Ребенок игнорирует родителей что делать
«Сынок, ты меня слышишь?» Что делать, если ребенок вас игнорирует
Я понимаю, насколько вас огорчает то, что ребенок вас не слушает. И часто слышу от мам и пап, как они переживают из-за этого. Более того, мне как матери и самой приходилось с этим сталкиваться.
Но если вы хотите решить эту проблему, то в первую очередь выясните — почему он не слушает вас. Чаще всего это симптом, а не реальная проблема. Если не разобраться с этим вначале, то у ребенка могут возникнуть более серьезные трудности с поведением — например, истерики.
Почему дети не слушают
Хороший вопрос! Почему вы должны повторять что-то снова и снова, пока не обнаружите, что кричите?
Но прежде, чем мы пойдем дальше, убедитесь, что у ребенка нет проблем со слухом и восприятием информации. Если вы уверены, что его уши полностью здоровы, то читайте дальше.
У детей всех возрастов — от малышей до подростков — есть потребность в самостоятельном принятии решений. Они не могут делать это позитивно — например, выбирать для себя одежду, решать, что будут есть на ужин и в какую играть игру. Если ребенок лишен этого права — то негативно.
Дети игнорируют пожелания родителей, чтобы проявить собственную силу.
Это поведение — способ показать, что они нуждаются в меньшем контроле и хотят самостоятельно принимать решения в своей жизни.
Я не предлагаю вам это терпеть. Но несколько простых приемов позитивного воспитания помогут вам дать детям больше самостоятельности. Разумеется, в разумных пределах. Это укрепит ваши отношения, и ваши просьбы не придется повторять множество раз.
Витает в облаках, потому что…
Какой смысл вы вкладываете в слова: «Ребенок меня не слушает?» За этими словами может скрываться множество ситуаций. Поэтому не всегда легко найти решение.
Да, бывают случаи, когда ребенок просто игнорирует родителей. Тогда вам помогут семь советов, о которых мы расскажем чуть позже. Но чаще всего речь идет о другой проблеме.
Может, ребенок устал, голоден или плохо себя чувствует? Или у него есть трудности, о которых он постоянно думает, поэтому отключается и не обращает внимания на собеседника? Например, конфликт в школе или предстоящая контрольная? Попробуйте узнать, что происходит на самом деле, чтобы помочь.
1. Установите зрительный контакт
Убедитесь, что вы привлекли внимание вашего ребенка. Для этого нужен зрительный контакт. Когда вы смотрите друг другу в глаза, вы не только убеждаетесь, что вас видят и слышат, но и укрепляете ваши отношения.
Когда вы обращаетесь к ребенку, отложите другие дела. Подойдите к нему поближе и спокойно поговорите вместо того, чтобы раздавать приказы из другой комнаты.
2. Обойдитесь без «не»
«Не трогай своего брата». «Не бегай по коридору». «Не играй с едой».
Не читайте следующее предложение. Разве вам это нравится.
Просьбы с «не» ребенку сложно воспринимать. Ему приходится отвечать на два вопроса: «Что мне нельзя делать?» и «Что делать вместо этого?» Это сбивает с толку.
Например, вы говорите: «Не прикасайся к брату». Ребенок должен отказаться от своего поведения и решить, как поступать дальше. Если ему запрещено прикасаться к брату, может ли он его обнять? Смогут ли они играть вместе? Слишком много вопросов.
Лучше скажите ребенку, что делать. Вместо «Не трогай брата» будет «Относись к нему бережнее». Или — «Не балуйтесь, пока мы едем в машине». Вместо «Не оставляй игрушки на полу» попробуйте сказать: «Пожалуйста, убери игрушки в корзину» и так далее.
3. Чаще говорите «да»
Задумайтесь: как вы обычно отвечаете на 1000 просьб вашего ребенка в течение дня? «Нет», верно?
Когда вас засыпают вопросами, рассуждать некогда. У вас есть готовые ответы: «Нет, не сегодня», «У меня нет на это времени» или просто «Нет». Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что и дети перестают прислушиваться к вам.
Чаще говорите «да». Пусть ваши слова удивляют и восхищают вашего ребенка. Тогда и он будет уделять вам больше внимания, когда вы о чем-то попросите. Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк» попробуйте сказать: «Парк звучит потрясающе! Пойдем туда в пятницу после школы или в субботу утром?»
Вместо «Нет, сегодня ты не будешь есть мороженое» попробуйте «Мороженое — это вкусно! Хочешь его на десерт в субботу или в воскресенье вечером?»
Конечно, будут возникать ситуации, которые потребуют от вас жесткого «нет». Но чаще отвечая «да», вы поможете ребенку понять, что и его желания важны для вас.
4. Говорите кратко
Порой мамы превращают пятисекундный ответ в пятиминутный доклад, достойный научной конференции! В сфере продаж есть поговорка: «Никогда не продавайте с двух слов то, что вы можете продать с одного». Ее можно применить и к воспитанию детей.
Когда о чем-то просите ребенка, будьте предельно лаконичны. Тогда у него не будет времени, чтобы отвлекаться!
5. Заранее поблагодарите
Похвала заставляет нас делать больше хорошего. Поверьте вашему ребенку. Благодарите его за то, что он сделал и что еще сделает. Слова «Спасибо, что повесил полотенце в ванной» лучше стимулируют его быть аккуратным, чем очередная критика: «Не могу больше видеть, как полотенце валяется на полу!»
Люди оправдывают наши ожидания, когда мы в них верим. Если вы заранее покажете это, то ребенок охотнее будет слушать вас. И это повысит вероятность того, что вашу просьбу действительно выполнят.
6. Убедитесь, что вас поняли
Самый простой способ — попросите повторить то, что вы сказали. Это убережет от многих проблем.
Исследования показали, что 40–80% информации, которую врачи передают пациентам, либо полностью забывается, либо понимается не так. А речь идет о взрослых, а не о детях.
Чтобы не возникало недоразумений, врачи внедрили метод «научи врача». Пациенты рассказывают медикам, какие инструкции им только что дали. Благодаря этому они лучше запоминают назначения.
Этот же инструмент подойдет для общения с детьми. После того, как вы, глядя в глаза, четко и коротко озвучили свою просьбу, попросите ребенка ее повторить.
7. Критикуйте без ссор
Если ребенок не выполнил вашу просьбу, не ругайте его. Сделайте замечание — «Я вижу, что твоя куртка лежит на полу» или задайте вопрос — «Каков твой план по уборке мусора дома?»
«Каков твой план?» — одна из моих любимых стратегий. Это расширяет возможности, потому что вы предполагаете, что он есть — это дает ребенку возможность сохранить лицо и быстро придумать, что он собирается делать.
«Да! Я планировал вынести мусор сразу после того, как я закончу свой обед», — услышите вы в ответ.
И скажете: «Это потрясающе! Я очень ценю твою помощь».
Чувствуете, как весь разговор получил позитивный импульс?
То, что ребенок не слушает — это не всегда тревожный знак. Хотя такое поведение и может показаться неуважительным по отношению к родителям. Но прежде всего это способ привлечь наше внимание и выразить потребность в самостоятельности.
Что делать, если дети игнорируют просьбы: 7 полезных советов учителям и родителям
Взрослые часто не знают, как пошагово дать алгоритм действий, чтобы ребенок комфортно и успешно сделал то, что от него хотят. Практикующий педагог-психолог Наталия Махно предполагает, что именно в этом кроются корни детской инфантильности, которые приводят к конфликтам и снижению успеваемости в школе. Она поделилась самыми действенными советами в случае, если ребенок не слышит и игнорирует просьбы взрослых.
Психолог рассказала, что к ней часто обращаются родители с жалобами на то, что ребенок не выполняет их поручения и распоряжения. Формулировка звучит именно так, в ней нет слов «просьба» или «предложение».
«Почему мы, взрослые, считаем нормальным приказывать детям и не даем им возможности озвучить свои предложения и желания? – задается вопросом эксперт. – Возможно, ребенок и не против что-то сделать, но чуть позже или иным способом».
Чтобы проиллюстрировать проблему, Наталия Махно привела несколько примеров из своей практики:
На прием к психологу пришла мама и озвучила свою жалобу: «Ребенок меня не слышит и ничего не хочет делать».
В ходе работы выяснилось, что скорость речи мамы выше средней, при этом у ребенка скорость речи и мыслительных процессов гораздо ниже, хоть и находится в рамках возрастной нормы. Мама говорит быстро, монотонно, без логических пауз, постоянно выражая претензии к действиям ребенка. Ребенок, привыкший к постоянной критике, просто не успевает вычленять просьбы из маминого потока речи.
Другая мама жаловалась, что ребенок игнорирует ее, дерзит, глух к ее поручениям, много времени проводит в гаджетах, не помогает и все откладывает на потом.
На консультации выяснилось, что ребенок увлечен программированием и делает в этом большие успехи. При этом основное количество маминых поручений приходится на свободное время ребенка (после школы, выполнения домашних заданий и посещения секций), то есть именно в то время, когда он совершенствует свои навыки и обучается различным языкам программирования.
Психолог предложила адекватно сопоставить значимость данного процесса для будущего самого ребенка и важность задач вроде «выбросить мусор прямо сейчас».
Мама – бизнес-леди, руководитель крупной компании. Жалобы аналогичные. В ходе консультации выяснилось, что мама ставит глобальные задачи, не проговаривая с ребенком промежуточные действия. Ребенок в силу своего возраста и отсутствия соответствующего опыта не в состоянии построить всю логическую последовательность действий. В итоге задача кажется ему изначально невыполнимой.
Критика со стороны мамы неизбежна, и наилучшим решением для ребенка стала агрессия, приводящая к конфликту, после которого следует жесткое наказание и снятие всех дополнительных задач.
Мама-домохозяйка жалуется на то, что ее дочь ничего не может и не хочет. Вскоре выяснилось, что мама, поручая задание ребенку, всегда пристально за ней наблюдает – как коршун, готовая напасть за каждую оплошность. Кроме того, девочка делает все очень медленно и размеренно.
Мама каждый раз испытывает агрессию, демонстративно отодвигает дочь, обвиняя ее в «безрукости» и «черепашьем темпе» и продолжает сама заканчивать порученное ранее действие. Это формирует у ребенка сценарий выученной беспомощности.
Мама переживает, что ее ребенок «отсталый», что ему надо повторять все по нескольку раз.
Выяснилось, что девочка – очень творческая личность, пишет стихи, сочиняет песни и часто в силу такого увлечения погружена в свои мысли и иногда просто не слышит маму из-за активности этих мыслительных процессов. При этом она не раз побеждала на различных конкурсах, что является маминой гордостью.
Всем, кто сталкивался с аналогичными проблемами, психолог дает семь эффективных советов, которые позволят все исправить:
1. Научитесь просить, а не требовать. Желательно заранее, чтобы ребенок мог спланировать свое время и продумать, как ему лучше сделать.
2. Используйте вопросительные фразы («Как думаешь, ты смог бы помочь/выручить меня…») и обязательно объясняйте причину, почему вы считаете, что ребенок сможет с этим успешно справиться.
3. Максимально уточните, что именно должен сделать ребенок. Принцип: “Сходи туда, сам знаешь куда, принеси то, сам знаешь что» не работает в реальной жизни.
4. Когда просите ребенка о помощи, снабжайте его всем необходимым для ее выполнения (информацией, подручными средствами и прочим).
5. Не следует просить ребенка, когда он раздражен или пребывает в грустном или уставшем расположении духа.
6. Говорите спокойным голосом, простыми фразами, без суеты.
7. Если ребенок что-то не сделал, повторите просьбу – возможно, он вас просто не услышал. Или попросите его ее повторить, чтобы понять, правильно ли он понял поставленную перед ним задачу.
Наконец, самое главное – поблагодарите ребенка. Сделайте это один раз заранее, если он согласился вам помочь, и обязательно поблагодарите его потом, когда ваша просьба будет исполнена.
Психолог подчеркнула, что все эти советы применимы и в педагогической практике: если следовать этим рекомендациям, работа с учениками в школе будет в разы эффективнее.
Читайте ещё
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий Отменить ответ
Выбор читателей
Хотите получать свежее?
Видео
Мы Вконтакте
Пишете интересно на тему образования?
Присылайте материал, получайте оплату
Как школьные уроки сделать интересными? Творческое самовыражение & успешное обучение
Школьные театры: нужны ли они современным детям?
Несколько смен, занятия без перемен и общение на злободневные темы: как учатся школьники в Бразилии
Как воспитать ученого? Образование Новосибирской области
Мы отправляем дайджест сферы образования 1 раз в неделю
Источник
Ребенок игнорирует просьбы родителей – что делать?
В определенном возрасте (обычно с 4-5 лет) ребенок уже полностью осознает себя как личность – в том числе, пытается выражать, принимать и отстаивать собственные мнения и решения.
В этот период малыш может выбрать игнорирование просьб и требований взрослых как тактику противостояния их авторитету (взамен младенческих капризов). Что же делать родителям, чтобы не ущемлять права и свободу ребенка, но добиться полноценного сотрудничества с ним?
Как сделать так, чтобы ребенок слушался взрослых и обращал внимание на их просьбы:
1. Все задания и цели, которые вы задаете ребенку, должны быть выполнимыми и четкими. Например, если вы хотите, чтобы малыш сделал уборку у себя в комнате, уточните, что конкретно он должен сделать (вытереть пыль, полить цветы и т. п.), и куда, например, положить вещи (игрушки – в ящик, одежду – на стул, карандаши – в коробочку, и так далее).
2. Просьбы должны быть не только четкими и ясными, но и простыми. Для начала попросите ребенка сделать какое-то одно дело (например – вымыть вместе с вами посуду), если он еще не умеет сам этого делать – пообещайте показать и научить, составить ему компанию. После того, как он выполнит данное задание, можно попросить его сделать что-то еще.
3. Проявляйте настойчивость. Поощряйте все действия, направленные на выполнение вашей просьбы – особенно, если вы хотите, чтобы малыш научился справляться с делами самостоятельно. На первых порах можно даже немного помогать ребенку в выполнении ваших заданий.
4. Если вы хотите, чтобы малыш сам хотел вас слушаться, а не просто выполнял все из страха, не приказывайте ему, а поясняйте свои просьбы, чтобы ребенок понял, зачем и почему он должен действовать так или иначе. Поощряйте и хвалите его за выполнение заданий, и вообще позаботьтесь о положительной мотивации поступков.
5. Хорошо действует на детей и предвкушение награды за труды. Можно пообещать ребенку какое-либо поощрение – после того, как он выполнит данное ему задание (например, сходить в кино, купить мороженое и т. п.). Не стоит делать это слишком часто, чтобы послушание не надо было «покупать» каждый раз.
6. Не подавляйте инициативу, желания и свободу ребенка постоянными запретами и отрицаниями, пользуйтесь словом «нет» только, когда это действительно необходимо.
Переключайте внимание ребенка на похожие действия и занятия, старайтесь чем-то заинтересовать. Например, вместо того, чтобы запрещать шумные игры дома, предложите малышу поиграть в них на улице, а если ребенок хочет сделать какое-то сложное для него действие, предложите проделать это вдвоем с ним.
7. Ребенок должен чувствовать, что у него есть свобода и возможность выбора своих действий и занятий. Регулярно давайте ему самому возможность решать, что из, например, двух дел, он в данный момент больше хочет сделать.
8. Старайтесь не прерывать ребенка своими требованиями во время игры или другого захватывающего его занятия, лучше предупредите его хотя бы немного заранее о том, что нужно будет прерваться и что-то сделать – тогда малыш успеет завершить игру и не будет на вас злиться.
Игнорирование: Самое страшное в воспитании ребенка
Знаете, что самое страшное в семейном воспитании? Нет, не оценки, не крики, не угрозы и даже не физическое наказание… Самое страшное в воспитании ребенка – это игнорирование. Игнорирование, исходящее от самых близких и значимых людей – родителей. Весь опыт людей с проблемами в привязанности красноречиво говорит об этом. «Лучше бы наорали, даже бы отлупили ремнем – только бы не эта подчеркнутая холодная отстраненность!», «Хоть знал бы, что получу за дело и все, «дело закрыто», а так чувствуешь себя пустым местом!», «Тяжелее всего было выносить безразличие родителей, демонстрируемое ими в воспитательных целях». Примерно такие фразы часто слышу от моих клиентов.
Типы родительского игнорирования
Есть три типа игнорирования:
Игнорирование первого типа манипулятивно по сути. Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!
Наказание и игнорирование – это не одно и тоже. Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем. В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!
Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.
Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.
Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.
Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют пограничными.
В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.
Третий вариант игнорирования описан психоаналитиком Грином, как феномен мертвой матери. Мать, которая находится в состоянии депрессии оказывается не способной быть в близком контакте со своим ребенком. Чаще всего это результат не пережитой ею потери (смерть ребенка, абортированные дети, потеря супруга). В этом случае необходима терапия по переживанию матерью утраты.
Последствия родительского игнорирования
В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:
Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, «путается под ногами». Это, как правило, второй тип игнорирования.
О важности другого
Человеку, для того чтобы чувствовать себя психологически живым, переживать себя как Я, формировать Я, нужен Другой. Ему постоянно нужно, как в зеркалах, отражаться в Других, уточнять и корректировать свое Я. Наше сознание, наше Я, для того чтобы функционировать постоянно, должно отражаться о «плотность бытия». В противном случае это будет как луч фонарика, направленный в бездну. Неотраженное Я Другими Я не подтверждается, теряет свои границы и плотность и сливается с миром.
Так происходит, когда родители:
— игнорируют плачущего ребенка;
— не слышат его «Хочу»;
— наказывают его своим безразличием;
— формально (функционально) присутствуют в его жизни.
— пренебрегают им, не обращают внимания.
Подчеркнутое игнорирование, социальная изоляция, холодное равнодушие – механизмы «убивающие» индивидуальное Я. Такая ситуация нелегко переживается даже взрослым человеком. Не говоря уже о ребенке.
Чем меньше ребенок, тем важнее ему это отражающее присутствие. Маленький ребенок воспринимает мир через посредника – свою мать. Мать для ребенка и есть мир. Мать это делает через телесный, визуальный и эмоциональный контакт. Позже все большее значение начинает приобретать контакт вербальный. И если мать игнорирует ребенка – мир безмолвствует, и его Я не отражается, его просто нет. Далее таким отражающим, подтверждающим и наполняющим Я ребенка становится и отец. Если же значимые взрослые отстраненные, игнорирующие, неприсутствующие – Я ребенка оказывается пустым.
Подлинное и Ложное Я
Ложное Я – фальшивое либо пустое. Пустое Я нуждается в наполнении. Ложное – в признании своей ценности. Но и то, и другое испытывает сильную нужду в Другом. Человек с ложным Я оказывается неспособным опираться на себя, становится болезненно зависимым от Другого, пытаясь получить любые незначительные подтверждения своего существования, цепляясь за Другого, жадно всматриваясь в его глаза.
Он оказывается зависимым от навязываемых общественных ценностей – модное, престижное, крутое.
Подлинное Я – фундамент индивидуальности. Опираться можно только на подлинное. Терапия в каком-то смысле позволяет восполнять дефицит индивидуальности в обществе.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: