Ребенку 4 месяца не переворачивается на живот что делать комаровский
Как помочь ребенку переворачиваться?
Содержание статьи
Когда ребенок начинает переворачиваться
Как помочь ребенку перевернуться
Помощь в освоении нового навыка окажет массаж, укрепляющий спинку и мышцы брюшного пресса.
Массируйте спину теплыми ладонями: сначала поглаживание, потом растирание и вновь поглаживание. Не нужно давить сильно, ребенку не должно быть больно.
Живот мы массируем по большому кругу, в направлении по «часовой стрелке», очень аккуратно, избегая области правого подреберья.
Упражнения чтоб ребенок перевернулся
В подготовке к следующему этапу развития помогут полезные занятия
Упражнение велосипед
Обхватите голени младенца своими руками, сгибайте их поочередно в коленках, изображая прогулку на велосипеде.
Упражнение крылья
Вложите большие или указательные пальцы ладоней в руки младенца, позвольте ему их захватить и приступайте: разводите руки по сторонам и затем соединяйте их на груди, имитируя взмахи крыльев.
Качаем пресс
Исходное положение малыша: лежа на спине. Вложите в его ладони большие пальцы своих рук и слегка потяните на себя. Малыш предпримет попытку подняться, подтягиваясь на своих ручках.
Любимая игрушка
Поворачиваемся
Положите малыша на спинку и протяните ему свою правую ладонь, дабы он мог ее схватить. Левой ладонью зафиксируйте ножки крохи так, чтобы она стала опорой под пятки. Пусть ребенок пытается повернуться, взрослый своей рукой подсказывает ему направление движения.
Переворачиваемся
Ребенок лежит на спине, обхватите правой рукой его голень, согните ногу в колене и сделайте отводящее движение в сторону. Пусть нога коснется поверхности пола (кровати, пеленального комода и т.д.). Физиологически так устроено, что ребенок потянется ручкой в направлении поворота ноги. Предложите ему захватить свой большой палец рукой. Это поможет ему подтянуться и перевернуться самостоятельно.
Почему ребенок в 4 месяца не переворачивается на живот?
Почему ребенок в 4 месяца не переворачивается на живот и не собирается это делать? Что делать родителям, какие советы дает доктор Комаровский? Отечественные нормы гласят, что в 4 месяца младенец уже должен самостоятельно переворачиваться со спины на животик. Иностранные медики не так категоричны и утверждают, что малыш начнет вертеться сам, когда мышцы окрепнут.
Что делать, если ребенок не переворачивается в 4 месяца?
Вместо того чтобы беспокоиться, родители должны обратить внимание на другие навыки малыша (умеет ли держать головку, реагирует ли на резкие звуки, яркий свет и другие раздражители).
Почему ребенок не хочет переворачиваться:
Если родители опасаются, что у малыша есть патологии физического развития, следует посетить педиатра. Он осмотрит кроху и направит при необходимости к специалистам узкого профиля. В большинстве случаев опасения мам и пап являются напрасными, и врачи дают рекомендации заниматься в домашних условиях.
Как помочь ребенку в получении нового навыка:
Что советует доктор Комаровский, чтобы четырехмесячный малыш переворачивался на животик?
Известный педиатр Е.О.Комаровский рекомендует молодым мамам не переживать понапрасну. Если дети у знакомых уже с 2 месяцев переворачиваются с животика на спинку и обратно, это не значит, что ваш кроха должен делать то же самое в этом возрасте. Когда речь идет о младенцах в возрасте до полугода, все существующие нормы являются условными, поскольку каждый малыш развивается в индивидуальном порядке. Комаровский утверждает, что все проблемы существуют у женщины в голове и не имеют ничего общего с действительностью. Мамы и папы слишком много значения придают словам посторонних людей, забывая о том, что каждый маленький человек — особенный.
Евгений Олегович отмечает, что важнейшим моментом является отсутствие каких-либо жалоб на здоровье. Если подозрительной симптоматики нет, родителям следует оставить ребенка в покое и дать детской мышечной системе крепнуть в индивидуальном темпе. При наличии опасных признаков важно своевременно обратиться к участковому педиатру, а также неврологу и ортопеду. Врачи осмотрят маленького пациента и при необходимости назначат обследования. Если никаких проблем с нервной системой, опорно-двигательным аппаратом не выявлено, нужно просто дождаться момента, когда малыш «созреет» и перевернется.
О заболеваниях, которые могут повлиять на двигательную активность, родителям, как правило, сообщают в роддоме или на первых плановых приемах в детской поликлинике. Если ребенку 4 месяца, а в карточке отсутствуют какие-либо диагнозы, можно быть уверенными в том, что он скоро перевернется.
Комаровский советует мамам и папам не впадать в крайности и не заходить слишком далеко в попытках помочь малышу в физическом развитии. В 4-5 месяцев исключены прыгунки, ползунки и другие приспособления, которые способствуют вертикализации младенца, в противном случае существует высокий риск появления проблем с позвоночником в будущем. Все методы должны быть щадящими, разумными и грамотными. Не стоит пытаться научить ребенка ворочаться, он должен впоследствии сделать это самостоятельно. Необходимо обеспечить благоприятные условия, при которых процесс укрепления позвоночника, конечностей и мышц живота будет протекать быстрее.
Известный педиатр отмечает, что малышам как никогда важен тактильный контакт с мамой. По этой причине он рекомендует не обращаться к профессиональным массажистам (если ребенок полностью здоров), а заниматься с маленьким человеком дома.
Что я сделала, когда мой четырехмесячный малыш не переворачивался на животик. Опыт успешной мамы
Наташа, 30 лет, Краснодар:
«Дочка родилась абсолютно здоровой, весила много, 4,5 кг. Развивалась нормально, головку начала держать уже в полтора месяца. В 3 месяца свекровь забила тревогу, почему она не пытается переворачиваться. Я бы не обратила на это никакого внимания, но мама мужа приносила какие-то распечатки из интернета с нормами развития, и там было указано, что в 4 месяца малыши уже активно переворачиваются со спины на живот.
Когда дочке исполнилось 4 месяца, она даже не собиралась ворочаться. Тут еще масла в огонь подливала соседка, которая родила на месяц позже меня, а ее сын уже вовсю вертелся.
На плановом осмотре у педиатра врач сказала, что ребенок развивается хорошо. Но я все равно пошла к неврологу. Она поставила в карточке пометку «гипертонус» и назначила массаж в поликлинике, сказала, что все это происходит еще и из-за большого веса при рождении. Каждый день начала водить малышку к массажистке. Она сильно кричала, когда к ней прикасался посторонний человек. Выдержали всего 3 сеанса, и я решила, что хватит. Дома выкладывала дочь на животик, гладила спинку, мы записались в бассейн-«лягушатник», там вместе плавали. Примерно в 5,5 месяцев она перевернулась ночью. Я проснулась, а она лежит на животе, хотя засыпала на спинке. Через неделю стала переворачиваться осознанно днем и почти сразу начала присаживаться.»
Если ребенок в 4 месяца еще не научился переворачиваться, не нужно паниковать и придумывать диагнозы. Дети начинают это делать позже по объективным причинам. Задача родителей — создать благоприятные условия для развития малыша и каждый день заниматься с ним легкой гимнастикой и массажем. Со временем он догонит сверстников.
Автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,
педиатр, клинический психолог
А что вы думаете о том, почему ребенок не переворачивается, дорогие читатели? Пишите свои мысли и мнения в комментариях!
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.