Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать

Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать

Левкипп же и его приятель Демокрит учат, что элементы (стихии) – полное и пустое, называя одно из них бытием, другое – небытием. А именно, из них полное они называли бытием, пустое же и редкое – небытием. Эти элементы они считали материальными причинами существующих вещей. И подобно тому как почитающие лежащую в основе вещей сущность единым (первоначалом), производят прочие вещи из видоизменений её; точно так же и они, полагая началами всего происходящего редкое и плотное, утверждают, что причинами прочих вещей являются определённые различия в них. А этих различий, по их учению, три: форма, порядок и положение. Бытие различается только “очертанием, соприкасанием и поворотом” Из них очертание есть форма, соприкасание – порядок и поворот – положение. Например, А отличается от N формою, AN от NA – порядком, N от Z положением.

Атомы движутся, ударяя друг друга и ударяясь один о другой.

. Начала бесконечны по числу и их. называли “атомами” и считали их неделимыми и непроницаемыми вследствие того, что они “абсолютно плотны” и не заключают в себе пустоты.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Всё происходит по определению судьбы, так что эта судьба приносит силу необходимости.

. случай не является причиной чего-либо, но [всё] он относит к другим причинам, как, например, причиной отыскания сокровища [он считает] копание [земли] или посадку оливкового дерева, причиною же того, что был разбит череп лысого, орла, сбросившего черепаху, чтоб разбить её скорлупу.

Если кто-нибудь почувствовал жажду, выпил холодной воды и стал нездоров, то Демокрит считает причиною этого не случай, а жажду.

Всё существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира – одно и то же.

Причина вещей неясна для человеческого рассудка. Ибо одни вещи существуют по необходимости, другие – по определению судьбы, третьи – по решению нашей воли, четвёртые – сами собой.

Люди измыслили себе идол [образ] случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность. Ибо редко случай оказывает сопротивление разуму, чаще же всего в жизни мудрая проницательность направляет [к достижению поставленной цели].

Демокрит утверждал, что он “предпочёл бы найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол”.

. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же, – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь верх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения.

Начало Вселенной – атомы и пустота. Миров бесчисленное множество, а они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия, не разрешается в небытии. И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы вследствие твёрдости.

Демокрит из Абдеры. полагал, что искони в течение беспредельного времени всё вообще – прошлое, настоящее и будущее – совершается в силу необходимости.

[УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ]

. Из этого правила человек должен узнать, что он далёк от [подлинной] действительности (что от него действительность скрыта).

В самом деле мы ничего ни о чём не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть [результат] притекающих [к нему образов].

[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота.

В действительности мы не воспринимаем ничего истинного, но [воспринимаем лишь] то, что изменяется в зависимости от состояния нашего тела и входящих в него и оказывающих ему противодействие [истечений от вещей].

Много раз [мною] было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая [вещь] есть и такие свойства в действительности ей не присущи.

На самом же деле мы не знаем ничего, ибо истина скрыта в глубине [лежит на дне морском].

Остроте мышления зрение мешает.

Демокрит заставил ощущения так говорить против разума:

“Жалкий разум, взяв у нас доказательства, ты нас же пытаешься ими опровергать! Твоя победа – твоё же падение”.

Каждый день у людей новые мысли.

Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы.

Мудрый человек есть мера всего, что существует. И действительно, через ощущение он есть мера чувственно воспринимаемых (вещей) и через разум есть мера (умопостигаемых) предметов. Ибо каждая (вещь) измеряется первым и простейшим в данном роде; первое же и простейшее во всяком роде есть совершенство. Итак, совершенство есть начало самого познания любой вещи, следовательно, познание всякой вещи совершается в познании её совершенства.

…Над всем тем, что ускользает от взора очей, господствует умственный взор.

[УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ]

…[Люди] произросли из земли наподобие червяков, без всякого творца и без всякого разумного основания.

…Душа и ум одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы. Из форм самая подвижная – шарообразная. Таковы же [по своей форме] ум и огонь.

[Душа] – огнеподобное сложное (соединение) умопостигаемых (телец), имеющих сферические формы и огненное свойство, она есть тело.

. Атомы шарообразной формы вследствие того, что они по своей природе никогда не пребывают в покое, двигаясь, вместе с собой влекут и приводят в движение тело в целом.

. Душа состоит из двух частей; она – имеет разумную [часть], помещающуюся в груди, и неразумную [часть], рассеянную по всему телу. Главенствующую часть души [он разместил] в мозгу.

. Душа смертна, она уничтожается вместе с телом.

Душа и ум одно и то же. не может быть ни одного животного, которое было бы совершенно неразумным.

Всё имеет душу, и [даже] трупы, потому что в них всегда явственно находится нечто тёплое и способное ощущать, хотя большая часть [этого тёплого] и рассеялась.

[О БОГАХ И РЕЛИГИИ, ЭТИКА]

Демокрит говорит, что древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого – боги.

Если кто-нибудь с умом станет внимать моим изречениям, то он совершит много дел, достойных прекрасного мужа, и избегнет много дурного.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что бы ни делал, он не должен стремиться [делать] свыше своих сил и своей природы. Но, даже если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту, должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий достаток надёжнее, чем избыток.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.

Должно знать, что жизнь человеческая и ничтожна, и кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и главные усилия направить на действительно необходимое.

Счастье и несчастье – в душе.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь дома и образа жизни человека.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Быть хорошим [человеком] – значит не [только] не делать несправедливости, но и не желать [этого].

Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Доступный подкупу никогда не может быть справедливым.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно.

Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне не нравится.

Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.

. врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей.

От мудрости получаются следующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, говорить и хорошо поступать.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Большой ум, а не многознание должно развивать.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Женщина не должна заниматься болтовнёй. Это ужасно.

Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием.

Бывают женщины, которые, подобно идолам [образам], великолепны на вид своей одеждой и украшениями, но лишены сердца.

Немногословие есть лучшее украшение для женщины. Украшает женщину также отсутствие у неё нарядов.

По-моему мнению, не следует иметь детей. Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства, радостей же мало, и они притом незначительны и слабы.

Кому попался хороший зять, тот приобрёл сына, а кому дурной, тот потерял и дочь.

[ПОЛИТИКА]

Интересы государства должно ставить выше всего прочего и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось.

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо и для победителей и для побеждённых она одинаково гибельна.

Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства.

Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Приобретать деньги – не бесполезно, но добывать их неправыми путями – самое худшее дело.

Надежда на нечестную прибыль есть источник убытка.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребности они порождают.

Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание прибавлять к ним.

[ПЕДАГОГИКА]

Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает [человека] и нет никакой разницы, от природы или от времени и учения быть преобразованным [в такой вид].

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов сами собой производятся.

Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.

Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, а раннее воспитание и природа.

Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет благодетель, – стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.

Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок.

Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные.

Смелость есть начало дела, конец же его зависит от счастья.

Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своей противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья, благодаря своим страстям.

Литература

1. Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60–85, 137–171.

2. Антология мировой философии. Т.1, Ч.1. М., 1969. С. 322–346.

Источник

Методическая разработка по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии». Практическое занятие по теме: «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель» (стр. 2 )

Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелеватьИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать

3) Используйте философскую терминологию в процессе выполнения заданий.

4) Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

5) В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Требования к оформлению выполненных заданий

1) Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок.

2) Ответы могут иметь краткую или развернутую форму.

3) Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях.

4) Результаты выполнения заданий должны содержать:

ü номер практического занятия, в ходе которого выполняются задания;

ü наименование темы занятия;

ü цели выполнения заданий;

ü номер задания и номер вопроса;

ü ответы на вопросы, предложенные в заданиях;

ü список источников.

Образец оформления практических заданий

Практическое занятие №1

Тема: «Античная философия»

Цели выполнения практических заданий:

˗ определить значение античной философии в истории философской мысли и духовной культуре человека;

˗ научится выявлять онтологические и гносеологические проблемы среди других философских проблем;

˗ развивать навыки самостоятельной работы с философскими источниками информации, давать им критическую оценку;

˗ развивать умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т. д.

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т. д.

Выводы. Значение античной философии в истории философской мысли заключается в следующем: _________________.

Онтологические и гносеологические проблемы занимают в античной философии __________________ место.

В результате выполненных заданий я приобрел(а) умения:

ü самостоятельно извлекать знания из оригинальных философских текстов античных философов: __________________ (перечислить);

ü анализировать и оценивать философские источники информации;

ü формулировать собственные суждения;

ü высказывать собственное мнение и аргументировать его в корректной форме.

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1) О какой науке идет речь в данном отрывке?

2) Сформулируйте главную онтологическую проблему, которая решалась в античной философия?

3) Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю?

4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

«Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика»)

Задание 2. Ознакомьтесь с выдержкой из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2) Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

В мировой литературе в романе «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) впервые встречается фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Первоисточником являются слова древнегреческого философа Платона. В сочинении «Федон» Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».

Похожая фраза есть и у Аристотеля, который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Гераклита:

«Многознание уму не научит».

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы:

1) В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей постпозитивизма Л. Лаудана и Т. Куна с другой на проблему истины?

2) К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

Американский философ и методолог Ларри Лаудан, представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лаудана вопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом, непрагматическом смысле, то наука иррациональна (нерациональна). В то же время, Лаудан отрицает в научном познании не истинность как таковую, а ее значимость для ученого, который в своей повседневной научно-исследовательской деятельности руководствуется прагматическими (или наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы.

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1) К какому разделу философии можно отнести данное высказывание?

2) О каком уровне познания идет речь в высказывании?

3) Определите гносеологические корни философии, анализируя текст Аристотеля?

4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей из новой философской энциклопедии о Платоне и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2) Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Суть его кратко и наглядно представлена в произведении «Государства»: «…сама область умопостигаемого бытия делится на два класса по степени реальности: больший класс – подлинно сущее, вечные идеи, постижимые только умом, беспредпосылочно и интуитивно; меньший класс – предмет предпосылочного знания, прежде всего математических наук – это числа и геометрические объекты. Присутствие подлинного умопостигаемого сущего делает возможным бытие всех низших классов, существующих благодаря причастности высшему. Наконец, умопостигаемый космос единственная подлинная реальность, обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному началу, которое именуется богом, в «Государстве» – идеей блага или Благом как таковым, в «Пармениде» – Единым. Это начало – выше бытия, по ту сторону всего сущего; поэтому оно неизреченно, немыслимо и непознаваемо; но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним. Однако принцип единства, просто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением к нему предиката бытия оно станет уже двумя, т. е. множеством. Следовательно, единое – источник всякого бытия, но само по ту сторону бытия, и рассуждение о нем может быть лишь апофатическим, отрицательным». (Платон, «Государство»)

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Демокрита:

«Глупым [людям] лучше повиноваться, чем повелевать».

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы:

Источник

Методическая разработка по ОГСЭ.01 Основы философии

Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать

Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Смотреть картинку Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Картинка про Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать. Фото Раскройте смысл высказывания демокрита глупым людям лучше повиноваться чем повелевать

Филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОГСЭ.01 «Основы философии»

Практическое занятие по теме:

«Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.»

дисциплины Петухова Н.А

Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы философии». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практическое задание по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания выполненных практических заданий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Цели занятия, методы и средства обучения

Организационная структура занятия

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Система и критерии оценивания

Внедрение новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования происходит на основе модульного обучения, основанного на компетентностном и практикоориентированном подходах. В связи с этим меняются технологии и методы обучения, а также виды учебных занятий, в том числе по дисциплинам общего гуманитарного и социально – экономического цикла.

— умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

— определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

— определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

— сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В связи с этим возникает методологическая проблема: как реализовать требования Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования к формированию данных умений, поскольку они являются основой общих компетенций? Попытка решения этой проблемы привела к переосмыслению характера и роли семинарского занятия в процессе освоения гуманитарных знаний и осознанию необходимости проведения именно практических занятий.

Цель данной методической разработки – описание технологии проведения практических занятий по философии на примере одного учебного занятия по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.».

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

— разработка общей методики проведения занятия;

— построение оптимальной организационной структуры занятия;

— разработка практических заданий и методических указаний по их выполнению;

— разработка системы адекватного педагогического оценивания сформированных умений обучающихся.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей философии, истории, литературы, психологии общения, реализующих ФГОС СПО по специальностям всех профилей обучения.

Цели занятия, методы и средства обучения

Тема занятия: «Античная философия».

Место темы в структуре дисциплины. Тема является исходной и основополагающей в процессе изучения истории европейской философской мысли и общей философской проблематики.

Вид учебного занятия: практическое.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Литература».

1. Образовательная цель:

˗ определение значения античной философии в духовной культуре человека;

˗ распознавание онтологических и гносеологических проблем в спектре других философских проблем, выявление их специфики.

˗ формирование умения выявить и проанализировать проблему;

˗ формирование исследовательских навыков и компетенций;

˗ развитие навыков оценки и критического восприятия источников информации;

˗ развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

3. Воспитательная цель:

˗ формирование духовной и интеллектуальной культуры будущего специалиста.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Длительность занятия – 90 мин.

Технические средства обучения:

˗ компьютер с лицензионным программным обеспечением;

Информационное обеспечение занятия:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование).

2. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ, 2002.

5. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.

Организационная структура занятия

Проверка готовности студентов к занятию

Участие в перекличке

Формулировка темы занятия

Фиксация темы занятия в тетради

Постановка целей занятия

Участие в постановке целей занятия

Создание условий для положительной мотивации к обучению

Положительный настрой на обучение

Этап повторения изученного материала

Проведение устного фронтального опроса

Выдача практических заданий с указаниями по их выполнению

Выполнение практических заданий

Наблюдение за процессом выполнения заданий

Подведение итогов занятия

Фиксация выводов по теме

Выставление оценок с комментариями

Ознакомление с оценками

Выдача домашнего задания

Фиксация домашнего задания

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Практические задания по теме « Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. » содержат:

— выдержки из оригинальных произведений известных философов, требующие осмысления и анализа;

— выдержки из современных учебников и словарей по философии;

— перечень рекомендуемых источников;

1) Внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

2) Изучите содержание соответствующих тем, используя конспекты лекций, теоретический материал, который содержится в пособии, а также рекомендованные источники.

3) Используйте философскую терминологию в процессе выполнения заданий.

4) Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

5) В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Требования к оформлению выполненных заданий

1) Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок.

2) Ответы могут иметь краткую или развернутую форму.

3) Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях.

4) Результаты выполнения заданий должны содержать:

ü номер практического занятия, в ходе которого выполняются задания;

ü наименование темы занятия;

ü цели выполнения заданий;

ü номер задания и номер вопроса;

ü ответы на вопросы, предложенные в заданиях;

ü список источников.

Образец оформления практических заданий

Практическое занятие №1

Тема: «Античная философия»

Цели выполнения практических заданий :

˗ определить значение античной философии в истории философской мысли и духовной культуре человека;

˗ научится выявлять онтологические и гносеологические проблемы среди других философских проблем;

˗ развивать навыки самостоятельной работы с философскими источниками информации, давать им критическую оценку;

˗ развивать умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т.д.

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т.д.

Выводы. Значение античной философии в истории философской мысли заключается в следующем: _________________.

Онтологические и гносеологические проблемы занимают в античной философии __________________ место.

В результате выполненных заданий я приобрел(а) умения:

ü самостоятельно извлекать знания из оригинальных философских текстов античных философов: __________________ (перечислить);

ü анализировать и оценивать философские источники информации;

ü формулировать собственные суждения;

ü высказывать собственное мнение и аргументировать его в корректной форме.

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1) О какой науке идет речь в данном отрывке?

2) Сформулируйте главную онтологическую проблему, которая решалась в античной философия?

3) Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю?

4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

«Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика»)

Задание 2. Ознакомьтесь с выдержкой из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2) Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

Похожая фраза есть и у Аристотеля, который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Гераклита:

«Многознание уму не научит».

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы:

1) В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей постпозитивизма Л. Лаудана и Т. Куна с другой на проблему истины?

2) К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

Американский философ и методолог Ларри Лаудан, представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лаудана вопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом, непрагматическом смысле, то наука иррациональна (нерациональна). В то же время, Лаудан отрицает в научном познании не истинность как таковую, а ее значимость для ученого, который в своей повседневной научно-исследовательской деятельности руководствуется прагматическими (или наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы.

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1) К какому разделу философии можно отнести данное высказывание?

2) О каком уровне познания идет речь в высказывании?

3) Определите гносеологические корни философии, анализируя текст Аристотеля?

4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей из новой философской энциклопедии о Платоне и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2) Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Демокрита:

«Глупым [людям] лучше повиноваться, чем повелевать».

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы:

1) В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса с другой на проблему истины?

2) К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, Чарльз Пирс выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных проблемных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Пирс отождествлял всю окружающую человека реальность с опытом, несводимым только к чувственному восприятию, а понимаемым как «всё, что переживается в опыте», т. е. как любое содержание сознания.

Система и критерии оценивания

Оценивание выполненных заданий проводится дифференцированно, по пятибалльной системе. Оценка за ответ на каждый вопрос выставляется с учетом:

— корректности (правильности) ответов, которая определяется при сравнении их с эталонами правильных ответов:

— их логической составляющей;

— грамматической и стилистической формы.

Каждый ответ оценивается в баллах.

— 2 балла – ответ полностью совпадает с эталоном; грамотный с точки зрения логической, грамматической, орфографической и стилистической составляющей;

— 1 балл – ответ содержит как совпадения, так и отклонения от эталона, имеются нарушения правил логики, грамматики, орфографии.

— 0 баллов – ответ отсутствует либо не совпадает с эталоном.

Оценка «5» (отлично) – 100-90% правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) – 89-75% правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) – 74-60% правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 60% правильных ответов.

Возникновение, предмет и специфика философии

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, достигнув своей классической формы в Древней Греции примерно в к. V в. до н.э. Согласно некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Время вносило свои коррективы в содержание понятий «философ», «философия».

В I в. до н.э., благодаря Андронику Родосскому (хранителю Александрийской библиотеки), синонимом «первой» философии стал термин «метафизика», то есть, что следует после физики – «сверх» науки о природе. Таким образом, философия изначально стремилась осмыслить и сформулировать всеобщие принципы, характерные для организации природы, общества и познания. Философия выступает как универсальное знание. Она опирается в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь совокупный опыт развития человечества.

Длительное время в самой философии считалось, что философия – это наука о сущем, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Таким образом, она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего. Аристотель считал, что философия исследует сущее как таковое, первые начала, причины. М. Хайдеггер считал¸ что философия – это умозрительное понимание первых оснований и причин. Г.Гегель: философия и религия имеют своим предметом истину.

Немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что «философия – есть вопрошание». Его более ранний предшественник И. Кант неслучайно считал, что научить философии (за исключением ее истории) нельзя, «можно в лучшем случае только научить философствованию».

Вопрос – есть не что иное, как парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «Познай самого себя», это и означает: «Познай свое собственное незнание».

Философия помогает человеку в переосмыслении ценностей. Она дает не столько систему знаний о мире, сколько систему ориентиров¸ целей; вырабатывает определенное отношение человека к миру¸ к себе¸ к жизни. Результат этой борьбы – новое представление о человеке¸ мире¸ новое мировоззрение. Поэтому философия – это самоизменение.

Философия есть рефлексия: не просто мышление о мире и человеке, но всегда мышление о мышлении¸ теория познания. Она старается понять¸ что в исследуемом предмете главное, какова его сущность.

Предмет философии – это отношение «человек – мир». Это теоретическое знание, а также знание смысла человеческого существования. Предмет философии исторически подвижен, изменчив.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению она есть донаучная форма сознания. Наука давно отделилась от философии. Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не тождественна науке. Она не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия и наука имеют одну и ту же цель – достижение истины, но достигают ее разными способами.

Критерии философичности проблем:

— разделение сознания на объективную и субъективную области;

— выявление зависимости внутреннего и внешнего миров.

Сущность философского знания заключается в воспроизведении, в знании всеобщих форм бытия и мышления человека.

Специфика философского знания:

— особым объектом мышления является категориальная структура мышления;

— ее исходные положения формулируются с помощью предельно общих понятий;

— категории имеют предметно-практическую и социальную обусловленность;

— ее положения невозможно подтвердить на опыте и опровергнуть.

Исходные понятия философии

Философия как любая наука имеет собственный понятийный аппарат.

Понятие – это форма мышления¸ в которой отражается сущность предмета¸ процесса или явления. Категории – это наиболее общие понятия¸ предельно широкие по своему объему. Философия обладает такими фундаментальными понятиями как бытие¸ материя¸ сознание¸ человек.

Бытие – одна из самых общих философских категорий¸ определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия¸ «ничто»¸ и фиксирующая свойство быть, присущее всему, что окружает человека.

Материя – предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории «идеальное»; это представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей.

Идеальное – это философская категория¸ соотносительная с понятием «материя»; это все нематериальное: Бог, дух, душа, сознание.

При изучении философии выявляется многообразие философских учений¸ школ¸ течений, направлений, т.е. философский плюрализм.

Материализм – одно из главных направлений в философии¸ представители которого первоосновой всего существующего считают материю – независимую от сознания духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную¸ телесную. Материалисты считают, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего.

Идеализм – одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходным, первичным дух, идею, сознание.

Альтернативность материализма и идеализма заключается в признании качестве первоосновы двух противоположных начал – материи и духа.

Реально существовало и существует множество различных течений¸ направлений. При этом с развитием историко-философского процесса меняется:

— предмет философского размышления;

— способ разрешения философских проблем.

Структура и функции философского знания

В структуру философского знания входят следующие компоненты.

1) История философии – раздел философии¸ изучающий этапы развития философского знания от возникновения философии до наших дней.

2) Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии.

3) Гносеология (греч. gnosis – знание) – теория познания; раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины.

4) Методология – учение о методах познания.

5) Философская антропология (греч. anthropos – человек) – учение¸ объясняющее действительность из человека – базисной¸ неразложимой на отдельные составляющие реальности;

6) Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей.

7) Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности.

8) Философия истории – философская интерпретация исторического процесса;

9) философия культуры – раздел философии¸ изучающий природу¸ сущность¸ структуру и функции культуры;

10) философия науки и техники – раздел философии¸ изучающий сущность науки¸ классификацию¸ закономерности развития науки¸ развитие техники и технологии¸ их последствия.

Философия выполняет следующие функции:

1) функция самосознания;

2) мировоззренческая функция;

Принято различать науки естественные, технические¸ социальные и гуманитарные. Философия относится к гуманитарным наукам, так как центральной проблемой является проблема человека. Данная проблема исследуется с помощью качественных методов – абстрагирования¸ систематизации¸ классификации¸ сравнения¸ обобщения¸ т.е. логических методов¸ а также диалектического, синергетического методов.

Философия занимает важное, но не ведущее место в системе наук. Она способствует развитию духовной и интеллектуальной культуры человека.

Проблема истины в философии

Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Однако, главными преградами для этого являются сами объективный мир и сам человек. Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос – каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Вместе с тем – и сам объективный мир в условиях постнеклассической науки (релятивистская физика, синергетика) не предстает упорядоченным и в определенном смысле неизменным. Как можно достоверно знать реальность, которая сама постоянно изменяется?

В истории философии сложилось несколько основных концепций истины.

1). Классическая (корреспондентская) концепция – под истиной здесь понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-либо объективной действительности. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Данная концепция является самой популярной среди философов и ученых, поскольку предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а открывают объективные закономерности мироздания. Данная концепция лежит и в основе одной из наиболее серьезных философских и научных концепций современности – диалектического материализма (основатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Его основными положениями относительно понятия истины являются: Во-первых, понятие «действительность» трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).

Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Однако, классическая концепция истины встречает следующие трудности: действительность никогда не дана субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет; данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр., мнимые числа); сами научные закономерности (напр., физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.

Эта концепция представляется очень понятной и естественной. Однако более внимательное её рассмотрение показывает, что она содержит немало спорных моментов и неясностей.

Главная из них – это неясность содержания самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием о вещи и самой вещью? Ведь очевидно принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличие от вещи, не имеет пространственной формы. Высказывание не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь и т. д. Можно сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему (ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему (материальному, объективному) миру.

В чем же тогда соответствие высказыванием и вещью? Тесно примыкает к сформулированной проблеме проблема существования своеобразного посредника между высказываниями о вещах и самими вещами, в частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: о мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад в прояснение характера такого языка внесли исследования Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим. На нем можно говорить и об объектном языке, то есть о языке, на котором описывается мир вещей (мир фактов), и о самом этом мире вещей (мире фактов). Введение такого метаязыка позволило А. Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской концепции истины.

Не менее серьезной проблемой для обсуждаемой концепции истины является установление соответствия (степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи, проблема критерия истинности высказывания. В самом деле, для установления истинности высказывания (соответствия высказывания предмету этого высказывания) необходим некоторый метод. Предположим, что мы нашли такой метод. В истории философии и науки предлагались различные методы (критерии) истинности знания: очевидность, логическая непротиворичивость, общепринятость, полезность, практика. Понятно, однако, что и сами эти методы распознавания истинности (или неистинности) высказываний должны быть проверены на истинность, что требует привлечения других методов установления (критериев) истинности и т. д. Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы.

Это не значит что эта концепция не работоспособна. Она имеет всего лишь ограниченную область применимости. Её следует развивать, совершенствовать и дополнять другими концепциями.

2). Априористская концепция (от лат. a priori – до опыта, само собой разумеющееся) – под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание. Поскольку именно они обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины. Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины (осознание пространства и времени, математические истины). Ярчайшим представителем данной концепции являлся И. Кант, хотя следы данной концепции прослеживаются в древнеиндийской философии, философии Платона, христианской доктрине богоподобия, философии Декарта. Главная трудность данной концепции в том, что считать универсальными доопытными структурами, свойственными для всех людей.

3). Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно. Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. И это действительно так. Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени достоверным. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях. Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями.

6). Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения (гласного или негласного) между участниками познавательного процесса, представителями научного сообщества. И это действительно имеет место в науке и философии, где большинство парадигмальных концепций являются не только доказанными, но и взаимосогласованными. Сторонниками данной концепции могут считаться Т. Кун и Л. Лаудан. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является убедительным для другого.

7). Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем, погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.

Таким образом, общими критериями истины могут являться практика, эксперимент, логическая непротиворечивость, внутренняя и внешняя когерентность, простота, ценностное содержание и красота.

Истину также следует отличать от мнения (обобщенных массовых представлений), заблуждения (непреднамеренной трактовки истинного знания как ложного, а ложного как истинного) и лжи (преднамеренного сокрытия истинного знания).

Достижение истины в процессе познания невозможно без наличия определенной цели, которой часто и является сама истина. В этой связи важно понимать, что в ситуации, когда истина еще не достигнута, человек должен быть убежден, уверен, что она будет достигнута. Данный феномен сознания принято обозначать термином вера.

Методика проведения практических занятий, изложенная в данной работе, создает необходимые условия реализации ФГОС СПО по учебной дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии. Опыт проведения подобных занятий в конкретном образовательном учреждении свидетельствует об их эффективности и продуктивности. Результатом их проведения является формирование заложенных образовательным стандартом умений, повышение качества обучения и интереса к предмету.

Следует отметить, что педагогическая технология, изложенная в работе, не является завершенной, требует дальнейшей разработки, углубления и детализации. Преподаватель, планирующий проведение практических занятий по философии, должен учитывать следующие факторы:

— ограниченный объем часов, определенный стандартом, на изучение дисциплины;

— специфику занятий, нацеленных в итоге на формирование практических умений интеллектуального, мировоззренческого характера и общих компетенций.

В связи с этим необходим тщательный отбор фрагментов философских текстов. Они должны быть содержательными, небольшими по объему и доступными для самостоятельного анализа. Работа с крупными выдержками из оригинальных философских произведений, представленных в хрестоматиях, на аудиторных занятиях нецелесообразна по причине их временной ограниченности. Студенты должны иметь возможность вникнуть в достаточно сложный материал, привлечь к его анализу учебники, конспект лекций и теоретический материал, заранее подготовленный преподавателем.

Как показывает опыт работы, качество выполнения заданий студентами существенным образом зависит от качества поставленных вопросов, поэтому преподаватель должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками постановки вопросов. В противном случае некорректно поставленный вопрос в результате даст такой же некорректный ответ, может послужить источником невысокой оценки и снизить положительную мотивацию на обучение.

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009.

2. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ, 2002.

5. Курбатов В.И. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *