Развитие творческих способностей учащихся на уроке заключается в чем
Развитие творческих способностей учащихся
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Действительно, вершинные творения в истории человечества – явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением “творческий человек”, “творческая личность”, “творческий подход к делу”. Л.С. Выготский утверждал: “…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский, 1997, с. 6). И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что “любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение” (Халперн, 2000, с. 453), а также с новыми концепциями обучения, рожденными в недрах гуманистической психологии, которые заключаются в формировании у учащихся умения действовать “здесь и теперь”. О таком обучении, ориентированном на импровизацию, догадку, творчество, писал Дж. Брунер. Об этом говорит в своей последней книге А. Маслоу: “Мы должны больше интересоваться творческим процессом, творческой установкой, творческой личностью, а не только творческим продуктом” (Маслоу, 1999, с 100).
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Чему я хочу научить своих учеников? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании – человек, не боящийся мыслить.
Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися. Поэтому мой опыт преподавания в школе – это прежде всего поиск таких методов работы.
В первом классе работу по развитию творческих способностей детей я начинаю с общеизвестной сказки “Репка”. Сначала проверяю: все ли ее хорошо знают. Для этого прошу всех по очереди говорить только одну фразу из сказки. Уже это вызывает большое оживление.
Выросла репка большая-пребольшая!
Стал Дед репку тянуть.
Тянет-потянет – вытянуть не может!
Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Бабка Внучку.
Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Внучка Жучку.
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Жучка Кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвала Кошка Мышку.
Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку – тянут-потянут, и вытянули репку.
В конце урока прошу сочинить новое окончание сказки, предложив вопрос: неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, а собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? Все ребята с удовольствием включаются в работу, и через некоторое время вырисовывается новое окончание:
“Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой…”
Обычно эта работа со сказкой занимает целый урок.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как “пять строк”, пятистрочная строфа стихотворения.
Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение класса на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями “слово, обозначающее предмет” и “слово, обозначающее действие предмета”, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие “слово, обозначающее признак предмета”, мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями “живой и неживой” предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет.
Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.
Мама Каникулы Добрая, ласковая. Солнечные, весёлые. Заботится, учит, переживает. Играем, читаем, отдыхаем. Мама дала мне жизнь. Я люблю школьные каникулы. Любовь. Отдых.
Учащиеся должны размышлять – это не подлежит сомнению. Но вне меньшей степени должны размышлять и учителя. В частности – о необходимости и разумности применения некоторых обучающих методов и приемов. И возможно – об их модификации. Если у преподавателей нет достаточного опыта, они порой склонны записать всю информацию в виде кластера – в том порядке и форме, в которых учащиеся высказывают свои мысли, т.е. без какой бы то ни было систематизации или организации идей. В этом случае преподаватель может сначала записать информацию в том порядке, в каком ее предлагают учащиеся, а затем попросить их перестроить кластер. Кластер – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Иначе ученики называют их “гроздья”. Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом.
Насколько велик может быть кластер? Некоторые авторы полагают, что если ученики создают кластер самостоятельно, он не должен содержать больше трех-четырех элементов. Излишнее расширение кластера может потребовать слишком много времени, да и сам он может деформироваться или чересчур растянуться в каком-то одном направлении. Накопив опыт применения этой стратегии, мы обнаружим, что на самом деле кластер предлагает неограниченные возможности для “игры” с учениками и с информацией. Когда, например, дети предлагают внести что-то в кластер, но формулируют мысль недостаточно складно, я прошу: “Выразите это ясно и кратко”, “Перефразируйте, используя меньше слов”. Если учащиеся просто перефразируют информацию, вычитанную в учебнике или высмотренную на карте, я задаю им вопросы: “где?”, “когда?”, “почему?”, чтобы заставить их мыслить. Только таким образом мы выходим за пределы описательной модели мышления и достигаем мышления более аналитического, синтетического и стройного. По моему мнению, ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, очевидно больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно.
Существует и другой насущный вопрос: насколько основательным и полным является то знание, которое учащиеся получают, выстраивая кластер и обмениваясь информацией в группе в свободной форме? Кластер содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде – намеренно или случайно. Возможно, остальные не усвоят эту информацию вообще. Слишком часто мы видим, как ученик выходит с урока ровно с теми же представлениями, с какими он на него пришел. Почему это происходит? Во время урока – из-за недостатка времени или организационных ошибок – на размышление зачастую остается лишь несколько минут, и ученики не имеют возможности дополнять, исправлять и обогащать свои знания, работая в собственном ритме.
Кроме того, если они не получают на дом задания, рассчитанного на интеграцию всех имеющихся знаний, и если на следующем уроке их не просят вспомнить содержание предыдущего урока и сдать его на оценку, представленные в кластере идеи должным образом не закрепляются. Оценка ранее изученного может показаться старомодной формой работы, но в отсутствии такой обратной связи и содержательное знание, и обретенные умения легко забываются. Оценивание должно рассматриваться как звено в цепи получения долгосрочных знаний – колечко, внутри которого “старая и новая” информация разъясняется, дополняется, отбирается, исправляется, усваивается и интегрируется в более крупные единицы знания.
Чтение с остановками
Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.
Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение.
Примеры карты слова
Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Технология критического мышления и её стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости, всё это в совокупности и составляет творческие способности.
Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные”. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Выступление «Развитие творческих способностей учащихся и педагогов на учебных занятиях»
Развитие творческих способностей учащихся и педагогов
Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, в учебной работе, включая художественное, музыкальное, техническое и т.д. В развитии творческого потенциала учащихся перед педагогом стоят прежде всего следующие задачи и условия :
1. Не передавать знания, а раскрывать потенциальные возможности
2. Задействовать эмоциональную сферу школьников, вызывать положительные эмоции в процессе учения
3. разработать программу развития творческого потенциала личности школьника, которая предполагает:
— включение школьников в кружковую, поисковую деятельность;
— углубленное изучение профильных предметов;
— побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий;
— создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми еще в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства;
— создание эмоционально положительной атмосферы в ходе как художественно-продуктивной, так и учебно- познавательной деятельности;
— сочетание разнообразных форм работы;
— предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;
— создание внутренней мотивации учения,
— создание ситуации успеха, формирование положительной «Я»- концепции ( я нравлюсь себе и другим;
— создание проблемной ситуации на уроке «Эврика»;
— доверие и уважение со стороны учителя;
— создание постоянных проблемных творческих групп;
-учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
— специальная подготовка учителей в теоретическом и практическом направлении;
— использование новых технологий развивающего обучения.
В процессе реализации данных задач, выполнении вышеперечисленных условий происходит самореализация личности как учителя, так и ученика.
При этом важны личностные качества педагога, развивающего творческие способности. Он должен:
1. Быть доброжелательным и чутким.
2. Разбираться в психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений.
4. Иметь живой и активный характер, чувство юмора( не без склонности к сарказму).
6. Иметь творческое, нетрадиционное личное мировоззрение.
7. Быть готовым к дальнейшему приобретению новых специальных умений и навыков.
Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия:
· Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
· Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
· Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.
Для воспитания творческой личности необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, которые мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.
«Творчество – это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что-то новое» ( И.Я. Лернер. Советский и российский педагог, заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАО).
Способы развития творческих способностей у школьников
Характер работы, направленной на развитие творческого потенциала у детей, может видоизменяться в зависимости от ситуации. Давайте рассмотрим методы развития творческих способностей у детей в разных обстоятельствах.
Развитие творческих способностей на уроках
Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сказок и сценариев по изучаемой теме.
Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.
В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.
К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.
В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.
Развитие творческих способностей на кружках и факультативах
Кружковые занятия являются самым благоприятным способом развития творческих способностей учащихся.
Предметные кружки вызывают у учащихся интерес к учебной дисциплине, развивают кругозор школьника, способствуют приобретению учеником навыков самостоятельной работы, повышают уровень знаний по предмету.
Принимая участие в театральных постановках, викторинах, литературных гостиных, играх-соревнованиях, у учащихся активно развивается воображение, фантазия и память.
Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументированно отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!
Ведущими и основными в обучении интеллектуально одаренных учащихся являются технологии и методы творческого характера- проблемные, поисковые, проектные, эвристические, исследовательские- в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Найболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. К технологиям, формирующим творческие способности относятся прежде всего:
Игровые – дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Проблемное обучение. Цель проблемного обучения- усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов ( овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися.
Метод проектов. Цель проектного обучения- создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа). Обучение работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Интерактивное обучение
Это понятие начали употреблять с 1990-х годов, изначально оно относилось к компьютерным технологиям и электронному обучению, но сегодня приобрело более широкое значение.
Интерактивное обучение — это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение.
Использование интерактивных форм и методов обучения помогает педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов, коллективную работу и побудить их к осознанному усвоению знаний и навыков, развивает творческие способности.
Принципы интерактивного обучения
Интерактивное обучение подразумевает:
Интерактивные средства обучения
Средства обучения — это комплекс объектов и предметов, которые используются для организации учебного процесса и презентации обучающих материалов.
С учётом того, что 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения, одним из главных запросов качественного интерактивного обучения является наглядность. Поэтому большинство средств интерактивного обучения учитывают этот фактор. Среди самых популярных средств выделяют:
Электронное обучение Отдельно стоит его отметить, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Вебинар — это разновидность онлайн-встречи или презентации, которая проводится через интернет.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и в режиме реального времени получать ответы.
Формы и методы интерактивного обучения
Формы и методы обучения — это способы взаимодействия между преподавателем и учениками, комплекс приёмов, которые помогают реализовать процесс обучения.
При использовании методов и форм организации интерактивного обучения от преподавателя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при изучении каждой конкретной темы или предмета можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:
Методические рекомендации по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Педагогам 1 ступени образования:
1.Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности.
2.Избегайте создания завышенной самооценки обучающихся, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит выделять высокомотивированного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
3.Не возводите такого обучающегося на пьедестал и не делайте из него вундеркинда в глазах других обучающихся. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
4.Следует помнить, что в большинстве своем высокомотивированные обучающиеся плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко нужно разнообразить программу с учетом потребностей высокомотивированных обучающихся.
Педагогам 2-3 ступени образования:
1.В работе с высокомотивированными обучающимися создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
2.Стимулировать ответственность и независимость суждений, самостоятельность в принятии решений и анализе ситуаций. Оказывать поддержку в ситуации успеха.
3.Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
4.Формировать более разнообразный взгляд на мир.
5.Не давать обучающемуся прямых условий, рекомендаций. Он должен сам их выработать.
6.Не сдерживать инициативу, даже в ущерб учебному занятию.
7.Научить прослеживать межпредметные связи.
8.Обеспечить исследовательскую деятельность для высокомотивированных обучающихся.
9.Формировать безоценочные критерии в работе с такими обучающимися.
10.Оказывать внимание к интересам обучающихся со стороны законных представителей и других педагогов.
11.Проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.