Рацпредложение это что такое
Статья 2. Рационализаторское предложение
Статья 2. Рационализаторское предложение
1. Рационализаторским предложением признается:
а) техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, применяемой техники, технологии производства или состава материала (вещества), являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано;
б) организационное решение, новое для предприятия и дающее экономию материальных, финансовых, топливно-энергетических, сырьевых, трудовых и иных ресурсов или улучшение условий труда и экологии.
2. Рационализаторским предложением признается также решение, содержащее новые для данного предприятия алгоритм, программу для ЭВМ, если их использование в решении конкретной задачи дает экономию собственно машинного времени, а также повышение производительности оборудования, работающего в комплексе с ЭВМ.
3. Рационализаторское предложение может быть индивидуальным или коллективным.
4. Индивидуальным рационализаторским предложением является предложение, разработанное одним физическим лицом.
5. Коллективным рационализаторским предложением является предложение, разработанное двумя или более физическими лицами.
6. Одному физическому лицу или одной группе лиц может принадлежать неограниченное число рационализаторских предложений.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как оформить рацпредложение и зачем это нужно?
Не всем из нас суждено стать кулибиными и эдисонами, но простые, дельные и перспективные идеи приходят в голову очень многим. Однако дальше этого обычно дело не идёт, лишь изредка идея реализуется лично для автора, облегчая его труд и экономя его время. А жаль, ведь ценная мысль могла бы помочь очень многим: принести прибыль или сэкономить расходы предприятию, а премию, уважение коллег и служебные перспективы — автору. Всё что для этого требуется — подать «рацуху», или, по-научному, рационализаторское предложение. О том, как это сделать, и пойдёт речь в статье.
Прежде всего, свою идею надо развить до законченного предложения, придать ей «товарный вид». Надо чётко определить, при каких условиях, кто и как будет её использовать, и какие выгоды от этого получит. Далее надо ознакомиться с тем, как эту задачу решали раньше, как её решают сейчас, и чем лучше то, что предлагаете вы. Быстрее? Экономичнее? Безопаснее? Комфортнее? Все эти соображения нужно облечь в язык цифр, провести экономический анализ.
Все эти соображения записываем в таблицу, прикладываем чертежи, графики схемы и составляем краткое описание рацпредложения. Описание должно занимать 1−2 страницы текста и выражать самую суть: что предлагается, чем отличается от имеющегося, какие выгоды даёт.
Теперь составляем заявку. На обычном листе формата А4 слева вверху пишем адресата. Обычно это — руководитель вашего предприятия. Справа вверху — «шапку»: Типовая междуведомственная форма № Р-1, Утверждена приказом ЦСУ СССР от № 681. Код по ОКУД (здесь надо указать код по классификатору управленческой документации).
Далее, справа пишем в рамочке: «Зарегистрировано за №» и место для даты. Ниже, по всей ширине листа, чертим таблицу авторов рацпредложения: первая колонка — табельный номер, вторая — фамилия, имя, отчество автора или соавтора, третья — место работы или место жительства, затем — профессия (должность), образование, партийность и, наконец, год рождения.
Перечислив всех соавторов, посередине листа пишем: «Заявление на рационализаторское предложение». И далее: «Прошу (просим) рассмотреть предложение под наименованием …, признать его рационализаторским и принять к использованию». Затем, снова по центру листа: «Описание предложения». И сюда вставляем наше краткое описание. Далее пишем «Соглашение о распределении вознаграждения».
Потом фразу «Ранее данное предложение никуда не подавалось» (или указываем, куда подавалось). «Просим авторское вознаграждение разделить в равных долях» (или как договорились с соавторами). Затем следует такая фраза: «Я (мы) утверждаю (-ем), что действительно являюсь (-емся) автором (соавторами) данного предложения. Мне (нам) известно, что в случае признания предложения секретным, я (мы) обязуюсь (-емся) соблюдать правила секретности, в том числе установленные Положениям об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях.
И наконец: «Прилагаются: а) графические материалы (эскизы, чертежи, схемы, графики, ) на … листах; б) технико-экономические расчёты, обоснования на … листах; в) прочие материалы на … листах. Всего на … листах.» Дата и подписи соавторов.
Следующий лист занимают «Заключения по предложению». Здесь надо собрать несколько отзывов на своё рацпредложение, как минимум два: один от своего производственного подразделения (цеха, стройучастка ), второй — от других подразделений (отдела главного механика, КБ ). Оба отзыва заверяются подписями с указанием должностей и даты отзыва. Если ваше рацпредложение улучшает условия труда работников фирмы, то требуется отзыв специалиста по охране труда вашего предприятия.
Отзывы, как правило, авторы предложения составляют себе сами, учитывая замечания тех, от чьего лица они выдаются. Отзывы делаются так: все достоинства рацпредложения делятся на 2 части и распределяются по отзывам. В конце отзыва необходимо указать, почему данное предложение следует признать рационализаторским.
Ещё один лист озаглавливается «Принятое решение по предложению», и на нём оставляется достаточно места для вписывания решения. Затем оставляется место для даты и подписи руководителя предприятия. В самом низу листа составляется таблица «Изменение нормативной и технической документации», в которой указываем наименование документа, номер извещения, дату изменения, должность и наименование отдела и подпись. Возможно, благодаря вашему рацпредложению будут изменены нормативные документы предприятия!
И, наконец, на сладкое: «Удостоверение на рационализаторское предложение получил (и).» Дата и подпись. Всё, заявка готова. Теперь прилагаем к ней ваши материалы и относим в совет по рацпредложениям, который рассматривает их обычно в конце каждого квартала. Если ваше предложение будет принято, вы получите неплохую премию, удостоверение, уважение начальства и коллег и большой плюс к вашему послужному списку. И это не считая морального удовлетворения от реализации вашей идеи…
Кстати, о вознаграждении. Премия за рацпредложение рассчитывается по следующей формуле:
СЛ = (СФ/ОС*ОБ)^КА, где КА — коэффициент актуальности, равный 1 для средней актуальности предложения, и 1.25 для высокой. ОС — число строк в описании предложения, СФ — число строк, содержащих формулы, ОБ — объём файлов предложения в килобайтах.
Желаю вам, дорогие читатели, успеха в реализации ваших идей!
Рацпредложения в России. Второе рождение.
Сейчас многие российские компании ищут средства на модернизацию производства чуть ли не по всему миру, а часто эти средства находятся внутри их же компаний, и это могут быть миллионы долларов.
И рацпредложения – один из способов, как найти и задействовать эти скрытые резервы.
То, что зарубежные компании активно используют этот инструмент, известно всем интересующимся этой темой. А что у нас?
Еще недавно, лет 7 назад, работавший у нас немецкий консультант по организации производства удивленно спрашивал: «Я был на многих российских предприятиях, и нигде не видел работающей системы рацпредложений. Зачем вы ее развалили, мы ведь когда-то даже приезжали к вам перенимать опыт!». Действительно, еще недавно большинству компаний «было не до этого».
Сейчас же происходит второе рождение этого инструмента. Он, кроме привычного многим названия «рационализаторское предложение», может называться «кайдзен-предложение», «тотальная оптимизация производства», «предложения по улучшению», или даже «Хватит терять!», как в российских подразделениях компании Алкоа. Конечно, в каждое из этих названий подразумевает свою специфику, свои особенности, но общая цель у них одна – задействовать инициативу сотрудников, найти внутренние резервы и заставить их приносить пользу своей компании.
Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор лучшего российского опыта, подготовленного с использованием материалов, размещенных самими компаниями на нашем портале «Управление производством» и в других СМИ.
Какой же экономический эффект от рацпредложений может быть получен, стоит ли тратить на это время и силы? Какие затраты для этого необходимы?
Даже беглый анализ показывает, что результаты получаются очень неплохие:
Все компании одним из главных факторов успеха этих проектов отмечают максимальное вовлечение работников предприятий в процессы оптимизации:
В Нижнекамском автозаводе один из приоритетов – вовлечение в процесс совершенствования каждого работника, и это осуществляется путем подачи кайдзен-предложений. В целях мотивации и вовлечения в этот процесс как можно большего числа работников на заводе разработано Положение о материальном стимулировании за каждое поданное предложение (независимо от наличия, отсутствия эффекта), за каждое внедренное предложение.
Обучение сотрудников также является немаловажным фактором успеха проектов:
С целью популяризации инновационной деятельности сотрудники «Уралэлектромеди» в возрасте до 30 лет регулярно проходят обучение в рамках программы «Рационализация и изобретательство». На семинарах, в частности, им рассказывают, как правильно оформить и защитить рацпредложение, знакомят с основами патентоведения и т.д.
Система управления «Кайдзен» поэтапно вводится во всех структурных подразделениях агрохолдинга «Кубань» с 2006 года. В 2009 году основам производственной психологии Кайдзен в компании обучено 1 366 человек. За это время внедрено 197 предложений работников.
Некоторые компании организовывают специальные конкурсы предложений.
Например, на Иркутском авиационном заводе первые кайдзен-предложения работники МСП начали подавать еще год назад, а в 2010-м листочки с заявками по улучшению посыпались в специальные ящики активней, отмечает пресс-служба завода. За время внедрения этого инструмента БП в Механосборочном производстве было подано 700 кайдзен-предложений. Из них реализовано 225 (цифра все время увеличивается). По словам руководителей МСП, в среднем в неделю поступает по 8-10 вполне дельных предложений по усовершенствованию производственных процессов. При оценке «кайдзенов» учитывались многие факторы: простота и оригинальность решения, скорейшая реализация проекта, эффект от улучшения, повторяемость (тиражирование ранее поданных предложений), активность конкурсантов и, конечно, обязательная реализация предложения силами подразделения, практически без привлечения дополнительных средств. Итоги подводили по показателю общей эффективности работы оборудования (ОЕЕ). Полученные результаты не могут не радовать. Например, станок-победитель MCFV-1680 (цех 269) «выдал» показатель ОЕЕ — 81.9%. Для сравнения: на предприятиях Японии 65% считается хорошим коэффициентом, в США — 75%. То есть, на отдельно взятом станке работники ИАЗ превысили мировые показатели общей эффективности. В цехах 201, 217, 221 показатели победителей несколько скромней, но все же и они не ниже 73.5%. Условно экономический эффект, полученный от повышения эффективности работы высокопроизводительного оборудования, можно приравнять к приобретению двух дополнительных станков. Организаторы единодушны в своих оценках — конкурс удался, по итогам состязаний отмечено 105 призеров. По замыслу организаторов, такие конкурсы будут проходить теперь 2 раза в год.
За оригинальность технической мысли компания поощрила работника дивизиона «Сельхозпредприятия», который предложил усовершенствовать подшипниковый узел культиватора. Это позволило в два раза продлить срок службы механизма, а экономический эффект составил 3,47 млн. рублей. Его идея признана инновацией в сфере АПК.
На ведущих предприятиях «Концерна «Тракторные заводы» также действуют программы поощрения творческой инициативы и активности сотрудников – такие, как «600 часов», «ТОП», «Золотые кадры».
Рационализаторская деятельность является неотъемлемой частью стратегии ОАО «РЖД» по повышению эффективности и качества работы. В ее рамках регулярно проводятся корпоративные конкурсы, технические учебы по теме «Развитие технического творчества и рационализаторское дело».
Отлаженная система предложений создана на ООО «Петро»(входит в группу компаний Japan Tobacco International). В 2008 году две тысячи сотрудников ООО «Петро» подали 3068, а за десять месяцев 2009 года — 1415 предложений. «У нас этот процесс только набирает силу, — говорит Константин Озеров. — Если на фабриках компании в Японии каждый работник в среднем подаёт в год 20—30 предложений и больше, то у нас на предприятии в среднем поступает 1,5 предложения от каждого сотрудника. Но это в среднем. Есть активисты, которые подают 50—60 предложений и более».
«Начиная с 2009 года наша фабрика вышла на новый уровень по разработке и подаче предложений, — говорит Константин Озеров, администратор отдела поддержки бизнеса, председатель комитета Системы предложений компании „Петро“. — Если в прошлые годы мы наблюдали значительное количество небольших предложений, например, по организации рабочего пространства, вопросам административного характера (работы столовой, гардероба, корпоративного транспорта), то теперь большее внимание уделяется очень серьёзным проектам, связанным с управлением технологическими процессами, модификацией оборудования, безопасностью труда».
Сейчас на «Петро» внедряется примерно 35 процентов всех предложений. Авторы внедрённого предложения получают от компании материальное вознаграждение, которое выплачивается неукоснительно и сразу. Премии небольшие — 300, 600 и 1500 рублей. Однако, как показывает многолетний опыт, куда большее значение в этом процессе имеет моральное удовлетворение, а не материальная заинтересованность.
В заключение можно привести высказывание Александра Шевелева, исполнительного директора череповецкой площадки «Северсталь-метиза»: «Рационализация, как непрерывный процесс, является сегодня важным инструментом программы постоянного совершенствования. Повышать эффективность и конкурентоспособность оборудования и технологий, улучшать условия труда было бы невозможно без нестандартных решений и идей, которые предлагают работники нашей компании».
5.3.1. Понятие и признаки рационализаторского предложения
В соответствии с п. 63 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. рационализаторским предложением признавалось техническое решение, являвшееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривавшее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. В данном легальном определении не только содержались признаки охраноспособности, но и перечислялись конкретные виды решений, которые признавались рационализаторскими. Признаками рационализаторского предложения считались: техническое решение; новизна; полезность.
В настоящее время рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, яв-ляющееся новым и полезным для данного предприятия (п. 3 Методиче-ских рекомендаций по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации 1996 г.). Как видим, по сравнению с прежним законодательством изменился лишь первый, родовой признак рационализаторских предложений, которые переста-ли замыкаться исключительно областью технических средств решения практических задач.
Прежде всего, предложение, вносимое в качестве рационализаторского, должно не просто ставить задачу, а раскрывать конкретные средства ее решения. Рационализатор в своем предложении должен дать конкретные указания относительно того, что и как нужно сделать, чтобы получить желаемый результат. Рационализаторское предложение должно содержать как минимум принципиальное решение, конкретизированное настолько, чтобы оно не нуждалось в догадках и предположениях, раскрывало сущность авторского замысла и не требовало для его выполнения дополнительной доработки творческого характера.
Решение задачи в рационализаторском предложении может обеспечиваться техническими, организационными и управленческими средствами либо их сочетанием. Среди рационализаторских предложений технического характера преобладают те из них, которые связаны с изменением конструкции изделий, технологии производства, применяемой техники или изменением состава материала. В отличие от изобретений, которые имеют своими объектами новые устройства, способы и вещества, рационализаторские предложения направлены на модернизацию и усовершенствование уже применяемых объектов техники, технологий и веществ.
Организационные и управленческие рационализаторские предложения обеспечивают получение положительного эффекта за счет мероприятий организационного характера или рационализации управления. К ним относятся предложения по совершенствованию планирования, учета, материально-технического снабжения, рационализации документооборота, расстановки рабочей силы, изменению графиков работы и ремонта техники и т. п.
Рационализаторское предложение может носить и организационно-технический характер, сочетая в себе организационные и технические элементы (более рациональное размещение оборудования, улучшение состояния рабочих мест, совмещение (разделение) рабочих операций и т.п.).
Таким образом, первый признак рационализаторского предложения состоит в том, что им может быть признано любое техническое, организационное или управленческое решение, которое осуществимо и содержит все необходимые для этого данные.
Вторым признаком рационализаторского предложения является его новизна. В отличие от изобретений и полезных моделей, которые должны обладать мировой новизной, к рационализаторским предложениям предъявляется требование местной новизны, т.е. новизны в пределах тех предприятий, которым они подаются. Согласно п. 3 Методических рекомендаций рационализаторское предложение является новым, если до подачи заявления оно не было известно на предприятии в степени, достаточной для его использования.
Новизна рационализаторского предложения определяется на определенный момент времени. Применительно к рационализаторским предложениям употребляется понятие первенства, а не приоритета.
Первенство устанавливается по дате поступления на предприятие правильно оформленного заявления на рационализаторское предложение.
Поскольку для предложений, признаваемых рационализаторскими, достаточно местной новизны, круг источников, принимаемых во внимание при исследовании данного признака, достаточно узок. Как правило, предложение не считается новым, если до подачи заявления данное или такое же решение:
уже использовалось на этом предприятии;
предусмотрено приказами и распоряжениями администрации;
разработано техническими службами этого предприятия;
заявлено другим лицом, которому принадлежит первенство на данное или тождественное предложение;
рекомендовано вышестоящей организацией или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта в данной отрасли;
предусмотрено обязательными для предприятия нормативами.
Известность решения задачи из иных источников информации новизны рационализаторского предложения не порочит. Например, не могут быть противопоставлены предложению сведения, почерпнутые из специальной литературы или патентной документации, в частности описаний к изобретениям, данные о применении тождественных решений на других предприятиях и т. д.
Вместе с тем следует иметь в виду, что рационализаторские предложения должны быть результатами самостоятельной творческой работы их авторов.
Третьим признаком рационализаторского предложения является его полезность. Предложение признается полезным для предприятия, которому оно подано, если его использование на данном предприятии в условиях, которые существуют или должны быть созданы в соответствии с утвержденными планами, позволяет получить экономи-ческий, технический или иной положительный эффект. Положительный эффект от использования предложения может заключаться, например, в повышении производительности труда, качества, надежности и долговечности изделий и экономии материальных и трудовых ресурсов, улучшении условий труда и техники безопасности и т. п.
Не удовлетворяют требованию полезности и потому не признаются рационализаторскими такие предложения, которые снижают надежность, долговечность и другие показатели качества продукции, ухудшают условия труда и техники безопасности, позволяют получить прежний эффект, но более сложным или технически отсталым способом и т.п. Иными словами, не всякое предложение, приносящее экономический эффект, признается рационализаторским. Примеры подобных «рацпредложений» знает практика. Так, было спроектировано изготовление покрытия пола в мартеновском цехе из глинобитно- шлаковой смеси. В соответствии с поданным предложением старое покрытие из глинобитно-шлаковой смеси заменили железобетонным покрытием. В результате была достигнута экономия средств, но вместе с тем резко ухудшились эксплуатационные качества покрытия и условия труда рабочих, так как брызги раскаленного металла, которые должны были гаситься смесью, вместо этого отскакивали от железобетонного покрытия. Иногда внедрение рационализаторского предложения приводит к улучшению одних показателей при одновременном ухудшении других. В этом случае, определяя полезность предложения, следует исходить из того, насколько преимущества рационализации преобладают над ее недостатками.
Рационализаторское предложение – что это такое
Рационализаторское предложение — это новое техническое решение, применение которого предусматривает изменение используемых в производстве технологий, техники, оборудования либо конструкции изделия.
В России рационализаторские предложения всегда были самым распространенным предметом технического творчества. Практически во всех предприятиях имелись свои отделы рационализации, занимающиеся разработками и внедрением в производство рационализаторских и изобретательских предложений. Авторы новаторских идей и изобретений поощрялись денежными выплатами.
Вносимые предложения применялись в совершенствовании выпускаемой продукции: производилась модернизация техники и оборудования на предприятиях, нередко, вносились изменения в конструкторскую документацию.
Общие сведения
Многим приходят в голову идеи о том, как можно улучшить работу, однако, кроме идей должны быть конкретные действия в плане оформления рационализаторских предложений. Ведь помимо реальной пользы для производства, автор получит денежное вознаграждение. Основанием для получения которого является акт об его применении. Подлежат оплате все предложения, которые способствуют повышению условий труда, улучшению техники безопасности и т.д.
Рационализаторское предложение должно нести новизну и не может дублировать сведения из специализированной документации или литературы, применяемые на других предприятиях.
Подробности
Параметры
Для того, чтобы предложение было признано рационализаторским, оно должно соответствовать определенным параметрам:
— иметь техническое решение, содержащее изменение объекта (материала либо технологии) и представляющее собой подробное описание производственного процесса, отвечающего необходимым параметрам;
— не иметь аналога на предприятии (предложение должно отличаться новизной для конкретного предприятия);
— быть полезным в применении — этот критерий достигается в случае, если применение предложения на предприятии приводит к получению любого (технического, экономического) положительного эффекта;
Задача рационализатора – разработать и применить решение таким образом, чтобы получить ожидаемый результат. Начальным этапом оформления рацпредложения должно стать определение основных критериев самой идеи:
— способ ее применения,
— кем она будет использоваться,
— варианты ее внедрения,
— какая польза предприятию будет от внедрения рацпредложения.
История
Следующим шагом станет изучение истории задачи. Для этого нужно собрать имеющиеся сведения о том, как данный вопрос решался раньше, каким образом налажен процесс сейчас и насколько улучшится результат в случае внедрения рацпредложения. Все расчеты должны быть обоснованными и подтверждены цифрами.
Подаются рационализаторские предложения в виде заявления, оформленного в письменной форме на специальном бланке. В его содержании описывается суть предложения, указываются соавторы и их данные (при наличии таковых).
К заявлению необходимо приложить:
— графические документы (схемы, чертежи и т.д.),
— расчеты экономического и технического характера,
Заявление представляется тому предприятию, к которому рационализаторское предложение имеет отношение. В случае, если данное предложение может быть внедрено на нескольких предприятиях одного направления, то целесообразно подать предложение ведомству, к которому относятся данные предприятия.
Подаваемые предложения регистрируются в журнале установленного образца, и автор получает справку, где зафиксирован факт подачи документации и дата ее поступления. Причем, авторами рационализаторских предложений не могут быть юридические лица, а только исключительно, граждане. На предприятии рационализаторами могут быть не только граждане России, но и иностранцы. В случае, если в разработке предложения одновременно принимали участие несколько авторов, возникает право на соавторство. Лица, оказывающие помощь автору только в техническом плане (к примеру, в создании чертежей либо в осуществлении расчетов) не могут быть соавторами. В случае смерти автора, права на рационализаторское предложение переходят наследникам в соответствии с законодательством либо по завещанию.
Рационализаторское предложение должно раскрывать в своем содержании конкретное решение, чтобы оно излагало суть самой авторской идеи, а не домыслы и предположения и, кроме того, для его внедрения не нужны были бы доработки творческого плана. Недостаточно теоретических выкладок в потребности чего-либо и предложений в самой необходимости какого-либо мероприятия для получения положительной динамики в процессе его применения.
Полезность
Полезность предложения оценивается в результате сравнения итога, который получен от внедрения рационализаторского предложения с результатом, который достигается на данном производстве при решении определенной задачи, для выполнения которой, собственно, и разработано предложение. Кроме того, его оценка зависит от сферы деятельности предприятия.
Участниками правоотношений, которые связаны с разработкой и внедрением рационализаторских предложений, кроме авторов, являются те предприятия, которым данные предложения подаются.
В соответствии с законодательством юридические лица имеют право самостоятельно устанавливать порядок признания и внедрения предложений, а также выплаты денежных средств, как вознаграждения за их использование. Однако, субъектом права на предложение, государство быть не может.
Права авторов защищаются как в судебном, так и в административном порядке. Методами защиты служат такие требования, как:
— признание данных прав,
— возвращение положения, которое было до нарушения права,
— прекращение действий, способствующих нарушению прав,
— наказание лица, виновного в нарушении права и причинения ущерба.
Рационализаторскими не могут быть признаны предложения работающих в конструкторских и проектных организациях, инженерно-технических сотрудников, которые относятся к проектам, разрабатываемым этими специалистами.
Итоги и видео
Внедрение рацпредложений способствует улучшению условий трудовой деятельности, повышению производительности труда, совершенствованию качества и надежности изделий и экономии материальных ресурсов.