Рассказ что такое история

Что такое история?

Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

История как форма рассказа

До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.

Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.

Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.

Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.

В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Что такое история?

Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.

Что такое история с точки зрения школьных предметов:

Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.

Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.

Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.

История становится историей в полной мере, только когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.

Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Развитие истории

Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.

Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.

Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.

Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Важность истории

Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?

Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.

Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.

Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.

Источник

Что такое история?

Как и многие другие слова в нашем языке, слово «история» имеет несколько значений. Это и рассказ о каком-либо случае, и сам такой случай. Это и вымышленные приключения, о которых повествуют писатели в своих книгах. В самом широком смысле история — возникновение и становление любого явления. Именно поэтому говорят об истории живой природы, Земли, Вселенной. Но в своем точном, изначальном смысле слово «история» в русском языке обозначает ход событий в жизни человеческого общества от прошлого к настоящему, а также науку, которая изучает эти события, их причины, взаимосвязи и последствия. Слово «история» происходит из греческого языка, где оно значило «расспрашивание», «исследование».

Греки называли историей узнавание о прошлом, установление фактов. Первым греческим историком был Геродот. Он много путешествовал и расспрашивал обо всем, что казалось ему любопытным. Затем полученные сведения он изложил в труде, который и назвал «История». Это не было научным исследованием в современном смысле, но Геродот оказался способен подвергнуть многое из того, что узнал, критической оценке.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.

Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.

Исторические источники

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.

Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.

Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Науки – помощницы истории

Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.

Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.

Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.

Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.

Источник

История

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Содержание

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определённые методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

Методы истории

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Рассказ что такое история. Смотреть фото Рассказ что такое история. Смотреть картинку Рассказ что такое история. Картинка про Рассказ что такое история. Фото Рассказ что такое история

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Геродот (484—425 гг. до н. э.) [21] большинством историков считается «отцом» этой науки:

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Постижение закономерностей исторических процессов

В начале XIX века основатель позитивизма Огюст Конт обещал доказать, что «существуют законы развития общества, столь же определенные, как и законы падения камня». Но установить законы истории было не так просто. Когда немецкий историк Карл Лампрехт попытался отстаивать точку зрения Конта, то Эдуард Мейер, другой немецкий историк, ответил, что в течение многолетних исследований ему не удалось открыть ни одного исторического закона и он не слышал, чтобы это удалось другим. Макс Вебер считал бессмысленными попытки поиска исторических закономерностей. Философ Карл Ясперс писал: «История имеет глубокий смысл. Но он недоступен человеческому пониманию». Эдвард Хьюлетт Карр утверждал, что на Западе больше не говорят об «исторических законах», что само слово «причина» вышло из моды.

При этом отрицание причинной обусловленности событий прошлого ставило под сомнение право истории считаться наукой. Так, философ Бертран Рассел говорил: «История — ещё не наука. Её можно заставить казаться наукой лишь с помощью фальсификаций и умолчаний». Социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир».

На постижение законов истории претендовал марксизм, выдвинувший теорию общественно-экономических формаций и утверждавший, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, которые и определяют сущность каждой формации. Но этот подход не позволяет объяснить глубокие различия между характером развития общественных отношений у различных народов.

Герберт Спенсер и Освальд Шпенглер рассматривали человеческие общества как подобия биологических организмов, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби проделал колоссальную работу, описав в 12 томах историю 21 цивилизации (первый том этого труда вышел в свет в 1934 году). Он пытался сравнивать развитие этих цивилизаций и пришел к выводу, что цивилизация рождается как «ответ» конкретного общества на «вызов» со стороны природы или других обществ. «Вызовом» могло быть перенаселение, вторжение внешних врагов или другое событие, ставящее под угрозу существование общества, а «ответом» — социальная организация или технические новшества, позволяющие обществу выжить.

В середине XX века наиболее популярной теоретической концепцией исторического развития стала теория модернизации. По определению одного из создателей этой теории, Сирила Блэка, модернизация — это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным промышленной революцией. [29]

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций, культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель, Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 1963 году Уильям Макнил, один из учеников Тойнби, опубликовал монографию «Восхождение Запада». Он детально описал фундаментальные открытия древности и Средних веков, которые вызвали радикальные перемены в общественной структуре.

Но эта концепция не давала ответа на вопрос о причинах катастрофических кризисов, время от времени постигавших различные страны. Немецкий экономист Вильгельм Абель, сопоставив динамику численности населения Европы с динамикой цен, пришел к выводу, что картина циклического развития экономики с XII века вплоть до промышленной революции в целом соответствует мальтузианской теории. [29]

В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов», в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса, Фернана Броделя, Эммануэля Ле Руа Ладюри. В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.

В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна. Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени, дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство. [29]

Исторические периоды

История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

Исторические дисциплины

Дисциплины, связанные с историей

Смежные дисциплины

Примечания

Литература

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *