Расхламление квартиры с чего начать план
Расхламление квартиры с чего начать план
Как часто вы хотели сделать это — вытащить и выкинуть всё ненужное? О, наверняка эта мысль не раз мелькала в вашей голове. Пора воплотить мечты и избавиться от лишнего! Ловите полезные советы из книги «Дома всё в порядке» — с ними всё пройдет веселее и эффективнее.
Перво-наперво — никакой уборки. Сначала — ревизия
Самое главное: не поддавайтесь искушению сразу перейти к уборке. Если заняться уборкой на первом этапе, вы рискуете выдохнуться. Сейчас пока не думайте ни о каких ярлычках и наклейках, всему свое время.
Ревизия — важнейшая часть метода, который позволит вам получить доступ к пространству и максимально грамотно его организовать. Как это выглядит вкратце:
1. Достаньте всё из того места, где собираетесь наводить порядок.
Оставляя что-то внутри, вы словно говорите себе: «Я же это ем» или «Я же это ношу». Напомним: именно такой подход и привел вас ко всему этому беспорядку. Если вы не вытащите абсолютно все, то останетесь топтаться на месте. Создать систему намного сложнее, если все время стараться пристроить куда-то вещи, которые вам не особо нужны.
2. Рассортируйте вещи, сложив вместе похожие предметы, чтобы понимать, с чем вы имеете дело.
Разложите их по группам: спортивная одежда, футболки, джинсы; или косметика для глаз, помада, средства для умывания. Сортируйте. Зачем это нужно? Так вы не позволяете всей этой затее перерасти в ужасный бардак. А ещё гораздо удобнее смотреть на вещи по категориям. Вы буквально увидите, что у вас есть и нет ли в этом добре ненужных дублей (например, тринадцати белых футболок). Потом решите, что стоит оставить.
3. Избавьтесь от всего, чем не пользуетесь или что вам не нравится.
Как избавляться от вещей?
Вот несколько советов, которые помогут избавиться от вещей без слез и стресса.
1. Запаситесь мешками. Купите упаковку больших черных пакетов для мусора. Выделите один для хлама, один — для благотворительных организаций, один — для родственников и друзей. Очень важно складывать все в пакеты, это помогает сохранить мотивацию. К тому же намного лучше сгребать хлам с пола или со стола прямо в мешок, а не перекладывать из стопки в стопку.
2. Определите, что вы хотите отдать в благотворительные фонды, а что — друзьям и родственникам. Четкое понимание значительно снижает вероятность того, что мешки еще год пролежат в багажнике вашей машины. Будьте реалистом. Вы действительно отдадите эти вещи или просто задвинете все подальше, пока не забудете о существовании этих пакетов? Если кажется, что тут вам не справиться в одиночку, попросите друзей о помощи.
3. Отложите некоторые (некоторые!) вещи для ремонта. Часы со сломанным ремешком, айпад с треснутым экраном, пиджак, который нужно подшить, — все это может составить особую кучку. Почините вещи (как можно скорее), а затем определите для них новое место.
4. Придумайте, где хранить вещи. Не для всего подходит радикальный выбор «оставить или избавиться». Бывают нужные вещи, которым совершенно не обязательно находиться под рукой.
— Чеки на возврат налогов, например, вовсе не должны храниться на столе, но их непременно надо определить в папки и сложить в подходящее место.
— Что-то сентиментальное, вызывающее воспоминания, можно убрать на чердак или в подвал, чтобы эти милые безделушки не занимали ценное пространство в комодах и на полках.
— Тяжелые зимние вещи не должны висеть на первом плане и занимать все место, предназначенное для летних. Может, лучше отправить их в специальную корзину или на верхнюю полку?
5. Не останавливайтесь. Войдя в ритм ревизии, ни в коем случае не останавливайтесь и не говорите себе, что вернетесь к этому чуть позже. Именно прерываясь и начиная все сначала, люди чаще всего теряют интерес и рвение к уборке. Относитесь к этому как к бегу: если пробегаете по пять километров, но между тренировками проходит две недели, то каждый раз вам приходится начинать заново. Ничто так не поддерживает мотивацию во время уборки, как постоянство и старание. К уборке вы всегда можете вернуться позже, но ревизию нужно непременно провести за один раз.
6. Внимательно посмотрите на все еще разок. Прежде чем переходить к следующему шагу, взгляните еще раз на все, что вы оставили. Подумайте, действительно ли каждая вещь стоит того, чтобы сложить ее на место. Если вам все нравится, здорово! Ревизия официально завершена. Похвалите себя и выдохните. Дальше будет еще веселее.
Правильные вопросы
Когда будете разбирать вещи, задайте себе эти вопросы.
1. Мне это нужно? Да, некоторые вещи становятся неотъемлемой частью жизни, нравится нам это или нет. Если вам что-то действительно нужно, оставляйте.
2. Я это вообще использую? Когда-нибудь? Хоть раз в год? Есть такие вещи, как утятница или вафельница, например. Вы можете доставать ее только по праздникам, но вы точно знаете, что пользуетесь ею, пусть и крайне редко.
3. Хочу ли я пользоваться этим? Такие вопросы обычно относятся к предметам вроде морожениц, наборов для фондю и спортинвентаря. Представьте, как беретесь делать мороженое вместо того, чтобы купить большую пачку в магазине… Вот и мы о том же.
4. Нравится ли мне вещь? Отвечайте честно. Если вам действительно нравится, оставляйте. У вас наберется уйма любимых вещей. Если же вы не в восторге от чего-то, то перед тем как избавиться от предмета, ответьте на вопрос номер два.
5. Вызывает ли вещь приятные воспоминания? Если ответ «да», подумайте, насколько они приятны. В зависимости от чувств, которые вызывает у вас та или иная вещь, решайте, отдать ее в благотворительный фонд или придумать, как хранить.
Используйте для хранения верхние полки шкафов, подвал, чердак, гараж или снимите, если нужно, кладовку. Только не позволяйте вещам, которыми не пользуетесь, занимать ваше жилое пространство.
План уборки и избавления от хлама. Чистую энергетику в каждый дом!
Чаще всего проведение генеральной уборки затевается весной. Природа обновляется, светит солнышко и хочется в доме чистоты и свободы от всего хлама. За зиму в доме накопилась куча какой-то утвари и нет ни времени, ни настроения все это разгребать. Особенно на балконе, там же холодно и неприятно. А ведь именно туда (и в кладовки) сбрасывается больше всего ненужных вещей. Чтобы генеральная уборка после зимы с каждым разом становилась все менее затратной по силам и времени, нужно один раз избавиться от всего, что незаслуженно занимает в доме драгоценное место и переходить к концепции разумного минимализма. Тогда проблема хлама отпадет сама собой и останется только наведение чистоты и порядка. В этой статье описан точный план уборки и расхламления дома, а так же полезные советы, которые пригодятся вам в процессе.
Генеральную уборку обычно проводят 2-3 раза в год — ранней весной и ранней осенью, а так же некоторые хозяйки помимо стандартных периодов, любят «генералить» квартиру перед Новым годом. Как говориться, было бы желание! Предлагаю отойти от стандартных клише и самому решить, когда вы готовы заняться данным мероприятием. Я вот люблю делать «генералку» раз в год поздней весной, когда тепло и все окна нараспашку. Так и пыли в доме намного меньше остается и поверхности высыхают намного быстрее, и процесс ускоряется.
Как проводится генеральная уборка. Подготовка.
Всю квартиру за один день убрать очень сложно. С чего же начать уборку? Начните с той комнаты, которая вам удобнее или наиболее захламлена. Не начинайте убирать по чуть-чуть в каждой комнате — в итоге не будет убрана по-нормальному ни одна из комнат. Даже если вы начали с одной — главное не растягивайте. Доведите уборку в одном помещении до конца и, если у вас есть время, приступайте к следующей.
Включите энергичную музыку. Пусть она настроит вас на нужный лад и улучшит настроение.
По-возможности отправьте всех домашних, включая питомцев, на пол дня из дому. На прогулку, в кино или к бабушке. Главное, чтобы они вам не мешали и не путались под ногами.
Заранее подготовьте все для уборки – ведро и тазик, различные тряпочки и губки, резиновые перчатки и чистящие средства, мусорные мешки и коробки. Озаботьтесь этим накануне, купите все необходимое в магазине, чтобы в момент начала уборки не выяснилось, что убирать-то вам и нечем.
Уборка кухни — первый бастион.
Последовательность и правила уборки просты:
✔️ Если протереть холодную лампочку долькой лимона, при нагревании произойдет испарение и комната наполнится приятным и свежим ароматом цитруса.
После приступайте к кухонным шкафам. Не пропустите ни один шкаф и ящик.
Так быть не должно! Бардак в квартире — бардак в жизни.
Первый уровень пройден. Он самый сложный. Принимайте мои поздравления) Размялись, разгорячились, получили заряд бодрости от сознания проделанной колоссальной работы и приступаем к следующей комнате. Алгоритм действий похожий. Главное — уборка сверху вниз. Можно еще и по часовой стрелке, чтобы не запутаться и ничего не упустить.
Как навести порядок в спальне.
Уборка в гостиной или рабочем кабинете.
Принцип начала и окончания тот же.
Как быстро убрать ванную комнату и туалет.
Задача облегчается, как правило, малыми площадями. И это очень кстати, потому что заряда бодрости и запала остается только на них)
Известковый налет хорошо удаляется при помощи тампона, смоченного в уксусной кислоте.
Ну а теперь нужно выпить вкусного чаю с пироженкой и посмотреть хороший фильм. Генеральная уборка — это подвиг! Вы заслужили отдых)
Куда девать ненужные вещи?
То, что не пригодиться вам — пригодиться кому-то другому.
Любые вещи в хорошем состоянии можно:
Видео-ролики для пополнения информации.
Отличное! Отличнейшее видео, которое нужно посмотреть всем и каждому. Прекрасная мотивация к расхламлению. Включаем, вникаем, применяем) Спасибо автору)
Одна очень приятная и улыбчивая дама делится своими наработками по уборке. Параллельно она рекламирует какие-то средства, но если они вам не нужны, просто пропускайте мимо ушей, обращая внимание именно на рекомендации и алгоритмы действий.
Вот на этихм видео я залипла)) Отличная мотивация и несколько полезных советов)
И последний короткий ролик с полезностями)
Ну что зарядились? Тогда вперед)) Но помните главное правило: как только вы убрались в своем доме и выбросили хлам, вы поменяли энергетику дома на положительную. Старайтесь поддерживать порядок, уделяя этому каждый день всего по 15 минут, чтобы сохранить ее.
Текст полностью авторский. Копирование любых элементов статьи возможно только с активной ссылкой на источник!
Расхламление квартиры: каждый день по 20 минут. Попробуем?
«Магическая уборка» на практике и «бонусы» от наведения порядка
Чтобы сделать генеральную уборку, надо сначала избавиться от ненужных вещей, а нужные разложить по местам. Именно до этого у нас часто не доходят руки! Но выход есть. Если вам близки идеи «Магической уборки» Мари Кондо, вы мечтаете о расхламлении дома, но не знаете, как к нему приступить, необязательно вызывать из-за океана знаменитого эксперта. Марафоны по расхламлению проводятся и у нас. Вот что рассказывают об освобождении дома от хлама участник такого марафона Наиля Бутусова и организатор марафона, коуч Анна Ланговая.
Наиля Бутусова: как я решилась на расхламление квартиры
— Я художник-иллюстратор, мое рабочее место находится дома, и именно дома я провожу большую часть времени. Сложно переоценить, насколько важна для меня окружающая обстановка! Но так сложилось, что она меня очень огорчала.
Я с детства очень люблю копить. Я копила журналы, книги, одежду. В юношестве я думала, что эти вещи и составляют мое «Я», однако со временем обилие вещей начало тяготить. А с тех пор как появилась семья и маленькая дочка, приток вещей увеличился в геометрической прогрессии.
Точкой закипания для меня стал ремонт. Пришлось перетаскивать с места на место очень много вещей. Все вроде бы нужные, но вызывали чувство раздражения! Я загадала, что как-только закончится ремонт, переберу все нажитое барахло.
На книгу «Магическая уборка» я заглядывалась давно, начала ее читать — а потом увидела марафон Анны Ланговой и поняла, что это то, что нужно. Наконец-то я переберу все шкафы и в весну войду уже с чистым организованным пространством. Каждый день я получала уведомления, смотрела в группе, как разбирают вещи девочки-марафонцы, и чувствовала, что не одна.
«Магическая уборка» у меня дома
Марафон предполагает уделять размусориванию 20 минут в день, занимаясь какой-то одной категорией вещей, но на деле получалось по-разному. С удивлением и облегчением обнаружила, что с некоторыми категориями у меня порядок (например, обувь и косметика). А некоторые потребовали более основательного подхода — например, бакалея. Бакалею мы упорядочивали в самом начале марафона, так вот, спустя 3 недели у меня порядок. Метод работает!
Книги для меня — это святое, я всегда мечтала о библиотеке и собирала все, что только можно. К марафону я поняла, что хочу, чтобы в доме были только те книги, которые меня радуют и/или несут пользу. В итоге почетное место заняла полка с Гарри Поттером, на второй поселилась английская классика, а в районную библиотеку я отправила 4 огромных пакета энциклопедий, которые никогда не открывала, и некоторую художественную литературу, которую читала в юношестве и которая давным-давно мне не по вкусу.
К постельному белью я подошла максимально строго. Оставила один взрослый комплект и два детских, остальное отдала (в Москве «Икеа» принимает постельное на переработку). Огромный соблазн был оставить бесчисленное множество белых простыней, которые «можно пустить на тряпочки, что-то ими накрыть при случае, и вообще они еще пригодятся». Но даже во время ремонта пригодилась только одна простынь! Остальные так и лежали в глубине шкафа, так что я без сожалений избавилась от них.
Одежда также прошла самую жестокую ревизию. Я выкинула все старое и отдала в благотворительный фонд все, что не стыдно было отдать и что меня саму уже не радовало. Теперь моя домашняя одежда занимает одну полку! Еще одну занимает спортивная форма, а все остальное висит на плечиках.
Наведение порядка: что самое трудное?
Самое сложное и пока непобедимое — это детские игрушки и одежда, стремящиеся захватить весь дом. Есть родственники, которые любят дарить все новые и новые вещи, в которых объективно нет необходимости.
Я поняла, что самое главное, что я могу сделать в этой ситуации — это учить ребенка (и себя заодно) делать уборку. Пока 4-летней Ульяне трудно делиться вещами, но уже несколько раз после наших бесед она приносила мне платье или какую-то вещь со словами «Давай отдадим это другим детям». А недавно самостоятельно убрала платье в шкаф, сказав: «Я забочусь о своих вещах». Мое сердце растаяло.
Очень трудно класть вещи на место, невзирая на усталость и лень. Это настоящий подвиг! Но насколько же легче этот подвиг дается, когда у тебя физически меньше вещей. И в течение марафона это облегчение можно было ощутимо прочувствовать.
Еще очень сложно не просто выкинуть вещи на свалку, а как-то передать их с пользой. Для этого я специально нашла координаты благотворительного фонда.
Мои открытия во время уборки по Мари Кондо
Одно из главных открытий — выигрыш от хранения вещей по категориям. Мы живем в частном доме, и в течение дня я много раз бегаю между этажами. Так вот, хранение вещей одной категории строго в одном месте здорово экономит время и облегчает жизнь!
Документы до и после
Но, пожалуй, самое важное — это осознанный подход к вещам. Все вокруг кричит нам о том, что надо покупать-покупать-покупать и «наполнять» свое «Я» вещами, которые призваны сделать нас лучше, счастливее, полноценнее. А на самом деле это просто покупка барахла, мы не нуждаемся в этом. И если мы по памяти можем перечислить, что лежит в шкафу, то становимся свободными от гнета этих вещей и можем сосредоточиться на более важном.
Мне очень понравился марафон. Он не просто об уборке, а о том, что перемены в доме и мире начинаются с себя.
Анна Логовая: почему именно марафон?
— Первый раз я запустила марафон расхламления для себя, это было в 2016 году. Самостоятельно сложно не сорваться и доделать, а тут возникают обязательства и поддержка. Тем, кто решит избавиться от хлама самостоятельно, хочу дать несколько рекомендаций:
Что делать с вещами других членов семьи?
Самая частая проблема для семейных женщин с детьми — это вещи других членов семьи. Что делать, если с моими вещами все в порядке, я все кладу на место, а они — нет?
Мы с участницами марафона решили эту проблему так: первый месяц расхламления посвящаем исключительно своим вещам и своим зонам контроля. Весь этот месяц мы не покушаемся на чужие вещи и не пилим домашних за их хаос.
Это непривычно, но работает. Во-первых, за месяц без упреков большинство членов семей по своему желанию включалось в игру под названием «расхламление». Во-вторых, когда есть ваши идеально убранные углы — это помогает легче принимать беспорядок членов семьи. В-третьих, когда вы расхламили свою часть, то понимаете, в чем возникают сложности. Например, у пакетов нет официального места в доме, и поэтому их складывают где попало. Или дочери для хранения Лего не хватает контейнера или полки.
Как расстаться с дорогими вещами?
Многим участницам было сложно расставаться с дорогими, но не используемыми вещами (швейцарские часы с выпавшим камнем, брендовая куртка, которая уже мала). Чтобы было легче отпускать такие вещи, рекомендую начинать расхламление с того, к чему нет привязанности: аптечка, бытовая химия, бакалея, посуда, одежда другого сезона — и постепенно двигаться к более дорогим категориям.
Также сложно было выбрасывать вещи, к которым мы привязаны эмоционально: у одной участницы это были целые ящики детских рисунков и поделок, у другой — старые книги.
С такими категориями стоит поступить следующим образом: разобраться, что из этих вещей является семейной реликвией, а что — нет. К реликвиям и отношение соответствующее: поместить в рамку, в красивую коробку. Но важно понять: если все в доме — реликвии, то это не дом, а музей.
Одна из участниц сфотографировала рисунки детей и хранит их в цифровом виде, другая заказала красивую фотокнигу с фотографиями детей и их рисунками, третья из разного, не очень красивого бабушкиного серебра заказала брошь, которую теперь носит и вспоминает о бабушке.
После расхламления: новая работа и новая жизнь
Процесс расхламления для многих участниц оказался намного более глубоким, чем просто уборка. Никогда не забуду женщину, которая, разбирая свое белье, вдруг осознала, как на самом деле относится к себе. Посмотрела на себя глазами своего мужа. Первый раз за много лет она купила красивое удобное белье, потом поменяла работу, занялась собой и своим здоровьем и теперь, спустя два года, помогает другим женщинам.
Бакалея до и после
Кроме драматических осознаний в процессе расхламления каждый раз происходят чудеса: предложения работы, новые возможности. Одна из участниц год не могла продать туфли для танго, а как только выбросила ненужную обувь, на туфли нашелся покупатель. Другая очень быстро продала машину, третья купила сумку своей мечты.
Забавно, что за три года расхламления (до «Магической уборки» я пробовала и другие подходы) не было ни одного случая, когда бы выброшенная, подаренная или отданная вещь очень понадобилась, и я пожалела. Зато на место нелюбимых вещей пришли классные красивые, по-настоящему мои.
А еще натренированное умение чувствовать, какую эмоцию вызывает вещь, помогает слышать себя. Начинаешь прислушиваться к ощущениям вместо того, чтобы делать то, что надо. Разбираешься, кому надо, для чего. Каждый раз жду начала марафона даже больше, чем участницы: они и не догадываются, что за маленькими ежедневными заданиями скрывается практика осознанности.
Гид по расхламлению: как за 5 минут в день добиться идеального порядка в квартире
Некогда читать? Смотрите видео про наведение порядка!
Максимально освободить жилище — это, пожалуй, главное при его обустройстве. В убранном помещении и комфортно, и уютно, и приятно находиться. Появляется простор, в считанные секунды можно найти любую вещь, не стыдно принимать внезапно нагрянувших гостей.
Более того, незахламленный дом легко привести в порядок, даже если по нему прошло торнадо в виде троих детей. И наоборот, невозможно убирать квартиру, лавируя между коробками на полу, свисающими с дверей рубашками и падающими с полок журналами.
Стопроцентный порядок — это удобно и красиво. А главное — вполне достижимо, хотя многие люди считают наоборот. Одни уверены, что на алтарь идеального дома нужно класть 24 часа в сутки, и, конечно, пасуют перед такой перспективой и не делают вообще ничего. Другие днями перекладывают вещи туда-сюда, воплощая в реальность страшный сон первой группы. Но есть и третья категория людей, у которых каким-то чудом «все по полочкам», и еще остается время жить и работать.
Подготовка к расхламлению квартиры
Поначалу наведение и поддержание чистоты требует такого же осмысленного подхода, как и другие сферы: бюджет семьи или ваша профессиональная деятельность. Здесь тоже нужна система, и, если вы никогда не задумывались о ней, перенимайте чужие идеи и наработки, а потом на собственном опыте выстроите подходящий именно вам стиль уборки.
Базовые составляющие порядка:
Фото: Instagram minimalism_and_ro
Споткнуться можно уже о первый пункт, потому что понятие «лишние вещи» очень размыто. Кроме того, загоревшись идеей избавления от них, освободить дом одним махом точно не получится. И не потому, что вещей много, а потому что мысль: «Эту кофту отдам, так как с момента покупки она не покидала дальний угол шкафа», — может озарить вас далеко не сразу.
Среди теоретиков домашней уборки прижился термин «расхламление» (второй вариант: «размусоривание»).
Фото: Instagram _maksimceva_a
Что значит расхламиться?
Это не мусор по квартире собрать, нет. Фантики от конфет, огрызки яблок, ярлыки от одежды, пустые флаконы, высохшие ручки, просроченные продукты не в счет. Это очевидный мусор, который выбрасывают все здравомыслящие люди.
Расхламиться по-настоящему — значит, выбросить или подарить вещи, которые:
При этом вы долгое время не расставались с ними, так как думали, что они еще пригодятся.
Фото: Instagram vselennayaporyadka
Очень здорово такой подход описан в книге «Магическая уборка» японского специалиста Мари Кондо (ее еще называют КонМари).
Кондо Мари «Магическая уборка. Японский метод навести порядок один раз и навсегда»
Запомните: кандидаты на выброс есть в любой квартире, в том числе у хозяев, которые никогда не страдали плюшкинизмом.
Фото: Instagram katyan_bertyan
Даже если по углам нет завалов, но вы любите затариться душистыми кремами для разных участков тела, одеждой на распродажах, декоративными статуэтками, которые вам кажутся атрибутом уюта, — поверьте, начав расхламляться и войдя в раж, вы будете выносить вещи мешками.
Очень помогает осознание: излишки, хранимые по принципу «вдруг пригодится», будут загромождать дом еще лет десять, а кому-то могут доставить радость уже сейчас.
Эпицентры хлама:
Фото: Instagram yulia.a.smirnova
С чего начать расхламление вещей
Первое, что стоит сделать, если вы решили «перезагрузить» свой подход к хранению, — выделить время на глобальное расхламление. Не обязательно освобождать за раз всю квартиру. Попробуйте сначала сделать это с одной комнатой, потом с другой, третьей и так далее.
Если объем работы слишком большой, можете записать на бумаге, что именно вам не нравится в каждой зоне. Неплохо бы заодно проанализировать причины появления беспорядка. Только так вы сможете предупредить его возникновение в будущем.
Если на обувнице в прихожей накапливаются ключи всех членов семьи, а вперемешку с ними и принесенные с улицы брошюры, то очевидно, что на стене у двери не хватает ключницы. А стоит положить хоть пару предметов на пустую поверхность, как она быстро заполняется чем попало. В том числе мусором, который просится на выброс. Американка Марла Силли, придумавшая систему по уборке дома «Флай леди», называет это хот-спотами — горящими точками.
Ключница Umbra Magnetter
Поэтому, проводя расхламление, старайтесь попутно каждому предмету найти его персональное место. Желательно не на открытой полке или подоконнике, чтобы не было соблазна подкинуть к одиноко лежащему пульту от телевизора парочку гаджетов и стопку бумаг.
Фото: Instagram crystal8fairy
Как это соотносится с расхламлением? Очень просто. Когда каждую вещь нужно убрать с глаз долой и аккуратно положить внутрь шкафа или в корзину на полке, встает вопрос: куда все девать? А никуда. Отбраковать лишнее и избавиться.
Основной принцип — маленькие шаги
В стремлении преобразить квартиру важно не перетрудиться. Иначе есть риск устать и «перегореть». Марла Силли рекомендует ставить таймер на короткое время, например, на 15 минут. И уделить их только своей цели, действовать быстро, ни на что не отвлекаясь. Перечитывать старые записи в дневнике или просматривать школьные фотографии лучше на досуге за чашечкой чая, но не во время уборки. Здесь таймер будет очень кстати: когда над душой висит его звонок через 15 минут, невольно ускоряешься.
Фото: Instagram orel_mua
В свободное время (в транспорте или в очереди) пропишите себе задание на каждый день по каждой зоне и придерживайтесь плана.
Да, все это может занять неделю и больше. Но зато вы обойдетесь без убийственных генеральных уборок, засасывающих в черную дыру выходные дни и свободные вечера.
Фото: Instagram organizator_prostranstva_nk
Чтобы не погрязнуть в уборке навечно, установите для себя предельный срок, когда вы хотите завершить расхламление. Он зависит от запущенности проблемы: кому-то хватит трех дней, а кому-то и три недели будет мало.
Для лучшей мотивации можно найти в соцсетях группы единомышленников и каждый день делиться с ними своими результатами. Если в группе несколько тысяч подписчиков, среди них обязательно найдутся постоянные читатели вашего дневника, которые будут вас «пинать» и брать с вас пример. Последнее, кстати, вдохновляет больше, чем любой «кнут».
Фото: Instagram makani.md
Деление вещей по коробкам
Не все вещи можно сразу убрать из дома. Некоторым приходится дожидаться своего часа, пока их отнесут нуждающимся, подарят подружкам или продадут. Подготовьте коробки для таких целей, подпишите их и наполняйте по мере расхламления. Когда коробки будут укомплектованы, не затягивайте и в ближайший выходной отдайте их по назначению либо выставьте объявление в интернете. Но то, что можно отправить в мусорку, выбрасывайте сразу же.
Valiant Набор короб картонный складной малый BCTN-2S
Одну коробку можно отдать под вещи, будущее которых пока не определено. Например, муж обещает разобрать непонятный клубок проводов, которые, возможно, и не нужны, но выбросить их без его позволения нельзя. Или вы сами умом понимаете, что вряд ли вернетесь к мини, но страдаете при мысли о прощании с любимой юбкой. Все спорные предметы кладите вместе, сделайте пометку на коробке: «Разное» или «Рассортировать». Вернитесь к ней через месяц или два. Скорее всего, принять решение будет проще.
Фото: Instagram ideivdome
Примеры расхламления для хозяек
Мари Кондо любит повторять: приносите в дом и убирайте из него вещи осознанно, ориентируясь не на сиюминутные симпатии к ним, а на то, как это будет смотреться в интерьере, действительно ли они вам нужны.
Бижутерия
Яркая бижутерия часто покупается под настроение и так же легко отправляется в забытье. Если душа к украшениям уже не лежит, пора прощаться. Наверняка когда снова захочется сочных красок, старые серьги, бусы и браслеты, будут не актуальны: захочется других расцветок, дизайна и фактур.
Фото: Instagram easy.board
Упаковка
Дачники знают, какая это боль — видеть, как летит в мусорку упаковка от продуктов, ведь ее можно приспособить под рассаду. И все же дом — не место для складирования подобной тары. В крайнем случае, унесите ее на балкон, а лучше — в гараж или на дачу.
Фото: Instagram cveti_v_sady
Пакет с пакетами
Просто так выбрасывать полиэтилен сразу по возвращении из магазина не экономно и не экологично. Многие хранят это добро в пластиковом пакете, который бесконечно разрастается. Лучше купить красивый пластиковый контейнер для хранения пакетов (есть в магазинах товаров для дома). В него особо много не положишь, так что придется бороться с излишками: использовать магазинные пакеты для выноса мусора, брать их с собой за покупками, а то и вообще перейти на эко-сумку.
Фото: Instagram house_shopping_ukraine
Кухонные мелочи
Визуально захламляет пространство и утварь на рейлингах, многочисленные тарелки, крупы, моющие средства на столешницах. Проредите их, наверняка вам действительно нужно далеко не все. То, что решили сохранить, можно поставить в шкафчики, но не на виду.
Фото: Instagram deinega_yolia
Вырезки с рецептами лучше подклеить в одну тетрадь, а то и выбросить — на все случаи жизни есть интернет.
Текстиль с невыводимыми пятнами — зло. Он дает надежду, что вот-вот вы все отстираете, но проходит год, а неопрятная тряпочка так и кочует из стиральной машинки в комнату и портит настроение.
В кухне «под раздачу» могут попасть чашки, тарелки, столовые приборы, разделочные доски, сковородки независимо от степени их износа. Набор приборов, часть которых потерялась, лучше обновить. Когда придет время застолья, разнокалиберная сервировка будет смотреться провально.
Фото: Instagram veryscandi
Представьте, какой бы вы хотели видеть свою кухню. В каких цветах, в каком стиле? Если вы подолгу не можете отвести глаз от монохромных скандинавских интерьеров, избавьтесь от блюд с египетскими фараонами и чайника с хохломой. Купите такое же блюдо, но однотонное либо с простым геометрическим рисунком.
Фото: Instagram uyut_shkaf
А если мечтаете о хай-теке, то самое время раздарить эмалированные кастрюли в горошек и скатерть с подсолнухами. Даже если все это куплено недавно и сверкает новизной.
Что нужно выбросить обязательно
С чем распрощаться? С неинтересными книгами, магнитиками на холодильнике, статуэтками на открытых полках, а также фоторамками, свечками, если их слишком много и они вас раздражают. Подумайте, какой декор вам действительно нравится, его и оставьте, докупите.
Дополнительный список «ненужностей»:
Фото: Instagram gingermadebread
Что делать с брендовыми вещами и антиквариатом
Если к понятию «хлам» подходить с позиций Мари Кондо (не нравится, некрасиво, не используется и так далее), то окажется, что расстаться надо и с хорошими брендовыми вещами, которые вы почему-то не носите, и с пережившим несколько поколений прабабушкиным сервизом, который, подобно музейному экспонату, занимает лучшее место в серванте и не используется даже по праздникам.
Фото: Instagram antique_holland
Вот здесь очень важно сгоряча не наломать дров и не выбросить лишнего, иначе можно пожалеть о затеянном расхламлении и больше не вернуться к нему. Потому и есть смысл освобождать квартиру постепенно, с четким пониманием: это надо, а это нет.
Начинать лучше с мелочей: швейных принадлежностей, аптечки, косметики. И постепенно переходить к более крупным вещам, постоянно оценивая их: нравится или не нравится.
Родителям сложно выбрасывать поделки и рисунки своих маленьких детей, но с годами их накапливается несметное количество. Оставьте лучшие или самые значимые для вас, подпишите, когда они были сделаны. Можно выделить под них небольшую коробку и иногда пересматривать вместе с ребенком. Можно все сфотографировать и хранить в цифровом виде. А можно сделать галерею в большой раме на стене — будет необычно.
Фото: Instagram happy_life_246
Аналогично разберитесь и с реликвиями. Часть продайте или отдайте родственникам, а самые дорогие вам оставьте и красиво оформите. Если это несколько старинных икон, создайте свой «красный угол». Если это резная тумбочка ХIХ века, подумайте, как ее вписать в интерьер. Некоторые современные стили (например, скандинавский) очень любят антикварные вкрапления.
Фото: Instagram linari.decor
Второй этап расхламления дома
Когда основной этап пройден, можно приступать к следующему: иногда устраивать мини-марафоны по избавлению от лишнего — установить таймер на 5-10 минут и пробежаться по квартире с пакетиком в руках. Все, что подпадает под представленное выше определение хлама, складывайте туда. После звонка будильника, разложите содержимое по коробкам. Главное — не возвращать ничего на прежние места.
Можно держать рядом несколько пустых пакетов/коробок и сортировать сразу же. Инвентарь для уборки — ведро с чистой водой, тряпка для пыли, пылесос — тоже пригодятся. Тогда вы заодно смахнете паутину и протрете потаенные уголки, в которые рука человека дотягивается раз в год.
Пылесос Philips FC9573 PowerPro Active
Еще лучше — сделать своей привычкой избавляться от ненужных вещей сразу по мере их обнаружения. Тогда и 15-минутки не понадобятся.
Это не потребует времени вообще, но вот контроля за собой — да. Ведь, бывает, найдя в ящике маленькие по размеру детские футболки, мы кладем их обратно с мыслью: «потом рассортирую». Нет, кладите их сразу в коробку с надписью «Подарить». Наткнулись взглядом на нелюбимый календарь? Тут же снимите его со стены. Попала в руки надколотая чашка? В ведро без колебаний.
Фото: Instagram love_scandi
Это только поначалу будет казаться странным вам и домочадцам. Потом привыкнете, и станет сложно жить по-другому, среди нелюбимых и некрасивых вещей. Правда, с личным пространством членов семьи будьте осторожны. Можете применить свой дар убеждения, но решать, что выбрасывать, а что нет, должен только владелец вещи.
Не исключено, что через время дети, супруг и родители, увидев результаты вашей уборки, тоже захотят порядка в своих зонах. И с радостью к вам подтянутся. А подумайте, может быть, им просто не хватает предметов для хранения? Если их докупить, часть завалов точно исчезнет.
Фото: Instagram gingermadebread
Расхламление и организация пространства
Золотое правило: держите вещи там, где вы ими пользуетесь, а не там, где они по логике должны храниться. Нет смысла каждый день разгребать на кухонном столе завал из ручек, блокнотов и стикеров, если у вас хоум-офис там, а полки для канцелярии в гостиной. Лучше поставьте красивый контейнер для мелочей рядом со столом.
Если хранение организовано удобно, у вещи много шансов вернуться на место после использования. А ведь хаос в доме создают именно неприкаянные предметы. Каждая полочка в доме, ящик, коробка должны иметь свое назначение: для книг, кремов, браслетов, носков, ремней, сумок, полиэтиленовых пакетов и так далее.
Фото: Instagram woman_com
Не допускайте смешения категорий, иначе порядку конец!
Если вещей слишком много, а мест для хранения не хватает, купите разделители, органайзеры, маленькие корзинки и обеспечьте отдельную ячейку для каждой категории.
Коробки могут стать спасением на разные случаи. В них удобно хранить вещи в шкафу: уборки минимум, пыли тоже, а вид аккуратный. Коробка в гостиной под журнальным столиком «спрячет» пульты, журналы, вязание, очки — все, что обычно создает бардак. А «за картоном» на холодильнике можно хранить редко используемую технику. Идеально, если коробки по стилю одинаковые и подходят к интерьеру.
Фото: Instagram harmony_order
Помогут вам и самые обычные крючки. Иногда сумки валяются только потому, что никто не сообразил прикрепить в шкафу вешалку для них. Органайзеры тоже удобно размещать на крючках в любых удобных для вас местах. А накладная вешалка на внутренней стороне двери примет на себя вещи, которые не планируете стирать, но и не хотите убирать в шкаф.
Фото: Instagram ikea_room
Системы хранения своими руками
Когда нет места для контейнеров, пакеты с zip-замком хороши для круп, а также для медикаментов, гвоздиков, батареек и прочей мелочи — все на виду и при этом рассортировано.
Фото: Instagram 1orgschool
Пластиковые лотки для бумаг подходят для вертикального хранения рулонов на кухне: пергамента, фольги, пищевой пленки. А еще для губок, тряпочек, маленьких бутылочек.
Задекорированная картонная упаковка станет хорошей подставкой для канцелярии.
А литровые стеклянные банки от консервации — емкостью для сыпучих продуктов (украшенные красивыми ярлыками и фурнитурой, они удивят даже ценителей интерьерных изысков).
Фото: Instagram la_recomend
Перфекционисты могут красиво подписать, где что находится. Хэнд-мейд этикетки, например, из грифельной бумаги — это вообще отдельный вид искусства, который украсит дом. И, конечно, они сориентируют домочадцев, где стоят специи, а где искать мелочь на проезд.
Места «обитания» некоторых вещей могут быть странными на первый взгляд. К примеру, некоторым людям удобно держать полотенца для рук в ящике на кухне, а не в шкафу с остальным текстилем. У молодых мам коллекция кремов для лица и рук может лежать в ящике детской кроватки, ведь именно там они часто проводят уходовые процедуры перед сном, общаясь вечером с ребенком и читая ему сказки. «Зарядка» для телефона тоже может лежать в этом комоде — чтобы читать, если ребенок спит вполглаза и долго не отпускает.
Места хранения не статичны, они меняются в зависимости от условий жизни, графика работы и личных предпочтений. Поэтому раз или два в год можно проводить ревизию и пересматривать сложившуюся систему. О том, что она перестала работать, будет сигнализировать появление новых локальных завалов.
Фото: Instagram harmony_order
Поддержание порядка
Мало придумать, что куда положить. Надо еще приучить себя класть все на место, выработать привычку. Это несложно.
Периодически, заходя в ту или иную комнату, окиньте ее взглядом: что не так? В спальне ребенок кинул пижамку и книжку на пол, а муж оставил на подоконнике мухобойку и наушники? Все сгребаем в охапку и разносим по местам. На автомате.
В кухне принцип тот же: что не так? Чашки скопились на столешнице? В шкафчики. Пол усеян кубиками и паззлами? На столе куча из блокнотов, ручек, визиток? По коробкам.
Личные вещи, валяющиеся на виду, в случае внезапного визита гостей могут поставить вас в неловкое положение. Так что белье, документы, деньги, средства гигиены тем более нужно сразу класть по местам.
Если разгребать мини-завалы по мере их появления, на это уходит пара минут — пока закипает вода на плите. И в доме всегда порядок. Кстати, очень часто во время этой пары минут находится очередной претендент (и не один) на расхламление.