Расклейщик объявлений что нужно знать
Расклейщик объявлений что нужно знать
1)Вы решили, что Вам нужна расклейка объявлений? Отлично! А теперь подумайте еще раз – Вам в самом деле нужна расклейка? Насколько это эффективно для Вашего бизнеса? Этот вид рекламы не всегда целесообразен. Расклейка имеет смысл для таких услуг:
Риелторские услуги (сдаю, снимаю)
Услуги Интернет-провайдеров
Компьютерный сервис
Домашний сервис: двери, окна, шторы, ванны, обивка мягкой мебели, бытовой ремонт и т.д.
Малого бизнеса, работающего в определенном районе (различные курсы, специализированные магазины, стоматологии, кафе, парикмахерские и т.п.)
Только, если вы уверены, что расклейка подходит для рекламы вашего бизнеса, переходим к следующему вопросу: как правильно расклеивать объявления?
2)Правильное планирование — это наше все! Как известно, если супер-профессионал купит лучшую удочку и крючок, отличных червей и сядет рыбачить у унитаза – ни одной рыбки ему не поймать. Поэтому, прежде всего, необходимо ответить на следующие вопросы:
К кому мы обращаемся?
Где и как часто бывает наш, пока еще, потенциальный клиент?
3)Где можно расклеить объявления? Вариантов – море, эффективных – всего несколько.
Во-первых, район. Лучше выбрать спальный район, старайтесь избегать места возле телефонных будок, подземных переходов, углы зданий районной администрации, налоговой инспекции, отделений милиции. Во-вторых, само место расклейки объявлений. Самые традиционные места расклейки (они же и самые эффективные) — это доски возле подъездов, остановки, столбы (особенно расположенные на пути от домов до магазинов, садиков, остановок, школ).
4)Какой выбрать формат? На большом формате, можно разместить больше текста, на маленьком – соответственно меньше. Формат нужно выбрать так, чтобы текст легко читался, но его не было много. Естественно по стоимости тиражирования, дешевле обходится печать меньшего формата. Самый оптимальный формат — это А5 (половина А4). Прочесть несколько строчек на таком формате человек сможет с приличного расстояния. Но А6 формат тоже довольно эффективен, если разместить минимум текста.
5)Сколько необходимо отрывных талончиков? Существует стереотип, что чем больше отрывных талончиков на объявлении – тем лучше, мол, больше людей смогут оторвать их. Давайте не будем заблуждаться по этому поводу. На одно объявление обычно приходится не более трех заинтересовавшихся людей. То есть отрывных язычков должно быть максимум 5 (для А5 формата), а свободное место лучше использовать для указания услуги.
6)Как распечатать объявления для расклейки? Вот три основных материала для печати объявлений: белая бумага, цветная бумага, самоклейка. Печать на белой бумаге, конечно, самая дешевая. Но мало чье внимание она сможет привлечь. Но если проявить немного изобретательности, и напечатать объявления на той же белой бумаге, не только черным, но и красным цветом, результат впечатляет, а вот стоимость практически не меняется. Печать на цветной бумаге немного дороже, но яркие цветные листочки (особенно при использовании одного и того же цвета) бросаются в глаза. Печать на самоклейке – самая красивая: используется полноцветная графика и глянцевая бумага, и стоит на порядок выше. Но, если Вы планируете размещение объявлений на улице, где максимум через неделю они будут сорваны или заклеены, подумайте, стоит ли использовать самоклейку.
7)Какой написать текст? В порыве рассказать человеку обо всех несомненных достоинствах Вашей компании, не забывайте, что люди не выходят на улицу, чтобы прочесть Ваше объявление. В лучшем случае они стоят рядом несколько минут (на остановке, у подъезда), но обычно – просто идут мимо. Текст должен быть коротким, четким, простым. Основную фразу выделите жирным шрифтом. Помните о том, что текст должен «достучаться» до человека!
Работа: расклейщик объявлений. 11 советов для начинающих.
Найти работу мечты не так просто: какие-то варианты не устраивают вас, другим же потенциальным работодателям вы сами можете не понравиться как работник. В этой статье рассмотрим не очень серьезное место работы, но многие подростки и студенты начинают этого вида деятельности.
