Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Барьеры восприятия и понимания

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Барьеры в общении

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

Барьеры общения – это психологические и социальные препятствия, отрицательно влияющие на эффективность общения.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

Барьеры взаимодействия

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не эффективно.

Барьеры восприятия и понимания

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Эстетический барьер связан с восприятием прекрасного, и во многом зависит от стандартов красоты каждой культуры, от привычных образцов стиля и принимаемого большинством поведения. Поэтому, прежде чем осуждать «странных» для нашего восприятия людей, стоит задуматься о своих стереотипах, связанных с привычными стандартами восприятия.

Комфортному общению может препятствовать и барьер социального статуса, разного социального положения собеседников. Люди разного статуса – это люди с разным мировоззрением и стилем жизни, привыкшие по-своему воспринимать должное, правильное (с их точки зрения) поведение. Преодоление этого барьера, зависит от уровня развития личности, от умения отличать свои привычки восприятия от реального видения ситуации.

В деловом общении этот барьер мешает эффективной коммуникации, способствует «вертикальным» конфликтам (начальник-подчинённый). Особенно если один из собеседников привык испытывать трепет перед начальством. Перед разговором с начальником, вспомните, что начальник такой же человек, как и Вы, ему присущи все человеческие слабости. И у Вас нет реальных причин для волнения. Вы вполне можете говорить спокойно и просто, и добиться понимания. Если Вы уважаете себя и свое дело, он это почувствует.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние, а потом переходить к цели Вашего общения.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

Барьер установки. Это барьер связан с предубеждённости к человеку как представителю определённой группы. Он может проявляться в агрессивной, реакции, нежелании адекватно воспринимать слова и действия, приписывании человеку негативных мотивов.

Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись с барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации (способность наблюдать за самим собой и своими отношениями с определенной дистанции, «смотреть на себя со стороны»).

Источник

Барьеры восприятия и понимания

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Комфортному общению может препятствовать разное социальное положение партнёров. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Мой собеседник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости».

Барьер отношения к нам один из самых серьезных. Можно назвать счастливыми тех, у кого на пути нет таких препятствий или им удается легко их преодолевать. «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать≫.

Барьер характера тоже создаёт сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или даже дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. Мобильный собеседник(экстраверт-сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Следить за ходом его рассуждений трудно, а перебивать нельзя — он сердится. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или даже вернуться к началу разговора. Таких людей надо ценить как генераторов идей. Доминантный собеседник(экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре. Говорит громко, безапелляционным тоном, настаивает на своем мнении. Попытаетесь поставить такого собеседника на место — получится конфликт. Лучше, оставаясь при своем мнении, позволить ему высказаться, как он того хочет, а затем в решающий момент тихо, но твердо настоять на своем. Ригидный собеседник(интроверт-флегматик) —≪малоподвижный≫ собеседник. Думает медленно, детально обсуждает обстоятельства дела. Вам давно всё ясно, однако подгонять его нельзя. Эти люди ценны как эксперты или критики идей, и в разговоре с ними надо просто набраться терпения. Пассивный собеседник(интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно. Следует применить метод активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д. И попытаться выяснить его мнение. Молчание — далеко не всегда знак согласия.

Препятствием к конструктивному общению является барьер установки. Существует закон восприятия, согласно которому в собеседнике мы видим нечто главное, а все остальное будет лишь фоном. От того, что мы выделяем как главное, а что как фон, зависит впечатление от объекта в целом. Один и тот же человек разными людьми может быть оценен по-разному.

Что влияет на наше восприятие партнера по общению? Прежде всего это социокультурные, эстетические и этические нормы поведения, сформированные, как правило в детстве. Особо отметим речь человека как имиджеобразующий фактор. Наконец, восприятие другого человека зависит от нашего представления о себе. Например, для неуверенного собеседника слишком активное поведение партнера может трактоваться как вызов и даже агрессия.

Другими словами, восприятие собеседника зависит от нашего опыта, наших предпочтений и опасений. Зная, что существуют причины, приводящие к необъективности восприятия, необходимо учитывать их особенно в профессиональном общении. Можно предложить некоторые рекомендации:

1. Стремитесь получить полную информацию о человеке, с которым вам предстоит общаться.

2. Развивайте наблюдательность, обращайте внимание на особенности внешнего облика и психологического склада человека.

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

3. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению человеческого невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

4. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

5. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Стоит сказать человеку: «Понимаю вас», и появляется возможность конструктивно повести разговор.

6. Снимает напряженность сочувственное отношение к возмущенному партнеру, когда вы поддакиваете: «Да-да, вы правы». Обычно после этого накал страстей ослабевает.

7. Прием самообвинения хорошо действует, когда партнер кричит, потому что не прав. Вы извиняетесь, и, как правило, партнер в недоумении успокаивается. А то и начинает извиняться сам!

8. Напряженную обстановку можно разрядить шуткой. Но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора.

9. Иметь чувство собственного достоинства.

Контрольные вопросы

1.Как объясняется значение риторики в современных толковых словарях? Как эти толкования соотносятся с определение риторики как науки?

2.С какими отраслями научных знаний связана риторика?

3. В чем значение юридической риторики для профессионального общения юриста?

4. Почему риторика – это часть культуры?

5. Назовите основные категории риторики. Охарактеризуйте их.

6. Расскажите о риторических законах.

7. Что такое риторический канон? Как вы понимаете «путь от мысли к слову»?

8. Охарактеризуйте все пять частей риторического канона.

9. В чем смысл и значение топики? Какие топы вам известны?

10. Расскажите о структуре трех функциональных типах текста: описание, повествование, рассуждение.

11. Почему тип текста рассуждение является основным в юридическом дискурсе? Хрия как способ рассуждения.

12. Как вы понимаете значение слов «коммуникация», «речь»?

13. Какие функции выполняет в обществе коммуникация? Почему общение – многоаспектная деятельность человека?

14. Охарактеризуйте понятия: «коммуникативная ситуация», «модель коммуникативной ситуации», «коммуникативное намерение». Почему для эффективного общения необходимо их учитывать?

15. Расскажите о видах и средствах общения. По каким признакам можно классифицировать виды общения?

16. Почему мимика и жесты являются видом невербальной коммуникации?

17. Какие барьеры в общении могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия собеседников. Как избежать барьеров в профессиональной деятельности юриста?

Источник

Барьеры понимания.

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

В психологии выделяется четыре уровня непонимания.

Фонетическое непонимание появляется в результате использо­вания непонятного языка, невыразительной речи, речи-скорого­ворки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э. ). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, пло­хой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медлен­ная речь людьми воспринимается по-разному: это зависит от воз­раста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожи­лые люди поймут хуже быструю речь, а молодые — медленную.

Семантические барьеры понимания связаны с многозначно­стью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.

Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к воз­никновению семантического барьера. Кроме этого существует мно­жество специальных профессиональных терминов, которых непро­фессионал не поймет.

Стилистический барьер понимания возникает при несоот­ветствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом пла­не поучительна история с иностранцем, который выучил несколь­ко фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произошло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнова­ния, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.

Логический барьер понимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для пони­мания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противо­речит присущей ему манере доказательств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при отсутствии представле­ния о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непони­мания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «муж­ская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логи­ческие барьеры непонимания можно при помощи правильных аргументов.

Барьеры социально-культурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, кото­рые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная по­говорка «сытый голодного не разумеет» характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слуша­ющего. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предлагаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющему авторитета у собе­седника, т. е. он не авторитет, его можно не слушать.

Барьер отношения связан с неприязненным отношением к парт­неру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на по­лучаемую информацию.

Невербальные средства общения дополняют речевое общение. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации чело­век получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. Выделяются следующие виды невербальных средств общения:

1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включаю­щие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (дви­жение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (руко­пожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное простран­ство и т.п.).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от воз­раста человека, например, у детей невербальные сигналы чита­ются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность. Так, по дан­ным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, фран­цуз — 120, мексиканец — 180 раз.

От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста. Например, «большой палец пра­вой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачи­вание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да». Для правильной трактовки невербального общения специали­сты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Смотреть картинку Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Картинка про Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика. Фото Расскажите о барьерах понимания в чем их специфика

• «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

• жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди» — при общении этот жест выражает недове­рие, закрытость; при холодной морозной погоде человек со скре­щенными руками попросту замерз);

• необходимо учитывать национальные особенности;

• при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;

• необходимо помнить о формально-ролевом общении (см. разд. 2.2), т.е. если человек играет роль высокомерного, то и жесты будет использовать соответствующие;

• нужно учитывать факторы здоровья: к примеру, у близоруких людей зрачки всегда расширены, у дальнозорких — сужены.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радос­ти, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; ра­дость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица. При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху. Носогубные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз. Уголки губ оттягивают­ся назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины. Брови принимают изогнутый вид. Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются. В межбровном пространстве появляются вер­тикальные складки, губы при этом плотно сжаты.

Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо. Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости.

Улыбкаявляется универсальным средством невербального об­щения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыба­ется не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает насто­роженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка украшает че­ловека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дру­желюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова при­ветствия и благодарности сопровождать улыбкой.

Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, иро­ничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение. Улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, чем обычная улыбка. Однако такую открытую улыбку специалисты не рекомендуют использо­вать при первой встрече, так как она может породить недоверие. Широкая улыбка, когда рот приоткрыт и обнажены оба ряда зу­бов, не используется при знакомстве, она характерна при шутках между друзьями.

Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд— это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, откры­тым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, зас­тывшим и т.д.

Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помо­гает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это озна­чает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения.

Больше всего нас раздражают люди, которые во время разго­вора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинте­ресными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой).

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседни­ками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем меньше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства.

Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828— 1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.

Мимические выражения лица можно сознательно контроли­ровать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его дви­жениями.

Жесты.В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопо­жатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для ру­копожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает пре­восходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское ру­копожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он не­разрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.

Для определения понимания информации в психологии ис­пользуют механизм обратной связи,который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она помимо своего первона­чального содержания несет сведения о том, как собеседники вос­принимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения.

В общении специалиста любого профиля с клиентом или кол­легой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отно­шений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим, — с одоб­рением или враждебно, открыт со­беседник или замкнут. «Бессловес­ная» обратная связь помогает дос­тичь нужного нам результата.

В общении чаще всего встреча­ются следующие виды жестов:

жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытяги­вание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением боль­ших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;

жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику.

Поза— это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть яв­ляется дополнительным источником инфор­мации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетель­ствуют о беспомощности, боязливости и не­уверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свобод­но опущенные плечи «говорят» о внутрен­ней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собствен­ных возможностей).

Человеческое тело способно принимать около тысячи различ­ных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — норматив­ными. Позы свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в при­сутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плю­хаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собе­седник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает вни­мание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и поло­жил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;

закрытую, или защитную, означающую реакцию на возмож­ные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; по­садка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

поза готовности, характеризующая желание активных дей­ствий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опи­раются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, ос­тавляя другую позади.

Важное значение для общения имеет голос,который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обста­новке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над по­становкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом.

Существенное значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр — это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.

Одним из важнейших средств может стать умелое использова­ние пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания. Длительность пауз различна и зависит от причи­ны, которой она вызвана. Голос и жест в сочетании с мимикой помогают человеку создать свой образ.

Проксемиказанимается нормами пространственной и времен­ной организации общения. Выделяют четыре пространственные зоны, или дистанции в общении:

1) интимная (от 0 до 45 см). Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2) личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3) социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официаль­ных встреч с посторонними людьми, людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4) общественная, или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей, например лектору, удоб­нее передавать информацию, а слушателям — воспринимать.

Интересно, что определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия. Иссле­дователи отмечают, что чем больше разница в возрасте у общаю­щихся людей, тем больше расстояние между ними. То же проис­ходит при общении людей с разным социальным статусом.

Исследования также показали, что между ростом собеседника и дистанцией общения существует связь: чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и наоборот. У женщин прослеживается противоположная зависимость, поэтому специалисты рекомендуют учитывать в общении данную законо­мерность.

Задавались ли вы вопросом: почему в местах общественного скопления (кинозал, транспорт, эскалатор и т. п.) чаще всего возникают конфликтные ситуации? Это может быть объяснено втор­жением людей в интимные зоны друг друга. В книге «Психология общения» Е.И.Рогов* (* Рогов Е.И. Психология общения. — М., 2001. — С. 111.) приводит правила, которые А.Б.Добрович сформулировал как неписаные правила поведения современного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте.

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.

3. Лицо должно быть совершенно бесстрастным — никакого проявления эмоций не разрешается.

4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полно­стью погружены в чтение.

5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.

6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над го­ловой.

Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, мас­тер афоризмов, говорил, что в любом самом мелком, самом не­значительном, самом неприметном нашем поступке уже сказыва­ется весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный чело­век.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *