Развал что это такое в машине
Углы установки колес и их влияние на управляемость автомобиля
Развал – это угол установки колес по отношению к поверхности дороги при взгляде на автомобиль спереди. Если провести воображаемую линию через центр колеса перпендикулярно к дороге, то это будет нулевой развал.
Если колеса верхней стороной направлены внутрь(«домиком») – это отрицательный угол развала.
Если колеса верхней стороной направлены наружу – это положительный угол развала.
ВЛИЯНИЕ РАЗВАЛА НА ПОВЕДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Значения развала для спортивных автомобилей обычно находятся в пределах
Какие у этого плюсы:
— В повороте корпус автомобиля кренится, тем самым создавая положительный развал и уменьшая площадь пятна контакта колеса с дорогой.Отрицательные значения развала компенсируют этот эффект.Как итог – больше сцепления и больше стабильности в поворотах.
— Отрицательный развал на обоих колесах создает дополнительную стабильность на прямой, т.к. колесо с отрицательным развалам старается катиться по траектории, направленной внутрь(подобно конусу, который катится по окружности вокруг своей вершины)
— При повороте внутреннее колесо разгружается и даже иногда полностью поднимается, тем самым позволяя опорному колесу еще сильнее уводить автомобиль внутрь поворота.
Отрицательный развал имеет и свои минусы:
— Повышенный износ внутренний кромки шины при езде по прямой.
— Нестабильность на разгонах и торможениях по прямой(т.к. площадь пятна контакта мала)
Идеальным вариантом было бы иметь колеса, установленные перпендикулярно к дороге при любых условиях. Но, по сравнению с гоночными, на обычных гражданских автомобилях этого сложнее добиться из-за более мягкой подвески с большими ходами, создающей большие крены при поворотах. Так же большую роль играет износ шин – для обычного автомобиля он должен быть экономичным, а гонщики могут позволить себе покупать покрышки чаще(по крайней мере хотелось бы, чтобы это было так 🙂 )
КАСТЕР — это продольный угол наклона оси поворота колеса.
Это линия проходящая чаще всего через верхнюю и нижнюю точки крепления стойки.
Положительный кастер – когда ось поворота колеса завалена в сторону задней части машины, при взгляде на автомобиль сбоку. Такая конфигурация создает стабилизирующий момент, возвращающий колеса в исходное положение и способствующий прямолинейному движению автомобиля.
КАК КАСТЕР ВЛЯЕТ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Чем больше кастер смещен в сторону позитивного, тем более стабильна машина будет на прямой, но тем сильнее возрастет усилие на руле при повороте.
Кроме того, при повороте внутреннее колесо будет приподнимать машину, а внешнее опускать, тем самым создавая боковой крен, который совсем не желателен.
Влияет главным образом на 3 параметра – износ шин, стабильность прямолинейного движения и управляемость на входе в поворот.
Схожде́ние — это угол/расстояние между направлением движения и плоскостью вращения колеса.
Отрицательным считается схождение, когда колеса смотрят в разные стороны по ходу движения.
ВЛИЯНИЕ СХОЖДЕНИЯ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ
В гражданских автомобилях с помощью схождения компенсируют эффект криволинейного качения колеса при углах развала, отличных от 0, чтобы износ резины был минимален.
Стоит избегать чрезмерных значений схождения, т.к. при сильно отрицательном схождении будут изнашиваться внутренние кромки шин, и наоборот – при очень положительном сильно нагружены будут внешние кромки шины.
Еще один положителный эффект от этого – из-за постоянного трения шины остаются чище, обеспечивая лучшее сцепление на торможении и в повороте.
Схождение бывает статическое и динамическое.
Дело в том, что в движении углы установки колес могут изменяться – это зависит от кинематики подвески и податливости соеденительных шарниров.
Что такое сход — развал и зачем он нужен?
Независимо от того меняете ли вы амортизаторы, пружины, опоры или резину на новые, необходимо делать сход-развал. В противном случае это может привести к ухудшению управляемости и быстрому износу резины.
Различные варианты настроек способны кардинально изменить повадки автомобиля при движении по дороге. Разберёмся с самим понятием сход-развал.
Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. Плюсом отрицательного развала является то, что колесо будет иметь лучшее пятно контакта с поверхностью дороги. Если вам необходимо лучшее сцепление с дорогой (в ущерб долговечности резины) необходимо выставить 1,5-2 градуса спереди и 1,5 градуса сзади (объясняется тем, что передняя ось больше нагружена).
Кастером называется угол продольного наклона оси поворота колеса (горизонтальное положение колёс в арках). Слегка увеличенный кастер играет положительную роль. Автомобиль на порядок лучше реагирует на изменение положения рулевого колеса и лучше управляется, особенно на высокой скорости. Если кастер излишне увеличить, руль станет «тяжёлым». И в случае, когда кастер катастрофически огромен, добавится отрицательный развал внешнему колесу в поворотах. При желании поэкспериментировать и не переборщить, рекомендуется сделать кастер +1 либо +2 градуса к стандарту.
И, наконец, схождение. Речь идёт о суммарном схождении (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.
ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:
Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.
Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.
Развал-схождение: геометрические показатели
Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.
Главные геометрические показатели – это:
Угол схождения
Средние значения углов схождения:
Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.
Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.
Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5′.
Угол развала
Угол развала (или просто развал) — угол, образованный между вертикалью и плоскостью вращения колеса.
Средние значения угла развала:
Конструктивно транспортные средства разнятся и исходные углы развала разнятся. Бывает нулевой, отрицательный и положительный угол.
Теория:
Практика:
Угол наклона оси (кастер)
Существуют продольные углы наклона оси поворота. Они регулируемы. Могут менять значение под воздействием веса груза в багажнике транспортного средства. Допуск для левой и правой стороны не может превышать значение 0°15′-0°40′.
Также существуют поперечные углы наклона оси поворота. Они нерегулируемы.
Обычно, когда на шиномонтаже говорят про угол наклона оси, имеется в виду продольный угол оси поворота. Он расположен между перпендикулярной плоскостью к поверхности дорожного полотна и плоскостями симметрии колеса. Кастер показывает отклонение положения колеса относительно стойки амортизатора.
Расстановка осей и колёс
Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси.
Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.
Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.
Нужно ли делать балансировку после сход-развала?
Как таковые сервисные операции, касающиеся развала схождения и балансировки, не взаимосвязаны. Поэтому нет чёткого правила: сделали РУУК – приступите к балансировке.
Важно понимать, что цели у этих процедур совершенно разные:
Но на практике при техническом обслуживании РУУК действительно делают часто в тандеме с балансировкой. И здесь есть две причины:
Обе процедуры для профилактики рекомендуется выполнять каждые 7 00 000 – 8 000 км пробега, для старых автомобилей при езде по плохим дорогам и каждые 15 000 – 20 000 км.
Но, если речь идёт не о плановой диагностике и техобслуживании, то показания, которые являются громким звоночком для проведения той и иной сервисной операции, – разнятся.
Так «показанием» к РУУК выступает смена покрышек, монтаж новых дисков, регулярная езда с пробуксовкой. Балансировку же делают, если покрышки повреждены с одной стороны, беспокоит работа подвески (чувствуются удары), выполнялся ремонт ходовой.
Правда, если выполняется ремонт ходовой, не нужно сразу «пороть горячку». Необходимость проведения РУУК зависит от того, что конкретно меняли, и диагностических мероприятий. Если была демонтирована рулевая рейка с целью регулировки прижима или замены пыльника, то высока вероятность, что диагностика покажет: параметры не сбиты.
Если же проводилась замена рулевых наконечников, обстоятельства несколько иные. РУУК показан в обязательном порядке. И диагностические мероприятия в этом случае целенаправленно ориентированы на решение такого вопроса, насколько отклонились геометрические параметры.
Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?
У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.
Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.
Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.
Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.
Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?
РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.
При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.
Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?
А вот после замены амортизаторов РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.
Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами.
Как регулируется развал схождение?
Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».
Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.
Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:
Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?
SENSYS Engineering предлагает своим слушателям базовый электронный тренинг и система проверки знаний «Шины, диски и шиномонтаж». Это 16 интерактивных модулей и система тестов, которые «заточены» на освоение таких вопросов, связанных с устройством колёс автомобилей, дисков и шин транспортных средств, маркировкой, системой контроля давления в них.
В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.
Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.
Что такое сход-развал?
Введение
Возможно, вы замечали, что если отпустить руль на скорости, то автомобиль начнет уводить в сторону. Закрывать глаза на эту «мелкую» проблему не стоит – у машины явные неполадки с углом наклона колес и ей нужна регулировка сход-развала. Что это такое и на что влияет, вы узнаете из этой статьи.
Что такое сход-развал и почему он необходим?
Сход-развал (его же принято называть развал-схождение) – это процедура регулировки углов наклона колес автомобиля. Дело в том, что в процессе эксплуатации подвески колеса могут встать под неправильным углом, и машину при езде будет уводить в сторону. На сухой дороге это может оказаться не слишком заметно, но в дождь разница будет ощутима.
Процесс установки углов включает три составляющих: схождение, развал и кастер. Сход-развал следует делать, чтобы вернуть авто устойчивость на скользком покрытии и улучшить его управляемость. Машина с нулевыми показателями потребляет меньше топлива, ее меньше заносит и у нее медленнее и равномернее изнашивается резина.
Как понять, когда нужно делать процедуру?
Поездки на автомобилях далеко не всегда проходят по чистым, отремонтированным трассам. Но даже на идеальных японских и немецких автобанах покрышки и подвеска испытывают колоссальные нагрузки, что уж тут говорить про разбитые русские дороги: торможение, разгон и резкие виражи отрицательным образом сказываются на положении угла наклона колес. Чтобы поправить это, нужно регулярно делать развал-схождение.
Производители шин рекомендуют проводить установку параметров подвески вместе со всеми плановыми мероприятиями по обслуживанию автомобиля. Владельцам отечественных машин посещать автосервис нужно каждые 15-20 тыс. км пробега, для иномарок допускается периодичность в 30 тыс. км. Важно иметь в виду, что доверять ее можно только профессионалам в шинных центрах, так как самостоятельно правильно отрегулировать угол без специального оборудования не так просто.
Чем дольше игнорируется развал-схождение, тем серьезнее будут неприятные последствия, а значит и вероятность аварии. При сильно сбитых углах удерживать руль и корректировать курс станет все сложнее и сложнее из-за меньшего пятна контакта с шоссе. Даже новый автомобиль не гарантирует должной балансировки – дилеры часто игнорируют выставление баланса.
Регулировка необходима если:
Автомобиль постоянно уводит в сторону при езде по прямой и его приходится выруливать обратно;
Колеса быстро изнашиваются на боках и «визжат» даже на невысокой скорости;
Руль самостоятельно не возвращается на свое место, если его отпустить, или же у него разный радиус при вращении влево и вправо;
Ухудшилась курсовая устойчивость на высоких скоростях;
Машина «плавает» в колее;
Разный угол разворота;
У автомобиля очень плохой рулевой отклик, руль трясет при езде, т.е. наблюдается «биение».
Причиной может быть недавно проведенный ремонт подвески. Схождение-развал на авто нужно проводить после замены шаровых опор, рычагов, рулевых тяг, стоек, ШРУСа, рулевых наконечников и пружин. Однако никто не обязывает проводить установку параметров, если вы поменяли шины, амортизаторы или стабилизаторы. Никакого влияния на подвеску замена этих элементов не оказывает, так что не верьте тем сотрудникам автомобильного центра, которые пытаются навязать вам лишнюю услугу.
Что такое развал?
Развал – это угол между плоскостью вращения колес и вертикалью, или же просто их отклонение от вертикальной прямой. Он измеряется в градусах. Неправильный развал ведет к ускоренному износу покрышек. Есть также два вида:
Отрицательный означает, что верхние части колес одной оси находятся ближе друг к другу, а нижние дальше – в виде «домика». Сильный минусовой развал достигается у легких гоночных авто, чтобы спорткар на высоких скоростях легче вписывался в повороты. Но такие крайние значения быстро «съедят» протектор, так что они подходят только для профессиональных команд, которые могут сменить по несколько комплектов покрышек за заезд.
При положительном наоборот – верхние части располагаются дальше друг от друга, чем нижние. Такой угол создается намеренно у тяжелых грузовиков и выправляется в ноль, когда машину загрузят. Тем больше нагрузка на кузов, тем больше увеличивается расстояние между нижними частями колес, переходя к отрицательному значению, что улучшает управляемость, однако так шины изнашиваются намного быстрее.
Нулевое значение развала наиболее приемлемо для большинства легковых автомобилей, но только если подвеска достаточно жесткая. На старых машинах нередко устанавливали положительный развал, чтобы нагрузка компенсировала его и выправляла до нулевых значений.
Что такое схождение?
Схождение – это угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением автомобиля, или, иными словами, горизонталью. Оно определяет поведение рулевого управления. Этот показатель измеряется в градусах, минутах или миллиметрах. Существует два вида схождения:
Положительное отмечается, если передние части колес одной оси находятся ближе друг к другу, чем задние. Упор на эту опцию для передних колес делает автомобиль более устойчивым на высокой скорости, однако он хуже поворачивает.
Отрицательное предполагает, что передние части отклоняются друг от друга дальше, чем задние. Если передняя ось настроена с упором на отрицательное схождение, автомобиль будет лучше управляться, но у него начнутся проблемы с износом, а также руль станет крайне чувствительным ко всем дорожным неровностям.
Правильно сделать схождение намного важнее, чем выправить развал. Из-за неверного угла по горизонтали автомобиль будет хуже управляться и потреблять больше топлива из-за сильного сопротивления качению, а износ шин вырастит в разы. Колеса с неправильным схождением могут не пережить и тысячи километров пробега. Так что для повседневного вождения важно настроить схождение в ноль – так водитель избежит «профессиональных» проблем, с которыми сталкиваются дрифтеры и прочие любители поэкспериментировать с подвеской.
Что такое кастер?
Кастером называют наклон проекции оси вращения колеса и вертикалью. О нем часто забывают, хотя он непосредственно влияет и на развал, и на схождение. Его также необходимо делать, но только в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля.
Положительное значение означает, что эта ось относительно направления движения отклонена назад и автомобиль меньше «виляет» на высоких скоростях.
Также он отвечает за возвращение руля на изначальную позицию после прохождения поворота – с положительным положением автомобиль самостоятельно выходит из поворота вместе с рулем.
Как проходит сход-развал?
Когда-то регулировку угла наклона проводили с помощью отвесов, специальных шайб и даже по нитке. Но теперь процесс полностью компьютеризировался: показания считывают оптические датчики, которые выводят показания на монитор компьютера. Высокие технологии намного упростили развал-схождение, он стал быстрее и намного точнее.
Прежде чем начать основную часть, сотрудник шинного центра должен сделать диагностику ходовой части и проверить давление в шине с помощью переносного компрессора. Потом определить компенсацию биения обода колеса и диагностику геометрии ходовой части. На этом этапе он выявит недостатки подвески, которые влияют на курсовую устойчивость и управляемость, но не зависят от схода-развала. Случается, что у автомобиля из-за поврежденных деталей или подвески все равно страдает управляемость и без регулировки углов.
Важный момент: далеко не на всех моделях современных машин развал и кастер вообще регулируются. Часто установка параметров уже проведена производителем и поменять их по желанию скорее всего не удастся. Так что делать можно только схождение.
Основная часть процесса проходит так:
Машину ставят на специальный подъемник, а на колеса надевают адаптеры-мишени;
Автомобиль прокатывается немного вперед и с помощью высокоточных оптических датчиков выполняется диагностика положения колес относительно кузова;
Наконец, оператор принимает распечатку с информацией и на ее основе исправляет недостатки подвески в вертикальной и горизонтальной плоскости. Он работает с четырьмя показателями: угол схождения и развала для обеих осей, смещение передней и задней оси, угол движения автомобиля, с поперечным и продольным углом наклона оси вращения каждого колеса.
Специалист сравнивает их с эталонными данными и проверяет, находятся ли углы в допустимых диапазонах.
Регулировка начинается с кастера, так как его положение будет влиять на два остальных значения. Угол настраивается с помощью специальных узлов, которые встроены в конструкцию подвески. Потом приступают к развалу и в последнюю очередь выправляют схождение.
В мастерской должны провести установку параметров так, чтобы добиться околонулевого значения как развала, так и схождения в той ситуации, когда в салоне находится один водитель. Именно это гарантирует, что шины будут стабильно управляться и гораздо меньше изнашиваться.
Конечно, некоторые ремонтники имеют свое представление о том, какой угол придать колесам – к примеру, подкорректировать немного в «+» для кастера, чтобы улучшить курсовую устойчивость, или подкрутить «-» к развалу, дабы также оптимизировать управляемость. Но это скорее удел автомобильных энтузиастов, и не далеко все согласны тратить свое время на такие ювелирные тонкости. Для непрофессионального вождения достаточно просто добиться средне допустимого диапазона и остановиться на этом.
Можно ли самому делать сход-развал?
В советское время регулировкой этих показателей занимались водители в гаражах с помощью отвесов, уровня и нитки, но сейчас мы крайне не рекомендуем пробовать самим заниматься такой сложной и тонкой установкой параметров – нет особого смысла и риск слишком велик. Без стопоров, идеальной плоскости и точных данных об углах, диагностики подвески, давления в шинах, массе автомобиля и многого другого, что не может позволить себе рядовой водитель в своем гараже, вы рискуете только усугубить проблему. Ошибочно настроенный развал-схождение усиливает износ покрышек и повышает шанс выезда на встречную полосу, а значит грозит ДТП с серьезными последствиями для вас и ваших близких.
Заключение
Иногда даже правильная корректировка не решает проблему с управляемостью, и авто все равно утягивает в сторону. Связано это с непоправимой деформацией кузова или дисков из-за недавней аварии. В этом случае для исправления угла требуется проведение стапельных работ или придется менять колеса местами. Но для исправного автомобиля грамотная установка параметров подвески обязательно выправит колеса, и машина снова будет управляться легко и свободно. Ее необходимо делать при некоторых ремонтных работах в том случае, если машина плохо управляется, резина быстро и неравномерно изнашивается или же наблюдаются явные проблемы с рулем (он стал тяжелым, его сложнее вращать, он возвращается на свое место и т.д.).
Посмотрите видео на тему: