Райдшеринг что это простыми словами
Райдшеринг и карпулинг — что это такое?
В последнее время слова иностранного происхождения «райдшеринг» и «карпулинг» встречаются все чаще.
Что это такое?
Райдшеринг и карпулинг получили недавнее распространение в России, хотя эти термины пришли к нам с Запада — в семантике и по смыслу они означают «совместные поездки». В переводе с английского ride — поездка, sharing — делиться, car — машина, pool — объединение. Все довольно просто и понятно.
Сейчас с приведенными понятиями в России четко ассоциируется компания BlaBlaCar — здесь собрана огромная база водителей, пассажиров и поездок.
Идея этого движения состоит в том, чтобы для экономии топлива и денежных средств люди могли объединяться для дальних поездок, складываясь при этом на бензин. Благодаря всемирной паутине и GPS-технологии найти попутчиков сейчас несложно, однако не стоит забывать о мерах предосторожности и нюансах данного сервиса.
Смысл совместных поездок:
Райдшеринг по-русски
Если в Европе карпулинг широко распространен, то в России сервис только начинает внедряться в «умы» общественности. Конечно, есть ряд особенностей и нюансов, связанных именно с российским райдшарингом:
пользователи сервиса не всегда ответственно и серьезно относятся к заполнению анкеты на сайте;
отсутствие пунктуальности — попутчики могут в последний момент «передумать» и отказаться от поездки, даже не предупредив об этом заранее.
Карпулинг изначально зародился и широко распространился в Европе. Страны всячески поддерживают этот современный способ передвижения. Был даже случай, когда власти выделяли отдельную полосу для автомобилей, в которых путешествуют более двух человек.
В России райдшеринг и карпулинг уже набрал огромные обороты. Сервисы поиска попутчиков уже насчитывают миллионы пользователей, но они продолжают развиваться и расти. Самые популярные сервисы поиска попутчиков в России:
На всех этих сервисах пользователи проходят регистрацию, подтверждают свои контактные данные (телефон, e-mail, социальные сети) и публикуют объявления о поездках. В этих объявлениях водителям рекомендуется оставлять как можно больше полезной информации о будущей поездке.
Недостатки совместных поездок
Несмотря на то, что карпулинг сам по себе создан для удобства и выгоды пассажиров, он обладает некоторыми недостатками:
Конечно, эти недостатки нельзя назвать критическими, но их важно учитывать, прежде чем пользоваться сервисами поиска попутчиков. Вы должны ответственно подойти к выбору попутчиков, чтобы максимально снизить риски и провести поездку не только с экономической пользой, но и с комфортом.
Как грамотно подойти к выбору попутчиков?
Чтобы обезопасить себя от разочарований, при выборе пассажиров воспользуйтесь следующими советами:
Установите на свой мобильный телефон специальное приложение или воспользуйтесь сайтом, где вы сможете подробно ознакомиться с профилями попутчиков. Надо заметить, что на серьезных сервисах совместных поездок все пользователи проходят тщательную модерацию.
Выбрав пассажиров на сайте или с помощью мобильного приложения, нелишним будет ознакомиться с их профилями в социальных сетях, а также списаться или созвониться для более подробного обсуждения условий поездки.
Изучите интересы и увлечения путешественников (курят, любят ли слушать музыку), а также внимательно ознакомьтесь с их рейтингом и отзывами на сайте.
Максимально детально продумайте вашу поездку и проинформируйте об этом попутчиков.
Очень важно заранее обсудить с попутчиками следующие моменты:
Несмотря на то, что пользователи сайта проходят модерацию, это не является гарантом того, что вам попадутся «образцовые» пассажиры. Помните о том, что ответственность за выбор попутчиков лежит только на вас.
Хочется надеяться, что культура поведения водителей и пассажиров со временем также будет совершенствоваться, и в скором времени нам удастся избавиться от существующих недостатков.
Автомобильный портал
Что такое райдшеринг, карпулинг, каршеринг
Наверняка вы где что-то слышали о таком явлении как совместные поездки, где все пассажиры каким-то образом делят расходы на топливо между собой. Сегодня такое явление получило большое одобрения со стороны попутчиков и развилось даже в целые отрасли бизнеса.
Что такое райдшеринг
Райдшеринг — это совместные поездки на автомобиле или другом транспортном средстве, где все участники делят все расходы между собой на равные части.
Что делать, если нужно срочно уехать, но, как назло, ни автобусов, ни поездов в ближайший день нет, в этом случае на помощь придет интернет-сервис по поиску попутчиков.
Если разбить это слово на части, то райдшеринг переводится с английского ride — «поездка» и share — «делиться», то есть делимся поездкой и делим все расходы, связанные с этим.
Чем же так понравился ridesharing любителям путешествий — Путешественнику такой сервис помогает добраться из точки А в точку Б дешевле, чем на общественном транспорте, и при этом с куда большим комфортом. Водителю же — сэкономить на топливе, взяв пассажиров, которые разделят расходы. Отличие от автостопа — в гарантии безопасности и возможности точно рассчитать время.
История появления и зарождения райдшеринга
Впервые идея объединить водителей и пассажиров, которым с ними по пути, возникла в США в 70-х годах прошлого века. Экономический кризис требовал экономии средств. Несколько лет спустя идею подхватили практичные европейцы: частые забастовки водителей автобусов, метро и поездов вынуждали их искать новые способы передвижения. Но настоящую популярность райдшеринг приобретает в последнее время благодаря развитию мобильных технологий. Приложения, разработанные для смартфонов и планшетов, позволяют не только мгновенно найти автомобиль, но и узнать всю информацию о потенциальных попутчиках.
Главная выгода райдшеринга — это, конечно, экономия. В зависимости от расстояния и количества попутчиков сэкономить можно до 80% от стоимости проезда на других видах транспорта.
Кто является пользователем услугой райдшеринга
Аудитория райдшеринг-сервисов — это в основном активные молодые люди. Но, конечно, и среди них можно встретить тех, кто захочет значительно скинуть сумму от заявленной водителем да еще и попросит заехать в какой-нибудь не связанный с маршрутом город. Очень важно «отсеять» таких людей на начальной стадии переговоров.
Райдшеринг предполагает, что водитель и пассажир могут выбрать себе попутчиков заблаговременно, опираясь на доступную публичную информацию в сети интернет, а также отзывы от других попутчиков
Что такое карпулинг
Карпулинг — это (в переводе с английского: car — «машина», pool — «объединение») — совместное использование автомобиля с другими людьми.
Допустим, у меня есть автомобиль, которым пользуюсь в одиночку. По дороге на работу я могу каждый день подвозить попутчиков: коллег, знакомых либо просто тех, кому со мной по пути.
Вместе мы делим расходы на топливо, с комфортом и в хорошей компании добираемся до нужной точки маршрута. Удобно? Не то слово!
Отличие карпулинга от райдшеринга в том, что carpooling предполагает совместное передвижение и использование непосредственно легкового транспорта – как правило 4 или 5 местный автомобиль, а вот ridesharing уже возможно и использование и микроавтобуса, и другой техники для совместной поездки.
Что такое каршеринг
Каршеринг (англ. carsharing) это — вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок.
Каршеринг предполагает возможность вернуть автомобиль в любом из пунктов обслуживания. При наличии большого количества автоматизированных пунктов аренды в городе каршеринг предоставляет свободу выбора между общественным транспортом или автомобилем в каждом конкретном случае и позволяет избежать издержек владения транспортным средством в личной собственности.
Например, в Москве это выглядит так – идете вы по улице и тут в силу обстоятельств вам крайне необходимо срочно попасть в какое-то место, и чтоб не вызывать дорогое такси, вы открываете приложение на своем смартфоне, и оно вам показывает свободные автомобили, которые находятся наиболее близко к вам, и показывает путь к нему.
Вы подходите к авто, кликаете в приложении заказать услугу, с вашего счета снимаются средства, дверь авто открывается и автомобиль заводится, после чего вы едите в нужное вам место в пределах как правило одного города. Дополнительно может взиматься плата за каждый проехавший километр.
Вывод
Это все сервисы по предоставлению транспорта во временное пользование, где вы можете быть как водителем, так и пассажиром. Глобальный смысл этого явления – социальный общественный транспорт здесь и сейчас доступный каждому, при этом быть его владельцем совсем нет нужды. Прям как планировали социализм в СССР.
Используя эти услуги, вы экономите на поездках, нет нужны заниматься техническим обслуживанием автомобиля, не нужен гараж, не нужно гнать авто на стоянку, не переживаешь за угон, да вообще не о чем не беспокоишься просто оплачиваешь проехавшее расстояние.
Вероятнее всего такой сервис претерпит модернизацию в будущем и вполне возможно, что большая часть людей будущего будет использовать в повседневном быту именно такую идею комфортного и экономически выгодного передвижения.
