Развитие тамани что будет
Расширение морского порта Тамань
Будет расширен морской порт Тамань (Краснодарский край) за счет включения в состав его границ земельного участка, расположенного в районе мыса Железный Рог и предназначенного для строительства: зернового терминала ООО «Агрохолдинг Тамань» мощностью 14,5 млн. тонн, строительства причального комплекса сжиженных углеводородных газов и технологической эстакады ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью до 3,5 млн. тонн в год, и создаваемого искусственного земельного участка, предназначенного для строительства перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 300 000 тонн в год.
Подписанным распоряжением определены категории земель и разрешенное использование создаваемых искусственных земельных участков. Премьер-министр также поручил Министерству транспорта представить проект распоряжения правительства об изменении границ морского порта Тамань в соответствии с подписанным распоряжением.
Осенью 2016 года ОТЭКО представила планы реализации масштабного проекта федерального значения — строительство «Портово-индустриального парка» на Таманском полуострове (Краснодарский край).
«Портово-индустриальный парк ОТЭКО» будет включать в себя уже построенный Таманский перегрузочный комплекс (ТПК), Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ), Таманский зерновой терминал (ТЗТ), Базу крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ), а также 6 химических и нефтехимических производств, мощности по переработке сои и производству комбикормов, а также современный тепличный комплекс.
Индустриальное направление Парка ОТЭКО включает: химический и нефтехимический кластеры, которые будут построены с применением передовых технологий безопасных и экологически чистых производств. На их площадках ОТЭКО планирует производить до 2,5 млн тонн аммиака, 2 млн тонн карбамида и 3,5 млн тонн метанола, а также перерабатывать широкую фракцию лёгких углеводородов для получения высокооктановых компонентов бензинов (1 млн тонн) и производить высокооктановые компоненты бензинов из нафты (1 млн тонн).
Срок реализации проекта «Портово-индустриальный парк» — до 2021 года включительно. До конца 2018 года ГК ОТЭКО построит 90% всей транспортной и инженерной инфраструктуры, включая склады, хранилища и перевалочный комплекс, которые необходимы для деятельности заводов и промышленных предприятий.
Модернизация базы СУГ и развитие базы хранилищ для нефтепродуктов ТПК
ОТЭКО реализует два масштабных проекта по модернизации базы СУГ для обеспечения перевалки до 3,5 млн тонн различных сжиженных углеводородных газов и строительству новых хранилищ для нефтепродуктов объёмом 370 000 тонн. В рамках модернизации базы СУГ ОТЭКО построит новый закрытый причал, который позволит обеспечивать загрузку морских судов дедвейтом от 2 000 до 60 000 тонн при любых погодных условиях.
Также впервые в России для ТПК будут изготовлены 6 сферических резервуаров для хранения в каждом 5 000 м³ СУГ. Каждый из новых резервуаров в два с половиной раза превышает объем самых крупных из используемых сегодня в России сферических хранилищ СУГ. Срок реализации проектов – до 2018 года включительно.
В 2018 году ГК ОТЭКО планирует ввести в эксплуатацию Таманский терминал навалочных грузов. В настоящее время Группа ведёт строительство гидротехнических сооружений будущего терминала, также ведутся работы по устройству будущих объектов ТТНГ на суше.
ТТНГ станет самым современным и крупнейшим в России терминалом по перевалке угля, железной руды, серы и минеральных удобрений общей проектной мощностью 35 млн тонн в год с возможностью наращивания объёмов перевалки до 60 млн тонн в год.
После завершения всех запланированных работ причалы ТТНГ станут первыми на юге России, способными принимать балкеры типа Capesize дедвейтом до 220 000 тонн.
Строительство Базы КТГ
В настоящее время ГК ОТЭКО ведёт проектные работы по подготовке к строительству базы крупнотоннажных и тяжеловесных грузов проектной перегрузочной мощностью 0,3 млн тонн в год. База будет обеспечивать снабжение объектов «Портово-индустриального парка ОТЭКО» необходимым оборудованием.
Следующим терминалом, который ГК ОТЭКО планирует ввести в эксплуатацию в 2019 году, станет Таманский зерновой терминал. В 2016 году Группа завершила работу по проектированию объектов ТЗТ, а в 2017 году планирует приступить к его строительству. ТЗТ обеспечит создание нового логистического хаба по перевалке на юге России 14,5 млн тонн зерновых культур и соевых бобов, сахара сырца, соевого шрота.
Входящая в ОТЭКО компания «Таманьнефтегаз» построит 3,5 км железнодорожных путей общего пользования, примыкающих к развивающейся железнодорожной инфраструктуре полуострова Тамань. Новая ветка позволит компании увеличить объем перевозок в сторону терминалов ОТЭКО до 70 млн тонн в год. Объем инвестиций составит 362 млн руб.
Проекты реализуется полностью за счёт средств инвестора – холдинга АО «ОТЭКО». Принятые решения будут способствовать развитию морского порта Тамань и созданию дополнительных рабочих мест.
Проект сухогрузного района Тамани предполагает создание глубоководного порта на основе концессии. Первая очередь включает (кроме концессионной портовой части) терминалы для угля, железорудного сырья, удобрений. Предполагалось, что концессионером станет ООО «РМП-Тамань», блокирующая доля должна была остаться у «Росморпорта», на остальные доли искали инвесторов.
Разработано Минтрансом России в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распоряжением Правительства от 16 февраля 2017 года №270-р.
Подписанным распоряжением утверждено решение о расширении морского порта Тамань в целях реализации новых инвестиционных проектов и развития существующей инфраструктуры порта. В порту планируется строительство терминалов по приёму и хранению навалочных грузов мощностью до 35 млн т/год, перевалке зерновых грузов мощностью до 14,5 млн т/год, перевалочной базы сжиженных углеводородных газов мощностью до 3,5 млн т/год.
Проекты будут реализовываться за счёт инвесторов, бюджетное финансирование не предусматривается.
Статьи, которые Вам могут быть интересны:
Стартовал «Турецкий поток» Реконструкция Крыма Стройка Крымского моста май 2017 г. Самолет МС-21
Проект порта в Тамани сократили в четыре раза
Планируемые мощности проекта сухогрузного порта Тамань в Краснодарском крае, который собирается реализовать «РМП-Тамань», подведомственная Минтрансу, сократятся более чем в четыре раза, до 15 млн т. Об этом РБК рассказали два источника, близких к потенциальным инвесторам проекта, и подтвердил федеральный чиновник.
Последний вариант проекта государственного порта в Тамани включает лишь два терминала — на 9 млн т металлогрузов («Металлоинвеста» Алишера Усманова и партнеров) и на 6 млн т — зерна (ГК «Эфко»), в общей сложности — 15 млн т. Это в 4,5 раза меньше, чем предполагалось в предыдущей версии проекта.
Представитель Минтранса на момент публикации не ответил на запрос РБК.
Что планировали в Тамани
Создание сухогрузного порта в Тамани обсуждалось несколько лет. В сентябре 2013-го стало известно о том, что территория существующего порта Тамань будет расширена для реализации проекта. В связи со сложной структурой проекта его проработка затягивалась. Проектную документацию порта корректировали как из-за возможных санкционных ограничений со стороны Украины, так и для вывода границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака, которая строит конкурирующий проект — частный порт Тамань с привлечением средств ВТБ.
Подрядчиком строительства порта собиралась стать компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая строила неподалеку Крымский мост. Но, опасаясь очередного переноса сроков, подрядчик заявлял, что готов ждать решения правительства только до конца второго квартала 2019 года. Представитель Ротенберга заявил РБК, что бизнесмен не планирует строить этот порт.
Летом 2019 года участвовать в строительстве порта собирались «Кузбассразрезуголь», «Металлоинвест», СУЭК и РЖД. Грузооборот на первом этапе до 2024 года должен был достигнуть 66,94 млн т ежегодно при инвестициях 81 млрд руб. Предполагалось, что основу проекта заложат два угольных терминала «Кузбассразрезугля» и СУЭК на 20 млн и 12 млн т соответственно и терминал металлургических грузов «Металлоинвеста». Эти три инвестора могли приобрести по 22,5% в управляющей компании, столько же сохранила бы себе «РМП-Тамань», а еще 10% — РЖД. К тому же «Эфко» собиралась построить зерновой терминал на 20 млн т, «дочка» «Роснефти» «РН-Бункер» — бункеровочную базу (0,9 млн т), а «Ростех» — терминал спецназначения.
Почему пересмотрели проект в Тамани
О том, что угольные компании «Кузбассразрезуголь» и СУЭК потеряли интерес к строительству терминалов в порту, ранее рассказывал министр транспорта Евгений Дитрих. «Коллеги в сегодняшних условиях не видят возможность продавать уголь на Запад по той цене, по которой проект мог бы дать возможность окупить инвестиции», — говорил он. «Вчера я имел возможность с совладельцем «Кузбассразрезугля» Андреем Бокаревым пообсуждать эту тему. Он подтвердил, что сегодня интерес к этому проекту уже не такой, каким он был условно год назад», — добавлял Дитрих.
По данным собеседников РБК, финансовая модель проекта будет пересмотрена после подписания меморандума с «Металлоинвестом» и «Эфко». Источник РБК, близкий к участникам проекта, сообщил, что 15 млн т — это параметры первой очереди, целевая мощность всего проекта остается неизменной — 62 млн т.
«Металлоинвест» неоднократно подтверждал заинтересованность в строительстве порта Тамань. Масштаб и значение проекта для развития транспортной инфраструктуры требуют объединения ресурсов участников рынка. Компания готова участвовать в проекте в составе консорциума инвесторов. В рамках реализации проекта продолжается подготовка соглашения о намерениях стратегических инвесторов строительства общепортовой инфраструктуры. Комментировать детали соглашения до его подписания преждевременно. У «Металлоинвеста» отсутствует информация об изменении целевых параметров мощности терминалов порта Тамань», — сообщил РБК представитель «Металлоинвеста».
Представители «Кузбассразрезугля» и СУЭК отказались от комментариев. В «Эфко» не ответили на запрос РБК, почему принято решение сократить мощность терминала с 20 млн до 6 млн т и будет ли компания участвовать в капитале управляющей компании порта. Представитель РЖД не ответил на запрос РБК.
Такой мощный порт для угля на европейском направлении сейчас не нужен, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Спрос на уголь в Европе, по его словам, будет снижаться в долгосрочной перспективе на фоне роста стоимости кредитов из-за усиления экологических требований, поэтому развитие угольного терминала на юге — это контрпродуктивная стратегия. Грузить в азиатском направлении из портов Черноморского бассейна при текущей конъюнктуре рынка невыгодно, добавляет эксперт.
Помимо угольных компаний в прошлом году строить терминал по перевалке минеральных удобрений в Тамани на 11 млн т планировала «Еврохим» Андрея Мельниченко, но в мае компания отказалась от участия в проекте. По словам одного из собеседников РБК, компания решила вернуться к строительству терминала в порту Усть-Луга, которое было остановлено в 2017 году.
Новая линия погрузки угля и заводы: перспективы порта Тамань
В порту Тамань Группа компаний «ОТЭКО» запустила новую линию погрузки угля пропускной способностью 8 тыс. тонн в час. По данным инвестора, в настоящее время это самая мощная линия погрузки угля в России.
Линия включает в себя стакер-реклаймер с диаметром ковшевого колеса 10,6 метра, который забирает уголь со склада и отправляет дальше по крытому конвейеру, сам конвейер и специальную судопогрузочную машину. За счет пропускной способности каждого узла создается «сквозная» скорость в 8 тыс. тонн в час. Линия позволит сократить минимальное время загрузки крупнейших сухогрузов в порту Тамань в два раза — c 48 до 24 часов, отмечают в компании.
«Линия — это не только высокопроизводительный конвейер. Это также две синхронно работающие крупные машины — одна на складе и одна на причале. Так мы сокращаем издержки простоя судна у причала — издержки непогоды, когда необходимо оперативно и качественно обработать флот, стоящий у причала. Такой скорости и производительности в стране нет, в этом уникальность», — рассказал директор Таманского терминала навалочных грузов ОТЭКО Анатолий Лазарев.
По словам заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, давшего команду на запуск линии в формате телемоста, терминалы ОТЭКО — высокотехнологичный проект мирового уровня, который даст дополнительный толчок развитию Краснодарского края. В свою очередь, правительство страны планирует оказывать поддержку компании-инвестору.
Помощник президента РФ Игорь Левитин отметил, что проекты ОТЭКО в порту Тамань носят стратегический характер и способствуют усилению России на международных энергетических рынках и, в будущем, на рынках глубокой переработки газа. Терминалы ОТЭКО, по его словам, — пример транспортной инфраструктуры, созданной с применением современных технологий, обеспечивающих высокие экологические стандарты.
«Промышленные производства в порту станут логичным развитием этого индустриально-логистического кластера, — добавил он. — Для страны и Краснодарского края он становится ключевой точкой реализации экономического и геополитического потенциала».
«Портово-индустриальный кластер, который сейчас создается в Тамани, важное событие для края, уверенный шаг к тому, что южные морские ворота России для внешнеторговых грузов — это где-то 230 млн тонн, будут переваливать еще больше. А для края это принципиально важно, это новые рабочие места, это налоги, это уверенное экономическое завтра в развитии нашего региона», — прокомментировал во время запуска линии губернатор Вениамин Кондратьев.
Новая линия произведена итальянской компанией Bedeschi по заказу ОТЭКО. Сумму инвестиций не разглашают. По прогнозам компании, в 2022 году после ввода в эксплуатацию следующей линии и еще одного угольного склада, мощность терминала достигнет 72 млн тонн угля в год. В ближайших планах ГК — строительство газоперерабатывающего комплекса по производству метанола, аммиака и карбамида в промышленной зоне порта Тамань.
«Мы долго выбираем лицензиаров, технологию, подрядчиков. Могу ответственно сказать, что это будет самое современное, самое безопасное, самое технологическое предприятие, которое даст очень много и налогов, рабочие места и инновации для Краснодарского края, для страны и для нашей компании», — рассказал основатель ГК «ОТЭКО» Мишель Литвак.
Как сообщал РБК Краснодар, ОТЭКО реализует комплексную инвестиционную программу развития терминальных мощностей порта Тамань с 2000 года. В 2016 году администрация Краснодарского края и компания в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» подписали протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций. Помимо перевалочных мощностей, инвестор планировал построить на Таманском полуострове портово-индустриальный парк и жилой район на 15 тыс. жителей со всей сопутствующей инфраструктурой.
Группа компаний «ОТЭКО» — один из крупнейших частных инвесторов в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. В составе кластера ОТЭКО действуют два морских терминала: Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн тонн/год и Таманский терминал навалочных грузов проектной мощностью 72 млн тонн/год. Объемы перевалки через терминалы ОТЭКО растут рекордными темпами — по итогам 9 месяцев 2021 года перевалка навалочных грузов выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ожидается, что общий объем перевалки в 2021 году превысит 30 млн тонн.
Таманский проект: Россия получила уникальный порт на Черном море
В порт Тамань из Москвы прибыла представительная делегация. Целью визитёров было поподробнее познакомиться с, наверное, одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов на черноморском побережье России. Группа компаний ОТЭКО продолжает развивать на полуострове портово-промышленный кластер, отдельно подчёркивая свои усилия по сохранению природы уникального региона.
Делегацию столичных гостей возглавляла вице-премьер Виктория Абрамченко, сосредоточенная в федеральном правительстве на курировании экологической проблематики. Зампреда сопровождали другие статусные фигуры, для которых посещение порта также представляло предметный интерес. Это Сергей Иванов, ныне занимающий пост спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Это и Игорь Левитин, ныне помощник главы государства, ранее руководивший Минтрансом, а также Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов РФ.
День у перечисленных функционеров выдался насыщенным – значительное количество времени они провели, осматривая уже возведённые и только строящиеся объекты, а также знакомясь с дальнейшими планами развития территории. Гендиректор ГК ОТЭКО Мишель Литвак представил Абрамченко и её спутникам проект портово-промышленного кластера, включающего и портовые терминалы, и наукоёмкие химические производства, и предприятия АПК. Также группа нацеленана строительство района на 15 тысяч жителей. По мнению Литвака, презентованный проект сыграет значительную роль в экономическом развитии как Краснодарского края, так и всей страны.
Как подчёркивают в группе компаний, промышленная и транспортная инфраструктура кластера позволятсущественно увеличить, соответственно, промышленные и экспортные мощности на юге России. Кроме того, реализация проекта приведёт к появлению новых рабочих мест – недаром же при порте будет возведён небольшой город – и росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. А значит, социально-экономическая обстановка в регионе будет улучшаться по мере развития кластера.
Надо сказать, последний уже сейчас выглядит весьма внушительно. Здесь построены и введены в эксплуатацию комплексы по перевалке сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов мощностью 20 млн. тонн ежегодно и Таманский терминал навалочных грузов, сокращённо ТТНГ, мощностью свыше 60 млн. тонн.
Однако федеральная инспекция была бы неполной, если бы Абрамченко и её коллеги не познакомились с тем, как группа компаний обеспечивает в кластере экологическую безопасность. Собственно, многое было очевидно: угольные склады, расположенные поодаль от моря и селений, специальные ветро- и пылезащитные экраны, кое-где достигающие в высоту 25 метров, системы пылеудаления – от водной до вакуумной, защитные кожухи на конвейерах и так далее. Но кое-что Литвак пояснил и на словах.
Судя по реакции Виктории Абрамченко, вице-премьер осталась довольна увиденным. «Как сказал президент, эффект от национальных проектов, в том числе от нацпроекта «Экология», должен быть заметен и понятен людям. Нужно иметь возможность открыть форточку»,- образно заметила вице-премьер, добавив, что в порту Тамани «это можно сделать, и подобные мощности должны появиться во всех портах».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Проект порта Тамани реализуют без участия бюджета Кубани
Власти Краснодарского края не выделяли земельные участки и финансирование для реализации проекта по строительству сухогрузного района порта Тамань. Об этом сообщает ТАСС.
«Средства краевого бюджета на проект сухогрузного района морского порта Тамань не выделялись, изъятие земельных участков не проводилось. Вместе с тем, в морском порту Тамань на соседних участках компанией АО «ОТЭКО» уже реализуется проект строительства терминала навалочных грузов, сопоставимый по мощности с федеральным проектом сухогрузного района морского порта Тамань. Однако проект терминала АО «ОТЭКО» реализуется исключительно за счет средств инвестора, без привлечения бюджетного финансирования», — сообщили в департаменте инвестиций и развития МСП региона.
Глава «Росморпорта» Андрей Лаврищев сообщил ранее, что комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры будет сокращен на несколько портовых проектов, среди которых строительство сухогрузного порта Тамань и терминала в Зарубине на Дальнем Востоке.
Проект сухогрузного района порта исключили из нацпроекта из-за потери интереса двух основных инвесторов, АО «СУЭК» и АО «УК «Кузбассразрезуголь» на фоне падения цен на уголь и сокращения его экспорта.
В порту уже построен терминал навалочных грузов, в 2019 году запущена первая очередь мощностью перевалки 10 млн тонн угля в год. В 2020 году начали перевалку серы. Также в порту Тамань построят терминал по перевалке железорудного сырья, крупногабаритных, генеральных грузов мощностью 20 млн тонн в год.
О том, что проект сухогрузного района морского порта «Тамань» стоимостью 183 млрд руб. планируется исключить из комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ), стало известно в августе 2020 года.
В Росморпорте сообщали, что всегда готовы оказать поддержку частным стратегическим инвесторам в этот проект, «но на данном этапе таких организаций нет». Информации по бюджетным вложениям за весь период нет, но в 2016 году сообщалось, что бюджет РФ направил на проектирование 1,8 млрд рублей.
Из-за исключения порта из нацпроекта от участия в строительстве планирует отказаться еще один инвестор — компания «Металлоинвест», сообщал РБК.
«По последней информации, Тамань будет исключена из комплексного плана модернизации инфраструктуры. Сейчас мы исходим из того, что проект реализован не будет», — говорил гендиректор компании Назим Эфендиев.
«Металлоинвест», по его словам, переориентирует грузы на Усть-Лугу и будет расширять сотрудничество с Новороссийским морским торговым портом (НМТП, принадлежит «Транснефти»).
Напомним, создание сухогрузного порта Тамань обсуждалось несколько десятилетий. В сентябре 2013 года стало известно, что территория существующего порта будет расширена для реализации проекта. Тогда инвестиции оценивались в 220 млрд рублей. (бюджетные средства и деньги инвесторов).
Проект многократно корректировался — менялось число участников, порядок и источники финансирования, стоимость реализации и другие параметры.
В июле 2019 года стало известно, что «Росморпорт» предложил новую схему участия инвесторов в строительстве сухогрузного района морского порта Тамань после отказа Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) участвовать в его реализации.
Согласно последней версии, предполагается, что в проект войдут, помимо «Росморпорта», четыре стратегических инвестора — «Кузбассразрезуголь», СУЭК и «Металлоинвест» получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.
В ноябре 2019 года «Коммерсантъ» сообщал, что у проекта было самое серьезное отставание среди всех мероприятий, заложенных в «дорожную карту» развития морских портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года.
Тогда же стало известно, что планируемые мощности порта сократятся более чем в четыре раза — до 15 млн тонн. Последний вариант проекта государственного порта включал лишь два терминала на 15 млн тонн: на 9 млн тонн металлогрузов («Металлоинвеста» Алишера Усманова и партнеров) и на 6 млн тонн — зерна (ГК «Эфко»), в общей сложности. Это в 4,5 раза меньше, чем предполагалось в предыдущей версии.