Расскажите что произошло в прощеное воскресенье почему героиня уходит в монастырь
Чистый понедельник (Бунин)
Дореволюционная Москва. Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик посещал одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя.
Там жила женщина, которую он безумно любил.
Рассказчик возил её в шикарные рестораны, дарил книги, шоколад и живые цветы, но не знал, чем всё кончится. О будущем она говорить не хотела. Близости между ними ещё не было, и это держало рассказчика «в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он был счастлив рядом с ней.
Она училась на исторических курсах и жила одна: её отец, вдовец и просвещённый человек, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика женщина принимала небрежно и рассеянно. Похоже было на то, что ей ничего не было нужно: ни цветов, ни книг, ни обедов, ни театров, ни ужинов за городом. У неё были любимые цветы, книги она прочитывала, шоколад съедала и ужинала с большим удовольствием, но её единственной настоящей слабостью была «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».
Рассказчик часто вспоминал, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел её, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлёк внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.
Иногда она молча, но не противясь, позволяла рассказчику целовать «её руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстранялась и уходила. Она говорила, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривал с ней об этом.
Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой, но и тут — что оставалось мне, кроме надежды на время?
То, что он смотрел на неё, сопровождал в рестораны и театры, составляло для рассказчика муку и счастье.
Так рассказчик провёл январь и февраль. Пришла Масленица. В Прощёное воскресенье она велела заехать за ней раньше обычного. Они отправились в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывала, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили архиепископа, и с восторгом вспоминала весь обряд. Рассказчик был удивлён: до сих пор он не замечал, что она так религиозна.
На кладбище Новодевичьего монастыря они долго ходили между могил. Рассказчик смотрел на неё с обожанием. Она заметила это и искренне удивилась: он действительно любит её так сильно! Вечером они ели блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывала ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозилась уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимал её слова всерьёз.
Следующим вечером она попросила рассказчика отвезти её на театральный «капустник», хотя и считала подобные сборища пошлыми. Весь вечер она пила шампанское, смотрела на кривляния актёров, а потом лихо отплясывала польку с одним из них.
Глубокой ночью рассказчик привёз её домой. К его удивлению, она попросила отпустить кучера и подняться к ней в квартиру — раньше она этого не позволяла. Между ними произошла близость. Под утро она сообщила рассказчику, что уезжает в Тверь, обещала написать и попросила оставить её теперь.
Письмо рассказчик получил через две недели. Она прощалась с ним и просила не ждать и не искать её.
В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…
Рассказчик исполнил её просьбу. Он начал пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадёжно приходил в себя.
Прошло два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторял путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощёное воскресенье. Затем он решил зайти в Марфо-Мариинский монастырь. Дворник не пустил рассказчика: внутри шла служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик всё же зашёл, сунув дворнику рубль.
Во дворе обители рассказчик увидел крестный ход. Возглавляла его великая княгиня, за ней следовала вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. Одна из сестёр вдруг подняла чёрные глаза и посмотрела прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик повернулся и тихо вышел из ворот.
За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Бунина в 6 томах (М.: Художественная литература, 1988).
Обсуждение первой главы. О новом взгляде на «Чистый понедельник»
Петербургский литературовед и комментатор комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» С.А. Фомичев отметил, что в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» в последний вечер своей светской жизни героиня вдруг решает отыскать на Ордынке дом Грибоедова. С точки зрения ученого, Бунин наверняка знал сохраненное современником следующее свидетельство о драматурге:
«Он находил особое наслаждение в посещениях храмов Божьих. Кроме христианского долга, он привлекаем был туда особенным чувством патриотизма. «Любезный друг! — говорил он мне, — только в храмах Божьих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В русской церкви я в отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, в Ярославле, в Киеве, Новегороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души. Мы русские только в церкви, — а я хочу быть русским. «».
Задание 3.1
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
Задание 3.2
Предложите ваш вариант задания или вопроса, которые можно дать ученикам, с использованием комментария С.А. Фомичева к одному из эпизодов рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Не нужно забывать, что «Чистый понедельник» написан в 1944 году.Наверняка, живя в Грассе, Бунин следит за ходом войны, желает победы России и, несмотря на отторженность от нее, ощущает себя русским, патриотом.
Потому осознанный выбор героини важен и для понимания героя, который чувствует православную жизнь, но по-другому. Слияние европейского и восточного понимания существования.
Вопрос на уроке:
Именно в Прощеное воскресенье героиня (причём в трактире) говорит о желании уйти от суетности мира в монастырь. О чём говорят эти символы в рассказе?
А каком возрасте дети должны читать это произведение? Мне кажется, я в свои 38 до него не доросла.
Комментарий помогает понять, почему героиня ищет именно дом Грибоедова. Этот вопрос можно задать. Еще очень хотелось бы поразмышлять о сюжете со змеем-искусителем и связи этого сюжета с героями. И, конечно, важно ответить на вопрос, почему героиня уходит в монастырь.
Эпизод встречи героев в Храме. Какими чувствами они одушевлены?
Спасибо за вопрос. Я почему-то так об этой истории в рассказе не задумывалась и ребят не спрашивала.
Интересно, что автор ведет повествование от лица героя.Захваченный сильным чувством, он никак не может понять своей возлюбленной. У них есть всё: молодость, красота, здоровье, достаток? Что же не так? Наверное, дело в том, что встретились они в решающие для героини дни. Столкнулись два мира. Да, героиня далека от идеала, но, наверное, в русском человеке заложена эта неудовлетворенность жизнью, желанием посвятить себя чему- то возвышенному, и даже пожертвовать собой. Конечно, современным детям, живущим в прагматичном обществе трудно понять поступок героини. Предложенный комментарий помогает приблизить учащихся к разгадке поступка героини. Поэтому один из вопросов для учащихся : был ли для вас неожиданным поступок героини.
Задание 3.2. Соотнесите эпизоды «Последний светский вечер героини» и «Последняя встреча героев» в финале произведения. Как свидетельство о Грибоедове помогает понять решение героини?
Рассказ написан Буниным в эмиграции. Русская церковь эмиграции духовно поддерживала изгнанников. Как бы они сохранили русское в чужой земле? А люди сохранили, создали уникальную культуру эмиграции.Да, героиня рассказа настойчиво хотела посетить этот музей Грибоедова перед уходом в монастырь. И это не просто так, конечно. Образ героини символичен. Она стремится сохранить русское. Не зря она из купеческой среды, которая ближе к народу. А герой не понимает её именно в тот момент. До него доходит это спустя много лет. Настоящий русский интеллигент. Россия и русская интеллигенция перед будущими историческими испытаниями.
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
Героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» тоже хочет почувствовать настоящее, русское. Не русское постпетровских времён, а – исконное.
Поэтому она едет на старообрядческое кладбище, ей противна «смесь сусального русского стиля и Художественного театра». «Дом Грибоедова»? Но этот дом автору «Горя от ума» не принадлежал. Хозяином его был его дядя, который узнаётся в образе Фамусова. Может быть, Бунину извесно было это признание Грибоедова о церкви, где он ощущает себя дома. Увы, герои не нашли. Во всяком случае в рассказе об этом ничего больше не сказано.
Конечно, извесТно. Это опечатка. Извините.
Обратившись к электронным ресурсам, познакомьтесь с историей и судьбой тех церквей и монастырей, которые упоминаются в рассказе И.А.Бунина. Как вы думаете, случаен ли этот подбор?
Какие потенциальные значения открывает этот комментарий к тексту? Сформулируйте один или несколько тезисов интерпретации рассказа на основании комментария С.А. Фомичева.
— «Темные аллеи» пишутся в эмиграции. И, будучи по духу, одним из самых Русских писателей и самых Русских людей, Бунин, очень тонко, очень глубоко, как доступно только очень большому художнику переживает, снова и снова, и русскую «земную тоску». И русскую строгость и силу в стремлении от этой земной тоски перейти к тихой радости жизни Вечной. И воспитанную Православием, и лучше всего выражаемую им же. «Я хочу ощущать себя Русским». И где, и Как, тем более, в эмиграции я могу снова пережить это чувство общности, чувство единения с поколениями, миллионами русских, от старушки в церкви до Великих князей, как не в Православии. Не в одинокой своей молитве эмигранта.
Сила Церкви Православной как Сила Русского Духа противоставляется слабости то ли момента, то ли души. бросившего Родину. Как в рассказе непонятность, и строгость, отстраненность девушки оборачивающиеся, в итоге, силой отречься от земного, противопоставляются легкомысленности, может быть, даже, некоторому мещанству, приземленности героя. И, конечно, это взгляд Бунина на себя и боль о себе. Где я был. С Кем я был. Кто и сейчас еще стоит за моей спиной. «Те же молитвы читаны были при Владимире, Димитрии Донском, Мономахе, в Ярославле, в Киеве, Новегороде, Москве; что то же пение трогало их сердца, те же чувства одушевляли набожные души». И от чего я добровольно отказался в страхе за свою, все равно, бренную жизнь. А, может быть, и вообще, просто комфорт.
Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал. (с)
Предложите ваш вариант задания или вопроса, которые можно дать ученикам, с использованием комментария С.А. Фомичева к одному из эпизодов рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви
Разделы: Литература
Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А.Бунина.
Всякая любовь – великое счастье…
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).
– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)
– Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)
– Тогда скажите, если любовь – яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она почти всегда трагична? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.
3. Рассказ «Чистый понедельник»
И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».
Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е. тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)
4. Аналитическая беседа
– Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в произведении. Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.
– Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы заполняется таблица.)
Детали современной героям действительности | Приметы глубокой старины, древности |
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь», «Прага» Книги современных авторов Рассказы Л.Андреева Лекция А.Белого Концерт Ф.Шаляпина Реальные деятели художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский Могилы А.Чехова и Эртеля Портрет Л.Толстого | Многочисленные названия храмов, икон, монастырей Имена выдающихся исторических людей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий) Цитаты из древних летописей, сказаний Архаизмы: рипида, воздух, трикирий |
– Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)
– Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?
Настоящее | Прошлое |
Реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено оно в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости и краткотечности происходящего. | Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, опорой или основой, умиротворенностью. |
Слово учителя
На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.
– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)
– Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
– Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются? (Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)
– Дайте характеристику герою. (Составление синквейна, рисунок 2а,б.)
Он молодой человек, хорош собою, даже красив «почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке». Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.
– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.
– Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют? (Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.)
– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)
Слово учителя
Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. («Гадалка», «Девочка на фоне персидского ковра», «Сирень».)
– Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)
– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
5. Исследовательская деятельность учащихся
В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые.
Слово учителя
Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне? (Герои не понимают друг друга.)
– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми? (Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит она.)
– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? (Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.)
– Как осуществляется этот поиск? (Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным.)
1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.
2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.
3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.
4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д. Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.)
Слово учителя
Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа? (Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.)
– Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины. (Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».)
– Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно?
– Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.)
6. Итог урока
Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».
– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…)
«Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).
7. Домашнее задание. Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?