Карпулинг (райдшеринг): что это такое, преимущества, типы
Возможно, вы этого не осознавали, но до того, как популярные приложения для райдшеринга стали мейнстримом и интегрированы в повседневную жизнь, совместное использование автомобилей, или карпулинг, существовало уже несколько десятилетий.
В связи с повышением требований к дорогам из-за загруженности дорог, роста населения и потребностей в инфраструктуре, карпулинг стал популярным в последнее время, и сейчас он нам нужен больше, чем когда-либо. Давайте посмотрим, что такое карпулинг, как он развивался и какие формы существуют.
Что такое карпулинг и как он развивался?
Карпулинг, или райдшеринг – это концепция совместного использования вашего автомобиля для одновременного размещения более чем одного человека, устраняющая необходимость водителей на разных транспортных средствах.
Карпулинг имеет различные преимущества, такие как:
Но где же зародилась концепция карпулинга?
Вторая мировая война
Концепция карпулинга впервые возникла как экономическая необходимость еще во время Второй мировой войны. Американское правительство продвигало его в качестве метода рационального использования топлива. Возникший из-за необходимости сохранить каучук и топливо для нужд военного времени в Северной Америке, карпулинг стал играть критически важную роль в планировании городской инфраструктуры и решении проблемы заторов, которых можно избежать.
1970-е годы
Совместное использование автомобилей снова стало популярным в 1970-х годах из-за такой же нехватки ресурсов. Именно в это время были созданы первые «ванпулы» для сотрудников Chrysler и 3M.
1990-е годы
Частота совместного использования автомобилей снизилась по мере снижения цен на топливо, но оставалась активной в 1990-х годах среди определенной группы студентов. Поскольку университетские городки предлагали минимальные возможности для парковки, студенты предпочитали карпулинг, чтобы избавить себя от хлопот с поиском мест для парковки.
2000 – сегодня
Спустя несколько лет в новом тысячелетии технологии по-настоящему изменили правила игры в карпулинге!
Системы GPS и смартфоны стали популярными потребительскими товарами, давая обычным людям базовые инструменты для эффективного составления собственных планов совместного использования поездок. Представляя такие компании, как Uber и Lyft, даже Taxi начала прыгать на подножку технологий. Сегодня Uber заявляет, что у них более пяти миллионов водителей в 65 странах!
За последние два десятилетия мы наблюдали, как технологические предприниматели воспользовались этой возможностью, создав для этой цели разнообразное программное обеспечение, которое распространяется и на общественный транспорт по запросу. Технологическое развитие продолжается и сегодня, и рынок предлагает все, от приложений для карпулинга для личных автомобилей до платформ управления карпулингом для предприятий.
От скромного ручного начала карпулинга, услуги превратились в мгновенное согласование поездок, интеллектуальную парковку с гарантированными местами и данные в режиме реального времени, способствующие снижению воздействия на окружающую среду. Увлекательная часть этой эволюции происходит, когда мы используем идеи, полученные с помощью совместной мобильности, в стратегическом планировании на будущее, поддерживая нашу потребность в сокращении заторов и сокращении выбросов.
Какие существуют типы карпулинга
Существует несколько различных моделей карпулинга. Некоторые из них подходят для бизнеса, а другие нет.
Открытые и эксклюзивные сети
Возможно, наиболее распространенная модель основана на открытой сети, где каждый пользователь системы потенциально может найти друг друга в поездках. Однако это может вызвать проблемы с безопасностью для организаций и учреждений, которые хотят предоставить безопасную услугу карпулинга среди обычных сотрудников или студентов.
Модель открытой сети также предлагает меньшую эффективность, поскольку пользователи, вероятно, имеют разные места назначения. Внутри частных сетей водители автомобилей обычно едут на одно рабочее место, в школу или в другое место и обратно.
Фиксированное и динамическое согласование поездок
Неэффективность возникает в другой традиционной модели, где согласование поездок основывается на заранее определенной группе, маршруте или почтовом индексе. Затем согласованные пользователи должны совместно координировать свое путешествие и планирование поездки. Сравните это с динамическим согласованием поездок, которое адаптируется к требованиям в реальном времени и грамотно подбирает наиболее оптимальные маршруты.
Совместные затраты и бесплатное использование
Многие платформы карпулинга также приняли модель разделения затрат. Они разделяют расходы со своими пользователями, взимая плату. Такая установка является одной из самых непродуктивных для бизнес-целей, поскольку создает еще одно препятствие для привлечения пользователей. Настроить совместное использование автомобилей уже сложно без дополнительного трения. Когда пассажирам придется платить и вводить свою платежную информацию в систему, они с меньшей вероятностью будут использовать программу карпулинга.
Существует также бесплатная модель для пользователей, которая даже дополнительно стимулирует участие, предлагая вознаграждения за частое использование автомобилей. Вознаграждения финансируются за счет части абонентской платы клиента – небольшого, но эффективного вложения для поддержания активности и заинтересованности карпулеров при решении проблем, с которыми сталкиваются в университетском городке или на территории из-за чрезмерного использования автомобиля для одного человека.
Почему карпулинг выгоден
На самом деле идеальный инструмент для перемен существует – совместный частный транспорт. Карпулинг приносит так много пользы для окружающей среды, наших дорог, инфраструктуры, для наших финансов и даже для улучшения психического здоровья.
Технологии смартфонов позволили нам изменить модель пригородных поездок, сэкономив не только время и деньги людей, но и предоставив механизм, помогающий внедрять экологически безопасные методы работы за счет снижения воздействия на окружающую среду. ГИС-технология, которая лежит в основе нашей зависимости от приложений для бронирования, может стать идеальным механизмом для изменения политики.
Когда мы смотрим на статистику, мы узнаем, сколько людей водят одноместные автомобили в развивающихся странах. Например:
Проблемы с инфраструктурой и перегруженностью образуются из-за низкой заполняемости и частных транспортных средств.
Например, согласно оценкам, в восьми столицах Австралии предотвращение заторов обходится предприятиям в 8 миллиардов долларов в год. Социальные и широко распространенные издержки заторов, которых можно избежать, оцениваются в 16,5 миллиардов, а к 2030 году они оцениваются в 37,3 миллиарда.
Это же относится и к России, хотя таких подробных данных пока нет.
Однако большие успехи могут быть упущены, если основная экосистема не готова справиться с этим. Поскольку в городах и региональных центрах наблюдается дальнейший рост населения, дискуссии о модернизации экономики транспорта и инфраструктуры также должны набирать обороты во всем мире. Вот почему программы карпулинга для рабочих мест, университетов и сообществ будут продолжать играть важную роль в реформировании того, как общество движется вперед.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Карпулинг и райдшеринг
Оба эти термина описывает один и тот же процесс. Car-pooling — наполнение машины (pool — это не только бассейн, это еще и «наполнять») и Ride-searing — Разделять поездку. В обоих случаях речь идет о том, что водитель и его попутчики путешествуют вместе по одному маршруту ради экономии.
Базовая идея райдшеринга, это разделения расходов на топливо между пассажирами и владельцем авто. Изначально ни о каком бизнесе не было и речи, только экономия.
В отличие от каршеринга, это не аренда автомобиля, а поиск попутчиков к заранее запланированной поездке.
История райдшеринга
Вторая мировая война была войной моторов. А так как и автомобили, и самолеты, и корабли по сути использовали один и тот же ресурс для топлива (нефть), его приходилось экономить. Так, впервые, в США появился райдшеринг как массовое явление, в виде клубов. В то время никакой разницы между каршерингом, карпулингом и райдшерингом не делали и то, и другое, и третье означало лишь, что водитель берет попутчика который оплачивает часть стоимости бензина.
Едешь один — едешь с Гитлером!
После окончания войны интерес к клубам каршеринга снизился, но вырос снова в 70-е, в связи с ростом цен на бензин в США. В то же время в Европе о том, что такое карпулинг даже не подозревали, модным он не был, так как система общественного транспорта была развита гораздо лучше, чем в Соединенных Штатах.
Во многих небольших городах США общественного транспорта не существует из-за ненадобности, у всех есть личное авто, автобусы и поезда просто не востребованы.
Именно из-за специфической американской географии райдшеринг возник именно в этой стране. Много автомобилей, самая разветвленная сеть дорог и привычка путешествовать на большие расстояния.
В таких условиях появился и автостоп, и carpooling, который, в отличие от автостопа, подразумевает, что владелец машины и его пассажиры договариваются о поездке заранее и разделяют расходы. Автостопщики же не платят ни за топливо ни за услугу.
Источником следующей волны развития карпулинга стали студенты и… Пробки. Проблемой студентов был не дорогой бензин, а ограниченное количество мест на парковках университетов, приходилось договариваться и поочередно подвозить друг-друга на учебу.
С другой стороны, из-за быстрого роста городов и количества авто у граждан, они простаивали в заторах по пути на работу и обратно по несколько часов. Для борьбы с пробками в США стали появляться специальные полосы для общественного транспорта и авто с 2 и более пассажирами — полосы высокой загруженности.
Полоса только для «полных» машин
Так появился еще один стимул — экономия времени. Но главный импульс для развитии явления дал интернет.
Райдшеринг как бизнес
Существует 3 вида карпулинга/райдшеринга
Спонтанный райдшеринг
Первый тип появился благодаря выше описанным полосам высокой загрузки. Попутчики ожидают машину в заранее отведенных местах. В такой модели пассажир ничего не платит и не компенсирует затраты. Выгода водителя в том, что он может воспользоваться специальной полосой, выезд на которую без пассажиров запрещен. В столице Индонезии Джакарте, с ее легендарными пробками именно водитель платит пассажирам за возможность покатать их по такой полосе, а не наоборот.
Регулярный райдшеринг
Карпулинг с регулярными маршрутами. В качестве водителей здесь выступают коммерческие перевозчики с заранее установленным расписанием поездок.
Динамический райдшеринг
Или райдшеринг в реальном времени, или P2P карпулинг. Как бы это не называли, не важно. Хорошо всем знакомый BlaBlaCar родом их Франции. И водители и попутчики — частные лица, которым просто по пути, задача сервиса помочь им найти друг-друга и сократить расходы на поездку.
Где же прибыль?
Сама философия не подразумевает получение прибыли, а значит и бизнеса на райдшеринге не создать? Не совсем так. Сервисы райдшеринга используют, с разной степенью успеха, два похода к монетизации:
Транзакционная модель — это комиссия с каждой поездки, она наиболее популярна. Так как философия карпулинга не предусматривает для владельца машины заработка на поездке, комиссию платит пассажир, как более заинтересованный в услуге.
В случае с подпиской, пользователь оплачивает доступ к сервису карпулинга на определенный период: день, неделю или месяц. Платит в этом случае тоже пассажир.
Обе бизнес-модели использует и пресловутый BlaBlaCar, в разных странах, разный подход. Так как компания не публичная никаких данных об эффективности той или иной модели нет.
Рынок райдшеринга
Если попробовать поискать на рынке конкурентов французов, окажется, что их не так уж и много. В Европе до 2015 года неплохо развивалась компания Carpooling.com, но ее купила BlaBlaCar, украинский стартап «Подорожники» и российский BeepCar также были поглощены французским монополистом. Конкуренция довольно слабая, так может и перспектив для рынка карпулинга не существует?
Показательно поведения и самого крупного в мире райдшеринга, BlaBlaCar запускает BlaBlaLines и BlaBlaBus вторгаясь на чужую территорию (Uber-подобных приложений и регулярных автобусных перевозок).
Экспансия в США, родину райдшеринга не планируется. Предлогом называется низкая стоимость бензина и неудобные города. Но, скорее всего, у монополиста нет бизнес интересов в богатой и насыщенной автомобилями Северной Америке, хотя казалось бы все на месте, и дороги, и машины, и традиции. Крупнейший и старейший сервис в США — Zimride больше занят конкуренцией с Убер в проекте Lyft чем собственно райдшерингом.
Другие компании (Carma, Sidecar, RideScout, Tripda, PopaRide…) все вместе взятые не дотягивают до монстра BlaBlaCar ни по объему инвестиций ни по количеству пользователей (около 70 миллионов).
Что уж говорить о европейском рынке, где конкурентов не разглядеть без микроскопа (Motar, Djump, Ants). Возможно более интересным для БлаБлаКар может стать Азия, где уже вовсю орудуют индийские стартапы RideIT, sRide или китайские Didapinche и сервис Hitch от DiDi.
В чем же разница?
Пока райдшеринги пытаются проникнуть на другие рынки, происходит и обратный процесс. Самый известный пример экспансии — UberPool. В отличие от классического Uber, который на самом деле еще какое такси, UberPool — действительно не такси, а райдшеринг.
Хотя для Убер — это только один из видов тарифа, идеология разделения затрат сохраняется, но делится уже не между только между пассажирами. Комиссия взимается с заработка водителя.
Известный израильский навигатор недавно запустил услугу Waze Carpool, сейчас услуга доступна в Израиле, США и Бразилии. Проект позиционируется как социальный, цель которого борьба с пробками, и скорее всего таким и останется.
Карпулинг похож скорее на социальное явление, чем на бизнес. Тем не менее монетизировать его вполне возможно, что демонстрирует BlaBlaCar, постоянно сообщая в пресс релизах о получении прибыли с 2018 года, в отличие от Убер, который еще ни разу не стал прибыльным бизнесом.