Разбил бутылку в магазине что делать
Ситуацию, когда покупатель в гипермаркете нечаянно роняет с полки какой-либо товар можно наблюдать ежедневно. Продавцы ругаются, обвиняя покупателя в неуклюжести, и требуют оплатить случайно разбитую бутылку. Покупатели тоже в долгу не остаются, обвиняя продавцов в том, что товар “натолкан” на стеллажах как попало, и валится на голову при малейшем движении. Кто прав? Должен ли платить покупатель за разбитую бутылку, которая неожиданно упала и разбилась?
Что говорит закон?
Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения имущества возложен на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. Статья 459 ГК РФ говорит о том, что риск случайного повреждения или гибели имущества переходит на покупателя по договору купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю в соответствии с условиями договора.
В случае розничной покупки в магазине договор купли-продажи между покупателем и продавцом не заключается, поэтому до момента оплаты риск случайной гибели товара несет его собственник, то есть магазин.
В каком случае вина покупателя будет иметь место?
Следует различать риск случайной гибели товара и гибели товара по вине покупателя.
Исходя из общих норм гражданского законодательства лицо является невиновным, если докажет, что проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в данных условиях, чтобы предотвратить возможность причинения вреда (ст. 401 ГК РФ). В этом случае отсутствие вины будет исключать ответственность лица за причиненный вред.
Что делать, если магазин требует возместить ущерб?
Если магазин потребовал возместить причиненный ущерб, то следует знать, что возместить стоимость разбитой бутылки покупатель может в добровольном порядке или отказаться от возмещения, если не считает себя виновным. Принуждать покупателя к оплате, удерживать и ограничивать его перемещение администрация магазина не вправе. Но вправе обратиться в суд за возмещением убытков.
Если покупатель не намерен возмещать стоимость испорченного товара, он должен корректно объяснить свою позицию. По факту порчи товара администрация магазина может составить акт. Важно принять участие в составлении такого акта и аргументировано отразить свое несогласие с доводами магазина. Иначе, если магазин пойдет в суд, указанный акт будет представлен как доказательство, в котором будут отражены сведения не в пользу покупателя. В этом случае доказать свою невиновность будет сложно.
Нужно сказать, что магазин обращается в суд за возмещением ущерба крайне редко, только в случае, если причиненный ущерб действительно является существенным. Кроме того, в рознице риск случайной гибели уже заложен в стоимость товара, поэтому вопрос о возмещении ущерба в виде стоимости случайно разбитой бутылки решается продавцом и покупателем без судебного разбирательства. Если покупатель не считает себя виновным и просто уходит из магазина, инцидент на этом, как правило, исчерпывается.
На этом все. Если статья была интересной приглашаю обсудить.
Разбили банку в магазине? Испортили товар? Что делать?
Ситуация не такая уж и редкая: покупатель, тщательно выбирая банку с огурцами или помидорами в супермаркете, нечаянно её разбивают. Или же, пробираясь к заветному отделу в огромном торговом зале, вы лавируя между покупателями с габаритными корзинами и пирамидами товаров по акции, неудачно задеваете локтем композицию из бутылок шампанского.
Тут же внезапно появляются менеджеры, продавцы, охранники торгового зала и требуют оплатить испорченный товар. Что делать в подобной ситуации? Платить или нет за разбитую бутылку, банку или другой товар, поврежденный, как вы полагаете, не по вашей вине? Когда вы обязаны нести ответственность за причиненный супермаркету ущерб, а когда магазин не имеет права требовать денежной компенсации в виде оплаты за разбитый товар?
Ответ на этот вопрос сеть! Более, того, он зафиксирован в Статье 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети…». Именно тут подробно перечисляются ситуации, в которых вы имеете право не платить за испорченный в магазине товар. Итак, процитируем:
Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
(в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Процитировали, а теперь расшифровываем, переводим казенные фразы на прозу жизни: когда магазин имеет право требовать от вас нанесенного в торговом зале ущерба, а когда вы можете уверенно продекламировать пункт 2 статьи 1064 и удалится, не заплатив за разбитую банку ни копейки.
Вы разбили банку в магазине.
Для доказательства того, что вред магазину вы причинили не по своей вине, а по вине магазина, вам пригодится знание следующих нормативов: ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения…». Запомните, что тесные проходы, в которых невозможно не задеть банку и не свалить её на пол — это нарушение супермаркетом данных норм. Проход в любом магазине, даже самом мини, должен быть не уже 1,4 метра. Чем крупнее магазин — тем шире должно быть расстояние между полками и стеллажами.
Расстояние между стеллажами в зависимости от площади торгового зала
Что делать если магазин требует компенсации?
Выше мы разобрались с тем, когда вы должны платить за разбитую банку, а когда нет. И теперь вы это знаете. Что не гарантирует абсолютного взаимопонимания с сотрудниками магазина. Недобросовестные менеджер торгового зала, наполнивший стеллажах бутылками, которые держаться там на «честном слове» мечтает отдать часть своей зарплаты за разбитое пиво или сок не больше вашего. По этому, скорее всего, продавцы и охранники будут сопротивляться и «давить» на покупателя, которому не посчастливилось коснуться неустойчивой винной горы.
Если продавец настойчиво требует оплаты разбитого товара, который потерял свою ценность не по вашей вине — требуйте жалобную книгу и описывайте ситуацию максимально подробно. Обязательно укажите время происшествия (для того чтобы в дальнейшем юрист мог использовать запись с камеры видеонаблюдения), имена сотрудников магазина с которыми не удалось найти общий язык, имена и контакты свидетелей (если они сеть).
Потребуйте составить акт порчи товара, где обязательно подробно опишите все, что работает на вас: скользкий пол, узкий проход, неустойчивое положение разбитых банок.
Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 26-ФЗ)
После того, как вам удалось вырваться из магазина, и у вас остались притенении к его сотрудникам по результат инцидента с разбитой банкой — обращайтесь в органы, задача которых защищать ваши интересы: Роспотребнадзор (скользкие полы, неустойчивые положение банки на полке), Государственный пожарный надзор ( узкие проходы, горы их коробок).
Разбил бутылку – доставай рулетку
Случайно разбитая бутылка вина, банка с солеными огурцами, или коробка с посудой испортят не только поход в магазин, но и настроение на целый день. На громкий звон стекла точно сбежится полмагазина и все продавцы – внимания к вашей персоне уж точно не избежать. С вас, естественно, потребуют возмещения ущерба: мол, ты разбил, ты и плати. Логично? Логично! Но, совсем не всегда по закону…
А если мы скажем, что обязанность оплатить разбитую бутылку/банку/кружку несет не покупатель, а магазин?! Правда, только когда в этом есть объективно его вина. На нее-то и предстоит ссылаться, если не хочешь возмещать магазину ущерб. Давайте разбираться: если разбил бутылку в магазине, должен ли платить?!
Что говорит законодательство?
Вообще, конкретного ответа на вопрос, должен ли платить, если разбил кружку в магазине, законодательство не дает. Ключевым аспектом здесь является момент передачи товара покупателю, и вот почему.
Дело в том, что риск случайной гибели вещи, если иное не предусмотрено законом, несет ее владелец (ст. 211 ГК). Переход такого риска к покупателю осуществляется лишь после полноценного исполнения обязательств продавцом по договору купли-продажи (ст. 459 ГК). А сам такой договор между продавцом и покупателем возникает лишь после выдачи покупателю кассового или товарного чека (ст. 493 ГК).
Получается, пока товар «дойдет» до кассы, риск его гибели понесет магазин, кто бы этот самый товар не повредил?! Складывается впечатление, что можно со спокойной душой гулять по супермаркету и «бить посуду»… Но это не так! Дело в том, что до выдачи кассового чека договора с вами в принципе не существует, а значит, в момент порчи имущества супермаркета вы не являетесь покупателем! А потому к сложившейся ситуации применяются общие правила о возмещении ущерба.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК).
То есть, если вы причинили вред магазину, разбив бутылку или, скажем, коробку с посудой, вы все же должны его возместить. Но только, если в произошедшем действительно есть ваша вина. Если в повреждении товара есть вина магазина, возмещения можно и избежать.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст. 1064 ГК).
Кто таки должен платить?
Исходя из вышесказанного, если разбила банку в магазине, должна ли платить зависит от того, кто в этом виноват. Но как определить наличие вины у покупателя? Только путем объективной оценки обстоятельств, которые и привели к порче имущества. Предлагаем рассмотреть всё на конкретных примерах.
В каких случаях отвечает магазин?
Вот самый очевидный пример: вы передвигаетесь по магазину с тележкой. Заехав в отдел с детской едой вы обращаете внимание на слишком узкий для маневров проход между стеллажами, и не успев развернуться задеваете паллету с детским питанием. Вроде бы все понятно: сами зацепили, сами и платите. Но, не все так просто. Проверьте ширину между стеллажами – она, согласно п. 6.28 СП 118.13330.2012, должна быть не меньше:
Если ширина меньше, магазин не выполнил требования, а значит, можно с уверенностью перекладывать вину на него. А вот и другие случаи, когда не должен платить, если уронил бутылку в магазине в связи с тем, что:
В каких случаях платит покупатель?
Вина магазина, скорее, исключение. Куда чаще в порче товара будет виноват как раз покупатель. Это в том числе случаи, когда:
Но если даже ваша вина в порче товара очевидна, вы имеете право отказаться оплачивать товар сразу, как минимум до выяснения обстоятельств. А вообще, рекомендуем вам действовать в соответствии с представленным ниже алгоритмом – это повысит ваши шансы «отбиться» от претензий со стороны магазина.
Как избежать ответственности: пошаговый алгоритм
Итак, вы разбили бутылку дорогого вина. Или коробку с посудой за 10 тысяч. Или даже целый стеллаж. Вот, что вам нужно делать:
Обращаем внимание, что в вашем поведении, даже при наличии неумышленной вины в порче имущества магазина, состава административного или уголовного преступления нет. А потому и претензий со стороны правоохранителей быть не может – оснований для вашего задержания нет! Если товар разбит умышленно, посетителю угрожает ст. 7.17 КоАП – в этом случае задержание правомерно.
А еще можно пожаловаться!
Если во всей этой ситуации администрация, охранники и другие сотрудники супермаркета ведут себя некорректно, агрессивно, засыпают угрозами – не паникуйте и вежливо дайте отпор хамам, продолжая записывать все происходящее на камеру телефона. А еще вы можете:
Едва ли дело дойдет до суда. Вероятнее всего, магазин спишет испорченный товар, а про вас забудут уже через несколько дней. Все, правда, зависит от суммы причиненного ущерба, очевидности вашей вины в произошедшем и, естественно, настойчивости в отстаивании своих прав. Дадите решительный отпор, и от вас быстро отстанут. Дадите слабину, и вас заставят заплатить, даже если вы не виноваты.
Что делать, если случайно разбил товар в магазине, и надо ли за него платить?
Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»
Очень часто в магазинах самооблуживания можно наблюдать неприятную ситуацию, когда работники магазина требуют от покупателя оплаты случайно разбитого товара. И наиболее подвержены повреждениям товары в стеклянной таре. В этом случае возникает вопрос: законно ли требование работников магазина, всегда ли закон обязывает покупателя возмещать магазину стоимость данного товара.
В соответствии с действующим законодательством риск случайной гибели или случайно повреждённого имущества несёт его собственник, то есть магазин. Пока товар не оплачен и кассовый чек не был выдан покупателю, товар является собственностью магазина и магазин несёт полную ответственность за его сохранность. Однако не всё так просто. Необходимо оценить все обстоятельства, которые привели к порче товара, и если в этом будет явная вина покупателя, например некорректное поведение в торговом зале (драка, состояние алкогольного опьянения, хулиганство, намеренная порча или
собственная неосторожность), то за товар придётся всё-таки заплатить. Но если проход между полками магазина узкий, заставлен коробками, товар расположен на полках неустойчиво и т. д., то в таких случаях очевидна вина магазина и несёт ответственность сам магазин.
В любом случае, даже если вина покупателя очевидна, он имеет право не оплачивать товар сразу, до выяснения всех обстоятельств. Не паникуйте, не поддавайтесь на угрозы, фиксируйте всё происходящее посредством телефона, требуйте составить акт о порче товара, где указывайте на свою невиновность, просите вызвать полицию, настойчиво отстаивайте свои права.
Вы случайно повредили товар в магазине
Момент передачи вещи имеет важное значение в договоре купли-продажи. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.
Многие потребители считают, что до тех пор пока они не оплатили товар и не получили чек, т.е. не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара. На самом деле это не так. Магазин, как правило, идет на встречу покупателю и не заставляет оплатить банку разбитого майонеза за 20 рублей, т.к. если Вы откажетесь оплачивать, взыскать с Вас эту сумму через суд будет стоить гораздо больше. Если же магазин захочет получить с Вас стоимость испорченного товара, он сможет это сделать совершенно законно.
Давайте заглянем в Гражданский кодекс РФ, а именно в статью 459, речь в которой идет об ответственности продавца за товар, который еще не был продан. В ней сказано:
«Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
продавец полностью выполняет свои обязанности, когда выдает Вам кассовый чек. Об этом нам говорит статья 493 того же кодекса: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи. договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату»—
Казалось бы всё верно, пока Вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на Вас никто не может переложить. Однако же это не так. Пока Вы не оплатили товар, Вы не являетесь покупателем и при причинении Вами ущерба магазину против Вас действует совсем другая статья — 1064 Гражданского кодекса РФ, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
-об этом же нам говорят Федеральные правила розничной торговли («О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети«).|Пункт 42 этих правил гласит: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары». Поэтому магазин имеет право потребовать от Вас оплатить испорченный товар, а если Вы не согласны — добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно походить по магазину, поколотить товар и спокойно удалиться, не оплатив испорченное. Впрочем, в той же статье 1064 ГК РФ есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
Если Вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то в этом полностью Ваша вина и придется эту бутылку оплатить. Однако же если Вы поскользнулись на свежевымытом полу и с размаху снесли целый стеллаж с дорогим виски — в этом полностью вина магазина, и Вы имеете право не оплачивать испорченный товар.
Вы поставили товар на ленту кассы, кассир нажала на кнопку, лента двинулась и бутылка упала на пол, при этом разбившись. Здесь тоже полностью вина магазина и Вы не обязаны оплачивать стоимость этой бутылки.
если покупательница тренировала балетное па в проходе, или же кружилась в ритме вальса в торговом зале, то это, несомненно, вина покупательницы, и она обязана оплатить стоимость разбитого кетчупа. Но если покупательница пробиралась через проход, заставленный коробками и банками и физически не могла пройти не задев чего либо, то это полностью вина магазина и никто не может заставить оплатить испорченный товар.
здания и сооружения» (пункт 1.111):
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
• 1,4 — при торговой площади до 100 м 2
• 1,6 — при торговой площади св.100 до 150 м 2
• 2 — при торговой площади св. 150 до 400 м 2
• 2,5 — при торговой площади св. 400 м 2
Если эта норма нарушена, смело апеллируйте к ней и грозите жалобой в Государственный пожарный надзор. От требований продавца не останется и следа, если это нарушение действительно есть и именно оно привело к порче товара. За подобное нарушение Администрация магазина может быть привлечена к административной ответственности.
Давайте разберем случаи, когда виновен покупатель, а когда магазин.
• если вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
• если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег,
драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
• если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку об стену);
В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью, и Вы теоретически можете собрать остатки огурцов из разбившейся банки и забрать их. Стоит отметить, что в данном случае статья 18 («Последствия продажи товара ненадлежащего качества») Закона о защите прав потребителей не применяется, и Вы не сможете потребовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный. Ведь в данном случае Вы являетесь не покупателем, а ответчиком. Так же магазин не станет для Вас собирать и мыть эти огурцы.
Многие утверждают, что в цену товара заложен риск порчи. Да, в некоторых магазинах это действительно так. И магазин может пойти Вам навстречу, не потребовав оплатить товар. Но никто не может запретить магазину взыскать с вас стоимость товара по закону в случае вашей вины. Кроме того, в сетях эконом класса, где стоимость товара ниже, риск порчи не вносят в цену, чтобы сделать цену дешевле. Тут администрация магазина, несомненно, потребует возместить стоимость.
• если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти
проходы заставлены коробками, «горками» из товара;
• если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили
«всю конструкцию»;
• если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
• если товар разбился, упав с ленты на кассе;
В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с Вас возмещения ущерба.
Если же администрация магазина будет требовать от Вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по Вашей вине, смело требуйте жалобную книгу, и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором обязательно напишите свои соображения по этому поводу, например что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как Ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Так же сообщите, что Вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаях инцидент будет исчерпан и никто судится с Вами не будет, ведь ни один представитель администрации не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного Вами товара.
В случае, если охранник магазина не выпускает Вас до тех пор, пока Вы не оплатите стоимость испорченного товара (а он имеет на это право — Вы посягнули на чужую собственность), напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны должен остановить Вас вежливо и аккуратно. Если он действует грубо — то статья 203 УК РФ это как раз про него. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того как Ваша вина будет доказана судом.
Таким образом, отправляясь в магазин, будьте внимательны и осторожны. Если Вы разобьете «пол-литра вдребезги» по своей вине, Вам придется оплатить данное недоразумение. Но если же вина магазина очевидна — не бойтесь, закон на Вашей стороне.
На мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках — в Роспотребнадзор
На узкие проходы, на коробки между стеллажами — в Государственный пожарный надзор.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
|