Расскажите о чем говорит стародум какие пороки он обличает в своих монологах
17.1 Какие ценности утверждают Стародум и его единомышленники? По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)
«Недоросль» Д. И. Фонвизина — социально-политическая комедия, написанная в русле классицизма. В системе образов произведения можно выделить добродетельных персонажей, которые сосредотачиваются вокруг Стародума, и злонравных, через характеры которых Фонвизин обличает пороки дворян-крепостников. Рассмотрим, какие ценности утверждает Стародум и его единомышленники в пьесе.
Главным образом комедии является Стародум — герой-резонёр, озвучивающий авторскую позицию.
Именно его приезд мешает Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. В обоих диалогах с Правдиным Стародум утверждает ценность образования. По его словам, он получил от своего отца воспитание по тому времени «наилучшее». С помощью приема антитезы Фонвизин сопоставляет отношение к знаниям Простаковой и Стародума.
Так, в отличии от дядюшки Софьи, дворянка не видит смысла в образовании («Не учись этой дурацкой науке!»). Стародум же выступает против невежества и уклонения от долга перед Родиной. По его мнению, дворянин может бросить службу, только если она не приносит пользы Отечеству. Для Стародума не приемлема позиция Митрофана: «По мне, куда пошлют». Кроме того, из реплик героя ясно, что он является примером честности и трудолюбия, благодаря которым состояние сделать можно. По сюжету он оставил Софью, чтобы заработать деньги для счастливой жизни девушки и её избранника.
Стародум также рассуждает о просвещённом монархе, о вреде крепостного права. Автор дает понять, что герой — человек «особых правил», он придерживается идеям Петровской эпохи.
Единомышленником Стародума является Правдин, честный чиновник. О его положительных качествах ещё в начале комедии говорил эпизод с чтением письма, когда герой отказывается выполнить просьбу Простаковой без позволения Софьи. Образ персонажа раскрывается в его диалогах со Стародумом. По мнению Правдина, прямое достоинство человека есть душа. Эта реплика вводит тему гуманизма в произведение. Важно и то, что Правдин выступает против угнетения крепостных. Он сразу видит в Простаковой «презлую фурию», которая вредит своим людям. Однако даже к злонравной помещице Правдин проявляет сочувствие, что показано в развязке пьесы. Так, чиновник стыдит Митрофана за его жестокие слова к матери: «Отвяжись матушка, как навязалась». Образ Правдина утверждает и ценность справедливости, ведь именно этот герой лишает Простакову имения и права угнетения крестьян. Единомышленниками Стародума можно назвать Милона и Софья. Так, образ девушки — это воплощение «добродетели в руках порока». Героиня умна, образована и преданна своему возлюбленному. Она понимает, что лишь из-за дядюшкиного наследства Простакова из бранчивой стала ласкова «до самой низости». Образ Софьи передает идею уважения к старшим. Так, героиня доверят Стародуму даже при выборе жениха. Милон, возлюбленный девушки, играет важную роль в кульминационной сцене: именно он спасает Софью от похитителей. Добродетель обоих персонажей вознаграждается в конце комедии, а Простакова, в адрес которой звучит реплика «Вот злонравия достойные плоды» оказывается наказана, как и её сын.
Таким образом, Стародум и его единомышленники утверждают такие ценности, как образование, честность, справедливость и гуманизм. Автор надеется, что именно эти качества придут на смену жестокости и невежества дворянства.
Анализ комедии
Слайд 5. Вспомним теорию!
• Что такое сатира?
• Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки
• Что такое комедия?
• Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки
Каковы же проблемы комедии Фонвизина?
3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.
У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.
(*Далее идёт беседа по 6-7 слайдам)
Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”
· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)
Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.
· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?
Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.
Проверка индивидуального домашнего задания
1. Рассказ о Цифиркине
2. Рассказ о Кутейкине
3. Рассказ о Вральмане
Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?
Ø Сама она образованная или нет?
Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?
Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).
Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?
Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
Ø К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)
Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.
Проверка индивидуального домашнего задания:
Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)
2. Выучить определения сатиры и комедии
Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма
Анализ комедии
Слайд 5. Вспомним теорию!
• Что такое сатира?
• Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки
• Что такое комедия?
• Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки
Каковы же проблемы комедии Фонвизина?
3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.
У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.
(*Далее идёт беседа по 6-7 слайдам)
Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”
· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)
Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.
· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?
Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.
Проверка индивидуального домашнего задания
1. Рассказ о Цифиркине
2. Рассказ о Кутейкине
3. Рассказ о Вральмане
Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?
Ø Сама она образованная или нет?
Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?
Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).
Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?
Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
Ø К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)
Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.
Проверка индивидуального домашнего задания:
Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)
2. Выучить определения сатиры и комедии
Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма