Рационализм как методология исторического познания заключается в утверждении того что
«Философия Нового времени»
391. Идея правового государства включает в себя положение о:
• Разделении властей
392. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:
• Идею равенства всех людей
393. Кому принадлежит фраза: «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах»?
• Ж.-Ж. Руссо
394. Кто считается основателем рационализма?
• Декарт
395. Кто является автором первой технократической утопии «Новая Атлантида»?
• Бэкон
396. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:
• Р. Декарту
397. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт:
• Сенсуализм
398. Окружающий человека предметный мир, по Спинозе – это:
• Модусы
400. Освобождение от церковного влияния:
• Секуляризация
401. Основная идея философии французского Просвещения:
• Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
402. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
• Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
403. Основное утверждение эмпиризма:
• Всё знание человека основывается на опыте
404. Основной темой в Новое время стала тема:
• познания
405. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:
• индукция
История и философия науки. Материалы к курсу лекций
Данное учебное пособие в жанре материалов к курсу лекций, определяемых соответствующей программой, призвано в краткой, сжатой форме дать читателю информацию о главных категориях (понятиях), раскрывающих историю развития и философские основы современной науки. Адресуется аспирантам-социологам, готовящимся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и философия науки. Материалы к курсу лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и деятельности людей является разум. Рациональность обычно определяется как целесообразность, обоснованность и соответствие познавательной деятельности (мышления) практике.
Вместе с тем имеет место и так называемое плюралистическое толкование этого понятия, ведущее к его редукции к прагматическому успеху, что по сути означает его отрицание.
Философский рационализм восходит к античности, в частности, к учению Сократа, утверждавшего, что красота и благо суть целесообразность, а истинное знание есть достаточное условие этического поведения; к учению Платона об идеях как истинной субстанциональной действительности; к учению Аристотеля о космическом уме как всеобщем условии бытия и мышления.
Участие эмпирической науки в богопознании было признано и идеологами протестантизма, стимулировавшего рационалистическое поведение и деятельность людей в сфере предпринимательства и производительности труда.
Основные идеи рационализма были заложены европейскими философами XVII−XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). В их учениях рационализм впервые обратился к проблемам научного метода. Центральной среди них была проблема оснований научного знания. Ее решение виделось ими как реализация одной из двух фундаментальных стратегий.
Первая заключалась в том, что следовало полагать единственным надежным источником научных знаний опыт (эмпиризм).
Вторая стратегия предложила в качестве образца истинного знания математику, широко применяемую в изучении природных явлений в XVII столетии.
Вторая стратегия получила большее признание. Однако первая имела также немало сторонников. Дискуссии по поводу обеих стратегий продолжались на протяжении трех столетий. Следует отметить, что сторонников и той, и другой стратегии объединяла вера в возможности науки и в силу человеческого разума (гносеологический оптимизм).
Говоря о рационализме XVII−XVIII вв., следует обратить внимание на высокий статус дедукции как метода получения системы знаний из уже утвердившихся и очевидных оснований, определяющих порядок и связь идей.
Рационализм сыграл исключительно важную роль в формировании идеологии Просвещения. Именно он лежал в основе развития философской, научной и общественной мысли. Выдвинутая просветителями программа социальных преобразований на основе общественного договора могла быть реализована, по их мнению, при условии, что целенаправленные усилия человечества будут объединены принципами разума.
По мере развития науки и усиления тенденции ее секуляризации расширялся поиск новых версий рационализма.
XVII век дал миру ряд выдающихся открытий, меняющих образ жизни людей и их мировоззренческие взгляды (изобретен первый рефрактор, первая подводная лодка, паровая турбина, микрометр, арифмометр, барометр, воздушный насос, маятниковые часы, телескоп-рефлектор, счетная машина, скороварка, карманные часы, паровой насос и др.).
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646−1716) — немецкий философ-рационалист, логик, математик, механик, физик. «Природа истины вообще состоит в том, что она есть нечто тождественное». Бенедикт Спиноза (1632−1677) — нидерландский философ-рационалист. «Наш разум был бы менее совершенен, − писал Спиноза, − если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека».
Вторая ступень — область рассудка. Последний выполняет функцию подведения многообразия чувственных ощущений под единство понятий.
