Растровые точки что это
Растр (полиграфия)
Из-за такого свойства различных методов печати, что в каждой точке листа можно нанести краску или не наносить её, для печати каждое графическое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Различают регулярный растр и стохастический. При использовании способа глубокой печати растр выполняет иную функцию — служит опорой для ракеля, удаляющего краску с пробельных элементов.
Содержание
Регулярный растр
Основной признак регулярных растров — это периодическая структура. Как правило применяются растры, точки которых находятся в узлах квадратной сетки — чем темнее изображение, тем больше размер точки. В тёмных участках практически весь участок становится залитым, и в центрах ячеек квадратной сетки появляются дырки. Полутона формируются изменением размеров растровой точки. Таким образом, регулярный растр можно называть амплитудно-модулированным. Три основных характеристики точек регулярного растра — угол поворота растра, форма точки и линеатура. Главным недостатком регулярных растров является возникновение муара.
Угол поворота растра
Угол поворота растра — это набор углов, под которыми располагаются друг к другу линии из точек растра.
Для получения многокрасочных иллюстраций оригинал сначала разлагают на цветоделенные изображения для четырёх основных красок (CMYK) печатного синтеза: голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной, а затем на отдельные печатающие элементы. Каждое цветоделенное изображение растрируют со своим углом поворота.
Для чёрно-белой печати как правило используется угол в 45°. В традиционной технологии репродуцирования цветоделенные изображения для трех хроматических красок (RGB) развернуты друг к другу на 30 градусов. Для цветной печати в системе CMYK характерны следующие углы поворота растра: для краски cyan используется поворот в 15° или 105°, для краски magenta — 75° или 15°, для краски yellow — 0° или 90°, для краски black — 45° или 135°.
Такие углы выбраны не случайно. При ненадлежащей ориентации растровых структур при печати почти гарантированно возникнет искажение — муар. Причиной возникновение видимой муаровой сетки является периодическая структура цветоделенных изображений. Однако муар, возникающий из-за взаимодействия растровой структуры с периодической структурой самого изображения, невозможно полностью исключить как помеху для зрительного восприятия репродукции. Несмотря на оптимальные углы поворота, уменьшающие муар, на цветных участках равномерного тона все же возникают розетки. Образование розеточной структуры зависит также и от позиционирования цветоделенных изображений относительно друг друга. Колебания приводки краски в печатном процессе могут приводить к изменению формы розеток.
Также верно и то, что чем выше линиатура растра, тем структура муара становится менее заметной (например, линеатура 60 лин/см). Для оригиналов с четко выраженной собственной структурой (ткань, узор) возможно появление объектного муара, который практически невозможно устранить. Высоколиниатурные растры (до 150 лин/см) хотя и позволяют уменьшить эффект муара, но не всегда могут его предотвратить.
Форма точки
Форма точки влияет на окончательное восприятие изображения. Как правило, точки имеют круглую форму, однако используются и точки других форм, например, эллиптические, ромбовидные или даже квадратные
Линеатура
Линеатура растра является одной из основных характеристик печати, характеризует период сетки и обозначает количество линий растра на единицу длины изображения (физически — частоту пространственной структуры растра). Чаще всего линеатура измеряется в линиях на дюйм — lpi; измеряется также в линиях на сантиметр. Характеристики совпадают с характеристиками одномерной дифракционной решётки; L = 1/p, где р — период структуры растра. Чем выше линеатура, тем более мелкие детали можно воспроизвести, однако существуют физические ограничения на линеатуру.
Ограничением на возможность использования растров с высокими линеатурами является тот факт, что из-за различных явлений краска способна растекаться (растискивание) и невозможность воспроизвести очень маленькую точку. Для недорогой бумаги физическое ограничение 100 лин/см, хотя на практике при печати применяются меньшие линеатуры из-за того, что при использовании растров высокой линеатуры результат становится сильно чувствительным к параметрам печати.
Для газетной печати, как правило, используется линеатура в 100—133 lpi. Для цветных журналов примерно 150—175 lpi. Для икон примерно 200 lpi.
Для растров с нерегулярной структурой понятие линеатуры вводится условно.
Стохастический растр
Стохастический (нерегулярный) растр в корне отличается от описанного выше регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного размера. Растр можно называть частотно-модулированным. Муаровая картина на стохастических растрах значительно менее контрастна сравнительно с муаром на регулярных растрах (вследствие малого диаметра растровых элементов), из-за чего долгое время не удавалось обнаружить муарообразование на нерегулярных растрах. Понятия «линеатура», «форма точки» в стохастике не имеют смысла (хотя понятия линеатуры и квазипериода условно вводятся и для нерегулярных растров). К недостаткам стохастического растра можно отнести чувствительность процесса к качеству изготовления форм и сложность печати.
Растрирование
Каталог статей
Содержание
Процессы, описанные в этой статье, являются базовыми для понимания основ офсетной полиграфии. Тот, кто сможет понять основы растрирования, сможет разобраться с любой, самой трудной полиграфической задачей.
Часто приходится встречать такой вопрос: «Три слова в полиграфии«. Мой ответ такой: растрирование; CMYK; ротация. Вот об одном таком слове и пойдёт речь в данной статье.
Казалось бы, про растрирование написано много, зачем ещё одна статья? Действительно мне пришлось перелопатить немало материала, прежде чем достигнуть существующего уровня понимания вопроса. Буду откровенен, последнюю точку в вопросе растрирования мне помогла поставить работа над полиграфическим словарём. Я разбирался с терминологией вокруг растрирования и обратился к первоисточнику, а именно, к англоязычной википедии. И с помощью неё, разобравшись с терминологией, мне стало понятно насколько в нашей литературе всё запутано.
Действительно растрирование стало грандиозной вехой в полиграфии и дало лёгкий способ переноса на печать тоновых изображений. Как же до появления растра печатались изображения? Методом штрихового рисунка. На рис. 1 изображена старая литография, сделанная мастером по технологии штрихового рисунка. В принципе технология штрихового рисунка позволяла получать достаточно сложные тоновые изображения, однако, была трудозатратна и требовала большого мастерства. Даже с помощью современных программных средств нет технологий получения штрихового рисунка из тонового изображения. А с появлением фотографии количество тоновых изображений начало стремительно возрастать. Вот тут и возникла реальная потребность в появлении растра.
Палитра CMYK
Статья в полной мере описывает особенности палитры CMYK, её отличия от иных палитр. Особое внимание уделено практической стороне работы палитры CMYK в полиграфическом производстве. Рассказывается о таких явлениях как точка белого, плотность красок, максимальная сумма красок и мн. др…
В этой статье будет рассмотрен один из видов полиграфических растров – регулярный растр. Для упрощения понимания вопроса рассмотрим процесс растрирования черно-белого тонового изображения. Под растрированием (halftoning или screenning) будем понимать процесс преобразования тонового изображения в изображение, содержащее полиграфический растр (halftone screen), назовём его растрированным изображением, тем более другого термина нет.
Постановка задачи
Какую задачу предстояло решить изобретателю растра? Исходный материал – тоновое ч/б изображение. Конечная цель – bitmap изображение.
На этом этапе следует ввести понятие bitmap. В современном понимании bitmap это цветовая палитра на информацию о цвете в которой выделен всего один bit информации. Поэтому цвет в bitmap изображении может быть только чёрным или белым, а если более точно, может быть, а может не быть (to be, or not to be). И именно bitmap технология лежит в основе современных печатных форм. Иными словами, на печатную форму нанесено bitmap изображение. Поэтому задачу можно сформулировать следующим образом: как тоновое ч/б изображение, содержащее 256 оттенков серого*¹, отобразить в палитре bitmap. Такая формулировка задачи приобретает достаточно простой математический смысл. Если имеются точки тонового изображения со значениями в диапазоне от 0 до 255, то для отображения их в цветовой модели bitmap потребуется матрица разрядностью 16×16 пикселей. Под пикселем будем понимать наименьшую (элементарную) точку, которую можно воспроизвести на печатном оттиске. А физический размер этой точки будет тесно связан с понятием разрешения фотовыводного устройства. Но об этом позже. Таким образом, цветовая точка тонового изображения будет «зажигать» в матрице соответствующее количество пикселей (см. рис. 2). Например, всем известная шахматная доска представляет собой матрицу разрядностью 8×8, передающую тоновую точку с 50% (32 из диапазона 0–63) интенсивностью цвета*².
Цветовая матрица в полиграфии называется (halftone cell) или растровая ячейка, а заполнение её пикселями происходит не хаотично, а по строгим правилам. Вообще правила всего два: в случае нормального распределения пикселей по растровой ячейке получаем стохастический растр или стохастику; в случае концентрации пикселей в одном месте получаем регулярный растр. Площадь (поле) концентрации пикселей в растровой ячейке называется (halftone dot) – растровое пятно (см. рис. 3). Почему растровое пятно, а не растровая точка? Потому что термин растровая точка занят. О ней (растровой точке) будет сказано ниже. Для предотвращения муара в полиграфии растровую ячейку поворачивают на некоторый угол – угол поворота растра. Такая растровая ячейка или их совокупность (для палитры CMYK) называется (halftone screen) – растровой точкой. В полноцветной полиграфии растровая точка образует характерный рисунок, поэтому её иногда называют растровой розеткой. Форма растрового пятна может быть различной, например, квадрат, круг или эллипс. Оптимальной считается эллиптическая форма растрового пятна (в литературе растровая точка).
Понятие линиатуры
Сколько необходимо иметь растровых точек на единицу поверхности для получения качественного печатного оттиска?
Экспериментальным путём установлено, что на высококачественных бумагах не возможно устойчиво отпечатать более 175–200 растровых точек на 1 дюйм длины. Это и есть понятие линиатуры. Иными словами, линиатура это частота (количество) растровых точек на дюйм поверхности. Во всех направлениях линиатура одинакова. Измеряется линиатура в lpi (line per inch), что переводят как количество линий на дюйм. Но под линиями следует понимать именно растровые точки. Не сложно вычислить физический размер растровой точки при линиатуре 200 lpi. Имеем 200 точек/дюйм, применим операцию (1/х) и получим размер одной растровой точки 1/200 = 0,005 (дюйма). Учитывая, что в одном дюйме 25,2 мм получаем размер растровой точки 0,126 (мм).
Печатные формы / пластины
Читайте статью об изготовлении печатных форм из печатных пластин. Прочитав статью, вы узнаете: чем отличаются печатные пластины от печатных форм; что такое комплект форм и каков его размер; а также подробно познакомитесь с технологий изготовления печатных форм по технологии CtP…
Связь линиатуры и разрешения
Теперь мы вплотную подошли к понятию разрешения. Разрешение связывает, до сих пор абстрактное, понятие пикселя с занимаемой им площадью на реальном физическом носителе. В нашем случае носителем является печатная форма. В предыдущем параграфе мы выяснили размер растровой точки, необходимый для высококачественной печати. Также нам известно, что растровая точка состоит из растровой ячейки разрядностью 16×16 пикселей. Делим имеющиеся показатели на 16 и получаем физический размер одного пикселя ≅ 0,0003 (дюйма) или ≅ 0,0079 (мм). Сколько же таких пикселей размещается на одном дюйме печатной формы, снова применим операцию (1/х) и получим необходимое разрешение фотовыводящего устройства – 3200 ppi (pixel per inch). Что и требовалось доказать.
Зависимость линиатуры от печатной машины и типа бумаги приведена в таблице.
Вид печати | Бумага | total ink Fogra % | WB Fogra | Линиатура, lpi |
---|---|---|---|---|
Листовая | мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² | 330 | 39 | 175 |
немелованная | 300 | 39, 47 | 133 | |
мелованная матовая | 150 | |||
мелованная глянцевая до 130 г/м² (включительно) | 175 | |||
Рулонная | мелованная матовая, мелованная глянцевая | 41, 45 | 150 | |
SC суперкаландр | 270 | 40 | 133 | |
газетная | 260 Heatset*¹ | 42 | 120 | |
200–240 max Coldset |
REG.ru
Важные интуиции, вытекающие из выше изложенного
Если тоновое изображение является штриховым рисунком или bitmap изображением, то при растрировании оно не меняется. Фактически при растрировании bitmap изображения его разрешение будет преобразовано к разрешению фотовывода. Следовательно, для получения максимального качества bitmap изображения необходимо делать его с разрешением близким к разрешению фотовывода. На практике достаточно разрешения bitmap изображения в 1200 ppi, т.к. дальнейшее увеличение разрешения не заметно глазу. На рис. 4 приведены фрагменты bitmap изображений сделанные при различных разрешениях.
Аналогичного качества можно достигнуть и при использовании векторных изображений (но только при условии их окрашивания в плашечный цвет), т.к. векторы масштабируются без потери качества.
Что произойдёт, если мы окрасим векторное изображение не в плашечный цвет, а, например, в 60% Black? В этом случае от разрешения фотовывода в 3200 ppi мы перейдём к линиатуре 200 lpi. Иными словами, разрешение выводящегося изображения уменьшится в 16 раз (рис. 5). При этом возникает эффект «пилы». Поэтому не рекомендую задавать шрифтам не плашечные цвета при линиатуре печати ниже 175 lpi. При линиатуре 150 lpi и ниже сильно заметной становится «пила».
Полиграфический дуализм
Какое разрешение необходимо задавать изображению перед отправкой его на фотовывод? Из логики следует, что разрешение изображения должно соответствовать линиатуре печати. Почему тогда рекомендуют делать разрешение чуть выше, чем линиатура печати, примерно в 1,5–2 раза? В этом есть смысл, если чёрный выступает в качестве контура. Иными словами, если чёрный специально обработан. В результате обработки он должен приобрести свойства bitmap изображения. Как этого можно достичь? Путём шарпенса чёрного. В результате шарпенса контуры изображения уконтращиваются и появляются малые участки где чёрный достигает 100%-интенсивности. Это и придаёт ему свойства bitmap изображения. Этот эффект я назвал полиграфическим дуализмом. На рис. 6 приведены примеры исходного изображения и после правильного шарпенса.
Искренне благодарен всем посетителям нашего сайта.
503. Растровые точки
Способы передачи полутонов в аналоговых (фотография) и цифровых (принтеры, типографские машины) процессах принципиально различаются. Хотя в обоих случаях изображение все равно состоит из очень маленьких элементов, разница заключается как в самих элементах, так и в их расположении.
Черно-белая фотография строится из расположенных в случайном порядке точек, образованных разным количеством молекулярного серебра в слое эмульсии. Эти точки могут иметь различную оптическую плотность, т. е. каждая точка окрашивается в серый цвет какого-либо оттенка. В цифровых методах печати использование отдельных красок для передачи каждого оттенка серого невозможно. Представьте себе, сколько труда понадобилось бы для настройки приводки и печати двухсот с лишним красок и какой вид имела бы бумага уже после первых десяти! На практике для такой печати используется всего одна краска — черная. Полутона при этом передаются за счет растра. Если посмотреть на отпечатанное в типографии или на лазерном принтере изображение, то нетрудно заметить, что оно состоит из множества мелких точек, которые называются растровыми точками. Обычно точки располагаются регулярно, на одинаковом расстоянии друг от друга, формируя линейный растр или растровую сетку. Иногда применяется нерегулярное расположение растровых точек. Формируемый ими растр называется нерегулярным или стохастическим. На рис. 19.1 приведено растрированное изображение.
Рис. 19.1. Растрированное изображение
В отличие от фотографии, растровая точка не может иметь какой-либо оттенок — она может быть только черной. Для передачи оттенков в процессе растрирования формируются растровые точки разного размера. При печати более «жирных» точек в соседних ячейках растровой сетки остается между ними мало белого пространства, за счет чего создается иллюзия темного оттенка цвета такой области. Наоборот, при печати с тем же интервалом небольших точек большая часть бумаги между ними остается белой. Это создает ощущение светлого оттенка (рис. 19.2).
Таким образом, воспроизведение полутонов серого типографским способом, дающим возможность печатать фотографии, построено на оптическом обмане. Глаз воспринимает градации серого на изображении, при печати которого использовалась только черная краска, но не сплошной заливкой, а в виде отдельных точек.
Рис. 19.2. Имитация темных и светлых оттенков серого с помощью растра.
Компью А рт
Игорь Щёголев, главный технолог ЗАО «Алмаз-пресс»
Точки бывают разные — голубые, красные…
Нас интересуют только растровые.
Теоретически форма растрового элемента может быть любой — от банальной круглой до микроизображения логотипа вашей фирмы. Но всетаки для правильного и качественного воспроизведения изображений форма растрового элемента должна соответствовать определенным требованиям.
Для того чтобы выяснить, какая форма точки вам больше всего подойдет, необходимо знать, какое оборудование установлено в типографии, где будет производиться печать.
Существует классический набор форм растровых элементов, которые имеются в любом растровом процессоре. Все растровые процессоры умеют растрировать посредством круглых, квадратных, эллипсоидных и ромбических точек с различным соотношением диаметров или диагоналей. Часто РИПы поддерживают линейное растрирование, а самые продвинутые умеют воспроизводить и концентрическими растровыми элементами.
Для выбора формы точек необходим какойто критерий, исходя из которого можно решить, какую форму выбрать — круглую, квадратную или какую-то еще.
Имеются три основных критерия выбора формы растрового элемента:
На самом деле критериев больше, например воспроизведение тонких полутоновых линий с различным наклоном, текста и т.д. В нашей типографии проводились исследования влияния формы точки и ряда других печатных и не очень печатных параметров на общую разрешающую способность процесса полиграфического воспроизведения, то есть фактически на воспроизведение мелких деталей. В результате был сделан не слишком оригинальный вывод: воспроизведение мелких элементов изображения объективно зависит только от совмещения красок при печати, остальными параметрами можно пренебречь, поскольку их влияние при цифровом растрировании гораздо менее значимы. Конечно, форма точки, линиатура и другие параметры растрирования тоже влияют на воспроизведение мелких деталей, но, во-первых, на порядок меньше, чем совмещение красок, а во-вторых, современные цифровые методы растрирования в большинстве случаев позволяют точно обрисовывать геометрические границы как крупных, так и мелких деталей изображения.
Визуальное восприятие
Форма растровой точки не только важна при использовании низкочастотных линиатур 10-30 lpi, но и влияет на визуальное восприятие (В3) даже при применении стандартных линиатур.
ВЗ, как понятно уже из названия, является субъективным критерием, поэтому, исходя из народной мудрости «на растр и цвет товарища нет», можно с уверенностью заявить, что мнений по этому вопросу столько же, сколько и специалистов, то есть много.
Приведем несколько общепринятых рекомендаций.
Принято считать, что чернобелые иллюстрации лучше воспроизводятся квадратной, круглой или эллиптической точкой.
Квадратные точки лучше использовать для репродуцирования чернобелых изображений с четким контрастным рисунком. Это же относится и к линейным растрам.
Круглые и квадратные точки применяются при репродуцировании чернобелых фотографических изображений, а ромбические и эллиптические — для цветных иллюстраций.
Круглые точки рекомендуют использовать при воспроизведении сюжетов, содержащих изображения предметов быта и т.п., эллиптические — людей и животных.
Линейные растры хороши при воспроизведении ярких цветных объектов с большим количеством мелких деталей, например одежды.
Растровые элементы в виде концентрических окружностей, по заявлениям разработчиков, вообще являются универсальным метафизическим идеалом по воспроизведению всего.
Рекомендую никому (даже мне) не верить, а приобретать собственный опыт и ему одному доверять.
Визуальные ощущения от изображений, полученных с применением растровых элементов различных форм, весьма специфичны и индивидуальны (рис. 1), поэтому если стоит вопрос о выборе формы точки, то рекомендую провести пробную печать типичного изображения с различной формой растровой точки и, оценив свои ощущения от полученного эффекта, выбрать наиболее симпатичный вам вариант.
Рис. 1. Многообразие форм растровых точек
Помимо эстетических предпочтений есть и материальные критерии, например стабильность печати и градационные характеристики воспроизведения.
Наиболее стабильно печатаются растры с растровыми элементами, имеющие небольшие значения периметра. К таковым относятся растры с круглой или эллиптической точкой, при этом круглая точка имеет наименьший периметр при максимальной площади (рис. 2).
Рис. 2. Относитетельные размеры и формы растровых точек
В технологическом плане круглая точка является идеальным вариантом, если бы не одно «но». При увеличении площади растрового элемента в один прекрасный или не очень прекрасный момент происходит так называемое слияние смежных растровых точек. Размер растровых точек становится таким, что своими сторонами точки начинают касаться друг друга. Этот момент называется точкой слияния или точкой касания. В точке слияния происходит изменение градиента приращения тона, а в случае с круглой точкой в точке слияния градиент приращения тона меняет знак, то есть приращение тона начинает убывать.
Добавлю, что при увеличении площади растрового элемента приращение тона (растискивание) вначале растет, а по достижении точки слияния начинает убывать. Кривая приращения тона определяет градационную передачу процесса тоно-воспроизведения и является одним из основных стандартизуемых параметров печатного процесса.
Кроме того, в точке слияния возникает градационный скачок. Для круглой точки градационный скачок наиболее сильный, поскольку слияние точек происходит одновременно с четырех сторон.
Квадратная точка
Форма градационной кривой тоно-воспроизведения растрами с квадратной точкой соответствует градационной кривой для растров с круглой точкой с той лишь разницей, что общий уровень приращения тона выше, чем у круглой точки.
Эллиптическая точка
Эллиптическая растровая точка по стабильности печати практически не уступает круглой точке (рис. 3), но имеет сглаженный градационный скачок вследствие того, что первое слияние происходит при тоновом значении около 40%, а второе — около 60%, в зависимости от соотношения диаметров эллиптической точки. В стандарте печати ISO 12647-2 рекомендуется выбирать такие соотношения диаметров, чтобы первое касание происходило при значении тона не менее 40%, а второе — не более 60%.
Рис. 3. Круглые и эллиптические растровые точки
Рекомендую применять соотношение диаметров 90%. Именно это значение дает реальную градационную кривую, наиболее приближенную по форме к стандартной кривой по ISO 12647-2.
Ромбическая точка
Ромбическая точка является полным аналогом эллиптической — отличие заключается только в больших значениях приращения тона и меньшей стабильности при печати.
Линейный растровый элемент
Кривые градационной передачи линейного растра заметно отличаются от стандартных кривых приращения тона. Физическое приращение тона несколько выше, чем у круглой или эллиптической точки, однако линейные растры имеют ряд преимуществ:
Концентрические растровые элементы
Концентрические точки являются разновидностью круглой точки с очень большим периметром и высоким уровнем оптического приращения тона (растискивания). Как и у круглой точки, в точке слияния будет происходить тоновый скачок. Теоретически концентрические точки не имеют никаких технологических преимуществ перед другими формами растровых элементов. Высокое оптическое растискивание значительно ухудшает зрительное восприятие полутонов, они выглядят более «серыми», неяркими. Не рекомендуется применять концентрическую форму точек для слабомелованных бумаг с плохими показателями непрозрачности. Стабильность печати растров с концентрической точкой при использовании бумаг двойного мелования находится на уровне стабильности стохастических растров, а на легкомелованных и немелованных бумагах их лучше вообще не применять. Относительно недавно на рынке появился новый продукт — концентрический растр, разработанный компанией EskoArtwork. Практические оценки показали, что разработанный фирмой EskoArtwork продукт имеет очень удачный алгоритм и библиотеку растрирования, что позволяет получить расширенный тоновый диапазон, а это очень важно при применении высоколиниатурных вариантов растрирования.
Рис. 4. Концентрический растровый элемент
При цифровом растрировании понятие формы растрового элемента носит условный характер, особенно в светах и тенях. Например, если растровая ячейка определяется ячейкой выводного устройства размером 16×16 пикселов, то 2%-ная растровая точка будет образовываться пятью пикселами и независимо от формы точки, используемой при растрировании, будет иметь определенную геометрическую форму, очень отдаленно напоминающую требуемую.
Приведенный пример, конечно, гиперболизирован. Однако для сложных форм точек (например, концентрических — рис. 4) образование заявленных форм ограниченным количеством пикселов является существенной проблемой. Получение концентрической формы при разрешении выводного устройства 2400 dpi даже в полутонах задача непростая, а с увеличением линиатуры вариантов генерация сложных форм еще более усложняется.
Рис.5. Кривые приращения тона для различных форм растровой точки
Выбор формы точки фактически является выбором типа растра. Стандарт печати ISO 12647 регламентирует только три формы точки: круглая, эллиптическая и квадратная. Именно для данных форм растрового элемента разработаны и могут применяться стандартные цветовые профили. Использование нестандартных форм точек (фактически нестандартных растров) требует построения либо индивидуального цветового профиля, либо, как минимум, компенсационных градационных кривых. Причем для каждого вида бумаги необходим свой профиль или компенсационная кривая.