С детства, лет с двенадцати, наблюдая пример прилежной работы родителей, я испытывала непреодолимое желание наконец-то попробовать себя в области трудоустройства, испытать на себе удовлетворение от своей деятельности, внести свой маленький вклад в бюджет семьи.
Когда мне исполнилось пятнадцать, моя подруга стала подрабатывать. Она расклеивала объявления по заказу одной маленькой фирмы. Я ей активно помогала: ей не скучно, и мне интересно! Так я узнала все секреты и нюансы этого вида трудовой деятельности. И теперь открою их вам!
1. Как найти работодателя?
Мы узнали о нашем будущем заказчике от дальнего знакомого. Дело в том, что одной небольшой фирме по производству пластиковых окон требовалось распространить по городу как можно больше рекламных листовок. Но это не единственный вариант: в газетах много предложений по данному виду заработка.
Она зависит от количества расклеенных вами объявлений. Из издания «Бесплатные объявления» я узнала, что обычно она составляет 0,5 рубля за штуку. Кстати говоря, нам платили по рублю за одну листовку.
3. Куда приклеивать?
На стенды, установленные во дворах многоквартирных домов. В небольших городах этих стендов очень мало, поэтому приходится использовать фасад частных домов. Естественно, это раздражает их владельцев. Ведь им придется избавлять свой свежевыкрашенный забор от вашего самодельного, но сильнодействующего, клейстера. О нем, кстати, позже.
4. Остерегайтесь бабушек!
В данном виде деятельности есть доля адреналина. Как бы смешно это не звучало, будьте на стороже! Бывало, к нам с подругой подходили люди, которые требовали прекратить загрязнение окружающей среды. Почти всегда это были женщины пожилого возраста. Некоторые выражали претензии, даже если мы делали свое «черное» дело не на их заборе. Случались ситуации, когда мы решали, что лучше будет срочно уйти.
5. Какой объем работы нужно выполнять?
6. Лучшее время суток для работы.
Как правило, работали мы с 6 до 8 утра. Сочли это время самым удобным для работы, потому что, когда мы только начинали, было непривычно ходить с ведерком от майонеза, щедро наполненным клейстером, а в это время суток на улицах меньше всего людей. А потом поняли, что если выходить рано, то вероятность нарваться на разъяренного человека, чей забор ты «осквернил», значительно меньше. Если не успевали выполнить требуемый объем, приходилось работать вечером с 8 до 10.
7. Трудоустройство по ТК РФ?
8. Как прикрепить флаер?
9.Как варить клейстер?
По вечерам мы с подругой варили особый клейстер, который понадобится нам для работы на следующее утро. Для его изготовления нужно немного воды, муки, соли и желатина. Рецепт: вылить в кастрюлю 6 стаканов воды, разбавить в ней 10 грамм желатина, добавить 3 стакана муки и 2 десертные ложки соли, довести до кипения, оставить на 5 минут. Со временем вы приноровитесь и научитесь определять «на глаз» наилучшее соотношение ингредиентов. От этого зависит степень густоты.
10. Какой приготовить инвентарь перед первым трудовым днем?
Список:
1) клейстер;
2) двухлитровая тара;
3) малярная кисть среднего размера;
4) большая сумка;
5) листовки (их выдаст работодатель).
11. Возьмите подругу или друга.
Вы удивитесь, насколько веселей будет совместное времяпрепровождение при таком необычном виде деятельности. Например, мы все время разговаривали, смеялись над тем, что ходим по городу с несколько нелепым видом, а потом делали очень умный вид, когда наносили клейстер на столб для очередного объявления, если за нами кто-то заинтересованно наблюдал.
В заключение могу сказать, что в компании работа показалась достаточно приятной, а оплата для нашего пятнадцатилетнего возраста была приемлемой. Вдохновляла сама возможность заработать первые карманные деньги. Но это можно считать только подработкой, подходящей для подростков и студентов, а в зимний сезон от расклейки объявлений вообще стоит отказаться.
Расклейщик объявлений
Расклейщик объявлений: неоправданный риск для доверчивых соискателей
Работа (или подработка) без специальных навыков – многие соискатели сталкивались с подобным видом услуг работодателей. Какие варианты сюда входят? Разнорабочие, дворники, уборщицы, курьеры… расклейщики объявлений.
Вот как раз о последнем из перечисленных видов вакансий и пойдёт речь.
Кого может заинтересовать данная деятельность? Конечно же, в первую очередь пенсионеров (подработать к пенсии) и студентов (заработать на карманные расходы). Ну, и ещё каких-нибудь нелегалов, которых у нас в городе хватает.
А чем плохо? Свободный, ненормированный график, работа сдельная (насколько потрудишься – столько и получишь), никто не стоит над душой, не дёргает (благодать!).
Однако же, цель данной статьи не расхвалить всю предполагаемую романтику данного вида трудовой деятельности, а рассмотреть детально – всё ли так безоблачно, как кажется.
Наверное, замечали на улицах города молодых людей или девушек, бойко расклеивающих на мачтах городского освещения (то бишь, столбах) заветные листочки. И, конечно же, проходили мимо и забывали об увиденном. Ну, некоторые, может быть, ещё и усмехались про себя: «Вот работёнка-то! Бегай от столба к столбу и наклеивай…» А если ещё и учесть то, сколько на улицах любимого города этих самых пресловутых столбов…
Пожалуй, неплохой заработок складывается.
Но… это всё романтика. Ибо реальная специфика подразумевает и реальные результаты.
Начнём с того, что на сегодняшний день стоимость одной расклеенной листовки (объявления) варьируется от 50 коп. (это предельный минимум) до 1 руб. 20 коп. (это максимум, но в некоторых редких случаях не предельный).
Что обычно в текстах? Львиная доля всего расклеиваемого – это реклама. Причём реклама разного уровня: от серьёзных услуг какой-либо становящейся на ноги компании до мошеннических предложений фирм-однодневок.
Отсюда – невольно напрашиваются первые вопросы: несёт ли сам расклейщик ответственность за информацию в рекламе? Не становится ли он автоматически сам соучастником сомнительной деятельности какой-то мутной организации? И какую, соответственно, он несёт ответственность?
Ответ одного из юристов утешил:
– Ответственность несёт юридическое лицо (то есть, та фирма, которая нанимает расклейщиков). Сами расклейщики не виноваты, они лишь выполняют свои служебные обязанности.
Но штраф за расклейку объявлений, всё же, взимается (как с юридических, так и с физических лиц) в случае, если расклеивание производится вне специально отведённых для этого местах: на столбах, на зданиях, на заборах, на деревьях, на досках, принадлежащих государственным учреждениям, в вагонах и вестибюлях станций метро, на остановках общественного транспорта и других, проговорённых в нормативных документах местах.
Всё дело в том, что эти действия нарушают эстетический вид городских улиц. Именно поэтому они строго запрещены.
То есть выбор остаётся совсем небольшой. А именно: специально созданные для этого рекламные доски, щиты, стенды возле подъездов жилых домов и на остановках. Не густо.
В законе чётко прописано:
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырёх тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей. (См. ст. 14 п. 3 Кодекса РФ «Об Административных правонарушениях» и ст.19 Федерального закона «О рекламе»).
То есть все эти мальчики-девочки, метущиеся от столба к столбу – явные нарушители. И они, конечно же, об этом знают. Недаром выполняют свою работу скоренько и с оглядкой.
Но если прикинуть, сколько в городе всех этих «специально отведённых мест», то вообще станет жалко расклейщиков с их рабочей нормой расклеивания до тысячи листовок в день.
Где найти столько щитов? Или придётся охватывать территорию для расклеивания значительно большую, нежели какой-нибудь один предполагаемый район. Представьте – сколько придётся намотать километров пешим шагом в поисках объектов. И часто в самом начале этот момент не учитывается
И если хотя бы года три назад, как показывала практика, до штрафов в неположенных (наземных) местах дело не доходило, а просто ходили специально созданные дорожные бригады и обрывали эти объявления со столбов и остановок, мыли стены, то сейчас всё ужесточилось. Плюс ко всему выросли и штрафы.
По статистике в день отлавливается от пяти до двадцати человек. По сравнению с огромной армией расклейщиков это капля в море – кому как повезёт. В итоге – либо строгие предупреждения, либо административные наказания в виде штрафа.
Вы ещё желаете подобной подработки? И удастся ли вообще подработать?
Но если вы всё-таки не боитесь (надеясь на пресловутое «авось пронесёт»), то вот нехитрые советы (в рамках закона) самих работодателей, специализирующихся в данной области.
Во-первых, время расклейки. Необходимо учитывать тот факт, что дворники имеют привычку срывать объявления. Обычно они это делают по утрам в будние дни. Поэтому резонно планировать время расклейки на дневное время, а в пятницу и того лучше – объявления с большей вероятностью провисят до понедельника, а народ менее усталый в выходные с большей вероятностью обратит внимание.
Во-вторых, расклейка объявлений по ночам не рекомендуется, ибо может привлечь к себе дополнительное внимание полиции, так как патрули довольно часто разъезжают по ночному городу. К чему вам лишние неприятности и выяснения обстоятельств?
В-третьих, учитывая то, что объявления могут сорвать полностью, заклеить другими, то подыскивать новые места необязательно – обновляйте уже знакомые.
А также будьте повнимательнее – где расклеиваете, – чтобы с вами не произошёл недавний подобный трагикомичный случай, когда двое молодых людей были задержаны за расклейку листовок на северо-западе Москвы. Для агитации они выбрали забор, огораживающий территорию дислокации московского ОМОНа. У задержанных изъяли весь арсенал… листовок и вменили статью 8.12 КоАП г. Москвы (несанкционированное размещение информации на объектах), предусматривающую штраф до 2,5 тысяч рублей.
Однако же, и тут у расклейщика есть некоторый шанс.
Совет юриста:
– Сотрудник полиции, составляя протокол, вынося постановление о штрафе обязан доказать что именно вы клеили объявления. Если вы стоите рядом, а уже кто-то расклеил такие же объявления как у вас, то это не выявляет очевидным образом вашу вину. А экспертизу отпечатков на объявлениях вряд ли кто будет проводить.
То есть поймать можно только в момент расклеивания (мазанье клеем, разглаживание приклеенного объявления), а это достаточно сложно, ведь нужны будут свидетельские показания.
В момент составления протокола обязательно потребуйте копию (могут забыть дать), и копию постановления. Ни в коем случае не подписывайте постановление сразу, так как это автоматически становится признанием вашей вины. Только в таком порядке: протокол, затем постановление.
После вынесения постановления, никто не мешает вам обжаловать его в суде.
Отдельная тема – метро. О том, что там намного труднее работать, говорят следующие моменты:
во-первых, постоянно совершают рейды бригад по выявлению подобных правонарушений;
во-вторых, привлечённый им в помощь сотрудник правоохранительных органов может быть специально одет в штатское и возникнет совершенно неожиданно;
в-третьих, если расклейщик будет пойман на месте, свидетелей – полно, что и станет прямым доказательством его вины.
Многие работодатели подстраховываются (и правильно делают): при собеседовании чётко разъясняют правила расклеивания объявлений, составляют договор, в котором расклейщик расписывается. То есть если он отнесётся к своим обязанностям халатно и нарушит (преследуя уже свои меркантильные цели) общепринятые правила – разместит рекламу в запрещённом месте, и, соответственно, возникнут административные неприятности, то юрист фирмы покажет подписанный данным расклейщиком договор, где чётко прописаны обязанности работника и то, что он обо всём проинструктирован. В доказательство – подпись.
Виноват кто? Виноват в первую очередь расклейщик. Не факт, что сама фирма избежит штрафа, но шансы, что этого не случится или случится, но при меньшей финансовой потере (при умении юридических лиц договариваться между собой) возрастают. И только один человек не сможет «отмазаться» – сам непосредственно нарушивший.
Рекламный отдел. Собеседование.
Вопрос работодателю:
– А как же расклеить такое большое количество объявлений, если количество специализированных щитов в городе ограничено?
Ответ работодателя (с усмешкой):
– Ну… вот так… Думайте сами.
Как привлечь к ответственности расклейщиков объявлений?
На входе в подъезд у нас есть доска объявлений, но расклейщики ее будто не замечают. Они клеят объявления на стены, окна, двери, почтовые ящики и электрические щитки.
Между прочим, подъезд недавно отремонтировали, и мы с соседями скидывались на это сами. Никому из нас не нужна эта тупая реклама аварийного вскрытия замков и подключения к интернету.
Отодрать такие объявления почти невозможно. И почему наша уборщица — несчастная женщина, которая получает копейки, — должна этим заниматься?
Как бороться с незаконными объявлениями и реально ли привлечь кого-то к ответственности по закону?
Анастасия, вы правы, такая расклейка незаконна. Но чтобы наказать тех, кто портит ваш подъезд, нужно пройти семь кругов ада. Я расскажу сначала о том, как можно бороться с этим с помощью закона, а потом о способах, которые работают на практике.
Почему объявления на стенах считаются незаконными
Листовки, которые портят ваш подъезд, — это реклама, то есть информация, направленная на то, чтобы привлекать внимание к объекту рекламы и продвигать его на рынке. Если бы на них были сообщения информационного характера, например «Носите, пожалуйста, маски», такие листовки рекламой бы не были. Но фраза «Носите, пожалуйста, маски. Их можно купить в магазине „Забота“ за углом» — это уже реклама.
Порядок размещения такой рекламы определен законом. В теории наружную рекламу можно размещать только в специально отведенных для этого местах, например на щитах или стендах, если говорить о подъездах.
Обычно такие стенды есть в каждом подъезде. А если их нет, то это упущение УК. Она обязана установить информационный щит, где будет сообщать о своей работе и публиковать другие полезные для жильцов сведения. Такие щиты — это часть деятельности УК по содержанию жилья. То есть эти стенды жильцы уже оплатили. И фирма, которая хочет продвигать свои товары или услуги, может размещать объявления на информационном стенде. Для этого она должна обратиться к вашу УК за разрешением.
Но на практике никто так не делает. В лучшем случае объявления тихо клеят на стенд и никого не спрашивают. А в худшем — на стены, то есть в несанкционированных местах, как произошло у вас.
Как привлечь расклейщиков к ответственности по закону
Расклейка объявлений в несанкционированных местах в федеральном законодательстве никак не урегулирована. Зато такие нормы обычно есть в региональных актах. Например, в Москве действует кодекс об административных правонарушениях, статья 8.13 которого запрещает размещать объявления и иные информационные материалы вне специально отведенных для этого мест. В Петербурге тоже есть такая норма.
Кодекс об административных правонарушениях МосквыPDF, 655 КБ
Расскажу, как это выглядит в Вологодской области, где я живу. Формулировки в региональных КоАП похожи. Отличается только размер штрафов.
В КоАП Вологодской области есть статья 3.8 «Нанесение надписей, рисунков и графических изображений в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления». Она прямо запрещает расклеивать рекламу и рисовать там, где это не предусмотрено проектной документацией объекта недвижимости.
Штрафы выписывает административная комиссия при мэрии, но установить нарушителя должна полиция. По сути, неважно, куда писать заявление: в полицию или мэрию.
Ключевой нюанс, удалось ли задержать расклейщика с поличным. Если да, то все просто.
Например, кто-то из жильцов увидел, что неизвестный клеит объявления в подъезде. Вызвали полицию, приехал наряд и задержал нарушителя. Жилец или несколько жильцов написали заявление с требованием привлечь злоумышленника к ответственности. Вероятность, что он получит штраф, высокая — почти 100%.
Если расклейщик остался неизвестен
Бывает, приходишь вечером с работы, а весь подъезд заклеен красными листочками со словом «Скидки!». Кто это сделал, неизвестно.
Если позвонить в полицию, она, скорее всего, сразу не поедет на такой вызов, а передаст его участковому. Тот придет, когда ему удобно. Срок проверки — месяц. Возможно, участковый займется проверкой сразу же, но чаще мелкие и заведомо отказные материалы они берут в работу под конец срока.
Полиция начнет формальное расследование, участковый опросит соседей, посмотрит записи с видеокамер. Если никто ничего не видел, а на камере все мутное и человека не опознать, позднее по почте придет отказ в возбуждении административного дела.
Можно ли привлечь к ответу заказчика рекламы
Ни МВД, ни мэрия не будут искать заказчика расклейки по номеру телефона в объявлении. Говорят, сотовые операторы не раскрывают данные абонентов, а если и ответят на запрос, то владелец номера не признается и сошлется на происки конкурентов.
Не исключено, что работодателя назовет пойманный расклейщик. Тогда есть шанс, что составят два протокола: на физическое и юридическое лицо или ИП. Но очень часто расклейкой занимаются люди, которые не оформлены на эту работу официально и получают деньги наличкой в конце дня. Доказать факт их найма какой-либо организацией практически невозможно.
Представитель «Ростелекома» в суде пытался все отрицать и списать расклейку на происки конкурентов. Также ссылался на то, что жильцы злоупотребляют правом и пытаются за счет сторонней фирмы оплатить косметический ремонт подъездов. Компания оспаривала стоимость ремонта и утверждала, что нужно учитывать естественный износ.
Суд отверг все эти доводы. Так, УК доказала, что при снятии объявлений со стен подъездов они отходили вместе со штукатуркой, а убрать их с дверей лифтов и щитков без остатка не удалось. Поэтому и понадобился ремонт.
Арбитраж взыскал с «Ростелекома» 104 688 Р убытков в пользу управляющей компании, а также 4140 Р в счет расходов на уплату госпошлины.
Местные власти пробуют и другие способы борьбы с недобросовестными рекламодателями. В 2019 году в ряде регионов России власти начали испытывать новый способ борьбы с незаконной рекламой — автодозвон. Практически одновременно такие эксперименты начались в Воронеже, Уфе и Перми. Телефоны из листовок записывают проверяющие из мэрии и передают их в частную фирму, которая ставит номера на автодозвон.
Так, в Воронеже звонят в будни с 8 до 22 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни — с 9 до 22. По каждому номеру звонят 20 раз в сутки с интервалом 30 минут. Звонки продолжаются две недели или до тех пор, пока рекламодатель не придет в мэрию с повинной и не заплатит штраф. Кроме того, нарушитель должен снять все объявления.
Как еще можно бороться с расклейщиками
Мой подъезд регулярно заклеивали объявлениями с первого по пятый этажи, поэтому я расскажу о нескольких способах из своей практики.
Часто со мной соглашались, спрашивали точный адрес и обещали разобраться и все убрать, но ничего не происходило. Я перезванивал через три дня, разговор повторялся. Проходила еще неделя, потом две. Когда я снова звонил, никто не брал трубку.
Заявления в мэрию или МВД. Можно написать заявление в полицию или комитет по благоустройству мэрии. Лучше сразу жаловаться в полицию, потому что мэрия сначала все равно передаст материал в МВД. Если полиция найдет злоумышленников, потом материал попадет в административную комиссию мэрии.
Пишется обычное заявление: «Прошу привлечь к административной ответственности неизвестных лиц, которые 12 мая 2020 года расклеили в подъезде № 3 дома № 111 по улице Ленина рекламные объявления (фото прилагается)».
Я только два раза писал официальные заявления, и оба раза мне почти мгновенно приходили отказы. Власти ссылались на то, что установить заказчика расклейки невозможно.
Охота на расклейщиков. Это бесполезное занятие, которое к тому же отнимает много времени. К расклейщикам нельзя применять физическую силу, иначе могут привлечь за побои. Еще они очень проворные и хорошо чувствуют опасность. Если замечают, что из квартиры кто-то выходит и направляется к ним явно с недобрыми намерениями, то убегают.
Страшная месть. Одна контора взбесила меня своей наглостью. Они клеили объявления об аварийном вскрытии дверей день за днем, в том числе на двери квартир. Я позвонил по телефону, трубку взял мужчина, который сказал, что сам ездит на вызовы. Я попросил его убрать объявления, но он просто сбросил звонок. Я перезвонил, но никто не ответил. На следующий день я позвонил с другого номера и напомнил о себе. Он снова сбросил.
Так как никакой реакции не было, я взял еще одну симку и примерно через две недели сделал заявку на аварийное вскрытие замка. Заказал вскрытие несуществующего гаража в 15 километрах от города. Мы неоднократно созванивались с мужчиной, и он не узнал мой голос. Я объяснял ему, как проехать, когда он был за рулем. В итоге я завел его по убитой дороге в загородный гаражный кооператив, а потом выключил телефон.
Что в итоге
Если заметили в подъезде расклейщика объявлений, вызывайте полицию и обязательно пишите заявление. Не забудьте обратиться в мэрию. Возможно, они тоже смогут помочь.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.