На «эмпирическую реальность» существенно повлияла произошедшая в XVIII веке Первая промышленная революция. Началось производство паровых двигателей и машинного оборудования, вытеснявших ручной труд. В XVIII веке были изобретены сеялка, пианино, камертон, атмосферный паровой двигатель, водолазный колокол, огнетушитель, ртутный термометр, первый электрический конденсатор, громоотвод, первый словарь английского языка, секстант, хроматические линзы, морской хронометр для измерения долготы, прядильная машина, улучшенный паровой двигатель, электрический телеграф, пароход, текстильная машина, бифокальные очки, циркулярная пила, парашют, воздушный шар, крутильные весы, прядильная машина для хлопка, шарикоподшипник, прецизионный токарный станок, литография, длинносеточная бумагоделательная машина для производства бумажных листов и др. Все это в значительной мере меняло практическую деятельность людей и давало пищу для новых теоретических обобщений.
В XIX веке был изобретен сборочный конвейер, ускоривший производство товаров народного потребления, электрическая лампочка, телефон, печатная машинка, швейная машина, спектроскоп, шахтерская лампа, электромагнит, электрический генератор, стереоскоп, пропеллер, азбука Морзе, дагеротипия, элеватор, хлопчатобумажная ткань, антисептик, стоматологическое кресло, гироскоп, пилотируемый планер, двигатель внутреннего сгорания, светофор, телефон, сейсмограф, эскалатор, портативная кинокамера, пылесос и т. д.
Рационализм был подвергнут критике за представления о человеке как существе рациональном. Исторические события подтверждают подобную оценку в полной мере. Появилась и быстро набирала силу противоположная тенденция в философском творчестве — иррационализм. В исторической практике нашлось немало аргументов в пользу сделанных в его рамках выводов.
Вместе с тем рационализм в XX веке находит достаточно весомые контраргументы, содержащие в себе попытку удержать свои позиции. Так, критический рационализм, например К. Поппера 18 и других его представителей, обращает внимание на способность разума преодолевать заблуждения и создавать условия для становления и развития демократического «открытого общества», а причину социальных катаклизмов следует искать не в ограниченности рационализма, а скорее в иррационализме, когда разум сдает свои позиции под давлением обстоятельств.
Ситуация кризиса классического рационализма привела к появлению неорационализма, провозгласившего необходимость его реформации.
Неорационализм опирался в основном на достижения физики, видя в ней лидера естествознания и науки в целом. Философия, по мнению сторонников неорационализма, должна стремиться к большей строгости, это диалектика возможного и необходимого»; «Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала».
точности и обоснованности, по аналогии с математически обоснованными физическими теориями. Неорационализм допускает существование различных форм рациональности. Рассматривая соотношение теории и опыта, он отдает предпочтение первой, считая, что именно в ней заключено творческое начало. Неорационализму противостоят в этом отношении эмпиризм и позитивизм, делающие ставку на опыт. Главенствующее место в исследованиях представителей неорационализма занимают проблемы образования и развития теоретического знания.
Г. Бошляр утверждал, в частности, что история науки есть смена типов рациональностей, которые обозначаются как «эпистемологические профили» − базовые системы понятий и методов, и соответствующих им «научных реалий». Эпистемологические профили не связаны друг с другом преемственно: квантово-релятивистская теория принципиально не выводима из ньютоновской механики.
В целом Г. Бошляр обосновал необходимость реформирования рационализма с учетом требований современной науки и техники путем интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности.
Ж. Пиаже в своих трудах обосновал понятие равновесия как основной жизненной цели индивида. С его точки зрения, источником познания является активность субъекта, направленная на восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды обеспечивается адаптацией, то есть уравновешиванием субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Иначе говоря, действие субъекта влияет на окружающую среду, а среда влияет на субъект обратным действием. Его работы укрепляли позиции неорационализма.
Ф. Гонсет в основанном им журнале «Диалектика» развивал идеи программного единства внутри неорационализма как направления философской мысли, обосновал доктрину «идонеизма». Принципиальное положение эпистемологии Ф. Гонсета состоит в единстве всех типов и уровней знания — от интуитивного до абстрактного. Познание в своем движении, утверждал философ, всякий раз возвращается к своим предпосылкам, корректируя их посредством различных методологических стратегий. В открытой методологии Ф. Гонсета нет ни абсолютных начал познания, ни абсолютных норм его обоснования. Обоснованный им принцип пересматриваемости провозглашает необходимую готовность к ревизии уже накопленных знаний, а принцип двойственности обосновывает дополнительность разума и опыта, единство теории и эксперимента (принцип двойственности является, по сути, переформулировкой выдвинутого Нильсом Бором принципа дополнительности). Ф. Гонсет предложил применить к познанию процедуру «четырех фаз»:
1. Постижение научной проблемы.
2. Выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез.
4. Преобразование первоначальной познавательной ситуации.
При этом познание ориентировано не только на объекты, но и на цели и способы действия при общем векторе движения познания от обыденного к научному.
Огромное влияние на все стороны жизни человечества оказали сделанные в XX веке открытия. Их было больше, чем за все предыдущие столетия. Особую значимость приобрели открытия в области физики и биологии. На их основе были разработаны теории (концепции), повлиявшие на развитие цивилизации:
• специальная теория относительности,
• общая теория относительности,
• теория электрослабого взаимодействия,
• теория диссипативных систем,
• разветвленные цепные реакции,
• двойная спираль ДНК,
• теория иммунитета, открытие функции хромосом как носителей наследственности,
• явления квантовой телепортации, соотношение неопределенностей Гейзенберга,
• концепция Большого взрыва,
• кварковая теория строения вещества,
• концепция устойчивого развития,
• концепция «ядерной зимы»,
• открытие эмбриональных стволовых клеток,
• концепция дрейфа материков,
• синтез трансурановых элементов,
• выделение фермента теломеразы, останавливающего процесс старения клеток,
• закон гомологических рядов Вавилова,
• открытие реликтового озера Восток под трехкилометровым панцирем льда в центральной части Антарктиды,
• открытие групп крови,
• планетарная модель атома, эффект Вавилова — Черенкова (излучение света движущимися в среде электронами),
• дифракция рентгеновских лучей в кристаллах,
Человечество шагнуло в космос. Первый искусственный спутник Земли, высадка человека на Луну, атомная энергетика, лазеры, компьютеры, мобильная телефонная связь, телевидение, термоядерный синтез, радиолокация, томография, нанотехнологии, клонирование млекопитающих, атомная и водородная бомбы, новые виды транспорта, ледокол-атомоход «Ленин», радиовещание, ускорители элементарных частиц, пересадка человеческого сердца, космическая орбитальная станция «Мир», проект «Союз − Аполлон», первая посадка на Венеру советского космического аппарата «Венера-3», программа «Геном человека», туннель под Ла-Маншем, ускоритель элементарных частиц — Большой коллайдер в Европейском центре ядерных исследований и многое другое.
Явно обозначился новый виток сближения научного и технического прогресса. Произошла научно-техническая революция. Информационный динамизм привел к быстрому устареванию знаний и породил новую образовательную концепцию — непрерывное образование.
История знает образцы обеих революций. Примером первой из них служит переход от механической картины к электродинамической. Этот переход хотя и сопровождался весьма существенным изменением видения физической реальности, но не менял радикально познавательных установок классической физики.
Вторую ситуацию иллюстрирует история квантово-релятивистской физики, появление которой вызвало перестройку не только научной картины мира, но и классических принципов объяснения, описания, обоснования и организации знаний (в том числе и философских).
Существует два пути перестройки оснований научных исследований: a) путем внутридисциплинарного развития знаний, b) путем междисциплинарных связей и тесного взаимодействия (взаимовлияния) разных наук. И тот, и другой имеют довольно длительную историю.
Действительно, в XXI веке физика элементарных частиц шагнула вперед и серьезнейшим образом расширила представления в этой области.
«В настоящее время, − отмечает д.ф.-м.н. Н.К. Мухин, − открыто и изучено великое множество элементарных частиц (гораздо больше, чем химических элементов, которых уже известно 118). И подобно тому, как в свое время поступил Менделеев с химическими элементами, создав периодическую систему, физики тоже классифицировали частицы, объединив близкие по каким-либо свойствам в классы и группы. Например, классы барионов, мезонов, лептонов и группы странных, очарованных и прелестных частиц (эти названия, хотя и выглядят легкомысленными, вполне официальные)» 27
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ПАМЯТКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Содержание
1. Теория и методология исторической науки 2. Древнерусское государство (IX – XIII вв.) 3. Образование и развитие Московского государства (XIII – XVII вв.) 4. Развитие России в XVII в. 5. Российская империя в XVIII в. 6. Развитие Российской империи в XIX в. 7. Развитие России на рубеже XIX – XX вв. 8. Развитие Советского государства в 1920 –1940-е гг. 9. СССР в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) 10. Развитие СССР в 1950 –1980-е гг. 11. Развитие России в 1990-е гг. | стр. 1–2 стр. 2–5 стр. 5–6 стр. 7–8 стр. 8–10 стр. 10–13 стр. 13–17 стр. 17–19 стр. 20–22 стр. 22–25 стр. 25–26 |
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
История – комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего.
Функции истории:
— социальной памяти (накопление и сохранение обществом опыта предшествующих поколений, сведений о значимых событиях прошлого, достижений мировой культуры);
— познавательная (изучение исторических фактов, выявление закономерностей исторического развития);
— воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств, воспитывающее воздействие на поведение человека через исторические факты и события, источник моральной ориентации);
— практически-политическая (помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений);
— прогностическая (показывает тенденции общественного развития в будущем;
— мировоззренческая (формирует систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы их развития).
Вспомогательные исторические науки и дисциплины: (специальные науки и дисциплины, изучающие отдельные виды или стороны формы и содержания исторических источников):
— археология (изучает и реконструирует историческое прошлое человечества по вещественным источникам),
— этнография (изучает происхождение, расселение, культурно-бытовые особенности различных народов (этносов), их материальную и духовную культуру),
— палеография (история письма, закономерности его развития и памятники древней письменности),
— генеалогия (сведения о происхождении и родственных связях фамилий и родов),
— геральдика (гербы, традиции и практику их использования),
— нумизматика (развитие монетной чеканки и денежного обращения) и др.
Исторические источники (все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о различных сторонах жизни и является основой для научного познания):
— письменные – рукописные и печатные источники (делятся на официальные(законодательные (указы, постановления, декреты), летописные (летописи, хроники, исторические повести), документальные (частные и государственные договоры, экономические или политические сделки и т.п.), дипломатическая, военная и статистическая документация) и неофициальные(мемуары, дневники, письма));
— изобразительные – наскальные рисунки, иконы, картины, плакаты и т.п.;
— этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки древнего быта различных народов;
— лингвистические – географические названия, личные имена и т.д.
— кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы, связанные с развитием техники.
Методы изучения истории (метод – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):
— сравнительный (сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними);
— системный (раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов);
— типологический (классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков);
— ретроспективный (историко-генетический) (выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений);
— идеографический (описание исторических событий и явлений);
— синхронный (изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними);
— проблемно-хронологический (изучение последовательности исторических событий во времени).
— субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;
— географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);
— рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;
— теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат деятельности мирового духа;
— эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор);
— цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби);
Историография отечественной истории:
— В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»);
— М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположникантинорманской теории происхождения Древнерусского государства;
— Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории», автор 12-томной «Истории государства Российского»;
— С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен»;
— В.О. Ключевский (1841-1911) – исследователь и популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;
— М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистскойконцепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):
· сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними;
· системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов;
· типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;
· ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений.
· идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;
· синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними;
· проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени.
· субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;
· географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);
· рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;
· теологический подход – рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа;
· эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор);
· цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Историография отечественной истории:
· В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»);
· М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположникантинорманской теории происхождения Древнерусского государства;
· Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории». Главный труд – 12-томная «История государства Российского»;
· С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» (до событий 1775 г.);
· В.О. Ключевский (1841-1911) – популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;
· М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистскойконцепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.
Происхождение, расселение, быт, верования восточных славян в VI-VIII вв. Образование древнерусского государства – Киевская Русь
Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.Восточнославянские народы, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую древнерусскую народность, составили основное население средневекового государства Киевская Русь. В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский и белорусский народы. Также некоторые источники отдельным восточнославянским народом считают карпатских русинов.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.
В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.
Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.
Верования
Образование древнерусского государства
Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства.
Если кратко, основная из них такова: Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.
3. Русские земли в период политической раздробленности: причины раздробленности, характеристика основных центров.
Постепенно в древнерусском обществе вызревали экономические, социальные, политические тенденции, которые привели к раздробленности Руси. В первой половине 12 в. Русь раскололась на 15 самостоятельных земель, в начале 13в их насчитывалось уже около 30. Раздробленность особенно усилилась после смерти Ярослава Мудрого. Усобицы раздирали Русь. Киев как магнит притягивал к себе взоры князей. В то время как половцы разоряли русские земли, древнерусские князья продолжали скрещивать мечи за власть. В 30-х гг. 12 в. уже можно говорить об окончательном обособлении ряда древнерусских земель. Кроме того, Владимиру Мономаху, правившему в Киеве, удавалось сдерживать окончательный политический распад Руси и подчинять своей воле других древнерусских князей
1.Рост крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати.
2.Появление вотчинного землевладения в конце 11 – начале 12 в. приводило к оседанию князей и их дружин в княжествах,
3.Формирование с 11 в. территориальных связей и складывании на этой основе городских волостей
4.Ослабление Киева, обусловленное постоянными набегами и грабежами степных орд
5.Перемещение торговых путей
Политическая раздробленность сопровождалась дальнейшим экономическим и культурным развитием отдельных русских земель. Осваивались новые земли, росли города, возникали новые центры летописания, местные школы живописи и архитектуры.
Крупнейшими землями эпохи политической раздробленности являлись Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская:
1.Владимиро-Суздальская земля – далекая северо-восточная окраина Древней Руси, расположенная в густых труднопроходимых лесах. Здесь обосновалась династия Владимира Мономаха. Владимиро-Суздальская земля достигла своего расцвета и могущества при Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо.
2.Галицкая и Волынская возникли в Юго-Западной Руси и граничили с Венгрией и Польшей, не однократно пытавшихся овладеть этими землями. Это был богатый край с плодородными землями. Первые серьезные попытки поставить под свой контроль княжескую власть галицкие бояре предпринимают при Ярославе Осмысле. Князю Роману Мстиславичу удалось объединить обе земли в своих руках, но ненадолго. 3.Новгородская земля занимала северо-западные просторы Руси. Среди особенностей ее развития следует отметить следующие. Во-первых, суровый климат, природные условия не способствовали развитию земледелия, своего хлеба в Новгороде не хватало, а следовательно, соседние земли имели политическое воздействия на Новгород. Во-вторых, Великий Новгород с самого начала противостоял Киеву, был другим центром становления древнерусской государственности. Власть в Новгороде сосредоточивалась в руках крупнейших боярских фамилий, из среды которых выбирались все важнейшие должностные лица. Сложилась боярская феодальная республика. Положительные последствия.
1. Активное развитие ремесел.
2. Рост числа городов.
3. Заселение еще неосвоенных земель.
4. Расцвет культурной жизни княжеств.
5. Усиление местного аппарата управления. Отрицательные последствия. 1. Происходит процесс дробления земель.
2. Велись бесконечные междоусобные войны.
3. Ослаблялся военный потенциал страны.
Опричнина Ивана Грозного
Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.
Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.
Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.
2. Стремление царя к укреплению собственной власти.
Реформы Избранной Рады:
1550 г — принят новый судебник, основой для которого послужил судебник 1497 г Увеличен
размер пожилого Помещики именуются «государями», т е хозяевами крестьян Так делается еще
один шаг к закрепощению ужесточены наказания за разбой
в 1551 г создано стрелецкие войска — полурегулярные пешие полки, состоявшие из служилых
созданы первые отраслевые органы управления — приказы от более поздних коллегий и
министерств их отличал смешанный принцип выделения функций — по территориальному и по
отраслевому признакам Внешней политикой занимался посольский приказ (и М Висковатов),
делами дворян и руководством войском — Разрядный, раздачей поместий — Поместный, стрелецким
войском ведал — Стрелецкий, судом над «лихими людьми» — Разбойный, сбором
общегосударственных налогов — Приказ Большого Прихода, почтовой службой — Ямской, охраной
порядка в Москве — земский и т д существовал также приказ, следивший за деятельностью
остальных — приказ приказов — Челобитный (А Ф Адашев) По территориальному принципу были
созданы Астраханский, Сибирский, казанский приказы
1551 г — проведена церковная реформа — принят стаглав — сборник решений церковного собора,
осуждающий еретиков и регламентирующий церковную службу кроме того, церковь признала
общероссийскими всех местных святых
1556 г — отменена система кормлений («кормленичий доход») Ее сменил единый
общегосударственный налог — «кормленичии акул» Единицей налогообложения становится «соха»
— определенный надел земли (до этого, со времен княгини Ольги, — «дым») это мероприятие
знаменовало окончание губной реформы вместо наместников и волостелей (они управпяпи в
волостях, на которые делились уезды) теперь местным самоуправлением ведают губные старосты и
городовые приказчики, избираемые на местах и получающие жалование от государства
упорядочен выход на службу феодалов и пеших ополченцев количество пеших и конных воинов,
которые должны являться на царскую службу, было установлено в зависимости от количества
земли феодала для снаряжения воинов государство выплачивает «помочь»
Упорядочено местничество — порядок назначения на должность, при котором учитываются заслуги
и знатность предков Были составлены «Государев радословеи» — список наиболее знатных родов, —
и «Государев разряд» — перечень аристократических родов, имеющих право местничаться
создан список тысячи «лучших слуг» («избранной тысячи»), которым предполагается раздать
земли вокруг Москвы эта идея не получила дальнейшего развития, но возможно послужила
отправной точкой для разработки плана опричнины
7. Россия на рубеже XVI-XVII вв. «Смутное время»: причины, содержание, последствия
Смутное время или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Причины
Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:
1. Пресечение династии Рюриковичей.
2. Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые — ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»
3. Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей иразорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств
4. Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей
5. Последствия опричнины. По мнению известного российского историка Шмурло, она подорвала уважение к власти и закону
Начало Смуте было положено появлениям в Польше Григория Отрепьева, объявившего себя Лжедмитрием, чудесным образом спасшимся сыном Грозного. Не без поддержки поляков Лжедмитрий был признан довольно большой частью населения страны. Более того, в 1605 г. самозванец был поддержан Москвой и воеводами Руси. В июне того же года Лжедмитрий был признан царем. Но, его поддержка крепостничества вызвала бурное недовольство крестьян, а слишком самостоятельная политика привела к явному неудовольствию бояр. В результате Лжедмитрий 1 был убит 17 мая 1606 года. А на престол взошел Шуйский В.И. Однако власть его была ограничена. Так завершился этот этап смуты, который продлился с 1605 по 1606 гг.
Второй период смуты начался с восстания под предводительством Болотникова И.И. Ополчение составили люди всех слоев. Участие в восстании принимали не только крестьяне, но и служилые казаки, холопы, землевладельцы, посадский люд. Но, в сражении под Москвой восставшие были разбиты, а Болотников схвачен и казнен.
Возмущение народа только усилилось. Появление Лжедмитрия 2 не замедлило себя ждать. Уже в январе 1608 года собранное им войско двинулось по направлению к Москве. Он обосновался на подступах к городу в Тушино. Таким образом, в стране образовалось две действующих столицы. При этом практически все чиновники и бояре работали на обоих царей, часто получая деньги и от Шуйского и от Лжедмитрия 2. После того, как Шуйскому удается заключить договор о помощи Речь Посполитая начала агрессию. Лжедмитрию пришлось бежать в Калугу.
Заключительный, третий период Смуты – это время борьбы с интервентами. Народ России, наконец, смог объединиться для борьбы с захватчиками – поляками. В этот период война приобрела характер национальной. Ополчение Минина и Пожарского дошло до Москвы только в августе 1612 г. Они смогли освободить Москву и изгнать поляков. Вот – все этапы Смутного времени.
Годы смуты привели к ужасающим результатам. Последствия Смуты – это полный упадок ремесла и торговли, практически полное разорение казны. Так же, итоги Смуты выразились и в серьезном отставании страны от государств Европы. На восстановление потребовался не один десяток лет.
Итоги правления Романовых
Во время правления династии Романовых Россия достигла настоящего расцвета. Русь окончательно перестала быть разрозненным государством, закончились междоусобицы, и страна постепенно начала набирать военную и экономическую мощь, что позволяло ей отстаивать собственную независимость и противостоять захватчикам.
Несмотря на трудности, которые периодически происходили в истории России, к 19 веку страна превратилась в огромную могущественную Империю, которой принадлежали огромные территории. В 1861 году было полностью отменено крепостное право, страна перешла на новый тип хозяйства и экономики.
9.Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Оценка их в российской историографии
XVIII век стал во многом переломным периодом в истории России, который начался противоречивой эпохой петровских реформ. Для начала XVIII века трудно отделить внутреннюю политику от внешней, экономическое развитие и выход России на широкую международную арену. Многие преобразования Петра I были вызваны войной, как и сама война была необходима для дальнейшего развития страны.
Для внешней политики начала XVIII века характерны те же направления, что и в предыдущий период, — южное и западное. Борьба России за выход к Черному и Балтийскому морям стала насущной необходимостью. Попытки выхода к Черному морю были предприняты в 1687 и в 1689 годах (походы В. Голицына были неудачны), в 1695 и 1696 годах (Азовские походы Петра I, второй из них закончился взятием крепости Азов). Поиск союзников в Европе («Великое посольство» 1697 года) привел к переориентации внешнеполитического курса — выход к Балтийскому морю должен был помочь решить многие экономические и политические задачи.
Северная война (1700—1721) закончилась победой России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход к Балтийскому морю.
Северная война дала мощный толчок к проведению реформ. В ходе войны в России были созданы сильная армия и военно-морской флот, основана новая столица — Санкт-Петербург (1703 год). Была проведена реформа государственного аппарата управления, сложилось абсолютистское государство. В 1711 году был учрежден правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. В 1718 году вместо старых приказов были введены коллегии. Изменения коснулись областного управления; страна была поделена на 8 (позже 11) губерний во главе с губернаторами. С 1719 года страна стала делиться на 50 провинций. Введена система расквартирования войск. Таким образом, было создано албсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Усиление личности власти царя нашло отражение в принятии Петром I титула императора (1721 год).
Основой экономической политики стал меркантилизм (накопление средств за счет активной торговли), составной частью которой был протекционизм — поощрение отечественной промышленности. Создаются новые и активизируются старые промышленные районы, появляются мануфактуры, основывающиеся на труде крепостных.
Изменения произошли и в социальной сфере. Происходит унификация сословий, упрощается социальная структура. Этому способствовали, прежде всего, указ о единонаследии (1714 год) и «Табель о рангах», изданная в 1722 году.
Ряд мер был проведен в интересах купечества, городских жителей. Была введена новая система налогообложения (подушная вместо подворной). Новый налог оказался значительно выше прежнего. Это, как и ряд других факторов, привело к росту социальной активности населения, бегству крестьян, вооруженным восстаниям, наиболее крупными из которых были восстание в Астрахани (1707—1708) и восстание К. Булавина на Дону (1707—1708).
10. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762). Россия при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма»
Эпоха дворцовых переворотов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.
Этому явлению благоприятствовало отсутствие чётких правил наследования престола при непрестанной борьбе дворцовых группировок. В условиях абсолютной монархии дворцовый переворот оказывался единственным действенным способом обратной связи между верховной властью и обществом, точнее, его дворянской верхушкой.
Автор термина В. О. Ключевский датирует эпоху дворцовых переворотов периодом от смерти Петра I в 1725 году до вступления на престол Екатерины II в 1762 году. Однако представление о том, что именно гвардия определяет, к кому перейдёт престол, бытовало также в начале XIX века, во время событиймеждуцарствия 1825 года (Восстание декабристов).
За вычетом перехода власти от Анны Иоанновны к Анне Леопольдовне в 1740 году, от Елизаветы Петровны к Петру III в 1761 году и от Екатерины II к её сыну Павлу I в 1796 году, во всех прочих случаях в течение первого века существования Российской империи власть передавалась путём применения угрозы или силы:
· 1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I
· май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов
· сентябрь 1727 — свержение Меншикова
· 1730 — престол передан Анне Иоанновне при условии подписания кондиций, ограничивающих её самодержавие
· 1740 — свержение Бирона группировкой Миниха
· 1741 — возведение на престол Елизаветы Петровны
· 1762 — возведение на престол Екатерины II и убийство Петра III
· 1801 — убийство Павла I
Екатерина 2
Политика Петра 3 и внешняя, и внутренняя спровоцировала негодование практически всех слоев русского общества. Да и не могло вызвать никакой иной реакции, к примеру, возвращение Пруссии захваченных во время Семилетней войны территорий. Екатерина же, напротив, пользовалась немалой популярностью. Неудивительно, что в такой ситуации вскоре сложился заговор, возглавила который именно Екатерина.
Гвардейские части 28 июня 1762 г. принесли Екатерине присягу в Санкт-Петербурге. Петра 3 вынудили отречься от престола на следующий же день и арестовали. А скоро он был убит, как полагают, с молчаливого согласия жены. Так началась эпоха Екатерины 2, именуемая не иначе, чем Золотым Веком.
Во многом внутренняя политика Екатерины 2 зависела от приверженности ее идеям Просвещения. Именно так называемый просвещенный абсолютизм Екатерины 2 способствовал унификации системы управления, усилению бюрократического аппарата и, в конечном счете, укреплению самодержавия. Реформы Екатерины 2 стали возможны благодаря деятельности Уложенной Комиссии, в которую входили депутаты от всех сословий. Тем не менее, стране не удалось избежать и серьезных проблем. Так, сложными стали 1773 – 1775 гг. – время восстания Пугачева.
Внешняя политика Екатерины 2 оказалась очень активной и успешной. Особенно важным было обезопасить южные границы страны. Турецкие кампании имели огромное значение. В их ходе сталкивались интересы величайших держав – Англии, Франции и России. Во время правления Екатерины 2 большое значение придавалось и присоединению к Российской империи территорий Украины и Белоруссии. Этого Екатерина 2 царица смогла достичь с помощью разделов Польши (вместе с Англией и Пруссией). Нужно упомянуть и указ Екатерины 2 о ликвидации Запорожской Сечи.
Просвещённый абсолютизм
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
Геополитическая ситуация
Россия не имела внятной геополитической доктрины. Николай II был утопистом. На Гаагской мирной конференции Россия выступила с утопическим призывом к всеобщему разоружению, потрясшим мировую общественность. Индивидуальными усилиями Николая II была создана эта конференция, которая положила начало созданию Лиги наций, развитию идеи пацифизма в мире. Однако все это не отвечало интересам России. В частности, конвенция о мирном решении международных столкновений предполагала, что любой спорный вопрос должен был решаться коалиционным арбитражным судом. Совершенно очевидно, что коалиция западных стран решала бы спорные вопросы отнюдь не в интересах России. Николай II находился в плену пацифистских иллюзий и не мог проводить адекватную внешнюю политику.
Поражение в русско-японской войне перечеркнуло планы по продвижению на Дальний Восток. Сенсацией стал тот факт, что вооружение Японии оказалось лучше вооружения Российской империи. Япония считалась тогда отсталой архаической страной. Собственное судостроение России отнюдь не процветало, корабли строились в основном на западных судоверфях. Японский флот оказался лучше. Россия все еще делала ставку на войны времен Наполеона: использование мощи штыкового удара, игнорирование приемов самоокапывания, артподготовки. В значительной мере этот факт обуславливал поражение в войне.
В английских и американских СМИ тут же была создана легенда, что Российская империя спровоцировала агрессию с японской стороны. Часто ссылаются на слова Плеве: «Нам нужна маленькая победоносная война», однако, кроме воспоминаний Витте, эта цитата нигде не встречается. Кроме того, Плеве не являлся министром обороны. Есть множество свидетельств, подтверждающих, что Россия войны не хотела и не была готова к ней. Никто не верил, что эта война вообще состоится. Когда Алексеев, наместник Маньчжурии, просил выделить дополнительные средства на оборону, ему было отказано. Генеральный штаб полагал, что, если война и состоится, то Япония ни в коем случае не захочет вступить в нее без помощи западных государств. Таким образом, основной фронт боевых действий должен был быть на западе, а не на Дальнем Востоке, и войну представлял Генштаб длительной, с постепенным вводом сил, так что ни о какой «маленькой победоносной войне» речи не шло, это миф.
Назвать победу Японии феерической нельзя. Япония понесла значительно большие потери нежели Россия. Возникает вопрос: А стоило ли вообще подписывать мирный договор? Николай II впоследствии говорил, что Витте обманул его. Император не давал согласия на подписание мирного договора с территориальными уступками.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):
· сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними;
· системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов;
· типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;
· ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений.
· идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;
· синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними;
· проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени.
· субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;
· географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);
· рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;
· теологический подход