Ребенок боится воспитателя в садике что делать
О центре психологической помощи «Инсайт»
Период адаптации к непривычной обстановке и новым правилам детского сада редко проходит беспроблемно. Часто у малыша возникают различные фобии: ребенок боится воспитателя, отказывается играть с детками в группе, постоянно плачет, опасается незнакомых ему людей, тяжело отпускает маму и переживает, что она может не вернуться за ним.
Почему ребенок боится воспитателя в садике?
Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:
забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;
постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;
поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;
обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;
попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);
поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.
Что делать, если ребенок боится воспитателя?
Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?
Если педагог не виноват
В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят. Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.
Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.
Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться.
Если есть вина педагога
Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей.
Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу.
Как записаться на консультацию к психологу?
Малыш тяжело адаптируется к новому месту и незнакомым людям? Не знаете, что делать, если ребенок боится воспитателя, а советы психологов не получается применить на практике? Специалисты психологического центра «Инсайт» помогут вернуть крохе радостное и счастливое детство. Позвоните прямо сейчас!
Nashchelovechek.ru
Наш человечек — Полезный онлайн-портал для родителей
Что делать, если ребенок боится воспитателя в детском саду?
Наступает время, когда маленькому человечку уже мало компании мамы, нужно общение ребят-сверстников. Садик – то учреждение, которое обязательно присутствует или присутствовало в жизни любого человека.
Крайне редко период адаптации проходит легко и непринужденно. Чаще всего малыш тяжело переносит разлуку с мамой. Поэтому, время и терпение – лучшие помощники, которые помогут справиться с ситуацией. Постепенно ребенок привыкнет к садику, однако на это понадобится время: кому-то достаточно и недели, чтобы освоиться с новым коллективом, незнакомым местом и непривычными правилами, а кто-то и за год не может свыкнуться. Каждый ребенок – личность со своим особенным внутренним миром, эмоциями, переживаниями, ощущениями. Нередко период адаптации сопровождается частыми болезнями, отказом посещать садик, различными страхами. Один из наиболее распространенных страхов – малыш боится воспитателя.
Если, собираясь по утрам в детский сад, ваш ребенок постоянно плачет и сопровождает все это рассказами о том, что он очень боится воспитателя, не отмахивайтесь от его проблем. Никогда не оставляйте кроху наедине с его страхами и волнениями, все проблемные ситуации решайте вместе!
Как выяснить, что происходит в детском саду между педагогом и детьми?
Сначала поговорите с малышом и выясните, есть ли у него еще какие-то страхи и переживания, имеющие отношение к садику. Если ребенок боится еще чего-то, то, возможно, проблема не именно во взаимоотношениях с наставником, а вот таким образом происходит привыкание.
Если же ситуация обстоит так, что малыш лояльно относится ко всем переменам в его жизни, а страхи связаны лишь с воспитателем, то нужно более тщательно разбираться в ситуации. Несколько рекомендаций и советов, которые могут пригодиться:
Способы решения проблемной ситуации в детском саду
Удалось выяснить причину страха малыша – соответственно, проблема наполовину решена. Теперь нужно найти варианты, как избавить ребенка от переживаний и волнений.
Необходимо проводить ежедневные беседы, в мягкой форме подчеркивающие важность и значимость педагога в жизни и развитии крохи. Также нужно приводить примеры из собственного детства (лучше это делать в форме увлекательных и веселых рассказов). Если проблема в воспитателе, то обязательно поговорите и попытайтесь достигнуть консенсуса. При слишком сложных ситуациях, когда воспитатель отказывает идти на контакт и не желает менять свое поведение или отношение к детям, стоит обратиться за помощью к заведующему ДНЗ. Не исключайте вариант перевода малыша в другую группу или даже другой детский сад. Ведь самый важный и значимый момент – это психоэмоциональное состояние ребенка, его спокойствие, улыбка и отличное настроение!
Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому — не хочет. Как избежать конфликтов с родителями
Дюгай Ирина Рудольфовна
Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому — не хочет. Как избежать конфликтов с родителями
Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет. Как избежать конфликтов с родителями.
Одна из проблем, с которой многие родители обращаются к старшему воспитателю в начале учебного года, – ребенок прекрасно общается с одним воспитателем и впадает в истерику, когда слышит имя второго воспитателя. Почему так происходит и как помочь педагогам не довести эту ситуацию до конфликта с родителями.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.
Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить
• Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.
• Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или старшего воспитателя.
Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.
«Мой ребенок не хочет к вам идти» – начало конфликта с родителями, знакомое многим воспитателям. Если эти слова прозвучали, нужно незамедлительно принимать меры. Это сигнал эмоционального конфликта между ребенком, воспитателем и родителями, когда внимание с сути противоречий переносится на личности участников. Фоном в отношениях становится личная неприязнь. Такой конфликтчасто выходит за пределы группы: родители привлекают старшего воспитателя, других родителей, заведующего, муниципальные органы, а иногда и широкую аудиторию в интернете. Все участники конфликта страдают, проблема не решается. Чтобы избежать негативных последствий, учитывайте все возможные причины.
Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю
1. Потребность быть с родителями. Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.
3. Волевые сложности. Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда все можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.
4.Эффект ореола: влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким строгим тоном, то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых: например, этой воспитательницей другая пугала детей или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.
5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратиться для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.
Рекомендации воспитателям:
1. Меньше уговаривайте и объясняйте. «Грейте» ребенка эмоционально: улыбайтесь, ласково обращайтесь, чаще говорите «спасибо», «мне понравилось, как ты…» Рациональные объяснения, уговоры не быть «как маленький» не помогут.
2. Ни в коем случае не проявляйте агрессию к ребенку. Если раздражены, говорите не о ребенке,а о себе: «Мне очень не нравится, когда кто-то меня перебивает!», «Я злюсь, когда кого-то бьют», «Очень тяжело повторять по несколько раз».
3. Дайте ребенку понять, что его чувства важны для вас. Если ребенок переживает, у него что-то не получается, попробуйте угадать его эмоцию6 «Ты расстроен, «Тебе обидно?», «Ты ждешь маму?». Сначала он может не отвечать или ответить «Нет!». Не торопитесь утешать,проявите сочувствие: «Понимаю»/ «Это тяжело».
4. Больше играйте с детьми. По возможности увеличьте время на свободные игры. В игре дети расслабляются, сбрасывают негативные эмоции, а взрослый организатор и участник игр становится детским любимцем.
5. Не перевоспитывайте родителей и не спешите давать им советы. Дождитесь, чтобы они сами спросили ваше мнение. Тем более, когда они сами пришли на разговор.
6. Не высказывайте ответные претензии и не оправдывайтесь перед родителями. Выслушайте и уточните претензии ребенка и родителей к вам. Спросите, как бы они хотели, чтобы вы действовали. Ответьте, сможете ли выполнить то, что они просят, или предложите свой альтернативный вариант. Ищите компромисс.
7. оставайтесь в позиции профессионала. Не позволяйте себе уйти в позицию жертвы («я все для них делаю, а они!», «я не виновата, а он!») или диктатора («я вам устрою!», «мало я на него орала!»). Создавайте в группе такие условия, чтобы даже эмоционально проблемный ребенок чувствовал себя в безопасности.
8. Уделяйте время и внимание своему имиджу. Старайтесь выглядеть привлекательно, транслируйте уважение к родителям и детям. Посмотрите на себя в зеркало и попробуйте улыбнуться глазами. Запомните это выражение лица.Используйте приемы активного слушания: кивайте, угукайте, не скрещивайте руки.
Что на это указывает: родители постоянно указывают воспитателю на его ошибки, собирают о нем всю негативную информацию у других родителей, говорят о том, что им самим было плохо в детском саду. Во время разговора с воспитателем закатывают истерику, кричат, говорят «я сам (а) вас боюсь». Интересуются, можно ли сменить воспитателя. Обвиняют педагога в том, что он не видит в ребенке какое-то важное качество (позитивное или делающее его нуждающимся в особых условиях, считает ребенка плохим.
Пять причин, по которым родители винят воспитателя
1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится. Ребенокжалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.
2. Неприязнь к воспитателю. Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия: не нравится такой тип внешности, слишком молодая / старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование / национальность. Даже помада на зубах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.
3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми. Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например грубит детям.
4. Задетая самооценка. Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.
5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка. Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой все еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства)и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.
Для старшего воспитателя. Как реагировать на претензии родителей к воспитателю:
1. Примите родителей в максимально комфортной обстановке.
2. Поросите родителей назвать главную причину сложностей с воспитателем.
3. Дайте обратную связь, но не оценивайте ни воспитателя, ни ребенка, ни родителей.
4. Назначьте повторную встречу с родителями через неделю.
5. Побеседуйте с воспитателем и узнайте его взгляд на ситуацию.
Для воспитателей. Как выстроить беседу с родителями, у которых есть к вам претензии.
1. Постарайтесь услышать родителей.
3. Положительно охарактеризуйте ребенка.
4. Не сражайтесь с родителями, а вовлекайте их.
5. Давайте родителям больше положительной информации о ребенке.
6. Обязательно что-то меняйте и делайте так, как просят требуют родители. Выберите из предложений то, на что вы готовы. пробуйте. Делитесь положительными сторонами этого опыта с родителями. Родители должны видеть, а не просто слышать, что вы готовы учитывать их пожелания.
Что на это указывает: многие дети не хотят идти к этому воспитателю, и это наблюдается из года в год. Об этом воспитателе можно услышать чаще негативные отзывы от родителей, чем положительные. Воспитательчасто нарушает профессиональную этику: проявляет агрессию к детям, запугивает их, жестоко наказывает, негативно высказывается о ребенке, его семье, своей работе. При этом с другими педагогами детского сада у этого ребенка нет никаких сложностей.
Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок не хочет
ходить к нему в группу
1. Стрессовые педагогические тактики. Воспитатель постоянно кричит, взвинчен, имеет привычку «сливать» на детей негативные эмоции, выбирает любимчиков и отверженных – парии, контролирует каждую мелочь.
2. Предвзятое отношение к ребенку. Может быть следствием множества причин, от предубеждений в отношении пола («мальчики утомляют», национальности, профессии родителей до накопившихся негативных эмоций из-за конфликтов с воспитанником.
3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка. Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – все это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку.
4. Профессиональное выгорание. Утрата положительных эмоций от работы, постоянное переживание скуки, усталости, раздражения, деперсонализация детей («все одинаковые», желание просто побыть в тишине, чтобы никто не болтал, не мельтешил, ничего не просил, – типичные симптомы профессионального выгорания воспитателя. С таким взрослым ребенку скучно и дискомфортно общаться и находиться рядом.
5. Внешний облик и манеры. Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта, длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.
Для старшего воспитателя. Как работать с воспитателем, у которого есть трудности в общении с детьми.
1. Обсудите с воспитателем его педагогические установки.
2. Учитывайте влияние профессионального выгорания на деятельность воспитателя.
3. Мотивируйте воспитателя повышать квалификацию.
4. Поддерживайте в общении с педагогом доброжелательный настрой.
5. Регулярно транслируйте необходимость избегать агрессии.
6. Формируйте у воспитателя установку на результативную работу.
7. Расспросите у воспитателя о детях и семьях, с которыми у них сложности.
8. Не ведите разговоров «в общем». Просите воспитателя сформулировать конкретную цель, реально достижимую в течение ближайших 2-4 недель.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.
Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.
Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.
Консультация для родителей «Почему ребенок вредничает?» Вы замечаете,что ребенок на все ваши просьбы начинает кричать,вредничать,что же делать,чтобы таких ситуаций не возникало. Некоторые дети.
Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.
Консультация для родителей «Ребенок идет в детский сад» Начало посещения детского сада- возможный стресс для малыша. Ребенок должен привыкнуть к отсутствию мамы в течении дня, к необходимости.
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.
Работа с родителями — помощь воспитателю «Работа с родителями» является неотъемлемой частью работы любого педагога в дошкольном учреждении. Педагоги заинтересованы в том, чтобы.