Разрешение на строительство кроме оопт и окн что это

Разъяснения по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционировании ООПТ федерального значения.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Кроме того, согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.

Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

— копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);

— информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;

— материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории национального парка режима особой охраны, разработанные согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

— материалы оценки воздействия на окружающую среду.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома».

В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.

Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:

— копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);

— информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

Заявление и документы в бумажном виде необходимо направить в Минприроды России по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995.

Источник

Культурный шок или о значении отображения публично-правовых ограничений права собственности в градостроительной документации

На рассмотрение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ передано важное для определения возможности реализации строительных проектов в исторической среде городов дело (№ А55-35288/2018), посвященное проблематике влияния отображения публично-правовых ограничений права собственности в градостроительной документации на возможность получения разрешения на строительство[1],[2]. Рассмотрение дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ состоится 20 августа 2020 года.

Фабула спора

В июне 2018 года ООО «Контраст плюс» (далее – Общество) обратилось в Министерство строительства Самарской Области (далее – Министерство) за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирные дома 5-16 этажей» (далее – ОКС). Министерство в выдаче разрешения отказало, указывая на нахождение земельного участка в границах трех охранных зон объектов культурного наследия федерального значения (далее – охранные зоны)[3]. Полагая отказ незаконным, Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на строительство ОКС.

Позиции судов

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, проанализировав то обстоятельство, что в 2017 году градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ), утвержденный в 2014 году, на основании вынесенного в 2016 году судебного решения были внесены изменения, предполагающие исключение из него информации об обозначении границ охранных зон и градостроительных регламентах таких зон[4]. Судом был сделан вывод о том, что сам по себе факт исключения из ГПЗУ информации об охранных зонах не означает, что на территорию планируемого строительства не распространяются установленные для них ограничения.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что откорректированный ГПЗУ не отменен, является действующим, содержащим актуальную информацию о разрешенном использовании земельного участка, предельных параметрах ОКС в границах территориальной зоны. Также им был учтено то, что сведения об охранных зонах отсутствуют на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ).

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции, указав на то, что не усматривает оснований для отмены вынесенного им решения.

Значимые аспекты Определения

Как видно из Определения, в нём затрагивается вопрос влияния отображения в градостроительной документации публично-правовых ограничений права собственности, в частности, зон с особыми условиями использования территории (охранных зон), на возможность получения разрешения на строительство, а значит и на возможность реализации того или иного строительного проекта[5].

В части исключения границ охранных зон из ГПЗУ обратим внимание на следующее.

ГПЗУ требуется застройщикам для получения разрешения на строительство (п. 2 ч.7 ст. 51 ГрК РФ) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 2 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ), поэтому вопросы его оформления, имеют большое значение[6].

Споры о правовой природе данного документа, т.е. о том, имеет ли он исключительно «информационный характер» или же представляет собой документ, на основании которого непосредственно осуществляется строительство[7], велись давно.

Позиция об «информационном характере» ГПЗУ являлась преобладающей в судебной практике[8], а позднее была закреплена на законодательном уровне. Так, с вступлением в силу с 1 июля 2017 года ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в ГрК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – РФ) в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» № 373-ФЗ (далее – ФЗ № 373) градостроительный план был исключен из документации по планировке территории, сама ст. 57.3 ГрК РФ о градостроительных планах в настоящее время находится в главе 7 ГрК РФ, регламентирующей осуществление информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Кроме того, следует отметить, что после вступления в силу ФЗ № 373-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства стала подлежать проверке не на соответствие требованиям ГПЗУ, а на соответствие требованиям градостроительного регламента.

Иными словами, действующая редакция ст. 51 ГрК РФ определяет разрешение на строительство в качестве документа, подтверждающего, в том числе допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Соответственно, ГПЗУ сам по себе не формирует правовой режим земельного участка, а лишь воспроизводит разнообразные характеристики земельного участка, формирующие такой правовой режим, подлежащие установлению в иных документах[9].

Так, процедура установления охранных зон регламентирована законодательством об охране объектов культурного наследия[10].

Принимая во внимание изложенное, публично-правовые ограничения права собственности, опосредующие сохранение объектов культурного наследия, действуют независимо от факта их отображения в ГПЗУ, что коррелирует с пунктом 22 ПП № 972, согласно которому, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

В части отсутствия сведений об охранных зонах в правилах землепользования и застройки и едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) скажем следующее.

Обратим внимание и на то, что ПЗЗ не устанавливают, а лишь отображают границы охранных зон (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ, п. 18 ПП № 972). Таким образом, отображение границ охранной зоны на карте в составе ПЗЗ само по себе не конституирует её установление, а только обеспечивает публичный доступ к ней (ч. 37 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ). Следовательно, отсутствие отображения границ охранных зон на карте в составе ПЗЗ еще не означает того, что такие зоны в действительности не установлены.

Некоторые выводы

Можно сделать вывод, что сейчас нельзя достоверно сказать о том, какие публично-правовые ограничения существуют в отношении того или иного земельного участка. При анализе правового режима земельного участка для целей последующей реализации строительного проекта недостаточно просто изучить положения ПЗЗ, сведения из ЕГРН.

Изучение отраслевых публично-правовых ограничений (например, в сфере охраны объектов культурного наследия) требует особого внимания со стороны потенциального застройщика.

Полагаем, что на основании вынесенного по делу решения можно будет делать определенные выводы о том, потребуется ли для реализации проекта лишь обеспечивать исключение сведений о публично-правовых ограничениях из градостроительной документации (т.е. обеспечить «чистоту» такой документации), или же будет необходимо «добиваться» корректировки документов, непосредственно устанавливающих такие ограничения.

[1] Автор выражает благодарность В.А. Багаеву и Р.Р. Лугманову за ценные советы и замечания, высказанные при подготовке настоящей публикации.

[2] См.: Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2020 № 306-ЭС20-6483 по делу № А55-35288/2018.

[3] Подробнее о правовом режиме этих зонах, являющихся одним из видов зон охраны объектов культурного наследия, относящихся к зонам с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ), см.: ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – ФЗ № 73-ФЗ). Здесь и далее нормативно-правовое регулирование и судебная практика приводятся по СПС «Консультант плюс».

[4] См.: https://sudact.ru/regular/doc/uIUplsPccyUW/ (дата обращения: 29.07.2020). Признавая необходимость исключения информации о соответствующих охранных зонах из ГПЗУ, суд учел, что сведения о них не внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, соответствующие зоны не отображены на карте в составе правил землепользования и застройки.

[7] Про критику данного подхода к пониманию градостроительного плана, см., напр.: Адрианов Н., Отмена градостроительного плана земельного участка и разрешение на строительство. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-2820 //Вестник экономического правосудия РФ. 2015. № 3.

[8] См., напр: Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2016 № 308-ЭС16-17190 по делу № А32-39308/2015, Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2014 № 307-КГ14-5133 по делу № А56-495/2014, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 № 10АП-7506/2017 по делу № А41-6428/17, Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 № 1633/13 по делу № А75-2235/2012.

[9] Например, в одном из дел, рассмотренных Высшей судебной инстанцией делается вывод о том, что отображение в ГПЗУ минимальных отступов от границ земельного участка не может быть следствием их произвольного установления. См.: Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.04.2019 № 18-КА19-3.

[10] См.: ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства РФ» (далее – ПП № 972).

[11] См.: Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Источник

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5742, 5748; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 48, ст. 6642; 2015, N 29, ст. 4359; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5114, 5135) следующие изменения:

1) пункт 14 статьи 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случаях, предусмотренных статьей 3 1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.»;

2) дополнить статьей 3 1 следующего содержания:

1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.

2. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

3. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

4. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.»;

3) абзац первый пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«2. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.»;

а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

а) разведки и добычи подземных вод для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения;

б) заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, а также сбора гражданами других недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

в) движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогона домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.»;

б) в абзаце втором пункта 4 слова «, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Перечень видов социально-экономической деятельности, подлежащих согласованию, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

Статья 2

Подпункт 7 1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4591, 4594; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3387; N 30, ст. 4220, 4262; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 1, ст. 28; 2018, N 32, ст. 5114; N 53, ст. 8422; 2019, N 31, ст. 4453; N 51, ст. 7492; N 52, ст. 7768, 7771; 2020, N 29, ст. 4504; N 50, ст. 8061) изложить в следующей редакции:

«7 1 ) проектная документация:

объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в статье 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны страны и безопасности государства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;».

Статья 3

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; 2008, N 30, ст. 3597; 2011, N 50, ст. 7366; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 1, ст. 80; N 27, ст. 4287; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5135) следующие изменения:

а) подпункт 1 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;»;

б) подпункт 1 пункта 5 дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях»;

а) пункт 2 дополнить предложениями следующего содержания: «Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.»;

б) абзац второй пункта 3 признать утратившим силу;

в) в пункте 6 во втором предложении слова «и национальных парков» исключить, дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».»;

г) подпункт 1 пункта 7 дополнить словами «за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий».

Статья 4

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 21; N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 72, 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2017, N 27, ст. 3932; N 31, ст. 4766, 4767, 4829; 2018, N 1, ст. 39, 91; N 32, ст. 5105, 5123, 5133, 5134, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 30, ст. 4097; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5013, 5023) следующие изменения:

1) в части 4 1 статьи 25 второе предложение дополнить словами «, а также в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий»;

2) статью 31 дополнить частью 8 4 следующего содержания:

3) часть 1 статьи 32 дополнить предложением следующего содержания: «Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.»;

4) часть 7 статьи 36 после слов «в границах особо охраняемых природных территорий» дополнить словами «(за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий)»;

5) пункт 6 части 5 статьи 51 изложить в следующей редакции:

Статья 5

Часть 6 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4771, 4829; 2018, N 32, ст. 5134, 5135; N 53, ст. 8464; 2019, N 29, ст. 3861) после слов «в том числе» дополнить словами «расположенного в границах особо охраняемой природной территории либо».

Статья 6

Положения статьи 3 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *