Ребенок долго не говорит что делать
Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи
Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Причина 2. Отсутствие необходимости
Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
Причина 3. Педагогическая запущенность
Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Причина 6. Негативизм у ребенка
Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.
Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.
Причина 7. Генетическая предрасположенность
Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.
Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери
Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.
Причина 9. Нарушения слуха
Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.
Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы
Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.
Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.
В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.
Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.
Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.
Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.
Дата публикации: 31.01.2017. Последнее изменение: 04.12.2020.
Ребенок долго не говорит что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Причины, по которым ребенок не разговаривает, достигнув трехлетнего возраста, могут быть различными.
Статья:
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Как ни странно, но дети могут долго не разговаривать по той причине, что в этом нет необходимости. Малыши с задержкой речи чаще всего встречаются в семьях, где царит гиперопека. У них нет необходимости излагать свои мысли и желания, так как родители не дают им такой возможности, лишая мотивации на развитие. В задержке речи не стоит исключать и стрессовый фактор. При не комфортном психологическом климате в семье или сильном испуге, у ребенка процесс формирования речи может затянуться на долгие годы.
Многочисленные психологические травмы могут привести к заиканию и задержке психологического развития. На самом деле, причины задержки речи могут быть самые разнообразные, среди которых стоит выделить: генетическую предрасположенность, нарушение слуха, сложные роды у матери, негативизм ребенка. Не стоит забывать, что нарушение речи у детей связано с умственным развитием ребенка и его психическим состоянием. Поэтому перед тем, как заниматься поиском методов решения проблемы, необходимо определить, что именно замедляет речевое развитие ребенка. Только консультация специалиста может помочь найти причину и выстроить необходимый план для ее решения.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗГОВАРИВАТЬ?
Не секрет, что ребенок – это полноценная личность, у которой свой темп развития. Но, если малыш не поддерживает беседу, данную проблему стоит оперативно решать. Многих мам волнует, почему ребенок не разговаривает в 3 года, и их обеспокоенность можно понять. Научить ребенка разговаривать просто, если уделять ему необходимое количество времени. Прогулки на свежем воздухе еще никто не отменял, поэтому как можно чаще нужно бывать с малышом на природе. Гуляя по парку, нужно объяснять малышу все, что происходит вокруг: листья опадают, птички поют, накрапывает дождик.
Кроме этого, очень важно быть максимально точным в словах. Дети как губки, они впитывают все с максимальной скоростью, поэтому, чем отчетливее будут слова, тем быстрее они останутся в памяти. От сюсюканий вообще стоит избавиться, незачем вводить ребенкав заблуждение, что мир вокруг – фальшивка. Как можно чаще детям нужно задавать вопросы, которые требуют развернутых ответов, только так они научатся связывать в логическую цепочку отдельные слова.
Специалисты советуют максимально урезать просмотр телевизора, даже, если это мультики или развивающие программы. Что может быть лучше чтения сказок или пения веселых песенок. Каждый жест ребенка не должен сводиться к тому, что родители исполняют его желание. Прошение ребенка должно быть озвучено, в противном случае, он долго еще не захочет излагать свои потребности.
ПОЛНОЦЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Чтобы ребенок хотел говорить, ему необходимо в этом помочь, как бы странно это не звучало. Если ребенок в 3 года не разговаривает вообще, стоит обратить внимание на его пальчики. Многие родители не уделяют этому свое внимание, так как не знают, что подушечки детских пальчиков связаны непосредственно с определенными отделами мозга, которые и отвечают за речь. Именно постоянное развитие мелкой моторики способствует своевременной полноценной речи.
Все, что нужно сделать родителям, так это уделить должное внимание развивающим играм и упражнениям. Малыш может играть мелкими предметами, рисовать, заниматься лепкой, собирать мозаики. Если ребенок к трем годам не может самостоятельно застегнуть молнию или держать карандаш в руках, то он попадает в группу риска. Отделы головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом, и нарушение в любом из них может привести к расстройствам.
ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Для того, чтобы детки к трем годам могли излагать свои мысли, с ними необходимо постоянно заниматься. Чтение сказок, стихов или поговорок должно войти в дневной обиход. Кроме этого, не стоит забывать про общение с ребенком, он должен знать, что именно происходит вокруг него, кто встречается на улицах города, какие предметы используются в быту. Каждый день у ребенка в подсознании должны откладываться новые слова, которые он будет постепенно воспроизводить, выстраивая в предложения.
Родители не должны бояться вовлекать ребенка в социальную жизнь, только изучая все, он сможет полноценно развиваться. Случается, и так, что ребенок в 3 года плохо разговаривает и родители начинают бить тревогу. В индивидуальных случаях не стоит паниковать, так как дети развиваются очень активно. Специалисты уверяют, что к 3,5 годам случается резкий скачок в развитии и малыш может сразу начать говорить отдельными фразами.
МАССАЖ ПОМОЖЕТ ГОВОРИТЬ
Важной частью занятий по развитию речи может стать логопедический массаж. Каждая мама может пройти курс массажей и выучить простые упражнения, которые проводит логопед. Нет ничего сложного в легком пощипывании, поглаживании, похлопывании малыша, а процедура «поцелуйчиков» особенно увлекательная. Массаж «поглаживание» проводиться с помощью специальной мягкой варежки, которая круговыми движениями водится по телу малыша.
Массаж «похлопывание» заключается в прохождении пальцами по лицу ребенка. В данную процедуру можно добавить элементы игры, чтобы малыш был максимально увлечен. После пройденного курса, как правило, у детей нормализуется мышечная мускулатура, восстанавливается тонус, улучшается работа артикуляционного аппарата, и исчезает задержка речевого развития.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЛОГОРИТМИКА
Если вы до сих пор не знаете, как разговорить ребенка в 3 года, то на помощь придет специальная гимнастика, позволяющая тренировать не только мышцы губ, но и язык и неба. Преимущество занятий в том, что они становятся увлекательной игрой для ребенка, что может быть забавней повторять за взрослыми смешные рожицы. Чтобы артикуляционная гимнастика сказалась положительно на речевом развитии ребенка, ее необходимо повторять каждый день по 10 минут до появления положительного результата.
Во многих детских учреждениях логопеды практикуют логоритмику с маленькими детками для развития их речи. Ее преимущество в том, что малыши в виде игры проговаривают под музыку стихи, при этом двигая ритмично руками. Данная методика дает возможность решить несколько задач одновременно: координация рук, артикуляция, и фонематическое восприятие. Логоритмика не только развивает речь, но и музыкальный слух, а также чувство ритма, что дает возможность деткам общаться друг с другом в непринуждённой для них обстановке.
Ребенок долго не говорит что делать
Аннотация: Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.
Статья:
Нарушение речевого развития встречается в 25% случаев. Патологическое состояние наблюдается в основном у мальчиков. Преимущественно до 3-5 лет. При этом, частота заболевания (называя состояние условно) в 4 раза больше чем у девочек. С чем это связано — доподлинно не известно. Предполагается, что причина в более позднем общем психологическом и физическом развитии мальчиков.
Тяжесть патологии разнится, от случая к случаю. Это может быть нарушение экспрессии. В этом случае ребенок говорит не плохо, но преобладает скудный словарный запас, малое количество интонаций и модуляций голоса. Не всегда вообще речь о патологии. Возможны особенности личности или же временный период, который пройдет сам собой позже по мере общего психического развития.
Причины расстройства — как естественные, социальные, так и патологические, обусловленные заболеваниями физического и психического плана.
Лечить пациента, если он плохо говорит нужно всегда. Но в разных случаях лечение будет своим. Необходимо обратиться к детским психологу, логопеду, педиатру. Возможно, потребуется помощь педагога, дефектолога.
Варианты патологии
Вариантов может быть несколько. Классификация в основном проводится по возрасту молодого пациента.
До года
Отсутствие связанной речи в возрасте до года — вполне нормальное явление. В этом случае человек обычно не говорит вообще. Или же произносит отдельные звуки, разрабатывая речевой аппарат. Встречаются и другие варианты. Например, ребенок не разговаривает, но повторяет слова. Это говорит об ускоренном психоречевом развитии. Встречаются и вполне осмысленные слова, но зачастую произношение неправильное. Все описанные состояния — это вполне нормальные физиологичные явления. Специального лечения не требуется.
До 3 лет
Чуть ли не 80% случаев приходится на возраст до 3-х лет. Как правило, ребенок уже разговаривает, но делает это плохо. Страдает словарный запас. Наблюдается ослабленная экспрессия. Она выражается в недостатке интонаций, слабой модуляции голоса. Бывают случаи тяжелее. Например, человек не говорит вообще, молчит. Или же изъясняется звуками. Возможен и другой вариант. Нет фразовой речи, то есть мысли выражаются рваными, отдельными словами. Без возможности строить предложения. Или же фразы составляются неправильно, с ошибками. Подобные случаи требуют диагностики. Лечение назначают по потребности, исходя из сути расстройства.
До 5 лет
Отсутствие осмысленной речи до 5 лет — явный признак нарушения. Насколько тяжелого — сказать трудно. Если проблема в собственно органических заболеваниях: синдроме Дауна, расстройствах психического плана, все становится очевидно. Куда труднее выявить патологии речевого аппарата или же социальные факторы: неправильное воспитание, недостаток социальных контактов. Диагностика требуется всегда. Лечение — как можно быстрее. В возрасте после 5 лет развить грамотную речь становится труднее. На это понадобятся месяцы упорной работы с логопедом, дефектологом и психологом.
От 5 до 7 лет
Последняя фаза развития. Отсутствие речи патологическое. Нужно выяснять причину.
Виды нарушения речевой функции выделяют условно. Есть дробные классификации, общепринятого разграничения пока не существует. В любом случае, чем раньше начата коррекция, тем выше шансы на полное восстановление, развитие правильной речи, нормализацию экспрессии, выражения мыслей.
Почему дети плохо говорят
Причин может быть несколько. Условно их можно разделить на органические и социальные.
Органические
Среди таковых, преобладают поражения головного мозга и органов слуха. Реже — нарушения развития речевого аппарата.
Характерный патологический процесс для детей до 3-5 лет. Сопровождается общими нарушениями высшей нервной деятельности. Снижается интеллект, память. Помимо речевой дисфункции, наблюдаются проблемы в поведении, либо гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ). Либо вялость, сонливость, слабость. Оба варианта опасны. Без специального лечения добиться восстановления функций невозможно. Они продолжат угасать, развитие замедлится в разы. Необходимо обращаться к неврологу.
Травмы головы (ЧМТ) и прочие варианты. Также асфиксия, например, при сдавливании шеи пуповиной. Возможны варианты. Родовые травмы обуславливают стойкие нарушения в работе церебральных структур. В лучшем случае, будет нарушена только речь. Возможны и более тяжелые проблемы вплоть до вторичного слабоумия. Хотя органических недоразвитий в клинике не будет.
Дети, рожденные ранее положенного срока, рискуют больше. Поскольку мозг продолжает развиваться и формироваться, уже без помощи материнского организма. Без избытка питательных веществ и кислорода. Организму приходится добывать все своими силами. Следовательно, расходуется тот ресурс, который есть у детей, рожденных в положенное время. Такие дети становятся болезненными, они слабее ровесников и часто позже начинают говорить. Справиться с этой ситуацией можно, особенно, если придерживаться нормального режима, составить правильный рацион и регулярно давать нагрузку мозгу. По возрасту.
Встречается чаще, чем может показаться. Если ребенок внутри утробы не получает достаточного количества кислорода, страдает головной мозг. Процесс возможен как при течении беременности, так и в последнем триместре. Прямо перед тем, как произойдет разрешение родов. Оба вариант одинаково опасны. В первом случае плод гарантированно получит проблемы. Как минимум, будет плохо говорить. Также возможны расстройства по типу энцефалопатии, гипоталамического синдрома. Во втором — возможна гибель от гипоксии. Роды при остром дефиците кислорода разрешают методом кесарева сечения.
Приобретенная, например, в ранние годы: сотрясение мозга, гематома и прочие формы. Сопровождаются тяжелым поражением церебральных структур.
Заболевание психического плана. Тяжелые формы аутизма характеризуются полным отсутствием речи. Ребенок плохо говорит или не говорит вообще. 3 года — речи нет. Ребенку 7 лет — функция так и не развивается. При более мягких формах, возможны отдельные фразы, но только в определенных ситуациях, когда затрагиваются биологические потребности. Высокофункциональные аутисты, например обладатели синдрома Аспергера, не страдают такими отклонениями. Однако у них встречаются проблемы с пониманием эмоций и их выражением. Поэтому речь может быть скудной на модуляции, интонации, что вполне нормально для таких пациентов.
Восстановление невозможно, но некоторые меры для адаптации предпринимают. Легче всего в этой группе развиваются лица с легкой степенью умственной отсталости. Присутствует достаточный словарный запас и возможности для его использования.
Состояние, при котором пациент слышит только одним ухом. В этом случае ребенок разговаривает очень плохо, хотя интеллектуальный компонент в норме. Причина в том, что молодой пациент попросту не правильно слышит, что говорят окружающие. Чем более выражено нарушение, тем хуже речь. Работать нужно с логопедом-дефектологом и сурдологом.
Менингит или энцефалит. Встретиться со вторым в условиях города довольно трудно. Сельские жители рискуют в несколько раз больше, поскольку природные зоны кишат клещами. Возможен клещевой энцефалит. Менингит же может стать осложнением воспалительных, инфекционных болезней. В любом случае, нужно срочное лечение с помощью антибиотиков и противовоспалительных средств. Под контролем инфекционистов и неврологов.
Например, короткая уздечка языка. Требуют оперативного лечения. По крайней мере, если ребенок не может приспособиться к отклонению.
Социальные
Причины, которые обусловлены родительским воздействием и влиянием окружения.
Если в этом случае возникает вопрос, почему ребенок в 4 года плохо разговаривает, ответ — потому как нет в этом необходимости. Плюс, нет нормального примера. Поэтому молодого пациента нужно опекать умеренно, говорить правильно, не сюсюкаться. Поскольку услышав неправильные примеры, он их и перенимает.
Обратная сторона. Снова нет нормального речевого примера, не хватает вербальной практики.
Встречается у так называемых детей-маугли. Речь — социально обусловленный механизм и способ коммуникации. Без других людей она не развивается. Формирование навыков после 7 лет представляет большие трудности. Педагогическая запущенность встречается и в городской среде. Достаточно вспомнить резонансные случаи, когда родители закрывали детей в подвалах на годы.
Все причины изучают врачи. Исходя из провоцирующего фактора, подбирают и лечение.
Как проявляется патологическое состояние
Симптоматика присутствует в разной мере у всех пациентов с нарушениями говорения. Также она возможна и у здоровых людей. Потому говорить однозначно, что у ребенка нарушение развития речи преждевременно. По крайней мере, по симптомам. Нужна целенаправленная оценка.
Диагностика или как выявить расстройство
Диагностика пациентов — задача довольно трудная. Среди методов обследования можно назвать следующие мероприятия.
Опрос ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача — исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога. ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды, ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу.
Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат, строит график. С этими данными работать легче.
Затем ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например:
Если органических патологий не найдено, ищут психические расстройства и проблемы. В дело вступают клинические психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и может быть нарушено. Помимо тестов, специалист беседует с ребенком, выявляет, насколько плохо он говорит и в чем причина, дает рекомендации.
Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда-дефектолога. Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и научить пациента правильно говорить.
Необходима и помощь психиатра. Его задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности: аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.
Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку возможны комплексные нарушения. В системе.
К какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с эндокринологом.
Что делать, если ребенок плохо разговаривает
Требуется лечение. Интенсивность и характер терапии зависят от конкретного клинического случая, причины расстройства. Вот некоторые варианты:
По потребности назначают упражнения для речевого аппарата, физиотерапию.
Меры профилактики
Специальная профилактика проста: