Разданные средства это что
Собственные оборотные средства и их оборачиваемость
Оборотные средства — это активы, обслуживающие текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемые в течение одного операционного цикла. Анализ этих средств, их структуры и источников формирования используется для оценки ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
Расчет показателя «собственные оборотные средства»
Данные о собственных оборотных средствах формируются на основе информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, который является основным источником информации для анализа деятельности предприятия.
Как расшифровываются строки бухгалтерского баланса, можно узнать из статьи «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Различные методики анализа бухгалтерского баланса предприятия показаны в материале «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Прежде всего, из баланса можно получить данные об активах и пассивах предприятия.
Активы предприятия — хозяйственные средства, контроль над которыми получен организацией в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Активы делятся на внеоборотные и оборотные, при этом под собственными оборотными средствами понимают ту часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственных источников.
Приведем формулу для расчета собственных оборотных средств:
СОС — собственные оборотные средства;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Часто понятие «собственные оборотные средства» смешивают или считают синонимом понятия «собственный оборотный капитал». Собственный оборотный капитал и собственные оборотные средства имеют одинаковое числовое значение, но различный экономический смысл. Если собственные оборотные средства — это часть активов, ресурсов, направленных на получение прибыли, то собственный капитал — это часть долгосрочных источников финансирования, за счет которых формируются собственные оборотные средства.
Формула для расчета собственного оборотного капитала выглядит так:
СОК — собственный оборотный капитал;
СК — собственный капитал;
ДО — долгосрочные обязательства;
ВА — внеоборотные активы.
Метод расчета собственных оборотных средств достаточно прост, но в то же время надо уметь интерпретировать полученное значение и устанавливать его взаимосвязь с другими аналитическими показателями.
В самом общем случае нормальным считается положительное значение собственных оборотных средств.
Как рассчитывается коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показано в статье «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами».
На практике как увеличение, так и уменьшение значения этого показателя может по-разному влиять на ликвидность, финансовую устойчивость и деловую активность предприятия. В состав собственных оборотных средств входят различные активы: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы. Изменение этих компонентов в динамике и относительно друг друга может значительно менять структуру собственных оборотных средств и оказывать различное влияние на финансовое положение предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств
Показатель собственных оборотных средств непосредственно связан с деловой активностью предприятия.
Общий показатель деловой активности — коэффициент оборачиваемости активов — рассчитывается следующим образом:
Ко — коэффициент оборачиваемости активов;
ОР — объем реализации за анализируемый период;
ССА — средняя стоимость активов за анализируемый период.
При этом средняя стоимость активов равна половине суммы стоимости активов на начало периода и на конец периода.
Этот коэффициент характеризует эффективность использования ресурсов независимо от источников их финансирования. Также он показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и сколько единиц реализованной продукции в стоимостном выражении приходится на каждую денежную единицу активов.
Нормативного значения у коэффициента оборачиваемости нет, его нужно анализировать в динамике. Если в динамике значение оборачиваемости падает, можно говорить о неэффективном использовании активов, и наоборот, при его росте идет увеличение качества управления активами, увеличение интенсивности деятельности предприятия.
Следует помнить, что показатель оборачиваемости активов тесно связан с отраслью предприятия. У торговых предприятий оборачиваемость будет значительно выше, чем у капиталоемких производств.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов будет рассчитываться следующим образом:
Кооа — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
ОР — объем реализации за анализируемый период;
ССОА — средняя стоимость оборотных активов за анализируемый период.
Этот коэффициент дает представление об оборачиваемости оборотных активов и показывает, какое количество выручки от реализации приходится на каждую единицу оборотных активов.
Длительность одного оборота можно рассчитать так:
Т — длительность периода оборота;
Д — количество дней в анализируемом периоде;
Ко — коэффициент оборачиваемости.
Для анализа деловой активности можно провести оценку операционного и финансового циклов. Для этого определяется длительность и характер чистого периода оборота денежных средств организации за период. Этот период определяется как разница между периодом оборота оборотных средств, участвующих в операционном цикле, и периодом оборота краткосрочных обязательств:
ΔТ — чистый период оборота денежных средств организации за анализируемый период;
Тоа — период оборота оборотных средств;
Тка — период оборота краткосрочных обязательств.
Если период оборота оборотных средств больше, чем период оборота краткосрочных обязательств, можно говорить о положительном финансовом цикле. В противном случае формируется отрицательный финансовый цикл.
Если рассмотреть показатель финансового цикла во взаимосвязи с показателем собственных оборотных средств, то можно увидеть, что положительный финансовый цикл соответствует наличию собственных оборотных средств, а отрицательный — связан с дефицитом собственных оборотных средств.
Влияние собственных оборотных средств на финансовые показатели предприятия
Анализ оборотных средств, их структуры и оборачиваемости необходим для принятия управленческих решений. В отношении оборотных средств целью менеджмента является увеличение их рентабельности и в то же время обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. При этом следует помнить, что повышение рентабельности оборотных средств во многом идет за счет финансовой устойчивости.
При неизменном показателе собственных оборотных средств может меняться его структура, увеличение активов связано с оттоком денежных средств, и наоборот, уменьшение активов приводит к увеличению денежных средств. Если идет рост собственных оборотных средств, то он происходит, как правило, за счет роста неденежных активов — дебиторской задолженности, запасов, а значит, падает ликвидность и снижается текущая платежеспособность. Если всё же рост происходит за счет денежных средств, то вместе с выводом о росте ликвидности и платежеспособности следует отметить, что организация, возможно, неэффективно использует денежные средства, накапливая их на текущих счетах.
Рост дебиторской задолженности всегда надо сопоставлять с выручкой от продаж. При росте выручки закономерно возрастание дебиторской задолженности, но если выручка падает или остается неизменной, а дебиторская задолженность растет, то можно говорить о том, что организация кредитует своих покупателей и неэффективно работает с дебиторской задолженностью.
Увеличение запасов следует оценивать с точки зрения производственной необходимости. В состав запасов входят материалы, товары на складах, готовая продукция, незавершенное производство. В анализе динамики материалов нужно учесть влияние их структуры, фактора сезонности, инфляционного фактора, особенности работы с поставщиками. Для незавершенного производства, в первую очередь, имеет значение его ритмичность. На остаток готовой продукции и товаров влияет уровень отпускных цен, качество продукции, структура рынка сбыта.
Для увеличения финансовой устойчивости необходимо увеличение собственных оборотных средств. Но если финансовая устойчивость достигается финансированием текущей деятельности за счет более дорогих источников по сравнению с краткосрочными источниками финансирования, то это приведет к снижению капитализации предприятия.
На основании анализа собственных оборотных средств можно принять решение о выборе политики финансирования предприятия. С целью анализа и оценки стратегий финансирования оборотные средства часто делят на постоянную часть и активы, необходимые в связи с сезонностью производства, с сезонным ростом объемов продаж. Постоянная часть оборотных активов — это и есть собственные оборотные средства. Постоянная потребность в активах этой группы требует большей надежности в их финансировании, в то время как вторую группу оборотных средств можно финансировать за счет краткосрочных обязательств.
Анализ собственных оборотных средств может применяться и для оценки методов инвестирования. Если величина собственных оборотных средств растет, то это значит, что всё большая часть активов направляется на получение доходов, и организация теряет прибыль, а значит, инвестирование не может считаться эффективным.
Итоги
Анализ собственных оборотных средств предприятия целесообразно проводить в динамике. При этом исследовать нужно не только оборотные средства, но и их структуру. Принимая управленческие решения, следует понимать, что рост собственных оборотных средств ведет к финансовой устойчивости, но при этом возможно уменьшение капитализации, отвлечение части активов из оборота и уменьшение оборачиваемости оборотных средств, снижение эффективности их использования.
Что такое заёмные средства и оценочные обязательства
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о двух видах пассивов. Первый хорошо знаком российским бухгалтерам. Второй они предпочитают не замечать или называют резервами предстоящих расходов, хотя их экономическая сущность сильно отличается. В новых ФСБУ оценочных обязательств становится все больше, поэтому разбираться с ними все равно придется.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Заканчиваем разбирать пассивы, сегодня познакомимся с заёмными средствами и оценочными обязательствами.
Заёмные средства
Заёмные средства — это обязательства по полученным займам и кредитам. Для справки: займы и кредиты — это не одно и то же, хотя с точки зрения учета большой разницы нет. Кредит может выдавать только финансовая организация с соответствующей лицензией на строго определенный срок. Кредит выдаётся и возвращается только деньгами. За пользование кредитными средствами всегда берется плата. Заем может выдать кто угодно на определенный или неопределенный срок. Взаймы могут даваться любые активы — хоть продукты питания. Заем бывает беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.
В международной финансовой отчетности заёмные средства представлены несколькими статьями:
Возможно и другое разделение. Предпринимателю важно разграничить составляющие заёмных средств по экономической сущности, а не по юридической форме.
Первая составляющая — так называемое тело займа или кредита. Это сумма, которая взята в долг. Для заёмщика это не доход и не расход, а просто денежные средства, которые одолжены на время. Возникшая сумма денег уравновешена точно таким же обязательством перед кредитором.
Вторая — плата за пользование чужими деньгами. Это обязательство, которое влечёт расход. Когда компания берет в долг, нужно понимать за счет чего это обязательство будет погашаться. Для этого нужно планировать свои продажи и считать рентабельность собственного капитала.
Третья — плата за получение возможности пользоваться чужими деньгами. Например, это стоимость консультационных услуг по подбору займа или кредита. И это тоже расход.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год — 112 000 руб. К концу срока действия договора — 124 000 руб. Итого за два года расходы составят 24 000 руб.
Есть исключение. Если заём или кредит берётся на приобретение основных средств или нематериальных активов, то проценты, начисленные до начала их использования, включаются в стоимость таких активов. То есть они сначала увеличивают стоимость активов, и в моменте расхода нет. Но важно понимать, что эти суммы все равно станут расходами, когда будет начисляться амортизация.
ООО «Рога и копыта» взяло кредит 100 000 руб. на 2 года под 12% годовых для строительства сарая. В момент получения кредита обязательство составляет 100 000 руб. Через год сарай был построен. Его стоимость составила 112 000 руб. (тело кредита проценты, начисленные за год). К концу срока действия договора начислено еще 12 000 руб., которые сразу отнесены на расходы. Сарай планируется использовать 6 лет. Поэтому каждый год 1/6 его стоимости будет списываться на расходы. В этой сумме будет сидеть 2000 руб. процентов.
И последнее. В бухгалтерской отчетности заёмные средства подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До срока возврата первых осталось больше года, вторых — меньше. Когда до срока возврата долгосрочных заемных средств остается меньше года, они становятся краткосрочными.
Оценочные обязательства
Оценочные обязательства (Provisions) — это обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. Так гласит Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». То есть мы точно должны денег, но пока не знаем сумму долга. Или когда его нужно будет погасить. Или и то и другое. Но гасить придется.
Например, такое может случаться, когда:
ООО «Рога и копыта» производит тортики. Клиент заказал сложный свадебный торт. Директор радостно подписал договор на изготовление. Позже посчитал себестоимость и понял, что она больше цены продажи. Договор не предусматривает санкций за его расторжение. Оценочное обязательство не признаётся, потому что договор можно расторгнуть без финансовых последствий.
Пример 4.
Та же ситуация, но договор предусматривает неустойку за расторжение. Оценочное обязательство признается, потому что расходов избежать не удастся. Придётся либо производить торт с убытком, либо платить неустойку.
Чтобы определить величину оценочного обязательства, нужно вычислить наиболее вероятную величину расходов на его погашение. Для этого определяется средневзвешенное или среднеарифметическое значение. Выбор метода оценки зависит от того, как мы можем оценить вероятные величины: набором или интервалом значений.
ООО «Рога и копыта» заключило договор на поставку партии тортиков. Договор предусматривает неустойку 100 000 руб. за каждый день просрочки поставки. Что-то пошло не так, и тортики уехали к покупателю на неделю позже оговоренного срока. Покупатель требует заплатить 700 000 руб. неустойки. Продавец считает, что по его вине просрочка составила лишь два дня, а остальные пять вызваны обстоятельствами непреодолимой силы — ураган разрушил склад готовой продукции, из-за чего партию пришлось делать заново. Поэтому готов заплатить только 200 000 руб.
Покупатель не согласен с такой оценкой и обратился в суд. Юрист «Рогов и копыт» оценивает шанс того, что дело решится в пользу истца в 20%, в пользу ответчика — в 80%. Считаем методом средневзвешенного.
Величина оценочного обязательства составит:
200 000 руб. * 80% + 700 000 руб. * 20% = 300 000 руб.
Пример 6.
Та же ситуация, но юрист предполагает, что суд может посчитать форс-мажором любое количество дней из пяти спорных и принять решение о присуждении любой суммы неустойки в интервале от 200 000 руб. до 700 000 руб. Считаем методом среднего арифметического.
Величина оценочного обязательства составит:
(200 000 руб. + 700 000 руб.) / 2 = 450 000 руб.
Важно помнить, что оценочное обязательство — это совершенно реальный долг. И ближе к дате погашения о нем становится известно все больше точно определенных фактов. Из-за этого он может стать больше, чем его прошлая оценка в балансе.
Кстати, интернет-бухгалтерия «Моё дело» интегрирована с крупнейшими российскими банками. Поэтому учет операций по поступлению и возврату заёмных средств сопряжен с фактическим поступлением или выплатой денег. И все это — из интерфейса интернет-бухгалтерии. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Что относится к основным средствам предприятия
Понятие и состав основных средств
Что такое ОС? В состав основных средств предприятия входят активы, которые имеют материальное выражение и строго отвечают установленным законодательно критериям, на которых мы подробнее остановимся в следующем разделе статьи.
К таким активам относят здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, предназначенные для измерений и регулировок, ЭВМ, транспорт, инструменты, инвентарь, объекты дорожной инфраструктуры, а также прочие виды активов.
В сельхозорганизациях к основным средствам относится племенной и рабочий скот, многолетние растения.
Важно! Объекты материальных активов не относятся к ОС, если они находятся на складах торговых либо производственных предприятий, изготавливающих их. В этом случае они учитываются как товары, предназначенные для продажи, либо как готовая продукция.
В учетной политике (далее — УП) организаций для целей бухучета может быть предусмотрен стоимостный лимит, ниже которого активы, удовлетворяющие критериям признания их как объектов ОС в бухгалтерском учете, могут быть классифицированы как материально-производственные запасы. При этом указанный лимит не должен превышать:
С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
По общему правилу капитальные вложения не относятся к основным средствам предприятия. Капитальные же вложения в арендованные объекты основных средств могут быть включены в их состав.
ОС, использование которых ограничивается сдачей в аренду, в бухучете и отчетности признают доходными вложениями в материальные ценности.
Что входит в группу основных средств: критерии
Для того чтобы признать имущество в качестве объекта основных средств в бухучете, нужно соблюсти еще 4 основных условия:
Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 и ПБУ 6/01 предусмотрено только 4 требования, полагаем, что в качестве дополнительного критерия признания ОС в бухучете стоит рассмотреть возможность определения начальной стоимости объектов ОС.
Так, ФСБУ 6/2020 (до 2022 года действовало ПБУ 6/01) содержит конкретное указание на то, что ОС принимаются в бухучете по первоначальной стоимости. Следовательно, невозможность ее определения должна поставить под сомнение любую возможность признать ОС.
О применении указанных выше критериев см. в статьях:
ОС постепенно теряют свои первоначальные качества. При этом выделяют 2 вида износа основных фондов: физический и моральный.
Учет капитальных вложений в арендованные объекты ОС
Капитальные вложения, произведенные в арендованные объекты ОС, тоже можно признать основными средствами. В данной ситуации возможны 2 варианта: когда арендодатель компенсирует стоимость капитальных вложений и когда он подобные затраты не компенсирует.
При 1-м варианте подобные вложения в арендованное имущество не формируют объект ОС у арендатора, поскольку тогда результат этих вложений принадлежит арендодателю. Такие затраты аккумулируются на счете учета капвложений с их последующим списанием на счет учета расчетов с арендодателем.
При 2-м варианте, соответственно, капитальные вложения после их окончания могут формировать стоимость отдельного объекта основных средств.
В том случае, если арендодатель возмещает, например, не всю стоимость капитальных вложений, а за вычетом износа, часть не возмещенной в таком порядке стоимости может также формировать стоимость отдельного объекта ОС.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы отражаете неотделимые улучшения в учете, в т. ч. убедитесь в корректности сделанных проводок. Эксперты К+ рассказали, как надо организовать учет по новым ФСБУ, действующим с 2022 года, и как нужно было делать по старому ПБУ 6/01. Если у вас доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Готовое решение.
Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС
В целом как ФСБУ 6/2020 (действующий с 2022 года) и ПБУ 6/01 (действующий до конца 2021 года), так и НК РФ содержат сходные определения ОС. Главные различия могут быть сведены к следующему:
Подробнее о возможных способах ликвидации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом см. в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».
Хотите удостовериться, что верно организовали налоговый учет ОС? Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.
Итоги
Основные средства — важная составляющая имущества любого предприятия. Правильная квалификация объектов, которые относятся к основным средствам, — залог не только корректного ведения бухучета таких активов, но и возможность управлять затратами предприятия и избежать нежелательных налоговых последствий.
Как эффективно использовать оборотные средства компании
Деньги — это топливо для компании. Они нужны для покупки сырья, выплаты зарплат, финансирования запасов готовой продукции. Из-за того, что деньги постоянно находятся в обороте, они называются оборотными средствами. Чем быстрее деньги «прокручиваются» в бизнесе, тем выгоднее: каждый круг приносит прибыль.
Содержание статьи
Что такое оборотные средства
Оборотные средства — это деньги, непосредственно обслуживающие процесс производства: они вложены в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и ту, которая уже отгружена покупателям, но не оплачена. Они включают:
Источники финансирования оборотных средств
Оборотные средства формируются из двух источников:
Потребность компании в оборотных средствах непостоянна. Например, при производстве вина максимальная потребность в оборотных средствах приходится на август-сентябрь — время, когда собирают урожай винограда и нужно закупить сырье для производства. После того, как виноматериал переработан и отправлен на брожение, компания расстается с сотрудниками, нанятыми на сезон, экономит на зарплатах. Объем необходимых оборотных средств снижается.
Как лучше финансировать оборотные средства?
Можно использовать только собственный капитал в расчете на максимальную потребность, это экономически безопасно, но часть денег будет простаивать. Может появиться соблазн потратить их нецелесообразно.
Второй вариант — финансировать оборотные средства только за счет заемного капитала. Это невыгодно и опасно: нужно платить проценты за пользование кредитом, а любая сложность в работе может привести к банкротству.
Эффективнее сочетать эти два метода и за счет собственных средств финансировать некоторый неснижаемый остаток, а дополнительные потребности покрывать заемным капиталом. Неснижаемый остаток включает минимальный размер производственных запасов и минимальный размер незавершенного производства, обеспечивающие непрерывность работы.
Расчет оптимальной величины оборотных средств
Компании важно знать, какой размер оборотных средств оптимальный. Их избыток и недостаток ведет к снижению эффективности работы.
Последствия нехватки оборотных средств:
Последствия избытка оборотных средств:
Избежать негативных последствий поможет нормирование оборотных средств — установка минимальной потребности. Ниже этой нормы опускаться нельзя — будут перебои с производством и отгрузкой готовой продукции клиентам.
Рассмотрим нормирование на примере. Пекарня «Батон» ежедневно выпекает 400 буханок хлеба. Для производства требуется:
Производство занимает два дня, плюс на складе сырья должен быть запас продуктов минимум на один день работы, готовая продукция на складе лежит один день. Использование оборотных средств можно представить в виде таблицы:
Первый день | Второй и третий дни | Четвертый день |
Запасы | Незавершенное производство | Готовая продукция |
100 килограммов муки; 1,5 килограмма соли; 1 килограмм дрожжей. | 160 килограммов теста | 400 буханок |
Норма оборотных средств для производственной компании складывается из трех составляющих: норма для производства, для сырья и для готовой продукции. Рассчитаем ее поэтапно:
1. Норма оборотных средств для сырья:
Потребность в оборотных средствах для сырья = Среднесуточные расходы сырья х Средняя продолжительность хранения
Среднесуточные расходы сырья:
100 х 50 + 1,5 х 10 + 1 х 600 = 5 615 (руб.)
Продолжительность хранения включает время на приемку, разгрузку, сортировку и подготовку к производству. Если рассчитывать ее просто как промежуток между поставками, показатель будет завышен, поэтому используют усредненный показатель:
Средняя продолжительность хранения = Интервал между поставками : 2 + Время на выгрузку, сортировку, складирование + Страховой запас
В нашем примере страховой запас для всех видов сырья будет одинаков и равен одному дню.
Доставка муки производится раз в неделю, выгрузка и приемка занимают один рабочий день.
Средняя продолжительность хранения муки:
7 : 2 + 1 + 1 = 5,5 (дней)
Соль закупают раз в три месяца, времени на приемку не тратят. Средняя продолжительность хранения соли:
90 : 2 + 0 + 1 = 46 (дней)
Дрожжи покупают раз в месяц. Средняя продолжительность хранения дрожжей:
30 : 2 + 0 + 1 = 16 (дней)
По плану производства за год компания потратит:
Средняя продолжительность хранения по всему сырью = Сумма произведений продолжительности хранения каждого вида сырья и годовой потребности в каждом виде сырья : Сумма годовой потребности в сырье
Используем эти данные для расчета средней продолжительности хранения по всему сырью:
(5,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 6,7 дня
Потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 6,7 = 37 158 (руб.)
2. Норма оборотных средств для производства
Это сумма, которая находится в незавершенном производстве.
Потребность в оборотных средствах для производства = Среднесуточные затраты х Продолжительность производства
Потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 2 = 11 230 (руб.)
3. Норма оборотных средств для готовой продукции:
Потребность в оборотных средствах для готовой продукции = Среднесуточные затраты х Продолжительность хранения
Хлеб хранится на складе один день, потребность в оборотных средствах для готовой продукции составит:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Норма оборотных средств = Потребность в оборотных средствах для сырья + Потребность в оборотных средствах для производства + Потребность в оборотных средствах для готовой продукции
В итоге размер нормированных оборотных средств:
37 158 + 11 230 + 5 615 = 54 003 (руб.)
Эта сумма дает понимание оптимального размера оборотных средств. Если их меньше, могут возникнуть перебои в работе: кончится сырье, не получится испечь нужно количество хлеба, клиенты откажутся от работы с ненадежным поставщиком.
Использование оборотных средств неэффективно, если их размер значительно больше нормы. Компания теряет из-за этого деньги. Если источник финансирования кредит, за пользование им нужно платить проценты. Если это свои деньги, может быть выгоднее их положить на депозит, чем «заморозить» в запасах.
Расчет коэффициента оборачиваемости
Чем больше оборотов сделают деньги, тем эффективнее использование оборотных средств. Цикл состоит из нескольких этапов:
Денежные средства → Сырье и материалы → Незавершенное производство → Готовая продукция → Дебиторская задолженность → Денежные средства
Минимальная продолжительность оборота определяется длительностью производственного цикла, но на практике она всегда больше: запасы хранятся какое-то время на складе, как и готовая продукция.
Цикл меняется в зависимости от отрасли. Так в компаниях, которые работают с клиентами без отсрочки, отсутствует дебиторская задолженность, а в рознице цикл самый короткий:
Денежные средства → Готовая продукция → Денежные средства.
На продолжительность оборота влияет экономическая ситуация и политика компании. Рассчитать продолжительность одного оборота сложно, потому что производственные циклы накладываются друг на друга, поэтому сначала считают коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершаемое каждым рублем оборотных средств, за выбранный период.
Коэффициент оборачиваемости = Выручка за период : Средняя величина оборотных средств
Средняя величина оборотных средств = (Оборотные средства на начало периода + Оборотные средства на конец периода) : 2
Например, у компании «Батон» на начало месяца было 78 000 рублей оборотных средств, а на конец — 62 000 рублей.
Средняя величина оборотных средств:
(78 000 + 62 000) : 2 = 70 000 (руб.)
Если учет ведется не вручную, а с помощью сервиса ПланФакт, сглаживать этот показатель можно вплоть до одного дня. Тогда нужно будет просуммировать оборотные средства по дням и разделить на количество дней в месяце. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше.
Выручка за месяц составила 420 000 (руб.)
Коэффициент оборачиваемости = 420 000 : 70 000 = 6
Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода : Коэффициент оборачиваемости
Для упрощения расчетов месяц обычно принимают за 30 дней, квартал — за 90, а год — за 360.
Продолжительность оборота:
30 : 6 = 5 (дней)
Карен Петросян, совладелец и CFO UPMARKET:
«Наш бизнес связан с e-commerce — мы реализуем товары на маркетплейсах и помогаем другим продавцам успешно развивать там свои продажи. В онлайн-ритейле лучше не накапливать запасы — это будет означать, что у вас низкая оборачиваемость товаров, к тому же, за длительное хранение на складах приходится платить.
Наивный ответ на вопрос «как повысить эффективность оборотных средств» — не закупать те позиции, которые будут плохо продаваться. Но проблема в том, что мы не знаем, какой будет спрос, поэтому действует принцип «разумного планирования»: если это новинка, лучше сделать заказ на некрупную пробную партию и регулярно следить за коэффициентом оборачиваемости.
Изменение этого коэффициента также поможет продавцам заработать больше, если товар оказался трендовым и вошел в топ. Если спрос оказался минимальным, то пора запускать скидки, чтобы не уйти в минус. Покупатели очень любят товары со скидкой, а для продавца это реальный способ снова заставить свои оборотные средства работать.
Отслеживать динамику изменений коэффициента оборачиваемости рекомендуем не реже, чем раз в неделю — только так можно определить скорость продаж и вовремя проанализировать конкурентное окружение. Еще один важный совет продавцам – не лениться проводить анализ всех доступных показателей продаж на конкретной площадке в разрезе каждого товара. Это позволит своевременно предпринять стратегически важные шаги и повысить эффективность использования оборотных средств»
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это деньги, которые инвестированы в деятельность компании в течение каждого цикла. Это замороженные в бизнесе деньги.
Оборотные средства | Оборотный капитал | |
Кредиторская задолженность | ✔ | |
Запасы | ✔ | ✔ |
Незавершенное производство | ✔ | ✔ |
Готовая продукция | ✔ | ✔ |
Дебиторская задолженность | ✔ | ✔ |
Денежные средства | ✔ |
В чем отличие оборотного капитала от оборотных средств:
Для оборотного капитала и его составляющих также можно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и длительность оборота. Чем быстрее оборачивается капитал, тем лучше работают деньги.
Как повысить эффективность использования оборотных средств
Вариант 1. Провести нормирование оборотных средств для производства и запасов, чтобы понимать, какой объем нужен для нормального функционирования компании.
Расчет нормы оборотных средств для компании показал, что для нормальной работы достаточно 54 003 рублей. Это ниже фактического показателя на 15 997 рублей. Сокращение оборотных средств до этой величины увеличит коэффициент оборачиваемости до 7,8, а длительность оборота на 1,1 дня.
Вариант 2. Оптимизировать запасы сырья, чтобы не замораживать в них деньги.
Если проводить контроль качества муки одновременно с разгрузкой, то можно сократить норму оборотных средств для сырья.
Средняя продолжительность хранения муки составит 4,5 дня вместо 5,5.
Средняя продолжительность хранения по всему сырью уменьшится до 5,8 вместо 6,7:
(4,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 5,8 дня
Новая потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 5,8 = 32 567 (руб.)
В результате длительность оборота уменьшится на 0,3 дня.
Вариант 3. Сократить производственный цикл — повысить производительность труда, приобрести новое оборудование. Предположим, благодаря новой технологии, удалось уменьшить срок производства с двух дней до одного.
Новая потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Эта мера уменьшает длительность оборота на 0,4 дня.
Вариант 4. Уменьшить запасы готовой продукции. Если отгружать продукцию сразу после производства, потребность в оборотных средствах для ее финансирования сократится до нуля. Экономия также составит 5 615 рублей.
Вариант 5. Вести работу с дебиторской задолженностью, чтобы клиенты быстрее отдавали долги, возвращая деньги в оборот.
В примере не было дебиторской задолженности, но представим, что компания решила отгружать продукцию с отсрочкой платежа и оборотные средства увеличились на 10 000 рублей. Это приведет к росту длительности оборота на 0,7.
Суммарный эффект от четырех вариантов сокращения оборотных средств позволит уменьшить их объем почти в два раза, что сократит длительность оборота с 5 дней до 2,7. Использование оборотных средств станет почти в два раза эффективнее.