Расскажите о социально экономическом развитии византии в чем состояла специфика аграрных отношений
Расскажите о социально экономическом развитии византии в чем состояла специфика аграрных отношений
Подробное решение параграф §18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014
1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю?
Византийские императоры считали себя римскими правителями (самими правителями, а не их наследниками) потому, что ими на самом деле являлись. После того, как в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную регалии императорской власти беспрерывно передавались в Константинополе от предыдущего правителя следующему (в данном случае не важно, каким именно образом порой переходила из рук в руки власть). Более того, в 476 г. Одоакр прислал в Константинополь и регалии императора Западной Римской империи. Потому преемственность императоров Византии власти Диоклетиана, Константина Великого и др. неоспорима.
Попытка Юстиниана I вернуть утраченные римлянами территории закончилась частичным успехом: Византии в результате многолетних войн принадлежали вся Северная Африка, Италия и небольшая часть Испании. Однако все эти успехи были сведены на нет при преемниках Юстиниана в результате новых завоеваний варваров, таких как лангобарды и особенно нашествию арабов.
2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.
Византийская империя отличалась жёсткой централизацией и всевластием бюрократического аппарата. В империи существовал сенат, но он фактически не влиял на принятие важных решений. Император Лев VI ликвидировал остатки самоуправления городов, приписал их жителей к корпорациям. Единственным источником власти был император, представителями которого на местах являлись чиновники, делившиеся на многочисленные ранги. Также велика была роль церкви, однако со временем она также всё больше подчинялась государству и священнослужители больше походили на чиновников, но составлявших отдельную иерархи.
Тем не менее, большую опасность для императора представляла крупная аристократия. В Византии не сложилось рыцарства, а высшая аристократия сохраняла своё влияние с древних времён. Империя после реформы VII в. делилась на территориальные единицы, называемые фемы, каждой из которых управлял наместник из числа аристократов. Каждый из наместников мог быть в любой момент смещён императором, но до этого он обладал практически неограниченной властью.
Кроме того, Византия унаследовала проблемы, как поздних веков Римской империи, так и более древних эллинистических монархий, на территории которых формировалось её ядро. Как и в IV-V вв., власти императоров нередко угрожали удачливые полководцы. Войска всегда готовы были их поддержать, потому что благосостояние воинов напрямую зависело от успеха такого узурпатора. Кроме того, также, как и в период эллинизма, часто случались дворцовые перевороты. В итоге из 109 императоров, правивших Византией за время её существования (395-1453 гг.) только 34 умерло своей смертью.
3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика аграрных отношений?
В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.
Значительную роль в государстве играла православная церковь. После падения Западной Римской империи она была крупнейшим землевладельцем. Огромные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь восстановила свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) вскоре стал одним из придворных, а церковная организация до определённой степени уподобилась чиновничьей на службе императора.
4. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?
Хозяйственный уклад славян формировался в лесной полосе, потому из всех видов земледелия преобладало подсечно-огневое. При таком укладе вырубался и выжигался определённый участок леса, благодаря пеплу почва становилась плодородной на несколько лет, в течении которых её возделывали. После истощения почвы вырубали и выжигали новый участок. Со временем славяне дополнили такой хозяйственных уклад двупольем: они делили пашню на две части и чередовали их обработку, то есть каждый второй год половина пашни «отдыхала». Это позволяло дольше собирать урожай с одного участка.
У соседей славяне перенимали как хозяйственные приёмы, так и различные государственные институты. Например, все монотеистические религии в славянских государствах и их церковные организации – заимствования у соседей. Влиял на славян и уклад жизни других народов. Благодаря ним, к примеру, у западных славян быстрее всего и в наиболее полной форме сформировался феодализм.
5. Заполните таблицу.
6. Объясните, почему произошло обособление славянских племен.
Славянские племена обособились друг от друга потому, что расселились на разных территориях с разными природными условиями, разным окружением. Со временем без взаимного общения разделились их языки, под влиянием различных соседей возникли разные государственные образования, и история разных ветвей славян пошла своими путями.
7. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
Истоки разделения церквей проистекают из вопроса о власти в единой церкви, на которую претендовали папа римский и патриарх Константинопольский. В римской империи верховенство было признано за римской кафедрой, перенос столицы империи в Константинополь ситуацию не изменил. Однако после падения Западной Римской империи положение римских пап стало шатким, они часто не могли контролировать даже сам Рим, но продолжали в церковных делах требовать повиновения от патриархов Константинополя, которые опирались на сильную и стабильную власть императоров Византии. Римские папы также искали поддержки у того же императора, потому что Италия продолжала входить в сферу его интересов.
Большую роль в подготовке раскола сыграло иконоборчество, которое не поддержали папы римские. Именно тогда появились догматические различия между конфессиями (в частности, разные формулировки Символа веры). Тогда же римские папы стали искать новой поддержки, которую в итоге нашли в лице франкских королей.
В истории насчитывается несколько церковных расколов, порой весьма длительных. Но до 1054 г. их удавалось ликвидировать мирным путём. В XI в. обострились также споры о сферах влияния иерархов. Римский папа поставил под свой контроль Южную Италию и добивался того же в отношении Иллирии и Болгарии. В 1054 г. представитель папы римского, находившийся с посольством в Константинополе, отлучил от церкви патриарха Константинополя. Действия его были не правомочными, потому что он был представителем не самого престола папы, а только конкретного папы, который к тому моменту уже умер. Однако патриарх Константинополя в ответ на это в свою очередь отлучил папу римского от церкви. С католической стороны церковный раскол был закреплён на Латеранском соборе 1059 г.
Однако строгого разделения между конфессиями не произошло и после официального раскола. Многие считали его обратимым, какими оказались и предыдущими. Окончательным он стал после страшного разгрома, который в 1204 г. учинили в Константинополе католики-крестоносцы в ходе IV крестового похода.
8. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? Свой ответ обоснуйте.
Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.
Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.
Возникновение феодальных отношений в Византии IV—VIII вв.
План.
2. Государственное устройство Византии.
Правление императора Юстиниана.
Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII — VIII вв.
Иконоборческое движение.
1. Социально-экономические особенности Византии в IV—VI вв.Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры. Широкое распространение во многих областях имело хлебопашество. В сельском хозяйстве восточных провинций, особенно Кипра и Сирии, значительную роль играла ирригация. Было развито виноградарство и культура олив, садоводство, выращивали и технические культуры (лен и др.); было распространено скотоводство.
В социально-экономическом развитии Восточной Римской империи имелись существенные особенности:
1. В первую очередь черты упадка сельского хозяйства стали ощутимы здесь позднее, чем на Западе, лишь в конце VI в.
2. Второй особенностью было сравнительно меньшее и более медленное, чем на Западе, развитие крупного землевладения латифундиального типа.
3. Еще одной особенностью аграрного строя Византии было возрастание в IV—VI вв. роли свободного крестьянского землевладения и общины.
4. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве стало предоставление рабам участка земли в виде пекулия. В Византии еще в больших масштабах, чем на Западе, был распространен колонат.
5. Византия IV—VI вв. по праву считалась страной городов. В то время как на Западе города пришли в упадок, на Востоке они продолжали развиваться как центры ремесла и торговли.
6. Богатые запасы железа, золота, меди, мрамора стимулировали развитие горных промыслов, оружейного дела, производство орудий для ремесла и сельского хозяйства.
7. Обилие удобных гаваней и господство над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря, способствовали развитию в Византии мореплавания и морской, в том числе транзитной, торговли.
Сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянской общины, широкое распространение колоната и рабства с предоставлением пекулия обусловили большую экономическую устойчивость Восточной Римской империи и несколько замедлили кризис рабовладельческого строя, его падение, а затем и процесс феодализации Византии.
Расцвет ремесла и доходы от богатых городов и широкой заморской торговли, значительные поступления от налогов с сельского населения и от императорских поместий доставляли правительству значительные ресурсы для содержания сильной армии и могущественного военного флота, оплаты наемников. Это помогло Византии в отличие от Западной империи, где города в это время деградировали, избежать варварского завоевания и сохраниться в виде целостного независимого государства с сильной централизованной властью.
2. Государственное устройство Византии.После падения Западной Римской империи Византия выступала как единственная законная наследница Рима и претендовала на господство во всем цивилизованном мире. В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения власти императора, повелителя всей ойкумены, всех христианских народов (универсалистская теория ойкуменизма). Император (по-гречески «василевс»), в руках которого находилась вся законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью. Правда, теоретически власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат, государственный совет (консисторий) и Димы (от греческого слова «демос» — народ) были организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.
3. Правление императора Юстиниана.Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.
Внутренняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев, и в первую очередь старой сенаторской аристократии.
В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. В короткий срок (с 528 по 534 г.) комиссией из выдающихся юристов во главе с Трибонианом была проведена огромная работа по пересмотру всего богатейшего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права». В законодательстве Юстиниана (особенно в «Кодексе» и «Новеллах») поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.
Активная строительная деятельность Юстиниана, завоевательная политика, содержание государственного аппарата, роскошь императорского двора требовали огромных расходов, и правительство Юстиниана принуждено было резко повысить налоговое обложение подданных. Недовольство населения налоговым гнетом и преследованием еретиков привело к восстаниям народных масс. В 532 г. вспыхнуло одно из самых грозных народных движений в Византии, известное в истории как восстание «Ника». Оно было связано с обострившейся борьбой так называемых цирковых партий Константинополя. Разгром восстания «Ника» знаменует резкий поворот в политике Юстиниана в сторону реакции. Однако народные движения в империи не прекращались.
В своей внешней политике на Западе Юстиниан руководствовался прежде всего идеей восстановления Римской империи. Для осуществления этого грандиозного замысла Юстиниану нужно было покорить варварские государства, возникшие на развалинах Западной Римской империи. В результате завоеваний к Византийскому государству были вновь присоединены многие из ранее входивших в нее областей. Однако реставраторская политика византийцев объективно задерживала феодализационные процессы, вызывала недовольство покоренного населения, и завоевания Юстиниана оказались непрочными.
При преемниках Юстиниана истощенная длительными войнами и разоренная непосильными налогами империя вступает в полосу упадка.
3. Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII — VIII вв. Экономический упадок, социально-политический кризис и гражданская война начала VII в. обусловили территориальные потери империи и облегчили проникновение на ее земли славян, а в середине 30-х годов VII в. с новым грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в сочетании с народными движениями, гражданская война начала VII в. способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели теперь свободные сельские общины. Сохранившееся крупное землевладение все более перестраивалось на новой феодальной основе; сокращалось применение труда рабов и увеличивалось значение эксплуатации различных категорий зависимых земледельцев.
Коренным образом меняется административное устройство Византийского государства. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами — фемами. Ядро их населения составили расселенные в Византии массы колонистов из славян, армян, сирийцев и представителей других племен. Из них, а также из свободных византийских крестьян создавалось в VIII в. особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы стратиоты получали от правительства в наследственное владение земельные наделы. Стратиотское землевладение стало привилегированным, освобожденным от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу фемного войска и основу фемного строя. Во главе фем стояли командиры фемного войска — стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в фемах.
Создание фемного строя означало известную децентрализацию государственного управления, которая была связана с феодализацией страны. Однако особенностью византийского государственного устройства по сравнению с большинством других раннефеодальных государств было сохранение и в этот период относительно сильной центральной власти.
5. Иконоборческое движение.Военные успехи укрепили положение фемной знати, которая стала требовать передачи управления государством военно-служилому сословию, проведения частичной секуляризации монастырских земель и раздачи этих земель военным. Внутри господствующего класса начинается борьба за землю и право взимания ренты с крестьян, которая приняла форму борьбы иконоборчества с иконопочитанием.
Желая подорвать идеологическое влияние высшего духовенства, иконоборцы выступили против почитания икон, называя его идолопоклонством. Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой фемной знати. В 726 г. император Лев III открыто выступил против почитания икон. Иконоборческие идеи нашли отклик и среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. В народной среде иконоборческие идеи принимали более радикальный характер и поддерживались еретическими сектами, например сектой павликиан. Иконоборчество встретило самый ожесточенный отпор со стороны высшего духовенства и монашества. Фанатичному монашеству в европейских областях империи удалось поднять против иконоборцев и часть народных масс. Поддержку иконопочитателям оказали городская сановная знать и верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенные усилением военного сословия.
С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церковных сокровищ и секуляризацию монастырских земель. Эти земли передавались в виде пожалований военно-служилой знати. В 754 г. Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание и отстранивший от церковных должностей всех его сторонников. Эта победа была непрочной. В 787 г. на VII Вселенском соборе иконоборчество было осуждено. Но и иконопочитатели недолго торжествовали победу. В начале IX в. вновь временно победили их противники.
Итак, с IV по VII в. в Византии шел процесс разложения рабовладельческих отношений и зарождались первые элементы феодального строя. С VII в. в Византии начинается период генезиса феодализма. Своеобразие этого процесса в империи по сравнению со странами Западной Европы состояло:
· в более длительном сохранении рабовладельческого уклада,
· в устойчивости и жизнеспособности свободной сельской общины,
· в сохранении крупных городов как центров ремесла и торговли,
· и наконец, важной особенностью генезиса феодализма в Византии было наличие там в эпоху раннего средневековья сильного централизованного государства.
ГЛАВА 6. АГРАРНОПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВИЗАНТИИ XIII—XV ВВ
Характерной особенностью аграрного развития поздневизантийского периода было неуклонное возрастание роли феодального правопорядка. Многие феодальные институты: например иммунитет, прония, некоторые виды ренты — регламентировались вновь возникшими юридическими нормами; однако немало других сторон феодальных отношений находило оформление в старых нормах римского права. Например, юридический статус крупной вотчины, постепенно превращавшейся в феодальную сеньорию, определялся правовыми нормами, относившимися к римской квиритской собственности. В качестве регулятора аграрных отношений, прежде всего частноправовой эксплуатации крестьян, функционировало также обычное право. Византийский аграрноправовой строй отличался, таким образом, триализмом.
Византии XIII—XV вв. присуще наличие двух основных типов поземельной собственности. Один из них по своему юридическому статусу был генетически связан с позднеримской собственностью. Формирование другого типа относится к XII—XIII вв., и хотя его правовые особенности основывались в значительной мере на римских юридических традициях, они отражали в то же время существенные сдвиги в социально-политических и правовых отношениях. Первый тип собственности подразделялся на несколько видов. Большую роль играла полная частная собственность, аналогичная собственности ex jure quiritum римского права, представленная собственностью свободных крестьян и крупной вотчиной, не обязанной какими-либо государственными службами. Наряду с этим существовали общинные земли, а также заброшенные (εξαλειμματα по терминологии поздневизантийских документов) и конфискованные земли, составлявшие собственность казны. Имелись также императорские домены, сохранились, хотя и в ничтожном размере, вплоть до позднего времени стратиотские наделы.
Если на протяжении веков византийской истории не изменилась система римской собственности (т. е. сохранились все виды собственности, известные античности), то значительные изменения претерпела ее структура, иными словами, существенно изменились степень распространенности отдельных видов собственности, а следовательно, и социальная роль этих видов в системе функционирования отношений собственности в целом.
Однако доминирующую роль в условиях византийского тоталитарного государства играли различные формы государственной регламентации собственности, государственного вмешательства в частноправовые отношения между собственником и зависимым населением. Некоторые из этих ограничений носили провизорный характер, другие имели распространение в течение длительного периода и были характерны, в частности, для поздневизантийского времени.
Огромная распространенность и важная социальная роль полной безусловной собственности — отличали Византию от средневекового Запада и Востока. На Западе доминировала иерархическая структура собственности, на Востоке большое значение имела государственная собственность на землю и специфические формы условного землевладения. Развитый институт частной собственности на землю определяет исключительное место Византии в средневековом мире.
Второй тип поздневизантийской собственности также характеризовался несколькими видами. Значительную роль в поздний период играла прония — временное земельное пожалование типа западноевропейского бенефиция. Как и бенефиций, прония представляла собой пожалование совокупности вещных и нетелесных прав: права на временное владение землей, на взимание налога, эксплуатацию крестьян и т. д. Пожалование вещных прав на землю всегда было существенным компонентом пронии, отличавшим ее от таких восточных институтов, как икта, тимар, джагир, которые юридически являлись пожалованием налога и только de facto превращались в собственность. Прения являлась собственностью и de jure, и de facto. По юридической природе прения, как и стратиотское землевладение, близка к dominium in duorum solidum римского права. В социально-экономических условиях Византии ХТТ—XV вв. ирония выступала как форма феодального землевладения, так как ее экономическую основу составляла эксплуатация зависимого крестьянства как в форме взимания частноправовой ренты, так и в виде сбора государственного налога, пожалованного в порядке предоставления податного иммунитета.
Распространение пронии способствовало, таким образом, развитию идеи верховной собственности государства на земли подданных и означало упрочение элементов иерархической структуры собственности, элементов dominium directum и dominium utile.
Ограниченная роль в империи до появления пронии права верховной собственности государя на земли подданных объясняется господством римской правовой доктрины юстиниановского периода. В этом отношении Византия отличалась как от государств Западной Европы в средние века, так и от стран средневекового Востока. На феодальном Западе признавалось право верховной собственности правителя на земли подданных, на Востоке в древности и средние века государственная собственность на землю господствовала, тогда как частное землевладение имело нередко весьма ограниченное распространение. Иерархическая структура собственности складывалась в Византии в формах, близких скорее к восточным, чем к западным образцам, поскольку процесс субинфеодации так и не получил в империи значительного распространения.
Другим видом второго типа византийской собственности, игравшим немалую роль в поздней Византии, была служилая вотчина. Этот вид собственности но социально-экономическому содержанию был аналогичен западноевропейскому феоду, но отличался от него по юридическому статусу. В отношении византийской служилой вотчины не признавалось, в отличие от Запада, верховное право собственности государя.
Изменение системы и структуры поздневизантийских аграрных отношений по сравнению с более ранним периодом не только имело место в сфере отношений собственности, но коснулось других сторон аграрного строя. Так, в XIII—XV вв. существенно изменилась структура рентных отношений. Раньше в Византии было относительно слабым развитие форм частноправовой ренты, т. е ренты, возникавшей в данном владении под влиянием многих факторов и регламентируемой частным обычным правом. Преобладала рента публично-правового характера. Этот вид ренты происходил из переданного частному земельному собственнику в порядке пожалования податного иммунитета государственного налога, который после пожалования, становясь в социально-экономическом отношении феодальной рентой, продолжал оставаться в сфере публичного права. Размеры и формы взимания этого сбора определялись в соответствии с требованиями финансового публичного права. Государственные чиновники входили на территорию владений частных земельных собственников и составляли описи владений и доходов, называемые практиками.
Наличие в Византии ренты публичноправового характера отличало ее от феодального Запада, где доминировала частноправовая рента, и сближало со странами средневекового Востока. Распространение в Византии этого типа ренты объяснялось существованием сильной государственной власти и развитой налоговой системы. Те же факторы оказали влияние на структуру византийских практиков, которые отличались от западноевропейских описей прежде всего тем, что составлялись государственными чиновниками, в то время как на средневековом Западе составление описей было делом частной инициативы. По своему формуляру византийские практики восходили к позднеримским кадастрам. Этим объясняется неполнота сведений практиков о доходах землевладельца. В практиках записывались далеко не все его доходы, а только публичноправовая рента. Частноправовая рента не фиксировалась и регламентировалась обычаем. Это обстоятельство также отличало византийские практики от западноевропейских описей, в которых записывались все или во всяком случае большая часть основных доходов землевладельца. Одновременно византийские описи имели сходство с восточным типом соответствующих документов, для которых было характерно фиксирование только публичноправовой ренты и составление которых также являлось государственным делом.
Однако в позднее время роль частноправовой ренты в Византии значительно возросла, а значение ренты публичноправового характера снизилось. К сожалению, точное время изменения структуры рентных отношений неизвестно. Несомненен, однако, факт, что в поздне-византийский период публичноправовая рента составляла только меньшую часть получаемых частным земельным собственником сборов. Указанные в поздневизантийских практиках суммы доходов с домениальных земель разного качества, означавшие переданный частному земельному собственнику государственный налог, составляли лишь незначительную часть доходов земельного собственника. Основные доходы представляли собой ренту частноправового характера, однако они в силу особенностей формуляра практиков оставались незафиксированными и регламентировались обычаем.
Телос этой категории париков представлял собой поимущественный сбор. При определении его ставок учитывались размеры как движимого, так и недвижимого имущества, принималось в расчет и число членов семьи. Телос этого вида генетически восходил к capitatio terrena и capitatio animalium Диоклетиановой системы обложения. Однако, если на протяжении столетий в Византии и сохранились основные принципы обложения, характерные для Диоклетиановой налоговой системы, а именно учет как движимого, так и недвижимого имущества, то исчезли присущие этой системе четкие критерии приравнивания одних податных объектов к другим. Некоторое количество jugum (ζυγον) приравнивалось по Диоклетиановой системе обложения к определенному количеству caput.
В поздней Византии фискальные единицы jugum и caput не применялись. При определении ставок телоса, взимаемого с париков, имевших незначительные земельные наделы, ценность отдельных видов имущества устанавливалась податными чиновниками весьма приблизительно. Денежной оценки имущества не производилось. Не существовало какой-либо строгой зависимости между величиной различных видов имущества и размером подати. Отсутствие четких критериев при сопоставлении ценности отдельных объектов обложения означало отсутствие строго фиксированных норм обложения.
Колебания телоса, не соответствовавшие изменениям в размерах имущества, показывают, что ставки его устанавливались государственными чиновниками в значительной мере по их собственному усмотрению. Подобный способ регламентации телоса данной категории париков открывал возможность для превращения ренты из публичноправовой в частноправовую. Поскольку чиновник при определении податной ставки не руководствовался определенными, государством установленными нормами обложения, он имел возможность в зависимости от ряда обстоятельств учесть потребности или данного парического хозяйства, или интересы землевладельца, или практику налогообложения предшествующих лет. Иными словами, чиновник иногда устанавливал налоговую ставку, отвлекаясь от публично-правовых отношений и руководствуясь сугубо частновладельческими интересами. В таком случае при регламентации ренты мог возникнуть прецедент частного права. При повторении подобных случаев рента переходила из сферы публичного права в сферу частного. Это имело место, например, в случаях сохранения уровня телоса при изменениях в размерах имущества.
Что же касается париков, которые владели земельными наделами, превышавшими 25 модиев, то при их обложении телосом налоговые ставки определялись в соответствии с величиной этих наделов. При этом применялись определенные, государством установленные нормы, составлявшие один иперпир с 25—100 модиев земли в зависимости от ее качества. Такие же нормы применялись и при обложении домениальных земель. Наличие строгих, государством установленных норм обложения париков, обладавших значительными земельными участками, составляло необходимое условие удержания пожалованного земельному собственнику телоса этой категории париков в сфере регламентации публичного права, хотя тел ос в данном случае превратился в феодальную ренту. Однако большинство париков в поздней Византии имело небольшие земельные наделы, поэтому тенденция к превращению ренты из публичноправовой в частноправовую получила значительное распространение. Изменение структуры рентных отношений, выразившееся в увеличении социальной роли частноправовой ренты, свидетельствовало о приближении византийских рентных отношений к их западноевропейскому типу. Развитие же форм частноправовой ренты неотделимо от узурпации частным земельным собственником элементов публичной власти и свидетельствует об усилении внеэкономического принуждения, об интенсификации процесса феодализации в Византии XIII—XV вв.
К поздневизантийскому периоду оформились некоторые изменения в системе налогообложения, а следовательно, и в системе ренты публичноправового характера, возникавшей из соответствующих налогов. Известно, что по Диоклетиановой системе имущество крупных земельных собственников целиком подлежало обложению, т. е. подать взималась как с земли, так и с движимого имущества. Однако в XIV в. из имущества, находящегося в непосредственном распоряжении крупного землевладельца, обложению подлежала только земля; движимое имущество не учитывалось. Подать принимала, таким образом, сугубо поземельный характер. Что же касается париков и непривилегированного сословия свободных крестьян, то они уплачивали, как и в позднеримский период, подушно-поимущественную подать со всего имущества, находящегося в их распоряжении, — как движимого, так и недвижимого. Для поздневизантийских аграрных отношений было характерным, таким образом, распространение сословного, феодального принципа обложения.
К позднему времени относится оформление основных социально-экономических и юридических особенностей в положении класса зависимых крестьян — париков. В отличие от предшествующего периода в источниках этого времени не встречаются термины «дулевт», «дулопарик», обозначавшие определенные категории зависимых крестьян, генетически связанных с рабами. Термин «проскафимен» обозначал и в XIII—XV вв., по-видимому, категорию крестьян, с момента поселения которых на территории данного земельного владения не прошло 30 лет (срок, по истечении которого, согласно римской традиции, владение становилось наследственным). Однако нет никаких сведений о том, что формы эксплуатации проскафименов отличались от форм эксплуатации париков. Происходил процесс исчезновения граней между различными группами зависимого крестьянства, которое в позднее время стало сравнительно однородной категорией. Характерной чертой положения зависимого крестьянства, признаком парикии было исполнение барщины. В отличие от Запада, в Византии отсутствовали крестьянские наделы разного юридического статуса. Более того, юридический статус зависимого держания вообще не был в Византии столь определенным, как на Западе. Характерно, что в Византии не существовало резкой грани между домениальными землями и паричскими наделами. Домениальная земля могла быть свободно передана в держание.
В XIII—XV вв. происходило дальнейшее развитие византийского иммунитета, который, формируясь в условиях централизованного государства с огромным диапазоном социальной активности и разветвленной налоговой системой, отличался от западноевропейского. В системе иммунитетных привилегий в Византии доминирующую роль играли податные привилегии, а не судебные и административные, как на Западе. Преимущественное развитие податного иммунитета в Византии непосредственно связано с существованием на протяжении всей византийской истории разветвленной системы налогов.
Судебный и административный иммунитет до конца существования Византии в целомтак и не достиг той стадии, на которой находился западноевропейский иммунитет. В силу этого иммунитетный район лишь в отдельных случаях превратился в Византии в замкнутый автономный округ, являвшийся как бы государством в государстве. Недостаточное развитие административного иммунитета проявлялось, в частности, в том, что государственные чиновники, составлявшие описи, могли регулярно входить на территорию частных земельных собственников. В иммунитетных формулах жалованных грамот, правда, иногда оговаривалось, что чиновники могут входить только с разрешения частных земельных собственников, однако такое разрешение всегда давалось, так как составление описей, в котором частные земельные собственники были заинтересованы, было государственным делом. Постоянный вход чиновников на территорию частных земельных собственников, бесспорно, препятствовал формированию частного фискально-административного аппарата, что, в свою очередь, задерживало развитие внеэкономического принуждения, а следовательно, тормозило процесс феодализации.
Податные привилегии, составлявшие основной компонент иммунитета, в XIII—XV вв. постепенно расширялись. В позднее время, в отличие от предшествовавшего периода, иммунист, как правило, освобождался от уплаты основного налога — телоса. Телос обычна не упоминается в освободительных формулах поздневизантийских хрисовулов. Особенность этих формул состояла в том, что в них содержался перечень только тех налогов, освобождение от которых было особой милостью и давалось редко 16 ; налоги, от уплаты которых иммунист, как правило, освобождался, в грамотах не перечислялись, так как освобождение от этих налогов перестало быть привилегией, а являлось установившейся нормой. В хрисовулах же, в силу самого характера этих документов, фиксировались только привилегии.
Развитие аграрных отношений в Византии XIV—XV вв., в отличие от города, переживавшего упадок, вплотную подошло к появлению элементов предкапиталистических отношений. Различные факторы: длительное преобладание денежной ренты, наличие развитых в торговом отношении центров, изменение в направлении внешней торговли, превратившее Византию в страну, вывозившую сельскохозяйственные продукты, — должны были благоприятствовать эволюции аграрного строя в этом направлении. В XV в. появилась предпринимательская аренда. Ивирский монастырь сдавал некоторые свои владения крупным арендаторам, которые проводили мелиоративные работы, и сдавали, в свою очередь, арендованную землю мелким субарендаторам, вдвое увеличив арендную плату. Повышение арендной платы в связи с увеличением доходов, получаемых с земли, свидетельствует о появлении начальных форм характерных для капитализма взаимоотношений. Однако единичность подобных сведений источников не позволяет судить о степени развития этих явлений.
Монастырь Пантанассы. Мистра. Первая половина XV в.
Столь же двойственной была политика государства, направленная на раздачу иммунитетных привилегий. В основном придерживаясь курса на их расширение, государство нередко, переживая серьезные финансовые затруднения, было вынуждено отбирать эти привилегии. Особенность государственной аграрной политики составляли также сложные формы регламентирования рентных отношений, выразившиеся в сохранении форм публичноправовой ренты.
Наличие в Византии централизованной государственной власти, проводившей активную экономическую политику, играло двоякую роль в развитии феодализма. С одной стороны, государственная политика способствовала феодализации: огромные земельные пожалования и раздача иммунитетных привилегий составляли необходимый элемент развития феодальных отношений. С другой стороны, вмешательство государственной власти в частновладельческие отношения, сохранение в руках государства ряда экономических и правовых прерогатив и в отношении крупных вотчин, возможность императора отбирать дарованные привилегии и даже конфисковать земельные владения — все это содействовало незавершенности процесса феодализации, составляло специфику византийских феодальных отношений в сравнении с западноевропейским типом и свидетельствовало о его известном сходстве с феодализмом на Востоке.
Итак, византийский аграрный строй — явление сложное и противоречивое. Одни византийские аграрные институты обнаруживали сходство с аналогичными западноевропейскими, тогда как другие — с восточными. Некоторые институты византийского аграрного строя отличались индивидуальными, специфическими чертами, значительное своеобразие которых объясняется или особенностями византийского общественного развития, или генетическими связями с античными аграрноправовыми отношениями.
Византийский аграрный строй находился в стадии непрерывного развития, которое проявлялось как в области социально-экономических отношений, так и в сфере их правового оформления. В то же время эволюция социально-экономических отношений происходила несравненно более быстрыми темпами по сравнению с эволюцией правоотношений, которые отличались значительной стабильностью, связанной с функционированием на протяжении всей византийской истории римского правопорядка. Однако и стабильность правовых отношений была относительной: в XIII—XV вв., как и в более ранний период, имело место активное аграрное правотворчество. В целом византийское аграрное право отличалось сложностью и триализмом.
Эволюция аграрных отношений в Византии происходила по пути приближения к западноевропейскому типу феодальных отношений. Однако вплоть до политической гибели империи эта эволюция осталась незавершенной, равно как и сам византийский феодализм отличался чертами незавершенности.