Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Материалистическая теория

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Материалистическое учение о языке «пронизано социолингвистической идеей: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество» [3, с. 52]. Материалистическая теория о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Методологическое значение имеют работы Ф. Энгельса [см. 8; 9]. Принципиальное значение в этом учении имеют следующие признаки:

1. Длительность процесса очеловечивания природы. Возникновение человека, общества, языка – очень длительный процесс эволюции живой природы. Причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.

2. Производственная деятельность как основа происхождения человека, 46 общества, языка. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Люди воспроизводят не только самих себя, но и материальную жизнь, определяющую образ жизни. Изготовление орудий труда и использование их – два отличительных компонента трудовой деятельности человека, причем они требуют не только физических, но и умственных действий.

3. Возникновение сознания и происхождение языка. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее в связи с происхождением сознания. Сознание, как и язык, возникает только в обществе.

4. Возникновение и совершенствование физиологической основы мыслительной и речевой деятельности. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека.

Источник

Вопрос 3 Материалистические идеалистические гипотезы происхождения языка

Вопрос 1.Объект, предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками

Предметом языкознания является человеческий язык в его различных аспектах, а именно язык как знаковая система, как отражение мышления, показатель как продукт общества социума.

Языкознание связано с социальными науками:

с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

Вопрос 2.Язык и речь. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Структура языка.

а)Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — ϶ᴛᴏ совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, в связи с этим речь должна быть определœена как функционирование языка.

б)Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителœей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.

с) Функции языка это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, ᴛ.ᴇ. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, ᴛ.ᴇ. функции более частного характера.

Коммуникативнаяфункция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), ᴛ.ᴇ. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с какой-либо целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; в связи с этим возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка – когнumuвная (ᴛ.ᴇ. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1299 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Двойственность природы человеческого языка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рассуждения о природе человеческого языка

Современные лингвисты придерживаются того мнения, что язык по своей природе представляет собой явление двойственное:

Однако дискуссии о природе языка и, в частности, речевой деятельности ведутся на протяжении многих десятилетий. В начале предыдущего столетия преобладала идея доминирующего значения среды и социума (то есть общения, труда, коллектива) в происхождении и развитии языка. Так, Ф. де Соссюр был автором теории, согласно которой язык – это явление по своей природе социальное.

Крайняя социологическая позиция уступила свои позиции в середине ХХ века. В первую очередь, это связано с тезисами Ноама Хомского, который утверждал о врождённости грамматических структур. По его мнению, мозг говорящего человека должен содержать программу («универсальную грамматику»), которая лежит в основе знания конкретного языка и позволяет воспроизводить речь. Эта точка зрения была подкреплена некоторыми эмпирическими данными, благодаря чему она получила широкое распространение.

В настоящее время исследователи склонны утверждать о двойственности природы человеческого языка, выделяя в нём две стороны: социальную и биологическую.

Характеристика социальной стороны человеческого языка

Социальная сторона языка отражена в его коммуникативной функции. Вне языкового общения жизнь человеческого общества невозможна. Именно благодаря языку жизнь любого коллектива приобретает осмысленность, содержательность и целенаправленность.

Готовые работы на аналогичную тему

Свои знания, мысли человек закрепляет в языке. При помощи языка он передаёт их другим людям – современникам и потомкам. Благодаря языку, отражённому в письменных текстах, мы узнаём о событиях далёкого прошлого, о жизни наших предков, их мыслях и чаяниях. Знания можно передавать и при помощи других средств, например, рисунков.

Но передача мыслей при помощи языка экономнее и универсальнее. Экономнее потому, что при помощи языка любую мысль можно выразить короче, чем при помощи рисунков. Универсальнее потому, что при помощи словесных знаков можно выразить всё, что связано с жизнью и деятельностью человека, его восприятием окружающего мира, осмыслением своих действий и поступков, а также его отношением к окружающему миру, к своим действиям и поступкам.

Далеко не всё это можно выразить рисунками. В отличие от других средств передачи информации язык не ограничен в способах выражения любой человеческой мысли, её тончайших нюансов.

Для более глубокого исследования различных языковых элементов и их влиянием в современном социуме, необходимость в котором с ростом в последнее время информационных потребностей общества возрастает, была образована и сформулирована философия языка. Философия языка, облекая научные положения и выводы языкознания в философскую проекцию, способствует их использованию в таких научных дисциплинах, посвящённых изучению общества, как история, культурология, логика, этика, эстетика и т. д.

Язык и совокупность учений о нём подвергается социально-философскому анализу. Его результатом станет рассмотрения человеческого языка как средства, с помощью которого фиксируется окружающий мир, становившийся впоследствии объектом человеческой деятельности. В то же время основой языка признаётся социальная деятельность, которая определяет природу языка как кодирование общего в социальной деятельности.

Характеристика биологической стороны человеческого языка

Биологическая сторона языка проявляется в способности человека произносить членораздельные звуки и усваивать язык. Язык существует в сознании человека благодаря биологическому свойству его мозга, в котором он хранится в закодированном соответствующим образом виде.

Известны примеры так называемых «волчьих детей», которые выросли в волчьей стае, среди диких животных. Позже, оказавшись в человеческом обществе, такой ребёнок был не в состоянии овладеть человеческой речью, так как в условиях жизни среди диких животных он языком не пользовался.

Языки – русский, английский, китайский и все остальные не передаются по наследству от родителей к ребёнку, а приобретаются в процессе его общения с окружающими. Но по наследству передаётся способность человека пользоваться языком. Эта способность заложена в самой природе человека. Современная наука доказала, что овладеть языком ребёнок может только до определённого возраста (обычно это первые два-три года жизни). Ребёнок, который не овладел речью в этом возрасте, в дальнейшем не в состоянии научиться говорить, несмотря ни на какие усилия.

Опыты над обезьянами продемонстрировали, что, например, горилла в течение двух-трёх лет может овладеть несколькими сотнями «предметных знаков», при помощи которых она общается с человеком, реагирует на его команды, отвечает на вопросы. Но обезьяна не может выразить своих коммуникативных потребностей при помощи слов: её полость рта устроена таким образом, что исключает полностью возможность произнесения членораздельных звуков. В её «речевом» аппарате не хватает резонатора, роль которого у человека выполняют полости рта, носа и глотки. Именно в резонаторе звуки приобретают свою окончательную форму, благодаря чему становятся доступными восприятию человеческого уха.

Таким образом, современный уровень развития языкознания позволяет выделить и проанализировать в человеческом языке явления, которые свидетельствуют о его двойственной природе. С одной стороны, человеческий язык представляет собой результат действия социальных факторов, а с другой стороны (причём одновременно) – биологических факторов.

Источник

Природа и сущность языка

Вопрос сущности языка, безусловно, входит в круг важнейших вопросов современной лингвистики и всех дисциплин, которые с ней так или иначе связаны. Первостепенное значение он имеет и для такого предмета, как философия языка. Однако в ученых кругах до сих пор продолжаются споры по этому вопросу. Поэтому в данном е будет рассмотрено несколько подходов, систем взглядов на природу языку.

1. Натуралистический (биологический) подход к языку

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как » Теория Дарвина и наука о языке»1863, » Значение языка для естественной истории человека» 1865. Согласно основному положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе «теория Дарвина и наука о языке» Ш. прямо указывал, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в главных чертах своих и к организмам языков». Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Ш убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Ш. переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.

2. Психический подход к языку

Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное. Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.

4. Язык как система знаков

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.
3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

Вывод : язык – сложное и многостороннее явление, которое немыслимо рассматривать лишь с одной стороны. Каждый из рассмотренных подходов по-своему верен, но чтобы определить природу языка как можно точнее, приходится обратиться ко всем его аспектам, помнить о его биологической природе, не забывать о социальной стороне, рассматривать с точки зрения человеческой психики и воспринимать как систему знаков. Кроме того, перечисленные подходы являются лишь основными, помимо них существуют другие, которые также необходимо учитывать.

В этой части данной работы автору также придется рассмотреть несколько взглядов и подходов к проблеме, так как и здесь существуют определенные разногласия между учеными.

2. 1. Функции языка по Бюлеру

Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге» Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает,

2. 2. Функции языка по Реформатскому

Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А. А.

1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.

3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.

Каковы основания, которые позволяют выделить язык и речь как противочлены? Наличие в языке нормы делает возможным определить различие между языком и речью как различие между нормой и отклонением от нормы. В основе нормы речи лежит этический принцип. Сам факт различения того, что находится в пределах нормы, является правильным, и того, что выходит за пределы нормы, является неправильным, представляет собой мнение общества о допустимом и недопустимом. Этический принцип позволяет отделить то, что одобряется и охраняется обществом, от того, что осуждает и против чего борется общество.

Наличие в языке явлений, закрепленных обычаем и отклоняющихся от обычая, называемого узусом, делает возможным определить различие между языком и речью как различие между общепринятым, закрепленным в обычае, распространенным и необщепринятым, случайным, нераспространенным. С этой точки зрения язык есть то, что объединяет речь значительных масс людей, образующих данный коллектив, т. е. то, что представляет собой узус, обычай, общие навыки, то, что характеризуется широкой распространенностью. Речь есть то, в чем различается говорение отдельных индивидуумов, образующих данный коллектив, то, что представляет собой окказиональность, случай, происшествие, событие, то, что характеризуется малой распространенностью.

Норма устанавливается учреждениями или авторитетными лицами и предписывается обществу. Узус складывается в процессе развития языка и никем не предписывается.

Распределение фактов по этим основаниям не всегда совладает. Факты, отвечающие нормам и поощряемые обществом, могут быть мало распространенными. Наоборот, факты, широко распространенные, могут не отвечать требованиям нормы.

Из этого следует, что для противопоставления языка и речи не могут быть использованы оба эти основания, вместе взятые.

Этический принцип нельзя принять в качестве основания противопоставления языка и речи, так как он выделяет поощряемое и не поощряемое обществом; в таком случае речь представляла бы собой то, что осуждается обществом.

Принцип узуса также не может быть принят в качестве противопоставления языка и речи, так как он различает то, что освящено обычаем, и то, что не освящено обычаем; в этом случае речь представляла бы собой то, что не закреплено в обычае, т. е. некоторые отклонения от обычая.

Предложив рассматривать язык и речь в качестве разных явлений, представляющих собой предметы разных наук, Соссюр вынужден был пойти по линии поисков таких особенностей, которые имеются в языке и отсутствуют в речи.

Однако это основание противопоставления языка и речи не может быть принято. Если противоречие признается свойством всякого объекта и источником его развития, то нельзя выдвигать в качестве основания противопоставления языка и речи различие между продуктом развития и источником развития; нельзя исключать противоречия из языка, если он признается предметом науки. Иначе наука о языке была бы лишена возможности изучать необходимость и внутреннюю закономерность развития языка.

Если не отвергается положение о том, что языку свойственны внутренние законы развития, то нельзя переносить источник развития языка из языка в речь.

3. Ученые школы Ф. де Сосстора признали системность в качестве характерного свойства языка; предполагается, очевидно, что речи не свойственна по крайней мере та системность, которая свойственна языку.

Однако такое противопоставление языка и речи едва ли может быть принято, ибо оно логически противоречиво. Если язык признается системой и если при этом оказывается, что некоторые факты не имеют системного характера, то надо сделать либо тот нывод, что язык не система, либо что система языка установлена неправильно.

Если сохраняется положение о системном характере языка, то оно должно быть распространено и на речь. Отношение к системности не может быть основанием противопоставления языка и речи.

В советском языкознании принимается положение, согласно которому язык развивается по своим внутренним законам. Но если признать, что язык и речь являются разными объектами, что единицы языка и речи изучаются в разных науках, то необходимо вывести умозаключение, что у речи должны быть свои особые внутренние законы развития. Если же такое умозаключение не может быть подкреплено наблюдаемыми фактами, то оно должно рассматриваться как свидетельство ложности исходной предпосылки. Так как нет никакой эмпирической базы для признания особых законов развития в языке и в речи, то мы вынуждены рассматривать язык и речь не как разные явления, представляющие собой объекты разных наук, а как разные стороны одного явления, представляющие собой один предмет одной науки.

Рассмотрим основания противопоставления языка и речи как разных сторон одного явления.

Некоторые комментаторы де Соссюра истолковывают соотношение социального и индивидуального как соотношение объективного и субъективного: но их мнению, язык объективен, а речь субъективна. Возможность такого истолкования социального и индивидуального вытекает из предпосылки, согласно которой индивидуальное и социальное противоположны по своей сущности и представлятот собой разные явления. Но если индивидуальное рассматривать как форму существования социального, то необходимо сделать вывод, что первое не является противоположностью второго, что если языку приписывается объективный характер, то он должен быть приписан и речи.

Противопоставление языка и речи по данному основанию предполагает необходимость рассматривать одни и те же единицы и как единицы языка, и как единицы речи. Не может быть единиц, которые, относясь к языку, не относились бы к речи, и наоборот.

2. Язык и речь противопоставляются по основанию общего и единичного, постоянного и переменного. Но опять-таки общее и единичное, постоянное и переменное нельзя рассматривать как отдельные явления, существующие порознь.

3. Язык и речь различаются по основанию некоего установления и и процесса. Есть язык как средство общения и есть речь как процесс общения с помощью языка. Речь обладает свойством быть громкой или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; к языку эта характеристика не приложима. Речь может быть монологической, если собеседник только слушает, и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим. Чтобы в речи были свои единицы, отличные от единиц языка, они должны быть выделены по тем свойствам, которыми обладает процесс и которыми не обладает орудие, с помощью которого он совершается.

В отличие от языка как орудия общения в речи мы можем выделить моменты, характеризующие процесс общения. В речи различаются частота повторения тех или других элементов языка в в тех или других условиях процесса общения.

Математическая статистика изучает частоты в форме исчисления разного рода средних величин. Частотность характеризует не единицу структуры, а ее повторяемость в процессе общения. Сила характеризует не фонему как единицу языка, а произношение звука в процессе общения. Можно пользоваться единицами для измерения силы звука. Помехи характеризуют не единицы языка, а осуществление процесса общения. Можно пользоваться единицами для измерения степени помех. Такими единицами не могут быть не только слова или их формы, словосочетания или предложения, но даже и абзацы.

Мы не будем здесь обсуждать, являются ли сложные целые, а также и абзацы единицами языковой или неязыковой структуры. Однако ясно, что они не являются единицами действий, процессов; они представляют собой единицы каких-то структур, скорее неязыковых, чем языковых.

Выделение сложных целых или абзацев в качестве единиц речи, а не языка также не опирается на основание противопоставления языка и речи, как и выделение в качестве единиц речи свободных словосочетаний или предложений.

Нам представляется, что не правы те лингвисты, которые, признавая единицами языка не только слова и формы слов, но и словосочетания и предложения, считают все же, что речь должна обладать своими особыми единицами, каковыми они считают абзац, сложное целое, фразу и т. д.

Список использованной литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. – М., 2004;

2. Алпатов А. М. «Грамматика Пор-Рояля» и современная лингвистика// Вопросы языкознания. – 1992., №2;

3. Амирова Т. А. Из истории лингвистики 20 в. Структурно-функциональное языкознание. – М., 200.

5. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. – М., 1987

Источник

Функции языка. Природа и сущность языка

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

Природа и сущность языка

Биологический подход к языку.

3. Психический подход к языку.Обнаруживается в том, что язык-речь есть не только форма выражения мыслей и эмоций, но и средство формирования мыслей, форма существования мышления.

Вывод: язык – сложное и многостороннее явление, которое немыслимо рассматривать лишь с одной стороны. Каждый из рассмотренных подходов по-своему верен, но чтобы определить природу языка как можно точнее, приходится обратиться ко всем его аспектам, помнить о его биологической природе, не забывать о социальной стороне и рассматривать с точки зрения человеческой психики.

Функции языка

Язык как общественное явление выполняет ряд функций:

1. Формирования и выражения мысли. Мысль формируется в форме слов и сочетании слов. Только будучи произнесенной глобальная нерасчлененная мысль приобретает ясность и четкость. Человеч. язык является наиболее адекватной формой выражения мысли. Мысль может быть выражена и др. средствами, напр. в образно-символических формулах, матем.знаках и др.

коммуникативная (или функция общения) —использование языка для передачи информации, быть средством общения между людьми Эта глобальная функция представлена субфункциями, которые могут использоваться в речи изолировано или в избирательной характеристике друг с другом:

когнитивная (или познавательная функция) — формирование мышления индивида и общества; возможность получения знаний с помощью языка в учебно-воспитательной деятельности чел.

Ф. собственно сообщения,реализуется в односторонних или двусторонних актах передачи информации (лекция,экзамен).

информативная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение (летописи,словари,дневники);

регулятивная и планирующая- возможность регулировать поведение чел. С помощью планов, распоряжений, инструкций;

эмотивная — способность языка-речи выражать чувства и эмоции с помощью разных языковых средств: междометий, эмотивной лексики, фразеологии;

метаязыковая — использование яз. как средства исследования и описания самого яз.

фатическая (или контактноустанавливающая)-способность яз.информировать коммуникантов об их социально-психологическом статусе и тем самым определять установление или прекращение контактов между ними. Эта функция реализуется прежде всего при использовании норм речевого этикета;

4. Язык — это естественно возникшая и закономерно развивающаяся система объективно существующих и социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание.

Язык является открытой, динамичной системой. Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое, она связана с другими единицами и частями языковой системы непосредственно или опосредованно через языковые категории.

Система языка сложная и многоплановая, это касается как ее строения, так и функционирования, т.е. использования и развития. Система языка определяет пути его развития, но не конкретную форму, потому, что в любом языке, его норме можно обнаружить факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные). Это возникает как в результате нереализованности всех возможностей системы, так и в результате влияния других языков и социальных факторов.

Например, существительные русского языка потенциально обладают 12 элементной парадигмой склонения, но не каждое существительное имеет весь комплект словоформ, и есть существительные, которые располагают большим количеством словоформ [ср.: о лесе и в лесу, когда предложный падеж распадается на изъяснительный и местный];

Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Смотреть картинку Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Картинка про Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык. Фото Различные взгляды на природу языка в чем сущность материалистического взгляда на язык

В современных теориях систем анализируются различные типы и виды систем. Для языкознания важны системы, которые обладают свойством оптимальности и открытости. Признак открытости и динамизма свойствен языку как системе. Динамизм системы проявляется в противоположности ее языковой традиции, закрепленной в литературном языке, стереотипу речевой деятельности. Потенциальность как проявление динамизма и открытости языковой системы не противопоставляет ее языку с его категориями и конкретными единицами.

5. Одноуровневые и разноуровневые единицы языка могут вступать в системные отношения двух видов – парадигматические и синтагматические.

Парадигм.(гр.-пример) отнош. – отношения между единицами оного и разных уровней, сгруппированными в мозгу человека на основе различных ассоциаций. Например, сходство или близость, смежность лекс.знач.служит основой синонимии. Сходство формы обнаруживает себя в таких категориях, как омономия, паронимия, полисемия. Противоположность значений формирует антонимию и др.

Синтагматические (гр.-вместе построенное, соединенное) отнош.-отнош.рядоположности, смежности языковых единиц одного уровня, которые актуализируются в конкретном речеупотреблении- в устных или письменных текстах. (постфикс, корень-основа, флексия).

Напр. у тюрк.постфиксов со знач. мн.ч. –лар/-лер в позиции слева находится корень-основа, в позиции справа – постфиксы с различными грамматич. значениями. Рус. потфикс –ник в позиции слева имеет корень (чай-ник), в позиции справа-различ. Флексии (чай-ник-и),

6.Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий.

Монологическая речь — связная, контекстная. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

7. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речьчрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;

б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции.

в) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

8. ПСИХОЛИНГВИСТИКА,область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка.

Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА- отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны, восприятиеязыковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка

Физиологической основой речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга Как раздражитель слово имеет три формы выражения: слово слышанное, слово увиденное, слово произнесенное

Периферийный, или голосовой, аппарат вещания состоит из трех частей:

1) легких, бронхов, трахеи;

3) глотки, полости носа, носоглотки, язычка, неба, языка, зубов и губ

Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит в том, что она является частью общественной деятельности человека, и в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают общественных говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.

Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим и слушателем, предполагающий 3 компонента- говорение, восприятие и понимание речи. Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Вообще, речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления.

Путь от мысли к слову состоит главным образом в подготовке речевого высказывания. Известный психолингвист А.Р.Лурия выделяет на этом пути 4 этапа. Начинается он с мотива и общего замысла (1-й этап). Затем проходит через стадию внутренней речи, за ним следует этап формирования синтаксической структуры (3-й этап). Завершается порождение речи развертыванием внешнего речевого высказывания (4-й этап).

Различают две фазы порождения речи:

1) довербальную стадию речи; она связана с появлением у говорящего замысла;

2) вербальную стадию, когда личностные смыслы обретают словесное выражение.

Названные стадии затрагивают соответственно работу правого и левого полушарий коры головного мозга в их тесном взаимодействии.

Взаимодействие правого и левого полушарий подчиняется в процессе речепорождения одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь сопряжено с трансформированием многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание.

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Понимание речи — процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

11. Языковые уровни располагаются по отношению друг к другу по принципу восходящей или нисходящей сложности единиц языка. Идея уровней предполагает иерархиче­ское строение языковой системы, доминирование одних единиц над другими и, наоборот, подчинение одних единиц другим.

Уровневое строение языка становится очевидным при сту­пенчатом линейном членении высказывания. Сперва вычленяют­ся предложения, в составе которых выделяются как их состав­ляющие слова, распадающиеся, в свою очередь, на морфемы. Морфемы расчленяются на фонемы. Единицы более низкого уровня входят в единицы более высоких уровней: фонема- морфема-лексема-с.сочет. и предложение.

Грамматические единицы — грамматически оформленные языковые образования, каждое из которых характеризуется своими отличительными признаками:

Морфема — минимальная значимая часть слова или словоформы; строительный материал слова. Морфемы выделяются путем специального морфемного анапиза.

Слово— одна из основных грамматических единиц, которая представляет собой единство формы (звуковая оболочка) и содержания лексическое и грамматическое значения).

12. Языковые значения можно подразделить на два типа по их отношению к единицам языка. В первом случае речь идет о семантике самих языковых единиц, их содержании – это структурные языковые значения. Во втором случае речь идет о понятии и других категориях и передаваемой информации, о семантическом назначении единиц языка и контекста – это информативные языковые значения. Языковые значения как содержание единиц языка подразделяют на лексическое и грамматическое значения.

Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.

Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман,потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными:

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. В области морфологии, напр.,это грамматич.знач.частей речи, падежей,рода, времени и др.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения, А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

13. Лексическое значение — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности(т.н. концептуальное ядро). Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.

Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

В структуру лексического значения слова включается также стилистическое значение, или коннотация, – это оценка, которая даётся предмету, явлению человеком в результате его познавательной.деятельности.

14. Лексические значения слов могут быть рассмотрены с разных сторон.

Типы значений классифицируются по следующим признакам:

1) по способу номинации, т.е. по характеру связи значения слова с предметом неязыковой действительности;

2) по степени семантической мотивированности;

3) по возможности лексической сочетаемости;

4) по синтаксическому поведению;

5) по характеру номинации.

1. По способу номинации

Выделяют два типа: прямое и переносное.

Прямое— это значение, в котором слово прямо указывает на предмет, действие, признак и непосредственно соотносится с понятием. Это основное значение, устойчивое наименование предмета.

Существует несколько типов переносных значений слов: метафора, метонимия, синекдоха.

2. По степени семантической мотивированности

Выделяют значения мотивированные и немотивированные.

3. По лексической сочетаемости

Выделяют лексически свободные и фразеологически связанные.

Лексически свободные: у таких слов с точки зрения лексической сочетаемости наблюдается относительно широкая сочетаемость с другими словами. Например, высокий дом, высокий человек, высокие потолки (большой по протяженности). Но возможны ограничения по сочетаемости с другими словами. Сочетаемость может быть ограничена логикой, предметно-логическими отношениями. Это объясняется неязыковыми причинами. Например, нельзя сказать «высокий борщ».

Сочетаемость может быть ограничена и собственно языковыми отношениями. Эти слова обладают несвободными значениями или фразелогически связанными значениями.

4. По синтаксическому поведению

Выделяют синтаксически свободные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные значения.

Конструктивно ограниченные значения— это значения, которые реализуются только в условиях определенной синтаксической конструкции.

5.По характеру номинации

Выделяют номинативные и неноминативные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *