Растаманская шапка что это такое
Почему у Боба Марли была такая смешная шапка
Начнем с того, что «шапкой Баба Марли» называть этот головной убор не совсем правильно. Большой бесформенный берет в ярких цветах (часто к нему добавляют накладные дреды) верно называть шапкой растамана. Которым был и Боб Марли. Пожалуй, самым популярным в мире. Но не первым.
В наши дни за ношение шапки растамана на улице можно поймать на себе косые взгляды прохожих, а порой и «излишнее внимание» полиции. Очень часто в обществе ставят такой знак равенства «растаманы = наркоманы», что не верно. Так, кто такие настоящие растаманы?
Растафарианство, или растафари, (или еще проще – раста) – это религия, придуманная темнокожими для темнокожих. Возникла она относительно недавно. Жил-был сто лет назад некий Маркус Гарви, черный расист с Ямайки. Это не оскорбление, а констатация факта: Гарви выступал за чистоту черной расы, призывал всех темнокожих переселиться обратно в Африку. А еще он предсказал, что вскоре родится «царь царей» – темнокожий Император, который станет воплощением бога Джа (Яхве) на Земле, и он освободит и объединит всех угнетенных темнокожих.
И это предсказание сбылось: в 1930 году в Эфиопии на престол вошел король Хайле Селассие I, потомок рода царя Соломона. Которого до коронации звали принц (рас) Тафари.
Религиозное движение растафари очень либеральное – в нем нет церквей, молитв, строгих обрядов. Главная «фишка»: растаманы верят в то, что Иисус был темнокожим. А суть философии раста: помогать друг другу, нести добро, постигнуть бога путем осознания самого себя. Ради последнего в растафари распространено курение марихуаны. Не ради кайфа, а для погружения внутрь себя, освобождения сознания. Вот, как говорил об этом сам Марли:
Так что «шапка Боба Марли» – это просто шапка, ношением которой он пропагандировал свою религию. В чем-то это ему удалось, благодаря музыке.
А курение травки? Важно понимать, что главное – не сама шапка, а то, что находится под ней.
С дымком Дреды и тюрбаны: что скрывают растаманы
Фото: Luc Gnago / Reuters
«Лента.ру» продолжает рассказ о стиле различных субкультур и его влиянии на мейнстримовую моду. Прошлый материал был посвящен тому, где и как одевались российские скинхеды. На этот раз речь пойдет о стиле растаманов. Внешний вид играет в растафарианстве не меньшую роль, чем музыка регги и курение марихуаны.
Строго говоря, растафарианство — не субкультура, а религия. Выросшая из движения Back to Africa, основанная на христианстве и впитавшая традиционные африканские верования, она давно уже вышла за пределы религиозного культа и для многих превратилась лишь в модную субкультуру. Сотни тысяч людей во всем мире покупают ремни цветов флага Эфиопии, майки с изображением марихуаны или льва и искренне считают, что это делает их растаманами. Между тем внешний облик последователей растафарианства наполнен символизмом.
В ожидании черного Иисуса
В конце XIX века в среде чернокожего населения Вест-Индии и Северной Америки один за одним возникали социальные и религиозные движения, пытавшиеся создать новую идеологию для освобожденных от рабства черных. Сторонники эфиопианизма считали, что нужно возродить традиционный африканский уклад в западном полушарии, последователи движения Back to Africa выступали за репатриацию, часть афроамериканцев пытались найти себя в религии, создавая в Америке «эфиопские церкви», подражавшие традиционному эфиопскому христианству.
Одним из сторонников репатриации был ямайский общественный деятель Маркус Гарви. Он выступал за расовую чистоту негров, считал бесполезными все попытки интеграции чернокожего населения в американское общество и даже сблизился на этой почве с ку-клукс-кланом, а затем и вовсе нашел на страницах Библии предсказание о скором пришествии нового черного царя, который поможет всем чернокожим вернуться в Африку.
На счастье Гарви, в 1930 году новым императором Эфиопии стал Тафари Маконнен, чьим титулом до коронации был рас — африканский аналог князя или графа. Его-то Гарви и объявил тем самым черным царем, а чуть позже и вторым пришествием Иисуса Христа в виде чернокожего человека. То, что сам рас Тафари, которого теперь звали Хайле Селассие I, никаким Иисусом себя не считал, являлся христианином и вообще был далеко не черным не смутило ни Гарви, ни его последователей.
На Ямайке быстро сложился новый религиозный культ, получивший название растафарианство — в честь нового императора. Из-за этого, а также по причине особого статуса Эфиопии на континенте — она никогда не была колонией европейских держав, а в 1897 году даже отбила атаку итальянцев, — эта страна стала восприниматься растаманами, как земля обетованная и истинная гора Сион. Цвета ее флага и герб со львом в короне и со скипетром в руках стали важными символами нового религиозного течения.
В современной Эфиопии цвета флага трактуются следующим образом: зеленый олицетворяет плодородие, труд и развитие, желтый — надежду, справедливость и равенство, красный — жертвенность и героизм во имя свободы и равенства. Но у растаманов трактовка была иной. Красный — кровь чернокожих, убитых белыми, золотой — богатства Африки, украденные белыми, зеленый — природная красота земли обетованной. Иногда красный заменялся на черный — цвет порабощенных детей Африки. Эти четыре цвета стали официальными также для движения панафриканизма и ныне присутствуют на флагах 23 стран Африки и пяти стран Западного полушария.
Божественные локоны
Главным признаком растамана для большинства обывателей являются дреды, хотя они никогда не были обязательным атрибутом растафарианства, а возникли и вовсе за тысячи лет до того, как первый чернокожий раб был увезен из Африки в Америку. Наиболее ранние свидетельства о скрученных в толстые локоны волосах относятся к минойской цивилизации на Крите и датируются 3600 годами до нашей эры. При этом дреды были распространены по всей планете.
Аналоги дредов встречались у ацтеков в доколумбовой Америке и у индейцев кри в Северной Америке XIX века, у мусульман-суфиев в Сенегале в тот же период и у молодых воинов на территории современных Мавритании и Мали в Средние века, у аскетов садху в Индии, начиная с древних времен, а также у представителей многих других национальных и религиозных групп.
Растаманы начали закручивать дреды лишь в 1950-е годы, а всеобщую популярность они обрели еще позже. Этому в большой степени поспособствовала негативная реакция со стороны белых. Спутанные волосы растаманов они называли dreadlocks — «ужасные локоны», что только вдохновляло чернокожих. Как и все в растафарианстве, дреды также имеют религиозный подтекст, но однозначного ответа на вопрос, почему растаманы начали их закручивать, нет.
Растаманская шапка
На улицах города нередко можно встретить девушек и парней в ярких вязаных беретах и шапках необычной расцветки. Крупная вязка, красные, желтые и зеленые полосы. Что это за вязаная шапка?
Сочетание красного, зеленого и желтого цветов — символ движения растафари, зародившегося в начале прошлого века на о. Ямайка. Растафарианцы (более популярное название — растаманы) поддерживают идеи мира, свободы и независимости, отчасти выражая их в яркой и непринужденной манере одеваться. Нетрудно заметить, что раста-культура во многом близка к субкультуре хиппи. Движение растафари подарило миру популярную музыку регги, а также устойчивые мотивы в сфере уличной моды.
Дизайнеры регулярно черпают вдохновение в этнических мотивах, превращая субкультурные атрибуты в яркие элементы современного стиля. Растаманская шапка уже давно перестала быть специфическим символом раста-культуры, превратившись в популярный атрибут молодежной моды. Пестрые вязаные комплекты и яркие текстильные шапки растаманской расцветки уже давно стали привычной деталью повседневного образа для многих молодых людей и девушек, полюбившись им за эффектный внешний вид, тепло и практичность.
Растаманские шапки и береты во многом популярны благодаря своей универсальности. Свободный стиль одежды предполагает множество вариаций — осенние и зимние раста-шапки носят юноши и девушки, студенты и спортсмены, художники, музыканты, любители народных мотивов и поклонники современных тенденций. Растаманская шапка — популярный предмет гардероба у тех, кто не боится выглядеть ярко и креативно, ценя при этом свободу и комфорт.
Купить растаманскую шапку можно в любом магазине этнической одежды и украшений, а также в магазинах неформальной атрибутики.
Также не стоит забывать о том, что растаманский берет очень легко сделать самостоятельно — достаточно обладать базовыми навыками вязания спицами или крючком.
Летняя растаманка
Ну что-то я отвлеклась)))
Вариаций вязания это шапки масса, но меня попросили сделать именно обыкновенную форму. Просто полоски для меня показались неинтересными, именно поэтому я решила вязать «зубцами» в технике жаккарда.
Использовала ниточки COCO, крючок №1.6. Сначала пробовала №2, но полотно получается рыхлое и при вывязывании узора видно ниточку другого цвета, которую я прятала в середине ссн.
Сначала я вязала донышко чёрной ниточкой. Когда до нужного диаметра оставалось 4 ряда, я начала чередовать ряды с прибавками с рядами без убавок ( 1 ряд без прибавки, 1 с прибавками и так 2 раза). Используя такую технику шапочки выглядят более аккуратно и не имеют формы тюбетейки.
В процессе вязания донышка начинаю работать над узором и ввожу зелёную нить. Чтобы добиться ровного узора при смене цвета, ввожу новую нить когда на крючке остаётся 2 петли (ссн и недовязанный ссн), вот МК: http://uroki-vyazaniya.ru/smena-cveta-niti-pri-vyazanii-kryuchkom.html
А вот и прототип. И именно раста-шапка Укропа меня и вдохновила.
Спасибо что заглянули!)
Убедительная просьба при копировании материала, оставлять ссылочку на автора статьи или на МК.
master_klass
Мастер-класс
каждый из нас – Мастер
вяжем раста-шапку
Эта фотография стала основой для расчета схемы узора, которой я спешу с вами подлиться, пока лето не закончилось 🙂
Извиняюсь сразу за качество макрофоток… пуколка моя не осилила :((
Начало работы: колечко из 4 воздушных петель.
1 ряд – 7 ст. б/н
2 ряд – 14 ст. б/н, по два из каждого столбика предыдущего ряда
3 ряд – начинаем вязание по схеме. Каждый из семи будущих секторов начинаем на двух столбиках предыдущего ряда: из первого вывязываем два ст. б/н черного цвета, из второго – один ст. б/н зеленого цвета.
Далее вяжем по схеме. Прибавления для увеличения окружности делаем сначала в цветной части сектора, до её максимальной ширины (11 ст.), затем в черной части. В каждом ряду, в каждом из семи секторов прибавляем по одному ст. б/н, кроме двух рядов, где указано «плюс 2», там прибавка – 2 ст. б/н.
Для убавления цветной части сектора, начиная с 10 ряда, в каждом ряду заменяем один цветной ст. б/н на черный, делая это по очереди с каждой стороны, то в начале, то в конце цветной части.
Пересчитывать столбики в черном участке не обязательно, но в каждом ряду после ряда «плюс 2» их количество будет увеличиваться на 2: один прибавлен, второй взят от цветной части.
Ряды вяжутся по спирали, переход от одного ряда к другому определяем по количеству столбиков в цветном секторе.
После завершения узора вяжем берет нужного размера, делая полоски по собственному желанию.
Вот, что получилось у меня.
Материалы: пряжа «Alpina. Rene» (Австрия), 100% хлопок, 105 метров на 50 гр. Крючок 3 мм.