Ребенок балуется на занятиях что делать

Ребенок шалит на занятиях

Воспитание детей. Форум многодетных родителей

Ребенок шалит на занятиях ⇐ Воспитание детей

Модератор: маняша

Сообщение Пеппи+ » 02 ноя 2013, 22:46

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать

Сообщение OLGA5 » 03 ноя 2013, 00:03

Сообщение Пеппи+ » 03 ноя 2013, 01:17

Сообщение маняша » 03 ноя 2013, 07:27

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать

Сообщение Христианка » 03 ноя 2013, 07:52

Сообщение Кристина1986 » 03 ноя 2013, 07:53

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать

Сообщение Зверюшка » 03 ноя 2013, 11:42

Сообщение маняша » 03 ноя 2013, 13:01

Вспомнила, как мы справлялись с этим.
Каждая неделя- исповедь.
Каждый поступок обсуждали.
Ну, слово плохое сказала- понятно, объясняем- видишь, папа не говорит, мама не говорит- и ты не говори. А если кто- то сказал, это его дело, ему в детстве не говорили что это плохие слова.
Но у нее и такое бывало- уже в школе.
Например, в музыкалке. Застегиваю пуговки на пальто. Рядом дверь- написано Туалет для педагогов.
Из туалета директор выходит.
Она вырывается из рук, кричит директору- привет, педагог!
Я ловлю, извиняюсь перед директором, объясняю- это директор, надо по имени-отчеству, и здравствуйте говорить.
Она, опять-
Если это директор- пусть и сидит в кабинете, где написано- директор, а туалет пусть в кабинете устраивает, а не пользуется общим для педагогов.
А так- она просто педагог, а не директор.
Вот, такие выходки, громко и на всю школу.
Потом еще в общелбразоаательной в кабинет директора проникла- туалет искала.
Е

Добавлено спустя 28 минут 23 секунды:
Вот такие случаи мы с ней и разбирали.
Еще выходка.
У Светиной классной была фамилия Стулова. И она склонна к полноте. Очень приятная, улыбчивая женщина.
Вот, я приходила в школу, о каких- то Светиных вопросах с нею говорила.
Потом распрощались, классная к выходу пошла. Я Полину забрала, тоже повела к выходу. Мы идем, чуть впереди нас на несколько метров идет классная. И вот,_Полина- всю дорогу зудит- вот, Стулова, ж. Сидит на стуле, вся ж. Толстая.
Сидит, ничего не делает. Я дергала, шикала, не знаю как стыдно было.
Вот, объясняла- что так нехорошо.
Водила на исповедь- не знаю уж как само все там происходило, я конечно не слушала.
Но потихоньку прекратилось.
Кстати у вышеупомянутой учительницы- у Полины только пять, она два предмета ведет.

Сообщение Пеппи+ » 03 ноя 2013, 13:50

Источник

Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать
В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

Это взгляд с позиции «мама и ребенок».

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников.

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьКогда вся группа с интересом занимается общим делом, а кому-то одному или двоим вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я — Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути🙈.

Если такое случается нечасто, то опытному педагогу не составит труда привлечь внимание «нарушителей спокойствия». Но что если они столь изощрённы в своих выдумках, что перетягивают все внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?

Опыт работы по программе подготовки к школе «Читайка» Тамары Ломбиной подсказал нам несколько способов мягко и бережно вернуть внимание ребенка, не нарушая при этом его внутренней гармонии. Расскажу о наших находках.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Пусть, например, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку. Все начинают успокаивать его, в том числе и забияка («нарушитель»).

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьПопытайтесь «перебыстрить» детей. Скорость восприятия у детей выше, чем у взрослого человека.

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра»), жест (рука вверх) или прикосновение (положить руку на плечо), которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на учителя.

Способ 5. Поменять вид деятельности

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьЕсли сидели — поиграйте в подвижную игру. Если играли — сядьте или полежите. Можно использовать игры из нейропсихологии для повышения нейродинамики. Возможно, дети просто устали и им надо «подзарядиться».

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Способ 6. Напомнить о «групповых правилах»

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» (перед чтением рассказа, чтобы дети не загораживали друг другу текст), или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).

Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться мизинчиками: «Мирись, мирись и больше не дерись».

Но иногда сделать замечание необходимо

Если не удалось направить энергию ребенка в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьТолько ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «вас заберет баба Яга».

Допустимый вариант — появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ты — такой молодец, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок».

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Посадить ребенка на «волшебный стульчик»

Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в том случае, если ребенок поступает очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения.

С обратной стороны стульчика или на спинке мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

— после того, как ему было сделано замечание. Если ребенок успокоился, педагог или помощник должны поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать

Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Катю, она не знает…», «Посмотрите на Петю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает другим (отошел в сторону и не выполняет задание), помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».

Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет присоединяться к группе, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.

Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».

А какие способы «привести детей в чувство» во время занятия используете вы? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать

Об авторе: Наталья Лукша

Руководитель детских центров «Читайка» в Москве, педагог, методист, сертифицированный специалист по авторской программе «Читайка», клинический нейропсихолог (Московский институт психоанализа, КПП в МГУ им. М. Ломоносова, Институте детства, семьи и воспитания РАО, Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии).

Онлайн-нейротренинг для младших школьников

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делать Упражнения, основанные на нейропсихологии и образовательной кинезиологии.

В результате у школьников укрепляется память, они становятся более усидчивыми и внимательными.

Reader Interactions

Обсуждение

Очень полезная статья, для себя почерпнула кое-что полезное и оказалось что уже использую некоторые упомянутые методы. Спасибо

Да, спасибо, очень хорошая статья. Я многие такие же приемы применяю в работе с детьми и они работают.

Спасибо большое, статья очень поучительна и полезна, некоторые советы я использую в своей работе с детьми в детском центре. Автору большое спасибо.

Очень хорошая статья. Я начинающий педагог, поэтому для себя почерпнула полезные советы. Спасибо!!

Марина Трофимова говорит

Статья замечательная, советы хороши для воспитателей дошкольных заведений, но как это осуществить в начальной школе? Именно так заявлено в начале статьи. Увы, в школах нет помощников педагога.
Извините, это субъективное мнение.

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьНаталья Лукша говорит

В школе тоже что-то из этого можно использовать. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Можно, например, проговаривать скороговорки на долгом выдохе:

«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до тридцати трех Егорок.)

Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Все дети закрыли глазки и мы говорим:

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… (интонируем вверх) ­
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… (интонация вверх и вниз)
Ночью смотрим на звезду — Сверху вниз слетает: У-У-У… (интонируем вниз).

Заодно вспомнили про гласные.

Можно включать и другие игровые моменты: кроссворды на правила русского языка, прерваться — сделать пальчиковую гимнастику.

Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время урока вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания.

Реальные отличные советы, которые работают! Спасибо! Ещё бы найти реальные способы успокоить ребенка, который начинает посреди занятия беспричинно рыдать и капризничать и при этом не хочет идти на контакт ни с кем.

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьНаталья Лукша говорит

Попробуйте сказочного посредника. Ребенок кукле может рассказать больше, чем взрослому. Куклотерапию использовали даже для взрослых после землетрясения в Армении.

Артем Анатольевич говорит

Согласен, все в статье верно и работает. К сожалению, часто это не решает проблемы, но дает возможность педагогу справиться с актуальной ситуацией. А если это постоянно повторяется, то это уже симптом. А любые детские симптомы — это проблемы в семейных отношениях, значит и работа предстоит глубокая и серьезная с родителями…

Спасибо автору! Отличная статья и рекомендации. С дошкольниками действительно работает!

Ирина Александровна говорит

Спасибо большое. Статья замечательная. Советы хорошие.

Спасибо, очень актуальная статья. Я работаю в первом классе. Когда ребенок отвлекает других, я замолкаю и жду или подхожу к ребенку и молча беру его ладошки в свои руки. Но есть дети, которые требуют дополнительных исследований их поведения и присоединения других специалистов.

Большое спасибо! Хотелось бы прочитать про методики для детей начальных классов с симптомами указанные в статье.

Источник

Гиперактивный ребёнок на занятии

Вот его достоинства: незлобивость, отходчивость,

общительность и контактность, щедрость и

готовность поддержать любое начинание,

легкость на подъем и неистощимый оптимизм –

все это его и ваш актив.

В наше время на занятии приходят дети, которые по своим характеристикам отличаются от других детей. И, как правило, некоторые педагоги просто не знают, как поступить в той или иной ситуации. Речь пойдёт о детях, которые «не слышат» педагога, на занятии заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Всё это и многое другое относиться к детям, которых среди нас называют «живчиками», «вечными двигателями» и т. д., а на самом деле это – гиперактивные дети. Эти дети постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, быстро теряют интерес к происходящему, такие дети приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали другим детям. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и психологов.

Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах в школе, является психотравмирующей и приводящей к возникновению у гиперактивных детей дезадаптивных состояний.

Гиперактивные дети просто не могут спокойно сидеть или играть,они постоянно находятся в движении: прыгают, скачут, бегают и много говорят. Часто бывает сложно определить, где находится грань между активными и гиперактивными непоседами.

Причины такого поведения ребенка могут быть различны, но педагоги должны четко для себя уяснить, что гиперактивность – это не гадкая черта характера, а нарушения, проявившиеся в силу различных причин. Наиболее частые причины возникновения гиперактивности: генетические (наследственные, биологические (патологии во время беременности и родов, социальные (алкоголизм родителей, неблагоприятная обстановка для развития малыша).

После того, как в группе, появляется гиперактивный ребенок, у всего коллектива начинаются проблемы. Ребенок мешает вести занятия, без причины вскакивает с места, он отвечает невпопад, при этом не слушает и перебивает педагога, залазает под стол, качается на стуле. Довольно сложно наладить контакт с гиперактивным ребенком, но все-таки, это возможно. Во многом все зависит от тактики поведения взрослых с ребенком.

Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

— Известно, что гиперактивный ребенок физически не в состоянии долгое время слушать преподавателя, ему довольно сложно сдерживать свои импульсы и порывы. Так, для того, чтобы добиться внимания от ребенка, нужно постараться не обращать внимания на его ерзание и на вскакивания со своего места. После того, как ребенок получает замечание, он какое-то время ведет себя хорошо, но при этом он уже не может в полной мере сосредоточиться на задании.

— В другие моменты можно тренировать навыки ребенка к усидчивости, поощряя его при этом за хорошее и спокойное поведение, правда, при этом не стоит требовать от него активного внимания.

Для гиперактивного ребенка система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, поэтому поощрять нужно сразу же.

— При общении с таким ребёнком корректно формулируйте запреты, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

— Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому ребёнку необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ним старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

— Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений. Ребенок с трудом воспринимает всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с ними старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена.

— Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан такой ребёнок.

— Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте такого ребёнка от переутомления.

Хоть это и сложно, но необходимо приучать детей с гиперактивностью к пассивным играм и занятиям. Если ребенку трудно долго сидеть, то стоит разрешить ему ходить, двигаться во время лепки или рисования. Однако занятия должны быть регулярными, только так он научится концентрировать свое внимание на занятиях.

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.

Моя малая Родина Камчатка, какая она? Суровая, далёкая, манящая. Многие смотрели фильм «Земля Санникова» Там природа Камчатки показана очень хорошо. Уже.

Источник

Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?

Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьКсения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»

Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть фото Ребенок балуется на занятиях что делать. Смотреть картинку Ребенок балуется на занятиях что делать. Картинка про Ребенок балуется на занятиях что делать. Фото Ребенок балуется на занятиях что делатьЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Есть дети, которые с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. Понятно, что неусидчивому ребенку будет трудно в первом классе, а вместе с ним – его родителям и учителям. Чем можно помочь возбудимому ребенку за год-два до школы – и в том случае, если 1 сентября уже на носу?

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. «У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить». Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для «быстрых» детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.

«Быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!».

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. «Перестань немедленно!» с ним не работает: он не может перестать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *