Ребенком манипулируют другие дети что делать

Как защитить ребенка от манипуляций? 5 советов психолога

Современный ребенок часто сталкивается с манипуляциями при общении со сверстниками и учителями в школе, со взрослыми и даже с родителями. Эксперт Обрсоюза, педагог-психолог Наталия Махно делится профессиональными советами: как развить критическое мышление ребенка и защитить его от манипуляций?

Совет 1

Во-первых, не стоит принимать факты такими, как они есть. Научите ребенка проверять поступающую информацию на достоверность, исследовать факты, анализировать различные мнения, аргументы и убеждения. Если ему предстоит принять важное решение, необходимо взвесить все возможные последствия и выбрать оптимальное на основе логических выводов, а не под воздействием эмоций и сиюминутных желаний.

Совет 2

Во-вторых, научите ребенка задавать вопросы, быть открытым к новой информации, альтернативным точкам зрения и мнениям других людей. Чем большим количеством информации будет располагать ребенок, тем шире будет его кругозор, тем лучше он будет подготовлен, чтобы дать аргументированный ответ и отстоять свою точку зрения.

В случае возникновения сомнений, порекомендуйте начать с самого простого объяснения, пока не будет доказано, что оно является ложным. Если ребенок столкнулся со сложной проблемой, посоветуйте ему разделить ее на несколько частей, чтобы легче оценить ее и найти решение для каждой отдельной части. Затем будет проще соединить полученные результаты и прийти к решению основной проблемы.

Совет 3

В-третьих, важно тренировать воображение, логику ребенка. Это можно сделать через игры и различные упражнения. С помощью них ребенок научится анализировать информацию и делать свои выводы. Критически мыслящий человек ничего не боится. Он знает, что всё выстроено согласно логике разума, и всегда можно найти выход из самой тупиковой ситуации.

Совет 4

В-четвертых, объясните ребенку, что такое манипуляция, на конкретных примерах. Научите его распознавать моменты, когда им пытаются управлять. Какие типы манипуляций распространены по отношению к детям и подросткам?

Кто чаще всего подвержен манипуляциям?

Совет 5

В-пятых, научите ребенка техникам борьбы с манипуляциями.

Однако манипуляция – это не только вовлечение в потребление спиртного и наркотиков, но также не всегда заметные тактики, приводящие к нарушению личных границ ребенка, ущемлению его интересов, разрушению его ценностей, что не менее страшно. Важно, чтобы ребенок понял: настоящие друзья не будут уговаривать его принимать наркотики, курить, пить спиртное (и не будут делать это сами), а также желать ему чего-то плохого и управлять им.

Источник

Консультация «Защита от детских манипуляций»

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делать Наталья Бороздина
Консультация «Защита от детских манипуляций»

Это явление навеяно новой модой на то, что ребёнок не должен ни на минуту оставаться один, без родительского внимания. До своего рождения он был в животике у мамы, после рождения она кормила его грудью и носила в кенгуру. Затем он спал в манеже, а по требованию перебирался в кроватку к маме с папой. Может быть так спокойнее, но малыш лишается самостоятельности. Он и шагу не может ступить без взрослых. ведь он попросту привык, что стоит ему расплакаться, как они тот час же несутся к нему.

Однако ни в коем случае не нужно бросать и игнорировать кричащих малышей, а лишь более спокойно относиться к их капризам. Для того, чтобы малыш стал самостоятельным, а не был «мамылём», следует относиться к нему, как к личности. А каждая личность должна решать сама свои проблемы, находить выход из любой ситуации. Всегда давайте своему малышу право выбора. Ситуаций, когда ребенок пытается получить желаемое, очень много, но это не всегда манипуляции. Чем младше ребенок, тем больше ему необходима помощь родителей для удовлетворения естественных физиологических и психологических потребностей. Малышу жизненно важно получить еду, телесный контакт и общение с мамой, и он будет добиваться того, что предназначено ему природой.

Малыши еще не умеют справляться со своими эмоциями, поэтому бурно выражают свою радость или недовольство. Истерика двухлетнего ребенка – это обычно выражение его обиды, гнева или усталости. До трех летнего возраста ребенок еще не может манипулировать взрослыми в полном смысле этого слова.

С 5-7 лет наступает возраст сознательных манипуляций, их репертуар расширяется и совершенствуется.

Методы манипулирования

Капризы и истерики.

Такое поведение ребенка допустимо до достижения трехлетнего возраста. Если после этого периода истерики и капризы продолжают регулярно повторяться, это свидетельствует о признаках избалованности ребенка. Такое поведение ребенка говорит не только о его желании получить то, что он хочет, но и является попыткой утвердиться над родителями при помощи истерик и чувства вины с родительской стороны. Ребенок также прекрасно усваивает, что если просить долго и громко, то родители смягчатся и уступят ему. Вы не должны поддаваться манипуляциям. Отвечайте ребенку четким отказом в самом начале, пресекая истеричное поведение.

Цель такого манипулирования – дать понять взрослым, что они сделали бы ту же самую работу или определенное действие быстрее, чем будут ждать ребенка.Здесь логика проста: задайте четкие временные рамки для ребенка. Дайте понять ребенку, что делать ему это придется, пусть даже и с опозданием. Очень важно в противодействии медлительности показать ребенку, что вы неукоснительно будете выполнять свои обещания. То есть, если вы сказали, например, что ребенок останется без катания на велосипеде, если не успеет что – то сделать, то действительно выполните это.

Данный метод манипуляций для ребенка самый неприятный, однако он готов даже на это, чтобы добиться внимания взрослых. Малыш может специально, или подсознательно причинять себе боль, чтобы вызвать сострадание и внимание родителей. Ведите себя сразу сдержанно, давая понять ребенку, что ничего непоправимого и страшного не случилось. Сохраняйте позитив, похвалите ребенка, что он так быстро взял себя в руки, если упал,сразу скажите доброжелательно: «Ну-ка вставай», похвалите за его мужество. Такой метод воспитания благоприятно скажется на ребенке в будущем.

Не понимает слова «нет».

Физическая или словесная агрессия.

Обидные слова, пинки и укусы, разрушение предметов и игрушек так пугает родителей, что они готовы на все. Лишь бы ребенок прекратил это.

Первое, чем можно попытаться воспользоваться, это методом паузы – закройте ребенка на столько минут, сколько ему лет, в помещении, где ему нечем будет развлечься. Например, если малышу три года, нужно выдержать три минуты.Перед этим возьмите ребенка на руки и скажите: «Побудь там три минутки, я закрою дверь, а потом тебя позову». Когда настанет время, откройте дверь — не раньше и не позже. Порой это бывает очень непросто. Возможно, ребенок будет пытаться открыть дверь, придется ее держать. Пусть он там кричит, топает — не откликайтесь. Когда он выпустит пар – успокоится, ситуация изменится. Иногда малышу необходимо побыть наедине с собой. Часто он сам не может понять или объяснить, чего хочет. А может быть, у него просто накопилось много энергии после прогулки, игры или просмотра телепрограммы. Ребенок просто эмоционально реагирует на происходящее. Он делает это так, как умеет, — кричит, плачет, дергает маму. Предложите ему небольшой тайм-аут, и он успокоится.

это желание ребенка получить внимание и любовь.

Так, когда же действие расценивается нами как «манипуляция«?

Например, ребенок капризничает, а мама еле сдерживает раздражение, пытается вести себя как-то “правильно”, воспитывать, объяснять, ничего не получается, мама напряжена, обессилена. Мы видим, да это же манипуляция, бедная женщина! А если, например, тот же ребенок капризничает, даже истерит, и мама на какое-то время полностью оставляет все, чем занималась до этого, берет ребенка, обнимает, уединяется с ним, оставаясь в ровном состоянии, через какое-то время выходят оба довольные, и все продолжают делать то, что делали. Тогда что это? Это мудрая мама, которая увидела боль ребенка и отозвалась на нее. Уже речи о манипуляции не идет вообще.

То есть манипуляция становится манипуляцией, когда родитель воспринимает происходящее как манипуляцию.

То есть, по сути, в ответ на действия ребенка родитель начинает манипулировать им!

Получается, что манипуляция это то, что живет во взрослом.

Что тут можно посоветовать?

Бороться с манипуляциями детей не так уж сложно. Самое главное, распознать их вовремя и начать действовать. Чем раньше вы сумеете распознать манипулятора в своем ангелочке, тем легче пройдет этот этап и для вашего ребенка, и для вас!

Забыть о слове «манипуляция«. В общении с ребенком судить не по словам и даже не по поступкам. Видеть — за словами и за поступками. Если ребенок не в себе (по любому поводу) — связь нарушена. Ощущение безопасности нарушено. Нужно восстановить поток. Часто даже говорить ничего не надо. Просто в момент переживания ребенком тяжелого состояния оставаться с ним.

А если проще, то любить. Любить тогда, когда любить очень трудно. Это ведь и есть любовь. Любить, когда легко, когда все счастливые и веселые, — так просто, а любить, когда трудно и больно, — вот это искусство.

Манипуляции нет. Ее просто не существует. Есть люди, у людей есть потребности. Люди взрослые уже умеют помогать себе удовлетворять свои потребности, люди невзрослые пока не умеют. Люди взрослые помогают людям невзрослым удовлетворить их потребности. Это просто, как посадить на горшок или накормить с ложечки. Действительно просто.

Искусство быть родителем — умение в сложный момент посмотреть через свою боль и увидеть боль ребенка.

«Профилактика детских инфекционных заболеваний». Консультация для родителей В ходе консультации воспитатель предлагает (зачитывает) родителям информацию по теме, а затем отвечает на вопросы, если таковые возникают.

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делать«У нас крепкая защита» (фотоотчёт) В преддверии праздника прошла тематическая неделя «Военная техника». На протяжении недели мы с детьми беседовали о военной технике, ее.

«Забытые детские книги». Консультация для родителей о детских книгах прошлых лет, которые незаслуженно забыты Забытые детские книги. Книги, прочитанные в детстве, остаются с нами навсегда, как и воспоминания о шалаше на дереве, о поездке в летний.

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делатьФотоотчет с выставки детских работ на тему: «Новогодние хлопоты» Вот и закончились очередные новогодние праздники. Было немного хлопотно, а сейчас грустно. А ведь это прекрасное время, чтобы уделить его.

Консультация для педагогов детских садов «За что дети любят сказки Чуковского» Консультация для педагогов детских садов. «За что дети любят сказки Чуковского» Хорошая книга сразу же становится близким и верным другом.

Консультация для родителей «Насморк как симптом детских инфекционных заболеваний» Насморк как симптом детских инфекционных заболеваний. Насморк как симптом кори Этиология. Возбудитель кори относится к группе макровирусов,.

Консультация для родителей «Необходимость использования водителями детских удерживающих устройств» Не вызывает сомнения, что самые беззащитные участники дорожного движения это дети и в случаях происшествия с ними в дороге всегда виноваты.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делатьКонсультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Защита прав детей Организация работы по защите прав воспитанников в МБДОУ и в семье В МБДОУ №5 по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем.

Источник

Как отучить ребенка манипулировать

Как вести себя с ребенком-манипулятором

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делатьЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Ребенок с пассивной агрессией реакцию не отслеживает. Он вообще не понимает, что делает, это иррациональный механизм. Пассивно-агрессивное поведение и манипуляция почти всегда различаются по выражению глаз. У ребенка, который проявляет пассивную агрессию, глаза скорее испуганные. Они могут быть злые, но в некотором расфокусе. Он как бы растерян, когда на вас смотрит.

Как понять, что ребенок вами манипулирует

Так же, как и пассивно-агрессивное поведение, манипуляция всегда имеет мишень. Только эта мишень выбрана сознательно. Ребенком простроена многоходовая комбинация. Он прекрасно знает, какой эффект его действия, слова или отсутствие слов и действий могут иметь. Он уже все просчитал (хотя словами этого выразить не сможет — это быстрая эмоциональная прогонка информации) и теперь специально меняет свое поведение, пытаясь получить желаемый эффект.

Чем младше ребенок, тем более неуклюже это получается: «мадридский двор» в средней группе детского сада. Иногда манипуляция довольно прозрачна (лет до 7), но всегда очень грамотна и часто срабатывает.

В манипуляции зачастую есть фаза додавливания. Когда ребенок плачет-плачет-плачет, или ноет-ноет-ноет, или молчит-молчит-молчит, потом — ага, посмотрел, отследил эффект и «добавил газу». Это профессионально, но недостаточно, и потому взрослый может рассчитать переход от одной фазы к другой.

Детская манипуляция может быть утрированной, как в плохой оперетте, но если мы реагируем, эмоционально включаемся, даем желаемое, то нужно понимать: все, что работает, ребенок будет использовать. Получив желаемое в результате манипуляции, он будет вновь и вновь ее повторять.

И если в случае пассивно-агрессивного поведения нужно идти навстречу ребенку и пытаться понять, что ему нужно, о чем он сигнализирует своим поведением, то ребенка-манипулятора важно вовремя «вывести на чистую воду».

Обычно у ребенка, который применяет агрессивно-пассивное поведение, бывает недостаток вербализации: ему сложно сформулировать, что он хочет. У него могут быть сильные аффекты, сильные эмоции и — выразить их в словах малыш не может. А у манипулятора все прекрасно с логикой, со словами. И его нужно учить посылать прямые сообщения, а не «кривые».

Как вести себя с ребенком-манипулятором

Грамотный ответ в ситуации манипулирования: «Я вижу, что ты делаешь». Это прямой текст. Можно, конечно, и так: «Ой, бедная деточка. Никто ее не пожалеет. Ой, ну конечно, тебе так нужен второй чупа-чупс!». Это не прямое, а с добрым юмором указание на то, что многоходовка прочитана и система не сработает.

Когда ребенок бросается на пол в магазине, он рассчитывает на социальную реакцию, на то, что мама на глазах у окружающих не будет настаивать на своем, она сдастся. Нет, мама не сдастся. Я за твердость. Когда вы ловите манипуляцию — ребенок бьет ногами, орет, но вы видите, что он одним глазом смотрит, — я за твердость. Потому что, единожды пойдя навстречу, вы закрепляете такое поведение.

Если вам сейчас проще пойти навстречу — идите. Но скажите: «Знаешь, я тебя просчитала. Ты сейчас нажал и добился своего. Я пошла тебе навстречу только потому, что устала. Но в следующий раз такое не повторится».

Прямо по шагам и по слогам: «Не дави на меня, не устраивай спектакль, попроси меня словами. Я все вижу. Я понимаю то, что ты делаешь, и так нельзя. Я понимаю, что ты хочешь то или иное, давай договоримся по-человечески, без театра». Метафора театра, метафора чего-то разыгранного понятна детям с 4–5 лет. Конечно же, их надо водить в театры и показывать сложные характеры героев в сказках и волшебных историях.

У всех детей есть способность манипулировать. С одной стороны, надо радоваться, видя манипуляцию ребенка, — это социально развитый интеллект и способности воздействовать на другого человека. Это говорит о развитии, это хорошо. С другой стороны, можно очень сильно развить это качество. Бывают манипуляторы, которые привыкли играть на взрослых, как на клавишах: для мамы у них одни способы давления, для папы — другие, и так далее. Ребенок чувствует определенную власть. Бывает, что это умение манипулировать ему уже не помогает в жизни, а мешает.

И пассивная агрессия, и манипуляция — это косвенные послания. Только в первом случае это подсознательная реакция, а во втором — вполне осознанная. И поддерживать это неполезно. Если пассивно-агрессивное поведение, способное усиливаться до невроза, разрушительно и вредно, то привычка к манипуляциям, которую с успехом вырабатывает ребенок, может стать чертой его характера, частью личностного стиля и основной моделью поведения. И это очень помешает ему в жизни выстраивать искренние отношения.

И то и другое — нормальное проявление детского экспериментирования в сфере близких отношений. Оказывается, что человек, пока взрослеет, отрабатывает сложнейшие модели эмоционального взаимодействия с другими людьми. Все, чему мы научились в детстве, мы потом будем использовать в нашей будущей семье. Все, что мы опробовали на самых близких — на маме, папе, бабушках, — после пойдет в ход в широком мире, в коллективе, школе, во дворе, в лагере. И то, что ребенок это пробует, — это нормально. Наша ответственность — отследить и дать адекватный сигнал, адекватный ответ. Мы либо подкрепляем модель, попадаясь на удочку или не зная, как реагировать, либо мы ее не подкрепляем, считая неправильной.

Как бороться с манипуляциями ребенка

Обычно родители действуют гораздо менее осознанно. Но, например, специальная литература для родителей помогает распутывать клубки мыслей, раскладывать все по полочкам — становится понятно, что есть что. Паника, дезориентация, ощущение «я не справляюсь», «я — плохая мать» очень часто возникают именно от путаницы в голове. Одновременно появляется огромное чувство вины, ведь «ребенку плохо, а я ему не помогаю»! И — злость оттого, что тебя используют.

Про манипулирование можно добавить: один из его маркеров, тот, кем манипулируют, чувствует не жалость, а гнев. Может возникнуть даже более сложное чувство, что тебя обвели вокруг пальца, использовали. При пассивно-агрессивном поведении ребенка вы, скорее, ощутите растерянность, непонимание, испуг.

Так что смотрите на свою реакцию. Не расстраивайтесь. Дети растут, и они экспериментируют. Чем старше ребенок, тем интереснее эксперименты. А у родителей должна быть способность меняться, видеть эти новые формы проявления и искать ответы.

И не надо огорчаться, если с первого раза не получилось. Ну, подкрепили вы манипуляцию, поняли задним числом, что вас обвели вокруг пальца, — у вас растет умный ребенок! Можно потом сказать ему: «Слушай, а я понял, что у тебя не нога болела все-таки», или: «Никакая кукла подружке не нужна, а ты хотела купить платье для своей. Что ж, молодец, но больше так не делай! Представь, что я с тобой буду так поступать». Вот это сработает точно.

Источник

Недетские игры

Что делать, если ребенок сознательно и целенаправленно нарушает ваши требования?

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делатьАся Штейн учитель высшей категории, специалист по раннему развитию детей

«Все, Кирюша, хватит смотреть мультики», — неуверенно говорит Марина сынишке и тянет руку, чтобы выключить телевизор, хотя точно знает, что последует дальше. Сынишка с воплем повалится на ковер, прибежит из своей комнаты бабушка и начнет упрекать «негодную мать» за то, что опять довела «малыша» до слез. Уж проще оставить все как есть, лишь бы избежать очередного мучительного семейного скандала.

Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть фото Ребенком манипулируют другие дети что делать. Смотреть картинку Ребенком манипулируют другие дети что делать. Картинка про Ребенком манипулируют другие дети что делать. Фото Ребенком манипулируют другие дети что делать

Кукловоды и марионетки

Перед нами — классический пример детской манипуляции: зная, что мама сделает все возможное, чтобы избежать конфликта с бабушкой, мальчик ловко добивается желаемого.

Что же такое манипуляция? Выдающийся психолог Эрик Берн утверждал, что все отношения между людьми строятся по одной из трех моделей: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» или «взрослый-взрослый». В норме изначально детско-родительские отношения основываются на модели «взрослый-ребенок», которая постепенно уступает место модели «взрослый—взрослый». Любая манипуляция основана на эмоциональном давлении, вызывая чувство страха, вины, стыда. Поддаваясь манипуляции, родитель действует не как взрослый человек, который исходит из целесообразности конкретного поступка и несет ответственность за его последствия, а как испуганный ребенок.

К сожалению, в роли манипуляторов часто выступают и сами родители, когда они не уверены в собственном авторитете, когда хотят обеспечить свой покой или самоутвердиться за счет ребенка и компенсировать собственные комплексы.

Это психологическая игра, и отношения в ней строятся в лучшем случае по модели «ребенок-ребенок», а в худшем роль «родителя» (доминирующего участника, задающего тон в отношениях) выпадает как раз на долю ребенка.

Родители в ответе

Обе модели — когда ребенок успешно манипулирует родителями и когда родители манипулируют ребенком — одинаково губительны для детской психики. (В семье, где встречается один тип манипуляции, часто присутствует и второй.)

Родившись, ребенок попадает в абсолютно неизведанный мир. Где опасно, а где нет? Что хорошо, а что плохо? Об этом малыш может узнать только от родителей. Их одобрение и осуждение, запреты и поощрения — своего рода маяки в жизни маленького человека. Но если взрослые: отменяют собственный запрет, стоит только погромче завопить, сегодня едва обращают внимание на проступок, за который вчера серьезно наказали, ведут себя «как маленькие», начиная добиваться своего при помощи криков и страшилок, — значит, они сами не знают, как надо поступать ребенку. Родители не в силах защитить его от бед и опасностей окружающего мира. А если не знают, что для него хорошо, а что плохо, не умеют взять на себя ответственность, может, это вообще какие-то ненастоящие родители?

Вот и получается, что ребенок-манипулятор, даже если ему и удается регулярно добиваться своего, не выглядит ни счастливым, ни спокойным.

Горькие плоды манипуляции

Если в корне не изменить ситуацию и не направить детско-родительские отношения в нормальное русло, ребенок останется один на один со своими проблемами, страхами и сомнениями даже в окружении большой и любящей семьи.

Сильный, волевой ребенок, поняв, что на родителей надежды никакой, очень рано научится полагаться только на себя и начнет строить жизнь по собственному сценарию. Раньше времени станет выступать в роли «взрослого».

Зависимый, слабый, ранимый малыш, напротив, будет пытаться укрыться от непосильной эмоциональной нагрузки в роли «ребенка» и, даже выйдя из детского возраста, продолжит искать настоящего «взрослого», на которого можно переложить бремя ответственности и рядом с которым будет позволительно демонстрировать инфантильные, манипулятивные модели поведения.

Домашние заготовки

Чтобы избежать столь печального развития событий, попробуем определить, какие бывают сценарии манипуляций и как им можно противостоять. Несмотря на кажущееся многообразие арсенала приемов опытного манипулятора, «базовых сценариев» не так уж и много. Рассмотрим самые распространенные из них.

Сценарий первый: запугивание

Родители

«Не ходи туда, а то дед с мешком унесет!», «Прекрати скорее плакать, а то милиционер заберет!».

Зачем тратить время и силы на убеждение, успокаивать и отвлекать малыша, если всегда можно переложить ответственность на виртуального представителя силовых структур и темные силы в лице Бабы-яги или Волка? На ребенка постарше такие способы запугивания уже не действуют. Тогда можно прибегнуть к скрытой манипуляции. Например, отец задумчиво бросает как бы в пространство: «Что-то давно я с твоей учительницей не разговаривал, зайти, что ли, завтра. » А вслед за этим следует малоприятное поручение, отказаться от которого ребенок не в силах: ведь отец недвусмысленно намекнул, что в противном случае серьезного «разбора полетов» не избежать.

Что делать?

Если ребенок сознательно и целенаправленно нарушает ваши требования и запреты, вы можете предупредить его о грозящем наказании. Если он не послушается, обязательно выполните свою угрозу, к примеру, ограничьте на некоторое время свободу передвижения либо лишите желанного лакомства или развлечения. Однако наказание не должно травмировать физическое и психическое здоровье ребенка. Никогда не угрожайте ребенку тем, чего вы на самом деле делать не собираетесь: вызвать милицию, выпороть, отдать в детский дом и т. д.

Никогда не пытайтесь повлиять на ребенка посредством слез, криков, оскорблений. Если вы чувствуете, что действительно не в силах справиться с собой, скажите ему, что не можете сейчас говорить и продолжите разговор, когда немного успокоитесь.

Что делать?

Пресекайте первую же попытку манипуляции. Спокойно покажите ребенку, что вы понимаете его замысел, и предложите более цивилизованные варианты решения проблемы: «Криками ты ничего не добьешься. Скажи, пожалуйста, чего ты хочешь на самом деле, и мы подумаем, как нам быть». Если ребенок устроил истерику, уйдите в другую комнату и оставьте его одного. Если скандал начался в присутствии посторонних, уведите или унесите ребенка в уединенное место. Четко и ясно дайте понять, что вы продолжите разговор только после того, как он полностью успокоится. Постарайтесь согласовать с домашними хотя бы основные воспитательные принципы или как минимум добейтесь, чтобы ваши действия не обсуждались в присутствии ребенка. Если ребенок угрожает вам, не поддавайтесь на провокацию, а спокойно и всерьез обсудите с ним возможные последствия его поступка: «Ты действительно хочешь уйти из дома? Давай подумаем, какие вещи ты с собой возьмешь, куда отправишься. Может, тебе положить спальный мешок и палатку?» Видя, что вы не боитесь его угроз, он перестанет использовать это средство манипуляции.

Сценарий второй: любовь как твердая валюта

Родители

«Раз ты так себя ведешь, я тебя больше не люблю!»

Что может быть ужаснее, чем потерять родительскую любовь! Да малыш на что угодно пойдет, лишь бы снова ее заслужить!

Можно использовать тот же прием и с противоположным знаком: «Ты, наверное, совсем не любишь свою маму, ведь когда любят, заботятся, стараются не расстраивать! А ты опять не слушаешься!» Конечно, он любит маму и обязательно, изо всех сил постарается ей это доказать! Правда, услышав это раз, другой, третий, ребенок начинает понимать, что ничего непоправимого не произошло — достаточно выполнить требуемое, и любовь вернется. Так обесценивается само понятие любви, превращаясь из всепоглощающего высокого чувства в разменную монету детско-родительских конфликтов, а то и вовсе в пустой звук.

Что делать?

Никогда не говорите, что не любите своего ребенка и что он не любит вас. Вы оба знаете, что это неправда.

Если вы заявляете ребенку о своем нежелании говорить с ним или видеть его, брать на руки, это тоже воспринимается им как отказ от любви. Бойкот — тяжелейшая психологическая травма, а не наказание. Никогда не пользуйтесь этой мерой.

Опишите то, что вы чувствуете на самом деле: «Ты меня расстроил. Мне было за тебя стыдно. Мне неприятно, когда ты так поступаешь. Я боюсь, когда ты это делаешь».

Когда двухлетка сердито кричит маме: «Уходи, я тебя не люблю!» — мы вряд ли воспримем это всерьез. Да и малыш пока воспринимает понятие любви сугубо ситуативно: ты меня не пустила в лужу, вот я тебя сейчас и не люблю. А когда первоклассник, чьи родители в разводе, говорит маме, что уйдет жить к отцу, или девочка-подросток заявляет, что ее любит и понимает только бабушка, или если старшеклассник всем своим видом демонстрирует показное равнодушие к кому-то из членов семьи — это уже примеры серьезной, полноценной манипуляции.

Что делать?

Если ребенок совсем маленький, лучше всего отшутиться или вообще не обращать внимания на подобные слова.

Если ребенок постарше в запале кричит: «Как же я вас ненавижу!» или что-то в этом роде, лучше всего действует спокойный вопрос: «Ты действительно уверен, что ненавидишь меня? Посиди и подумай об этом немного, а я пока займусь своими делами».

Школьнику, тоже по возможности спокойно, можно сказать следующее: «Ну что ж, любовь — дело добровольное. Ты не обязан меня любить, хотя мне очень горько это слышать. Но вот уважать друг друга и выполнять взаимные обязательства придется».

Сценарий третий: больной мнимый и подлинный

Родители

Лизина мама, просматривая дочкин дневник, никогда не ругает ее за плохие оценки, но обязательно каждый раз бросает вскользь: «Когда у тебя двойка, у меня всегда болит сердце. Так что ты уж лучше не уходи на улицу, а то вдруг и скорую некому будет вызвать». Мама не только спекулирует на дочкиной любви, но и закрепляет эффект, взывая к вполне эгоистичным струнам детской натуры: если маме будет плохо, придется с ней сидеть, вместо того чтобы идти гулять. Некоторые родители пользуются этим «верным» средством постоянно. Правда, если мама по любому поводу хватается за валидол, то рано или поздно само понятие «мамина болезнь» рискует быть обесцененным, и выросший ребенок просто не придет на помощь постаревшей маме, приняв настоящую болезнь за очередную попытку манипуляции.

Что делать?

Не притворяйтесь больным, чтобы чего-то добиться от ребенка.

Никогда не давайте ребенку понять, что он прямо или косвенно виновен в болезни или тем более смерти кого-то из близких. Если вам и в самом деле стало нехорошо после бурного выяснения отношений, не делайте из этого шоу, однако и нарочно скрывать свое плохое самочувствие не стоит. Как можно спокойнее объясните ребенку, что произошло, стараясь не акцентировать внимание на себе лично: «Видишь, что бывает, когда люди ссорятся и ругаются? У человека от волнения может заболеть голова или сердце. Давай в следующий раз постараемся беречь друг друга и не доводить дело до скандала».

У Никиты часто болит живот. Особенно в те дни, когда в школе дела идут не особенно удачно. Разве повернется у мамы язык ругаться из-за какой-то двойки, когда он лежит, скорчившись, и жалуется на рези и тошноту? Правда, обследование никакой патологии не обнаружило, но мама твердо убеждена: все дело в школьных стрессах.

Конечно, если хитрый мальчишка ловко дурачит тревожную маму, это еще полбеды, хотя привычка изображать больного, чтобы избежать неприятностей, может привести к серьезным последствиям во взрослой жизни. Будет гораздо хуже, если малыш поверит, что болезнь сулит ему особые привилегии, и начнет «прятаться в болезнь» по-настоящему.

Что делать?

Если ребенок заболел, никогда не показывайте ему, что взволнованы, даже если положение серьезное.

Старайтесь говорить не о болезни вообще, а о конкретных симптомах, рассказывайте ребенку о том, как вы планируете его лечить: «У тебя болит горло? Сейчас приготовлю тебе полоскание, а потом сделаем компресс» (вместо «О боже, он опять заболел! Ну когда же это кончится!»).

Если вам кажется, что ребенок притворяется больным, чтобы избежать неприятностей или заставить вас испытать чувство вины, не стоит уличать его во лжи. Спокойно расскажите, какие малоприятные процедуры ему предстоят и каких удовольствии он невольно лишится!

Жизнь без манипуляции

Нетрудно убедиться, что манипуляция хотя и дает впечатляющий временный эффект, в дальнейшем приносит весьма нерадостные результаты. Можно ли избежать манипуляций в отношениях между родителями и детьми?

Лучший способ — с раннего возраста строить с ребенком партнерские отношения: не диктовать свою волю, а учить принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия, аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время принимать и уважать чужую. Правда, этому искусству нам сначала придется научиться самим. И тогда уже весь богатый и разнообразный инструментарий манипулятора окажется лишним. Ведь в серьезных, доверительных отношениях любящих и уважающих друг друга людей манипуляции места нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *