Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Простое осложнённое предложение

1) Неосложнённые предложения:

1. Она меня очаровала, я в ней нашёл все красоты.

2. И опять звезда играет в лёгкой зыби невских волн. 3. На дворе давно кончились сумерки.

2) Осложнённые предложения:

1. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не мог назвать её) ловить и собирать бабочек. — Осложнено вводным предложением и двумя рядами однородных членов.

2. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. — Осложнено обращением и сравнительным оборотом.

4. В жизни этого человека — если я не ошибаюсь — наверное, произошло что-нибудь необыкновенное. — Осложнено вводным предложением и вводным словом. 5. Хаджи-Мурат тронул человека, лежавшего на крыльце. — Осложнено причастным оборотом.

Синтаксический разбор простого предложения

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

1. Предложение повествовательное.
2. Невосклицательное.
3. Двусоставное (подлежащее — костёр, выражено именем существительным, стоит в форме им. п.; сказуемое — светит, простое глагольное); предложение распространённое; полное; неосложнённое.
4. В конце повествовательного предложения ставится точка.

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

1. Предложение повествовательное.
2. Невосклицательное.
3. Двусоставное (подлежащее — блеск, выражено именем существительным, стоит в форме им. п.; сказуемое — разлит — именное составное, глагол-связка опущена); распространённое, полное; осложнено сравнительным оборотом и однородными членами.
4. В конце повествовательного предложения ставится точка.

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

1. Предложение повествовательное.
2. Невосклицательное.
3. Двусоставное (подлежащее — ты, выражено личным местоимением, стоит в форме им. п., сказуемое — поселила — простое глагольное); распространённое; полное; осложнено деепричастным оборотом.
4. В конце повествовательного предложения ставится точка.

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

1. Предложение повествовательное.
2. Восклицательное.
3. Двусоставное (подлежащее — я, выражено личным местоимением, стоит в форме им. п.; сказуемое — сошла с ума — фразеологическое сращение); распространённое; полное; осложнено обращением.
4. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Источник

Осложнённое предложение

Осложнённое пред­ло­же­ние — это про­стое пред­ло­же­ние, в кото­ром име­ют­ся ослож­ня­ю­щие его струк­ту­ру эле­мен­ты в виде одно­род­ных и обособ­лен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, обра­ще­ний, ввод­ных слов и встав­ных конструкций.

Центром пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Кроме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, в пред­ло­же­нии могут быть пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены:

Второстепенные чле­ны углуб­ля­ют, рас­ши­ря­ют или кон­кре­ти­зи­ру­ет смысл выска­зы­ва­ния. Если в сооб­ще­нии име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое про­стое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Сравним:

Пришла вес­на (нерас­про­стра­нён­ное предложение).

Структура как нерас­про­стра­нен­но­го, так и рас­про­стра­нен­но­го про­сто­го пред­ло­же­ния может быть ослож­нён­ной. В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют два вида ослож­не­ния предложения:

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Рассмотрим подроб­нее все виды ослож­не­ния в струк­ту­ре про­сто­го предложения.

Однородные члены предложения

Чтобы понять, что про­стое рас­про­стра­нен­ное (нерас­про­стра­нен­ное) пред­ло­же­ние ослож­не­но одно­род­ны­ми чле­на­ми, ука­жем их харак­тер­ные признаки:

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Простое пред­ло­же­ние могут ослож­нять все чле­ны предложения:

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния, не соеди­нен­ные сою­за­ми, раз­де­ля­ют­ся запя­ты­ми. Если одно­род­ные чле­ны соеди­ня­ют­ся оди­ноч­ным сою­зом «и», то запя­тая меж­ду ними не ста­вит­ся. При пере­чис­ле­нии одно­род­ных чле­нов с повто­ря­ю­щи­ми­ся сою­за­ми «и…и», «ни…ни», «или…или», «то…то», «не то…не то» и пр. запя­тая ста­вит­ся перед вто­рой частью союза.

Примеры

К сле­ду­ю­ще­му уро­ку про­чти­те сти­хо­тво­ре­ния Ф. Тютчева и бас­ни И.А. Крылова.

Над лесом и полем повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

В пред­ло­же­нии, ослож­нен­ном одно­род­ны­ми чле­на­ми, могут исполь­зо­вать­ся обоб­ща­ю­щие сло­ва.

В лесу нас раду­ет всё: при­ят­ный сос­но­вый запах, звон­кое щебе­та­нье птиц, души­стая спе­лая земляника.

Обособленные члены предложения

Простое ослож­нён­ное пред­ло­же­ние состав­ля­ют вто­ро­сте­пен­ные члены:

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

В каче­стве обособ­лен­ных опре­де­ле­ний высту­па­ют как оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные, так и при­част­ные обо­ро­ты, а так­же суще­стви­тель­ные с зави­си­мы­ми сло­ва­ми — при­ло­же­ния.

Обособленные допол­не­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми «кро­ме», «поми­мо», «исклю­чая», «вклю­чая» и пр.

В ослож­нен­ном пред­ло­же­нии дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты, суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и срав­ни­тель­ные обо­ро­ты высту­па­ют в роли обособ­лен­ных обстоятельств.

Примеры

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Простое ослож­нён­ное пред­ло­же­ние вклю­ча­ет сло­ва и обо­ро­ты, уточ­ня­ю­щие, пояс­ни­тель­ные пред­ше­ству­ю­щие чле­ны пред­ло­же­ния, к кото­рым при­со­еди­ня­ют­ся сло­ва­ми «напри­мер», «даже», «осо­бен­но», «в част­но­сти», «в том чис­ле» и сою­за­ми «то есть», «а имен­но».

Здесь, за усту­пом ска­лы, было почти безветренно.

Многие от ску­ки зева­ли, напри­мер Толя.

Загородный дом был постро­ен в новом вку­се, то есть с балюстрадой.

Анна любит раз­ные цве­ты, в том чис­ле поле­вые ромашки.

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Присоединительные обо­ро­ты содер­жат уточ­не­ние, пояс­не­ние или допол­ни­тель­ное заме­ча­ние ко все­му предложению.

Анна в деревне ску­ча­ла, при­том сильно.

У дедуш­ки Матвея выиг­рать в шах­ма­ты, даже слу­чай­но, невозможно.

Анна Петровна не любит кошек, осо­бен­но из-за их шер­сти в доме.

Машинально (не заме­тив как) она отве­ти­ла на вопрос неправильно.

В ослож­нён­ное пред­ло­же­ние вклю­ча­ют­ся сло­ва и кон­струк­ции, кото­рые не явля­ют­ся его чле­на­ми. Обращение, ввод­ные сло­ва и встав­ные кон­струк­ции грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с чле­на­ми пред­ло­же­ния и все­гда выде­ля­ют­ся зна­ка­ми препинания.

Обращение

Обращение слу­жит для при­вле­че­ния вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к тому, о чём идет речь. Слово или сло­во­со­че­та­ние име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и про­из­но­сит­ся с харак­тер­ной зва­тель­ной интонацией.

И как ты, лапоч­ка, все успе­ва­ешь сде­лать вовремя?

Где ты про­па­да­ешь, милая моя, с утра до вечера?

Вводные слова

Вводные сло­ва, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния выра­жа­ют отно­ше­ние гово­ря­ще­го к пред­ме­ту речи, ука­зы­ва­ют на источ­ник сооб­ще­ния, поря­док мыс­лей, спо­соб их изло­же­ния и пр.

Кажется, мне нече­го воз­ра­зить на ваше замечание.

Я, к боль­шо­му мое­му сожа­ле­нию, все-таки опоздал.

Нудный дождь, как нам кажет­ся, заря­дил до само­го вечера.

Вставные конструкции

В про­стых пред­ло­же­ни­ях в каче­стве ослож­ня­ю­ще­го эле­мен­та исполь­зу­ют­ся встав­ные кон­струк­ции, кото­рые содер­жат доба­воч­ные све­де­ния, заме­ча­ния, ука­за­ния и пр. Для их выде­ле­ния исполь­зу­ет­ся тире или скобки.

Неожиданный при­ход Насти — это было вид­но нево­ору­жен­ным гла­зом — не обра­до­вал их.

Через год (а вре­мя — луч­ший лекарь) все забу­дут о тво­ем проступке.

Мое откро­вен­ное заяв­ле­ние (что меня нисколь­ко не уди­ви­ло) нико­му не понравилось.

Научимся отли­чать про­стое ослож­нен­ное пред­ло­же­ние от слож­но­го. Важно усво­ить, что в слож­ном пред­ло­же­нии содер­жит­ся две и более грам­ма­ти­че­ские осно­вы, а в про­стом — толь­ко одна.

Выделив грам­ма­ти­че­скую осно­ву, мож­но понять, что это про­стое пред­ло­же­ние, ослож­нён­ное обра­ще­ни­ем и обособ­лен­ным определением.

Видеоурок «Простое осложнённое предложение»

Источник

Типы предложений по структуре

Типы предложения по структуре
Простое (одна грамматическая основа): Закончилось красное лето.
Сложное (несколько грамматических основ): Закончилось лето, холода на пороге ждут.
Простое предложение
Двусоставное (два главных члена): Закончилось красное лето.
Односоставное (один главный член): Похолодало.
Нераспространённое (нет второстепенных членов): Закончилось лето.
Распространённое (есть второстепенные члены): Закончилось красное лето.
Полное (нет пропущенных главных или второстепенных членов): Холода на пороге ждут.
Неполное (пропущены главные или второстепенные члены): На порогехолода.
Неосложнённое (нет однородных, обособленных членов предложения, вводных слов, обращений): Закончилось красное лето.
Осложнённое (есть однородные, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения): На порогехолода, дожди, слякоть
Простое предложение имеет одну основу, а сложное предложение – две или не­сколько и состоит из нескольких частей. По структурным особенностям выделяется не­сколько самостоятельных групп предложений: двусо­ставные и односоставные, распространенные и нераспро­страненные, полные и неполные, осложненные и неосложненные.
Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Смотреть картинку Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Картинка про Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения. Фото Распределите предложения по группам неосложненные осложненные определите чем осложнены предложения

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему предложение и его типы
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

* Простое предложение может быть осложнённым и неосложнённым.
Ц Осложнённым называется предложение, имеющее в своём соста-
| ве: однородные члены, обособленные члены, обращения, вводные
! слова, вставные конструкции, сравнительные обороты.

J Синтаксический разбор простого предложения

J Синтаксический разбор предложения следует начинать с выде-

I ления его грамматической основы (в простом предложении — од-j на грамматическая основа, в сложном — две и более).

jj Порядок разбора

% 1. Определить вид предложения по цели высказывания (повест-

I вовательное, побудительное, вопросительное).
| 2. Определить вид предложения по эмоциональной окраске

* 3. Определить вид предложения по структуре:

п а) по составу главных членов: двусоставное (главные члены —

| подлежащее и сказуемое) или односоставное (с одним главным

I членом); указать вид односоставного предложения (определённо-

ь личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное,

* назывное) и способ выражения главного члена;

% б) по наличию или отсутствию второстепенных членов: распро-

* странённое или нераспространённое;

* в) по полноте состава: полное или неполное; указать пропу­
щенные члены предложения;

г) осложнённое или неосложнённое (обращением, вводными i словами, однородными или обособленными членами, сравнитель-f ным оборотом).

4. Объяснить постановку знаков препинания.

Синтаксис и пунктуация

I Я верю в чистую любовь и в душ соединенье. (А. К. Толстой)

I — i /^S\S\/\f\SKr ______ _ •_. _______ v ‘

I 1. Предложение повествовательное.

I 2. Невосклицательное.

1 3. Двусоставное (подлежащее — я, выражено личным место-

I имением 1-го л. ед. ч., стоит в форме им. п.; сказуемое — верю,

[ простое глагольное); распространённое; полное; осложнено одно-

I родными дополнениями.

I 4. В конце повествовательного предложения ставится точка.

369. Распределите предложения на две группы: а) неосложнённые; б) осложнённые. Определите, чем осложнены предложения. Сделайте синтак­сический разбор двух осложнённых предложений.

I. 1. Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не
мог назвать её) ловить и собирать бабочек. (Акс.) 2. Красуйся, град
Петров, и стой неколебимо, как Россия. (П.) 3. Она меня очаровала,
я в ней нашёл все красоты. (Яз.) 4. И опять звезда играет в лёгкой зы­
би невских волн. (Тютч.) 5. В жизни этого человека — если я не
ошибаюсь — наверное, произошло что-нибудь необыкновенное. (Т.)

6. Хаджи-Мурат тронул человека, лежавшего на крыльце. (Л. Т.)

7. На дворе давно кончились сумерки. (Ч.)

II. 1. Мой костёр в тумане светит. (А.К. Т.) 2. От луны небесной,
точно от лампады, белый и прозрачный блеск разлит. (Фоф.) 3. Вот
бреду я вдоль большой дороги в тихом свете гаснущего дня. (Тютч.)
4. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тень широкой
ивы, глядели сердито, уныло. (Ч.) 5. Я сегодня поймал было рыбку,
золотую рыбку, не простую. (77.) 6. Пятна свежей травы зеленели там
и сям, означая места выходов родников. (Ефр.) 7. Я не люблю иронии
твоей. (Н.)

§ 79. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородными называются члены предложения (главные или второстепенные), отвечающие на один и тот же вопрос, относя­щиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие

§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

| одинаковую синтаксическую функцию: И дома, и в поле, и в сарае

i я думал о ней (А. Чехов) — однородные обстоятельства; Погода

I была чудная, солнечная, тихая, с бодрящим свежим воздухом

I (Л. Толстой) — однородные сказуемые и т. д.

| Примечание. Не являются однородными членами:

1 1) повторяющиеся слова, которые используются для выражения усиле-

1 ния: И всюду — песок, песок. (В. Обручев); между ними ставится за-

I пятая. Повторяющиеся слова могут образовывать сложное слово, между

I ними обычно ставится дефис: старый-старый, едва-едва, чего-чего,

1 поискал-поискал и т. п.;

1 2) сочетание двух глаголов в одинаковой форме (простое осложнённое ска-

% сё, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, и так и этак и т. п.Запятая внутри

i них не ставится.
I Основными средствами выражения однородности являются

1 сочинительные союзы и интонация, поэтому однород-
I ные члены предложения могут быть связаны:
§ 1) с помощью сочинительных союзов и, а, но, да и др.: И пращ, и

1 стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А. Пушкин);
I 2) без помощи союзов: Мне хочется безгласной тишины,

безмолвия, безветрия, бесстрастья. (К. Бальмонт) Однородные члены предложения могут быть выражены одина­ковыми и разными частями речи: Татьяна верила преданьям про­стонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказани­ям луны. (А. Пушкин) Между однородными членами ставится запятая: Дождь шёл нудный, равномерный, без грома и без молнии, * но густой и непрозрачный. (С. Антонов)

| Точка с запятой отделяет распространённые однородные

| члены, особенно если они поясняются обособленными членами

или придаточными предложениями: Но ещё непреодолимее была его

тоска по кубанским людям, с которыми он сроднился, которые пред-

* ставлялись ему людьми широкого размаха; по бригадам, дружным,

как семьи; по тракторным колоннам, выходящим на весенний предпо-

Тире ставится при выражении противопоставления меж­ду однородными членами, не связанными союзами: Не рыбачий па­рус малый — корабли мне снятся. (Н. Некрасов)

Синтаксис и пунктуация

370. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Определи­
те, какие члены предложения являются однородными. Подчеркните их.

1. В глуши во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества без вдохновенья без слёз без жизни без любви. (Я.) 2. По правому бе­регу расположены мирные но ещё беспокойные аулы. (Л. Т.) 3. Быть может, посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье. (П.) 4. Ночь была тёмная свежая и безветренная. (Л. Т.) 5. И вот вся жизнь! Круженье пенье моря пустыни города мелькающее отраженье поте­рянного навсегда. (Гум.) 6. Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе в поисках пути в сердечной смуте. До сущности протёкших дней до их причины до оснований до корней до сердцевины. Всё вре­мя схватывая нить судеб событий жить думать чувствовать любить свершать открытья. (Паст.) 7. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из сол­нечных одуванчиков. (Сол.) 8. Митроша выучился у отца делать дере­вянную посуду: бочонки шайки лохани. (Пришв.) 9. Я помню её одетой в белое или светло-голубое с толстой каштановой косой на груди. (М. Г.) 10. Осень снимала с лесов с полей со всей природы густые цве­та смывала дождями зелень. (Пауст.)

371. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, рас­
крывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Определите
тему текста и выделите микротемы.

На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красно­ярска, расположена ж. вописная местность, носящая название «Столбы».

Глыбы, оторва. ые временем от утёсов и скатившиеся (в)низ, ле­жат (по)рознь, кучами или валами у подножия столбов, более или ме­нее скрываясь под мхами кустами и лесом. Вокруг столбов расст. ла­ется тайга, хотя и топта. ая и порче. ая людьми, но всё(таки) ещ. густая с травой до пояса или даже (в)рост человека; поэтому вне тор­ных тропинок пробират. ся сквозь неё нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка комары слепни и оводы (не)дают н. минуты по­коя и когда исп. рения влажных долин после обильных дождей дела­ют воздух Т. Ж. ЛЫМ.

(В)переме. ку р. стут здесь красные сосны и бурые могучие лист­ве. ицы белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещ. тёмные ели. Кус­ты ч. рёмухи боярки калины ш. повника таволги болиголова мали-

§ 79. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

ны образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгуч. й сибирской крапивой, дост. гающей человеческого роста.

ЛИТ 372. Прочитайте отрывок из произведения М. Салтыкова-Ще­ дрина «Господа Головлёвы». Спишите, расставляя недостающие знаки пре­пинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схе­мы. Найдите в тексте повторяющиеся слова и объясните их написание.

Павел Владимирыч всматривался-всматривался, и ему почуди­лось, что там, в этом углу, всё вдруг задвигалось. Одиночество беспо­мощность мёртвая тишина — и посреди этого тени целый рой теней. Ему казалось, что эти тени идут идут идут. В неописанном ужасе, ра­скрыв глаза и рот, он глядел в таинственный угол и не кричал а сто­нал. Стонал глухо порывисто, точно лаял. Он не слыхал ни скрипа лестницы ни осторожного шарканья шагов в первой комнате — как вдруг у его постели выросла ненавистная фигура Иудушки. Ему по­мерещилось, что он вышел оттуда, из этой тьмы, которая сейчас в его глазах так таинственно шевелилась; что там есть и ещё, и ещё. тени тени тени без конца! Идут идут.

— Зачем? откуда? кто пустил? — инстинктивно крикнул он, бес­
сильно опускаясь на подушку.

Иудушка стоял у постели всматривался в больного и скорбно по­качивал головой.

— Больно? — спросил он, сообщая своему голосу ту степень елей­
ности,
какая только была в его средствах.

Павел Владимирыч молчал и бессмысленными глазами уставился в него, словно усиливался понять. А Иудушка тем временем прибли­зился к образу встал на колени умилился сотворил три земных поклона встал и вновь очутился у постели.

Как вы понимаете смысл выделенных слов и выражений? Какова их сти­левая принадлежность?

Синтаксис и пунктуация

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и берёзы, Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы,

Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ И НЕОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Однородными являются определения, которые:

1) обозначают отличительные признаки разных предметов:
Отяжелели от собственной пышноты пионы белые, розоватые, розо­
вые, тёмно-вишнёвые
(Г. Николаева);

2) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь (А. Куприн);

3) являются в контексте синонимами или выполняют роль эпи­тетов (художественных определений): Его бледно-голубые, стеклян­ ные глаза разбегались (И. Тургенев);

4) образуют смысловую градацию, т. е. когда каждое последую­щее слово усиливает выражаемый определениями признак: Тем­ная, мрачная, душная комната производила зловещее впечатление (А. Чехов);

§ 80. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

I 5) выражены причастным оборотом и помещаются за одиноч-

1 ным определением: Пожилая, гладко причёсанная на прямой пробор

I женщина открыла старую, скрипучую дверь (В. Лидин);

1 6) следуют после определяемого имени существительного: Лицо

I Егора, бледное, одутловатое, говорило о затворническом образе жиз-

К 7) противопоставлены другим определениям при том же суще-

I ствительном: Поляна пестрела цветами яркими, красочными, но не-

I естественно крупными и благоухающими. (В. Обручев)

К Запятая не ставится между неоднородными определе-

I ниями, не связанными союзами.

I Неоднородными являются определения, которые:

I 1) характеризуют предмет с разных сторон: Девочке почудилось,

I будто она сидит перед большой железной печью с блестящими мед-

1 ными шариками и заслонками (В. Лидин);

1 2) выражены сочетаниями качественного и относительного

I прилагательных: Я оступился и зачерпнул холодной воды в кожаные

| большие сапоги (В. Лидин);

I 3) имеют предшествующее определение, которое относится не

1 непосредственно к определяемому имени существительному, а к

I сочетанию последующего определения и определяемого существи-

I тельного: Профессор открыл свой новенький кожаный саквояж.

374. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сформули­руйте правила, которыми вы руководствовались. Подчеркните однородные определения одной волнистой линией, неоднородные — двумя.

I. 1. Они вышли на угол мшистой тонкой полянки, освободив­шейся от снега. (В. Лид.) 2. Невысокая сухощавая энергичная женщи­на на вид лет семидесяти, но, конечно, моложе, простоволосая с грязными от огородной земли руками возникла на пороге. Вернее, сначала появился в сенях её громкий сердитый голос. (Сол.) 3. Это было глухое отгороженное место, где лежали какие-то материалы. Далее, в углублении двора, выглядывал из-за забора угол низкого за­копчённого каменного сарая, очевидно часть какой-нибудь мастер­ской. (Дост.) 4. По этой дороге крестьяне ездят в горы Алатау, где растёт хороший еловый лес. (Обр.) 5. Я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе. (Кае.) 6. На малых ветвях этого дерева висели белые круглые хорошенькие коробочки. (Пришв.)

Синтаксис и пунктуация

7. Лес был густой и высокий. Огромные спокойные старые берёзы от­свечивали поверху яркой свежей зеленью. (А. Г.) 8. Недалеко от бере­га торчат из воды большие чёрные угловатые камни. (Купр.) 9. Всюду между кустов по луговинам мелькали белые красные сизые рубахи. (Т.)

II. 1. Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой грязной деревянной мостовой. (Дост.) 2. Тол­пы мальчишек бегали по направлению к городскому выгону и назад; солидные люди в широких летних парусинных и сырцовых шёлковых костюмах направлялись туда же. (Гарш.) 3. Лианы винограда до того опутали молодые маньчжурские ореховые деревья, что некоторые из них превратились в сплошные тёмно-зелёные непроницаемые для солнечных лучей шатры. (Пришв.) 4. Мы лениво подымались, тащи­ли за леску и выволакивали на берег жирных чёрных окуней. (Пауст.) 5. Солотча извилистая неглубокая река. (Пауст.) 6. Белые акации пахли так сильно, что их сладкий приторный конфетный аромат чув­ствовался на губах и во рту. (Купр.) 7. Наша короткая встреча уже на­чинает в моём воображении одеваться дымкой какой-то нежной тихой поэтической покорной грусти. (Купр.) 8. Мне нравится его [Громова] широкое скуластое лицо всегда бледное и несчастное. (Ч.)

^ 375. Из произведений К. Паустовского, М. Пришвина или В. Солоухи-I на выпишите отрывки, в которых даны описания природы. Обратите внимание на употребление определений. Сделайте вывод.

Он [Свидригайлов] встал и уселся на краю постели спиной к окну. «Лучше уж совсем не спать», — решился он. От окна было, впрочем, холодно и сыро; не вставая с места, он натащил на себя одеяло и за­кутался в него. Свечи он не зажигал. Он ни о чём не думал, да и не хо­тел думать; но грёзы вставали одна за другою, мелькали отрывки мыслей, без начала и конца и без связи. Как будто он впадал в полу­дремоту. Холод ли, мрак ли, сырость ли, ветер ли, завывавший под окном и качавший деревья, вызвали в нём какую-то упорную фанта­стическую наклонность и желание, — но ему всё стали представлять­ся цветы. Ему вообразился прелестный пейзаж: светлый, тёплый, почти жаркий день, праздничный день, Троицын день. Богатый рос­кошный деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший ду­шистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное

§ 81. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

грядами роз; светлая прохладная лестница, устланная роскошным ковром, обставленная редкими цветами в китайских банках. Он осо­бенно заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нар­циссов, склоняющихся на своих ярко-зелёных тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом. Ему даже отойти от них не хотелось, но он поднялся по лестнице и вошёл в большую высокую залу, и опять и тут везде, у окон, около растворённых дверей на тер­расу, на самой террасе, везде были цветы. Полы были усыпаны све­жей накошенной душистой травой, окна были отворены, свежий лёг­кий прохладный воздух проникал в комнату, птички чирикали под окнами.

1. Можно ли сказать, что в данном фрагменте две части противопоста­влены друг другу? Найдите их. Как называется такой приём?

2. Какова роль воображаемого Свидригайловым пейзажа в раскрытии его душевного состояния в описываемый момент?

377. Объясните разницу между словосочетаниями. Какова в них роль знаков препинания? Прочитайте с правильной интонацией. Составьте пред­ложения с этими словосочетаниями.

Высокая стройная женщина — высокая, стройная женщина; спе­лые сочные фрукты — спелые, сочные фрукты; красивый бодрый юноша — красивый, бодрый юноша; другие заманчивые предложе­ния — другие, заманчивые предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *