Ребенок медленно читает что делать

Ваш ребенок плохо читает – основные причины

Чтение – важнейший навык человека. Без этого умения невозможно полноценно взаимодействовать с окружающим нас миром, получать максимум информации. В некоторых случаях у детей возникают проблемы с воспроизведением и восприятием текста, чтение дается им тяжело. Современные родители нередко сталкиваются с такой ситуацией и задаются вопросом: почему малыш плохо читает, что делать?

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Основные секреты правильного обучения

Выбор правильного подхода к обучению малышей чтению позволяет достигать высоких результатов, и, наоборот: ошибки при построении плана занятий не позволят развить высокую скорость чтения, хорошее запоминание прочитанного.

Педагоги и психологи выделяют целый ряд рекомендаций, для того, чтобы обучение чтению было более плодотворным:

Многие родители стремятся поскорее развить высокую скорость чтения у своих детей. Это не совсем верно, ведь сначала наиболее важно развить хорошее понимание и запоминание текста. Иногда уже на первых занятиях у детей возникают проблемы именно с правильным воспроизведением слов. Если подобное наблюдается, то необходимо установить причину таких ошибок, ведь иногда они являются признаком различных нарушений восприятия информации.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Почему дети читают медленно

Причины того, что малыш медленно читает, плохо запоминает прочитанное, могут быть самыми разными. Самая часто встречающаяся из них – неправильный подход к обучению грамоте. Когда занятия проходят непоследовательно, он часто не успевает усвоить и закрепить какой-либо из этапов. Это формирует у него неверный навык воспроизведения текста, например, он читает по буквам, когда пора читать слово целиком, или не умеет разбить слово на слоги.

Также ребенок будет медленно читать, если у него небольшой словарный запас. Даже в простом тексте он будет запинаться на множестве незнакомых слов. Для того, чтобы этого избежать, необходимо с раннего возраста читать ребенку сказки и рассказы. Так он будет развивать свой кругозор, а также обогащать свою речь.

Иногда дети не могут долго сохранять концентрацию внимания на тексте, от этого страдает скорость и качество его воспроизведения. Но малыши, которых родители занимают видами деятельности, требующими сосредоточенности, реже страдают от рассеянности. Концентрацию внимания отлично развивают лепка, рисование, решение простых головоломок.

Плохо развитая память может стать причиной того, что ребенку трудно пересказать прочитанное. Старайтесь чаще расспрашивать малыша о том, как прошел его день, что нового он узнал, чем занимался. Тренирует запоминание и пересказ сюжета любимого мультфильма, прослушанной сказки.

Часто причиной того, что дети плохо читают, является наличие проблем с артикуляцией. Несмотря на то, что в большинстве детских садов с малышами работает логопед, необходимо также прорабатывать произношение звуков дома.

Но что делать, если ребенок плохо читает, даже при соблюдении родителями всех рекомендаций? Есть вероятность, что это его индивидуальная особенность.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Ребенок читает слоги наоборот

Еще несколько десятков лет назад у учителей было иное отношение к тому, что некоторые дети плохо читают: путают между собой слоги, из-за этого не понимая прочитанное. Тогда считалось, что причина подобных проблем восприятия текста кроется в лени и нежелании практиковаться, улучшать свои навыки.

Сейчас такие ошибки связывают с дислексией – нарушением способности читать и писать текст. При этом интеллект таких детей, а также общая способность к обучению не ниже, чем у других. По статистике, в странах Европы около 5-10% малышей страдают разной формой дислексии, так что эта проблема довольно распространена.

Благодаря интернету, в современном мире информация стала доступна практически каждому человеку. Так и о такой распространенной проблеме, как дислексия, заговорили. Этим нарушением уже не удивить педагогов, психологов, логопедов нашего времени. Существующие методы борьбы с дислексией позволяют успешно корректировать восприятие текста, и, тем самым, побеждать ее.

Чаще всего эта проблема проявляется в том, что ребенок путает между собой буквы, меняет местами слоги или читает их наоборот. Из-за этого ему не удается правильно прочитать текст, а также верно понять его смысл. Некоторые дети, страдающие дислексией, способны правильно читать текст, но совершенно не запоминают прочитанное. Если родитель не проявляет должного внимания к данному нарушению, то оно также может стать причиной дисграфии – неспособности правильно писать, при которой допускаются грамматические ошибки, путаются местами буквы и слоги.

Важно понимать, что определить, действительно ли ребенок страдает дислексией, может только специалист. Квалифицированный логопед не только сможет выявить эту проблему, но и исправить ее. Обычно дислексия проявляет себя уже на первых порах обучения детей чтению, поэтому, при подозрении на нее, необходимо сразу же обратиться за консультацией специалиста.

Коррекционная работа занимает разное время в каждом отдельном случае. Помимо занятий со специалистом, важно создать вокруг ребенка благоприятную атмосферу, не заострять внимание на его проблеме, не взращивать в нем комплексы. Совместный труд родителя, логопеда и ребенка позволит малышу преодолеть такое препятствие, как дислексия.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Советы педагогов по обучению чтению

Педагоги и детские психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше, чем по достижении 5 лет. До этого возраста малыши должны больше времени уделять игре, ведь она является их способом познавать окружающий мир. До 5 лет дети еще не способны концентрироваться на информации в виде символов, плохо ее запоминают.

5-7 лет – идеальный возраст для обучения чтению. В это время интеллект детей уже достаточно развит, чтобы освоить грамоту, подготовиться к обучению в школе. Несмотря на то, что для поступления в 1 класс общеобразовательных учреждений не требуется уметь читать, владение этим навыком желательно, в первую очередь, для самого малыша. Так ему легче будет даваться школьная программа, а это значит, что он будет меньше уставать от занятий в классе и выполнения домашних работ.

Обучение чтению должно протекать плавно и последовательно. Занятия начинаются со звукового этапа. На них малыш узнает, что слова состоят из звуков, учится их различать. Звуковой этап очень важен, ведь если ему уделить недостаточно внимания, то это может привести в дальнейшем к проблемам при обучении чтению. К концу этого периода обучения ребенок научится разделять простые слова на звуки, например, «м-а-м-а», «п-а-п-а», «к-о-т», «д-о-м».

Когда звуковой этап хорошо усвоен малышом, переходят к буквенному. На нем дети учатся сопоставлять звук и букву, запоминают алфавит. Хорошим подспорьем станут специальные кубики и азбука, занятия с ними даются ребенку легче. Когда алфавит освоен, малыш учится складывать буквы в слоги, а затем и в слова.

Важно уделять особое внимание каждому этапу обучения, иначе у детей впоследствии могут возникнуть проблемы при переходе на беглое чтение, а значит, что пострадает и скорость чтения, и понимание текста.

Заниматься обучением грамоте можно и дома, но родителям не всегда удается придерживаться какой-либо методики, из-за этого занятия протекают хаотично, непоследовательно. Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам. Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным.

Источник

Ребенок медленно читает – в чем причины и стоит ли этого опасаться?

Ребенок медленно читает и это может вызывать беспокойство у его родителей. Хотя следует запомнить, что быть медленным читателем не значит быть плохим читателем.

Тем не менее, как специалист по чтению в средней школе, я оцениваю, сколько времени требуется ученику, чтобы прочитать текст, и регулярно провожу проверку на его скорость, чтобы определить правильные слова ученика в минуту.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Итак, что же это такое и почему ребенок медленно читает?

Имеет ли значение скорость? И да, и нет.

Для начала стоит попытаться объяснить, почему и когда скорость чтения имеет значение.

Когда дети впервые учатся читать, они учатся распознавать, а затем присваивать звуки буквам. Эти буквы становятся словами, которые сначала расшифровываются медленно, а затем, после практики, распознаются и читаются уже автоматически и более точно.

Когда мозг не сосредоточен на расшифровке слов, он освобождается чтобы сосредоточиться на понимании. Вот почему учителя чтения, особенно в начальных классах обеспокоены беглостью чтения ребенка, которая представляет собой сочетание скорости, точности и выразительности.

Обратите внимание, что скорость не является и никогда не должна быть единственным фактором. Тем не менее, исследования показали, что развитие беглости речи у ребенка в начальных классах является фактором к развитию и понимания.

Если один из учеников шестого класса читает 92 правильных слова в минуту, вместо среднего показателя в 140, то сто вызывает беспокойство, особенно если он делает паузу, чтобы мысленно или устно расшифровать много слов и/или неправильно произносит слова. Ведь такой темп чтения является средним показателем для второклассника, но никак не для ученика шестого класса.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Это признак того, что его следует дополнительно протестировать для определения уровня словарного запаса и понимания. И может потребуется вмешательство для заполнения некоторых пробелов. Обратите внимание, что не стоит основывать рекомендации только на оценках беглости. Если требуется вмешательство, а прогресс не достигнут, учащемуся может потребоваться дополнительный тест на предмет нарушения чтения.

Так что, да, скорость чтения имеет значение, но…

После многих лет преподавания и исходя из моего собственного опыта, я могу сказать, что меня меньше беспокоит ученик, который читает медленно, но точно и понимает прочитанное, чем ребенок, который читает быстро и неточно или быстро и точно, но не понимает материал. У меня было много студентов, которые умели красиво читать вслух, но не могли ответить на вопросы по тексту.

Понимание причин, почему ребенок медленно читает — это ключ. И цель тоже играет свою роль.

Когда вы читаете внимательно и глубоко, вы замедляетесь. Пример: короткое стихотворение, прочитанное в академических целях, займет гораздо больше времени на чтение и анализ, чем модный журнал, который читается для удовольствия.

Когда вы впервые читаете что-то незнакомое, вы замедляете ваш ритм чтения. Пример: когда я читаю научные статьи о мозге для моей сертификации по чтению, я читаю медленно и вдумчиво с маркером в руке, нахмурив брови, потому что это является новой и важной для меня информацией. Когда же я читаю в очередной раз роман «Трое в лодке, не считая собаки», я пролистываю его с улыбкой на лице, кивая на знакомые места, удивляясь тому, что заметила кое-что новое.

Если у вас есть ребенок, который медленно и неточно читает, то я предлагаю читать дома и в школе, чтобы улучшить распознавание слов, скорость и понимание.

Если же у вас есть ребенок, который быстро читает, но не до конца понимает прочитанного, то я предлагаю поработать с его учителем, чтобы практиковать стратегии понимания дома. Кроме того, предложите ему замедляться и даже останавливать, чтобы делать заметки, обсуждать прочитанное или неофициально отвечать на вопросы.

Это не должно быть похоже на рутинную работу. Достаточно заметки в конце каждой главы об основных событиях, реакции, вопросе или личной связи. Такие вопросы, как “Что вы сейчас читаете в школе? Какая твоя любимая часть до сих пор? Главный герой вообще похож на тебя?”

Вы также могли бы читать одну и ту же книгу вместе. Это был бы отличный способ моделировать хорошее чтение, свой мыслительный процесс и вести литературные беседы с вашим ребенком!

Если у вас есть ребенок, который читает медленно, но точно, я предлагаю ослабить давление, чтобы стать быстрее (если в этом имеется необходимость), и поощрять его к самостоятельному, глубокому и широкому чтению.

Регулярное самостоятельное чтение должно быть частью жизни каждого ребенка. Это естественным образом увеличит словарный запас, понимание и скорость с течением времени.

Другие советы:

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

И, пожалуй, это самое главное — поощряйте любовь к чтению. Часто дети увлекаются определенной книгой, и они находят именно ту, которая для них смешна, трогательна или близка по смыслу и сюжету. И именно тогда начинают происходить волшебные вещи – благодаря тому, что у детей возникает естественный интерес к книге, они становятся читателями и учениками на всю жизнь, читая самые разнообразные тексты в своем собственном темпе.

Источник

Дислексия: важно заметить вовремя

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Источник

В школу скорочтения? Что делать, если ребёнок медленно читает

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Конечно, в чтении важна не скорость, а осмысленность. И вообще, главное, чтобы ребёнку нравилось читать. А остальное уже второстепенно. Правда, именно от скорости чтения зависит успеваемость школьника в началке. Почему? Объясняет наш блогер Елена Каштанова.

В первом классе проводят 2 проверки техники чтения: в конце первого полугодия, когда дети прощаются с букварем, и в конце учебного года. Помимо скорости, оценивают плавность, правильность и осознанность чтения. Не стоит относиться к этому легкомысленно. Если ребенок читает медленно и плохо понимает прочитанное, это повлечет за собой сложности в обучении и по другим предметам в дальнейшем.

На что влияет скорость чтения

Основной признак медленного темпа чтения — ребенок не любит и не хочет читать. Почему? Ему сложно, тяжело. Он быстро устает. Короткие предложения в 7-8 лет читать уже не интересно, а сложные — трудно. Пока ребенок читает конец предложения, он может забыть, что было в начале.

Со временем ком проблем нарастает: во втором классе медленный темп чтения вызывает затруднения во всех предметах: в чтении, где объем текстов к прочтению увеличивается; в русском языке, где необходимо прочитать и понять правило, прочитать текст упражнения, понять задание, чтобы правильно выполнить его. Сможет ли ребенок, который читает 15-20 слов в минуту, понять задание: «выпишите слова, содержащие орфограмму „безударные гласные в корне слова“»?

Математика страдает не меньше: прочитать и понять условия задачи, особенно с несколькими вопросами: «насколько больше…?», «насколько меньше…?», «сколько всего…?», «сколько надо добавить, чтобы было…?». Поставьте себя на место ребенка: представьте, что вы недавно выучили английский алфавит, а вас просят перевести большой серьёзный текст и потом ещё решить задачу. Тяжело, верно?

Особенно это заметно на контрольных, когда время на выполнение заданий ограничено. Ребенок просто не успевает прочитать и понять задачу, в итоге он просто угадывает задание (конечно, не всегда верно) и получает оценку ниже, чем мог бы.

Например, мама второклассницы мне говорит: «С низкой оценкой по русскому и чтению мы уже смирились, но математика? Откуда двойки за контрольные? Дома мы разбираем задачи, она все прекрасно понимает и без проблем решает, но в школе не получается».

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

«Разбираем задачи» это означает — «читаем текст задачи вместе». Мама нанимает репетитора по математике. Репетитор в недоумении: ребенок прекрасно справляется с заданиями, но в школе ситуация лучше не становится. Что делать? Поэтому, если ребенок регулярно не успевает по всем предметам, получает плохие оценки, не любит читать, обратите внимание на темп его чтения.

Скорость чтения можно измерить самостоятельно. Дайте ребенку прочитать соответствующий возрасту текст. Засеките 1 минуту, посчитайте количество слов. Чтение должно быть плавным, выразительным, осмысленным. Не забудьте проверить понимание текста с помощью уточняющих вопросов: как называется рассказ? О ком идет речь? Кто что сделал? Что случилось потом? Почему и т. д.

Тексты для проверки, которые обычно дают в школе, — это короткие рассказы, например, Л. Толстого или К. Ушинского. Их можно найти в интернете. Пример текста для конца 1 класса:

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в

опасности от товарищей убегают.

В первом полугодии оцениваем так:

Причины медленного темпа чтения

1. Логопедические проблемы. Особое внимание стоит обратить внимание на детей, у которых были логопедические проблемы в дошкольном возрасте (задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения).

2. Нарушение техники чтения (путаница между буквами и звуками, неправильное слияние звуков в слоги, побуквенное чтение).

3. Низкий словарный запас (ребенку сложно прочитать слово, так как оно ему незнакомо).

4. Недостаточный объем памяти.

5. Недостаточно сформированное произвольное внимание.

6. Ограниченность поля зрения.

7. Регрессирующие движения глазами: взгляд возвращается к уже прочитанному.

Логопед или школа скорочтения

На запрос «как научить ребенка читать быстрее», родители получают массу предложений пойти учиться в школу скорочтения. Поможет ли это второкласснику читать быстрее?

Хорошие школы скорочтения принимают на обучение детей не младше 10 лет (а некоторые с 14-15 лет). То есть дети уже должны уметь хорошо читать (не менее 120 слов в минуту) и главное — понимать прочитанное.

Основная методика увеличения скорости чтения заключается в исключении артикуляции (проговаривания слов про себя), расширении периферического (бокового) зрения, обучении выборочного восприятия текста. Скорочтение относится к НЛП-техникам.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Ребёнок не любит читать? Возможно, проблема не в нём, а в родителях — даже если сами они обожают книги

Некоторые школы предлагают начинать обучение скорочтению в 7-9 лет. На данном этапе специалисты обещают развитие интеллекта, которое будет способствовать увеличению скорости чтения, работу с пониманием текста. Но если у ребенка есть логопедические проблемы или не сформирована познавательная деятельность (плохая память, сложности с концентрацией или вниманием) — лучше сначала решить эти проблемы, а потом уже работать над темпом чтения. И начать надо с посещения логопеда. Важно также оценить необходимость нейропсихологической коррекции в познавательной сфере (память, внимание, концентрация).

Неуспеваемости в учебе в будущем можно избежать, если вовремя диагностировать проблемы у специального педагога, и при необходимости пройти специальную подготовку к обучению, которую проводят совместно логопед и нейропсихолог.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как заниматься чтением с ребенком перед школой

Как повысить технику чтения за лето? Упражнения для скорочтения

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делатьГюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг»

Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, без выражения. Очень часто не может пересказать текст, ответить на вопросы. Что делать дальше? Как помочь развить и усовершенствовать навык чтения?

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

Чтобы преодолеть трудности при чтении, часто рекомендуют читать больше книг. И ребёнок сидит часами за чтением, которое превращается в мучение. Ведь чтение — это сложный процесс. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Ещё нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, помнить текст.

Чтобы научиться легко и бегло читать, нужно время. На каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями, заложенными на предыдущем этапе. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Одному достаточно занятий в рамках школьной программы. А другому нужно значительно больше времени. И когда материал для чтения усложняется, ребёнок начинает отставать от других, попадает в группу неуспевающих. Проблемы возникают не потому, что он не может понять и научиться, а потому, что просто не успевает развиваться в таком темпе.

Как понять, что ребенок плохо читает для своего возраста?

Родители, которые хотят дополнительно позаниматься чтением с ребенком летом, часто спрашивают, на какие критерии им ориентироваться. Какая скорость чтения должна быть у ребенка в каждом классе начальной школы? Что еще кроме техники чтения важно?

Предлагаю учитывать нормы техники чтения, разработанные для начальной школы ещё в советское время. Они не потеряли своей актуальности и по-прежнему используются учителями начальных классов.

КлассПолугодиеТемп чтения (слов/мин)Характеристика чтения
11-е25–30Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с чётким проговариванием слогов и слов
2-е30–40Чтение целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам
21-е40–50Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение
2-е50–60Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений
31-е60–70Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик выражает понимание смысла прочитанного текста
2-е70–80Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик выражает понимание смысла прочитанного текста
41-е80–90Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить своё отношение к нему
2-е100-120Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить своё отношение к нему

Как заниматься с ребенком чтением?

На помощь придет книга «Читаем после азбуки», специально созданная для обучения быстрому и осознанному чтению. В ней 10 этапов, каждый состоит из разминки, специальных упражнений, помогающих преодолеть трудности с чтением, и текстов для тренировки навыка скорочтения. Хотим познакомить вас с некоторыми упражнениями из книги.

Но сначала — советы для родителей, как заниматься с ребенком эффективно.

Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден, хорошо себя чувствует. Важен положительный настрой. Не допускайте отрицательных эмоций, не должно быть трудно, скучно, неинтересно.

Продолжительность занятий должна быть не более 30 минут, лучше даже меньше. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности, упражнения.

Обязательно похвалите ребёнка, поддержите, даже если результат занятия вас не устраивает. Обращайте внимание на все успехи ребёнка, даже если результат улучшился на 1–2 слова.

Не пытайтесь освоить скорочтение за короткое время. На закрепление навыка требуется от полутора до трёх месяцев регулярных занятий. Только когда ребёнок легко выполняет задания одного уровня, двигайтесь дальше.

Упражнения для развития скорочтения у детей

1. Дыхательное упражнение «Гонки». Делаем спокойный вдох через нос и в два раза медленнее выдох через рот. На счёт 1–2 — вдох, 1–4 — выдох; на счёт 1–4 — вдох, на счёт 1–8 — выдох; на счёт 1–8 — вдох, на 1–16 — выдох. Затем медленный вдох через нос, подышать в комфортном ритме. Внимание: вдох всегда через нос!

Чтобы делать упражнение было веселее, на выдохе дуем на бумажные шарики — чей быстрее?

2. «Песенка гномов». Тренируем артикуляцию гласных и согласных звуков. Гласные звуки поём, тянем как можно дольше на выдохе.

А У А У А У А У А У А
У А У А У А У А У А У
А О А О А О А О А О А О А
О А О А О А О А О А О
А И А И А И А И А И А
И А И А И А И А И А
А О У И Э А О У И Э А
О У И Э А О У И Э
ЗА-СА-ЗА-СА-ЗА-СА-ЗА — летит стрекоза.
ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ — я бегу за стрекозой.
ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ — мы поймали стрекозу.
ВА-ВЯ-ВЬЯ-ВА-ВЯ-ВЬЯ — покормили воробья.
ЫВ-ИВ-ЫВ-ИВ-ЫВ-ИВ — у пруда много ив.

3. Слоги за «шторкой». Читаем на одном выдохе столбики буквосочетаний (сколько хватит дыхания). Закрываем их «шторкой» (листом бумаги, календариком, открыткой и др.). «Шторку» ведём достаточно быстро сверху вниз, не останавливаемся. Задача ребёнка — увидеть и прочитать. Упражнение не только помогает увеличить скорость чтения и переключаемость внимания, а также тренирует память и речь.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

4. Зачеркушки. Зачеркиваем за 1 минуту как можно больше знаков по заданию. Упражнение тренирует внимание, скорость восприятия, память. Задание: кружки зачеркнуть вертикальной линией, квадраты — горизонтальной.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

5. Таблица Шульте. Ребёнок должен смотреть на точку в центре таблицы и, не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называть по порядку все числа, буквы или пары (цифра + буква). Задача состоит в том, чтобы выполнить задание за определённое время. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8–10 секунд.

Ребенок медленно читает что делать. Смотреть фото Ребенок медленно читает что делать. Смотреть картинку Ребенок медленно читает что делать. Картинка про Ребенок медленно читает что делать. Фото Ребенок медленно читает что делать

6. Что в конце? Инструкция для ребёнка: выбери слог, который может закончить все эти слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *