Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Источник

Права и свободы человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Смотреть фото Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Смотреть картинку Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Картинка про Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Фото Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Смотреть фото Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Смотреть картинку Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Картинка про Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности. Фото Разъясните что означает принцип полноты прав и свобод личности

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

Источник

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Статья 17 Конституции РФ провозглашает:

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».

Статья 18 Конституции РФ провозглашает:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».

Статья 19 Конституции РФ провозглашает:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.».

Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.

Положения главы 2 развивают установленную статьей 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции, но и иных, общепризнанных на международном уровне.

В действующей Конституции права и свободы в Российской Федерации регулируются на основе таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.

Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:

1) принадлежат индивиду от рождения;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.);

4) являются непосредственно действующими.

Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.

Конституционное закрепление естественных прав человека означает, что:

— федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;

— правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;

— физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными. Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.

Закрепленный в ст. 55 Конституции принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Основы правового статуса человека и гражданина. Общие положения

Понятие основ правового статуса личности

Конституция РФ 1993 г. закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с концепцией, изложенной во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и международными пактами 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, что принципиально отличается от концепции закрепления основ правового статуса личности, которая воплощалась в ранних советских конституциях.

Впервые такой подход был реализован в Конституции РСФСР 1978 г. в соответствии с принятыми ранее Декларацией прав и свобод человека, а затем Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Внесенные изменения в разд. II Конституции РСФСР 1978 г. «Государство и личность» стали первым результатом приведения конституционного законодательства нашей страны к нормам международного права о правах и свободах человека и гражданина. Если сравнивать с ранними советскими конституциями, то изменения коснулись всех основ, закрепляющих статус человека и гражданина.

В первую очередь закреплено, что признание достоинства и равных и неотъемлемых прав человека является основой свободы, справедливости и всеобщего мира в соответствии с задачами уважения этих прав и свобод и обеспечения их всеобщего и эффективного признания и осуществления.

Во-вторых, важным этапом осмысления нового подхода к пониманию основ правового статуса личности стал отказ от классового подхода при закреплении правового статуса человека, политические права перестали служить интересам народа и целям укрепления и развития социалистического и коммунистического строительства (ст. ст. 45, 49 Конституции РФ). В Конституции 1993 г. одной из основ конституционного строя закреплено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), идеологическое и политическое многообразие гарантируется государством, введен запрет на установление государственной и обязательной идеологии (ст. 13).

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к запрету свободно мыслить, высказывать и защищать свои позиции. Инакомыслие преследовалось по закону вплоть до физического уничтожения граждан, объявленных «врагами народа». Классово-идеологический подход неприменим в демократическом, правовом государстве. Именно поэтому права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция РФ признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

В-третьих, в соответствии с признанием себя частью международно-правового пространства, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Российская Федерация впервые на конституционном уровне признала и закрепила категорию «права человека» (ст. 17). Отходя от классового понимания человека как биологического вида, через ранее использовавшиеся понятия «трудящийся», «личность» современная доктрина конституционного права останавливается на закрепленных на международном уровне понятиях «человек» и «гражданин».

Современная Конституция содержит оба понятия, поскольку каждое из них отражает различные аспекты статуса личности.

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию. В юридической литературе проблема соотношения прав человека и прав гражданина решалась неоднозначно, причем расхождения порой были весьма значительны. В частности, указывалось на необходимость резкого разъединения прав человека и прав гражданина, в конечном счете лишение прав человека качеств юридической категории (И.Е. Фарбер). Впрочем, данная концепция, выдвинутая в 1960-х годах, тогда же подверглась критике (Г.В. Мальцев). Другой подход строится на признании равнозначности категорий прав человека и прав гражданина. И все же тенденция к сближению этих двух категорий, по-видимому, намечается (В.С. Нерсесянц).

Всеобщая декларация прав человека гарантирует номинальный объем прав человека, подчеркивает их неотъемлемость, независимость, во-первых, от каких-либо различий в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; во-вторых, от политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Понятие «права гражданина» дополняет права личности как гражданина государства, вытекает из принадлежности человека к гражданству конкретного государства и ставит реализацию этого права в зависимость от этой принадлежности.

В-четвертых, важной чертой действующей Конституции РФ является признание концепции права каждого человека, т.е. субъектом является индивид. В то же время она содержит понятие «народ» в понимании носителя суверенитета и источника власти, которое отличается от социалистической концепции «коллективного субъекта», основанной на принципе коллективизма. Коллективность в современной Конституции во многом отвергается признанием идеологического многообразия (ст. 13), светскостью государства (ст. 14), принадлежностью прав и свобод каждому индивидуально (ст. 17), ограничением прав и свобод в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ст. 55).

В-пятых, Конституция РФ 1993 г. устанавливает приоритет интересов личности перед интересами государства (ст. ст. 2, 18), обязанность государства охранять права и свободы человека от посягательства (ст. ст. 17, 61, 63), ответственность государства за вред, причиненный личности (ст. 53), возможность законного ограничения прав и свобод в исключительных случаях (ст. ст. 55, 56), дает основу для становления институтов гражданского общества.

В-шестых, определяющая данный институт норма о человеке, его правах и свободах как высшей ценности в действующей Конституции отнесена к основам конституционного строя (ст. 2), права и свободы принадлежат человеку от рождения, государство не предоставляет их, права и свободы неотчуждаемы (ст. 17) и являются непосредственно действующими (ст. 18). Эта позиция отражена в международных актах, гарантирующих права человека.

В-седьмых, признавая себя частью международного сообщества, Российская Федерация прямо закрепляет примат международного права в области прав человека (ч. 4 ст. 15). Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Положения действующей Конституции об основах правового статуса личности наряду с положениями об основах конституционного строя Российской Федерации отнесены к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

Конституция РФ не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан, провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Основного Закона. В Конституции закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.

Принципы правового статуса человека и гражданина

В содержание основ правового статуса граждан входят также и принципы, на которых он строится. По ним можно судить о правовом статусе личности в целом. Они отражают коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в обществе. К числу основных принципов правового статуса личности можно отнести следующие:

Принцип полноты прав и свобод личности означает, что права и свободы гарантируются государством во всех областях жизнедеятельности человека: социально-экономической, духовной, политической и в сфере личной свободы. Этот принцип означает также, что государство закрепляет те права и свободы, которые с социальной точки зрения могут быть реализованы, соответствуют достигнутому уровню развития общества, отвечают положениям международно-правовых документов о правах человека.

Принцип юридического равенства есть не что иное, как равенство общественного положения людей по закону. Оно означает отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод граждан либо привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера знаний, места жительства и других обстоятельств.

Закрепленный Конституцией России (ст. 19) принцип равенства есть равенство граждан перед законом. Он включает в себя равенство прав и свобод, т.е. равноправие граждан, равенство обязанностей для всех граждан, равные основания их юридической ответственности, равенство перед судом и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реальность правового положения граждан обеспечивается материальными (экономическими), политическими, социальными и духовными общими гарантиями. Общие гарантии действуют в неразрывном единстве не только между собой, но и с юридическими (специальными) гарантиями.

Развитие правового статуса личности неразрывно связано с поступательным движением общества и государства, отражает основные исторические этапы этого процесса. Правовой статус в его развитии служит одним из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами, достижения наиболее рационального их сочетания в соответствии с достигнутыми возможностями общественного развития. В Конституции РФ закреплен принцип максимального уравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 3 ст. 62) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Ограничение прав и свобод

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Конституция РФ, допуская возможность ограничения прав, одновременно устанавливает пределы такому ограничению, а также строгие основания и порядок реализации мер, ограничивающих права граждан.

Конституционные положения об ограничении прав и свобод начинаются с установления незыблемости этих прав. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той степени, в какой это необходимо в целях:

Это закрытый список оснований для ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55). Ограничение прав и свобод допускает и международное право (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Ограничение прав и свобод по этим основаниям возможно при наличии двух условий одновременно:

Вопрос о необходимости принятия в данном случае федерального конституционного закона остается открытым.

Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений обосновал требование соблюдения соразмерности ограничения прав и свобод как гарантии от слишком широкого толкования условия о «мере необходимости».

Ограничения прав и свобод возможны только для всего населения путем принятия закона, таким образом исключается возможность ограничения в отношении отдельных лиц. Индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими возможно только по решению суда.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. требует от государства при введении чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) официального объявления об этом другим государствам (ст. 4).

Статья 56 Конституции РФ требует при введении чрезвычайного положения на основании специального федерального конституционного закона указывать срок и пределы ограничения прав и свобод (ст. 5 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). При этом не подлежат ограничению права и свободы, перечисленные в ч. 3 ст. 56:

Перечисленные права и свободы должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Ограничения прав и свобод в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов (например, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон «О полиции» и др.).

В условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий (ч. 3 ст. 118).

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» предоставляет органам безопасности право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие; осуществлять дознание и предварительное следствие по определенным делам, иметь следственные изоляторы; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам и организациям, в определенных случаях; проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушение, и др.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет органам внутренних дел, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, государственной охраны право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия; устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц и др.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», в частности, предоставляет федеральным органам государственной охраны право задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения в местах пребывания объектов охраны; использовать в служебных целях транспортные средства организаций и граждан для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; беспрепятственно входить в жилые помещения граждан (об этих случаях, если вхождение в помещение происходит против воли граждан, органы охраны обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов); временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и др.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в частности, предоставляет войскам национальной гвардии право доставлять граждан в органы внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших установленные правила; производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, и др.

Кроме того, ограничения прав и свобод предусмотрены в Федеральном законе от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и в Федеральном законе от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», получивших в СМИ наименование «антитеррористический пакет законов депутата Государственной Думы И.А. Яровой и члена Совета Федерации В.А. Озерова». Так, например, изменения, устанавливающие запрет, во-первых, на размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением прямо оговоренных Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» случаев, во-вторых, на «перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности», были внесены положениями ст. 14 Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в ст. ст. 17 и 22 Жилищного кодекса РФ.

Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46), в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *