Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

При передвижении по паркету спортсмены-танцоры выполняют разнообразные сложноструктурированные связки – это параллельно или последовательно исполняемые движения как всем телом, так и отдельные движения рук и ног (вращения, волны, взмахи и т.д.), то есть элементы, связанные с вестибулярной устойчивостью 2. Имеющиеся в научно-методической литературе рекомендации, как правило, приводят общие положения о необходимости вестибулярной тренировки [2; 4].

Вместе с тем практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной функции у танцоров на ранних этапах [1; 2; 5]. В то же время этап начальной специализации, охватывающий в танцевальном спорте возраст 8-9 лет, что соответствует возрастной категории «Дети-1», является важным не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для становления спортивной карьеры. Поэтому представляется актуальным научный поиск и экспериментальное обоснование специализированных средств и методов формирования вестибулярной устойчивости в танцевальном спорте.

Цель исследования. Целью нашего исследования стало: разработать и обосновать эффективность методики формирования вестибулярной устойчивости у спортсменов-танцоров 8-9 лет.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование; методы оценки развития координационных способностей; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ экспериментальных данных. Нами был организован и проведен педагогический эксперимент. Исследования проводились в период с января по декабрь 2017 года в г. Волгограде на базе СШОР № 21 г. Волгограда.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения приоритетных направлений в развитии физических способностей занимающихся танцевальным спортом на этапе начальной специализации, был проведен анкетный опрос специалистов.

В нем приняло участие 20 тренеров-специалистов в избранном виде спорта с большим стажем работы (более 6 лет). Заметим, что обрабатывались данные вследствие подсчета идентичных ответов.

Большинство опрошенных (84%) считают, что для оптимального развития вестибулярной устойчивости танцоров на начальном этапе подготовки недостаточно применения общепринятых средств и методов. 16% тренеров относятся к этому отрицательно.

78% респондентов считают необходимым повышение уровня развития вестибулярной устойчивости у танцоров на этапе начальной специализации в связи с усложнением соревновательных программ спортсменов.

Также ведущими специалистами в области танцевального спорта было определено, что приоритетной физической способностью для успешной соревновательной деятельности является координация, в том числе вестибулярная устойчивость (рис. 1).

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Рис. 1. Физические качества спортсменов-танцоров, развиваемые в процессе тренировочной деятельности на этапе начальной специализации (в % соотношении)

Причем среди респондентов нет единого мнения о необходимости уделять особое внимание развитию вестибулярной устойчивости начальных этапах обучения. Так, большинство специалистов (60%) рекомендуют развивать вестибулярную устойчивость в дошкольном и младшем школьном возрасте, который является благоприятным для развития этого качества. 25% тренеров считают, что стоит постепенно, по мере перехода на следующие этапы обучения, вводить комплексы на развитие вестибулярной устойчивости, 15% специалистов ответили, что стоит уделять внимание развитию данного качества в более позднем возрасте.

В результате проведенного исследования нами определены приоритетные направления в развитии вестибулярной устойчивости танцоров на этапе начальной специализации:

— целенаправленный поиск новых форм, средств и методов развития вестибулярной устойчивости танцоров, предусматривающих сопряженное воздействие на развитие данного качества;

— средства, применяемые для развития вестибулярной устойчивости танцоров должны иметь техническую трудность, включать элементы новизны, необычности и отличаться многообразием форм исполнения движений.

Полученные в результате проведенных исследований данные были использованы при разработке методики формирования вестибулярной устойчивости танцоров (рис. 2).

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Рис. 2. Модель структурного содержания методики формирования вестибулярной устойчивости

Отличительной особенностью таких занятий было то, что на занятиях в экспериментальной группе мы использовали базовые шаги аэробики (8% от общего времени тренировки).

Структура тренировочных занятий у экспериментальной группы была традиционной и включала подготовительную, основную и заключительную части.

Непосредственно подобранные нами упражнения для формирования вестибулярной устойчивости были включены в первую и вторую части тренировочного занятия.

Подготовительная часть тренировочного занятия, помимо общепринятых в танцевальном спорте упражнений, также включала движения, которые позволяли воздействовать непосредственно на вестибулярный аппарат.

Это были несложные по своему характеру упражнения, которые успешно могли выполняться под музыкальное сопровождение, так как подготовительная часть тренировочного занятия танцоров проводится, как правило, под музыку. К ним относятся, к примеру, круговые и маятниковые движения всеми частями тела.

