличительные характеристики (Кай)
66. Отличительные характеристики (Кай) ИнструментМожно ли по репутации фирмы сделать вывод, что ее конкурентное преимущество является устойчивым и непоколебимым? Что можно сказать о ее сети связей? А об инновациях?Джон Кай является явным представителем ресурсной
4.4.1. Методы составления неформальных контрактов для NCQ
4.4.1. Методы составления неформальных контрактов для NCQ Конечно, не существует единственного способа группировки и организации многочисленных методов негласных соглашений. Здесь мы предлагаем классификатор, который выделяет группы на основе различных моментов
2.4. Характеристики лидера
2.4. Характеристики лидера Слово лидер не самое лучшее для обозначения специфического действия, создаваемого и представляемого лидером в социальном контексте, однако этот термин уже вошел в широкий международный обиход. Как правило, лидером считают индивида, так или
Раньше теоретики и практики менеджмента считали что неформальные группы следует
12.4. Характеристика неформальных групп в организации
Неформальная организация — это возникающее стихийно (а не целенаправленно) сообщество людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенных целей. Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов и интересов. Общие характеристики организаций прослеживаются и в неформальной структуре. Но в то же время, есть и специфические:
1) социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Сначала устанавливаются нормы — групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым неформальной организацией и занять в ней соответствующее положение, каждая личность должна принять и соблюдать эти нормы. Естественно, тех, кто эти нормы нарушает, ждет отчуждение;
2) сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. В переменах люди усматривают угрозу существованию организации, удовлетворению нужд, общих интересов.
Сопротивление можно ослабить, приглашая подчиненных к обсуждению совместных проблем и к принятию решений;
3) неформальные лидеры. В отличие от формальных лидеров, которые имеют полномочия, определяемые их положением в служебной иерархии, неформальные лидеры определяются признанием группы. Сфера его влияния может выходить за административные рамки формальной организации. В его задачи входит помогать группе в достижении ее целей, поддерживать и укреплять ее.
Причины существования неформальных организаций заключаются в удовлетворении потребностей людей в социальных контактах, в защите, в получении информации и т. д.
Чем хуже удовлетворяет эти потребности формальная организация, тем больше эту функцию на себя берет неформальная и тем значимее становится ее роль.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, оказывающих влияние на деятельность организации в целом.
К числу негативных характеристик неформальных групп относят:
— ограничение интенсивности и результата;
— негативные социальные нормы;
— жесткий социальный контроль;
— оппозицию неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).
Преимуществами функционирования неформальных групп являются:
— повышение эффективности деятельности системы в целом;
— облегчение нагрузки на менеджмент;
— обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
— позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Таким образом, неформальная организация может способствовать работе формальной или мешать ей, а задачей менеджера является направление ее активности на формирование и достижение общих целей.
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями или пытаясь подавить их, руководители часто упускают потенциальные выгоды. В любом случае независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует и с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству. Сегодняшние теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей.
Современные ученые считают, что неформальная группа обеспечит пользу формальной организации при осуществлении следующих действий:
• признать существование неформальной группы и осознать, что ее уничтожение снизит эффективность формальной организации;
• выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп, поощрять тех, кто способствует достижению целей организации;
• прогнозировать возможное отрицательное воздействие изменений в организации на неформальную группу;
• привлекать членов и лидеров неформальной группы к процессу принятия решений с целью ослабления сопротивления переменам;
• формировать эффективную систему коммуникаций, препятствующую распространению слухов.
Неформальные группы играют существенную роль в динамике поведения сотрудников. Основное отличие функционирования неформальных групп в организации в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Формальные и неформальные группы существуют параллельно. Однако неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, так как определяется взаимными выборами участников группы. В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
• эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;
• способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;
• масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограниченна, другая — размыта;
• формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;
• мотивацией — на личную прибыль, общее благо и т. п. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Современные исследователи выделяют различные классификации ролей для создания нормально работающей группы. Можно охарактеризовать три типа неформальных ролей сотрудников: творческие, коммуникационные и поведенческие.
Генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Выделяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей.
Капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений. Обладает способностью соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике.
Эрудит — носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем.
Эксперт обладает способностью оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения.
Энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.
Критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям.
Организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных нленов группы с позиций достижения конечной цели.
2. Коммуникационные роли.
Лидер — человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающим влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.
Делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок и мнений.
Связной связывает на неформальной личностной основе членов групп, иногда конфликтующих между собой. Обеспечивает внешние взаимосвязи группы.
«Сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера.
Координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижений конечной цели в контакте с лидером.
Проводник — человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связь группы с внешней средой.
3. Поведенческие роли.
Оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой.
Конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое» большинство.
Догматик упорно держится известных норм, стоит до последнего на своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту.
Кляузник собирает негативную информацию и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных. Во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.
Ученые пришли к выводу, что группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над выполнением любого задания. Также была выявлена зависимость эффективности группы от баланса ролей. Состав группы должен соответствовать заданию, для выполнения которого она создана. Но не во всех группах может наблюдаться полный состав ролей, и не все члены группы полностью могут реализовать свою роль. Поэтому членам команды рекомендовано осваивать навыки работы еще, как минимум, одной дополнительной роли, чтобы группа имела возможность эффективно достичь поставленной цели.
Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации. Метод измерения отношений внутри группы по социальным критериям был предложен Д. Морено и называется социометрией. Социометрия — это метод, основанный на формулировке так называемых «лобовых вопросов»: с кем бы я хотел провести отпуск, у кого бы я спросил совета, кто мне нравится или не нравится в группе и т. д.
Как правило, предлагается два направления выбора в области совместного труда и в области отдыха.
Социометрический статус работника имеет определенные градации — от положительного через нулевой к отрицательному. Работники, получающие наибольшее количество положительных выборов, пользуются наибольшей популярностью, их именуют «звездами», далее следуют «предпочитаемые», затем «игнорируемые», а если работник не получил ни одного выбора, то его относят к категории «изолированного». При этом членов группы, получивших отрицательные выборы причисляют к «отвергаемым».
Данный метод позволяет также выявить наличие неформального лидера социальной общности, определить характер взаимоотношений между ним и формальным руководителем (если выполнение этих ролей не совпадает в одном лице), а также наличие микрогрупп и характер их взаимоотношений.
Любая группа в организации — это общность людей, каждый из которых в процессе общения может оказывать влияние на других членов группы и сам подвергаться влиянию других. При этом взаимовлияние может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы на личность или личности на группу, исчезает, как только человек выходит из сферы взаимодействия с группой, другие продолжают существовать и, при определенных условиях, превращаются в личностные черты или групповые нормы. Влияние личности на группу осуществляется через ее авторитет, определяемый как официальной, так и неофициальной властью.
Американский ученый А. Бандура, считает, что большинство демонстрируемых людьми форм поведения усвоены, осознано или бессознательно, под влиянием некоторого примера.
А. Бандура провел много исследований, показавших, что люди могут учиться у других. Менеджменту в организации следует учитывать, что процесс научения проходит в два этапа. На первом этапе человек наблюдает, как действуют другие, а затем формирует мысленную картину этого действия и его последствий. На втором этапе человек воспроизводит усвоенный образ действий, оценивает последствия, позитивные для него, основываясь на опыте, повторяет эту схему поведения и в дальнейшем. Учитывая это, руководитель может формировать желательные элементы поведения сотрудников, используя сложившуюся организационную культуру.
Выходные данные учебника: