Растрелли что построил список
Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли
Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли;— русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.
Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком
После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.
Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.
Дворец Шафирова (1720)
Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон
Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом
Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли – старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.
Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками
В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.
Современный Зимний дворец
Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход – трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.
Йорданская лестница также творение Растрелли
Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ – цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.
Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине – Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой – выявляет один доминирующий элемент – вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.
Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)–вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен – он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.
Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка – наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплекс состоит из двух основных построек: каре-образного дворца и прямоугольного с внутренним двором комплекса конюшен. Р создает развитые анфиладные композиции – 2 параллельные анфилады вводит в каждый корпус. В центральной части парадного (торцевого) корпуса вход располагается в центре, здесь находится парадный вестибюль, но лестницы разнесены в правую и левую части внутренних пространств. Вестибюль позволяет пройти его насквозь и выйти в парк. Арх язык: постройки Растрелли отличаются эстетикой архитектурных деталей. Специфика фасадного решения практически такая же как и в Митаве, пилястры использует только в выступе центрального ризалита, работает с оконными проемами. Растрелли придерживается того общего стилистического направления, которое характерно для аннинского времени в целом – архитектура плоская, не пластичная, сдержанная в своей фасадной редакции.
В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.
Большой Петергофский дворец
В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством.
Санкт-Петербург, Россия. Воронцовский дворец на Садовой.
Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. |
Павильон «Грот» в Екатерининском парке Царского Села
Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке Царского села
Строгановский дворец — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754, один из образцов русского барокко. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года. Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46.
Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше. Андреевская церковь, Киев Иконостас Андреевской церкви Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге.Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии. Дом В.В. Энгельгардта: Невский проспект, 30 / набережная канала Грибоедова, 16, Центральный район, Санкт-Петербург Большой гостинный двор Павильон Эрмитаж в Петергофе Грот Растрелли в Лефортово 10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора на год в отпуск для лечения в Италию. Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона. В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве. Интерьеры Растрелли Екатерининский дворец Реконструкция янтарной комнаты Екатерининского дворца Также все интерьеры Рундальского дворца Летний сад: Дворцовая набережная, Центральный район, Санкт-Петербург Память о Растрелли Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге; Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. по проекту Марии Литовченко. Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.). Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца. Расстрелли в скульптурной композиции»Памяти архитекторам Петербурга»ст. м. «Горьковская», в парке ближе к Арсенальскому каналу Франческо Растреллирусский архитектор итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli, в России его звали Варфоломей Варфоломеевич), знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава). После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля. Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот. Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий. Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга. Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте… Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге. Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.
|