Ребенок 7 лет очень плохо ест что делать
Нарушение аппетита у детей
Содержание
Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник:
Здоровье вашего ребенка.
Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.
Изд-во Эксмо, 2003 г.
Виды нарушений аппетита
Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:
Профилактика нарушения аппетита у детей
Причины
Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:
Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.
Последствия длительного нарушения пищевого поведения
Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:
Лечение
В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.
Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.
Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей
Что делать с перекусами, торчащими ребрами и лишним весом
Юрий Староверов врач-педиатр высшей врачебной категории с сорокалетним стажем, доцент кафедры детских болезней Военно-медицинской академии, кандидат медицинских наук
Плохой аппетит у ребенка летом — скорее исключение, чем правило, ведь движение и свежий воздух делают свое дело. Однако в жару дети действительно могут есть меньше обычного. Так ли важно следить за количеством съеденного, рассказывает врач-педиатр с 40-летним опытом Юрий Иванович Староверов.
Причина плохого аппетита первая: ем что хочу
С утра в клинике раздается телефонный звонок. Тревожный женский голос сообщает: «Мой мальчик отказывается есть. И это уже не первый раз. Что делать?». Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.
А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.
Многие возражают: «Так ведь он так не будет есть и целый день». Ничего страшного. Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок.
Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом.
Причина вторая: перекусы
Другой распространенный вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. Или школьник возвращается домой, когда взрослые еще на работе. Он достает из холодильника и съедает кусок колбасы. Возвращается мама, предлагает ему поесть, а у него нет аппетита.
Если вы хотите, чтобы у ребенка был аппетит, не следует подкармливать его между приемами пищи.
Причина отсутствия аппетита третья: индивидуальное развитие
Как известно, дети очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный, носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный, малоподвижный, предпочитает тихие игры, любит слушать, когда ему читают книжки. Первый, как правило, худенький независимо от того, чего и сколько съедает, — все сгорает в его энергетической топке. Второй обычно хорошо упитан, хотя может съедать и меньше первого. Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало — ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания — улучшается аппетит; побегал на улице — «нагулял аппетит».
Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться.
Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.
Зачастую обращаются к врачу не потому, что ребенок плохо ест, а в связи с тем, что: «Кормлю его, кормлю, а у него все равно ребра торчат». И порой чрезвычайно трудно убедить маму (а особенно бабушку), что так и должно быть, что это нормально.
А должно так быть потому, что дети растут неравномерно. До 3 лет продолжается так называемый «период первой полноты», когда прибавки веса несколько опережают темпы роста. А вот после 3–4 лет начинается период вытягивания (так называемый «полуростовой скачок роста»). Ребенок ускоряется в росте, и складывается впечатление, что он худеет. И в первый класс большинство детей идет худенькими, стройными.
«Большинство, но далеко не все» — скажете вы, и будете правы. Да, действительно, дети кроме всего прочего различаются между собой и особенностями телосложения. Одни узенькие с удлиненной цилиндрической грудной клеткой, с длинными руками и ногами и с малым количеством жировой ткани — астеники. Другие с широкой грудной клеткой, крепким костяком, хорошо развитой мускулатурой и склонностью к повышенному жироотложению. И то и другое совершенно нормально. Но отчего такие различия? Может быть, дело в питании? Все гораздо проще. Посмотрите на себя в зеркало. Ребенок похож на вас не только цветом глаз и формой ушей, но и особенностями телосложения.
Причина четвертая: нагрузки
Вам, конечно, приходилось наблюдать за детьми. Дома, на улице они способны часами бегать, прыгать, скакать, кувыркаться. Ребенок по природе своей — сгусток энергии, требующей выхода. По мере расхода этой энергии возникает потребность в ее пополнении, то есть появляется аппетит. Чрезвычайно редко (даже не припомню) жалуются на отсутствие аппетита дети, систематически занимающиеся спортом.
В нашей клинике была обследована довольно большая группа девочек-пловчих и девочек-гимнасток. У нас проводилось профилактическое обследование нахимовцев и кадетов. Плохого аппетита не замечено ни у кого. И дело не в том, что их у себя плохо кормят. Просто у них у всех высокий уровень физических нагрузок.
Высокие энергозатраты — и у ребенка нет проблем с аппетитом.
Возможно, что в приведенном примере также имеет значение феномен «коллективного питания». Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.
А вот родные полного мальчика жалуются на отсутствие у него аппетита. Оказывается, от физкультуры он освобожден по какому-то надуманному предлогу, после школы дополнительно занимается иностранным языком, в музыкальной школе играет на скрипке, вечером — за компьютер. Обычный современный ребенок! Чему же здесь удивляться? Да у него и при пониженном аппетите сохраняется избыточный вес.
Чем же здесь можно помочь? Придется ломать весь сложившийся уклад семейной жизни. Недостаточно дать своему отпрыску полезный совет. Тут нужен личный пример. Придется утром выходить с ним на пробежку, днем играть с ним в футбол, зимой кататься на лыжах, летом — на велосипеде, возить его в бассейн, ходить в походы. Либо — признать свою родительскую несостоятельность и оставить все как есть.
Причина пятая: кормление через силу
Ну конечно, вызвать аппетит насильно нельзя, а вот заставить есть своего ребенка безо всякого аппетита возможно. И многие идут именно этим путем. Часто можно услышать: «Ну вот, сразу заставить! Мы своего ребенка не заставляем, мы его уговариваем». Действительно, каких только уловок не изобретают домочадцы, чтобы насытить любимое чадо.
Конечно, запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков.
Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний.
Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.
Пища для ребенка значит очень многое — это его рост, его развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита у ребенка — это вовсе не трагедия. Конечно, это может быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат погрешностей питания.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Психолог Катерина Демина: «Мой ребенок плохо ест, почти совсем ничего. Я в панике»
Читайте также
Психолог Катерина Демина: «Ручные обезьянки. Надо ли снимать ребенка с шеи?»
Псиxолог Катерина Демина: «Выпускной — кого и куда мы выпускаем на самом деле»
Психолог Катерина Демина: Можно ли воспитать ребенка на расстоянии
Психолог Катерина Демина: Подготовка к школе — полезная и вредная
Это один из самых частых поводов для обращения к детскому психологу. Мало или плохо едят дети примерно с года и до 12 лет. Потом мамы или начинают жаловаться, что не отходят от плиты вообще, или спохватываются, что девочка довела себя до истощения и уже пора лечить нервную анорексию.
Но в разном возрасте понятие «плохо ест» означает разное. Я приплету немного психоанализа к обычным вещам, надеюсь, вам станет чуть понятнее и спокойнее. Глядишь, и отстанете от детки, и пищеварение у него наладится.
Первые полтора года
Ребенок обычно на грудном или искусственном вскармливании, мощно прибавляет в весе, прямо видно, как каждая клеточка его тела наливается молоком и расправляется.
Беспокойство молодой матери усугубляет ситуацию, младенцу становится еще труднее сосать, он больше плачет, у него колики или вздутие живота. Чудодейственные препараты из рекламы не помогают, вся семья не спит… Чем помочь?
Помогает, как правило, визит феи-крестной: любой старшей родственницы или подруги, или няни, которая разговаривает медленно и плавно, приговаривает, заговаривает, убалтывает, укачивает и мать, и дитя.
Заваривает какой-нибудь «волшебный» чай, какую-нибудь особенную кашку… Через час смотришь – и младенец спит, и мама тоже, и обед как-то сам собой приготовился, и уроки у старших сделались. Все выдохнули, расслабились, процесс наладился.
Что эта женщина сделала такого волшебного для пары «мать-младенец»? Прежде всего, отправила сообщение кормящей: ты не одна, о тебе есть, кому позаботиться.
Как я уже неоднократно писала, нынешнее поколение – первое, кто живет в нуклеарной семье, без бабушек. Все предыдущие тысячи и тысячи лет развития человечества молодая мамка никогда не оставалась с детенышем одна, всегда в окружении других женщин рода. Эта мощная поддержка, называемая женским кругом, позволяет недавно родившей налаживать контакт со своим ребенком, не отвлекаясь на внешние вызовы. Ну и учиться на примере старших, конечно.
На приеме молодая мама, мальчику почти 3 года, жалуется на невероятные трудности с пищеварением: запоры иногда по шесть дней, плачет, отказывается от еды. Ничего не помогает, все перепробовали.
Расспрашиваю о раннем периоде, родах, о том, как кормили. Да нормально все было, пожимает плечами 28-летняя красавица, как обычно. Я настаиваю на подробностях (знаем мы эти ваши «нормально», доложите по форме!). Картина, меж тем, рисуется просто леденящая кровь: тяжелейшие роды, разрыв матки, кровотечение, еле спасли. Кормила грудью до 14 месяцев, хотя были очень сильные трещины, в кровь разжеванные соски, дикая боль каждый раз, когда прикладывала малыша, муж держал за руки, чтобы не кричала в голос. Господи помилуй, зачем такие жертвы? Почему не перевели на искусственное питание?
А что, можно было? – спрашивает она голосом хорошей девочки-первоклассницы. – А мне никто не сказал, что так можно, мама говорила – терпи.
Вот, это главное. Мама говорила терпи, и она терпела, похудела на 15 килограмм, довела себя до нервного истощения. Вы просто представьте, что 10-12 раз в день вас пытают раскаленной кочергой. И тот, кто пытает – ваш самый любимый и желанный человек на свете, смысл вашей жизни. Немудрено, что у пацана сильно нарушено пищеварение. Трудно усваивать раздирающую боль, стиснутые кулаки и закушенные до крови губы. Не хочется это все переваривать. Ну и заповедь «терпи до последнего» тоже хорошо рифмуется с запорами. Так что, первая и самая распространенная причина нарушений пищеварения в младенчестве – вытесненные и запертые эмоции матери. Включая послеродовую депрессию.
Полтора – три года
«Волшебный» возраст, кризис трех лет, фаза негативизма… Все мы тут грамотные, понимаем, о чем речь. На практике это означает, что вы пытаетесь приучить ребенка к культуре вашей семьи, а ребенок пытается все сделать по-своему. Кроме того, после полутора лет дети перестают так бешено расти (потом будет еще второй заход в подростковом возрасте, наш личный рекорд выглядит как «прибавлял по размеру в неделю»), и, соответственно, не нуждаются в таком объеме питательных веществ. Но вы-то помните, как он нырял в тарелку с кашей с разбегу, у вас в ушах еще это бодрое в 6 утра «Кашу! Мясо! Мо’око! Саше! дать БЫСТ’О!!». И тут он садится и задумчиво ковыряется в тарелке, что-то там вылавливает маленькими пальчиками полчаса, уходит, потом отгрызает пол-яблока прямо в ящике, грязное, потом вы застаете его сосредоточенно жующим собачий корм. Совсем дурно становится маме, когда ребенок радостно взгромождается на стул, берет ложку, нюхает еду – и вдруг разворачивается, удаляется в комнату с величавым «ну, я это не ем!». Паника! А!! Он заболел? Он ищет лекарство? Почему он дома ничего не ест, а в гостях или в кафе мечет, как не в себя?
Он изучает. Этот мир, он же совсем новый, еще никогда не виданный, и я, в своем новеньком тельце – тоже новый, непонятный, я не знаю, что мне нравится, а что нет, от какой еды мне весело, а от какой клонит в сон. Иногда я просыпаюсь такой голодный, что готов проглотить маму, и папу в придачу. А иногда мне прямо с утра хочется плакать и сосать палец. А вот сидеть за столом и есть кашу, которая почему-то сегодня пахнет невкусно (хотя обычно я её очень люблю) как раз не хочется совсем.
Родители принимают это нормальное исследовательское поведение за протест и подрывание устоев. Грозят, требуют, манипулируют. Хотя все, что нужно в этой ситуации – оставить в доступе миску с каким-нибудь огрызками и заняться своими делами. Возможно, к вечеру он проголодается и попросит чего-то определенного. Возможно, это будет вечер следующего дня.
Нормальное пищевое поведение в этом возрасте – поклевывание и пощипывание, постоянный перекус. Мы же, воспитанники советских детских садов, по привычке думаем, что в два года нормально съесть в обед «первое-второе-третье» и с хлебом. Да, есть дети, которые могут слопать этот почти литр сложной и разнообразной еды. Но не все. Большинство может осилить бутерброд с сыром и половинку огурца в кулак за один заход. Но часто, раз в полтора часа. А это неудобно нянечкам и воспитателям, поэтому – полный обед и спать.
Я была сильно шокирована, когда обнаружила, что в английском детсаду детей или вообще не кормят централизовано, или дают какую-то ерунду, типа печеньки, малюсенького сырочка и яблока. Зато дети приходили домой голодные, угулянные, в семь часов ужинали и в восемь уже падали спать по доброй воле. В восемь вечера! Слышите, мамы, которые в 23.00 еще пытаются договориться с таможней?
Дошкольный возраст
В это время поле битвы за власть перемещается в сад. И очень многие дети в саду не едят совсем. Не то время, слишком много отвлекающих моментов, не так пахнет, не успевает за всеми. И это еще хорошо, если садик – продвинутый, детей не заставляют доедать все до крошечки, не плюхают пюре с котлетой прямо в суп… Мамы волнуются, что ребенок ходит весь день голодный.
На самом деле, если у него есть возможность напихиваться в течение дня хлебом и компотом, если он съедает хотя бы несколько ложек из порции – до вечера дотянет, а там догонится двумя-тремя ужинами. Не страшно.
Но вот я обнаружила, что на свете действительно существуют дети, способные довести себя до гипогликемического обморока над тарелкой с едой! Я всю жизнь твердо знала, что голодных детей рядом с холодильником не бывает! Но мне привели Аксинью.
Хрупкая кудрявая девочка с огромными глазами в пушистых ресницах. Вся в оборках, фейских крыльях и волшебных палочках. И еще у нее есть такая маленькая пудреница, из которой она щедро осыпает всех вокруг пыльцой «антигравитация». Мама – настоящая топ-менеджер мега-корпорации. Вот как с иллюстрации к статье в «Космополитен»: подтянутая, в пиджаке, с большим черным портфелем. Но в глазах испуг и вина.
Аксинья не ест. С самого рождения. За первые полгода не набрала практически ни грамма, еле-еле удавалось удерживать исходный вес. Молока было мало, от замены ее рвало и несло, прикорм она не брала. При этом не плакала, а внимательно смотрела своими чудными глазами, и по щеке тихо катились слезы. Две штуки.
Тут мама начинает сама всхлипывать, извиняется, отворачивается, судорожно переводит дыхание и продолжает.
Потом была долгая терапия с Аксиньиной мамой, разбирались с ее виной, невозможностью конкурировать с матерью, ложью в отношениях с мужем. Ксенька, меж тем, подросла, окрепла, пошла в школу – и совершенно преобразилась! Откуда что взялось, вместо тихони и умирающего ангела появилась резкая, язвительная, очень амбициозная девица, с нормальным аппетитом.
Когда я встретила ее спустя пять лет, то спросила — а что это было, Ксень? Почему ты отказывалась от еды? Она некоторое время смотрела на меня в упор, видимо, прикидывая, стоит ли открываться, потом вздохнула и сказала:
— Мне все было невкусно. Пресно. Мне хотелось острого и сильного, резкого, а мама кормила пресным и полезным. И пока я отказывалась, она была рядом, волновалась за меня, уговаривала, книжки читала, а так-то она все по командировкам и поездкам. Я тосковала.
(Обратите внимание, дорогие читатели, что у нас подросло уже целое поколение людей, которые могут рефлексировать и выражать очень сложные переживания. Я просто каждый раз столбенею от таких пассажей. Девочке в момент разговора 10 лет).
Если подумать об этом признании с точки зрения психоанализа, можно предположить, что с теплой и открытой бабушкой девочке было просто и спокойно, к тому же, видимо, у неё была какая-то врожденная недостаточность транспортировки желчи, поэтому нужны были стимуляторы – горькие, пряные приправы. А мама, которая то появлялась, то исчезала, очень старалась быть «правильной», никогда не повышала голос, и мучилась виной, вызывала у Аксиньи тревогу и гнев одновременно. Что на телесном уровне выглядело как отказ от еды. Практически, забастовка в младенческом возрасте. Видите, сложно все это!
Отказ от еды – это сбой самых базовых программ, не каприз, не баловство.
Если ребенок не имеет возможности постоянно кусочничать, и тем не менее, все равно явно недоедает, это повод обратиться к психологу. Главное слово «недоедает», то есть, не прибавляет в весе и росте в течение хотя бы полугода. А если вам кажется, что он плохо ест, а при этом вы каждый сезон обновляете ему гардероб – все в порядке, выдохните.
Ребенок ничего не ест: советы психолога, как справиться с пищевыми расстройствами у детей
Что делать, когда ребенок годами ест на обед одно и то же и просит подарить ему на день рождения чипсы? Нужно ли с этим бороться или оставить все как есть? Многие родители испытывают тревогу, наблюдая за тем, как питаются их дети.
Расстройство пищевого поведения в эпоху продуктового изобилия стало настоящей эпидемией. Дети едят либо слишком мало, либо чересчур много, едят не то и не так. Как помочь ребенку и его родителям, для которых каждый прием пищи превращается в настоящую битву «за фрикадельку», «Доктору Питеру» рассказала семейный психотерапевт и клинический психолог Елена Фисун.
Елена Фисун
Психотерапия
системный семейный психотерапевт, клинический психолог, преподаватель Института практической психологии НИУ ВШЭ, медицинский психолог Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева
Когда обед превращается в стресс
— По каким признакам можно определить, что у ребенка серьезные проблемы с едой?
— Ребенок слишком много или слишком мало ест, и это продолжается довольно длительное время, не меньше месяца. Различают даже грудничковую анорексию, когда ребенок отказывается от соски или груди, но это отдельная тема.
— Как понять, что ребенок действительно ест мало? Многим родителям даже вполне упитанных детей кажется, что они все равно едят недостаточно.
— Если мы видим у ребенка потерю веса, он какой-то вялый, анализ крови показывает недостаток витаминов и микроэлементов, и это совпадает с нашими подозрениями о том, что ребенок ест недостаточно хорошо или довольно однообразно, это уже серьезный признак того, что есть проблемы. Еще один критерий — поведение ребенка во время еды. Он не просто съел какое-то количество пищи, и сказал, что больше не будет. Он либо избирателен в еде — ест что-то определенное, остальное отвергает, либо очень много балуется с едой, либо убегает, разбрасывает продукты, какая-то еда вовсе вызывает отвращение, вплоть до рвоты. Важный показатель, когда родитель понимает, что покормить ребенка — это каждый раз стресс.
— Кажется, что сейчас каждый второй ребенок «избирателен в еде». Я раньше думала, что дети, которые едят одни макароны, это миф, пока не столкнулась с ним на собственном опыте. Основной рацион моей 6-летней дочки — это макароны. Как изменить ее пищевые привычки, стоит ли вообще это делать или подождать, когда она сама дозреет?
— Дети должны понимать, что с едой нельзя играть, веселые битвы с фрикадельками здесь не нужны. Также надо исключить все гаджеты, телевизоры и просмотры мультиков во время еды. Еда в этом случае перестает быть едой как таковой. Она становится не средством насыщения и удовольствия, а элементом шантажа, или частью какого-то другого ритуала, чем-то вроде веселого сопровождения.
Не жертва каши, а ее судья
Очень многие дети начинают есть то, что приготовили сами. Некоторые блюда могут пугать ребенка — запахом, консистенцией. А когда он готовит сам, у него появляется доверие к конкретным продуктам.
— Часто я предлагаю ребенку поиграть в ресторанного критика, — рассказывает Елена Фисун. — Каждому блюду, которое ему дают, он выставляет оценку. Ребенок чувствует себя уже не жертвой каши, а судьей, оценщиком.
Детям, которые пугаются нового вкуса, психолог советует игру «Угадай вкус». С завязанными глазами ребенок пытается отгадать на вкус, какой это овощ или фрукт. Постепенно, в процессе игры, можно добавлять другие, незнакомые ребенку, продукты. Важно — эту игру полезно проводить не в основные приемы пищи, а отдельно. А во время основного приема пищи напоминать ребёнку, как он ловко угадывал вкусы.
— Дети в принципе ретрограды, а благодаря такой игре они перестают бояться новых ощущений, — поясняет эксперт. — Когда им говоришь «угадай, приготовь, оцени», они как будто переключают свой фокус внимания немного на другое, но при этом остаются с едой.
Война перекусам
— Пищевые расстройства — это проблема современных детей, или она была всегда, только ей не уделяли столько внимания?
— Если вспомнить рассказ Драгунского «Тайное становится явным» или сказку «Гуси-лебеди», то понятно, что проблема, когда дети плохо едят, совсем не новая. Если еды достаточно, то дети капризничают из-за нее всегда. Но в голодных странах, там, где есть дефицит продуктов, проблема пищевого поведения в принципе отсутствует.
В целом, если нет какой-то физиологической подоплеки, это психологическая проблема. Еда преподносится как нечто остро необходимое родителям, но дети не разделяют их энтузиазма на этот счет.
Читайте также
Какие ошибки совершают родители?
Устраивают перекусы, в доме всегда в свободном доступе есть продукты, которыми можно перекусить, — как правило, это что-то калорийное. В результате, ребенок сыт, пропадает аппетит.
Подчиняются воле ребенка (как правило, это единственное чадо в семье), нарушена семейная иерархия, ребенок начинает командовать и навязывать свою волю — в том числе, через еду.
— Некоторые родители считают, что с возрастом ребенок проблему «перерастет» и будет есть, как «все нормальные люди». Проблема действительно может разрешиться сама собой? Или нужно что-то предпринимать?
— Если есть возможность избавиться от какой-то лишней нервотрепки, то почему бы это не сделать. Тем более, что если родители настроены решительно, то дети довольно быстро принимают новые правила игры.
— Решительно отобрать у ребенка макароны?
— Нет, постепенно сокращать порцию макарон, предлагая взамен что-то другое. Но тогда это должно быть у всех в тарелке. Можно преподнести это какой-то бонус. Детям еще хорошо объяснить, для чего нужны те или иные продукты. Они в принципе знают, что еда нужна для того, чтобы вырасти, но на деле этого эффекта не видят, поэтому относятся к этим словам как к поговорке.
— О чем говорит ситуация, когда ребенок, наоборот, ест все подряд, все время что-то жует и говорит, что голоден?
— Он, конечно, не голоден. Ребенок таким образом может заедать скуку, например. Еда для него это возможность получить быстрые и яркие впечатления. Если ребенок, который мало ест, не чувствует вкуса еды, и относится к ней скорее враждебно, то ребенок, который ест много, привык получать быстрые впечатления именно от вкусов. Ему нужно что-то жевать, чтобы успокоиться, развлечься. Если ребенок маленький, его пищевые привычки напрямую связаны с тем, есть ли традиция в семье хвалить ребенка с помощью угощения, нарушен ли режим питания, есть ли доступ к перекусам.
Прячет конфеты? Дайте ему гору конфет!
Ребенок сам покупает себе запрещенные продукты и тайно их съедает. Попытки родителей поймать и запретить, как правило, приводят к еще большей изворотливости ребенка. В таком случае, лучше всего поставить на стол вазу с конфетами (или любым другим лакомством, к которому стремится ребенок) — и сказать: все твое, ешь, сколько хочешь!
— Такое парадоксальное решение может дать результат, — считает Елена Фисун. — Ведь в таком случае ребенок лишается игры — найти, спрятать, украсть еду. Сам вкус уже теряется, его как будто заставляют это есть.
— Детское переедание корректируется режимом питания, отказом от «запрещенки» (которую, обычно, ест вся семья), у маленьких детей нет силы воли, чтобы добровольно и осознанно отказаться от вредной еды. Отдельный вопрос — как ребенок справляется с сильными чувствами, где и как он получает впечатления, настолько же сильные, как при поедании пищи. Родители должны показать ему, что еда — это не единственная радость в жизни.
— А что делать тем родителям, для которых еда это как раз та самая единственная радость? Еще в советские времена, когда дефицитом была гречка и кабачковая икра, во многих семьях был настоящий культ еды — ее доставали по блату, для гостей накрывались скатерти-самобранки, в холодильнике были заставлены все полки.
— У нас в крови, что надо создать запас. Отсюда — «не выйдешь из-за стола, пока не доешь», «нельзя оставлять кусочек хлеба на столе» и «хочешь добавки?» Поэтому прежде чем налаживать детское пищевое поведение, стоит самому себе задать вопрос — для меня есть еда, какие переживания она у меня вызывает. Как мне однажды сказала одна мама: «Наступает время обеда, и мне становится страшно. Мне крайне важно накормить дочку, но я знаю, что она есть не будет». Это реальный страх, что если она не покормит ребенка, то он может умереть от голодной смерти через 15 минут после обеда. Выясняется, что у женщины были драматические истории в семье, когда люди буквально погибали от голода. И этот страх сидит во всех поколениях этой семьи.
Читайте также
Рвота как самоцель
— Анорексия. Насколько сейчас эта тема актуальна?
-Это заболевание сильно помолодело. Если раньше это были девочки 13-14 лет, то сейчас полно 11-летних пациенток. Среди них немало тех, кто занимается танцами, художественной и спортивной гимнастикой. Создается впечатление, что не все тренеры осведомлены о таких рисках, и настаивают на сбросе веса, грозят исключением. Девочки пугаются и начинают худеть. А это все затягивает до такой степени, что уже потом, даже достигнув желаемой цифры на весах, остановиться невозможно.
— Считается, что один из явных, видимых, признаков того, что у ребенка анорексия — это частая рвота. Действительно, девочки часто вызывают у себя искусственную рвоту?
— Для них это эффективный способ не поправляться, при этом не ограничивая себе в еде. Можно съесть сколько угодно, не контролировать себя, насладиться вкусом еды, но это все не приведет к прибавке в весе, потому что можно искусственно избавиться от еды. Это затягивает, вызывая массу проблем со здоровьем. С другой стороны, у некоторых появляется еще одно пищевое расстройство, когда вызываемая рвота парадоксальным образом начинает приносить удовольствие. С течением времени искусственная рвота перестает быть способом избавиться от еды, а становится самоцелью. Ребенок начинает есть, чтобы испытать этот рвотный процесс.
— Это трудно лечится?
— Да, вызываемая рвота как отдельное расстройство, сложно поддается терапии. Именно потому, что ребенок не видит в этом большой проблемы. Для него это удовольствие, а кто по доброй воле захочет избавиться от удовольствия.
Чтобы справиться с такой серьезной проблемой (болезнью!) как анорексия, очень важно полноценное участие родителей. Я замечала такую вещь — девочки-подростки, у которых были нарушения в пищевом поведении, в том числе по анорексичному типу, по словам их родителей, были всегда очень самостоятельными, на них всегда можно было положиться, они были как будто немного более взрослыми, чем на самом деле, перфекционистки во всем. И в какой-то момент, принимая на себя слишком большие обязательства, особенно это касается подросткового периода, они не выдерживают этого груза и как будто «сваливаются» на более низшую ступень — начинают активно худеть, отказываться от еды. Но такие дети легко восстанавливаются, если родители начинают к ним относиться с большей опекой — следят, что они едят, как едят. Дети как будто бы добирают этой родительской опеки, которой у них было мало на более раннем этапе.
Детям нужны родители, которые защищают, которые помогают выживать. Существует мнение, что все проблемы детей от того, что родители мало уделяют им внимание. Родители винят себя. Многие мамы бросают работу, чтобы сидеть с ребенком. Но полезно знать, что детям всегда мало внимания, у дошкольника это вообще бездонная бочка, которая никогда не может быть насыщена. Поэтому родители должны думать не о том, что они в чем-то виноваты, а что сделать, чтобы исправить ситуацию. Самое простое правило — родитель должен ребенка любить и защищать. И быть всегда главным. Нельзя позволять ребенку собой руководить. Если ребенок чувствует себя главным, он не сможет получить защиту от своих родителей. Мысль проста — я хочу добра своему ребенка, поэтому я решаю как организовать режим питания, и планомерно туда двигаться, не поддаваясь на провокации.