Расширение стереобазы что это

Регуляторы ширины стереобазы

Вступление

Иногда, по разным причинам, было бы неплохо изменить ширину «звуковой сцены» при прослушивании стереозаписей. Несмотря на то, что технически это решение далеко от Hi-Fi, оно может быть полезным дополнением к настольным динамикам ПК или даже для музыкального центра в комнате прослушивания. Почему? Потому что многие компакт-диски (в зависимости от жанра музыки) могут быть записаны с расширенной стереобазой, в то время как в другой музыке может отсутствовать ширина. Это также может произойти, если ваши динамики расположены слишком близко друг к другу (или слишком далеко друг от друга).

Регуляторы ширины стереобазы были довольно популярны среди слушателей, носящих наушники, потому что нормальная сцена оказывалась слишком широкой, когда каждый излучатель играет прямо в ухо.

Идея управления шириной стереозвука не нова, и схемы, описанные здесь, являются адаптацией из ряда источников. Они датируются концом 1960-х годов (или около того), и я бы включил ссылки, если бы мог вспомнить, где я впервые их увидел.

В статье приведены две разные версии принципа регулятора ширины. Результаты их действия во многом похожи, но механизмы этих действий различны.

Вторая версия не нуждается в переключателе, потому что, когда потенциометр находится в центральном положении, влияние схемы прекращается, и передается обычное стерео без модификации ширины.

Для большинства эти схемы регулировки стереобазы могут понадобится редко, поэтому также приведена схема байпаса.

Вам решать, какие операционные усилители использовать. Поскольку это не Hi-Fi как таковой, вы можете использовать что-нибудь недорогое, например TL072 или 4558. Наилучшим вариантом будет NE5532 или OPA2134. Показанные распиновки предполагают использование сдвоенных операционных усилителей.

Этот устройство очень просто и дешево в изготовлении. Нет необходимости в двухканальном потенциометре, и все операционные усилители работают с низким коэффициентом усиления, поэтому вносят очень небольшие искажения. Простота этой версии также заключается в использовании всего двух сдвоенных операционных усилителей.

Диапазон регулировки стереобазы колеблется от моно (когда потенциометр установлен на минимальное сопротивление) через различные стадии уменьшения ширины до положения движка примерно на 1/2 хода. На этом уровне стереобаза нормальная (допускаются некоторые отклонения). При дальнейшем увеличении сопротивления потенциометра стереобаза расширяется за счет появления «отрицательного взаимопроникновения каналов». Оно создается левым и правым микширующими усилителями и присутствует постоянно. Потенциометр в центральном положении нейтрализует отрицательное взаимопроникновение положительным, что приводит к нормальному стерео.

Эффект «отрицательного взаимопроникновения каналов» заключается в том, что динамики звучат так, как будто они находятся дальше друг от друга, чем они есть на самом деле. Это немного похоже на подключения динамиков в противофазе, но без (часто фатальной) потери басов.

Переключатель отключает каскады микшеров L и R, преобразуя их в простые неинвертирующие буферы, а также отключает потенциометр. В противном случае это привело бы к перекрестным помехам, разрушающим нормальный стереоэффект. Выходные буферы предназначены для защиты внешних цепей от влияния микшеров, что приведет к изменению их характеристик.

Резисторы 100 Ом последовательно с каждым выходом предотвращают колебания операционных усилителей при подключении проводов.

Следующее устройство обладает гораздо большей линейностью и дает более широкую звуковую сцену, чем простая версия, показанная выше. С одной стороны (положение движка сдвоенного потенциометра 10k вверху по схеме) получаем сигнал моно. С другой стороны, сигнал подвержен 100% отрицательному взаимопроникновению, поэтому звук «распределяется» на два отдельных источника, без центральной сцены. Когда движок находится в центре, стереоизображение не изменяется, и нет никакого изменения вообще.

Как правило, будет использоваться настройка где-то между «нормальным» и тем или иным крайним значением, в зависимости от предпочтений слушателя и расположения динамиков.

На выходные микшеры поступает неинвертированный сигнал из соответствующего канала и переменная (через потенциометр) величина синфазного или противофазного сигнала от другого канала. Когда движок находится полностью вверху, выход каждого микшера представляет собой сумму левого и правого каналов, то есть моно. С другой стороны, когда движок внизу, выход каждого канала лишен всей информации о центральном канале и представляет собой отдельный источник звука.

Отключение регулятора ширины

Хотя обе представленные схемы могут быть настроены на обеспечение обычного стерео, для Hi-Fi лучше сохранить только те схемы, которые действительно необходимы, чтобы избежать ухудшения качества. Устройство переключения, показанное на рисунке 3, делает именно это. В режиме обхода подключенными остаются только входы, и это не вызовет увеличения шума или искажений.

Эта компоновка будет одинаково хорошо работать с обеими схемами и не требует пояснений. В положении байпаса входной сигнал подается непосредственно на выходы, минуя регулятор ширины полностью.

Источник

Способы расширения стереобазы трека

Твои треки не такие широкие как треки известных продюсеров? Есть несколько надёжных способов это исправить

Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay :

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:

Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Послушаем тот же луп теперь:

Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.

Mid/side (M/S) обработка звука

Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).

Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.

Разные параметры обработки или дабл-трек

Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.

Играем партию разными инструментами

Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.

Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.

Бас и бочку — в mono

Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.

Комментарии:

«В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.» Когда наступит будущее?:)

Источник

Мастеринг фонограмм на примере программ WaveLab и Adobe Audition (часть 4)

Работа со стереобазой

Иногда случаются такие ситуации, что фонограмма звучит как-то плоско и ей хочется добавить немного объема. Все звучит хорошо, плотно, прозрачно, но весь звук сосредоточен где-то в центре между громкоговорителями. Чтобы исправить ситуацию и сделать фонограмму более объемной, живой, нужно поработать с расширением стереобазы.

Что такое расширитель стереобазы?

Расширитель стереобазы или стереокартины позволяет как бы раздвинуть звук в стороны, фонограмма при этом начинает звучать объемней, а в некоторых случаях и прозрачней. Достигается это за счет увеличения разницы между правым и левым каналом. То есть все источники звука, которые находились не в центре панорамы, отодвигаются в стороны на расстояние, прямо пропорциональное значению расширения.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Но кроме плюсов расширителя стереобазы, у него есть и явные минусы. Расширяясь, стереокартина становится менее плотной, из-за увеличения разницы между каналами, фонограмма становится мононесовместимой. Поэтому прежде чем пользоваться расширителем стереобазы, нужно усвоить несколько правил.

Во-первых, применение расширителя стереобазы должно быть обоснованным. Если ваша фонограмма хорошо звучит и без расширения картины, но Вы хотели бы добавить ей немного объема, то в этом случае безопаснее будет воспользоваться ревербератором (о работе с ревербератором во время мастеринга мы поговорим ниже), чем намеренно искажать фазу звукового сигнала.

Во-вторых, если Вы все же решили работать с расширителем стереобазы, нужно всегда использовать коррелометр. Эта предосторожность позволит Вам во время работы с расширителем сразу же заметить появление противофаз и вовремя остановиться. Появление противофаз делает Вашу фонограмму мононесовместимой и при воспроизведении ее в моно режиме (например, при трансляции по радио или телевидению в моно канале), у Вас полностью пропадут те источники звука, которые находились в центре панорамы, а остальная фонограмма потеряет значительную часть низких и высоких частот, нарушится баланс инструментов и так далее. В общем ничего от того звучания, которое было, не останется.

В-третьих, работая с расширителем стереобазы, всегда прослушивайте фонограмму в моно режиме. Эта предосторожность позволит Вам выявить наличие противофаз на слух. Переключайтесь между стерео и моно режимами во время воспроизведения фонограммы при работающем расширителе. Кроме изменений панорамы, Вы не должны слышать никаких частотных искажений. Можно также попробовать включать и выключать расширитель стереобазы во время воспроизведения фонограммы в режиме моно. Если Вы не слышите никаких изменений в фактуре звука, то можно оставить настройки расширителя такими, какие они есть, а можно продолжать увеличивать разницу между каналами. Если же Вы слышите частотные искажения, потерю высоких частот, или проваливание каких-либо источников звука, нарушение баланса между инструментами, все эти признаки говорят о том, что Вы переусердствовали и в Вашей фонограмме уже присутствуют противофазы, даже если коррелометр их не показывает. В этом случае нужно вернуться на несколько значений назад и проверить звучание фонограммы заново.

Хочу отметить такой любопытный факт, что при работе с расширителем стереобазы всегда хочется добавить еще. И при этом всегда приходится возвращаться назад! Свои порывы нужно уметь сдерживать, иначе уже закончив работу, Вам придется возвращаться назад, на этап работы со стереобазой.

Есть еще один пример переусердствования с расширителем стереобазы. Когда коррелометр показывает плюс, на слух в моно и стерео режимах изменений нет, но фонограмма в середине совершенно пустая. Все источники звука расположены по краям стереокартины, а в центре совсем ничего нет или слышаться какие-то непонятные звуки, неопределенного происхождения. Это разрушение целостности фонограммы, и это явный признак того, что Вы переборщили с расширением стереобазы.

Еще раз повторюсь, не всегда использование расширителя стереобазы оправдано для Вашей фонограммы. Конечно, пользоваться этим прибором или нет, решать только Вам, но существует несколько примеров, для которых использование расширителя будет оправдано и поможет сделать звучание трека лучше:

Бывают случаи, когда звуковую картину Вашей фонограммы надо не расширить, а наоборот, сузить. Это называется сужением стереобазы, добиться этого можно с помощью все того же прибора. Достигается это путем уменьшения разности между левым и правым каналами. Здесь не нужно волноваться на счет возникающих противофаз, так как в этом случае эффект прямо противоположный.

Сужение фонограммы оправдано в следующих случаях:

Какой расширитель стереобазы выбрать?

Что касается того, какой же именно расширитель стереобазы выбрать, то я очень советовал бы Вам выбрать мастеринговую секцию BrainWorx. Это очень качественный плагин для мастеринга, с помощью которого Вы сможете отдельно прослушать левый, правый и, что особенно важно, центральный канал фонограммы. С помощью этого плагина Вы сможете работать с этими тремя каналами отдельно. На данный момент еще нет плагинов других фирм, которые смогли бы позволить разложить звук на три канала с последующей обработкой… В этот же плагин зашит и расширитель стереобазы. Единственный минус этого программного продукта – это его цена.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Как более бюджетный вариант расширителя стереобазы можно использовать плагин фирмы Nomad Factory серии Blue Tubes. Плагин называется Stereo Imager ST2S-3. Плагин достаточно неплохой и позволит сделать со звуковой картиной вашей фонограммы все, что вам нужно.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Каким бы ни был результат Вашей работы со стереобазой, прежде чем продолжать работу, обязательно проверьте еще раз, все ли у Вас нормально с фонограммой, нет ли противофаз. Это очень ответственный момент, и если Вы пропустите что-нибудь сейчас, то на следующих этапах придется переделывать всю работу.

Источник

Расширение стереобазы «дедовским» методом

Есть много методов расширения стереобазы в миксе, все они в совокупности дают отличный результат на выходе. К этому можно отнести панорамирование, реверберацию, различные эффекты, игру с фазой, задержка между правым и левым каналами, Mid/Side-обработка и даже сатурация и компрессия могут дать нам ширину. Есть масса споров о применении данных методов, так, как на выходе можно получить кашу или много антифазы, что может сделать наш микс нечитаемым в определенных источниках. Конечно, при записи живых инструментов таковой проблемы нет, как правило, звук снимается несколькими микрофонами, снимается сам источник звука и его окружение (помещение), при таком методе записи не требуется накладывать каких-то эффектов, достаточно выставить нужные уровни, почистить и поджать для читаемости исходный сигнал. Но при работе с уже записанными фрагментами (сэмплами) совсем иная картина. При использовании сэмплов смешанных с помещением, с хвостами у нас нет возможности контролировать стереокартину нашего микса в полной мере, что дает очень скверный результат.

В книге «Библия Битмейкера» меня привлек метод, которым пользовались звукоинженеры раньше, он заключается в разделении канала на 2, разведенных до упора налево и направо, противоположно-продублированных с инверсией фазы. Данный метод называется «Левый минус правый» и применялся на аналоговых микшерах.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Огромное преимущество данного способа – это сохранение моносовместимости, то есть, при прослушивании в моно, звук не искажается, но дает хороший результат. Вы можете повторить его в вашем виртуальном микшере, но стоит учитывать, что уровни должны изменятся строго параллельно и прямо-пропорционально, на сколько изменили уровни левого канала, на столько же изменяйте уровень правого. (см. выше)

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Данный плагин Я использую на малом барабане, так, как очень сложно добиться его живости и глубины, а это очень важно, важно и по той причине, что в миксе стоит оставлять небольшой запас для вокала по середине, иначе они будут конфликтовать. Я ставлю его после эквалайзера, в режиме PRE, так, как он фактически обрабатывает еще «сухой» звук, выкручиваю ручку PHASE на 90-100% влево, с последующим смещением канала в микшере налево на 5-7%, выкручивая ручку стерео на 100%. Выглядит нелогично, но при суммирование этих смещений совсем не слышно, однако, малый барабан звучит намного шире, при этом без антифазы. Так же, Я направляю малый барабаны на посыл-канал с комнатной реверберацией, что дает еще больше глубины. Еще этот плагин можно использовать на групповом канале всех элементов ритм-секции, после всей обработки, лично у меня это: сатурация, фильтрация, компрессия. После всей обработки ставлю этот плагин уже в режиме POST, ручку PHASE до упора влево или вправо, на слух, и получаю еще более широкое звучание, но уже всей ритм-секции. Важно помнить, что, чем больше смещение фазы, тем меньше его слышно и тем меньше его влияние на стереополе. Пробуйте, экспериментируйте, в современном продакшне нет строгих правил.

Источник

Расширитель стереобазы

Для стереофонических систем воспроизведения с близко расположенными парами громкоговорителей целесообразно применить устройство расширения стереобазы. При этом субъективное восприятие звуковой картины изменяется и создается пространственное впечатление о локализации источников звука за пределами акустических систем. Звучание кассетных и переносных радиоприемников, магнитофонов и магнитол улучшается. В последнее время устройства расширения стереобазы стали применять даже в телевизорах со стереофоническим воспроизведением. Распространению таких устройств способствует и то, что фирма Philips разработала специальный звуковой процессор для расширения стереобазы и формирования эффекта псевдостереофонии — БИС TDA3810 [5, 76]. В рассматриваемых ниже устройствах используются принципы, заложенные в этой удачной микросхеме.

Принципиальная схема расширителя стереобазы показана на рис. 10.3. Эффект расширения стереофонической базы (ширины стереофонической звуковой картины) достигается за счет перекрестного сложения отфильтрованных левого и правого каналов.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Рис. 10.3. Расширитель стереобазы

Частота среза фильтров левого и правого каналов определяется соотношением

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

В результате ослабляется сигнал середины, который подчеркивает эффект монозвучания. Коэффициент передачи со входа левого канала до его выхода составляет

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что этоРасширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

а коэффициент передачи от входа левого канала до выхода правого отрицателен и равен

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Поэтому ниже частоты 4 кГц стереобаза расширяется. Делители R1R3 (R2R4 в другом канале) необходимы, чтобы уровни сигналов на входе и выходе устройства были одинаковыми.

Расширение стереобазы что это. Смотреть фото Расширение стереобазы что это. Смотреть картинку Расширение стереобазы что это. Картинка про Расширение стереобазы что это. Фото Расширение стереобазы что это

Все детали расширителя стереобазы размещены на печатной плате размерами 44 х 41 мм из стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 10.4). Монтаж деталей на ней лучше всего начать с установки двух перемычек из медного луженого провода толщиной 0,6…0,7 мм. Чтобы не возникало проблем при налаживании, перед монтажом подберите с точностью 3…5% элементы расширителя: Rl = R2, R3 = R4, R6 = R7, С2 = СЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *