Расскажите о чем говорит стародум

Образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль», описание, биография

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль»: описание характера и личности героя, его биография.

Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»

Образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль», описание, биография в цитатах

«. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечении твое счастье. «

«. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода. «

«. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом..»

«. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал.

«. я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. «

«. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу. «

«. решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро. «

«. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. «

«. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. «

«. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де кого уж и полюбит, так прямо полюбит. «

Стародум разбирается в людях. Он не любит дурных людей:

«. А кого он невзлюбит, тот дурной человек. » (о Стародуме)

«. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет. «

«. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность. «

«. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. «

«. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову. «

«. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..»

«. У меня правило: в первом движении ничего не начинать. ««. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству. «

«. Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. «

«. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку. «

«. Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает. «

«. Горячность не допустила меня тогда рассудить. «

«. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы. «

«. Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. «

«. Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного. «

«. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. «

«. Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг..»

Что означает фамилия Стародум?

Фамилия Стародума является «говорящей», как и большинство имен и фамилий в пьесе. Эта фамилия сочетает в себе два слова: «старый» и «думать».

Но в данном случае «старый» означает не пожилой возраст героя (хотя Стародум действительно немолод). Фамилия Стародума означает его приверженность «старым» ценностям времен Петра I, его преобразовательную деятельность. Стародум хвалит старое время и осуждает «новые» нравы дворянского общества времен Екатерины II.

Вот как критик объясняют значение фамилии Стародум в «Недоросле»:

«Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».» (А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг.)

Это был цитатный образ и характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера и биографии героя.

Источник

Стародум («Недоросль»)

Портрет

Стародум — человек старой закалки. Он служил во время правления Петра I. Его восхищают передовые взгляды царя на воспитание молодого дворянства и преображение Российского государства. Он негативно относится к современным порядкам и людям, стремящимся к наживе и богатству, далёким от высоких моральных устоев и правил. В комедии олицетворением этих людей являются Скотинин и Простаковы.

Стародуму около 60 лет. Он дядя Софьи и её опекун. Долгое время дворянин служил царю и Отечеству, а когда вышел в отставку, поехал жить в Сибирь. Там он сумел заработать приличное состояние, которое завещал племяннице Софье.

Стародум происходит из старинного дворянского рода. Его отец служил при дворе царя Петра. Сам опекун Софьи получил достойное воспитание. В юности много занимался самообразованием, поэтому он начитан и образован.

Стародум довольно известная личность. О его старых заслугах помнят в аристократических кругах. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение», — говорит Правдин Софье.

Для аристократа слова долг, совесть, честь — не пустой звук, а смысл жизни. Важность этих понятий он и пытается донести в пьесе.

Как у всех персонажей пьесы фамилия героя является «говорящей»: Стародум, т. е. думающий по-старому.

Характер

Основными чертами характера пожилого дворянина являются честность, открытость, прямодушие. С виду он кажется немного угрюмым и замкнутым.

Этот герой имеет репутацию мудрого человека. Он очень любит свою племянницу, ради которой и поехал в Сибирь, чтобы заработать для неё деньги на приданое. Дядюшка хочет найти достойного жениха для любимой племянницы. Стародум способен быстро распознать в человеке ложь, лицемерие и неискренность, поэтому он отвергает представленных госпожой Простаковой кандидатов — Митрофана и Скотинина, и отдаёт предпочтение молодому офицеру Милону.

Взгляд на воспитание

В комедии чётко просматриваются две противоположные линии по воспитанию молодого поколения: Стародума и Простаковой. Госпожа не стремиться дать сыну достойное образование и воспитывает его по образу и подобию себя и своего мужа. Учителя, нанятые к «недорослю» не могут научить Митрофанушку элементарным понятиям из-за вмешательства в процесс его матушки. Простакова учит сына лжи, лицемерию, жадности и хитрости, т. е. тем понятиям, по которым живёт сама.

Стародум же пытается воспитать Софью в лучших традициях дворянства петровской эпохи. Он прививает девушке те понятия, по которым сам прожил свою жизнь. Дядюшка внушает племяннице мысль о том, что главные качества в человеке — это честность, благонравие, милосердие. Образованность является одной из составляющих человека, но самыми главными качествами настоящего гражданина являются открытое сердце и добрая душа, «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — вспоминает слова своего отца Стародум.

Негативно старый дворянин относится к богатству, доставшемуся нечестным путём, он считает, что быстрые и нечестные деньги развращают и портят человека.

Характеристика речи

Речь старого дворянина грамотная и правильная, очень близка к литературной. Фразы чётко выстроены. В разговоре он часто употребляет афоризмы. («Начинаются чины — перестаёт искренность», «Золотой болван — всё болван»).

В словах Стародума отсутствует неискренность и лживость. Он говорит то, что на самом деле думает и чувствует.

Заключение

Образ Стародума отображает гражданскую позицию Д. И. Фонвизина на воспитание нового поколения. В пьесе «Недоросль» он изобличает недостойную политику Екатерины II, развращённость и безнравственность придворных дворян, невоспитанность молодого поколения, невежество и жестокость помещиков, и предлагает пересмотреть взгляды на воспитание и образование дворян. Фонвизин пытается доказать, что благородство, честь, справедливость, патриотизм, доброта и уважение должны стать главными ориентирами в воспитании будущего поколения.

Источник

Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть фото Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть картинку Расскажите о чем говорит стародум. Картинка про Расскажите о чем говорит стародум. Фото Расскажите о чем говорит стародум

Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После этого долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние.

Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.

Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть фото Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть картинку Расскажите о чем говорит стародум. Картинка про Расскажите о чем говорит стародум. Фото Расскажите о чем говорит стародум

Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть фото Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть картинку Расскажите о чем говорит стародум. Картинка про Расскажите о чем говорит стародум. Фото Расскажите о чем говорит стародум

Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть фото Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть картинку Расскажите о чем говорит стародум. Картинка про Расскажите о чем говорит стародум. Фото Расскажите о чем говорит стародум

Стихотворение А. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » (восприятие, истолкование, оценка)

Все самые тайные и глубокие чувства с необыкно­венной тонкостью и силой выразились в лирике А. С. Пушкина. Для поэта любовь — одно из сильней­ших человеческих чувств, заставляющее трепетать все струны души, вызывающее вдохновение, пробуж­дающее жажду творчества. В нескольких строчках просто и вместе с тем глубоко раскрывается это чувст­во. Примером тому является стихотворение «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла. » — небольшое по объему произведение, написанное простым языком, не содержащее необычных сравнений и, кажется, легко и просто сошедшее с ав­торского пера. В стихотворении только одна метафора – «сердце горит», но и она настолько привычна для читателя, что даже не воспринимается как метафора. А.С. Пушкин достиг «нагой простоты», что делает произведение более искренним и понятным.
Однако если рассмотреть фотографию рукописного черновика стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла. », мы увидим следы напряженной рабо­ты поэта: множество зачеркнутых, исправленных и переделанных строк. Можно сделать вывод, что лег­кость и простота стихотворения явились результатом упорного труда Пушкина и что, следовательно, в тексте нет ни одного лишнего слова: каждое из них на­полнено глубоким смыслом. И оттого такое неболь­шое стихотворение столь выразительно. Так каков же смысл?

Два первых стиха дают пейзажную картину:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины, противопоставление двух начал. «Ночная мгла» здесь не просто темнота. В данном слу­чае создается два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит автор,— светлая, проникну­тая примиряющим светом луны, связана с задушев­ными переживаниями автора.

В образах горных вершин, глубокой реки, текущей в темноте, ночной мгле и лунном свете нет ничего про­тиворечивого или трагического, а, наоборот, все носит примиренный характер, что подчеркивается спокой­ной музыкальной организацией стиха.

Картину контрастную и примиренную, и одновре­менно широкую и спокойно-печальную дает обилие и разнообразие согласных звуков, много плавных: «м», «н», «л».

В третьей и четвертой строках раскрывается внут­реннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемее героем-автором трудносовместимые: «гру­стно и легко». Объяснение их соединению находим в выражении «печаль моя светла». Каким светом про­низана эта печаль? Этому посвящен следующий стих: «Печаль моя полна тобою. ».

Имя возлюбленной покрыто тайной, но именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой.

Далее интонация меняется, она делается более на­пряженной. Авторский монолог посвящен любви, однако в нем нет местоимения «я» в форме подлежащего. Одновре­менно бросается в глаза наличие безличных конструк­ций: «мне грустно», «мне легко». Место подлежащего здесь занимают слова «печаль», «сердце». Тем более сильно звучит выделенность поэтического «ты».

Любовь, о которой говорит поэт,— любовь самопожертвования:

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Поэт сам не может объяснить, отчего он любит, и просто смиряется с неизбежностью этого безнадежно­го и бескорыстного чувства. Но именно наивность мо­тивировки делает ее полной глубокого значения: лю­бовь не нуждается в причинах и хитроумных объясне­ниях.

Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.

Источник

Недоросль цитаты стародума о воспитании. Цитаты и афоризмы Стародума

Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.

Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.

Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.

Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.

Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.

Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.

Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.

Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.

взгляды на воспитание Простаковой и Стародума из комедии «Недоросль» Фонвизина

Госпожа Простакова убеждена что «без наук люди живут и жили».

Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль

Комедия « Недоросль» — одно из лучших произведений того времени, в котором заложен огромный, поучительный смысл. В произведении Фонвизина достаточно много отрицательных героев, которых автор не особо любит. Он их нарочно высмеивает, выставляя напоказ глупость персонажей. Как в любом произведении, если есть отрицательное, то, конечно, имеются и положительные. В комедии такие герои так же есть, они поддерживают такие взгляды, которые были у самого Фонвизина в те времена. Таким героем является Стародум.

Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива. Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо. За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.

Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.

У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.

Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.

Читателю становиться, очевидно, что именно такой герой, как Стародум полностью воплощение самого автора. Он размышляет так, как Фонвизин и поступки у них схожие. Ведь именно в репликах этого мужчины заключается весь смысл комедии « Недоросль». Образ Стародума, по моему мнению, самый важный в комедии. Такие люди, как Стародум нужны были России.

В «Недоросле» Фонвизин говорит, главным образом, устами Стародума. Из всех героев пьесы тот, видимо, особенно симпатичен автору. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком. Называя дядюшку Софьи Стародумом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку. На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.

Герои «Недоросля» Фонвизина

«Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е., – должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово «дворянин» понимается в смысле – человек благородного происхождения. Стародум считает, что настоящий дворянин – тот, у кого мысли и поступки благородны, – «дворянин, недостойный быть дворянином, – подлее его ничего на свете не знаю!» восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего – служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что «бесчестье – не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Это – понятие, внушенное дворянам Петром Великим.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Стародум, конечно, не одобрял «Указа о вольности дворянства» Петра III, тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Простакова, понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо, взгляды императрицы Екатерины II. Стародум ставит воспитание сердца, «добронравие», выше ума, умственного развития.

Несколько лет после того, как была написана комедия «Недоросль», Фонвизин хотел издать журнал под названием «Стародум, или друг честных людей». В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть «в улыбательном роде». Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.

Не хочу учиться, хочу жениться или проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Усовершенствование мире через образование и воспитание людей — вот главная цель, идея всей эпохи Просвещения. Этот момент в истории большинства государств проявился во многим сферах жизнедеятельности людей; в том числе и в искусстве. Классицизм являлся ведущим направлением на тот момент; этот жанр откликался во многих странах, в том числе и в России: Ломоносов, Державин, Тредиаковский, Княжнин, — их имена до сих пор часто приходят нам на ум. Но среди многих классиков, таких, как Кантемир и Сумароков, ярче всех выделяется великий Фонвизин, — создатель русской бытовой комедии. произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывает большинство проблем русского государства того времени; одна из них- проблема воспитания, которую я и собираюсь осветить в данном сочинении.

В XVIII веке существовала ещё довольно много необразованных людей. Митрофан и Софья — два абсолютно различных образа, показанных Фонвизиным в комедии для того, чтобы отобразить общество, которое в то время, как и сейчас, делилось на две большие группы: образованных людей и не желающих учиться. Тема воспитания занимает центральное место, так как напрямую связано с главным конфликтом произведения — противостоянием идеи Просвещения и необразованности.

Так, Простакова и Скотинин являются истинными потомками своих родителей, сторонников старых устоев таких, как крепостничество, жестокое обращение с крестьянами, необразованность и тому подобное. Митрофан, естественно, принимает и «впитывает» в себя всё это, он же «маменькин сыночек». Он, также, как и его мать, не видит ничего полезного и нужного в науках. Однако Фонвизин отступает от сложившихся канонов написания комедии того времени: героев нельзя до конца назвать плохими или хорошими. Госпожа Простакова не является отрицательным или положительным образом: с одной стороны, она жадная, жестокая необразованная, но она вкладывает в своего сына всё, что знает и считает нужным знать ему. Простакова балует Митрофана, потакая ему во всём: А не хочется учиться — да не надо, хочешь жениться — пожалуйста, сосватаем. Но вся трагичность этой пьесы заключается в последнем явлении, когда Митрофанушка, всё время поддакивающий Постаковой, хамит и буквально «кидает» свою мать, осознав теперешнюю невыгодность её положения. Госпожа Простакова теряет одновременно всё, чем так дорожила — имение и сыночка, а Митрофан, как мягкотелый человек, соглашается с Правдиным ехать на службу.

Софья — полная противоположность необразованным Скотининым. Девушка много читает и и прислушивается к советам Стародума; она в раннем возрасте уже понимает то, что воспитывал в себе её дядюшка годами. Софья может рассуждать на тему добродетели, искренне не понимая, почему люди могут завидовать её доброте; она разделяет взгляды Стародума о истинном богатстве в этой жизни; также Софья всерьёз воспринимает тему брака, в отличие от Митрофана, который считает, что женитьба — это развлечение. Воспитание двух молодых людей, Софьи и Митрофана, представленных в этой комедии Фонвизиным для сопоставления и сравнения, напрямую зависит от их опекунов — госпожи Простаковой и Стародума. Различие их состоит в разном жизненном пути, целях, взглядах на мир и, конечно же, отношения к детям. Стародум имеет высокие моральные принципы; читатель может легко узнать, какой тернистый путь прошёл он, чтобы осознать то, что знает сейчас и стремится передать Софьи; к своей племяннице он относится, как к взрослому человеку, уже состоявшейся личности, разговаривая с ней на одном уровне. Госпожа Простакова же, воспитанная на Домострое и старых, устоявшихся принципах, балует Митрофана, относясь к нему, как к малышу. Пригласив учителей только из-за моды, она сама не даёт развиваться сыну : задачи решает по-своему, а из-за необразованности не видит, что Вральман, якобы обучающий Митрофана всем наукам, бесстыдно лжёт, стараясь выжить, как может.

На этих живых примерах Фонвизин старается показать, в каком бедственном положении находилось состояние образования и воспитания в России. Многим было тяжело отказываться от старых принципов и устанавливать новые идеи Просвещения, но меняться надо было, а то, что же будет, если сотни таких Митрофанушек придут и «захватят» высшие чины!? Вероятно, страна придет в упадок. Учителя, не имеющие образования, портные, не умеющие шить и молодые люди, делающие вид, что учатся, — вот формы просветительских идей.

Но в пьесе есть ещё одна маленькая, самая важная деталь — комедия Фонвизина актуальна была во все времена, является таковой и сейчас, будет читаться и вспоминаться ещё через тысячелетия, — ведь все люди представленные в «Недоросле» имеют отражение в наше время, идеи Стародума учат добродетели до сих пор; вот почему комедия «живёт» и остаётся популярной даже сегодня.

Вариант 3

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

Характеристика героя

Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть фото Расскажите о чем говорит стародум. Смотреть картинку Расскажите о чем говорит стародум. Картинка про Расскажите о чем говорит стародум. Фото Расскажите о чем говорит стародум

Стародум является мужчиной в возрасте 60 лет, он офицер в отставке, успел побыть участником военных действий, послужить при императорском дворе. Он имеет свое состояние, но нажил его своим трудом, прожив определенное время в Сибири. Он утверждает, что нажил доход без воровства и обманных действий.

Среди положительных качеств Стародума можно выделить следующее:

Среди отрицательных черт можно выделить:

Стародум ведет себя так, как научил его отец, а именно в духе старой эпохи, он получил достаточное для старых времен образование, но умеет уловить главное в людях. Он положительно настроен по отношению к воспитаннице, хочет ее счастья, потому отыщет ей подходящего жениха, и даже оставит нажитые средства как наследство. Стародум является горячим защитником просвещения, человечности, он оценивает людей по делам, не обращая внимания на остальные нюансы. Он сетует на произвол по отношению к крестьянам и считает защиту родины важнейшей для дворянина задачей.

Психологические особенности

Из Петровской эпохи Стародум вынес свои приоритеты: мудрость, следование традициям, он мудр, и накапливает полученный опыт. При этом персонаж просвещенный и передовой. Большую важность герой придает нравственной стороне личностей, а также благонравию. Он считает, что если человек сам по себе развращен, то наука и обучение сделают его еще более злым и опасным. Стародум не переносит дикости, костности, бесчеловечности и дурного нрава в других.

Сочинение 4

Стародум – второстепенный персонаж в произведении Фонвизина «Недоросль». Он яркий положительный герой известной комедии и занимает значимую роль в пьесе, хотя появляется в явлении поздно. Стародум – дядя юной и прекрасной девушки Софьи, которую хотят выдать за нелюбимого человека. Она для Стародума единственный близкий человек, поэтому именно ей он завещает свое нажитое имущество. Причем он нажил значительное состояние.

Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого. Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина. Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.

Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.

По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием. Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.

Все крылатые выражения в произведении «Недоросль». пожлст, срочно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *