Разоружение это что значит
Значение слова «разоружение»
1. Действие по знач. глаг. разоружить—разоружать и разоружиться—разоружаться. Разоружение армии противника. □ Командование польских легионов категорически отказалось от разоружения своих частей. Исаковский, На Ельнинской земле.
2. Мероприятия по уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны для ее предотвращения. Бороться за всеобщее и полное разоружение. □ Разоружение есть идеал социализма. Ленин, О лозунге «разоружения». Идея полного, безоговорочного, немедленного разоружения всех без исключения государств мира — наша идея. Мы дрались за нее на всех и всяческих мирных конференциях, комиссиях, подкомиссиях, пленумах. Катаев, Почти дневник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАЗОРУЖЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. разоружить-разоружать. Р. пленных. || Действие по глаг. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: патлатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РАЗОРУЖЕ́НИЕ
Том 28. Москва, 2015, стр. 174
Скопировать библиографическую ссылку:
РАЗОРУЖЕ́НИЕ, система мер, направленных на ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Может осуществляться либо как односторонняя акция отд. государства, либо как междунар. процесс, развёртывающийся на основе двусторонних или многосторонних соглашений, либо как принудит. мера, навязанная победителем потерпевшему поражение противнику. Всеобщее и полное Р. предполагает ликвидацию всех материальных средств ведения войны, включая роспуск вооруж. сил (ВС), упразднение воен. учреждений, прекращение произ-ва вооружений, ликвидацию воен. баз и воен. сооружений, прекращение воен. обучения и др. В качестве частичных мер Р. рассматриваются: сокращение ВС и вооружений, запрещение и уничтожение отд. видов оружия, запрещение их произ-ва, накопления, развёртывания и применения, конверсия военного производства , ограничение некоторых видов оружия в количественном и качественном отношениях, снижение воен. расходов, сужение возможности совершенствования оружия, сокращение сферы или районов размещения разл. видов вооружений (запрет на проведение испытаний в определённых средах, демилитаризация отд. территорий, создание безъядерных зон и т. п.). Важный элемент процесса Р. – контроль над его осуществлением.
Разоружение
Разоружение — это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Разоружение может включать ограничение и сокращение личного состава вооруженных сил, а также сокращение расходов на оборону. Правовые нормы, лежащие в основе таких мер, тесно связаны с нормами, регулирующими применение вооруженной силы в международных отношениях. Точно так же они связаны с нормами, регулирующими использование средств ведения войны сторонами в вооруженном конфликте. Разоружение может быть подкреплено смежными и дополнительными мерами, такими как демилитаризация и нейтрализация определенных территорий, а также мерами укрепления доверия.
Разоружение наиболее эффективно осуществляется на основе официальных соглашений. Что касается односторонних инициатив, то они носят политический характер, не обладают юридической силой и не предусматривают контроль за их соблюдением, а их нарушение не влечет за собой ответственность государства. Они могут создать атмосферу, благоприятствующую переговорам о согласованных договорных нормах, или могут стать основой для таких норм. Однако государство, которое принимает такие обязательства в одностороннем порядке, может аналогичным образом в одностороннем порядке отказаться от них без юридических последствий (так поступила КНДР, в 2000 г. установив, а в 2006 г. отменив мораторий на испытательные пуски баллистических ракет).
Наряду с термином «разоружение» в международно-правовой практике применяется термин «контроль над вооружениями», под которым понимаются меры по ограничению развертывания вооруженных сил и вооружений, иной военной деятельности как на собственной территории, так и за ее пределами в целях устранения или уменьшения опасности возникновения вооруженного конфликта.
История разоружения
Хотя количество договоров о разоружении и контроле над вооружениями существенно увеличилось во второй половине XX века, такие договоры заключались и раньше. Одним из самых известных примеров является остающееся в силе с начала XIX века соглашение, касающееся ограничения и сокращения военно-морских сил на Великих американских озерах, которое было заключено путем обмена нотами между исполняющим обязанности государственного секретаря США и полномочным министром Великобритании в 1817 г. (Договор Раша – Багота).
В период между двумя мировыми войнами заключены договоры, предусматривающие значительные меры разоружения: Вашингтонский договор об ограничении военно-морских вооружений 1922 г. и Лондонский договор о сокращении и ограничении военно-морских вооружений 1930 г. Однако эти внушительные по замыслу и концепции договоры действовали недолго, не в полной мере и своих целей не достигли.
Не достигла своих уставных целей и Лига Наций, провозгласившая, что «сохранение мира требует ограничение национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением». Пытаясь актуализировать идеологию разоружения, в 1932 г. Лиги все-таки удалось созвать Конференцию по сокращению и ограничению вооружений, однако переговоры полностью провалились.
После Второй мировой войны идея всеобъемлющего разоружения стала активно продвигаться как в виде политических деклараций, так и инициатив во вновьобразованных международных институтах. Резолюция ГА ООН 1959 г. «О всеобщем и полном разоружении» призвала государства добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Эти идеи получили развитие в декларациях ООН, провозгласивших три десятилетия разоружения (1970, 1980, 1990-е годы), в Заключительном документе 1978 г. X специальной сессии ГА ООН, посвященной разоружению. В них принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем был обозначен как высшая цель в деле достижения мира и безопасности.
Источники права разоружения
Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1, статьи 11 Устава относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности».
Общепризнанного и универсального обязательства разоружиться в современном международном праве не существует. Международный Суд в своем решении 1986 г. по Делу о военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против США) отметил, что «в международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенных государств может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения».
Предмет регулирования
Оружие массового уничтожения (ОМУ)
Ядерное оружие
Химическое и биологическое оружие
Обычные вооружения
Режимы нераспространения
Группа ядерных поставщиков (ГЯП) — международное объединение, созданное в 1974 г. с целью ограничения риска распространения ядерного вооружения путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий. ГЯП не является международной организацией, не имеет устава, секретариата и общего бюджета. Группой были согласованы и приняты всеми участниками два свода правил: Руководящие принципы ядерного экспорта и Руководящие принципы экспорта товаров и технологий двойного назначения, которые должны выполняться государствами-членами на основе национального законодательства. В настоящее время членами ГЯП являются 48 государств (в т.ч. и Россия, которая является одним из основателей Группы).
Вассенаарские договоренности — соглашение, заключённое в июле-декабре 1996 года в городе Вассенаар (Нидерланды) 33 странами, для содействия повешению региональной и международной безопасности и стабильности посредством продвижения транспарентности и большей ответственности при передачах обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, тем самым предотвращая дестабилизирующие накопления. Задачей ставится недопущение попадания такой продукции в руки террористов. По состоянию на февраль 2018 г. участниками этого многостороннего режима являются 42 государства.
Демилитаризация и нейтрализация
Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризаций и (или) нейтрализации территории.
Демилитаризация — международно-правовой режим определенной территории или пространственной сферы, запрещающий их использование в военных целях в мирное время. Эта мера предполагает ликвидацию в данном районе военных укреплений и сооружений и запрет содержать там вооруженные силы.
Нейтрализация — договорно установленный запрет на использование какой-либо территории в военных целях, в т. ч. ведения военных действий, возведения военных объектов и укреплений, размещения вооруженных сил. Цель нейтрализации — предотвращение развязывания войны в данном районе или из него либо, если военные действия где-то поблизости не удалось предотвратить, изъятие такого района из театра военных действий.
Меры по укреплению доверия и безопасности
К ограничению вооружений и разоружению примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, которые в общем плане можно определить как специальные, договорным или иным образом обусловленные меры, направленные на снижение уровня противоречий, обеспокоенности и недоверия между сторонами конфликта посредством достижения транспарентности в том, что касается военного потенциала и намерений сторон, а также посредством поддержки предсказуемого поведения при использовании силы и политических действий. Такие меры не являются мерами реального разоружения и не подменяют их, но принимаемые сами по себе или в качестве сопутствующих мер создают благоприятные условия для открытия переговоров или способствуют прогрессу на уже ведущихся.
Меры по укреплению доверия и безопасности предназначены для создания у каждой из сторон уверенности в том, что противоположная сторона не готовит никаких агрессивных военных действий, предоставляя при этом достаточные средства, методы и инструменты контроля, способные исключить взаимное недоверие и разногласия по отношению к событиям, которые могут быть двусмысленно интерпретированы, а также по отношению к угрозам и рискам, которые могли бы перерасти в вооруженное противостояние. В то же время, данный комплекс мер предоставляет платформу для создания постоянных отношений и обмена мнениями, что в свою очередь может способствовать и поддержать политический диалог между сторонами.
РАЗОРУЖЕНИЕ
К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.
Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.
После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.
Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.
По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.
Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.
Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.
Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.
К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.
20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.
Значение слова разоружение
разоружение в словаре кроссвордиста
разоружение
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
разоружения, мн. нет, ср. Действие по глаг. разоружить-разоружать. Разоружение пленных.
Действие по глаг. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее разоружение.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Система мероприятий направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы ее возникновения. Всеобщее и полное р. (направленное на ликвидацию или значительное ограничение вооружений разных государств).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Процесс действия по знач. глаг.: разоружить, разоружать, разоружиться, разоружаться.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большой юридический словарь
комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений», к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности».
Большая Советская Энциклопедия
СССР внёс предложение о созыве Всемирной конференции по Р. Вопреки сопротивлению Китая и некоторых других государств, эта идея была одобрена Генеральной Ассамблеей. 27-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (197
приняла резолюцию, призывающую все государства приложить «усилия в целях создания соответствующих условий» для созыва Всемирной конференции, и учредила специальный комитет для рассмотрения всех вопросов, возникающих в этой связи. На этой же сессии по предложению СССР была принята резолюция, которая содержит торжественное заявление об отказе государств ≈ членов ООН «от применения силы или угрозы ее применения во всех её формах и проявлениях и о запрещении навечно применения ядерного оружия»; резолюция содержит также рекомендацию Совету Безопасности принять «как можно скорее соответствующие меры для полного осуществления настоящего заявления Генеральной Ассамблеи». 28-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (197
по предложению СССР приняла резолюцию «О сокращении военных бюджетов государств ≈ постоянных членов Совета Безопасности на 10 процентов и об использовании части сэкономленных средств на оказание помощи развивающимся странам». Её практическое осуществление явилось бы вкладом в дело Р. и помощью государствам Азии, Африки и Латинской Америки в подъёме их экономики. 29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (197
Соглашения между СССР и США и общее улучшение советско-американских отношений, заключение в начале 70-х гг. ряда договоров и соглашений, нормализующих обстановку в Европе (значительный вклад в её дальнейшее улучшение внесло успешное завершение Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе ), перевод ряда международных конфликтов в русло политического урегулирования и улучшение международной обстановки в целом создают условия для сотрудничества между государствами, принадлежащими к различным общественным системам, и открывают перспективу продвижения вперёд по пути решения проблемы Р., жизненно важной для всех народов. В основе этой перспективы ≈ укрепление политического и технико-экономического могущества социалистического содружества и активизация демократических и социалистических сил во всём мире. Решению проблемы Р. противодействуют, однако, представители военно-промышленного комплекса в капиталистических странах, стремящиеся повернуть развитие международной жизни вспять, к «холодной войне». Поэтому борьба за Р. требует настойчивых и длительных усилий. Её успеху будет содействовать дальнейшее развитие и закрепление обозначившихся в начале 70-х гг. позитивных изменений в международной обстановке.
Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917≈1967. Сб. документов, М., 1967.