Раз два голова три четыре прицепили что это
Русские народные считалочки
Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.
Считалка как жанр игрового детского фольклора
Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:
Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня
Отличительными признаками считалок являются:
С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»
Примеры русских народных считалок:
Свиристель — это певчая птица, родственная воробью
Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце
Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных
Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации
Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке
Драть лыки — это значит снимать кору с дерева
Заяц — частый персонаж считалочек
Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша
Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить
Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма
Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая
Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина
Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!
Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора
Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности
Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками
Считалки для детей
Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.
Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.
Виды считалок
Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки
Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»
Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:
-«Конь вороной или барабан заводной?
— Бочку с салом или казака с кинжалом?
— Шар тесать или по воде плясать?
— Шар катить или воду лить?
— Коней кормить или печи топить?
— С неба стрельца или с земли молодца?
— Дома быть или по морю плыть?
— Сольвья или воробья?
— Наливное яблочко или золотое яблочко?
— Сундук денег или золотой берег?
— Травки – муравки или золотой булавки?
— Лисицу в цветах или медведя в штанах?
— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»
При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать :). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.
Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).
Второй вид считалок. Заумные считалки.
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна. А ведь такой заумный текст учат. И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.
Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:
«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»
Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.
8 заумных считалок для детей.
«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»
«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»
«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».
«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».
«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»
«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»
Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.
История заумных считалок
Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.
Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.
Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!
Третий вид считалок: считалки — числовки
«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»
Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»
А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.
«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».
«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».
Четвертый вид считалок – считалки – заменки.
В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.
«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».
«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»
«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».
«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».
«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».
Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:
«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».
Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.
Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂
«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»
Еще одна считалка, и тоже из моего детства:
«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».
Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.
А у Вас и Ваших детей есть любимые считалки? Наверняка! Давайте поделимся в комментариях друг с другом, ведь в одной статье все любимые считалки не перескажешь. А вместе соберем коллекцию из самых любимых!
Считалки есть, осталось выбрать игру, в которую будем играть на прогулке или дома. Вам поможет коллекция народных игр «Родной тропинки»:
До новых встреч на «Родной тропинке»! И желаю всем увлекательных игр в последний месяц лета!
А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Детские считалочки
Нынче считалочки почти вышли из употребления, а ведь еще недавно редко какая детская игра обходилась без них! Дворовая, школьная, детсадовская ватага ребятишек договаривалась, во что играть: прятки, салочки, жмурки, «светофор», «хали-хало», 12 палочек и еще множество других игр. Считалочка позволяла выбрать водящего случайным образом, без взаимных обид. Дети знали считалочки наизусть, в запасе всегда было несколько штук. Давайте попытаемся вспомнить считалки нашего детства!
Считалка «Вышел месяц из тумана»
Считалка «Аты-баты! Шли солдаты»
Аты-баты! Шли солдаты,
Аты-баты! На базар.
Аты-баты! Что купили?
Аты-баты! Самовар!
Аты-баты! Сколько стоит?
Аты-баты! Три рубля.
Аты-баты! Он какой?
Аты-баты! Золотой.
Считалка «На златом крыльце сидели»
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Отвечай поскорей,
Не задерживай нас,
Добрых и честных людей.
Считалка «В грязи у Олега увязла телега»
В грязи у Олега
Увязла телега.
Сидеть бы Олегу
До самого снега,
Ты выйдешь из круга
И выручишь друга:
Доставишь телегу
К ночлегу Олегу!
Считалка «Самолёт, самолёт»
Самолёт, самолёт
Улетел за огород.
Раз, два, три!
Если сможешь –
Догони!
Раз, два, три четыре, пять, –
Тебе в космос
Улетать!
Считалка «Мы построим новый дом»
Мы построим новый дом
И по лесенке пойдём.
Раз квартира, два квартира,
Здесь живёт подружка Ира.
Три, четыре, шесть и пять –
Выходи меня искать!
Считалка «Мы весной сажали сад»
Мы весной сажали сад,
А Семён лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семёну не дадим.
Нам лентяев здесь не надо.
Выходи, Семён, из сада!
Считалка «Голубь, гусь и галка»
Говорят, говорят –
Собрались на горе
Голубь, гусь и галка.
Вот и вся считалка!
Считалка «Раз у нашего Степана»
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед,
Кот сидит – сметаны нет.
Помоги-ка ты Степану –
Поищи-ка с ним сметану!
Считалка «На реке поймали рака»
На реке поймали рака.
Из-за рака вышла драка.
Это Лёшка-забияка
Снова бросил в речку рака.
Рак гуляет под волной.
Повернись ко мне спиной!
Считалка «Вдоль по речке по Десне»
Вдоль по речке по Десне
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду,
Под колодою нора –
Выходить тебе пора!
Считалка «Ёлка, галка, раз и два»
Ёлка,
Галка –
Раз и два!
Волк –
Седая голова!
У журавки
Ножки-спички;
Вылетай
Быстрее птички!
(Коми-пермяцкая народная песенка)
Считалка «Зайка, зайка, белый хвост»
— Зайка, зайка,
белый хвост!
Где ты был?
— Косил овёс.
— Где овёс?
— Журавль склевал.
Где журавль?
— Медведь прогнал.
— Где медведь?
— Сидит в ловушке.
— Где ловушка?
— На горушке.
— Где горушка?
— Вечерком
Смыло в Каму
Ручейком!
(Коми-пермяцкая народная песенка)
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов
Считалка «На березу села галка»
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Считалка
Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
— Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто —
Вот и вся
Считалка.
Прыг-скок, прыг-скок
Прыг-скок, прыг-скок,
Покатился колобок.
С лавки на пол — и к дверям,
На порожек — и к сеням,
На крыльцо, во двор, вперед…
Твой за ним теперь черёд.
Лунный звездочёт
На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Сладкий день рождения
Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать пачек шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных не счесть!
Кто всё это сможет съесть?
Сколько ног у осьминога
Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Сколько рук у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Сколько глаз у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
И детей у осьминога
Тоже много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь…
Бедный папа! Сколько ног
Моет деткам осьминог?!
Тройка — не двойка…
перевод с немецкого Л. Гинзбург