Разноцветная логика что это
Разноцветная логика
Педагоги
Шишокина Инесса Игоревна, воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание программы
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты встреч. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Цели программы
Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.).
Результат программы
В результате игровых занятий дети научатся:
— Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
— Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
— Кодировать и декодировать информацию.
-Пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
— Улучшат свои коммуникативные способности.
Особые условия проведения
Программа реализуется для воспитанников группы «Солнышко» МБДОУ «Детский сад №29 «Ший онгыр» на бесплатной основе.
Внеклассное мероприятие: «Разноцветная логика»
Час занимательной математики
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Цели: углубление знаний учащихся, развитие их дарований, логического мышления, заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу.
Оборудование: компьютер, презентация «Разноцветная логика» на электронном носителе, мультимедийный проектор, экран, модели круга, квадрата, треугольника, пятиугольника, куба, треугольной пирамиды, чистые листы бумаги, разноцветные карандаши.
I. Вступительное слово учителя.
Задача 1. Можно ли из прямоугольного листа фанеры длиной 6 дм и шириной 4 дм вырезать круг радиусом 3 дм, 2 дм, 1 дм?
Задача 2. У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями «огурцы», «помидоры», «цветы». Она посадила в эти ящики огурцы, помидоры, астры так, что все н6адписи оказались неверными. Что в каждом ящике вырастет у хозяйки?
III. Разноцветная логика на плоскости.
Перед тобой известные тебе фигуры: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Каждая из них закрашена в свой цвет.
Круг – синий, треугольник – красный, квадрат – зеленый, пятиугольник – желтый.
Рис.1
Каким образом расположены картинки (считая сверху вниз)?
IV. Разноцветная логика в пространстве.
Здесь изображены два известных многогранника. Треугольная пирамида и куб. У многогранников есть грани, ребра и вершины.
Вершины – это точки.
Ребра – отрезки, соединяющие эти точки (вершины).
Грани – это многоугольники.
Внимание! Пунктирными линиями в математике изображают невидимые ребра многоугольников.
На игровом поле ставят в любом месте две точки (зеленую и красную). Каждый игрок рисует в ходе игры свою ломаную, начиная из точки своего цвета. За один ход игроки проводят отрезки, равные по длине стороне клеточки, в любую сторону, но не наискосок. Отрезки не должны пересекать ни себя, ни друг друга, нельзя проводить их вдоль сторон квадрата своего цвета. Проигрывает тот, кому некуда ходить.
За один ход игрок должен заштриховать одну клеточку. Надо стараться, чтобы клеточки одного цвета были как можно дальше друг от друга. В ходе игры под игровым полем ставят столько палочек, сколько заштриховано этим же карандашом соседних клеточек. Соседними считаются клеточки, имеющие общую сторону или расположенные наискосок друг от друга. Выигрывает тот, у кого палочек в конце игры окажется меньше.
Начинают играть из точки в середине квадрата. За один ход можно провести отрезок, равный по длине трем сторонам клеточки, в любом направлении, в том числе и наискосок. Зелено-красная ломаная ни касаться, ни пересекать себя не должна. Если игроку ходить некуда, например, «Зеленый» на рис. Загнан в тупик, назначается штрафной: «Красный» проводит по прямой в любую сторону отрезок в четыре клеточки. Побеждает тот, чья ломаная достигает ворот противника.
За один ход нужно выбрать на рисунке две точки и нарисовать воздушный шар так, чтобы его веревочка начиналась в одной точке, а вторая точка оказалась внутри шара. Точка, служащая началом веревочки, не может оказаться внутри шара и наоборот, точка внутри шара не может быть началом веревочки. Из одной точки может начинаться несколько веревочек, но пересекаться и выходить за пределы квадрата веревочки не должны. Кто нарисует последний шар, тот и победил.
За один ход нужно выбрать на рисунке две точки и нарисовать воздушный шар так, чтобы его веревочка начиналась в одной точке, а вторая точка оказалась внутри шара. Точка, служащая началом веревочки, не может оказаться внутри шара и наоборот, точка внутри шара не может быть началом веревочки. Из одной точки может начинаться несколько веревочек, но пересекаться и выходить за пределы квадрата веревочки не должны. Кто нарисует последний шар, тот и победил.
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя!
Кто будет вынужден нарушить это правило, проигрывает.
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повернутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга!
Кто не сможет нарисовать домик, не нарушая этого правила, тот проигрывает.
Мастер-класс для педагогов и родителей «Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Татьяна Филатова
Мастер-класс для педагогов и родителей «Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Мастер-класс для педагогов и родителей
«Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Составила воспитатель Группы №3 «Соловушки»
Филатова Татьяна Александровна
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков,различающихся четырьмя свойствами:
3. размером- большие и маленькие;
4. толщиной- толстые и тонкие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики,но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Даже в одной игре задания можно варьировать – кто-то из детей оперирует только одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2-3 свойства одновременно.
Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, развивают комбинаторное мышление, важное как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Основные принципы работы с детьми с использованием блоков Дьенеша:
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
На основе разработок Михайловой З. А. Лелявиной Н. О. и Финкельштейн Б. Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б. Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.
1. Давайте вместе поиграем.
1-й комплект для детей 3-5 лет:
логические фигуры
угощение для медвежат
2-й комплект для детей 5-7 лет:
логические кубики
украсим елку бусами
логический поезд
2. Страна блоков и палочек. 4-7 лет
3. Спасатели приходят на помощь. 5-8 лет
4. Праздник в стране блоков. 5-8 лет
5. Поиск затонувшего клада. 5-8 лет
• Новикова В. П. Математика в детском саду 6-7 лет.
• Серии игр с блоками Дьенеша автор Финкельштейн Б. Б.
1. «Лепим нелепицы» с 4-х лет
2. «Давайте вместе поиграем» 3-7 лет
3. «Спасатели приходят на помощь»5-8 лет
4. «Поиск затонувшего клада» 5-8 лет
5. Диагностический материал к логическим блокам Дьенеша.
• Методика А. Н. Поддьякова «Подбери костюм для мишки».
Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.
Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.
Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.
Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.
Мастер-класс для педагогов, воспитателей, родителей Онлайн-Мастер-Класс для педагогов, воспитателей, родителей «Создание персонального сайта педагога на странице Международного образовательного.
Рабочая программа кружка «Цветная логика»
Наталья Волкова
Рабочая программа кружка «Цветная логика»
Содержание
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Принципы программы.
1.3. Цель и задачи программы.
1.4. Формы реализации.
1.5. Срок реализации программы.
II. Содержательный раздел.
2.1. Формы, методы и средства реализации
2.2. Организация и планирование работы по программе.
1.1. Пояснительная записка
Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Дополнительная общеразвивающая программа кружка составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4-6 лет.
Занятия по программе «Цветная логика» способствуют:
воспитанию у дошкольника интереса к математике,
умения преодолевать трудности,
самостоятельно находить способы решения познавательных задач,
стремиться к достижению поставленной цели.
1.2. Основные принципы программы:
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
1.3. Цель программы
Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша.
Задачи программы:
• Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
• Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Формировать умение следовать устным инструкциям.
• Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
• Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
• Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
• Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
I год обучения дошкольный возраст 4 – 5 лет
Задачи:
1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.
3. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
5. Развивать умение работать со схемой.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
К концу первого года обучения дети могут:
Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать
геометрические фигуры по заданным признакам.
Различать цвета палочек.
Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на
изображение в натуральную величину.
Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.
Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
«Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее
II год обучения дошкольный возраст 5 – 6 лет
1. Развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине, толщине, выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формировать обобщенный способ обследования предметов.
2. Развивать умение различать пространственные характеристики объектов — протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); умение анализировать последовательности: объект в целом — части и их расположение — детали — вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах.
3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
4. Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со схемой.
5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
6. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
К концу второго года обучения дети могут:
Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать
и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.
Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более
сложные изображения в натуральную величину.
Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
«Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.
Выкладывать изображения по памяти.
Уметь работать со схемами.
«Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.
Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для родителей.
1.4. Формы реализации поставленных задач
1. Традиционные формы работы с детьми
— фронтальный (одновременно со всей группой);
— групповой (работа в парах и группой);
— индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2. Нетрадиционные формы работы с детьми
— проведение игр, досугов;
Планируемые результаты — развитие математических способностей у детей средней группы, логического мышления и речи. Осознание детьми понятий «форма», «цвет», «размер» и т. п. Формирование терпения и настойчивости при решении поставленных задач. Развитие воображения и творческих способностей.
Взаимодействие с родителями
1. Консультации для родителей по темам:
а) «Логические блоки Дьенеша»
б) «Игры и упражнения с Блоками Дьенеша»
в) «Универсальная развивающая игра — блоки Дьенеша!»
2. Индивидуальное консультирование.
3. Родительское собрание «Что такое блоки Дьенеша»
4. Игровой практикум для родителей «Использование логических блоков Дьенеша в развитии детей»
5. Открытое занятие «ФЭМП + логические блоки Дьенеша»
7. Папка – передвижка «Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша».
Взаимодействие с педагогами
1. Проведение бесед и консультаций.
2. Проведение мастер – классов.
3. Проведение семинаров и семинаров-практикумов по актуальным вопросам.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Формы и время проведения занятий
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 20 минут для детей дошкольного возраста (4-5 лет) и 25 минут для детей дошкольного возраста (5-6 лет, предусматривает физкультминутки.
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май.
Всего 32 занятия в год.
II. Cодержательный раздел
2.1. Возможные формы
Традиционные, комбинированное, интегрированное занятие, сюжетно – ролевые игры.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
1) игровой момент, устные изложения, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные,
2) показ иллюстраций, видео материалов, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу,
3) работа по схемам, выполнение работ по инструкциям, картам, с опорой на личный опыт,
4) дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
5) воспроизводят полученные знания освоенные способы деятельности, совместное действие педагога с детьми,
6) решение поставленной задачи совместно с педагогом
7)самостоятельная творческая работа
2.2 Общий план занятий
Занятия по программе «Цветная логика» построены в игровой форме с
интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми,
рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Постепенно дети создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
На занятиях кружка активно используются альбомы, изданные для игр с блоками Дьенеша.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм. Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
1. Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
рассматривание образца, анализ (названия, форма детали);
4. Практическая часть:
показ воспитателем процесса постройки (работа по схеме, карточкам)
расшифровка детьми некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
тестовый план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельная деятельность детей по схемам
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• На восприятие формы;
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие способности действия наглядного моделирования.
Используемые игровые пособия и материалы
-Пособие «Веселые цветные числа»
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом кыльце…»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.
Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:
Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Перспективный план занятий
Октябрь
Знакомство с «умными фигурками», игра «Помоги муравьишкам»
«Волшебные фигуры», игра «Дорожки»
«Цвет, классификация по одному признаку», игра «Найди пару»
4 неделя
Игра «Засели домики»
Ноябрь
«Путешествие на поезде»
«День рождение Мишки»
Декабрь
«Новая сказка про Колобка»
2 неделя «Кладоискатели»
4 неделя «По дороге к Красной шапочке»
Январь
2 неделя «Спортивные соревнования»
4 неделя «Карнавал необычных фигур»
Февраль
1 неделя «Город геометрических фигур»
2 неделя «Красная шапочка»
3 неделя «Праздник самолётов»
4 неделя «Путешествие Пятачка»
Март
1 неделя «Мы строители»
2 неделя «Праздничная гирлянда»
3 неделя «Животные в гостях у фигур»
Апрель
1 неделя «Машинки» (продолжение)
2 неделя «Три друга»
3 неделя «Дорожка к домику»
4 неделя «Путешествие на другую планету»
1 неделя «Кондитерская фабрика»
2 неделя «Продолжи дорожку»
3 неделя «Загадки без слов»
4 неделя «Бусы для мамы»
Перспективный план занятий
Октябрь
1 неделя «Волшебные ступеньки»
Ноябрь
2 неделя Игра «Где чей гараж»
3 неделя «Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь».
4 неделя «Шерлок Холмс ищет преступника»
Декабрь
1 неделя «Волшебная дверь».
2 неделя «Строители дорог».
3 неделя «Волшебное дерево»
4 неделя «Сократи слово»
Январь
1неделя «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»
2 неделя «Угощение для медвежат»
4 неделя «Подбери платье по цвету»
Февраль
2 неделя «Помоги фигурам выбраться из леса»
3 неделя «Построй домик»
4 неделя «Где спрятался Джерри?»
Март
1неделя «Что лежит в корзинке?»
2 неделя «Продолжи дорожку»
3 неделя «Загадки без слов»
4 неделя «Бусы для мам»
Апрель
1неделя «Угадай фигуру» (игра с двумя обручами)
2 неделя «Посади цветы на клумбы» (игра с двумя обручами)
3 неделя «Теремок» (игра с тремя обручами)»
4 неделя Игра «Найди клад»
1 неделя «Продолжи ряд»
2 неделя «Засели домики»
4 неделя «Праздник в стране блоков»
III. Приложение
Диагностика знаний и умений детей по программе «Цветная логика» проводится 1 раз в год (в мае). Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.
Диагностические методики для детей 4-6 лет:
Для проведения диагностики используются следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Для детей 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле.
Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. З
а это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.
Оценка результатов: 10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно 28 быть.
2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребёнок может получить только в том случае, если за отведённое время он полностью выполнил первую часть задания, определённую инструкцией, то есть обнаружил все 8 нелепиц, имеющихся на картине, но не успел назвать их или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8 – 9 баллов – высокий.
4 – 7 баллов – средний.
2 – 3 баллов – низкий.
0 – 1 баллов – очень низкий.
2. «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г. С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие). Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми старше 4 лет.
Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты, и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова «самую непохожую». После того как ребенок сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он 29 думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3. Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.
Список используемой литературы:
• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
• Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
• Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М. : Мозаика – Синтез, 2010.
Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.
Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.
Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Пояснительная записка Рисование.
Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.
Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.
Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.