Ребенка болят в школе что делать

О профилактике заболеваний в школе: 10 шагов к здоровью школьника

Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе

10 шагов к здоровью школьника

1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.

Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).

Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.

2) Обрати особое внимание на подбор одежды.

Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.

В школе надевай сменную обувь.

3) Ежедневно измеряй температуру тела.

При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.

Не волнуйся при измерении температуры.

Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.

Если температура будет выше 37,0 С – тебе окажут медицинскую помощь.

4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.

Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики – не забывай об этом.

5) Что делать на переменах?

На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.

Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно – в туалет, медицинский кабинет.

6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.

При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.

Береги здоровье окружающих людей.

7) Регулярно проветривай помещения.

Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете – на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).

Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.

8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.

Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.

9) Питайся правильно.

Помни, что горячее и здоровое питание в школе – залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.

Перед едой не забывай мыть руки.

Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.

10) Правильно и регулярно мой руки.

Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.

Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.

Источник

Синдром седьмого сентября: откуда у детей простуда в начале учебного года?

Поделиться:

Скоро прозвенит первый звонок, и 1 сентября полусонные дети, которым пришлось непривычно рано вставать, снова сядут за парты, чтобы приступить к учебе.

Но проходит буквально неделя, и ребенок утром встает с температурой, кашлем и насморком.

Откуда простуда, ведь за лето он набрался сил и окреп? Скорее всего, родители столкнулись с «синдромом седьмого сентября».

Синдром седьмого сентября: школьный стресс

В летний период жизнь детей не обременена какими-либо заботами. Никаких тебе ранних подъемов, уроков и расписания.

И вот заканчивается лето, наступает сентябрь, нужно вновь вставать рано, всю неделю неподвижно сидеть за партой, каждый день учить уроки и проводить гораздо меньше времени на улице и за развлечениями.

Переход от беззаботного лета к напряженной осени – это серьезный стресс. Далеко не все школьники с нетерпением ждут начала учебы и рады встрече с одноклассниками.

В первые дни в школе уроков немного, пока еще свежи летние эмоции, дети рады встрече со школьными друзьями. Но проходит неделя, учеба входит в свою колею, и тогда стресс разворачивается на полную мощь, а, как известно из физиологии, – любой сильный стресс временно тормозит работу иммунной системы, поэтому снижается защита против инфекций.

Рано вставать после лета – тяжело, завтракать спросонья – не хочется, плюс погода постепенно портится – для вирусов и микробов путь открыт. Ребенок уже утомлен, он в стрессе, и организм никак не придет в себя.

У многих детей к концу первой школьной недели возникает состояние «выжатого лимона», будто они и не отдыхали всё лето. Это и есть «синдром седьмого сентября», когда на фоне отрицательных эмоций из-за резкой смены привычной жизни возникает еще и простуда.

Вопросы адаптации

К школе нужна адаптация и подготовка, и чем младше ребенок, тем длительнее этот период. К сожалению, таковой наши современные школы не предусматривают. Поэтому все дети, и активные холерики, и медлительные меланхолики, подвергаются одинаковой нагрузке. И процесс адаптации у всех течет по-своему.

Первокласснику нужно до 1–2 месяцев на полную адаптацию, ученикам средней и старшей школы – пара недель.

Но далеко не все родители знают о существовании «синдрома седьмого сентября», поэтому не акцентируются на вопросах адаптации к школе. Как результат, ко второй неделе сентября отмечается резкий всплеск ОРВИ среди школьников.

Ребенка болят в школе что делать. Смотреть фото Ребенка болят в школе что делать. Смотреть картинку Ребенка болят в школе что делать. Картинка про Ребенка болят в школе что делать. Фото Ребенка болят в школе что делать

При этом мать жалуется соседке по телефону: «не успели начать учебу – уже больничный». Это слышит ребенок, подсознательно считая себя виноватым, и это усугубляет стресс. А ведь большей частью вина за простуду лежит именно на маме, она не позаботилась о подготовке школьника к предстоящему началу обучения.

Как проявится синдром?

В этом году 1 сентября – это воскресный день, поэтому первые признаки можно ожидать после 8–9 сентября.

К выходным, после первой недели в школе, ребенок не в духе, капризный и недовольный, жалуется на головную боль или проблемы со стулом, у него плохой аппетит, он долго не засыпает. К вечеру ребенок выглядит сонным и усталым, плачет почти без повода и скандалит.

Также вероятны проблемы со зрением, краснота глаз и неожиданная температура, могут быть понос или рвота, причем без очевидных поводов.

У детей с хроническими патологиями (пиелонефрит, тонзиллиты, гастрит) возможны обострения болезни.

Что врач слышит на приеме?

Обеспокоенные родители приходят на прием к врачу с жалобами на тревожный сон малыша, подергивания во сне, вздрагивания и разговоры, частые пробуждения и трудности с засыпанием. Кроме того, они рассказывают, что ранее покладистый и смирный ребенок вдруг стал скандальным и нервным, либо его настроение резко меняется от эйфории и восторга до апатии, отстраненности и плаксивости.

Далее следует рассказ, что любая критика, неосторожное слово провоцируют приступ слез и криков, обиды, хотя ранее за ребенком такого не отмечалось. Утром подъем происходит с истериками, отказами от походов в школу и сниженным аппетитом.

В основе всего этого лежит резкая смена привычного жизненного уклада и режима, физическое и эмоциональное перенапряжение. А в начале второй школьной недели ребенок встает с заложенным носом и красным горлом, температурой и слабостью. Хотя еще накануне не было и намека на болезнь.

Организм защищается от стресса, пытается выкроить себе время на отдых, и ОРВИ – это своего рода вынужденная пауза.

Причем в этом нет ни капли симуляции, малышу на самом деле плохо. Кроме простуды, возможны проблемы с сердцем, давлением, желудком и неврозы.

Ребенка болят в школе что делать. Смотреть фото Ребенка болят в школе что делать. Смотреть картинку Ребенка болят в школе что делать. Картинка про Ребенка болят в школе что делать. Фото Ребенка болят в школе что делать

Как быть родителям?

Естественно, любые жалобы ребенка нельзя игнорировать. Тем более не стоит считать его симулянтом и отправлять в школу больным.

Важно отнестись с пониманием к проблемам ребенка и оставить его дома, на больничном.

А в идеале нужно проводить профилактику «синдрома седьмого сентября», и начинать готовиться уже сейчас, максимум – с августа, чтобы к сентябрю ребенок уже был готов к школьным нагрузкам.

Режим – основа профилактики

Самое сложное для детей – это переключение с одного режима дня на другой, радикально отличающийся по времени подъема и укладывания на сон. Поэтому родители должны переводить ребенка на школьный график постепенно: плавно, неторопливо, сдвигая время каждые 3–4 дня на 10–15 минут. Постепенно вводится и режим приема пищи, максимально приближенный к школьному графику.

Часть дня ребенка стоит занять статичными домашними играми, чтением книг, рисованием или иной деятельностью, частично имитирующей школьные занятия.

Это поможет постепенно переключаться с преимущественно физической активности на умственную.

Ребенка болят в школе что делать. Смотреть фото Ребенка болят в школе что делать. Смотреть картинку Ребенка болят в школе что делать. Картинка про Ребенка болят в школе что делать. Фото Ребенка болят в школе что делатьЧитайте также:
Синдром «нога-рука-рот» и другие летние заболевания у детей

Полезно будет к началу учебного года посоветоваться с педиатром, подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс или добавки (с йодом, рыбьим жиром, магнием), для того чтобы пить их за неделю до школы и потом на протяжении периода адаптации еще 2–3 недели.

В первую неделю учебы

Это самое трудное время для ребенка, и нужно всегда быть рядом, поддерживая и проявляя терпение. Не стоит в сентябре применять воспитательные меры жесткого, запретительного ряда (принцип «кнут и пряник»). В этом случае использование только «пряников» будет работать лучше и не навредит здоровью.

Всегда стоит помнить – плохие оценки – это не конец жизни, а вот проблемы со здоровьем – это уже серьезно.

Розовощекий и пышущий здоровьем троечник гораздо лучше бледного, анемичного отличника с вечно заложенным носом и синими кругами под глазами.

Обязательно нужно говорить с детьми, уделять им достаточно внимания. Они должны слышать и чувствовать любовь и поддержку родителей, а не идти домой с двойкой или тройкой в ожидании неизбежного наказания. Это только усилит стресс и ухудшит здоровье.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Осенние простуды у школьников

Лечиться самостоятельно или вызывать врача?

Школьник – это уже не новорожденный или грудной ребенок, простуды часто воспринимаются родителями достаточно спокойно, да, все дети болеют, особенно – в начале учебного года или зимой. Тем не менее, необходимо знать, когда можно лечиться дома самим, по уже «проверенным схемам», а когда все-таки необходим врач на дом?

В среднем, каждый школьник начальной школы переносит от 6 до 8 простудных заболеваний за учебный год. С возрастом, когда иммунная система ребенка развивается, количество простуд за год сокращается до 4-5 случаев, иногда и до еще меньшего количества.

Вопреки распространенному мнению о воздушно-капельном пути распространения возбудителей вирусных простудных заболеваний, не менее важным механизмом передачи инфекции является контактный – через кожу рук и при контакте рук со слизистыми оболочками рта, носа и глаз. Дети часто дотрагиваются до лица руками: сидя за партой подпирают подбородок ладонями, могут тереть глаза, или вытирать рот. В этот момент возбудители инфекций и попадают на кожу и слизистые оболочки.

Почему дети подхватывают вирусные, или как их обычно называют – простудные заболевания именно в школах?

Научите ребенка правильно мыть руки

Казалось бы, что тут сложного? Открыл кран, помыл. Каждый день жизни все люди делают это минимум два раза в день. На самом деле вся хитрость – во времени мытья. Продолжительность мытья рук должна быть не менее 20 секунд, за меньшее время не смыть микробов. Научите ребенка что во время мытья рук надо пропеть в уме всем известную песенку «Happy birthday to you» (это как раз и есть 20 секунд), и покажите, что мыть с мылом надо и пространство под ногтями, и все промежутки между пальцами.

Как почистить рот и нос?

Для профилактики простудных заболеваний важно ежедневно смывать болезнетворные микробы со слизистых носа и горла. «Смывание» можно делать как «наружу» (просто полоскать утром не только полость рта, но и горло. Попросите ребенка помыть нос морской водой и прополоскать горло после того, как он вернулся из школы.

Здоровый иммунитет – защита вашего ребенка

Для укрепления иммунитета ребенок должен

Помните: специально без назначения врача иммуностимулирующие препараты давать ребенку нельзя! Иммунная система очень сложна, самовольный прием лекарств может спровоцировать у ребенка развитие аутоиммунных процессов!

В каких случаях необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача?

Времена, когда пропуск ребенком школы приравнивался к измене Родине, давно прошли. Если Вы отправите простудившегося ребенка в школу, это не сделает его отличником учебы или вундеркиндом, но гарантированно приведет к двум последствиям:

Если температура тела у ребенка поднялась выше 37,0

Оставляйте ребенка дома, от посещения школы надо отказаться до тех пор, пока он не поправится. Мы рекомендуем не тянуть и сразу обратиться к педиатру. Врач во-первых убедиться, что температура связана именно с ОРВИ, во-вторых вовремя назначит соответствующее лечение. Если температура быстро вернулась в норму (за 1-2 дня) – дайте ребенку еще один «контрольный» день отдохнуть дома, чтобы убедиться, что с ним все нормально.

Может быть симптомом простуды, бронхита, воспаления легких, коклюша, бронхиальной астмы или аллергического состояния. Поэтому важно обратиться к врачу, чтобы разобраться в причинах кашля и начать лечение без промедления. Если кашель стал тяжелым и болезненным, если появилась зеленая, белая или желтая мокрота, мокрота с кровью – необходимо срочно вызвать врача.

Боль в горле: саднящая, постоянная, или при глотании

Может быть симптомом как простуды, так и стрептококковой инфекции. При стрептококковой инфекции требуется своевременное назначение антибактериальной терапии, т.к. эта инфекция опасна своими осложнениями на сердце и почки. Консультация врача-педиатра поможет выбрать правильную тактику лечения болей в горле. Самостоятельности тут не место, если у ребенка заболело горло даже без подъема температуры – вызывайте врача.

Если у ребенка покраснели глаза

веки отекли и появились гнойные выделения – это означает возникновение конъюнктивита. Ребенок в этот момент — заразный и не должен ходить в школу. Мы рекомендуем не ходить в поликлинику, а вызвать врача. Лечение – как правило не сложное (капли), которое быстро начинает помогать, но в школу «спешить» не стоит, мы советуем пробыть с ребенком дома еще как минимум сутки после окончания лечения.

Рвота у ребенка, даже если она однократная

Еще одним признаком многих заболеваний является рвота. Она может возникнуть как при вирусных инфекциях, так и при желудочно-кишечных заболеваниях. Оставьте ребенка дома, если ребенка вырвало. Опасное осложнение рвоты — обезвоживание организма.

Если рвота была однократно, и спустя сутки здоровье ребенка вернулось в норму, вы можете отпустить его в школу.

Если же рвота повторилась дважды в течение одних суток – вызывайте врача. Необходимо разбираться в причине, ставить диагноз и назначать лечение. Не стоит вести ребенка в поликлинику, т.к. рвота может повториться. Лучше всего при подозрении на острые кишечные инфекции вызвать педиатра на дом.

Диарея (понос) у ребенка

необходимо оставить ребенка дома. Поверьте, при постоянных позывах в туалет ребенок учиться нормально точно не сможет, а заболевание (особенно если это кишечная инфекция) даже за один «учебный» день может сильно развиться. Так же как и рвота, диарея может встречаться при инфекционных заболеваниях, кишечных инфекциях и тоже может стать причиной обезвоживания и нарушения водно-солевого баланса. Возвращаться в школу можно только после восстановления обычного оформленного стула.

Если ребенок жалуется на то, что у него болит голова, это не всегда признак «надвигающейся контрольной» или не сделанных уроков. Головная боль – это самый частый симптомом, который может встречаться при инфекционных заболеваниях, простуде, гриппе, и что очень опасно – при менингите. Оставьте ребенка дома, понаблюдайте за ним. Если головная боль не проходит, и, особенно, если она нарастает, обратитесь – вызывайте педиатра.

Сыпь может быть признаком инфекционных болезней,

таких как ветряная оспа, скарлатина, бактериальный менингит или импетиго. Наиболее опасно проявление геморрагической сыпи — при надавливании на кожу такая сыпь не исчезает. В этом случае надо вызывать врача немедленно, т.к. это может быть симптомом менингита или геморрагического васкулита. Держите ребенка дома до тех пор, пока не будет поставлен диагноз и исключена инфекция, либо врач не выпишет ребенка в школу.

Сильная боль в ухе тяжело переносится детьми, мешает им сосредоточиться на учебном процессе. Если ребенок пожаловался, что у него заболело ухо – это повод оставить ребенка дома и обратиться к ЛОР-врачу, т.к. невылеченные отиты могут быть причиной тяжелых осложнений. Ушные инфекции не являются заразными, и если действительно есть необходимость, Вы можете отправить ребенка в школу при хорошей теплой безветренной и не дождливой погоде. Разумеется, если боль в ухе не сильна и не мешает ребенку сосредотачиваться.

ребенка надо обязательно оставить дома и понаблюдать за ним. Возможно, боли пройдут после посещения туалета. Но непреходящая или усиливающаяся боль в животе, особенно если присоединяются другие симптомы (диарея, рвота, температура) является поводом к вызову врача-педиатра, а если боль усиливается крайне быстро, то необходимо вызвать бригаду неотложной помощи.

Когда можно справиться самим, не вызывая врача?

Не вызывать врача, а лечить ребенка своими силами или наблюдать за его состоянием можно только в тех случаях, когда Вы понимаете, что происходит с ребенком, и действительно уверены в том, что справитесь сами. Например, если у ребенка произошла однократная рвота, был эпизод диареи, которые больше не повторялись – можно понаблюдать ребенка одни сутки дома, и, если все в порядке, отправить его в школу. Однако при любом сомнении, ухудшении состояния ребенка, появлении непонятных симптомов – следует сразу же вызывать врача.

Ситуации, когда врача на дом надо вызвать сразу

Когда вызывать скорую помощь

Вызывать врач на дом или вести ребенка в поликлинику?

Выбор за вами, и в том и в другом случае есть определенные преимущества.

Если ситуация «плановая», не требует большой срочности, вы можете посетить поликлинику или медицинский центр.

Вызывайте врача на дом когда:

Важно: в медицинских центрах Группы Компаний «ВИРИЛИС» на дом приезжает не только педиатр (как в обычной поликлинике), но и детские врачи – узкие специалисты (ЛОР, невролог, ортопед, хирург, гастроэнтеролог, уролог и другие). Также забор всех анализов нашими лаборантами может быть выполнен у вас на дому.

Источник

Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать?

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ — эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура…

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».
Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».
Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать — терпеть или лечить?
Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета — т. н. первичные иммунодефициты — редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит — это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.
Таким образом, частые ОРЗ — в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита — т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

Главный вывод:
если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.

Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.
Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так — не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.
А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?

Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает — совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) — потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло — ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить — сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.

Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко — все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок.

Может все-таки обратимся к серьезным врачам?

— Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого — требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась…

— Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, — хорошие, внимательные, заботливые. Ура. Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось — и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут…

А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала — «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет…

И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.

Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк — вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы — родители.

Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности — виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных — это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей — вполне реальны.

Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно — ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.

Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание — это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко…

***
ВОЗДУХ

Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет — лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ЖИЛЬЕ

При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли — стандартные действия перед сном. На стене в комнате — термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное — утром после сна.

В прохладной влажной комнате. По желанию — в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ

Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ

По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели — постепенно уменьшать интенсивность нагревания.

ОДЕЖДА

Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества — постепенное.

ИГРУШКИ

Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, — от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки — накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.

ПРОГУЛКИ

Ежедневные, активные. Через родительское «устал — не могу — не хочу». Очень желательно перед ночным сном.

ЗАКАЛИВАНИЕ

СПОРТ

Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ

Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни — это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.

Главная задача родителей — в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 — «Профилактика ОРВИ». Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.

Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечить ОРВИ — это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ — это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела — вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований — от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.

В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.

Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад… А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!

Стало лучше — это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь — это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь — это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.

При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!

Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления — ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.

И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.

Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!

Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток.

Евгений Олегович Комаровский — педиатр, кандидат медицинских наук, автор популярных книг и телепрограмм, посвященных здоровью детей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *