Расходы на потребление и потребительские расходы в чем разница
Рассматриваем понятие «потребительские расходы»
Потребительские расходы – это вместе взятые затраты на оплату услуг и товаров. Расходы на потребление – это составная часть общенационального товара; суммарные затраты домашних хозяйств на товары и услуги продолжительного или краткосрочного пользования, которые были выпущены внутри государства и привезённые из-за границы. Подробнее смотрите здесь: потребительские расходы, тут Вы также увидите, что суть потребительских расходов заключается в суммарном выражении всех повседневных затрат на услуги и товары независимо от условий оплаты, частично или в полном объеме, по истечению исследуемого периода и определялось ли их употребление в самом хозяйстве. Потребительские расходы включают в себя затраты на приобретение продуктов питания (сюда же входит оплата продовольствия за пределами дома), спиртных напитков, товаров непродовольственной группы, а также оплату всякого рода услуг, в том числе и коммунальных. Индикаторы общего спроса, обстоятельства, изменяющие направление кривой общего спроса. Трансформация покупательских затрат определяются будущими перспективами.
Конфигурации расходов на потребление, имеют существенные отличия не только у отдельных людей, но и в различных государствах. Существует странное свойство, выражающееся в том, что в зажиточных державах домохозяйства расходуют на питание гораздо большие суммы в абсолютном их выражении, чем в развивающихся странах, зато у вторых на продовольствие выделяется значимая часть семейных бюджетов. Снижение расходов на потребительские нужды и увеличение коэффициента полезного действия посреднических организаций могут стать результатом разных, но, относящийся к оптимизации предприятия и методике прохождения товародвижения. Но успех преобразований увеличивается при подобающем общественном развитии.
Кривая затрат определяет отношение расходов на потребление к прибылям в их движении. Кривая накопления демонстрирует соотношение накопленных ресурсов к прибыли в их движении. Значительная часть от совокупного объёма расходов на потребительские нужды, выпадают на долю услуг. На душу населения, отслеживающиеся статистическими учреждениями, затраты и их структура. В расходную статью вносятся все траты на содержание жизнедеятельности (исключая уплаты налогов и разного рода обязательных платежей), их размер обуславливается как прибылью, так и ситуацией сложившейся на потребительском рынке, который предоставляет реальную возможность для осуществления исполнения выгод народонаселения.
Методы и формулы подсчёта ВВП
Валовый внутренний продукт (ВВП) — сумма рыночной стоимости всей конечной продукции, произведённой на территории страны в течение календарного года. В расчёт берутся все сферы экономики, а также товары, произведённые как для внутреннего потребления, так и для экспорта.
Размер ВВП по разным периодам можно найти на сайте Росстата. Подсчётами занимается Госкомстат, ежемесячно уточняя данные. На их основе делаются выводы не только об объёмах производства и покупательской активности населения, но и о распределении ВВП.
Расчёты делаются тремя основными методами, о которых пойдёт речь ниже. Зная методы подсчётов, можно понять, как формируется ВВП, что в него входит и какая зависимость между развитием производства, развитием экономики и уровнем жизни населения.
Каждый из трёх видов расчётов должен привести к одному результату, но попутно каждый из них решает дополнительные задачи, поэтому выбор зависит от поставленных задач.
Валюта расчёта может быть разной:
Метод добавленной стоимости (производственный)
Для подсчёта ВВП берутся только конечные товары и услуги, чтобы исключить задвоение в расчётах и завышения ВВП. Промежуточные товары, которые являются сырьём для производства конечной продукции, во внимание не берутся.
Например, столярная мастерская производит стулья.
Рыночная стоимость стула будет включена в расчёт ВВП, а доски, из которых делались стулья нет, поскольку это промежуточная продукция и её цена уже заложена в окончательную стоимость стула.
Конечные товары и услуги:
Чтобы исключить задвоение, в подсчётах применяют метод добавленной стоимости. То есть, вычисляют разницу между ценой продукции и затратами на её производство (материалы, инструменты, топливо, электричество, услуги других фирм). ВВП страны — сумма добавленных стоимостей всех фирм из всех отраслей производства. На значение будет влиять размер наценки и затраты. Поднять добавленную стоимость можно за счёт увеличения наценки, что отразится на конечной стоимости, либо сократить затратную часть.
Формула расчёта ВВП производственным способом:
ВВП = сумма ВДС + ЧНП, где
Приведём простой пример.
Подставляем данные в формулу:
ВВП = (200 — 60) + (10 — 4) = 146 млн рублей.
Метод расчёта по расходам
В таком методе расходов суммируются расходы всех экономических субъектов на приобретение конечной продукции. Логически этот метод вытекает из предыдущего. Там мы считали по произведённой конечной продукции, а здесь по потреблённой. Здесь учитывается обеспечение бюджетной и военной сферы, нововведения в производстве и прочее.
В расчётах участвуют:
Источник: gks
Метод расчёта по доходам
Метод основан на суммировании доходов всех субъектов (зарплата, иные доходы, рента и прочее), которые осуществляют свою деятельность на территории страны. Получается, что при этом методе надо учитывать в том числе и доходы нерезидентов, если они получены в географических границах государства. Кроме основной задачи, этот метод показывает дефицит производства или излишки обеспечения.
После продажи продукции добавленная стоимость переходит компании и формирует факторный доход.
Чтобы организовать производство, компании должны приобретать различные факторы производства. Благодаря этому наёмные рабочие получают зарплату, собственники помещений — арендную плату, собственники денег — процент, что становится доходами уже для них.
Фото: inftaiga
Доходы, которые используются в подсчёте ВВП:
Кроме всего перечисленного в расчёте ВВП по доходам включаются амортизационные отчисления, которые относятся к добавленной стоимости, а не к факторному доходу.
Итак, формула расчёта выглядит так: ВВП = зарплата + процент + рента + доходы собственников + косвенные налоги + прибыль + амортизация
В каждом из методов есть ряд показателей, которые не используются в подсчётах:
Все три метода должны в итоге давать одинаковые результаты. Оценки ВВП пересматриваются, что выражает цикличный метод подсчётов. На первом этапе анализируются первичные отчёты и прогнозы для быстрой оценки ситуации в стране, динамики развития и объёмов производства. Затем данные уточняются. Наиболее важным показателем является годовая оценка. Для этого создан “Регламент разработки и представления данных по валовому внутреннему продукту”, в котором определены методы подсчёта и сроки сдачи данных.
Макроэкономическое равновесие
2.3. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса
В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Хn):
Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.
Потребление как составная часть AD
Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.
Модели потребительского поведения
Существуют некие усредненные модели поведения потребителей, например такие, как схемы Энгеля, по имени открывшего их статистика XIX в. Эрнеста Энгеля. Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. Так, по мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут также и сбережения.
Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:
Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Определим потребление как часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг.
Сбережения как составная часть дохода
Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода.
Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога, как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок, как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.
Из российской практики: Склонность российского населения к сбережениям
Функции потребления и сбережения
Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:
Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).
Склонность к потреблению и сбережению
Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций потребления и сбережения, необходимо ознакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».
Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.
Средняя склонность к потреблению и сбережению:
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.
Предельная склонность к потреблению и сбережению
Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.
Предельная склонность к потреблению и сбережению:
показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост потребления (DС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;
показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост сбережения (DS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.
Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению ( MPS ) для любого изменения дохода всегда равна единице:
Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:
Показатели предельной склонности к сбережению ( MPS ) и предельной склонности к потреблению ( MPC ) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.
Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей MPC и MPS могут быть представлены в следующем виде.
где | с | — | автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода; |
MPC | — | предельная склонность к потреблению; | |
Y | — | доход; | |
T | — | налоговые отчисления. |
где | s | — | автономные сбережения; |
MPS | — | предельная склонность к сбережению. |
Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то MPC и MPS есть не что иное, как производные этих функций (DС/DY; DS/DY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения (cм. рис. 2.7, 2.8).
Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD)
Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:
Зависимость инвестиций от совокупного дохода можно представить графически (рис. 2.9).
Объясняется такая зависимость тем, что рост ВВП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.
Факторы, влияющие на инвестиции
Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.10), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.
Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие:
Государственные расходы и чистый экспорт как составная часть AD
Макроэкономическое равновесие
2.3. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса
В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос (Y), стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (Хn):
Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.
Потребление как составная часть AD
Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.
Модели потребительского поведения
Существуют некие усредненные модели поведения потребителей, например такие, как схемы Энгеля, по имени открывшего их статистика XIX в. Эрнеста Энгеля. Их называют также «качественными схемами поведения». В соответствии с ними по мере роста доходов общее потребление благ нарастает, но в разных пропорциях. Так, по мере роста доходов сокращается удельный вес расходов на питание, зато увеличиваются расходы на отдых, развлечения, путешествия, растут также и сбережения.
Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С. Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:
Итак, потребительское поведение изменяется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Определим потребление как часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг.
Сбережения как составная часть дохода
Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода.
Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога, как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок, как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.
Из российской практики: Склонность российского населения к сбережениям
Функции потребления и сбережения
Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:
Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).
Склонность к потреблению и сбережению
Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций потребления и сбережения, необходимо ознакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».
Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.
Средняя склонность к потреблению и сбережению:
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.
Предельная склонность к потреблению и сбережению
Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.
Предельная склонность к потреблению и сбережению:
показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост потребления (DС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;
показывает, какая часть прироста дохода (DY) используется на прирост сбережения (DS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.
Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению ( MPS ) для любого изменения дохода всегда равна единице:
Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:
Показатели предельной склонности к сбережению ( MPS ) и предельной склонности к потреблению ( MPC ) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.
Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей MPC и MPS могут быть представлены в следующем виде.
где | с | — | автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода; |
MPC | — | предельная склонность к потреблению; | |
Y | — | доход; | |
T | — | налоговые отчисления. |
где | s | — | автономные сбережения; |
MPS | — | предельная склонность к сбережению. |
Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то MPC и MPS есть не что иное, как производные этих функций (DС/DY; DS/DY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения (cм. рис. 2.7, 2.8).
Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD)
Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:
Зависимость инвестиций от совокупного дохода можно представить графически (рис. 2.9).
Объясняется такая зависимость тем, что рост ВВП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.
Факторы, влияющие на инвестиции
Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.10), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.
Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие:
Государственные расходы и чистый экспорт как составная часть AD