Также спортсмены-танцоры выполняли специальный комплекс базовых шагов и поворотов классической аэробики в течение 10 минут. Основная нагрузка приходилась на ноги, руки и корпус.

Разучивание комплекса разработанных упражнений проводилось поточным методом в три этапа:

1. Разучивание комбинации из базовых шагов без дополнительной координационной нагрузки (без рук, смен направления и т.д.) при музыкальном сопровождении 110–128 ударов в минуту.

2. К освоенной комбинации из базовых шагов добавлялись движения руками, темп музыкального сопровождения остается тот же.

3. К освоенной комбинации из базовых шагов, выполняемых с движением рук, добавлялись вращения, темп музыкального сопровождения увеличивался до 120–135 ударов в минуту.

В основную часть учебно-тренировочного занятия включались упражнения для тренировки вестибулярной функции как активного, так и статического характера. Эти упражнения выполнялись с удержанием в течение определенного времени различных положений и поз, в том числе и при работе в парах («позировки»).

Такого рода упражнения выполнялись спортсменами-танцорами равномерно в течение всей основной части тренировочного занятия (около двух-трех упражнений после каждого тренировочного задания).

Также стоит отметить, что от сложности упражнений для развития вестибулярной функций зависело количество их повторений. Так, среднее по уровню сложности упражнение дети выполняли по 6-8 раз.

Продолжительность выполнения заданий варьировалась в среднем от 15 до 20 секунд, а интервалы отдыха между подходами составляли от 15 секунд до 1 минуты.

Непременным условием успешной тренировки вестибулярной функции является постепенное повышение нагрузки или усложнение условий выполнения упражнения.

Поэтому по мере овладения определенными упражнениями мы не только увеличивали их дозировку, но и усложняли условия их выполнения путем выключения зрительного анализатора или уменьшения площади опоры при удержании равновесия.

Упражнения для развития вестибулярной устойчивости у юных спортсменов-танцоров проводились регулярно на каждом тренировочном занятии, так как перерыв в выполнении специальных упражнений влечет за собой существенное снижение уровня вестибулярной устойчивости.

В основу разработки комплексов упражнений для развития вестибулярной функции был положен анализ и обобщение научно-методической литературы. При составлении учитывался возраст испытуемых и степень подготовленности.

Контрольная группа детей тренировалась по традиционной методике. Суть ее заключается в использовании упражнения для тренировки вестибулярной функции как активного, так и статического характера только в заключительной части занятия. Также тренеры по танцевальному спорту не используют средства базовой аэробики в процессе тренировки по различным причинам.

Эффективность разработанной методики проверялась в условиях педагогического эксперимента.

В начале эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп был определен уровень проявления вестибулярной устойчивости. Полученные данные показали, что спортсмены не имели достоверных различий по уровню развития вестибулярной функции (Р>0,05).

Это давало нам право проводить основные действия по внедрению в тренировочный процесс разработанной нами методики.

После проведенного эксперимента было установлено, что показатели вестибулярной устойчивости изменились в обеих группах, но в экспериментальной группе (табл. 1) наблюдался более значительный прирост показателей, чем в контрольной (табл. 2).

Показатели вестибулярной устойчивости экспериментальной группы до и после эксперимента, n = 12

Источник

Вестибулярный аппарат: способы и методики тренировок

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Наверно, нет такого человека, которому бы не было знакомо накатывающее неприятное самочувствие, что порой возникает в быстро перемещающемся транспортном средстве. Особенно часто с этим сталкиваются дети. Достаточно часто можно услышать от маленьких пассажиров жалобы на тошноту и головокружение. А истоки подобного состояния можно найти в работе одного из органов организма, который называется вестибулярный аппарат.

Дело в том, что данный орган предназначен для ориентирования в пространстве, то есть с его помощью человек имеет возможность соотносить изменения в положении головы и тела с информацией, поступающей от других органов чувств. А показаниями негативных изменений в функционировании вестибулярного аппарата можно считать тошноту и головокружение. Кроме того, неправильная работа этого органа может стать причиной серьезных заболеваний. Для того, чтобы предотвратить подобное следует регулярно заниматься специальными упражнениями. Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Как тренировать вестибулярный аппарат в домашних условиях

Тренированный вестибулярный аппарат позволяет вести более комфортную жизнь, когда использование различного рода транспорта не становится причиной ухудшения состояния. И в связи с этим тренировки для этого органа – важный компонент для современного человека, который не хочет иметь ограничений.

При этом важно понимать, что развитый вестибулярный аппарат – это не только тренировки на центрифуге, которую используют летчики и космонавты, но и комплексы достаточно простых действий, которые выполнить в домашних условиях может каждый. Кроме того, тренировки вестибулярного аппарата обычно не занимают много времени – специалисты рекомендуют уделять в день около 10-15 минут. Результатов возможно достигнуть в течение нескольких недель, но для поддержания этого органа в тонусе тренироваться следует постоянно.

Стоит также отметить и тот факт, что для положительного эффекта от тренировок необходимо начинать с малого числа упражнений, с течением времени увеличивая продолжительность занятий, их сложность, а также количество. Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка?

Многие замечали, что в движущемся транспорте у детей часто случаются приступы дурноты и неустойчивости. Это связано с еще неразвитым вестибулярным аппаратом. И для того, чтобы в будущем они могли без негативных последствий использовать различные виды передвижения, наблюдать за быстро перемещающимися объектами, следует с ранних лет заниматься развитием этого органа.

Упражнения, направленные на развитие органа, меняются в зависимости от возрастной группы, к которой относится на данный момент «будущий космонавт»:

Как тренировать вестибулярный аппарат у взрослых

Вестибулярный аппарат – это орган, развитие которого возможно в любом возрасте, таким образом каждый взрослый человек имеет возможность подобрать себе наиболее подходящие тренировки в зависимости от типа проблемы и свободного времени.

Правда, необходимо отметить, что первое время занятия могут становится источником головокружения или же тошноты. Но это вполне закономерный эффект, ведь вестибулярный аппарат фактически не готов к тем нагрузкам, которые на него оказываются. В связи с этим специалисты рекомендуют:

Упражнений для вестибулярного аппарата достаточно много: есть те, которые надо осуществлять стоя, а есть – для сидячего положения. Например, есть следующее упражнение: в положении сидя необходимо вытянуть руки на уровне плеч, держа в каждой руке по карте. Не меняя положения головы, следует фокусировать взгляд попеременно на каждой карте в течение минуты.

При этом упражнения на вестибулярный аппарат могут быть достаточно веселыми. Так, взять на себя роль тренажеров могут аттракционы, качели, кресло-каталка и ходьба по узким бордюрам.

Источник

Тест по физической культуре (9 класс)

Тест по физической культуре (9 класс)

Вопрос №1. Какой город принимал в 2010 году XXI зимние Олимпийские игры?

A) Саппоро;

B) Осло;

C) Ван­кувер

Вопрос №2. Раиса Сметанина, Галина Кулакова, – чемпионки Олимпийских Игр в …?

A) гимнастике;

B) лыжных гонках;

C) биатлоне

Вопрос №3. Когда в России отмечается ежегодно Олимпийский день?

A) 1 августа;

B) 23 июня;

C) 9 сентября

Вопрос №4. В каком году проводилась Первая летняя Спартакиада молодёжи России?

A) 2006;

B) 2002;

C) 1998

A) всероссийская физическая спортивная культура готов к труду и обороне;

B) высший физкультурно-совершенный комплекс готов к труду и обороне;

C) всероссийский физкультурно-спортивный комплекс готов к труду и обороне

Вопрос №6. Чему способствуют физкультурные паузы в режиме дня?

A) повышению эффективности обучения;

B) достижению максимума физического развития;

C) закаливанию организма

Вопрос №7. Как принято обозначать сдвиги, происходящие в организме занимающихся в результате выполнения упражнений?

A) нагрузку;

B) тренировочный эффект;

C) утомление

A) изменяющим структуру мышц;

B) приводящим к стрессу;

C) приводящим к избыточной массе тела;

D) снижающим устойчивость организма к инфекциям

Вопрос №9. Какие упражнения способствуют развитию вестибулярной устойчивости?

A) челночный бег;

B) подвижные игры;

C) упражнения на равновесие

Вопрос №10. Что составляет основу освоение ценностей, накопленных в сфере физической культуры?

A) физического воспитания;

B) физического совершенства;

C) повышения работоспособности

Вопрос №11. При воспитании какого качества особо важное значение приобретает разминка?

A) силы;

B) выносливости;

C) быстроты

Вопрос №12. В какой профессии в большей степени проявляется физическое качество «ловкость»?

A) повар;

B) инженер;

C) учитель

Вопрос №13. В каком возрасте наблюдается наиболее интенсивный прирост выносливости?

A) от 10 до 14 лет;

B) от 14 до 20 лет;

C) от 20 до 25 лет

Вопрос №14. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…?

A) развитием существования человечества;

B) географическим расположением обитания людей;

C) характером трудовых и боевых действий

Вопрос №15. В каком году возникла отечественная лёгкая атлетика?

A) 1890 году

B) 1888 году

C) 1908 году

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1. Правильный ответ — C

Вопрос №2. Правильный ответ — B

Вопрос №3. Правильный ответ — B

Вопрос №4. Правильный ответ — A

Вопрос №5. Правильный ответ — C

Вопрос №6. Правильный ответ — A

Вопрос №7. Правильный ответ — B

Вопрос №8. Правильный ответ — A, C, D

Вопрос №9. Правильный ответ — C

Вопрос №10. Правильный ответ — A

Вопрос №11. Правильный ответ — C

Вопрос №12. Правильный ответ — A

Вопрос №13. Правильный ответ — B

Вопрос №14. Правильный ответ — A

Вопрос №15. Правильный ответ — B

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Номер материала: ДБ-1194067

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников

Время чтения: 2 минуты

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Формирование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры через игровую деятельность

Понятие и виды равновесия. Сущность, значение и классификация координационных способностей в управлении движениями. Средства и методы формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

РубрикаСпорт и туризм
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления13.03.2017
Размер файла642,2 K

Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Смотреть картинку Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Картинка про Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что. Фото Развитие вестибулярной устойчивости атлетов способствуют что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Формирование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры через игровую деятельность

Грошева Лариса Владимировна

Норина Наталья Николаевна

Значение равновесия и вестибулярной устойчивости для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления равновесия и вестибулярной устойчивости. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Понятие «равновесие» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под равновесием следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на равновесие. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития вестибулярных способностей.

Ведущую роль в трактовке равновесия отводят вестибулярным функциям центральной нервной системы.

Вестибулярная устойчивость обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Поэтому вестибулярная устойчивость в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания.

Объект исследования: процесс физического воспитания.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста.

Цель: Изучение влияния игровой деятельности на формирование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

-Раскрыть сущность, значение, классификацию координационных способностей в управлении движениями и биомеханические аспекты сохранения равновесия тела человеком.

-Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста.

-Изучить основы развития способности к равновесию, средства и методы формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

-Выявить уровень развития вестибулярной устойчивости и равновесия у младших школьников.

— Подобрать игры и игровые упражнения и разработать серию занятий подтверждающих их эффективность в формировании вестибулярной устойчивости и равновесия.

— Проанализировать эффективность проведенной работы.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:

1.Анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме;

2. Контрольные испытания;

4. Первичная математическая обработка;

5. Сравнительный анализ.

Теоретико-методологической базой исследования являются: фундаментальные положения теории физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов, В. Н. Платонов; теория развития координационных способностей в школьном возрасте (В.И. Лях, А.Г. Карпеев).

Практическая значимость работы заключается в том, что проведённые нами исследования могут быть использованы учителями начальных классов ведущих уроки физической культуры, учителям физкультуры для формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего начального возраста.

Базой исследования является, «Талицкая МАОУ СОШ№4» 2 класс.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, с обозначенной в нем актуальностью и проблемой, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность, значение и классификация координационных способностей в управлении движениями

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи [20].

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Так как этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

Классификация координационных способностей.

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие [1].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [28].

Статическая устойчивость необходима в прицельных упражнениях: стрельбе из винтовки, ружья, пистолета, лука, метании мяча в цель, сохранении позы в гимнастике и так далее.

Динамическая устойчивость проявляется в движении, в особенности при меняющейся ситуации, например, в игре (футбол, баскетбол, хоккей и другие). К динамической устойчивости относят способность противостоять укачиванию[4].

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту и физической культуре в школе можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

— способность к реагированию;

— способность к равновесию;

— вестибулярная способность (статокинетическая);

— дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;

Способность к реагированию: позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем).

Ориентационная способность: возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Ритмическая способность: способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.

Способность к равновесию: сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером) [17].

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость: способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов).

Дифференцированная способность: при воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания.

1.1.1 Понятие и виды «вестибулярной устойчивости»

Прежде, чем обозначить понятие вестибулярной устойчивости, стоит сказать об их важности в развитии человека.

Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», то естьнельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями.

Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в числе последних.

Начиная с 30-х годов исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 специальных и специфических проявляемых вестибулярной устойчивостью, таких как:

— вестибулярная устойчивость больших мышечных групп всего тела;

— равновесие со зрительным контролем и без него;

— равновесие на предмете;

— быстрота перестройки двигательной деятельности.

Среди равновесия называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы.

Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин «вестибулярная устойчивость», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию.

Однако термин вестибулярная устойчивость не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие»), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и другие)[9].

Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и другие), во многих видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика, водные лыжи), в трудовой деятельности (авиация, космонавтика).

Улучшение вестибулярной (статокинетической) устойчивости на уроках физической культуры и в процессе занятий спортом должно идти посредством повышения общей физической подготовленности и разностороннего развития координационных способностей путем систематического применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора. Среди них следует назвать аналитические координационные упражнения:

1) наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в ходьбе и беге, в прыжках;

2) повороты: в ходьбе, в беге, в прыжках (на заданное и максимальное количество градусов, серийные);

3) вращения: в ходьбе, беге, прыжках;

4) акробатические упражнения (всевозможные кувырки, перекаты, в том числе с закрытыми глазами);

5) отдельные гимнастические упражнения на снарядах, предъявляющие повышенные требования к вестибулярному анализатору;

6) стойки на неустойчивой опоре.

Синтетические координационные упражнения, совершенствующие статокинетическую устойчивость, могут включать:

1) два и более вышеперечисленных заданий, например:

а) из исходного положения наклон вперед, 1-2 поворота, кувырок на мате, встать, выпрямиться, повторить то же (в зависимости от возраста и подготовленности можно выполнять до 10 поворотов и 10 кувырков)

б) то же, но после этого постараться удержать равновесие, стоя на месте (статическое), или точно пройти по прямой (динамическое);

2) сочетание аналитических координационных упражнений на статокинетическую устойчивость со всевозможными другими упражнениями на координационные способности (например, несколько кувырков подряд в сочетании с бросками на меткость, точность или с заданиями на равновесие и так далее);

3) отдельные аналитические координационные упражнения на статокинетическую устойчивость во всевозможных полосах препятствий, в круговой тренировке, эстафетах[8].

Для направленного совершенствования функций вестибулярного аппарата применяются также упражнения с вращениями, выполняемые на различных снарядах (на подкидной доске, батуте, трамплине) или с помощью специальных вращательных тренажеров (самодвижущиеся допинги, подвесные колеса, центрифуги, кресла, в том числе электровращающиеся).

Виды вестибулярной устойчивости:

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие.

Специальные относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают:

— во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, плавание); локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и ациклических двигательных действиях (прыжки);

— в нелокомоторных движениях тела в пространстве;

— в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура);

— в движениях перемещения вещей в пространстве;

— в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях;

— в действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой).

В приведенную систематизацию не вошло еще ряд групп, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация вестибулярной устойчивости.

К наиболее важным из специфических, или частных (горизонтальная классификация) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость[23].

Каждая способность не является однородной, а имеет сложную структуру. В способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности.

Методы вестибулярной устойчивости:

Наиболее эффективным методом воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. Игровой метод с дополнительными заданиями предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и тому подобное. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача, как можно больше детей «запятнать» за 3 мин, или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи ученик должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Например: при игре в баскетбол во время атаки школьник должен сам прогнозировать возможность возникновения той или иной двигательной задачи, а следовательно, и ее решения посредством того или иного двигательного действия (бросать ли мяч по кольцу, или отдать его партнеру, или создать трудности передвижению соперника)[21].

физический школьный вестибулярный устойчивость

1.1.2 Понятие и виды равновесия

Одним из важных координационных качеств является равновесие-способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении различных двигательных действий. Определенный уровень развития этого качества обеспечивает устойчивость тела в статических и динамических позах.

Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия: (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля) связаны с сохранением равновесия тела. Снижение степени его проявления является серьезным сигналом нарушения двигательной функции, а, следовательно, ухудшение здоровья, поэтому постоянная работа по развитию равновесия является необходимым условием укрепления физического состояния[24].

Двигательная деятельность во многом определяется также уровнем развития быстроты и выносливости. Выполнение многих двигательных актов (бег, ходьба, плавание) требует не только значительно силовых затрат в течение определенного времени, но и различной скорости. Следовательно, высокий уровень развития всех физических качеств является необходимым условием для успешного выполнения различных упражнений. Важным фактором, обуславливающим развитие равновесия, является степень проявления координационных качеств.

Для сохранения равновесия требуется хорошая ориентация в пространственных, временных из силовых параметров движения, быстрое принятие рационального положения тела, правильный выбор исходного и конечного положения.Чем выше уровень развития координационных качеств, тем устойчивее положение тела, как статистических, так и в динамических позах.

Привычка к сохранению равновесия тела во время ходьбы эксплуатируется на другие виды деятельности: бег езда на велосипеде греблю и так далее. Сохранение устойчивого положения тела имеет большое значение для удержания статических и динамических поз, а также в движениях, связанных с перемещением различных тяжестей.

При недостаточной устойчивости тела и слабом мышечном тонусе происходит деформация осанки, что негативно сказывается на состоянии здоровья.

Удержание равновесия связано с развитием подвижности в суставах. На устойчивость тела существенное влияние оказывает рациональное расположение частей тела над опорой. Чем выше подвижность в суставах, тем легче это рационально осуществить. Кроме того, достаточно высокая подвижность в суставах позволяет, в случае необходимости, быстро изменить высоту общего центра тяжести тела, приблизив его к опоре, и сохранить равновесие.

На развитие равновесия в определенной мере влияет степень проявления ловкости. Достаточно высокий уровень мышечной и внутримышечной координации помогает сохранить довольно устойчивое положение тела. Поэтому совершенствование координации должно быть длительным и постоянным. С этой целью рекомендуется выполнять различные перекаты (вперед, назад, в одну и в другую сторону, доступные акробатические упражнения горки, стойки на лопатках, на голове и руках).

Методика развитие способности к равновесию у детей младшего школьного возраста.

Одними из важных аспектов в изучении данной проблемы являются исследование особенностей развития способности к равновесию и тренировка в разные периоды жизни человека и, в частности, у детей.

Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом [14]. Принято считать, что сенситивным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку. Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом.

Специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период морфологического созревания ведущих в механизме регуляции равновесия тела анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Такая своевременность позволит достигнуть высокого уровня их развития в последующие годы жизни человека.

В качестве основных средств развития способности к равновесию у детей, кроме упражнений предусмотренных программой (1-2 класса), должны использоваться специальные двигательные задания с избирательным и комплексным воздействием на функции вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов.

Наряду с бурными морфологическими и функциональными перестройками, происходящими в организме 7-летнего ребенка, налицо дисгармония между его физическим и нервно-психическим развитием.

Таким образом, возникает потребность в создании методики специальной подготовки детей 7 лет при условии всестороннего и гармонического их развития. Реализация такого подхода к целенаправленному развитию функций равновесия гарантируют успешность освоения детьми 7-летнего возраста азов акробатической подготовки, и является существенным дополнением к комплексу мероприятий по подготовке их к систематическому обучению в общеобразовательной школе[13].

1.2 Биомеханические аспекты сохранения равновесия тела человеком

Многие исследователи отмечают, что деление «равновесия» на статические и динамические формы чисто условно, так как тело человека никогда не находится в строгой статике. Это обуславливается процессами дыхания, циркуляцией крови, перистальтикой кишечника, сердцебиением, перераспределением мышечного тонуса и другими процессами, ведущими к перемещению масс тела человека, что, в свою очередь, отражается в изменении амплитуды и частоты колебаний его общего центра масс (ОЦМ)[18].

Как известно, положение физического тела характеризуется:

1. Позой (иначе говоря, формой);

4. Отношением к опоре.

Кроме этого, на любое тело (живой или не живой природы), находящееся на Земле, действуют различные по характеру и направлению силы (внешние и внутренние; статические и динамические; укрепляющие и замедляющие).

При анализе равновесия тела человека необходимо учитывать следующие обязательства:

1. Площадь фактической опоры всегда больше площади эффективной опоры (то есть зоны, в которой можно восстанавливать и удерживать равновесие). Мягкие ткани и недостаточно сильные мышцы неспособны уравновесить нагрузку, и опрокидывание будет раньше, чем линия силы тяжести пересечет край опорной поверхности;

2. Тело человека при действии на него опрокидывающих сил чаще всего не сохраняет позы, а лишь изменяет свою конфигурацию вследствие перемещения звеньев опорно-двигательного аппарата [10].

Элементами устойчивости тела (системы тел) принято считать: время фиксации позы, амплитуду, частоту и период колебаний ОЦМ.

Многочисленными исследованиями доказано, что существует обратная зависимость между показателями размаха колебаний ОЦМ тела и функцией равновесия у человека[10].

На локализацию ОЦМ тела человека влияют следующие факторы:

1. Пол (у женщин ОЦМ тела ниже, чем у мужчин, а значит и показатели равновесия лучше);

3. Спортивная специализация (у спортсменов со значительной гипертрофией мышц нижних конечностей ОЦМ тела находится ниже, например, у футболистов и конькобежцев);

4. Особенности конституции тела и многие другие.

В связи с этим ряд авторов Стрелец В.Г., Карпеев А.С., утверждают, что показатели равновесия тела косвенно отражают психофизиологическое состояние человека и его уровень состояния общей в частности, физической и умственной работоспособности.

Подводя итог обзору литературы по освещению вопросов биомеханических аспектов сохранения человеком статического и динамического равновесия, необходимо отметить, что общим для этих форм двигательной деятельности является комплексная работа одних и тех же анализаторов и, в первую очередь вестибулярного, зрительного и двигательного[18].

Важная роль в осуществлении оперативной коррекции движений человека, в том числе и в актах поддержания равновесия тела, несомненно, принадлежит двигательному анализатору. При сохранении равновесия тела участвует почти вся скелетная мускулатура. Рецепторы, находящиеся в мышцах, (мышечные веретена), сухожилиях, участвуют в восприятии положения и движения конечностей тела. Равновесие тела человека осуществляется сложным рефлекторным взаимодействия комплекса анализаторов, ведущими в котором является вестибулярный, зрительный и двигательный. Доминирующее значение может принадлежать то одному, то другому из них в зависимости от конкретных форм пространственного анализа. Например, при выключении зрительного контроля повышается роль вестибулярного и двигательного анализаторов в функции равновесия.

Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни.

1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития должны учитываться при организации физического воспитания в начальных классах. Ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрамии обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами. Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха. Точность пространственных перемещений в отдельных суставах прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет. Средствами ее развития являются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметры расположения тела и его звеньев задаются преподавателем [18].

Развитие точности пространственных ощущений осуществляется в несколько этапов. На первом этапе с помощью простых упражнений у детей развивают чувство оценивать пространственное расположение отдельных звеньев тела (наклон туловища на 90). На втором этапе предполагается воспроизвести различные позы по заданию. Усложнение осуществляется за счет воспроизведения поз в сочетании с перемещением. Например, во время ходьбы по сигналу преподавателя школьники останавливаются и воспроизводят заданную позу. На третьем этапе развитие точности пространственных перемещений достигается посредством самостоятельного выбора.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. Возраст 7 лет является критическим в становлении двигательной функции и характеризуется всплеском в развитии координации движений. В этот период у детей улучшаются точность, выразительность движений. Однако уровень развития координации движений и сформированных моторных навыков у детей, начинающих обучение в школе, еще крайне низок.

При освоении сложных двигательных действий (например, в спортивной акробатике) внимание ребёнка в первую очередь нужно обращать на точность выполнения, а затем только улучшать другие кинематические и динамические характеристики техники (в частности, скорость).

Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности [26].

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) [12].

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определено для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Таким образом, именно в младшем школьном возрасте нужно формировать в упражнениях вестибулярную устойчивость и равновесие одновременно. Вот поэтому необходимо уделять им больше внимания.

1.4 Средства и методы формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Средства и методы подбираются с учетом психофизиологических изменений в этом возрасте.

Принято выделять три типа специальной тренировки органов и систем, ответственных за равновесие тела человека.

Возраст 7 лет является критическим в становлении двигательной функции и характеризуется всплеском в развитии координации движений. В этот период у детей улучшаются точность, выразительность движений. Однако уровень развития координации движений и сформированных моторных навыков у детей, начинающих обучение в школе, еще крайне низок[26].

При освоении сложных двигательных действий (например, в спортивной акробатике) внимание ребёнка в первую очередь нужно обращать на точность выполнения, а затем только улучшать другие кинематические и динамические характеристики техники (в частности, скорость).

Игровая деятельность как средство развития способности к вестибулярной устойчивости и равновесию.

Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры с дополнительными заданиями и без них, предусматривающие выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями.

Акробатическая тренировка с ее богатым арсеналом средств позволяет достичь высших результатов в развитии способности к равновесию у человека (особенно, если эти средства начинать использовать в период 7 лет). Так как наибольший эффект тренировки функций равновесия может дать в период морфологического сдерживания и функционального совершенствования органов и систем, участвующих в актах сохранения статодинамической устойчивости тела.

В качестве средств, тренировки функции равновесия у человека, чаще всего используются акробатические элементы.

При развитии способности к равновесию у человека наиболее эффективными методическими приемами являются:

1. Уменьшение площади опоры и уменьшение ее высоты;

2. Переход от статического положения к передвижению и наоборот;

3. Введение неустойчивой опоры;

4.Раздражение вестибулярного (различными вращательными пробами), зрительного (полное или частичное выключение зрительного контроля) и других анализаторов;

5. Введение сбивающего фактора (например, противодействие партнера).

Средства спортивной («малой») акробатики являются наиболее доступным и одновременно эффективным средством развития способности к равновесию у детей 7 лет. Следует отметить, что физическая нагрузка не должна превышать возрастные возможности младших школьников, а при освоении ими соревновательных упражнений важно соблюдать установленные программные нормативы и требования [2].

С первых попыток следует учить детей технически правильно выполнять физические упражнения. Причем для прочного закрепления изучаемого движения, их следует систематически повторять, постепенно усложняя условия выполнения.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Определение уровня формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста

Поэтому в школьном возрасте не менее важно совершенствование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста. Тем более что этот возраст, является наиболее благоприятным в этом отношении.

Поэтому цель нашего исследования: изучение влияния игровой деятельности на формирование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

На основании цели исследования была сформулирована следующая практические задачи:

— Выявить уровень развития вестибулярной устойчивости и равновесия у младших школьников.

— Подобрать игры и игровые упражнения и разработать серию занятий подтверждающих их эффективность в формировании вестибулярной устойчивости и равновесия.

— Проанализировать эффективность проведенной работы

1.На первом этапе для решения поставленных задач использовался следующий метод исследования: анализ служебной документации. Целью данного метода является получение информации состояния здоровья исследуемых.

2.На втором и пятом этапах применялся метод педагогического контрольного испытания. На втором этапе с целью определения уровня развития вестибулярной устойчивости и равновесия, на пятом этапе с целью определения, динамики формирования вестибулярной устойчивости и равновесия младших школьников. Определение уровня контрольного испытания младших школьников 8 лет определялось рядом испытаний, проводимых по общепринятой методике. Испытания включили в себя: функциональные пробы Ромберга и пробы Уемуры.

3.На третьем этапе были подобраны игры и игровые упражнения для формирования вестибулярной устойчивости и равновесия.

4. На четвёртом этапе было проведено педагогическое исследование с целью использования игровой деятельности на уроках физической культуры для формирования вестибулярной устойчивости и равновесия.

Педагогическое наблюдение осуществлялось на всех этапах исследования. Процесс педагогического наблюдения заключался том, что в течение проведения тестирований велось фиксирование данных, проводилось обобщение полученных результатов, регулировалась физическая нагрузка и отношение детей к занятиям.

5. Первичная математическая обработка полученных данных применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.

Данное исследование проводилось с 20 апреля по 16 мая 2015 года в исследовании приняли участие ученики второго класса, в количестве 18 человек в возрасте 8-9 лет, общеобразовательной школы №4 г.Талица, Свердловской области.

В первый день исследовательской работы было проведено ознакомление и анализ специальной документации. В результате ознакомления со страничкой здоровья в классном журнале было выявлено: у 1человека освобождение от физкультуры, после просмотра медицинских карт нам стало известно, что у 3 человек специальная медицинская группа и у 2 человек были предоставлены справки на 2 недели по болезни.

-Проба должна быть нагрузочной, то есть должна вызывать сдвиги в исследуемой системе;

-Проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;

— Проба должна быть объективной и безвредной;

-Необходимо вести протокол тестирования;

-Необходимо проинструктировать обследуемого о проведении тестирования.

Контрольные испытания соотносились с автором, в определенной последовательности, в одних условиях в один и тот же день для определения уровня координационных способностей.

1. Функциональная проба Ромберга. Цель: определение состояние нервной системы и состояние вестибулярного аппарата.

Результаты средних показателей тестирования приведены в таблице №1. Изучив данные результатов в таблице №1, сравнительный анализ средних показателей развития с нормативами говорит о низком уровне развития вестибулярной устойчивости. У мальчиков результат ниже низкого уровня на 4 сек, а у девочек на 5,3.

Таблица №1. Результаты среднего показателя уровня вестибулярной устойчивости и равновесия по пробе Ромберга

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *